Что такое ступени развития

ступень развития

Смотреть что такое «ступень развития» в других словарях:

ступень — сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? ступени, чему? ступени, (вижу) что? ступень, чем? ступенью, о чём? о ступени; мн. что? ступени, (нет) чего? ступеней и ступеней, чему? ступеням и ступеням, (вижу) что? ступени, чем? ступенями… … Толковый словарь Дмитриева

СТУПЕНЬ — СТУПЕНЬ, и, мн. и, ей и ей, жен. 1. (ей). Один из выступов, составляющих лестницу, а также поперечная плита, доска, на к рую ступают при подъёме или спуске. Подняться на две ступени. 2. (ей), перен. Уровень в развитии чего н. Поднять работу на… … Толковый словарь Ожегова

СТУПЕНЬ — важное понятие всякой эволюционной теории, обозначающее отрезок в процессе развития, который характеризуется каким то изменением, «шагом вперед», более высоким (по сравнению с прежним) состоянием. Такие ступени имеются как в индивидуальном, так и … Философская энциклопедия

ступень — ступень. В знач. «горизонтальный выступ лестницы» мн. ступени, род. ступеней, дат. ступеням. Взойти по ступеням лестницы. В знач. «стадия развития; положение, уровень» мн. ступени, род. ступеней, дат. ступеням. Развитие человечества прошло ряд… … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

СТУПЕНЬ — (1) часть компрессора, турбины, совокупность устройств тепловых машин и двигателей, обеспечивающие требуемый уровень перепада давления, развития скорости, передачи мощности и т. п.; (2) С. ракеты отделяемая часть многоступенчатой (см.),… … Большая политехническая энциклопедия

ступень — и; мн. род. ей и ей, дат. ням и ням; ж. 1. мн. род.: ступеней, ням. Один из горизонтальных выступов лестницы, на который ступают при подъёме или спуске. Мраморные ступени. Стёршиеся ступени. Широкие ступени. Узкие ступени. Сломанная с. деревянной … Энциклопедический словарь

Ступень — (нем. Stufe, Tonstufe, Klangstufe; англ. degree; франц. degrй; итал. grado; др. рус. степень) местоположение тона (звука) как звена системы звукоряда (гаммы, строя, лада, тональности), а также сам такой тон. Понятие С. связывается с… … Музыкальная энциклопедия

Ступень — одно из понятий всякой эволюционной теории, обозначающее отрезок в процессе развития, который характеризуется каким то изменением, иным состоянием. Такие ступени имеются как в индивидуальном, так и в общем развитии (онтогенез, филогенез,… … Начала современного естествознания

ступень — I (3 ж), Р., Д., Пр. ступе/ни; мн. ступе/ни, Р. ступе/ней (ступенька) II (3 ж), Р., Д., Пр. ступе/ни; мн. ступе/ни, Р. ступене/й (степень развития) … Орфографический словарь русского языка

ступень — I A сущ см. Приложение II (у лестницы) ступе/ни мн. ступе/ни ступе/ней Показалось, что много ступе/ней, А … Словарь ударений русского языка

СТУПЕНЬ — важное понятие всякой эволюционной теории, обозначающее отрезок в процессе развития, который характеризуется каким то изменением, «шагом вперед», более высоким (по сравнению с прежним) состоянием. Такие ступени имеются как в индивидуальном, так и … Профессиональное образование. Словарь

Источник

Стадии развития

Смотреть что такое «Стадии развития» в других словарях:

СТАДИИ РАЗВИТИЯ — (stages of development) определенные экономические, культурные, социальные или политические формы, через которые, как полагают, общества прошли, чтобы достичь данного предназначения. Понятие широко используется в эволюционных и неоэволюционных… … Большой толковый социологический словарь

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗМА — различают 5 стадий индивидуального развития организмов: 1) эмбриональную, или зародышевую; 2) непионическую, или младенческую; 3) неаническую, или юношескую; 4) эфебическую, или взрослую; 5) геронтическую, или старческую. Установление С. р.… … Геологическая энциклопедия

СТАДИИ РАЗВИТИЯ БИОЦЕНОЗА — переходные сообщества в процессе сукцессии. Экологический энциклопедический словарь. Кишинев: Главная редакция Молдавской советской энциклопедии. И.И. Дедю. 1989 … Экологический словарь

Стадии развития поведения ребенка (children’s behavioral stages) — Исследования челов. развития указывают на наличие фундаментальных законов, лежащих в основе всех процессов развития и проявляющихся в последовательности стадий, к рую, как можно предположить, проходит в своей жизни каждый чел. Эти законы имеют… … Психологическая энциклопедия

Стадии развития человека — – разграничение разных этапов жизни человека, начиная с момента его зарождения и завершая окончанием его физического существования. Представим такую их последовательность: 1. Гаметогенез – период созревания половых клеток. На этой стадии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПРЕСТУПНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ — – определённые этапы, различаемые в процессе осуществления умышленной преступной деятельности: обнаружение умысла, приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление. Обнаружение умысла–начальная стадия развития… … Советский юридический словарь

Стадии развития преступной деятельности — определенные этапы, различаемые в процессе осуществления умышленной преступной деятельности: обнаружение умысла, приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление … Криминалистическая энциклопедия

ЗАКОНЫ И СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ — (в теории Л. С. Выготского). Имеются в виду сформулированные Выготским законы, которые описывают онтогенетические стадии развития высших психических функций (ВПФ). Выготский неоднократно формулировал под разными названиями законы развития ВПФ.… … Большая психологическая энциклопедия

ОТРАСЛЬ В НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ РАЗВИТИЯ, МЛАДЕНЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ — (infant industry) Новая отрасль, которая на ранних своих стадиях не может конкурировать с известными производителями за границей. Правительства часто вынуждены поддерживать развитие новых отраслей либо путем прямых субсидий, либо с помощью… … Экономический словарь

Делирия стадии развития — (Штерёва, 1974) различаются 4 стадии течения делириозного психоза: 1. предделирий (продуктивная симптоматика представлена, в основном зрительными иллюзиями); 2. картина типичного делирия (характеризуется главным образом галлюцинаторной… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Источник

Ступени развития человека

СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Первый уровень «человек № 1; — это человек социума. Для этого человека способ существования — это изменение окружающей среды. Эти люди себя воспринимают как нечто уже сложившееся и неизменное. Они практически не меняют себя целевым образом, они не представляют себе, как изменить себя внутри, т.е. они меняют внешний мир, они меняют окружение, Они могут изучать науку, но по изменению окружения. Для них, вопрос о том, что я могу быть другим, просто не встает, а если встает, то он очень быстро исчезает из их головы.

И поэтому эти люди ориентированы на внешнее. Все их внимание идет на изменение состояния внешней среды. Себя они воспринимают как черный ящик, что у него внутри — не известно. Аналогично мы смотрим телевизор, не зная как он функционирует. Мы просто видим изображение, его микросхема нас не интересует. Мы не собираемся его переделывать, не собираемся перепрограммировать. Если он сломается, мы покупаем новый. Или когда нам нужно другое, более качественное изображение или больше каналов, или больше функций мы ничего не перепаиваем, мы просто его выкидываем и покупаем новый. Телевизор для нас это вещь, которая имеет только экран, мы пользователи. Но что внутри мы не знаем, только предполагаем, что там что-то есть. Социальный человек себя переживает приблизительно так же, как телевизор. Он может кушать, заниматься сексом, получать удовольствие. Это экран. А как все это работает его, в принципе, не интересует. Его интересует как что-то получить на экране, т.е. его жизнь это просто способ получения удовольствия из внешней среды. Так живет одна категория людей.

Ступень развития — «человек № 2;
Его можно назвать психологом, психотерапевтом, или клиентом психотерапевта. Это люди, которые узнали, что можно себя менять, т.е. помимо того, что я могу изменить внешнюю среду, я могу менять что-то внутри себя. То есть, они воспринимают себя не как нечто неизменное, а как то, что может меняться, что является большим прогрессом. Понимание того, что я могу быть лучше, не среда, а Я — является качественным сдвигом в сознании. Можно прикладывать к этому усилия и получать результат. Также как я прикладываю усилия к внешней среде и получаю результат, я могу это делать и с собой. Но человек этой категории меняет себя в том коридоре реальности, в котором он и жил. Он, как правило, не выходит в другие измерения, в другие принципиально новые переживания, принципиально новые состояния психики, энергии. Он жил с определенными ощущениями, эмоциями, мыслями, вот он с этим и работает: поведенческие паттерны, какие-то эмоциональные переживания. Он просто их улучшает, но он не выходит за их пределы. Вселенная наша многообразна. Но этот человек воспринимает жизнь только в привычном диапазоне. Это его коридор. Он по нему двигается. Здесь находится работа, семья, дети. Есть ли что-нибудь за ним, он не видит, не чувствует. Человек № 2 так организован, что он видит только этот диапазон. В нем он может двигаться. Человек социума двигается в этом диапазоне не меняясь. Человек, занимающийся психологией двигается в том же диапазоне, но начинает меняться. Но как не крути, он все равно не выходит за рамки этого диапазона.

Ступень развития «человек № 3;
Человека № 3 — маг. Это человек, который начав заниматься практиками, попадает в школу к людям, которые ему говорят: «Жизнь несколько больше, чем ты ее воспринимаешь, мы можем твой диапазон восприятия мира расширить, это можно сделать с помощью определенных методов. Если ты хочешь, давай». Люди, которые начинают двигаться в этом направлении входят в новый диапазон реальности, расширяя коридор. Эти области для восприятия обычных людей не существуют, а им показывают ключи. Они себя определенным образом меняют и это можно назвать магией. Магия дает возможность прикоснуться к тому, к чему обычный человек не прикасается, и понять законы. Допустим, до этого человек был психологом, изучал законы определенных областей сознания, но когда его посвящают в другие области, там могут быть другие законы. Ему надо учиться психологии, но уже магической психологии, законам иного мира, иных областей. Это искусство. Одно искусство попасть в эти области, второе — изучить их законы. Часть людей занимаются именно этим, т.е. становятся магами. Человек № 3 — это человек, который не только открывает новые области, но и становится в них профессионалом. Теперь представим ситуацию, что человек нагулялся по всем этим областям. И дальше с ним, возможно, происходит следующее: человек попадает в другое качество. Это уже человек № 4.

Ступень развития «человек № 4;
Его будем называть мистиком. Мистик принципиально отличается от первых трех типов людей, в т.ч. и от магов. Маги еще являются личностями, которые что-то исследуют, что-то меняют, что-то пытаются находить в мире форм. Социальный человек пытался и учился что-то находить и менять в окружающей среде. Психолог учился что-то находить и менять в своем ограниченном диапазоне внутренней и внешней реальности. Маг учится, что-то находит и меняет в большем диапазоне реальности. Это у них общее. У этих трех типов людей. Я хочу сделать жизнь лучше, я хочу ее понять, изменить и в этом я опираюсь на взаимодействие с внешними и внутренними объектами. То, что случается с мистиком очень странно. Мистик в какой-то момент теряет интерес к формам. Он начинает желать познать то, что не имеет формы.

Это можно назвать Богом, Истиной, Нирваной. В нем появляется жажда, тоска именно по этому, и только по этому. Мистик это человек, который тотально хочет только одного. Хочет знать абсолютное. Хочет прийти к Богу. И хочет не так, как вы говорите — «я хочу», а в нем появляется колоссальная энергетическая жажда. То есть, ему больше ничего не интересно. Больше ничего не надо. Он может чем-нибудь заниматься, но внутренне всегда на первом месте стоит это чувство — я хочу познать Себя. С этого момента его можно назвать мистиком. Почти все вы видели кассету «Зов поиска», когда Пунджей сидит, а перед ним человек 300 аудитории и он говорит, что тоска по Богу — это огонь, и этот огонь должен сжигать вас. Он говорит аудитории: » В данный момент я не вижу этого огня ни в чьих глазах». Они все пришли к нему якобы за реализацией. Они уже много лет что-то ищут, а он говорит, что ни в чьих глазах не видит этого огня. И это так, потому что если человек инициирован, то это видно. Инициирован именно в эту жажду.

Все что вы делаете это еще не мистика. Это Грейс, когда это с вами случается, т.е. самому этого сделать нельзя. Можно сделать себе социальные условия, можно сделать психологическую работу, можно сделать магию, но самому войти в мистический аспект жизни нельзя. Это первый Грейс Бога. Что делает мистик? Он ничего не делает. Он находится в очень необычной ситуации. Он понимает, что он сделать ничего не может. То, о чем мы говорили, что к Богу нельзя прийти волевым усилием. И мистик ждет, он понимает, что ему больше делать нечего. Но он не просто ждет. Он ждет в состоянии тоски, молитвы. Это не вербально. Это состояние. Это звучание человека, звучание которое видно. Мистик не зовет Бога. Он понимает, что это глупо. Он может какие-то ритуалы не выполнять, вообще ничего не делать. Но он тоскует. И это сразу в человеке можно почувствовать.

Человек может заниматься практиками, он может себя истязать колоссально, все что угодно делать и все равно видно, что это просто жадность ума. Это не мистика. Жажда по Богу сильно отличается от жадности ума. Жажда не от ума идет, она идет от самого Бога. И мистик просто ждет. Он просто живет этим чувством, этим мироощущением. Когда реализация с ним случится, он не знает, и он не требует. Он знает, требовать нельзя. Это может случиться, а может не случиться в этой жизни. Может быть это произойдет через сотни жизней. Но он уже попал в состояние ожидания, он в нем… Это четвертый тип людей — мистики.

Ступень развития «человек №5;
Это люди, которые пришли к Богу. Реализовались. Это Будды, Учителя. В эти 5 типов людей можно вложить весь спектр человеческой жизни. Я хочу провести такую аналогию, чтобы вы могли еще раз для себя лучше понять то, о чем мы говорили. Представьте, что у вас есть участок 6 соток — любимый Российскими людьми, и вы на нем живете. Участок это символ Вас. Это Вы. Участок это Ваш внутренний мир. Если Вы человек №1 и живете на этом участке в 6 соток, то Вы за ним не следите. Вы ездите на работу, в город, зарабатываете деньги, обратно приезжаете на свой участок, ночуете там, готовите еду и опять куда-то уходите. Ваш садовый участок зарастает, чем попало. Какие семена прилетели — то и растет. Вы его не обрабатываете, за ним не ухаживаете, т.е. вы занимаетесь какой-то активностью за пределами этого участка. Но 6 соток не обрабатываются. Там хаос. Это состояние социального человека, если брать аллегорию сада за внутренний мир.

Дальше идет психолог. Психолог начинает обрабатывать свои 6 соток. Сажает картошку, розы и т. д. Но все что он обрабатывает находиться в пределах 6 соток, это его мир. То есть, он остался в этом же мире. Первый человек, тоже жил в этом же саду, но сад был грязным, запущенным. Психолог продолжает жить в этом же саду, но он начинает наводить там порядок. Начинает скрещивать растения, что-то создавать. Я пока не касаюсь школ трансперсональной психологии. Сейчас наиболее открытые, талантливые психологи понемногу начинают привносить то, что мы называем магией в психологию. Нельзя этого не замечать. Но, на мой взгляд, пока в очень небольших масштабах. Что такое магия исходя из этого?

Магия, это когда к вам на садовый участок приходят люди и, говоря, что помимо тех растений, тех культур, что растут на 6 сотках, есть горы, есть Гималаи, есть океан, есть Кавказ. Не хочешь ли посмотреть? Вы, может быть, говорите — Хочу. Тогда пойдем. Маг это тот, кто начинает путешествовать. Не тот, кто живет на своем участке, а кто начинает путешествовать, ездить. Изучать географию, различные климатические пояса, растения. Этого человека можно назвать магом на примере садового участка. Вы вышли за его пределы. Вы видите, что природа более разнообразна, чем эти ваши 6 соток. Хотя Вы могли бы прожить на 6 сотках всю свою жизнь. Многие люди проживают. На этом аллегория с садовым участком заканчивается. Потому что мистик уже не может быть определен этой аллегорией. То, что за пределами формы — это состояние человека.

Это не то куда он поехал, где живет, а то в каком состоянии он живет. Эти категории не взаимоисключающие. То есть, вы одновременно можете быть социальным человеком и психологом. Вы можете изучать психологию, одновременно занимаясь бизнесом, своими внешними делами, т.е. вы продолжаете быть социальным человеком в какой-то степени, но уже изучаете психологию. Вы включаете психологию в социум. Точно так же вы можете быть магом и продолжать углублять свои познания в психологии. Если вы начали изучать какие-то измененные состояния сознания и не обязательно бросать заниматься психологией. Вы можете двигаться параллельно. То же самое и мистика. Тут очень интересная ситуация. Хотя мистику ничего не нужно кроме Бога, но исходя из его кармических тенденций, он все равно будет чем-то заниматься. Иначе он умрет, не просветлеет. Хотя если у него вассан (желаний) нет, то он реализуется в момент смерти. Вы можете быть мистиком и заниматься магией. Нельзя сказать, что если человек занимается магией, тело чистит, он не просветленный, он не мистик. Почему он интересуется своим телом, если ему только Бог нужен? Это может сосуществовать. Это важно понять.

У Вас Бог на первом месте, но вы можете иметь и другие интересы. Вы можете иметь семью, вы можете иметь свой бизнес, вы можете преподавать психологию, вы можете исследовать магию. Но при этом у вас на первом месте всегда Бог. Есть и другие варианты, такие как Рамана Махарши, Рамакришна. В какой-то момент их все перестало интересовать. Это их вариант. Не у каждого человека так должно происходить. Если бы их не кормили в тот период, они бы просто умерли. Бывает так, что человек садится и понимает, что в этом мире ему больше искать нечего. У него пропадает интерес вставать, есть, пить, интерес заниматься выживанием. И в этом состоянии человек просто умирает. Просто это предрасположенность, это ваша тенденция. Когда вы становитесь мистиком, непредсказуемо, как вы будете жить дальше. Но важно понять, что необязательно, если вы теряете интерес ко всему, вы теряете активность. Интерес теряется, а активность может не теряться. Иногда для продолжения жизни в теле Мастер может сознательно оставить какое-нибудь желание, некоторый якорь, который удерживает его. У Рамакришны таким якорем была еда. Знаете эту историю? Он мог сидеть, беседовать с учениками, потом говорить, где еда, я есть хочу. Всех бросить и уйти. Он мог в три часа ночи сказать: «Я хочу есть». Жена ему говорила: » Рамакришна, ты же Мастер, ты свою репутацию подрываешь.

Сколько можно есть?». Он ей ничего не говорил в то время. Потом он своей жене как-то сказал: «Сознание постоянно хочет уйти из тела потому, что сознанию в нем делать уже нечего, не за что держаться, нет никаких желаний. Я должен был давно умереть. Связи между моим Сознанием и телом уже не существует и чтобы не умереть (уйти в чистое бытие), я оставил себе одно желание — желание пищи. Я оставил его осознанно, и это позволяет мне находиться в теле. Это моя уловка, уловка, чтобы жить». Далее он сказал, что когда он перестанет есть, он умрет. И вот перед смертью, за 3 дня до смерти, жена принесла ему еду, ушла, а когда пришла, то увидела, что еда не тронута. И она поняла, что он умрет. Она и его ученики просили, чтобы он поел, но он сказал, что время пришло, ничего не могу сделать. Так каждый мастер может держать свой крючок. Из сострадания Мастер создает некоторую зацепку за тело, чтобы еще какое-то время жить и делиться. Иногда само чувство сострадания является зацепкой, т.е. это все взаимосвязано.

И последнее, что я хочу сказать: в слово «заниматься» я вкладываю определенный смысл. Допустим психология. Психологом вы станете не тогда, когда начнете читать психологические книжки время от времени или закончите, допустим, психологический факультет. Все это еще не говорит о том, что вы психолог. Для меня человек перешел в другую область, скажем психологии или магии, когда это стало его каждодневной работой. Именно каждодневной. Вы каждый день занимаетесь психологией, вы каждый день работаете со своей психикой. И первое важное слово — каждодневно, второе — работа. Вы каждый день в себе что-то меняете, каждый день что-то делаете. Пусть это тысячная доля процента, но вы сделали. Вы каждый день проходите трансформацию. Тогда вы занимаетесь психологией в моем понимании. А не то, что я сходил на лекции 5 дней, послушал, ушами похлопал, два выходных отдохнул, потом опять сходил. Это не психология. И так же магия. Магия — это когда я каждый день прилагаю усилия.

Я просыпаюсь с этим устремлением, живу с ним целый день. Я засыпаю ним. И более того, когда мне сниться сон, он сниться о моей работе. Вот это, я считаю, человек занимается. Он вошел в эту область. Иначе все психологи для меня социальные люди. Психологов единицы. Я могу Райха назвать психологом, Перлза могу назвать психологом, но далеко не всех их последователей, для которых психология — это всего лишь способ заработать деньги. Это обычные социальные люди, которые зарабатывают деньги с помощью того, что они называют психологией. Я не против зарабатывания денег, но это не психологи, не человек № 2, а еще человек № 1. К магу еще более высокие требования. Кто такой маг? Это также редкие люди. Вообще, если человек настоящий маг, то когда он войдет в комнату, вы поймете, что вошло нечто. Это не совсем человек вошел. Потому что маг реально путешествует по другим пространствам. Он должен иметь определенную структуру тела. Иначе он не сможет. Вот в этом теле вы не сможете войти во многие пространства.

В этом теле, в котором вы находитесь. В этой психике. Вас просто туда не пустят. Поэтому, если человек является магом, первое с чего он начинает, это выстраивает все тела, перестраивает, готовит. Это достаточно долгая работа. Даосы этим занимались. И когда такой человек входит, вы понимаете, что вошло нечто особенное. Даже социальный человек сможет это почувствовать, почувствовать что-то странное. Он не поймет, не сможет понять что это, кто это, потому что в его карте мира магов нет. Но он почувствует, что этот человек сделан неизвестно из чего. Из другого теста сделан. Вот это маги. А вот мистика вы можете не увидеть. Мага, в принципе, даже легче увидеть, потому что ему требуется определенная энергетическая выстройка, чтобы заниматься магией, путешествовать. Хотя, если человек занимается магией, он может сделать периферийный экран и будет казаться обычным человеком. Он может замаскироваться. Это тоже в его компетенции, если он захочет. Он умнее, чем вы в любом случае. Если он захочет вас одурачить, он одурачит. Но если он не хочет, то его будет видно. Если он не делает каких-либо искусственных построений между собой и вами — вы будете чувствовать его присутствие.

Источник

Развитие общества: основные этапы и типы

Основные ступени развития общества

Выделяют три ступени развития человеческого общества: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Рассмотрим каждый тип кратко.

Начнем с традиционного общества.

Традиционное общество — такой вид развития общества, при котором основой деятельности является сельское хозяйство.

Этот тип ставит основой натуральное хозяйство при монархической системе управления обществом, с усилением роли церкви и религиозного мировоззрения.

Главным фактором производства служит земля, на которой производится основной в традиционном обществе продукт — еда.

Какие еще особенности традиционного общества можно выделить?

Известно, что основой экономики традиционного общества являлось сельское хозяйство. Земля была важнейшим капиталом. Только за счет земельных ресурсов люди могли выживать. Этому типу присущи низкие темпы развития во всех сферах. Характерные черты: боязнь технических и любых других новшеств, стремление удовлетворить в первую очередь базовые, бытовые нужды.

Традиционное общество включает в себя как первобытные общества, так и древние цивилизации, средневековые государства.

Контроль над всеми сферами общественной жизни осуществлялся посредством традиций. Они воспринимались как священные правила общества, которые не подлежат никакому изменению.

В традиционном обществе сильно расслоено общество — подчинение играет важную роль (женщина подчиняется мужчине, младший старшему). Нет массовости образования, обучение происходит в процессе труда.

Личность в традиционном обществе ориентируется на значимых людей из своего ближайшего окружения. Духовная жизнь в традиционном обществе организована монополией церковных и жреческих институтов. Важную роль играют религиозные культы, а также практики богопочитания.

Инициатива подавляется коллективистскими ценностями. Модернизация общества, которая началась во время эпохи Нового времени, способствовала разложению традиционного общества во многих регионах Земли.

Индустриальное общество — тип общества, который характеризуется высоким уровнем индустриального, научного, технического развития.

Основным фактором производства является капитал. Промышленность составляет основу производства. В индустриальном обществе более 50 % всего населения занято в промышленности.

К характерным чертам относятся:

В основе индустриального общества лежит машинное производство. Развитием общества движет стремление индустриального общества к экономическому росту. Индустриальное общество видит своей целью удовлетворение таких потребностей как деньги, карьерный рост, а также улучшение качества жизни. Люди в индустриальном обществе принимают решения после эмпирического исследования.

Этот тип общества сформировался в Западной Европе в период Нового времени. В 19-20 веках идеи индустриального общества распространились по всему миру. Такой термин, как индустриальное общество, часто используется вместе с термином «капитализм», «массовое общество», «общество модерна», хотя не все значения полностью совпадают по смыслу.

Индустриальное общество развивалось в связи с:

Индустриальное общество может существовать как в либерально-настроенных обществах, так и в авторитарно-этатистских политических режимах.

Постиндустриальное общество — тип общества, который присущ современности. Основой типа служит преобладание информации, а также технических достижений в сфере производства.

Основным фактором производства в постиндустриальном обществе является информация.

Для постиндустриального общества характерно:

Из-за того, что промышленность и сельское хозяйство в постиндустриальном обществе производят намного больше, чем общество может употребить, большая часть населения начинает заниматься сферой услуг. Фактором развития являются теоретические знания и информация. Решения принимаются с помощью моделирования, а также применения аналитических методов. Главная технология в таком обществе — умственная деятельность, а не ручной или машинный труд.

Постиндустриальное общество появилось во второй половине 20 века – начале 21 века в тех странах, которые были экономически развиты.

Изначально теорию постиндустриального общества развивали Р. Арон с концепцией «зрелого индустриального общества», Дж. К.Гэлбрейт с концепцией «нового» индустриального общества, У.У. Ростоу с концепцией «стадии экономического развития».

Теория постиндустриального общества была разработана в 60-х годах 20 века Д. Беллом.

Что рассматривается в качестве причин появления постиндустриального общества?

Человек в таком обществе является лишь контролером высоких технологий. Экономика ориентируется на поддержку технологического развития, науки. Ведущая роль отведена университетам и исследовательским учреждениям.

Главный источник общественных богатств — знания, а также информация. Первое место в обществе занимают те, кто передает знания. Это представители интеллектуального труда — менеджеры, управленцы, профессионалы высшей категории. На место рабочего класса приходят «белые воротнички», которые занимаются в основном нефизическим трудом.

Для постиндустриального общества важно ускорение темпов развития социальных и экономических процессов. Образ жизни, а также профессиональная деятельность становятся вариативными. Становится популярной концепция образования на протяжении всей жизни.

Часто жизнь в постиндустриальном обществе связана с бешеным ритмом жизни, из-за чего у многих людей появляются психологические проблемы, стрессы.

Другие классификации общества

Существуют и другие типологии общественного развития. Представим в виде таблицы разные концепции развития.

Выделяют две формы развития общества: революционное и эволюционное.

Эволюционная концепция связана с медленным, постепенным развитием. Выделяется две эволюционных концепции:

Революционное развитие общество связано с резкими изменениями, преимущественно скачкообразного характера (подъем-спад).

В рамках данной концепции выделяется учение Карла Маркса о развитии общества. Он считал, что только классовая борьба может являться двигателем прогресса. Таким образом он выделил следующие стадии развития:

Стадии развития по К. МарксуХарактеристика
Первобытный коммунизмРанняя ступень развития общества. Равенство в вопросах добычи нужд и делению добытого.
Рабовладельческая общественно-экономическая формацияРабы и рабовладельцы друг другу противопоставлены. Рабы находятся в полном подчинении у хозяина, который может даже лишить их жизни.
Феодальная общественно-экономическая формацияБолее сложная структурная единица. Противостояние землевладельцев всех уровней (рыцарей, баронов, графов, королей) и крестьян. Хозяин земель может регулировать только отношения на земле (крестьянин не может перейти на другое место и обрабатывать чужую землю), жизнью крестьян хозяин земель распоряжаться не может.
Капиталистическая общественно-экономическая формацияПротивопоставлены буржуазия (люди, наделенные властью и деньгами) и пролетариат (простые рабочие). Осуществлялся наём рабочей силы, что формально вело к независимости простого рабочего. Но капиталист эксплуатировал рабочую силу, отнимая прибавочную и производимую стоимость.
Коммунистическая общественно-экономическая формацияКонечная стадия развития общества, при которой искореняется коммунизм, все частное становится общественным. Все люди в мире равны. Люди — общность, а не индивидуальности.

Также выделяют типы обществ по:

Закрытое общество — тип, который характеризуется неподвижной структурой, мобильность ограничена. Развитие происходит низкими темпами, главенство традиций, отрицание технологий.

Открытое общество — тип, который характеризуется высоким уровнем развития. Нет единой государственной идеологии. Отличается высокой мобильностью. Технологии приветствуются.

К развитым странам относятся государства с сильными экономиками (большинство европейских государств, Япония, США).

К развивающимся относятся страны с хорошими темпами роста экономики (Китай, страны Юго-Восточной Азии).

К слаборазвитым относятся страны с низким развитием экономики («страны третьего мира»).

Дописьменные — общества, в которых нет сложившегося алфавита, буквы не обозначены символами.

Письменные — общества, в которых развита письменность, существует алфавит, люди общаются с его помощью.

Простое — общество, которое характеризуется отсутствием четкой структуры управления. При таком типе отсутствует регламентированная форма взаимоотношений, нет отношений «хозяин» и «подчиненный». Это начальный этап развития общества при условии отсутствия государственной власти.

Сложное — общество, которое характеризуется классовым расслоением, люди делятся на слои. Эта система может существовать только при наличии государственной власти.

Политеизм — форма веры, подразумевающая наличие нескольких божественных существ, к которым человек обращается.

Единобожие — такая форма веры, которая подразумевает поклонение одному божественному существу. Он является покровителем, помогает человеку на протяжении всего земного пути.

Пантеизм — такая форма веры, при которой божественное существо тесно связано с природой.

Религия без Бога — такая форма веры, при которой вопросы жизненного пути осмысляются философией.

Сравнительная таблица ступеней развития общества

Признаки обществаТрадиционное обществоИндустриальное обществоПостиндустриальное общество
Исторический тип, который соответствует обществуПервобытное, феодальное, рабовладельческоеКоммунистическое и капиталистическоеКапиталистическое общество
Дата появленияОколо 6 тысячелетия до н.эСложилось окончательно примерно к 20 векуВторая половина 20 века и 21 век
Основа обществаВозделывание земли и сельское хозяйствоПромышленное производствоСфера услуг
Характер экономического развитияРучной труд, натуральное хозяйство, земля главенствует над всем, человек вынужден подчиняться полностью другому человеку (который выше по статусу), натуральный обмен.Главенство капитала, общество индустриализовано, товары производятся массово на основе разграничения труда.Главенство информации, производство индивидуализировано, все сферы жизни автоматизированы и роботизированы.
Политический стройТеократия, монархия (абсолютная), тирания и деспотия.Монархия (конституционная и парламентская), демократия.Монархия (конституционная и парламентская),
Общество развивается из-за:традицийТехнический прогресс, а также демократияНаучно-техническая революция
Главная роль отведенаАрмии и церквиКрупным корпорациямУниверситетам
Главная социальная группаВысшие сословия (священники, крестьяне, купцы, феодалы, ремесленники)Крупные бизнесмены, предприниматели, а также пролетариат.Средний класс
Уровень культурного развитияНизкий уровень культуры и образованияНаука и образование выходят на первый планНаука и образование главенствуют
Страны, которые могут являться примером такого обществаЭфиопия, африканские племена, Алжир и т.д.Англия, СССР и т.д.Япония, Франция, Испания, США и т.д.

Спиралевидное развитие общества, примеры

Спиралевидное развитие является соединением круговой и линеарной концепций. При этом типе наблюдается преемственность, а также поступательность. Это создает цикличность развития — возвращение общества к исходной точке, но на более высоком уровне развития.

Ярким примером данной системы является описанная ранее теория Карла Маркса (формационная). Все этапы развития (от первобытного общества до коммунистического) расположены по спирали.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *