Что такое студенец истления
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Пс. 54:24
Свт. Афанасий Великий
Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. аз же, Господи, уповаю на тя
Ты же Боже низведеши их в студенец истления, то есть, восставших и предавших на распятие, а студенцем истления называет ад. Мужие кровей и льсти не преполовят дней своих. Мужами кровей называет умертвивших Начальника жизни, которые не исполнили времени жизни своей, преданные мечу римлян.
Толкование на псалмы.
Свт. Григорий Нисский
Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. аз же, Господи, уповаю на тя
И изобразив словом все горести, какие постигнут их, Пророк прилагает это услаждающее изречение, которым и препобедил град со всем его наполнением, говоря: «аз же уповаю на Тя». Полноту же сего города называет «мужами кровей и лсти», которые «не преполовляют» лукавого дня, какого бы рода он ни был, и не оставляют лукавства не доконченным, но достигают совершенства во зле. Победителем всех их делается Пророк сим единым изречением, которым выражает расположение к Богу, говоря: «аз же уповаю на Тя».
О надписании псалмов.
Блж. Феодорит Кирский
Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. аз же, Господи, уповаю на тя
«Ты же Боже низведеши их в студенец истления». Ибо отваживающихся злоумышлять против праведника предаст Бог непрекращающемуся мучению. Студенцем истления назвал Пророк неизбежное наказание. Как упадшему в колодезь, полный тины и грязи, невозможно избежать погибели: так и тому, кого наказует Бог, негде уже искать спасения.
Евфимий Зигабен
Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. аз же, Господи, уповаю на тя
Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления
Ты, говорит, Господи низведешь изобретателей зла на невинных людей; куда? в колодезь тления. Названием кладезь тления он изобразил глубокое и неизбежное наказание, которое имели понести наветники из людей.
Феодорита: Кладезем тления назвал неизбежное наказание. Ибо как невозможно избегнуть погибели тому, кто пал в колодезь, наполненный грязью и тиною, так невозможно спасения ни откуда тому, кого наказывает Бог.
Мужие кровей и лести (коварства) не преполовят дней своих
Как тот же Давид в 72-м псалме говорит о таковых убийцах и коварных людях: и полные дни окажутся у них (Пс. 72:10), а здесь говорит, противное тому, что убийцы не доживут и до половины жизни своей? На сие отвечаем, что в том псалме говорит, что окажутся полные и совершенные дни злых дел не по причине меры жизни их, но по причине порочности их, то есть, дни их будут полны пороков; а здесь говорит, что Бог, предвидя чрезмерность порочности убийц и коварных людей, пожнет их прежде времени естественной смерти их, дабы, живя долго, и не грешили долго. Таким образом, по словам Григория Богослова, наказание есть для них человеколюбие. Сии слова не относятся ко всем и не всегда сбываются на всех порочных, то есть, чтоб они не доживали до половины жизни, потому что многие злые и состареваются в порочности своей; но говорится по отношению к большей части, то есть, потому что большею частью злые умирают преждевременною смертью. Или царе-пророк сказал это для того, чтобы устрашить убийц и коварных людей. А мужами кровей и коварства назвал их, как имеющих мужескую силу в убийствах и коварствах, выражая не ясно именем коварства всякий порок. Или еще в другом отношении можно разуметь это так, что св. Писание, по наименованию более растянутому, человеком мира называет человека мирного, так и здесь называет убийцу и кровожадного мужем кровей, а коварного и употребляющего обманы— мужем коварства.
Аз же, Господи, уповаю на Тя
Это слово есть некоторый возглас, обыкновенно употребляемый Давидом. Однажды испытав, какой плод приносит упование на Бога, он всецело и совершенно уповает на Бога и не только это, но еще и исповедует пред всеми, что он уповает на Него.
Исихия: Упование на Бога доставляет свободу от бедствий и обогащение всеми благами.
Таково изъяснение сего псалма. Нравственно прилично он относится и к нам, исключая только некоторых слов, которые мы заметим. Слова удобопонятные мы оставим в том смысле, какой дан им выше, а неудобопонятные изложим здесь. Итак, всякий может говорить в себе следующее. Я скорбел в печальном размышлении моем, то есть, по причине обращения и союза моего с страстными помыслами, потому что обращение сие после производит в душе скорбь и раскаяние. Или я скорбел по причине неуместных и пустых слов, сказанных мною в разговоре с кем бы то ни было из людей без разбору, и смущался от нападения злых помыслов, которые производит во мне враг мой и грешник демон. Я удалился от Бога, потому что прилепился к демонам чрез скверную и нечистую жизнь мою; и обитал в пустыне и не приносил плода добродетели. Потопи, Господи, и раздели языки демонов, чтобы не могли соглашаться в своих ухищрениях против меня; ибо я видел беззаконие и противоречие в городе, то есть, в жизни демонов, как делающих своими грехами беззаконие и противоречащих повелениям Твоим, Господи! стены жизни их суть сильнейшие из демонов.
Почему и Аполлинарий в ироическом своем стихе перевел так: ради чего они устремлялись на меня, надеясь на множество свое.
Архиеп. Ириней (Клементьевский)
Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. Аз же, Господи, уповаю на тя
Лопухин А.П.
Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. аз же, Господи, уповаю на тя
Прот. Григорий Разумовский
Ты же, Боже, низведеши их в студенец истления: мужие кровей и льсти не преполовят дний своих. Аз же, Господи, уповаю на Тя
Объяснение священной книги псалмов.
Псалом 54 «Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего»
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Псалом 54 читать:
1 В коне́ц, в пе́снех ра́зума Аса́фу, псало́м
Псалом 54 на русском:
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Учение Давида.
2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
4 от голоса врага, от притеснения нечестивого, ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
5 Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
6 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.
7 И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя? я улетел бы и успокоился бы;
8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури».
11 днем и ночью ходят они кругом по стенам его; злодеяния и бедствие посреди его;
12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
13 ибо не враг поносит меня,- это я перенес бы; не ненавистник мой величается надо мною,- от него я укрылся бы;
14 но ты, который был для меня то же, что я, друг мой и близкий мой,
15 с которым мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий.
16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад, ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.
18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять, и Он услышит голос мой,
19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня, ибо их много у меня;
20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий, потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
21 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире, нарушили союз свой;
22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда; слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.
23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели; кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих. А я на Тебя, [Господи,] уповаю.
Псалом 54 слушать:
Псалом сей изрек блаженный Давид, гонимый Саулом, находясь в изгнании, и принужденный жить в пустыне. Предвещает же вместе Пророк злоумышление иудеев против Спасителя, и в себе самом преднаписует Владычния страдания. Ибо и сам он был гоним облагодетельствованным Саулом, терпел предательство от людей близких ему, и провидел духовными очами, что сие же самое претерпит Владыка, будет предан и распят теми, которым делал Он добро. Толкование на сто пятьдесят псалмов, блаженный Феодорит Кирский
Псалом 54. Судьба предателей
Этот псалом, который Давид также написал во время своего бегства от Саула в пустыню, пророческий. Псалмопевец не только описывает свои страдания от гонителей, но и предвозвещает о страдании Христа. Одновременно этот псалом — молитва об избавлении от духовных врагов христиан: бесов и их искушений. Он также вошёл в последование шестого часа.
2 Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего:
3 Вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся.
4 От гласа вражия, и от стужения грешнича:
яко уклониша на мя беззаконие, и во гневе враждоваху ми.
2 Услышь, Боже, молитву мою и не скрывайся от моления моего;
3 внемли мне и услышь меня; я стенаю в горести моей, и смущаюсь
4 от голоса врага, от притеснения нечестивого,
ибо они возводят на меня беззаконие и в гневе враждуют против меня.
«И не презри моления моего» — дословно с древнееврейского: «не скрывайся от моления моего». Псалмопевец слёзно просит Господа услышать его, так как печаль его и бедствия, которые его обступили, велики.
В духовном смысле под врагами понимаются враждующие против христиан злые духи, которые притесняют душу и уклоняют в грех.
«Уклониша на мя беззаконие» — блаженный Феодорит Кирский: «впали против меня в нечестие».
5 Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя:
6 Страх и трепет прииде на мя, и покры мя тьма.
5 Сердце мое трепещет во мне, и смертные ужасы напали на меня;
6 страх и трепет нашел на меня, и ужас объял меня.
«И покры мя тьма» — в древнееврейском тексте: «и покрыл меня ужас». Блаженный Феодорит Кирский: человеку свойственно бояться смерти, даже Сам Спаситель в Гефсиманском саду боялся приближающегося смертного часа. Псалмопевец Давид писал эти слова во время реальной угрозы для его жизни, когда пророка преследовал царь Саул. В духовном смысле речь идет о страхе смерти души, впадающей в грехи и соблазняемой диаволом («ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23)).
7 И рех: кто даст ми криле, яко голубине; и полещу, и почию.
8 Се удалихся бегая, и водворихся в пустыни.
9 Чаях Бога, спасающаго мя от малодушия и от бури.
7 И я сказал: «кто дал бы мне крылья, как у голубя?
я улетел бы и успокоился бы;
8 далеко удалился бы я, и оставался бы в пустыне;
9 поспешил бы укрыться от вихря, от бури.
«Крыле, яко голубине» — крылья духовной благодати, которые способны унести душу человека от бури страстей и искушений, так как голубь — символ Святаго Духа (блж. Феодорит Кирский).
«И водворихся в пустыни» («и водворился бы в пустыне») — блаженный Феодорит Кирский приводит пример самого псалмопевца Давида, который от преследований царя Саула удалялся в пустыню, и пример Христа, избиравшего пустынные места для молитвы.
«Чаях Бога спасающаго мя от малодушия и от бури». Святитель Афанасий Великий: «Бурею называет скорбь, причинённую ему страданием».
10 Потопи, Господи, и раздели языки их:
яко видех беззаконие и пререкание во граде.
11 Днем и нощию обыдет и по стенам его:
беззаконие и труд посреде его и неправда:
12 И не оскуде от стогн его лихва и лесть.
10 Расстрой, Господи, и раздели языки их,
11 днем и ночью ходят они кругом по стенам его;
злодеяния и бедствие посреди его;
12 посреди его пагуба; обман и коварство не сходят с улиц его:
Псалмопевец указывает на восстание в городе (Иерусалиме) нечестивых жителей против него как на причину своего страха.
«Потопи» — дословно: «смешай». Псалмопевец вспоминает возмездие Божие строителям вавилонской башни и просит подобным образом расстроить нечестивые замыслы его врагов. В духовном смысле под восстающими в городе понимаются бесы, строящие козни против христиан. У многих пророков город Вавилон — образ греховной и нечестивой жизни.
13 Яко аще бы враг поносил ми, претерпел бых убо:
и аще бы ненавидяй мя на мя велеречевал, укрыл бых ся от него.
14 Ты же, человече равнодушне,
владыко мой и знаемый мой,
15 Иже купно наслаждался еси со мною брашен:
в дому Божии ходихом единомышлением.
13 ибо не враг поносит меня, — это я перенес бы;
не ненавистник мой величается надо мною, — от него я укрылся бы;
14 но ты, который был для меня то же, что я,
друг мой и близкий мой,
15 с которым мы разделяли искренние беседы
и ходили вместе в дом Божий.
Пророк Давид говорит о предательстве близкого ему человека, которое ему причиняет несравненно большие страдания, чем восстание врагов. В этом псалме видят пророчество о страданиях Христа и Его страхе смерти в Гефсиманском саду, а в этих словах — пророчество о предательстве Спасителя Иудой.
«В дому Божии» — т.е. в скинии, которая древним иудеям заменяла храм.
яко лукавство в жилищах их, посреде их.
16 Да найдет на них смерть; да сойдут они живыми в ад,
ибо злодейство в жилищах их, посреди их.
Речь здесь идёт о духовной смерти — отлучении души от Бога, поскольку дальше говорится: «да снидут во ад живи». Святитель Афанасий Великий: «Поелику не восхотели принять Тебя — жизнь, то постигнет их такая смерть».
17 Аз к Богу воззвах, и Господь услыша мя.
18 Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу,
и услышит глас мой.
17 Я же воззову к Богу, и Господь спасет меня.
18 Вечером и утром и в полдень буду умолять и вопиять,
и Он услышит голос мой,
«Вечер и заутра и полудне повем» — т.е. всё время: псалмопевец упоминает обычные у ветхозаветной Церкви вечернюю, утреннюю и полуденную молитву. День у древних евреев и, соответственно, богослужение начинались с вечера, с момента захода солнца.
19 Избавит миром душу мою от приближающихся мне:
яко во мнозе бяху со мною.
19 избавит в мире душу мою от восстающих на меня,
ибо их много у меня;
«Избавит миром» — избавит и дарует мир.
«Во мнозе бяху со мною» — много их (врагов) у меня.
20 Услышит Бог, и смирит я Сый прежде век:
несть бо им изменения, яко не убояшася Бога.
20 услышит Бог, и смирит их от века Живущий,
потому что нет в них перемены; они не боятся Бога,
«Несть бо им изменения, яко не убояшася Бога» — они (враги мои) не изменяются, т.е. не исправляются, так как не имеют в себе страха Божия.
21 Простре руку свою на воздаяние:
оскверниша завет Его.
22 Разделишася от гнева лица Его, и приближишася сердца их:
умякнуша словеса их паче елеа, и та суть стрелы.
21 простерли руки свои на тех, которые с ними в мире,
нарушили союз свой;
22 уста их мягче масла, а в сердце их вражда;
слова их нежнее елея, но они суть обнаженные мечи.
Различия между церковнославянским и русским переводами этих стихов обусловлены разным прочтением слов в языке оригинала.
«Оскверниша завет Его» — главным образом, в нарушении заповеди о любви к ближним (блж. Феодорит Кирский).
Джотто. Поцелуй Иуды. Фрагмент
Давид изображает лесть и лицемерие своих врагов как крайнюю степень человеческой нелюбви. Блаженный Феодорит Кирский видит в этих словах псалма пророчество о предательстве Христа Иудой: «Таковы же были и слова Сауловы, и слова Иудины. Ибо Саул говорил Давиду: „Ты ли это, чадо Давиде?“ (1 Цар. 24:17). И Иуда сказал: „Еда азъ есмь, Равви? и облобыза Его“ (Мф. 26:25-49). И слова уподобляются мягкостию елею и коровьему маслу, а замыслы подобны самым острым стрелам и копьям».
23 Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает:
не даст в век молвы праведнику.
23 Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя.
Никогда не даст Он поколебаться праведнику.
На древнееврейском языке псалма эта фраза звучит дословно: «Сбрось на Господа жребий твой, и Он заключит тебя в Себе».
«Не даст в век молвы праведнику» — в оригинале: «Не даст во век поколебаться праведнику». Уповающий на Господа будет жить праведно и сподобится Божественной помощи в трудных обстоятельствах жизни.
24 Ты же, Боже, низведеши их во студенец истления:
мужие кровей и льсти не преполовят дней своих.
Аз же, Господи, уповаю на Тя.
24 Ты, Боже, низведешь их в ров погибели;
кровожадные и коварные не доживут и до половины дней своих.
А я на Тебя, [Господи], уповаю.
«Низведеши их во студенец истления» — т.е. «к погибели». Студенец (церковнослав.) — колодец. Церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко толкует выражение «студенец истления» как «яма для выброса нечистот». В древнееврейском дословно: «колодец могилы». Блаженный Феодорит Кирский видит в этом поэтическом обороте образ ада и адских мучений: «Отваживающихся злоумышлять против праведника предаст Бог непрекращающемуся мучению. Студенцем истления назвал Пророк неизбежное наказание. Как упадшему в колодезь, полный тины и грязи, невозможно избежать погибели, так и тому, кого наказует Бог, негде уже искать спасения».
«Не преполовят дней своих» (т.е. не доживут и до половины отведённых человеку дней жизни) — «Бог, предвидя чрезмерность порочности убийц и коварных людей, истребляет их с лица земли прежде естественной смерти, чтобы меньше они согрешили: поэтому, большей частью, злые умирают преждевременной смертью» (Псалтирь в святоотеческом изъяснении», с. 223).
Псалмопевец заканчивает свою молитву словами об уповании на Господа — только оно может защитить человека от впадения в различные грехи и постигающих вследствие этих грехов бедствий. 23-24 стихи псалма — это призыв надеяться на Бога для того, чтобы избежать ошибок и получить Божию помощь в самых трудных обстоятельствах.
Что такое студенец истления
Приносит различные прошения, умоляя принять их. Ибо говорит, не презри меня слезно молящегося, но «вонми ми» с благоволением и подай помощь.
Ибо исполнился недоумения, видя беззаконные поступки со Спасителем, что и объясняет впоследствии говоря:
напали на пророка, который видел, что Возлюбленный Божий терпит это от нечестивых.
потому что совершаемое с Спасителем подлинно достойно тьмы.
Потом, как бы оставленный среди совершающих это, и не находя себе никакого убежища и места, куда бы уклониться от зол, желает воспарить в высоту и, соделавшись птицею, лететь по воздуху.
Бурею называет скорбь, причиненную ему страданием.
Представляет и причину, по которой совершал молитву.
Это справедливо можно отнести к лицу предателя.
то есть: ты, которого Я поставил владыкою, и именно – Иуда.
Или иначе сказать: ты, неоднократно удостоенный одной со Мною трапезы.
Говорит это, потому что неоднократно входил с ним во храм.
О чем же воззвал он, как не о том, чтобы избавил душу его от ищущих погубить ее? Потому и был услышан.
то есть, не перестану возвещать, что Ты услышал и избавил душу мою.
потому что против меня многие собрались, намереваясь похитить у меня душу мою.
Будут они уничижены, потому что нечего им дать взамен за душу свою. Ибо, однажды отрекшись от честной крови Христовой, приятой взамен за жизнь мира, не имеют уже у себя искупительной цены.
Поелику зло поступили с Благодетелем, то рассеял их по всем ветрам.
Снова ведет речь об Иуде. Положил он в сердце предать Христа, и хотя произносил слова умягченные и мирные, однако же были они исполнены злобы. Какие же это слова, как не сказанные во время предательства: «радуйся Равви» ( Мф.26,49 ).
Это подобно сказанному: «не пецытеся. что я́сте, или́ что пие́те. или во что облечетеся» ( Мф. 6, 25 ).
то есть, во всякое время избавит праведных от всякого вражеского восстания.
то есть, восставших и предавших на распятие, а «студенцем истления» называет ад.
«Мужами кровей» называет умертвивших Начальника жизни, которые не исполнили времени жизни своей, преданные мечу римлян.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Час шестой
П рииди́те, поклони́мся Царéви нáшему Бóгу.
П рииди́те, поклони́мся и припадéм Христу́, Царéви нáшему Бóгу.
П рииди́те, поклони́мся и припадéм Самому́ Христу́, Царéви и Бóгу нáшему.
П салом 53
Б оже, во имя Твое спаси́ мя и в силе Твоей суди́ ми. Боже, услы́ши молитву мою, внуши глаго́лы уст моих. Яко чу́ждии воста́ша на мя, и кре́пцыи взыска́ша ду́шу мою, и не предложи́ша Бога пред собо́ю. Се бо Бог помогает ми, и Господь Засту́пник души моей. Отврати́т злая врагом моим, и́стиною Твоею потреби́ их. Во́лею пожру́ Тебе, испове́мся и́мени Твоему, Господи, я́ко бла́го, яко от вся́кия печали изба́вил мя еси́, и на враги моя воззре́ о́ко мое.
П салом 54
П салом 90
Ж ивы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бога Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое, Бог мой, и упова́ю на Него́. Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи, и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ Его наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща, и тма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Яко Ты, Господи, упова́ние мое, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое. Не прии́дет к тебе зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко Ангелом Своим запове́сть о тебе́, сохрани́ти тя во всех путе́х твоих. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою, на а́спида и васили́ска насту́пиши, и попере́ши льва и зми́я. Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, яко позна́ и́мя Мое. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его: с ним есмь в ско́рби, изму́ его, и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его, и явлю́ ему спасе́ние Мое.
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
А ллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже. (Трижды)
Г осподи, помилуй. (Трижды)
С лава: Тропарь дня (праздника).
И ныне: Богородичен:
Я ко не и́мамы дерзновéния за пре многия грехи наша, Ты Иже от Тебе Рóждшагося моли́, Богородице Дево: много бо может молéние мáтернее ко благосéрдию Владыки; не прéзри грешных мольбы́, Всечи́стая, яко Ми́лостив есть, и спасти моги́й, Иже и страдати о нас извóливый.
(Если Великий пост — тропарь, глас 2:
И же в шесты́й день же и час на крестé пригвождéй в раи́ дерзновéнный Адáмов грех, и согрешений наших рукописáние раздери́, Христе Боже, и спаси нас.
С тих 1: Внуши́, Боже, молитву мою, и не прéзри моления моего.
С тих 2: Аз к Богу воззвáх, и Господь услы́ша мя.
С лава, и ныне: Богородичен: Я ко не и́мамы. )
С коро да предваря́т ны щедрóты Твоя, Господи, яко обнищáхом зелó; помози́ нам, Боже Спáсе наш, славы ради и́мене Твоего, Господи, избави нас, и очисти грехи наша, и́мене ради Твоего.
Т рисвятое. И по Отче наш:
(Если Великий пост, тропари, глас 2:
С пасение содéлал еси́ посредé земли, Христе Боже, на Кресте пречи́стеи ру́це Твои простéрл еси́, собирая вся язы́ки, зову́щия: Господи, слава Тебе.
С лава: Пречи́стому образу Твоему покланя́емся, Благи́й, прося́ще прощения прегрешений наших, Христе Боже, вóлею бо благоволи́л еси́ плотию взы́ти на крест, да избáвиши, я́же создáл еси́, от работы вражия. Тем благодáрственно вопием Ти: радости испóлнил еси́ вся, Спáсе наш, пришéдый спасти́ мир.
И ныне: В понедельник, вторник и четверг — Богородичен:
М илосердия су́щи источник, милости сподóби нас, Богородице, при́зри на люди согреши́вшия, яви́ яко при́сно силу Твою; на Тя бо уповáюще, радуйся, вопием Ти, я́коже иногдá Гаври́ил, безплóтных Архистратиг.
В среду и пятницу — Крестобогородичен:
Г осподи, помилуй. (40 раз)
И же на всякое время и на всякий час, на небеси́ и на земли покланя́емый и слáвимый Христе Боже, Долготерпели́ве, Многоми́лостиве, Многоблагоутрóбне, Иже праведныя любя́й, и грешныя ми́луяй, Иже вся зовы́й ко спасению обещания ради будущих благ, Сам, Господи, приими́ и наша в час сей молитвы, и исправи живот наш к зáповедем Твоим, души наша освяти́, телеса очисти, помышления исправи, мысли очисти, и избави нас от всякия скóрби, зол и болезней, огради нас святыми Твоими Ангелы, да ополчéнием их соблюдáеми и наставля́еми, достигнем в соединение веры, и в разум непристу́пныя Твоéя славы, яко благословен еси́ во веки веков, аминь.
Г осподи, помилуй. (Трижды)
С лава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Ч естнéйшую Херуви́м и слáвнейшую без сравнения Серафим, без истлéния Бога Слова рóждшую, сущую Богородицу Тя величаем.
И менем Господним благослови, отче.
И ерей: М оли́твами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, поми́луй нас.
М олитва святителя Василия Великого
Б оже и Господи сил, и всéя твáри Содéтелю, Иже за милосердие безприклáдныя милости Твоéя Единороднаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, низпослáвый на спасение рода нашего, и Честны́м Его Крестом рукописáние грех наших растерзáвый, и победи́вый тем начала и власти тьмы, Сам, Владыко Человеколю́бче, приими́ и нас грешных благодарственныя сия и молебныя молитвы, и избави нас от всякаго всегуби́тельнаго и мрачнаго прегрешения, и всех озлóбити нас ищущих, видимых и невидимых враг. Пригвозди́ страху Твоему плóти наша, и не уклони́ сердец наших в словесá или́ помышления лукáвствия; но любовию Твоею уязви́ ду́ши наша, да к Тебе всегда взирáюще, и еже от Тебе светом наставля́еми, Тебе неприступнаго и присносущнаго зряще света, непрестáнное Тебе исповéдание и благодарéние возсылáем, Безначáльному Отцу со Единорóдным Твоим Сыном и Всесвяты́м, и Благи́м, и Животворя́щим Твоим Ду́хом, ныне и присно и во веки веков, аминь.