Что такое струнный квартет
Струнный квартет
Струнный квартет — жанр академической музыки, произведение для четырёх смычковых инструментов (как правило — двух скрипок, альта и виолончели), а также музыкальный коллектив соответствующего состава, исполняющий такие произведения. Струнный квартет — наиболее распространённая разновидность квартета, хотя пользуются популярностью и некоторые другие составы (фортепианный квартет, квартет деревянных духовых).
Содержание
История формы
Форма струнного квартета кристаллизовалась в творчестве Йозефа Гайдна на основе популярных во второй половине XVIII века жанров камерной музыки (дивертисмент, кассация, серенада), генетически восходивших к танцевальной сюите. Гайдн кодифицировал квартет как четырёхчастную пьесу (до этого камерные ансамбли могли состоять из произвольного количества частей) и установил композиционную последовательность, аналогичную структуре симфонии: быстрая часть — медленная часть — менуэт — быстрый финал.
Эпоха венской классики стала для квартета эпохой расцвета, и вслед за Гайдном огромный вклад в развитие жанра внесли Моцарт и Бетховен. Вторая половина XIX века ознаменовалась некоторым спадом интереса композиторов к квартетной форме (за некоторыми значимыми исключениями — в лице, прежде всего, Иоганнеса Брамса и Антонина Дворжака), однако на рубеже XX века этот интерес возродился — в частности, в творчестве авторов Второй венской школы. В русской музыке основы квартетной традиции были заложены А. П. Бородиным и П. И. Чайковским, продолжены С. И. Танеевым, и в XX веке получили выдающееся развитие в квартетах Д. Д. Шостаковича.
Струнные квартеты композиторов второй половины ХХ века в подавляющем большинстве отходят от классической четырёхчастной структуры, которая сохраняется ещё в квартетах Арнольда Шёнберга. Теперь квартет может иметь любое количество частей, причём среди них может не быть ни одной сонатной. Очень распространяются одночастные формы, или многочастные с плавным переходом частей друг в друга (attacca). Ещё более радикально обновляется материал, в том числе благодаря штрихам. Уже в квартетных пьесах Веберна совершенно свободно и разнообразно используются такие приёмы звукоизвлечения, как флажолеты, col legno, sul ponticello; необычные для более ранней музыки быстрые пассажи, исполняемые пиццикато. В предельно сжатых веберновских пьесах такие штрихи могут чередоваться чуть ли не каждый такт, если не внутри одного такта (то же самое касается «Трёх пьес для струнного квартета» Игоря Стравинского, но там нет быстрой штриховой смены, так как особые виды звукоизвлечения используется для создания одного образа в течение всей пьесы; другой ранний пример — этапная «Лирическая сюита» Альбана Берга, особенно третья часть с её нервозными и стремительными коль леньо). К началу 1970-х годов (а для некоторых композиторов и ещё раньше: струнные квартеты Пендерецкого, например) эта тенденция развивается до того, что целые сочинения могут состоять почти только из нетрадиционных приёмов звукоизвлечения, которых стало гораздо больше (классический пример — Gran Torso Хельмута Лахенмана). Но даже наиболее радикальные сочинения в плане материала часто зиждились на совершенно академической, иногда даже школьной логике работы.
В противоположность этому имеется и ряд радикальных решений в области формообразования квартета при сохранении традиционного звуковысотного материала. Так, второй квартет Мортона Фелдмана может длиться более пяти часов. Израильский композитор Борис Йоффе, родившийся в Ленинграде и ныне проживающий в Германии, каждый день уже в течение многих лет пишет по одной пьесе для квартета, и каждая пьеса имеет свою логику развёртывания, диктуемую изначальной мыслью. Все эти тысячи коротеньких пьес становятся часть огромной «Книги квартетов» (нем. Quartettbuch ). С другой стороны, учитель последнего, знаменитый немецкий композитор Вольфганг Рим, автор двенадцати струнных квартетов, мыслит в более ортодоксальных традициях этого жанра (материал у него бывает различным — от вполне традиционно-звуковысотного до авангардно-штрихового).
Следует упомянуть такие выдающиеся квартетные сочинения Витольда Лютославского и Луиджи Ноно (у обоих композиторов лишь по одному, но важнейшему для новейшей музыки опусу в данном жанре), пять струнных квартетов (а также отдельные квартетные пьесы) Брайана Фернихоу, исключительно сложные для исполнителя, но чрезвычайно привлекательные для слушателя. Эллиотт Картер, продолжающий писать и после своего столетия, в пяти струнных квартетах (и в двух «Фрагментах») в той или иной степени сумел выразить некоторые фазы развития этого жанра в музыке второй половины ХХ века.
Что такое струнный квартет
История струнного квартета
Струнный квартет родился в 18 веке в Италии, композиторы, такие как Джованни Баттиста Саммартини (1698-1775), сочиняли музыку для двух скрипок, альта и континуо. Роль континуо исполнял либо клавесин или клавесин с виолончелью. Постепенно композиторы начали отказываться от клавесина. Алессандро Скарлатти написал шесть работ, озаглавленных «Sonata a Quattro per due Violini, Violetta [viola], e Violoncello senza Cembalo» (Соната для четырёх инструментов: двух скрипок, альта и виолончели, без клавесина), это был естественный переход к струнному кватрету.
Становление струнного квартета произошло в классический период. Йозеф Гайдн (1732-1809) написал много квартетов и сделал очень популярной эту форму. Его квартеты из oп.33 написаны, по его словам, «в новом и особом стиле» в четырёх частях.
Основная традиционная форма для классического струнного квартета, заложенная Гайдном:
1 часть: быстрая в сонатной форме;
2 часть: медленная;
3 часть: менуэт и трио;
4 часть: быстрая в соната-рондо форме.
Гайдн сам часто играл в квартете с Вольфгангом Амадеем Моцартом (1756-1791) и двумя другими музыкантами. Моцарт также написал много струнных квартетов, некоторые из них посвящены Гайдну. Три более поздних квартета Моцарта написаны для прусского короля, который играл на виолончели. Таким образом Моцарт и другие композиторы классического периода дали много произведений для виолончели, которые впоследствии стали жить собственной жизнью.
Людвиг ван Бетховен (1770-1827) внес свой вклад в развитие квартета, сделав существенные изменения в типовой структуре формы и сделав все четыре инструмента одинаково важными. Бетховен написал 16 струнных квартетов. Средние особенно известные, затем другие композиторы приняли идеи, заложенные в них, например, медленное вступление и идею использовать быстрое скерцо вместо менуэта и трио для одной из средних частей. Последние квартеты Бетховена очень красивы, но и очень сложны и порой весьма агрессивны. Франц Шуберт (1797-1827) восхищался работами Бетховена и сочинил несколько своих струнных квартетов.
С наступлением эпохи современной классической музыки квартет вернул свою популярность среди композиторов и стал играть ключевую роль в композиторском искусстве. В 20 веке композиторы продолжали разрабатывать струнные квартеты. Клод Дебюсси (1862-1918) и Морис Равель (1875-1934) каждый написал по одному. Арнольд Шенберг даже добавил голос в свой Первый струнный квартет. Бела Барток (1881-1945) сочинил шесть очень трудных для исполнения струнных квартетов, в очень интересном ритме, с использованием венгерской народной музыки и сложной гармонии. Дмитрий Шостакович (1906-1975) написал целых пятнадцать квартетов, поражающих разнообразием музыкальных решений.
СОДЕРЖАНИЕ
История и развитие
Ранний биограф Гайдна Георг Август Гризингер рассказывает эту историю так:
После этих первых усилий Гайдн не возвращался в струнный квартет в течение нескольких лет, но когда он это сделал, это стало значительным шагом в развитии жанра. В последующие годы Гайдн начал свою карьеру капельмейстера у принцев Эстерхази, для которых он должен был сочинить многочисленные симфонии и десятки трио для скрипки, альта и любопытного басового инструмента под названием баритон (которого играет сам принц Николаус Эстерхази ). Возможности для экспериментов, которые предлагали Гайдну в обоих этих жанрах, возможно, помогли ему в поисках более продвинутого квартетного стиля, обнаруженного в восемнадцати произведениях, опубликованных в начале 1770-х годов как Opp.9, 17 и 20. Они написаны в устоявшейся форме. как стандарт как для Гайдна, так и для других композиторов. Четко составленные как декорации, эти квартеты имеют четырехчастную компоновку, включающую в себя широко продуманные первые части с умеренным темпом и, в большей мере, демократичную и разговорную игру частей, сплоченное тематическое развитие и умелое, хотя зачастую и скромное, использование музыкальных инструментов. контрапункт. В частности, убедительная реализация прогрессивных целей набора Op.20 1772 года делает их первой крупной вершиной в истории струнного квартета. Конечно, они предложили своему времени современные модели, которым они будут следовать в течение большей части десятилетия; юный Моцарт в своих ранних квартетах был среди композиторов, которые пытались имитировать многие из их характеристик, вплоть до жизненно важных фуг, с помощью которых Гайдн стремился придать больший архитектурный вес финалам сочинений. 2, 5 и 6.
Традиционная форма струнного квартета
Произведение для четырех исполнителей на струнных инструментах может быть любой формы. Квартеты, написанные в классический период, обычно имеют четыре части с крупномасштабной структурой, подобной структуре симфонии :
Вариации струнного квартета
Многие другие камерные группы можно рассматривать как модификации струнного квартета:
Известные струнные квартеты
Некоторые из наиболее заметных произведений для струнного квартета включают:
Струнные квартеты (ансамбли)
В то время как отдельные исполнители на струнных инструментах часто объединяются в отдельные струнные квартеты, другие продолжают играть вместе в течение многих лет в ансамблях, которые могут быть названы в честь первого скрипача (например, квартет Такача ), композитора (например, квартет Бородина ) или места. (например, Будапештский квартет ). Созданные квартеты могут претерпеть изменения в составе, сохраняя при этом свое первоначальное название.
Классические музыкальные произведения. Струнный квартет
Струнный квартет в камерной музыке является самой популярной и престижной формой, так же как симфония для оркестра. Струнный квартет пишется для двух скрипок, альта, виолончели и, как правило, состоит из четырех частей. Зарождение этой формы относят к середине 17-го века, но отцом струнного квартета» считается Йозеф Гайдн (1732-1809), который сочинил 83 квартета и установил его классическую структуру.
Каждый великий композитор выражал свои самые сокровенные личные чувства хотя бы в нескольких произведениях этой высшей формы камерной музыки. Попытаемся рассмотреть самые интересные из них.
Вольфганг Амадей Моцарт
Струнный квартет № 19 до мажор (К.465) (1785)
В 1782 году Йозеф Гайдн опубликовал коллекцию из шести струнных квартетов и они быстро получили широкое признание в Вене. Моцарт решил написать свои квартеты в подражание стилю мастера. После «долгой и кропотливой работы» Моцарт завершил сборник из шести струнных квартетов в 1785 году и посвятил их Гайдну. Вместе эти 12 произведений двух мастеров образуют вершину в венском стиле квартета.
Струнный квартет № 19 (К.
Франц Йозеф Гайдн
Струнный квартет № 65 в ми-бемоль мажор (Оп. 76 № 6) (1797)
Коллекция струнных квартетов, вошедших в опус 76, представляют вершину камерной музыки Гайдна и демонстрируют, почему композитор заслуживает того, чтобы называться «отцом струнного квартета». Самым необычным и изобретательным из них, возможно, является последний шестой квартет, который отходит от им же установленной «классической» структуры квартета, во второй медленной части имеет форму «Фантазии», содержащей много гармонических сюрпризов.
Людвиг ван Бетховен
Струнный квартет № 8 в ми минор, оп. 59, № 2 (1806)
Как симфонии Бетховена сделали революцию в области оркестровой музыки, так и его струнные квартеты изменили природу камерной музыки. Три струнных квартета, которые называют «Русские (Разумовские)» квартеты, не менее подлинные бетховенские творения, чем его Героическая симфония. Они созданы для музыкантов русского посла в Вене, князя Андрея Кирилловича Разумовского, который сам был скрипачом-любителем, и содержат русские темы. Непосредственно во втором квартете серии, в третьей части, звучит тема, основанная на песнях, записаных Николаем Львовым, впоследствии эта тема будет использована Модестом Мусоргским в «Борисе Годунове».
По словам Карла Черни, эта музыка родилась в голове Бетховена, когда он созерцал звездное небо и думал о музыке сфер.
Струнный квартет № 16 фа мажор Оп. 135 (1826)
Последние пять квартетов Бетховена (№12-16 и «Большая фуга») считаются одними из самых значительных музыкальных композиций всех времен. В них сосредоточены филосовские раздумья Бетховена о жизни и смерти, радости и страдании, о человеке и его назначении в мире. К примеру, о квартете № 14 Вагнер сказал, что он содержит «одну из самой печальной музыки, которую он знал», а Шуберт заметил: «После этого, что осталось нам сочинять?»
В последнем 16-квартете, написанном незадолго до смерти, гений в лаконичной форме как будто подвел итог всему своему вдохновенному творчеству.
Франц Шуберт
Струнный квартет No.14 ре минор «Смерть и девушка» (1824/1826)
В 1824 году композитор понял, что умирает, и тема смерти и излияние горя пронизывает все четыре части произведения.
Петр Ильич Чайковский
Струнный квартет № 1 ре мажор, оп. 11 (1871)
Говорят, Лев Толстой был доведён до светлых слёз, услышав это произведение.
Александр Порфирьевич Бородин
Струнный квартет №.2 ре мажор, (1881)
Александр Бородин является одним из основоположников классических жанров симфонии и квартета в России. Оба его квартета по праву относятся к шедеврам камерного репертуара. Немного найдется в истории музыки сочинений, с такой силой, как Второй квартет Бородина, выразивших личные переживания их создателя. Написанный «на одном дыхании» квартет воплотил пылкую любовь композитора к своей жене и посвящен 20-летию их признания в любви.
Клод Дебюсси
Струнный квартет соль минор, оп. 10 (1893)
Единственный струнный квартет Дебюсси является результатом экспериментов с революционным стилем, названным импрессионизм. Отличительной чертой импрессионизма
Альфред Шнитке
Струнный квартет № 3 (1983)
Шнитке чрезвычайно выразительно и современно расшифровывает каждую ноту этих великих произведений, сплетая их в единое целое.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Квартет
Г. Л. Головинский.
Полезное
Смотреть что такое «Квартет» в других словарях:
Квартет И — Ростислав Хаит … Википедия
КВАРТЕТ — (итал. quartetto, фр. quatuor, от лат. quartus четвертый). Музыкальное сочинение, написанное для четырех голосов или инструментов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КВАРТЕТ ит. quartetto, фр. quatuor … Словарь иностранных слов русского языка
КВАРТЕТ — КВАРТЕТ, квартета, м. [ит. quartetto]. 1. Музыкальная или вокальная пьеса для четырех инструментов (преимущ. двух скрипок, альта и виолончели) или для четырех голосов (муз.). Квартет Бетховена. Струнный квартет. Знаменитый квартет из оперы… … Толковый словарь Ушакова
квартет — См … Словарь синонимов
КВАРТЕТ — КВАРТЕТ, 1) ансамбль из 4 исполнителей. 2) Жанр европейской классической музыки, подразумевающий стабильный исполнительский состав: 2 скрипки, альт, виолончель (сложился в творчестве Й. Гайдна) … Современная энциклопедия
КВАРТЕТ — (от лат. quartus четвертый) музыкальный ансамбль из 4 исполнителей, а также музыкальное произведение для этого ансамбля … Большой Энциклопедический словарь
КВАРТЕТ — КВАРТЕТ, а, муж. 1. Музыкальное произведение для четырёх исполнителей с партиями для каждого. Играть к. 2. Ансамбль из четырёх исполнителей. К. гитаристов. | прил. квартетный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Квартет — (quartetto ит., quatuor фр., Quartett нем.) музыкальное сочинение для четырёх голосов (мужской К. 1 й тенор. 2 йтенор, 1 й бас, 2 й бас; женский К. 1 е сопрано, 2 е сопрано, 1 йальт, 2 й альт: смешанный К. сопрано, альт, тенор, бас)… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Квартет — КВАРТЕТ, 1) ансамбль из 4 исполнителей. 2) Жанр европейской классической музыки, подразумевающий стабильный исполнительский состав: 2 скрипки, альт, виолончель (сложился в творчестве Й. Гайдна). … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Квартет — * квартэт * quartet тетрада, группа из четырех ядер или клеток, получающаяся в результате двух делений мейоза … Генетика. Энциклопедический словарь