Что такое структурная информация

Структурная, фундаментальная и оперативная информация

Теперь посмотрим на содержание тех многочисленных процессов и актов коммуникации, которые, как мы выяснили, характерны для человека современного массового общества. Тут нам поможет подход к социальной информации, курсирующей в обществе, описанный в работах известного социолога Ю. Левады.

Так называемая структурная информация осваивается индивидом на ранней стадии социализации с помощью традиционных типов общения (межличностное общение в семье, малой группе, школе) и составляет своеобразное ядро структуры личности: убеждения, установки, ценностные ориентации.

В дальнейшем устойчивую ориентацию человека в обществе создает фундаментальная информация, приобщающая личность к профессии, науке, искусству — это уже более поздний этап вхождения человека в общество. Такая информация поступает к индивиду преиму-

42________________Часть I Деятельность СМК: функциональный подход

щественно по каналам специальных коммуникаций. Сравнительно со структурной информацией, она формирует его знания и интересы более актуального характера.

Оперативная информация актуализирует для каждого индивида морально-этические, правовые, идеологические и прочие нормы сегодняшнего общества, буквально — общества сегодняшнего дня.

Если взглянуть на этот процесс в динамике, доля оперативной информации (относительно структурной и фундаментальной) заметно возрастает именно в сознании человека массового общества.

Соотношение этих слоев на информационном срезе общества делает возможным два вывода.

Во-первых, само содержание информации в этом случае выступает интегрирующим фактором, преодолевающим групповые (религиозные, сословные, тендерные) перегородки внутри общества.

Во-вторых, массовая оперативная информация носит надстроечный характер относительно двух базисных для индивида и общечеловеческой культуры слоев структурной и фундаментальной информации, но ее влияние ограничивается «поверхностным» положением относительно системы ценностей, установок, убеждений, базисных для отдельной личности и определенной культуры.

Если отталкиваться от этого теоретико-методологического постулата, любая конкретная наука (в частности, психология, социальная психология, социология), имеющая дело в качестве предмета исследования с уже «готовым» индивидуальным сознанием, рассматривает это индивидуальное сознание, как сплав различных влияний общества: влияний так называемой «первичной группы» (семьи, школы, ближайшего окружения), влияний социальных институтов и т. д. Тем не менее, формирование личности отнюдь не носит характер отношений молота и поковки. Заметим сразу, что разговор о влияниях на личность общества в целом и отдельных его подструктур необходим в данном случае не сам по себе, а лишь постольку, поскольку оборотной сто

-роной его является понятие «барьера».

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Урок 3. Структурирование информации

Что такое структурная информация. Смотреть фото Что такое структурная информация. Смотреть картинку Что такое структурная информация. Картинка про Что такое структурная информация. Фото Что такое структурная информацияПри запоминании большого количества информации нам необходимо ее структурировать. Структурирование информации заключается, во-первых, в делении информации на группы и подгруппы по определенному критерию. Во-вторых, в умении строить логические связи между выделенными группами информации, чтобы структура надежно хранилась в нашей памяти. Структурирование – это создание прочного каркаса, на основе которого будет строиться запоминание всей необходимой информации.

В этом уроке вы узнаете принципы, критерии и методы структурирования информации для ее наилучшего запоминания.

Оглавление:

Что такое структурирование?

К примеру, возьмем номер телефона, написанный сплошным текстом 89115439080. Чтобы ее запомнить в таком виде нужно будет сильно постараться. Но если номер переписать в другом виде, например, в таком: 8 (911) 543-90-80, то запомнить его не составит большого труда. Поэтому, начиная от простого номера телефона и заканчивая большими учебниками, любая запоминаемая информация нуждается в структурировании.

Что такое структурная информация. Смотреть фото Что такое структурная информация. Смотреть картинку Что такое структурная информация. Картинка про Что такое структурная информация. Фото Что такое структурная информация

Принципы структурирования

Главная цель структурирования – упрощение понимания основных элементов, из которых состоит весь массив информации, а также логики взаимосвязанности этих элементов. В результате такого упрощения нам становится удобнее запоминать информацию, строить ассоциативные ряды, применять различные мнемотехники. В соответствии с этой целью можно выделить два ключевых принципа структурирования изучаемой информации:

Первый принцип: информация должна быть поделена на группы и подгруппы в соответствии с определенным значимым для нас критерием.

Второй принцип: выделенные группы должны быть логично связаны, выстроены в необходимом порядке (по важности, по времени, по интенсивности и т.п.).

Также к этим принципам можно добавить еще несколько полезных правил, связанных с построением структурированной информации.

Правило Миллера (7 ± 2)

Эта закономерность «семь плюс-минус два» была обнаружена американским учёным-психологом Джорджем Миллером в результате ряда экспериментов. Она показывает, что кратковременная память человека способна запоминать в среднем: девять двоичных чисел, восемь десятичных чисел, семь букв алфавита или пять односложных слов. Что примерно составляет группу в количестве семи плюс-минус двух элементов.

Это правило уже использовалось в уроке по тренировке внимания, но оно также справедливо и для создания информационной структуры, которая должна храниться в нашей оперативной памяти. Поэтому не рекомендуется создавать количество групп или подгрупп, превышающее 7 элементов.

Эффект края

Эффект края (или краевой эффект) заключается в том, что мы обычно лучше запоминаем информацию в начале и в конце структурного ряда. Этот принцип известен в нашей стране благодаря фильму «17 мгновений весны», где главный герой-разведчик использовал его для того, чтобы переключить внимание собеседника. Однако открыт этот принцип был достаточно давно, а его исследованием занимался немецкий ученый Герман Эббингауз еще в XIX веке. Этот ученый также открыл «кривую забывания», информацию о которой вы найдете в следующем уроке.

Эффект Ресторфф

Эффект Ресторфф — называемый иначе эффект изоляции, эффект человеческой памяти, когда объект, выделяющийся из ряда сходных однородных объектов, запоминается лучше других. Иными словами, запоминается то, что сильно выделяется. Этим эффектом часто пользуются рекламщики для того, чтобы завоевать в вашем сознании хорошую позицию для своего товара. В нашем курсе знание этого эффекта необходимо для того, чтобы при структурировании информации выделялись группы непохожие одна на другую. В случае, когда каждый элемент структуры запоминаемого материала будет ярким и неоднозначным, наша память сможет лучше усвоить весь материал.

Методы структурирования

В процессе изучения человеческой памяти исследователи вывели несколько способов и методик структурирования информации, помогающих сделать процесс запоминания удобнее. Среди таких наиболее известных способов можно выделить методы Цицерона («римская комната») и Тони Бьюзена («карты памяти»).

Метод римской комнаты

Метод ментальных карт (карт памяти) Бьюзена

Метод ментальных карт, или как его еще называют майндмэппинг (а также диаграмма связей, интеллект карта, карта мыслей или ассоциативная карта) – это способ изображения структуры информации при помощи блок-схемы. Такие ментальные карты часто рекомендуют рисовать психологи или ведущие тренингов для правильной постановки целей или ведения проектов, но в нашем случае ментальные карты полезны именно для структурирования запоминаемой информации.

Для того чтобы построить ментальную карту, необходимо выполнить ряд следующих действий:

В результате вместо просмотра списков слов или предложений сверху вниз и слева направо (как это бывает в обычных конспектах), вы видите главную идею в центре листа, а затем двигаетесь по ветвям к краям листа в таком порядке, который вам нужен.

Итак, третье правило запоминания:

Создавайте удобную и логичную структуру запоминаемой информации.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Источник

Структурная, фундаментальная и оперативная информация

Что такое структурная информация. Смотреть фото Что такое структурная информация. Смотреть картинку Что такое структурная информация. Картинка про Что такое структурная информация. Фото Что такое структурная информация Что такое структурная информация. Смотреть фото Что такое структурная информация. Смотреть картинку Что такое структурная информация. Картинка про Что такое структурная информация. Фото Что такое структурная информация Что такое структурная информация. Смотреть фото Что такое структурная информация. Смотреть картинку Что такое структурная информация. Картинка про Что такое структурная информация. Фото Что такое структурная информация Что такое структурная информация. Смотреть фото Что такое структурная информация. Смотреть картинку Что такое структурная информация. Картинка про Что такое структурная информация. Фото Что такое структурная информация

Что такое структурная информация. Смотреть фото Что такое структурная информация. Смотреть картинку Что такое структурная информация. Картинка про Что такое структурная информация. Фото Что такое структурная информация

Теперь посмотрим на содержание тех многочисленных процессов и актов коммуникации, которые, как мы выяснили, характерны для человека современного массового общества. Тут нам поможет подход к социальной информации, курсирующей в обществе, описанный в работах известного социолога Ю. Левады.

Так называемая структурная информация осваивается индивидом на ранней стадии социализации с помощью традиционных типов общения (межличностное общение в семье, малой группе, школе) и составляет своеобразное ядро структуры личности: убеждения, установки, ценностные ориентации.

В дальнейшем устойчивую ориентацию человека в обществе создает фундаментальная информация, приобщающая личность к профессии, науке, искусству — это уже более поздний этап вхождения человека в общество. Такая информация поступает к индивиду преиму-

42________________Часть I Деятельность СМК: функциональный подход

щественно по каналам специальных коммуникаций. Сравнительно со структурной информацией, она формирует его знания и интересы более актуального характера.

Оперативная информация актуализирует для каждого индивида морально-этические, правовые, идеологические и прочие нормы сегодняшнего общества, буквально — общества сегодняшнего дня.

Если взглянуть на этот процесс в динамике, доля оперативной информации (относительно структурной и фундаментальной) заметно возрастает именно в сознании человека массового общества.

Соотношение этих слоев на информационном срезе общества делает возможным два вывода.

Во-первых, само содержание информации в этом случае выступает интегрирующим фактором, преодолевающим групповые (религиозные, сословные, тендерные) перегородки внутри общества.

Во-вторых, массовая оперативная информация носит надстроечный характер относительно двух базисных для индивида и общечеловеческой культуры слоев структурной и фундаментальной информации, но ее влияние ограничивается «поверхностным» положением относительно системы ценностей, установок, убеждений, базисных для отдельной личности и определенной культуры.

Если отталкиваться от этого теоретико-методологического постулата, любая конкретная наука (в частности, психология, социальная психология, социология), имеющая дело в качестве предмета исследования с уже «готовым» индивидуальным сознанием, рассматривает это индивидуальное сознание, как сплав различных влияний общества: влияний так называемой «первичной группы» (семьи, школы, ближайшего окружения), влияний социальных институтов и т. д. Тем не менее, формирование личности отнюдь не носит характер отношений молота и поковки. Заметим сразу, что разговор о влияниях на личность общества в целом и отдельных его подструктур необходим в данном случае не сам по себе, а лишь постольку, поскольку оборотной сто

Источник

Билет 6.

1. Содержание процессов коммуникации в массовом обществе: структурная, фундаментальная, оперативная информация.

Структурная информация— осваивается человеком в первоначальной стадии жизни, с помощью традиционных типов общения (межличностное общение в семье, малой группе, школе) и составляет своеобразное ядро структуры личности: убеждения, установки, ценностные ориентации.. Связана с традиционной коммуникацией. Индивид получает её в школе, в семье. Она представляет своеобразное ядро, на фоне которой формируется ценности, взгляды человека на происходящее.

Фундаментальная информация— вторичная социализация. Формирование определенного знания, вкуса, профессии, помогает человеку ориентироваться в современном мире. Такая информация поступает к индивиду преимущественно по каналам специальных коммуникаций. Сравнительно со структурной информацией, она формирует его знания и интересы более актуального характера.

Если взглянуть на этот процесс в динамике, доля оперативной информации (относительно структурной и фундаментальной) заметно возрастает именно в сознании человека массового общества.

СМК могут изменить ситуацию, которая связана с повседневностью и практически полностью влияет через оперативную информацию.

Соотношение этих слоев на информационном срезе общества делает возможным два вывода.

Во-первых, само содержание информации в этом случае выступает интегрирующим фактором, преодолевающим групповые (религиозные, сословные, тендерные) перегородки внутри общества.

Во-вторых, массовая оперативная информация носит надстроечный характер относительно двух базисных для индивида и общечеловеческой культуры слоев структурной и фундаментальной информации, но ее влияние ограничивается «поверхностным» положением относительно системы ценностей, установок, убеждений, базисных для отдельной личности и определенной культуры.

2. Основные последствия восприятия массовой информации через СМК: поведенческие, установочные, когнитивные, физиологические.

Констатация положения о том, что одна и та же публикация может быть понята разными людьми не только с разной мерой глубины, но и с разной мерой адекватности, вынуждает обратиться к вопросу о факторах, влияющих на процесс восприятия и понимания текстов массовой коммуникации.

Можно выделить три группы таких факторов: характеристики личности; параметры текста; особенности ситуации, в которой протекает процесс восприятия и понимания.

1) Поведенческие (изменения поведения, повторения действий – невозможно установить причинно следственную связь), легко понять есть воздействие или нет (посмотрел рекламу йогурта-пошел и купил этот йогурт). На человека слишком много разного воздействия и не ясно, что именно его побудило купить йогурт.

2) установочные позволяют оценить реальность получения сообщения из СМИ; те изменения, которые происходят во мнениях, отношениях людей по отношению к информации, которую мы получаем из СМИ; состоит из эмоционального и интеллектуального компонентов; процесс обуславливания – вызывания положительных эмоций у населения.

3) когнитивная – связаны с изменением мышления и знания исходит из теории повестки дня.. усвоение новой информации из СМИ

4) физиологические – меньше всего изучены; возникает вследствие знания и опыта людей. Связаны с чертами характера ч-ка. Лучше всего человек воспринимает инфу, когда он находиться в комфорте, отсюда он всю инфу будет воспринимать позитивное.

Для наибольшей эффективности их надо объединить.

Дата добавления: 2015-01-12 ; просмотров: 20 | Нарушение авторских прав

Источник

Структурная, фундаментальная и оперативная информация

Теперь посмотрим на содержание тех многочисленных процессов и актов коммуникации, которые, как мы выяснили, характерны для человека современного массового общества. Тут нам поможет подход к социальной информации, курсирующей в обществе, описанный в работах известного социолога Ю. Левады.

Так называемая структурная информация осваивается индивидом на ранней стадии социализации с помощью традиционных типов общения (межличностное общение в семье, малой группе, школе) и составляет своеобразное ядро структуры личности: убеждения, установки, ценностные ориентации.

В дальнейшем устойчивую ориентацию человека в обществе создает фундаментальная информация, приобщающая личность к профессии, науке, искусству — это уже более поздний этап вхождения человека в общество. Такая информация поступает к индивиду преиму-

42________________Часть I Деятельность СМК: функциональный подход

щественно по каналам специальных коммуникаций. Сравнительно со структурной информацией, она формирует его знания и интересы более актуального характера.

Оперативная информация актуализирует для каждого индивида морально-этические, правовые, идеологические и прочие нормы сегодняшнего общества, буквально — общества сегодняшнего дня.

Если взглянуть на этот процесс в динамике, доля оперативной информации (относительно структурной и фундаментальной) заметно возрастает именно в сознании человека массового общества.

Соотношение этих слоев на информационном срезе общества делает возможным два вывода.

Во-первых, само содержание информации в этом случае выступает интегрирующим фактором, преодолевающим групповые (религиозные, сословные, тендерные) перегородки внутри общества.

Во-вторых, массовая оперативная информация носит надстроечный характер относительно двух базисных для индивида и общечеловеческой культуры слоев структурной и фундаментальной информации, но ее влияние ограничивается «поверхностным» положением относительно системы ценностей, установок, убеждений, базисных для отдельной личности и определенной культуры.

Если отталкиваться от этого теоретико-методологического постулата, любая конкретная наука (в частности, психология, социальная психология, социология), имеющая дело в качестве предмета исследования с уже «готовым» индивидуальным сознанием, рассматривает это индивидуальное сознание, как сплав различных влияний общества: влияний так называемой «первичной группы» (семьи, школы, ближайшего окружения), влияний социальных институтов и т. д. Тем не менее, формирование личности отнюдь не носит характер отношений молота и поковки. Заметим сразу, что разговор о влияниях на личность общества в целом и отдельных его подструктур необходим в данном случае не сам по себе, а лишь постольку, поскольку оборотной стороной его является понятие «барьера».

Эта тема принадлежит разделу:

Социология

Социология.. МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ.. Почему одно сообщение молниеносно становится массовым и эффективно воздействует на людей а другое сколько не тиражируй остается в вакуумной..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Структурная, фундаментальная и оперативная информация

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Развитие коммуникации в человеческом сообществе
Какие средства были необходимы Вожаку, чтобы он мог осуществлять свою специфическую деятельность по управлению сообществом? Для самых элементарных команд вполне хватало средств животного царства —

Усложнение информационного обмена
Итак, возник язык — специальный код, с помощью которого можно было, абстрагируясь от конкретного события, генерировать знания, чтобы передавать их от поколения к поколению. Стала возможной комму

Трансляция разрешительно-запретительной матрицы социума
Действительно, с усложнением социальной организации, появлением племен, родов, этносов, пространственных поселений перед сообществом встала принципиально новая задача: сохранить устойчивость этих о

Структурная информация в процессе управления социумом
Обозначим еще один важный момент в развитии социальных отношений: ситуация, когда Вожак (Вождь?) осуществлял свою власть «контактно», была тупиковой; перевести же ее на новый уровень — сделать дист

Этапы развития средств коммуникации
Какие средства вырабатывало человечество для трансляции структурной информации? Первоначально таким средством был язык в его речевой ипостаси. Для того чтобы передавать информацию, достаточн

Исторические истоки развития коммуникационных сетей в сфере материального производства
После долгого периода рабского, крепостного труда, ремесленного производства стала возникать мануфактуризация производства, когда происходило объединение людей, специализирующихся на отдельной опер

Новые социальные субъекты: поиск каналов коммуникации
Отмеченные нами исторически новые социальные интересы нуждались в новых каналах трансляции их обществу. Точнее, они были лишь в той степени социальными, в какой удавалось сделать их публичными,

Роль первых газет в удовлетворении новых социальных нужд
Первые европейские газеты (как раз и олицетворявшие собой исторически новые функции, связанные с маркетинговыми запросами материального производства и с претензиями новых собственников на создание

Функциональная связь между индустриализацией и развитием СМК
Параллельно развиваются сами информационные средства и их технологическое обеспечение — одно проистекает из другого, и, в свою очередь, новые информационные каналы способствуют социальнопо-литическ

Информационное общество как четвертая стадия развития цивилизации
Четвертая стадия развития цивилизации, о которой стали говорить в последней трети XX в., — так называемое информационное общество — имеет в качестве сущностной характеристики прежде всего такой пок

СМК и альтернативы социальной практики
Прошло полвека с тех пор, как Н. Винер определил эту проблему следующими словами: «Сообщество простирается лишь до того предела, до которого простирается действительная передача информации»

Традиционное и дистанционное общение
Из предыдущей главы нам стало понятно, что на коммуникативные процессы, динамически происходившие в социальном организме, можно взглянуть как на все более усложняющуюся систему управления: усложнял

Межличностная коммуникация
Для межличностной коммуникации характерны следующие свойства. 1. Отношения между участниками более или менее равноправные (любящая пара, семья, компания). 2. Число общающихся, огр

Специальная коммуникация
Общение проповедника со своей паствой, общение командира воинского подразделения и военнослужащих, наконец, общение начальника и подчиненного — все это примеры специальной коммуникации. Обозначим е

Статистика развития прессы
Технические революции в области коммуникаций совпадали, как правило, с изменениями экономического, политического характера в обществе или, говоря более обобщенно, — с социальными изменениями. Разви

Пресса и модернизация общества
Газеты, родившиеся первоначально как способ передачи информации, в ходе своего развития стали социальным институтом по ее производству. Для понимания этой трансформации необходимо учесть,

Теоретическая модель СМК
Какими характеристиками обладает система СМК, если говорить о ней как о теоретической модели? 1. СМК включают в себя дистанционные способы передачи информации, максимально доступные Аудито

Социальные изменения и новые потребности
Разговор об Аудитории требует некоторых предварительных ее характеристик в более широких социальных координатах. Говоря о сути рыночных отношений между информационным продуктом и потребителем, мы п

Увеличение социальной мобильности масс
Укажем еще на одну характеристику, по своим масштабам относящуюся к факторам макроуровня. Капиталистический способ производства привел к тому, что каждый член общества все более становился субъекто

Урбанизация и усложнение коммуникации
Обратимся снова к XVIII в., к странам западной цивилизации, и рассмотрим указанный период с точки зрения социологии расселения: здесь активно идет процесс урбанизации, которая, по словам известного

Адаптация индивида в массовом обществе
В обозначенной выше общественной ситуации резко повышается степень чувствительности индивида к ожиданиям и оценкам окружающих. Он привыкает быть настороже, зорко следит за динамикой общественного м

Массовое общество: потребность в массовой информации
На определенном этапе развития общество становится массовым. Все члены его являются электоратом, налогоплательщиками, составляют трудовой ресурс, причем в условиях разделения труда общая востребова

Характеристики массовой аудитории как приемника информации
Рассмотренные более детально характеристики массовой аудитории как приемника информации выглядят следующим образом. 1. Сообщения СМК достигают миллионов людей одновременно или в пределах о

Моделирование социальной реальности с помощью СМК
К концу XX в. особенно заметными стали тенденции в СМК, связанные с моделированием информации: отбор, упорядочивание, иерар-хизация сообщений (первое сообщение для Коммуникатора, а затем и в воспри

Отбор информации Аудиторией
Но и Аудитория имеет мощное средство моделирования экранной реальности. С увеличением количества телеканалов у нее появилась 44________________Часть I. Деятельность СМК: функциональный

Рейтинговые программы — показатель потребностей Аудитории
Так что же, зададимся вопросом мы, человечество обречено на эти новые кандалы, систему общения в режиме «не выходя из дома»? Надежда, что этого все-таки не случится, кроется в простом факте: челове

Функции СМК в режиме реального времени
Направление социологии СМК, связанное с изучением функций, накопило к сегодняшнему дню огромный эмпирический материал. Помимо самоценности этого материала (для практической деятельности Коммуникато

Почему Аудитория обращается к СМК
Зарубежные эмпирические исследования отношения Аудитории к просмотру телевизионных информационных программ говорят, что 50________________Часть I Деятельность СМК функциональный подход

Функции отдельных средств передачи информации
Мы рассмотрели функции СМК под углом зрения разных участников коммуникативной цепи. Но как только мы перейдем на уровень отдельных средств (газеты, радио, телевидения), эти функции начнут трансформ

Взаимодействие Аудитории и СМК
Конечно, справедливо утверждать, что СМК конкурируют с другими источниками удовлетворения потребностей Аудитории. Так могут быть прокомментированы, результаты самых ранних исследований радио, когда

Роль стереотипа
Необходимо выделить в этой докоммуникативной стадии объем жизненного багажа, с которым индивид подходит к любому новому явлению в его жизни. Информация СМК, как и все, что приходит из внешнего мира

Механизм стереотипизации
В концепции Липпмана стереотип по своей форме — это «картинка в голове», яркое эмоциональное представление о явлении или предмете, которое как бы закладывается в сознание (микросистему) в процессе

Роль ближайшего окружения индивида
Вторая группа характеристик, о которых следует упомянуть, рассматривая докоммуникативную стадию, связана с ближайшим окружением индивида. Мы говорили об особенностях существования человека в массов

Условия возникновения эффективной коммуникации
Достижение конверсии в исходных мнениях и моделях поведения Аудитории — это прагматическая цель Коммуникатора, и она обеспечивается технологически. Описание этого процесса в терминах возде

Эффект первичности сообщения
В ходе многочисленных экспериментов было установлено, что шаблонность заголовков, место сообщения в газете или его очередность в радио- и телевыпусках могут как отвратить от коммуникации, так и дат

Другие факторы эффективной коммуникации
Процесс коммуникации всегда информативен и состоит в передаче структур: когнитивной, познавательной (максимально предметной, объектной, объективной); оценочной (которая накладывает на эту пр

Изменение политических предпочтений Аудитории с помощью СМК
Однако социология СМК накопила достаточно информации, чтобы говорить об их решающем влиянии в процессе взаимодействия с Аудиторией. Так, известно, что в плане информирования СМК не имеет себе равны

Этапы воздействия информации
В рамках любой прагматической деятельности — а деятельность СМК, безусловно, таковой является, коль скоро ставит перед собой некие цели — естественно отслеживать, в какую цену обходится ее итог. По

Конвенциональный характер выделения этапов
Для рассмотрения сути происходящего в процессе потребления текста годится образ «черного ящика». Ведь практически исследователь имеет дело именно с ним, когда известно, что потребляется, и и

Стратегии изучения эффективности воздействия СМК
Приходится констатировать, что нет точного математического аппарата, который позволил бы выйти на конечную эффективность. Она так и остается эквивалентом некоей потенции, которую обещает «исходная»

Эффективность и эффекты коммуникации
Но если вернуться к самим наблюдаемым эффектам, легко заметить, что каждый из них поддается более широкой интерпретации. Так, говоря о когнитивном эффекте, Б. Грушин подчеркивает значимость этого п

Понятия эффекта и эффективности в более широкой коммуникативной модели
Но если попытаться раздвинуть рамки наблюдаемого объекта до общества в целом, нам понадобятся другие понятия для описания места деятельности СМК в экономике, политике и т. д. — «роль», «влияние» на

Истоки социологической парадигмы
Рефлексия человеческого сознания по поводу существующей в социуме коммуникации родилась, по-видимому, вместе с тем самым словом, которое было «в начале». Действительно, человечество всегда занимало

Начало эмпирического изучения прессы в России в XIX в
В нашей стране взаимоотношения науки о журналистике и социологии СМК отягощались далеко не научными обстоятельствами. Над социологией долгое время тяготело ее «буржуазное» происхождение, как двумя

Прагматическая и идеологическая причины развития социологии СМК
Развитие социологии СМК осуществлялось не только (вернее, не столько) в научных интересах. Развитие науки совпало с производственными потребностями — с необходимостью специально заниматься проблема

Обогащение социологических исследований данными смежных наук
Но вернемся в начало века, к западной теоретической мысли в сфере социологии коммуникаций. Исторически «как в количественном, так и в ряде других отношений, например, в сфере финансирования научных

Первый этап анализа взаимоотношений общества и СМК
Хронологические рамки первого этапа изучения СМК (в западных школах) охватывают период от начала XX в. и вплоть до 40-х годов В это время системе массовых коммуникаций отводилась гипертрофированная

Одноступенчатая модель коммуникации
Первой соответствовала концепция, описывающая однонаправленный поток информации от Коммуникатора к адресату как влияющий на него непосредственно. gg_______________Часть I. Деятельность

Двухступенчатая модель коммуникации
К середине XX в. количество эмпирических исследований перешло в качество: западная социология массовых коммуникаций приобрела солидный багаж данных. Они позволяли говорить о том, что личность созда

Плюрализм эмпирических моделей
Подытожим, что мировая социологическая мысль зафиксировала к концу XX в. весьма сильную зависимость отношения населения к средствам массовой коммуникации от тенденций, имеющих место 96____

Советский период
Обозначая начало эмпирических социологических исследований в области СМК в СССР, мы не можем сбрасывать со счетов мировую практику. При всей ограниченности каналов ознакомления отечественных ученых

Социология смк новой россии
Период, когда советская социология по политическим причинам превратилась в российскую, привнес в ситуацию, сложившуюся в недрах науки, изучающей систему массовых коммуникаций, несколько принципиаль

Группировка социальных субъектов
Массовая коммуникация в обществе реализуется, как мы выяснили в предыдущей части, системой СМК. Эта система, по мнению ряда исследователей, сегодня включает в себя, помимо привычных для XX в. средс

Органы власти и политика социального развития
Современное общественное развитие, охарактеризованное понятием модернизации, имеет отличительные черты, среди которых в качестве фундаментальных выделяются прогресс в сфере технологий; пл

СМК как «четвертая» власть
Мы уже говорили атом, что СМК выступает в двуединой роли: как институт, участвующий в процессе формирования целей развития общества, и как механизм их актуализации. Этим институт ничем не отличаетс

Усиление роли государства, проблема цензуры и понятие пропаганды
Роль государства на протяжении последнего периода времени усиливается, поскольку общество столкнулось с проблемами, ранее отсутствовавшими (экология, рост вооружений, появление технологий повышенно

Законодательная власть и пресса
Говоря о взаимодействии государства и СМК, определим реальные на сегодняшний день ограничения, которые оно устанавливает для СМК, в рамках демократической организации социума. Эти ограничения устан

Исполнительная власть и пресса
Пресса является сегодня чрезвычайно важным каналом общения власти с населением страны. В этой деятельности можно отметить два взаимосвязанных плана, входящих в само понятие управления. Один из них

Судебная власть и пресса
Эта проблема примыкает к вышеизложенным, но, по-видимому, является менее однозначной. Во многих странах ведутся дискуссии, на какой стадии расследования уголовных дел допускать прессу к информации.

Политические силы в ситуации выбора обществом политики социального развития
В ходе исторического развития человеческое общество доросло до понимания, что стратегия и тактика социального развития должны определяться в режиме диалога всех сил, составляющих социальное взаимод

Плюрализм политического пространства демократического общества
Таким образом, политические структуры, партии, лидеры становятся все более активными «ньюсмейкерами», создателями новостей и одновременно их носителями. Здесь возникает вопрос о праве на сущ

Политическая деятельность как текст
Мы показали, что деятельность институтов власти является предметом пристального внимания СМК, но это не исключает целенаправленных усилий власти по обеспечению этого внимания. В последнем случае пр

Личностный характер политической деятельности
Рецептами инструментального характера, прагматического свойства, как донести эту программу до электората, являются следующие положения: 1. Избиратели хотят, чтобы вы были самим собой. Если

Формы коммуникации политика: фактор времени
Когда мы говорили о разных формах коммуникации, то имели в виду их функциональную представленность в более широком социальном поле, в реальных координатах времени и пространства. Рассмотрим два пер

Регламентация объемов внимания СМК к политическим силам
Ясно, что в какой-то период общество осознает, что таким образом лишаются возможностей соревновательности и самой публичности 128 Часть II Деятельность СМК как реализация интересов соци

Пресса — сепаратор или диспетчер?
Платная реклама, как это ни может показаться странным на первый взгляд, по-своему решает старую как мир проблему: в какой роли должны выступать СМК в политическом процессе, должны ли они обеспечива

Составляющие политической рекламы
Создание визуальной рекламы по законам искусства (а это, конечно, должно быть искусством: с хорошей режиссурой, высоким качеством съемок) рождает и ее восприятие как произведения искусства, т. е. о

Позиционирование политика в политическом пространстве
Вышеприведенные примеры поднимают еще одну проблему. Многие из политических деятелей, если не в одном и том же тексте, то в их континууме, сравнивают себя со своим соперником или действуют по принц

Дискуссия о регулировании политической рекламы
В 1999 г. Государственная Дума РФ предприняла попытку принять Закон о политической рекламе. Был подготовлен проект этого документа. Постоянная палата по государственной информационной политике поли

Мерю политической рекламы среди факторов воздействия
Исследователи отмечают, что существует своя иерархия воздействия на результаты политической выборной кампании. Некоторые аналитики рассматривают в качестве самых долгосрочных и фундаментальных парт

Осветить все точки зрения. Как вам кажется, телевидение освещает
все точки зрения или явно поддерживает одну из них? А газеты?» (в % к мнениям о каждом средстве)

Опросы общественного мнения как инструмент политика
Многие примеры, которые мы привели, содержат в качестве оценки рекламной кампании опросы общественного мнения. К этой теме мы и обратимся, указав на новую интересующую нас силу, претендующую на сво

Вторая» жизнь опроса общественного мнения
И как бы тщательно ни выверялись результаты опроса, сколь корректно они ни были бы опубликованы, они начинают новую жизнь в многочисленных комментариях, над которыми не властны исследователи. Можно

Результаты опросов — прогноз или диагноз?
Самый большой вопрос для исследователей общественного мнения — это сравнение результатов выборов и предвыборного расклада мнений избирателей, продемонстрированного в опросах накануне. Для прессы эт

Особенности продукта
Выступая перед студентами экономического факультета МГУ, Д. Мур-зин, президент ОАО «Редакция газеты «Известия»», назвал газету «бизнесом, иногда даже более привлекательным, чем нефтяной»,

СМК: границы интересов предпринимательства
Пресса становится элементом свободного предпринимательства. Означает ли это абсолютный произвол владельцев СМК по осуществлению ими такого руководства производством, чтобы оно приносило максимум пр

Позиция владельца телеканала (радиостанции, газеты) на отбор
политических новостей и комментарии к ним?» (в % ко всем опрошенным) Политическими новостями не интерес

Проблема скрытой рекламы
Интересы «заказчика» преобладают здесь изначально. Понятно, что такую ситуацию лоббируют все участники процесса, как собственно информационные каналы, для которых реклама пополняет бюджет,

Скрытая реклама в прессе — эмпирические свидетельства
Конечно, соблазнительно попасть в разряд материалов, авторитетность, качество которых гарантируется каналом. Как мы уже сказали, заведомо односторонняя информация здесь поддерживается доверием к ис

Возможности рекламодателей влиять на редакционную политику
Мировая практика знает разные возможности, которыми распола-i нет рекламодатель, чтобы добиться желаемой цели — благожелательного отношения к его товару,его фирме или его имени. Коротко пе

Основные принципы взаимоотношения прессы и ПР-структур
По своему определению, ПР-структуры— структуры по связям с общественностью — призваны воздействовать на общественное мнение. Они ставят перед собой генеральные, стратегические цели достижения и под

Техника публичного выступления
Рассмотрим еще один срез взаимодействия ПР-служб и прессы. Известно, что организации заинтересованы в том, чтобы их первые лица выходили непосредственно на прессу. Как показывает мировой опыт, это

Выступления на радио и телевидении
Рекомендации по работе с радио- и телесредствами имеют несколько специфических требований. Радио оперирует особым инструментом — человеческим голосом. И от выступающего на радио лидера требуется ум

Пресс-конференция
Как правило, в случае, когда инициатором интервью является организация и когда об интервью просит журналист, существует свой алгоритм взаимоотношений с радио и телевидением. Если во втором случае х

Пресса и ПР-структуры в постсоветский период
Российская действительность выявила наиболее уязвимые для социальной критики модели взаимоотношений прессы и ПР. В ходе перестройки наиболее заметной оказалась практика, когда собственники информац

Потребность общества в социальной рекламе
Как мы проанализировали в предыдущем разделе, трансформации, которые произошли в социуме за период его модернизации, требовали более оперативных способов приспособления индивида к социальным послед

Характеристики социальной рекламы
Какие признаки текста с ярко выраженной социальной направленностью выявляют его родство именно с рекламой? Прежде всего, заложенная в нем идея существования благовидного и/или неблаговидного поступ

Затраты общества на социальную рекламу
Поскольку главная черта социальной рекламы — пропаганда общезначимых социальных ценностей, очевидно, что усилия по ее реализации (финансирование производства.-размещения рекламных текстов), установ

Виды потребностей Аудитории в информации
Практически все социальные субъекты, претендующие на внимание населения к своей деятельности, сталкиваются с объективным противоречием — зависимостью решения их проблем от включенности таковых в сп

Новые информационные возможности для Аудитории
Возникновение новых информационных технологий влечет за собой осознание принципиально новых взаимоотношений с Аудиторией. А. Левенчук в статье «Памяти Большого Информационного Взрыва», опубликовано

Личность и общество — философская парадигма
Известный российский социолог Ю. Давыдов проследил судьбу проблемы личности в обществе и ее прав в этом мире на материале решения ее двумя известными мыслителями XX в. М. Вебером и М.Бахтиным1

Свобода слова и права личности
Возникло объективное противоречие между свободой информирования общества средствами массовой коммуникации, осознаваемой сегодня как признак демократизации, декларируемой национальными, надгосударст

Интернет и права личности
В последнее время с распространением Интернета проблема приобрела новый срез. «Охотники на звезд вооружились компьютером» — так называлась статья о нашумевшем процессе по делу о покушении на извест

Формы защиты прав личности
А. Глисков в статье «Тайна частной жизни и общественный интерес»1 выводит необходимость иного правового статуса человека на основе признания его прав высшей ценностью. Одна из п

Место исследований о Коммуникаторе в социологии СМК
Предметное поле понятия «коммуникатор» Для обзора огромного числа исследований в области СМК воспользуемся хрестоматийным определением коммуникативного процесса (с последу

Как фактор успешного контакта с информацией
В какой мере способствуют успешному контакту с информацией характеристики самого источника? Начнем с понятий престижа, доверия, надежности. Значение этих характеристик, известное из обыденного опыт

Отношение к информационному каналу
Практика взаимоотношений Аудитории с отдельными информационными каналами или (для радио и телевидения) с отдельными программами позволяет сделать обобщенный вывод о самом средстве коммуникац

Критерии отбора новостей
Эту проблему отлично осознают журналисты, поскольку у них существуют свои критерии отбора новостей для прессы, не всегда совпадающие с предпочтениями Аудитории. Что, например, определяет степень вн

Работа газеты с гражданской предвыборной программой
В декабре 1991 г., когда план был принят, «Шарлотт Обзервер» начала работу по формированию гражданской предвыборной программы. Принятая стратегия была предельно простой: * основны

Влияние газеты на ход избирательной кампании
Встречи с кандидатами предоставили еще одну возможность активизировать участие читателей- газета предложила им присылать адресованные кандидатам вопросы Лучшие из них корреспонденты «Шарлотт

Контент-анализ: вывод о результативности реформы газеты
Улучшилось ли в результате этой работы освещение избирательной кампании в 1992 г.? Чтобы оценить действенность проекта, Пойнтеровский институт использовал, в частности, контент-анализ «Шар

Новые представления о Коммуникаторе
Шарлоттский эксперимент изменил не только принцип освещения избирательной кампании. Изменились фундаментальные представления о журналистике. Привлекая читателей к принятию решений о том, что и как

Шарлоттский эксперимент и современная журналистская этика
Надо сказать, что происходящие трансформации газетной деятельности в одном, отдельно взятом городе США, отвечают велению времени. 23-25 октября 1997 г. на конференции на факультете журналистики МГУ

Современные тенденции мирового газетного рынка
Сейчас в США на 240 млн человек населения выходит около 1500 ежедневных газет, из них 1 300 имеют тираж, не превышающий 50 тыс. экземпляров. И только несколько, например, «Уолл-стрит джорнел»,

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *