Что такое стяги бранные

Значение слова «стяг»

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Стяг — воинское знамя.

Стяг — войсковое подразделение.

Стяг — военно-патриотический проект.

Стяг — старинная единица измерения использовавшаяся при исчислении таможенных пошлин.

Стяг — деревня, Славковичский сельсовет, Глусский район, Могилёвская область.

Стяг — остров архипелага Северная Земля.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

стяг I

1. рег. устар. древко, жердь, шест, кол ◆ А ослоп в лесах на севере и доселе означает дубину, стяг. П. И. Мельников-Печерский, «В лесах», 1871—1874 г. (цитата из НКРЯ)

стяг II

1. рег. очищенная мясная туша без головы и ног ◆ Он был болен черною немочью и по обещанию ездил в Киев: его бог помиловал, и киевские чудотворцы помогли; и он оттуда привез этот канонник и благословил дедушку, а он его возом муки, двумя тушами свиными да стягом говяжьим. Н. И. Новиков, «Живописец», 1775 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Лавочник привез с ярманки целый стяг говядины да десять свиных туш… Д. Н. Мамин-Сибиряк, «Под землей», 1905 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранныеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: плоскодонный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»
Стягъ

1093: И се половци идяху противу, и стрѣлци противу предъ ними; нашимь же ставшимъ межи валома, поставиша стяги свои. Пов. врем. лет, 144 (1377 г. ← нач. XII в.). 1149: Приближающим же ся имъ к городу и видящим стягы отца своего, и пѣшиѣ вышедше из города и стрѣляющимся с ними. Ростиславу же и Борисови и Мстиславу не вѣдущим мысли брата своего Андрѣа, яко хощеть ткнути на пѣшиѣ, заня и стягъ его видяхуть не възволоченъ. Лавр. лет., 324 (1377 г.). 1172: И бысть сѣча зла, и потяша и стяговника нашего, и челъку стяговую сторгоша стяга, и смятошася обои бьющеся. Володиславъ же замысли взяти стягъ Михалковъ. Ипат. лет., 558 (XV в.). От того пророка заиму прещенья на жиды глаголемая, глуси да будутъ гонящии вы, единѣмь гласомь побѣгнеть тысяща, и пяти ради гласъ побѣгнуть мнози, дондеже останетеся на горѣ, яко знаменье на холмѣ, знаменье глаголеть стягъ, им же знаменаютъ воеводы побѣду. Гр. Бог., 122 (XIV в.).

Бишася день, бишася другыи; третьяго дни къ полуднію падоша стязи Игоревы. 18.

Ярославе и вси внуце Всеславли! уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. 34.

1146: И приѣхавъ же Улѣбъ въ свои полокъ (так!), тако же Иванъ, поверга стягы и поскочи къ Жидовьскымъ воротомъ. Ипат. лет., 326 (XV в.). 1177: Мьстиславичи же не доѣхавше, повергоша стягъ и побѣгоша, гоними гнѣвомъ божиимъ и святѣи Богородици. Там же, 601. 1310: Бысть сѣча зла. Брянци же выдали князя Святослава, коромолници суще, стяги свои повергоша, а сами побѣгоша. Сим. лет., 87 (XVI в.).

а) В боевом порядке.

1097: И пусти на воропъ Алтунапу въ 50 чади, а Давыда постави подъ стягомъ, а самъ раздѣлися на 2 части, по 50 на сторонѣ. Пов. врем. лет, 179 (1377 г. ← нач. XII в.).

б) В чьем-либо войске.

А коли ты будеть всѣсти со мною на конѣ, а кто будеть твоихъ бояръ и слугъ, гдѣ кто ни живетъ, тѣмъ быти под твоимъ стягом. Грам. доконч. кн. Дм. Ив. князю Серпуховскому ок. 1367 г. ДДГ, 21.

2. Войско, отряд, полк:

Стяговъ же, коими ношашеся кивот, иже мало должѣе бѣху, главы являхуся пред молебником. Библ. Генн. II Парал., V, 9 (1499 г.).

1175: И вземше тѣло его привезоша Володимѣрю со честью съ плачемь великымъ, и бысть по малѣ времени, и поча выступати стягъ от Боголюбого, и людье не могоша ся ни мало удержати, но вси вопьяхуть. Ипат. лет., 593 (XV в.).

Отсюда нетрудно понять и выражение «Слова» «стязи глаголют»: «стязи свидетельствуют» о том, что половцы двигаются в боевом порядке (под стягами) на русских. Это значение поддерживается всем контекстом, в котором употреблено это выражение «стязи глаголют».

Итак, «говорить» о наступлении половцев могли только стяги половцев, а не русских. Автор «Слова» последовательно описывает наступление половцев. Нет, следовательно, нужды видеть в выражении «стязи глаголютъ» какого-то одушевления этих стягов, якобы предсказывающих нападение половцев.

Источник

Стяг, хоругвь, знамя, флаг: Под какими символами государства бились русские воины

Максим Фаюстов. На поле Куликовом (фрагмент)

Флаги, знамёна, штандарты появились у человечества ещё в древние времена. На Руси слова «флаг» не знали, в ходу было слово «стяг», то есть боевое княжеское полотнище, под которое стягивались полки. У каждого князя было несколько стягов. Например, в «Повести о битве на Липице», описывающей междоусобное сражение князей, говорится, что «Бяше бо у Юрья стягов 17, а трубь 40, толико же и бубнов, а у Ярослава стягов 13, а трубъ и бубнов 60».

Трубы и бубны нужны были князьям, чтобы управлять построением войск и подавать сигналы в бою. Как правило, княжеский стяг находился в середине боевого строя русских, а остальные были рассеяны по полю — по ним опытный полководец судил о ходе битвы. Стяг охраняли самые сильные и опытные бойцы — стяговники. Если стяг падал, это означало, что княжеские войска в этом месте терпят поражение. Если же «стязи ихъ золоченыа ревуть, просьтирающеся, аки облаци», то это означало, что войска успешно противостоят врагу или идут в наступление.

Первым известным стягом стал стяг князя Владимира — это было квадратное полотнище с золотым изображением коловрата, которое использовалось с VIII века вплоть до крещения Руси. После крещения символ солнца со стяга исчез, сам стяг стал треугольным, а навершие стяга стали делать в виде копья с крестом. Уже осаждающие Корсунь войска князя Владимира изображались с подобными стягами на миниатюрах Радзивилловской летописи XIII века.

В домонгольский период была известна вариация красного стяга с двоезубцем — это князь Святослав таким образом отметил разгром Хазарского каганата. Но двоезубец на стягах русских князей не закрепился, исчез, возможно, он был символом личной победы полководца. Под клиновидными стягами русские князья бились с монголами, под такими же стягами князья Дмитрий Донской и Александр Невский отстаивали рубежи родины.

Однако вскоре наравне с красными у князей появились и синие стяги. Это изменение задокументировано в миниатюрах Сильвестровского сборника XIV века: на них князь Борис идёт на печенегов под стягами двух цветов — синего и красного.

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

В литературном памятнике XII века «Слово о полку Игореве» встречается новое обозначение княжеского стяга — хоругвь. В это время на стягах начинают изображать лики святых, а сам стяг приравнивается к святыням и становится не только средством для управления войсками, но и символом власти. Князья перед битвами склоняют перед хоругвями колени и просят Бога о даровании победы. Например, перед битвой с ханом Мамаем князь Дмитрий Донской молился, встав на колени перед хоругвью с ликом Всемилостивейшего Спаса.

Тверская улица в Москве станет пешеходной 11 и 12 июня

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

В этом же «Сказании. » встречается ещё одно новое обозначение флага — знамя. Появляются и описания знамён. Например, у князя Владимира Андреевича знамя чёрного цвета: «Князь же Владимеръ Андрѣевичь ста на костѣх под черным знаменем». А из боя князья возвращаются «каждый под своё знамя».

У великого московского князя Василия III знамя было белого цвета, на нём был вышит библейский герой-полководец Иисус Навин. При Иване Грозном Русь ждала Второго пришествия Христа, потому и отношение к знамёнам с изображениями святых было трепетным.

В войске Грозного, осадившем Казань, была точная копия стяга Дмитрия Донского — клиновидное знамя с изображением Всемилостивого Спаса, а на великом стяге самого царя был изображён Христос на коне в окружении святого воинства в белых одеждах и архангел Михаил верхом на золотом коне, держащий распятие. Знамя царя было многоцветным — с синим и «сахарным» полями и с зелёной и широкой красной (брусничной) полосой.

Вообще, при Иване Грозном российские знамёна получили настоящее развитие — знаки царской, а значит, и божественной власти были большими, в длину достигали трёх метров и шились из дорогих и тяжёлых тканей — тафты, шёлка, бархата, расшивались золотом.

Наиболее известным в истории России осталось знамя с Всемилостивым Спасом. Его использовали во время сражений вплоть до петровских времён — русская армия под этим знаменем ходила в поход на Азов и воевала со шведами. Своё знамя было даже у Ермака и его дружины, когда казаки в конце XVI века пошли покорять Сибирское ханство. На нём был крупно изображён архангел Михаил на коне, а на другой стороне — лев и единорог.

Во времена Смуты ополченцы встали под малиновое знамя князя Пожарского, на котором был изображён архистратиг Михаил и преклонивший перед ним колени Иисус Навин. А второй царь из династии Романовых, Алексей Михайлович, ходил в военные походы под тёмно-красным знаменем с ликом Спаса. Именно при этом царе в России впервые появился бело-сине-красный флаг.

От знамён к триколору

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

Удивительно, но к концу XVII века у русского государства не было знамени, которое могло бы объединить всех. Знамёна оставались частными — царскими, боярскими, полковыми. Именно этот пробел и ликвидировал Алексей Михайлович. Он создал первый флаг страны по подобию стрелецких знамён. В основу был положен крест синего цвета, который символизировал Россию как последний оплот подлинной веры. Два поля оставались белыми, а два поля стали красными.

Триколор с золотым двуглавым орлом как символ государства был учреждён лишь 6 августа 1693 года сыном Алексея Михайловича Петром I для 12-пушечной яхты «Святой Пётр». На триколоре чередовались горизонтальные полосы красного, синего и белого цвета с золотым двуглавым орлом посередине. Кроме этого флага Пётр ввёл в обиход Андреевский флаг для флота и армейское знамя на основе триколора с орлом и пушками внизу. Торговый флот имел право вывешивать чистый триколор, без орла.

Почему Ватикан запретил книгу о славянах и грозил её автору смертью

У самого Петра был личный императорский штандарт жёлтого цвета с чёрным двуглавым орлом. Наверху красовались три короны, в лапах орёл держал карты морей, омывавших Российскую империю, а на груди его изображался святой Георгий, поражающий змея.

Этот штандарт просуществовал с различными изменениями вплоть до XIX века, пока наконец не трансформировался в жёлто-бело-чёрный триколор. И лишь 29 апреля 1896 года император Николай II объявил национальным символом бело-сине-красный флаг и повелел, чтобы флаги других цветов к почитанию не допускались. Это вызвало в обществе многочисленные споры, которые закончились лишь после того, как геральдист и историк Пётр Белавенец привёз из Архангельска настоящее знамя Петра I, которое было сшито из флажной материи — флагдуха. Это был квадрат из трёх полос равной ширины: снизу была красная полоса, посередине — синяя, сверху — белая. Вшитый в полотнище жёлтый двуглавый орёл захватывал все полосы. На груди императорской птицы масляной краской было нарисовано церковное изображение щита с Георгием Победоносцем. Больше вопросов к императору не было.

В 1918 году большевики тоже озаботились проблемой государственного флага. Согласно декрету о флаге РСФСР, страна получила красное знамя, которое одновременно было и национальным, и государственным, и боевым. Со временем флаг незначительно менялся: исчезла надпись РСФСР в рамке, у навершия на полотнище появилась звезда, а позже серп и молот.

Страна вернулась к историческому знамени Петра I только в 1991 году после попытки государственного переворота. Тогда Михаил Горбачёв прибыл из Фороса в Москву и первым делом заявил о необходимости смены государственной символики. И уже 25 декабря 1991 года над Кремлём взвился знакомый всем триколор. Герб — двуглавый орёл — появился в 1994 году, но изображается он только на президентском штандарте.

Источник

13 непонятных слов и выражений из «Слова о полку Игореве»

Грамотность на «Меле»

«Слово о полку Игореве» — поэма, в которой рассказывается о неудачном походе русских князей на половцев — была написана, предположительно, в XII веке и изучается в 7-м классе на уроках литературы. Несмотря на то что современный перевод был сделан в XX веке, в тексте поэмы встречается множество слов и выражений, которые, скорее всего, не знакомы семиклассникам и их родителям.

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

Все пути им ведомы,

С «яругой» все просто: в переводе с польского языка это «овраг». В Древней Руси слово употреблялось в том же смысле.

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

Уж лиса на щит червлёный брешет,

Стон и скрежет в сумраке ночном…

«Червлёный» — это слово, которое используется в геральдике (историческая дисциплина, изучающая гербы) и означает любой оттенок красного цвета.

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

Захватили золота без счёта,

Груду аксамитов и шелков,

Вымостили топкие болота

Япанчами красными врагов.

Слово «аксамит» происходит от греческих «шесть» и «нить». Так в Древней Руси называли плотную ворсистую, напоминающую бархат ткань из шёлка и золотой или серебряной нити. Чтобы выдержать тяжесть золота и серебра, ткань формировали из шести обычных нитей — двух основных и четырёх уточных (поперечных).

«Япанча», или «епанча», в переводе с тюркского языка означает «плащ» или «накидку». Это древнерусская одежда, представляющая собой длинный широкий плащ без рукавов. Епанчи считались одеждой зажиточных людей.

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

Берега Немиги той проклятой

Почернели от кровавых трав —

Не добром засеял их оратай,

А костями русскими — Всеслав.

«Оратай» — это устаревшее название пахаря, человека, который пашет землю. Слово также встречается в одном из стихотворений Афанасия Фета:

Оглянись: сошла вода,

Зимний дождь не хлещет боле;

На горах опять стада,

И оратай вышел в поле.

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

А в степи, с ордой своею дикой

Серым волком рыская чуть свет,

Старый Гзак на Дон бежит великий,

И Кончак спешит ему вослед.

Гзак — это имя половецкого хана, который руководил половцами, жившими в XII веке на берегах Дона. Кончак — тоже половецкий хан примерно из тех же краев, с Дона и Придонья. Кончак известен набегами на Киев и Переяславль и вмешательством в междоусобные распри русских князей, привлекавших военную силу половцев.

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

Вот Стрибожьи вылетели внуки —

Зашумели ветры у реки,

И взметнули вражеские луки

Тучу стрел на русские полки.

Стрибог —это языческий бог древних славян, который традиционно считается богом ветра или воздуха. Соответственно, «стрибожьи внуки» — это ветра.

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

Где ты ни проскачешь, тур, шеломом

Золотым посвечивая, там

Шишаки земель аварских с громом

Падают, разбиты пополам.

«Шелом» — это русский средневековый шлем, отличительной чертой которого была высокая сфероконическая форма. До того как стать фирменным знаком русских богатырей, такие шлемы, отлитые или выкованные из бронзы, использовали воины Ассирии в третьем тысячелетии до нашей эры.

«Шишак» — это шлем круглой формы с высоким навершием (что-то вроде антенны на макушке). Наибольшее распространение в русском войске шишаки получили в XVI веке, а в XVII форма этих шлемов изменилась на металлические наголовья западноевропейского образца.

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

Прозван Гориславичем в народе,

Князь Олег пришёл на Русь, как ворог,

Внук Даждь-бога бедствовал в походе,

Век людской в крамолах стал недолог.

Слово «крамола» может означать как бунт, мятеж или восстание, так и все, что противозаконно, запрещено или предосудительно. Здесь имеются в виду частые войны, из-за которых умирало много людей.

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

День и ночь над полем незнакомым

Стрелы половецкие свистят,

Сабли ударяют по шеломам,

Копья харалужные трещат.

Слово «харалуг» в переводе с персидского языка означает «булат» или «сталь». Соответственно, речь идет о копьях со стальными наконечниками.

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

В третий день к полудню стяги пали,

И расстался с братом брат родной

На реке кровавой, на Каяле.

Недостало русичам вина,

Славный пир дружины завершили —

Напоили сватов допьяна

Да и сами головы сложили.

Степь поникла, жалости полна.

«Стяг» — это воинское знамя в Древней Руси, которое представляло собой шест с укрепленным на нем пучком конских волос, клином яркой ткани и фигуркой животного или другим предметом, хорошо видным издалека.

Что такое стяги бранные. Смотреть фото Что такое стяги бранные. Смотреть картинку Что такое стяги бранные. Картинка про Что такое стяги бранные. Фото Что такое стяги бранные

8 устаревших слов из «Недоросля», которые нам приходится гуглить

Источник

Что такое стяги бранные

Принятое всеми исследователями и переводчиками понимание слова «стяг» подверг сомнению В. В. Макушев, предположивший, что во фразе «стязи глаголютъ» стяг «означает что-то взятое из природы: знамена здесь не кстати, и самое выражение „знамена говорят“ странно» (Макушев. [Рец.] С. 461). По его мнению, слово «стяг» могло означать не только «знамя», но и «место, расстояние» (ср. «стезя») и в данном контексте должно пониматься «как местность, обитаемую зверьми: „стязи глаголютъ“ обозначает говор не знамен, а „стягов“ или „стязей“, наполненных зверями» (С. 462). Это же выражение вызвало сомнения А. Мазона, который полагал, что оно является модернизмом не только для старинного текста, но и для XVIII в., поэтому стяг следует в данном случае толковать как «войска, воины»

Лит.: Дубенский. Слово. С. 52, 63, 89; Яковлев Л. Русские старинные знамена // Древности Российского государства. Доп. к 3 отд. М., 1865. С. 15—17; Макушев В. В. [Рец. на кн.: Тихонравов Н. С. Слово о полку Игореве] // ЖМНП. 1867. Февр. Ч. 133. С. 461—462; Mazon A. Le Slovo d’Igor. Paris, 1940. P. 95—96; Гудзий Н. К. Ревизия подлинности «Слова о полку Игореве» в исследовании проф. А. Мазона //

Учен. зап. МГУ. М., 1946. Вып. 110. Тр. каф. рус. лит-ры. Кн. 1. С. 163—164; Рыбаков Б. А. «Окна в исчезнувший мир». По поводу книги А. В. Арциховского «Древнерусские миниатюры как исторический источник». М.: МГУ, 1944. 214 с. // Докл. и сообщ. ист. ф-та МГУ. М., 1946. Вып. 4. С. 41—42; Лихачев. 1) Устные истоки. С. 71—74 (то же: Лихачев. «Слово» и культура. С. 202—206); 2) Слово — 1950. С. 390, 404, 452; Тиунов И. Д. Несколько замечаний к «Слову о полку Игореве» // Слово. Сб. — 1950. С. 197; Алексеев М. П. П. П. Прейс в работах над «Словом о полку Игореве» // Докл. и сообщ. Филол. ин-та ЛГУ. Л., 1951. Вып. 3. С. 247; Дылевский Н. М. Лексические и грамматические свидетельства подлинности «Слова о полку Игореве» по старым и новым данным // Слово. Сб. — 1962. С. 183—184; Слово — 1967. С. 487—488; Адрианова-Перетц В. П. 1) Фразеология и лексика «Слова о полку Игореве» // «Слово» и памятники. С. 36, 56, 67, 103; 2) «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968. С. 63, 92, 93, 109, 158; Югов. Слово — 1975. С. 144; Виноградова. Словарь. Л., 1978. Вып. 5. С. 245—248; Никитин А. Л. К вопросу стратификации «Слова о полку Игореве» // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 1: XI—XVI века. М., 1989. С. 143—145.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *