Что такое структурное подразделение университета

Что такое структурное подразделение университета

Статья 27. Структура образовательной организации

1. Образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

2. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации. Осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается.

5. Филиал образовательной организации создается и ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

6. Принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется в порядке, установленном частями 11 и 12 статьи 22 настоящего Федерального закона.

7. Филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

(в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 232-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, или муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

9. Представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией.

10. Создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации.

11. Финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством этого иностранного государства.

12. В государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений) не допускаются.

Источник

Основные подразделения высших учебных заведений

РЕФЕРАТ

ПО ТЕМЕ: ВИДЫ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ.

Выполнили: Аксинович Д.

Юркульская А.

Высшее учебное завидение.

Высшее учебное заведение (сокращенно вуз, в соответствии с нормами русского языка пишется строчными буквами) — учебное заведение, дающее высшее профессиональноеобразование.

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.

Каждое высшее учебное заведение имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая даёт право на образовательную деятельность.

Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация даётся вузу, как правило, после аттестации).

Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет и бывает дневное (очное), вечернее (очно-заочное), заочное. Наиболее распространены формы обучения — аудиторное обучение и дистанционное

Виды высших учебных заведений

В настоящее время высшие учебные заведения в Российской Федерации подразделяются на четыре типа:

· Федеральный университет — ведущее высшее образовательное учреждение на территории федерального округа, центр науки и образования.

· Университет — многопрофильное учебное заведение с большим выбором учебных программ в самых разных областях знания.

· Академия — готовит широкий круг специалистов какого-либо направления человеческой деятельности (сельское хозяйство, здравоохранение, искусство и т. п.).

· Институт — занимается подготовкой специалистов для работы в определённой области профессиональной деятельности.

Научные исследования производятся в высших учебных заведениях всех типов, однако в университетах они, как правило, носят фундаментальный характер.

Структура высших учебных заведений

В своей основе структура высших учебных заведений появилась более 500 лет назад.

Возглавляет высшее учебное заведение ректор, его заместителями по различным направлениям работы являются проректоры, которые решают оперативные и тактические вопросы работы вуза. Стратегические вопросы развития вуза обычно решает его Учёный совет.

Основные подразделения высших учебных заведений

· Факультет — учебно-научное и административное структурное подразделение высшего учебного заведения, осуществляющее подготовку студентов и аспирантов по одной или нескольким родственным специальностям, повышение квалификации специалистов, а также руководство научно-исследовательской деятельностью кафедр, которые он объединяет. В университетах и академиях отдельные факультеты могут функционировать на правах внутривузовских институтов.

· Кафедра — подразделение, осуществляющее подготовку студентов в рамках определенной специализации.

· Аспирантура и докторантура.

· Подготовительное отделение для абитуриентов.

Высшее учебное заведение (вуз) — образовательное учреждение, дающее высшее профессиональное образование.

Различают государственные и частные вузы. Вуз может иметь филиалы и представительства в других населенных пунктах.

Каждый вуз имеет устав и является автономным субъектом правовых отношений. Вуз должен иметь лицензию, которая дает право на образовательную деятельность. Для того чтобы иметь право выдавать выпускникам вуза диплом государственного образца, вуз должен быть аккредитован (аккредитация дается вузу, как правило, после аттестации). С 2006 года лицензировать филиалы вузов будут в составе основных вузов. Обучение в вузе, как правило, длится от 4 до 6 лет

Виды и наименования высших учебных заведений

Источник

Структурные подразделения вуза: правовые аспекты

В статье освещаются три вопроса:
Правовой статус структурного подразделения вуза с правомочиями юридического лица.
Правовой режим имущества вуза и его структурных подразделений.
Бюджетное регулирование деятельности вуза.

Л. Б. Елисеева,
Уральский государственный университет

СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ВУЗА: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Правовой статус структурного подразделения вуза с правомочиями юридического лица

Впервые определение обособленного подразделения появилось в Налоговом Кодексе РФ после вступления в силу ФЗ от 9.07.99 г. N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового Кодекса Российской Федерации», хотя само понятие в российском законодательстве использовалось и прежде.

Принятие 10 июля 1992 г. Закона РФ N 3266-1 «Об образовании» и 22.08.1996 г. Федерального закона 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» позволяет говорить о наличии специального законодательства, регулирующего деятельность образовательного учреждения. Рассмотрим развитие понятия «структурного подразделения» во времени.

1992 год. В соответствии со ст.7 Закона «Об образовании» образовательные учреждения могут создавать филиалы, отделения, структурные подразделения, которые по доверенности головной организации могут осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в т.ч. иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях.

1995 год. Введенная в действие с 1.01.95 г. часть первая Гражданского Кодекса РФ дала легальное определение представительства и филиала юридического лица. В соответствии с п.1, 2 ст.55 Гражданского Кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту; филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в т.ч. функции представительства.

В правовом режиме филиалов и представительств много общего:

1996 год. В принятом в 1996 г. ФЗ от 22.08.96 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» была предпринята попытка конкретизации понятия филиала. В соответствии с п.2 ст.7 вышеуказанного закона филиалами вуза являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения. В соответствии с п.3 ст.8 вузы самостоятельны в формировании своей структуры; структурные подразделения вуза могут наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица в порядке, предусмотренном уставом вуза.

1999 год. Введенная в действие с 01.01.99 г. часть I Налогового Кодекса РФ исключила филиалы и представительства из налоговых правоотношений признав возможным налогоплательщиком исключительно юридические лица. Эта позиция явилась серьезной новацией по отношению к действовавшему ранее налоговому законодательству России. Закон РФ от 27.12.91 г. N 2118-1 «Об основах налоговой системы РФ» относил к налогоплательщикам юридических лиц, другие категории налогоплательщиков, на которых в соответствии с законодательными актами была возложена обязанность уплачивать налоги. Частные налоговые законы описывали субъектов налогообложения более конкретно. Например, закон РФ от 27.12.91 г. N 2116-1 «О налоге на прибыль предприятий и организаций» включал в состав налогоплательщиков предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами и осуществляющие предпринимательскую деятельность, а также филиалы и другие обособленные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет. Налоговый Кодекс оставил за филиалами и иными обособленными подразделениями организации функциональную обязанность уплачивать налоги и сборы на той территории, на которой организации и иные обособленные подразделения осуществляют функции организации.

Однако вопрос о понятии «обособленности» подразделения организации остался открытым.

И лишь вступивший в силу ФЗ от 09.07.99 г. N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть I Налогового Кодекса РФ» законодательно четко определил понятие обособленного подразделения.

Налоговый Кодекс не определил, что такое «рабочее место», однако п.1 ст.11 Налогового Кодекса РФ предусмотрел возможность использования понятий других отраслей законодательства. Поэтому обратимся к нормам трудового права. ФЗ от 17.07.99 г. N 181-ФЗ «Об основах охраны труда РФ» трактует рабочее место как место, где работник должен находиться или куда ему следует прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

Кроме того, вышеуказанный Закон N 154-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть I Налогового Кодекса РФ» впервые дал определения ряду терминов, используемых в законодательстве, но ранее нормативно неопределенных и вызывающих поэтому, большое количество споров. В частности, местонахождение российской организации должно определяться исключительно местом ее государственной регистрации.

Аналогичная по содержанию норма содержится в п.2 ст.54 Гражданского Кодекса РФ. Однако в гражданских правоотношениях этой нормой допускается установление иного местонахождения организации указанного в учредительных документах юридического лица.

Правовой режим имущества вуза и его структурных подразделений

Выше упоминалось о правовом режиме имущества филиалов и представительств. Рассмотрим подробнее вопрос правового режима имущества учреждения и его структурных подразделений.

Остановимся лишь на вещном праве имущества, находящегося в распоряжении учреждения (равно обособленного подразделения).

Государство, как собственник основной массы имущества, будучи не в состоянии непосредственно хозяйствовать на принадлежащих ему объектах и одновременно не желая утратить на них право собственности, объективно вынуждено закреплять за предприятиями и учреждениями свое имущество на ограниченном вещном праве: праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Различие прав хозяйственного ведения и оперативного управления состоит в содержании и объеме полномочий, которые они получают от собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения является более широким, нежели право оперативного управления.

Если предприятие наделенное имуществом на праве хозяйственного ведения не может распоряжаться только недвижимым имуществом, остальным же имуществом, принадлежащим предприятию оно распоряжается самостоятельно, то учреждение в соответствии с прямым указанием п.1 ст.298 Гражданского Кодекса вообще лишено права распоряжаться закрепленным за ним имуществом или имуществом полученным по смете. Самостоятельно распоряжаться учреждение может лишь денежными средствами, расходуемыми им в соответствии со сметой. Таким образом учреждение даже с согласия собственника не вправе отчуждать закрепленное за ним движимое и недвижимое имущество собственника. При возникновении такой необходимости оно вправе просить собственника, чтобы он сам от своего имени произвел отчуждение принадлежащего ему имущества.

Бюджетное регулирование деятельности вуза

Рассмотрим соотношение вышеуказанных выводов с бюджетным регулированием деятельности вузов.

В 90-х годах бюджетное право РФ существенно изменилось, что было обусловлено произошедшими экономическими и политическими переменами. Изменения выразились в повышении уровня самостоятельности субъектов бюджетных отношений, появились новые черты, связанные с нацеленностью на переход к рыночным отношениям. Была создана нормативная база бюджетного права. Среди законодательных актов специального содержания выделяются Закон РСФСР N 734-1 от 10.01.91 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса», Закон РФ N 4807-1 от 15.04.93 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления», Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, правовые акты Министерства Финансов РФ. С 01.01.2000 года вступил в силу Бюджетный Кодекс РФ, принятый Государственной Думой 17.07.98 г.

Если проследить развитие бюджетного законодательства на протяжении последнего десятилетия, то весьма выпукло просматривается стремление к централизации государственной власти, которое в первую очередь отражается на имущественных отношениях. Для этого достаточно проанализировать доходную часть бюджета.

Наметившуюся тенденцию централизации демонстрирует и Постановление Правительства от 22.08.98 г. N 1001 «О мероприятиях по переводу в органы федерального казначейства счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности». Таким образом право вуза самостоятельно распоряжаться имуществом, полученным от деятельности приносящей доход, оказывается урезанным до права оперативного управления, когда собственник через органы казначейства полностью контролирует доходы и расходы учреждения. Возникает правовая коллизия между законодательными актами принятыми в первой половине 90-х годов (Закон «Об образовании», Гражданский Кодекс), когда общество стремилось к построению правового государства, основанного на демократических началах и правовыми нормами конца 90-х годов при наметившейся тенденции к жесткой централизации.

Проблема оказалась еще и в том, что в Постановлении N 1001 и последних нормативных актах принятых Министерством Финансов и Центральным Банком РФ в целях реализации этого постановления речь идет об открытии лицевого счета для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Если гражданское законодательство, используя понятие «счет» в единственном числе, подразумевает вид счета (расчетный, текущий, лицевой, корреспондентский) в качественном, но не в количественном смысле, и предполагает возможность наличия у организации нескольких, например, расчетных счетов, то термин «лицевой счет» в Постановлении N 1001 был почему-то понят буквально в единственном числе. Получилось, что учреждение, даже если оно имеет сложную внутреннюю структуру, ведет различные виды деятельности, должно иметь один счет по учету внебюджетных средств.

Даже если государство желает контролировать все доходы и расходы учреждения нецелесообразно искусственно создавать излишние препоны для получения этих средств и их расходования, ограничивая право учреждения иметь несколько счетов по учету внебюджетных средств, по сравнению с другими коммерческими и некоммерческими организациями. Зачем же ставить в заведомо невыгодное положение источник доходной части бюджета?

Источник

Что такое кафедра, факультет и деканат в университете

Что такое структурное подразделение университета. Смотреть фото Что такое структурное подразделение университета. Смотреть картинку Что такое структурное подразделение университета. Картинка про Что такое структурное подразделение университета. Фото Что такое структурное подразделение университета

Когда мы разобрались, чем отличается университет от института или академии, и выучили значение студенческих слов, самое время понять разницу между структурными подразделениями вуза. Мы расскажем, что такое кафедра в университете, чем она отличается от факультета и какие должности занимают ее сотрудники.

Быстро влиться в студенческую жизнь поможет наш телеграмм-канал. Его подписчики не только узнают полезную информацию, но и участвуют в крутых акциях.

Что такое кафедра и факультет в университете

Что такое кафедра в институте

Кафедра в вузе это — это подразделение факультета, которое ведет подготовку кадров по конкретной отрасли знаний (обычно 1-3 специальности).

Кафедра не может существовать самостоятельно, каждая из них относится к какому-то факультету

Основные задачи кафедры вуза:

Существует несколько типов кафедр.

Факультет в институте или университете

Факультет — это объединение различных кафедр одной и той же направленности. В некоторых вузах кроме таких профильных подразделений также действуют факультеты заочного обучения или факультеты по работе с иностранными студентами.

Должности на кафедре в университете

На кафедре работают преподаватели с разными должностями и званиями, а также вспомогательный и административный персонал.

Лаборант на кафедре в университете

Лаборанты — не педагогический, а учебно-вспомогательный персонал. На кафедре они занимаются организацией учебного процесса:

Их функции зависят от вуза: в некоторых универах лаборанты ведут сайт, готовят к публикации сборники, занимаются профориентационной работой с абитуриентами и т. д.

Ассистент кафедры

Это первая должность, которую получают молодые преподаватели. Для того, чтобы ее занять достаточно лишь иметь профильное образование уровня магистратуры или специалитета.

На кафедре ассистенты ведут лабораторные и практические занятия, лекции по которым читают доценты и профессора. В некоторых вузах могут руководить курсовыми работами.

Старший преподаватель

Старший преподаватель — следующая карьерная ступенька на кафедре. Чтобы стать им, необходимо иметь определенный стаж работы и пройти повышение квалификации.

Они выполняют те же обязанности, что и ассистенты, но если на кафедре не хватает доцентов или профессоров, могут проводить лекции или руководить курсовыми.

Кто такой доцент кафедры в институте

Это человек, который имеет степень кандидата наук и выполнил условия, необходимые для получения звания доцента (стаж работы, определенное количество публикаций, знание английского языка и пр.). Он ведет лекции, руководит курсовыми и дипломными работами, также может заниматься с аспирантами.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

Профессор

Профессор — следующая в ученом мире ступень после доцента. Чтобы получить это звание, нужно защитить докторскую диссертацию и соответствовать жестким требованиям (например, стаж и число научных статей должны быть больше, чем у доцента).

Обычно профессора ведут лекции на старших курсах и в магистратуре, являются научными руководителями дипломников и аспирантов.

Что такое структурное подразделение университета. Смотреть фото Что такое структурное подразделение университета. Смотреть картинку Что такое структурное подразделение университета. Картинка про Что такое структурное подразделение университета. Фото Что такое структурное подразделение университета

Доценты и профессора не только преподаватели, но и ученые: они готовят публикации, участвуют в конференциях и семинарах

Заведующий кафедрой

Должность заведующего — административная. На нее назначается один из преподавателей кафедры (профессор или доцент), который должен координировать работу подразделения:

При этом у заведующего также есть учебная нагрузка.

Другие должности на кафедре

Кроме перечисленных выше, на кафедре также могут работать инженеры (занимаются обслуживанием техники, станков, компьютеров и пр.) и научные сотрудники (не задействованы в учебном процессе, занимаются только научной работой).

Сотрудники деканата

Деятельность факультета координирует деканат. Чем больше студентов и кафедр на факультете, тем больше работников в деканате.

Методист

Сотрудники деканата чаще всего называются методистами (иногда инженерами). Эти люди участвуют в организации учебного процесса: формируют группы, работают со старостами, составляют списки на стипендию и пр.

А еще они самые осведомленные сотрудники факультета и, если с ними подружиться, охотно поделятся нужной информацией.

Секретарь

Функции секретаря могут пересекаться с функциями методиста, но его главная задача – выполнять распоряжения декана:

Декан

Декан – это глава факультета и связующее звено между кафедрой и ректоратом.

Он решает административные вопросы, отвечает за набор студентов и должен присутствовать на общевузовских мероприятиях (дни открытых дверей, конференции, праздники и пр.).

Чаще всего на эту должность назначают профессора, но иногда деканом может стать и доцент с хорошими организаторскими способностями и активной позицией. Декан – это менеджер, который умеет организовать работу кафедр факультета.

У декана есть несколько заместителей: по учебной, воспитательной, научной и методической работе. Эти люди ходят на профильные совещания и несут ответственность за свой сектор деятельности (организовывают мероприятия, готовят отчеты и пр.)

Обычные студенты с деканом почти не пересекаются. Он работает с активом и профоргами или разбирается с «проблемными» учащимися.

Чаще всего студенты сталкиваются с лаборантами кафедры или методистами деканата. Эти люди помогают решать текущие вопросы: готовят расписание, выдают справки и пр. Кроме них, у студента есть и другие помощники. Например, студенческий сервис, эксперты которого готовы оперативно помочь с любой учебной работой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *