Что такое стяги в слове о полку игореве
Что такое стяги в слове о полку игореве
Принятое всеми исследователями и переводчиками понимание слова «стяг» подверг сомнению В. В. Макушев, предположивший, что во фразе «стязи глаголютъ» стяг «означает что-то взятое из природы: знамена здесь не кстати, и самое выражение „знамена говорят“ странно» (Макушев. [Рец.] С. 461). По его мнению, слово «стяг» могло означать не только «знамя», но и «место, расстояние» (ср. «стезя») и в данном контексте должно пониматься «как местность, обитаемую зверьми: „стязи глаголютъ“ обозначает говор не знамен, а „стягов“ или „стязей“, наполненных зверями» (С. 462). Это же выражение вызвало сомнения А. Мазона, который полагал, что оно является модернизмом не только для старинного текста, но и для XVIII в., поэтому стяг следует в данном случае толковать как «войска, воины»
Лит.: Дубенский. Слово. С. 52, 63, 89; Яковлев Л. Русские старинные знамена // Древности Российского государства. Доп. к 3 отд. М., 1865. С. 15—17; Макушев В. В. [Рец. на кн.: Тихонравов Н. С. Слово о полку Игореве] // ЖМНП. 1867. Февр. Ч. 133. С. 461—462; Mazon A. Le Slovo d’Igor. Paris, 1940. P. 95—96; Гудзий Н. К. Ревизия подлинности «Слова о полку Игореве» в исследовании проф. А. Мазона //
Учен. зап. МГУ. М., 1946. Вып. 110. Тр. каф. рус. лит-ры. Кн. 1. С. 163—164; Рыбаков Б. А. «Окна в исчезнувший мир». По поводу книги А. В. Арциховского «Древнерусские миниатюры как исторический источник». М.: МГУ, 1944. 214 с. // Докл. и сообщ. ист. ф-та МГУ. М., 1946. Вып. 4. С. 41—42; Лихачев. 1) Устные истоки. С. 71—74 (то же: Лихачев. «Слово» и культура. С. 202—206); 2) Слово — 1950. С. 390, 404, 452; Тиунов И. Д. Несколько замечаний к «Слову о полку Игореве» // Слово. Сб. — 1950. С. 197; Алексеев М. П. П. П. Прейс в работах над «Словом о полку Игореве» // Докл. и сообщ. Филол. ин-та ЛГУ. Л., 1951. Вып. 3. С. 247; Дылевский Н. М. Лексические и грамматические свидетельства подлинности «Слова о полку Игореве» по старым и новым данным // Слово. Сб. — 1962. С. 183—184; Слово — 1967. С. 487—488; Адрианова-Перетц В. П. 1) Фразеология и лексика «Слова о полку Игореве» // «Слово» и памятники. С. 36, 56, 67, 103; 2) «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968. С. 63, 92, 93, 109, 158; Югов. Слово — 1975. С. 144; Виноградова. Словарь. Л., 1978. Вып. 5. С. 245—248; Никитин А. Л. К вопросу стратификации «Слова о полку Игореве» // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 1: XI—XVI века. М., 1989. С. 143—145.
Что такое стяги в слове о полку игореве
Принятое всеми исследователями и переводчиками понимание слова «стяг» подверг сомнению В. В. Макушев, предположивший, что во фразе «стязи глаголютъ» стяг «означает что-то взятое из природы: знамена здесь не кстати, и самое выражение „знамена говорят“ странно» (Макушев. [Рец.] С. 461). По его мнению, слово «стяг» могло означать не только «знамя», но и «место, расстояние» (ср. «стезя») и в данном контексте должно пониматься «как местность, обитаемую зверьми: „стязи глаголютъ“ обозначает говор не знамен, а „стягов“ или „стязей“, наполненных зверями» (С. 462). Это же выражение вызвало сомнения А. Мазона, который полагал, что оно является модернизмом не только для старинного текста, но и для XVIII в., поэтому стяг следует в данном случае толковать как «войска, воины»
Лит.: Дубенский. Слово. С. 52, 63, 89; Яковлев Л. Русские старинные знамена // Древности Российского государства. Доп. к 3 отд. М., 1865. С. 15—17; Макушев В. В. [Рец. на кн.: Тихонравов Н. С. Слово о полку Игореве] // ЖМНП. 1867. Февр. Ч. 133. С. 461—462; Mazon A. Le Slovo d’Igor. Paris, 1940. P. 95—96; Гудзий Н. К. Ревизия подлинности «Слова о полку Игореве» в исследовании проф. А. Мазона //
Учен. зап. МГУ. М., 1946. Вып. 110. Тр. каф. рус. лит-ры. Кн. 1. С. 163—164; Рыбаков Б. А. «Окна в исчезнувший мир». По поводу книги А. В. Арциховского «Древнерусские миниатюры как исторический источник». М.: МГУ, 1944. 214 с. // Докл. и сообщ. ист. ф-та МГУ. М., 1946. Вып. 4. С. 41—42; Лихачев. 1) Устные истоки. С. 71—74 (то же: Лихачев. «Слово» и культура. С. 202—206); 2) Слово — 1950. С. 390, 404, 452; Тиунов И. Д. Несколько замечаний к «Слову о полку Игореве» // Слово. Сб. — 1950. С. 197; Алексеев М. П. П. П. Прейс в работах над «Словом о полку Игореве» // Докл. и сообщ. Филол. ин-та ЛГУ. Л., 1951. Вып. 3. С. 247; Дылевский Н. М. Лексические и грамматические свидетельства подлинности «Слова о полку Игореве» по старым и новым данным // Слово. Сб. — 1962. С. 183—184; Слово — 1967. С. 487—488; Адрианова-Перетц В. П. 1) Фразеология и лексика «Слова о полку Игореве» // «Слово» и памятники. С. 36, 56, 67, 103; 2) «Слово о полку Игореве» и памятники русской литературы XI—XIII веков. Л., 1968. С. 63, 92, 93, 109, 158; Югов. Слово — 1975. С. 144; Виноградова. Словарь. Л., 1978. Вып. 5. С. 245—248; Никитин А. Л. К вопросу стратификации «Слова о полку Игореве» // Герменевтика древнерусской литературы. Сб. 1: XI—XVI века. М., 1989. С. 143—145.
Словарь-справочник «Слова о полку Игореве»
Стягъ
1093: И се половци идяху противу, и стрѣлци противу предъ ними; нашимь же ставшимъ межи валома, поставиша стяги свои. Пов. врем. лет, 144 (1377 г. ← нач. XII в.). 1149: Приближающим же ся имъ к городу и видящим стягы отца своего, и пѣшиѣ вышедше из города и стрѣляющимся с ними. Ростиславу же и Борисови и Мстиславу не вѣдущим мысли брата своего Андрѣа, яко хощеть ткнути на пѣшиѣ, заня и стягъ его видяхуть не възволоченъ. Лавр. лет., 324 (1377 г.). 1172: И бысть сѣча зла, и потяша и стяговника нашего, и челъку стяговую сторгоша стяга, и смятошася обои бьющеся. Володиславъ же замысли взяти стягъ Михалковъ. Ипат. лет., 558 (XV в.). От того пророка заиму прещенья на жиды глаголемая, глуси да будутъ гонящии вы, единѣмь гласомь побѣгнеть тысяща, и пяти ради гласъ побѣгнуть мнози, дондеже останетеся на горѣ, яко знаменье на холмѣ, знаменье глаголеть стягъ, им же знаменаютъ воеводы побѣду. Гр. Бог., 122 (XIV в.).
Бишася день, бишася другыи; третьяго дни къ полуднію падоша стязи Игоревы. 18.
Ярославе и вси внуце Всеславли! уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. 34.
1146: И приѣхавъ же Улѣбъ въ свои полокъ (так!), тако же Иванъ, поверга стягы и поскочи къ Жидовьскымъ воротомъ. Ипат. лет., 326 (XV в.). 1177: Мьстиславичи же не доѣхавше, повергоша стягъ и побѣгоша, гоними гнѣвомъ божиимъ и святѣи Богородици. Там же, 601. 1310: Бысть сѣча зла. Брянци же выдали князя Святослава, коромолници суще, стяги свои повергоша, а сами побѣгоша. Сим. лет., 87 (XVI в.).
а) В боевом порядке.
1097: И пусти на воропъ Алтунапу въ 50 чади, а Давыда постави подъ стягомъ, а самъ раздѣлися на 2 части, по 50 на сторонѣ. Пов. врем. лет, 179 (1377 г. ← нач. XII в.).
б) В чьем-либо войске.
А коли ты будеть всѣсти со мною на конѣ, а кто будеть твоихъ бояръ и слугъ, гдѣ кто ни живетъ, тѣмъ быти под твоимъ стягом. Грам. доконч. кн. Дм. Ив. князю Серпуховскому ок. 1367 г. ДДГ, 21.
2. Войско, отряд, полк:
Стяговъ же, коими ношашеся кивот, иже мало должѣе бѣху, главы являхуся пред молебником. Библ. Генн. II Парал., V, 9 (1499 г.).
1175: И вземше тѣло его привезоша Володимѣрю со честью съ плачемь великымъ, и бысть по малѣ времени, и поча выступати стягъ от Боголюбого, и людье не могоша ся ни мало удержати, но вси вопьяхуть. Ипат. лет., 593 (XV в.).
Отсюда нетрудно понять и выражение «Слова» «стязи глаголют»: «стязи свидетельствуют» о том, что половцы двигаются в боевом порядке (под стягами) на русских. Это значение поддерживается всем контекстом, в котором употреблено это выражение «стязи глаголют».
Итак, «говорить» о наступлении половцев могли только стяги половцев, а не русских. Автор «Слова» последовательно описывает наступление половцев. Нет, следовательно, нужды видеть в выражении «стязи глаголютъ» какого-то одушевления этих стягов, якобы предсказывающих нападение половцев.
стягъ
[Комони ржуть за Сулою — звенить слава въ Кыевѣ; трубы трубять въ Новѣградѣ — стоять стязи въ Путивлѣ. 7]. Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружіе — храброму Святъславличю. 11. Стязи глаголютъ: Половци идуть отъ Дона, и отъ моря, и отъ всѣхъ странъ, Рускыя плъкы оступиша. 12—13. Того стараго Владиміра нельзѣ бѣ пригвоздити къ горамъ Кіевьскымъ: сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи Давидовы; нъ розно ся имъ хоботы пашутъ. 37.
1093: И се половци идяху противу, и стрѣлци противу предъ ними; нашимь же ставшимъ межи валома, поставиша стяги свои. Пов. врем. лет, 144 (1377 г. ← нач. XII в.). 1149: Приближающим же ся имъ к городу и видящим стягы отца своего, и пѣшиѣ вышедше из города и стрѣляющимся с ними. Ростиславу же и Борисови и Мстиславу не вѣдущим мысли брата своего Андрѣа, яко хощеть ткнути на пѣшиѣ, заня и стягъ его видяхуть не възволоченъ. Лавр. лет., 324 (1377 г.). 1172: И бысть сѣча зла, и потяша и стяговника нашего, и челъку стяговую сторгоша стяга, и смятошася обои бьющеся. Володиславъ же замысли взяти стягъ Михалковъ. Ипат. лет., 558 (XV в.). От того пророка заиму прещенья на жиды глаголемая, глуси да будутъ гонящии вы, единѣмь гласомь побѣгнеть тысяща, и пяти ради гласъ побѣгнуть мнози, дондеже останетеся на горѣ, яко знаменье на холмѣ, знаменье глаголеть стягъ, им же знаменаютъ воеводы побѣду. Гр. Бог., 122 (XIV в.).
Бишася день, бишася другыи; третьяго дни къ полуднію падоша стязи Игоревы. 18.
Ярославе и вси внуце Всеславли! уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. 34.
1146: И приѣхавъ же Улѣбъ въ свои полокъ (так!), тако же Иванъ, поверга стягы и поскочи къ Жидовьскымъ воротомъ. Ипат. лет., 326 (XV в.). 1177: Мьстиславичи же не доѣхавше, повергоша стягъ и побѣгоша, гоними гнѣвомъ божиимъ и святѣи Богородици. Там же, 601. 1310: Бысть сѣча зла. Брянци же выдали князя Святослава, коромолници суще, стяги свои повергоша, а сами побѣгоша. Сим. лет., 87 (XVI в.).
1097: И пусти на воропъ Алтунапу въ 50 чади, а Давыда постави подъ стягомъ, а самъ раздѣлися на 2 части, по 50 на сторонѣ. Пов. врем. лет, 179 (1377 г. ← нач. XII в.).
А коли ты будеть всѣсти со мною на конѣ, а кто будеть твоихъ бояръ и слугъ, гдѣ кто ни живетъ, тѣмъ быти под твоимъ стягом. Грам. доконч. кн. Дм. Ив. князю Серпуховскому ок. 1367 г. ДДГ, 21.
[Комони ржуть за Сулою — звенить слава въ Кыевѣ; трубы трубять въ Новѣградѣ — стоять стязи въ Путивлѣ. 7].
Стяговъ же, коими ношашеся кивот, иже мало должѣе бѣху, главы являхуся пред молебником. Библ. Генн. II Парал., V, 9 (1499 г.).
1175: И вземше тѣло его привезоша Володимѣрю со честью съ плачемь великымъ, и бысть по малѣ времени, и поча выступати стягъ от Боголюбого, и людье не могоша ся ни мало удержати, но вси вопьяхуть. Ипат. лет., 593 (XV в.).
СТЯГЪ
[Комони ржуть за Сулою — звенить слава въ Кыевѣ; трубы трубять въ Новѣградѣ — стоять стязи въ Путивлѣ. 7]. Чрьленъ стягъ, бѣла хорюговь, чрьлена чолка, сребрено стружіе — храброму Святъславличю. 11. Стязи глаголютъ: Половци идуть отъ Дона, и отъ моря, и отъ всѣхъ странъ, Рускыя плъкы оступиша. 12—13. Того стараго Владиміра нельзѣ бѣ пригвоздити къ горамъ Кіевьскымъ: сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи Давидовы; нъ розно ся имъ хоботы пашутъ. 37.
1093: И се половци идяху противу, и стрѣлци противу предъ ними; нашимь же ставшимъ межи валома, поставиша стяги свои. Пов. врем. лет, 144 (1377 г. ← нач. XII в.). 1149: Приближающим же ся имъ к городу и видящим стягы отца своего, и пѣшиѣ вышедше из города и стрѣляющимся с ними. Ростиславу же и Борисови и Мстиславу не вѣдущим мысли брата своего Андрѣа, яко хощеть ткнути на пѣшиѣ, заня и стягъ его видяхуть не възволоченъ. Лавр. лет., 324 (1377 г.). 1172: И бысть сѣча зла, и потяша и стяговника нашего, и челъку стяговую сторгоша стяга, и смятошася обои бьющеся. Володиславъ же замысли взяти стягъ Михалковъ. Ипат. лет., 558 (XV в.). От того пророка заиму прещенья на жиды глаголемая, глуси да будутъ гонящии вы, единѣмь гласомь побѣгнеть тысяща, и пяти ради гласъ побѣгнуть мнози, дондеже останетеся на горѣ, яко знаменье на холмѣ, знаменье глаголеть стягъ, им же знаменаютъ воеводы побѣду.Гр. Бог., 122 (XIV в.).
Бишася день, бишася другыи; третьяго дни къ полуднію падоша стязи Игоревы. 18.
Ярославе и вси внуце Всеславли! уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени. 34.
1146: И приѣхавъ же Улѣбъ въ свои полокъ (так!), тако же Иванъ, поверга стягы и поскочи къ Жидовьскымъ воротомъ. Ипат. лет., 326 (XV в.). 1177: Мьстиславичи же не доѣхавше, повергоша стягъ и побѣгоша, гоними гнѣвомъ божиимъ и святѣи Богородици. Там же, 601. 1310: Бысть сѣча зла. Брянци же выдали князя Святослава, коромолници суще, стяги свои повергоша, а сами побѣгоша. Сим. лет., 87 (XVI в.).
1097: И пусти на воропъ Алтунапу въ 50 чади, а Давыда постави подъ стягомъ, а самъ раздѣлися на 2 части, по 50 на сторонѣ. Пов. врем. лет, 179 (1377 г. ← нач. XII в.).
А коли ты будеть всѣсти со мною на конѣ, а кто будеть твоихъ бояръ и слугъ, гдѣ кто ни живетъ, тѣмъ быти под твоимъ стягом. Грам. доконч. кн. Дм. Ив. князю Серпуховскому ок. 1367 г. ДДГ, 21.
[Комони ржуть за Сулою — звенить слава въ Кыевѣ; трубы трубять въ Новѣградѣ — стоять стязи въ Путивлѣ. 7].
Стяговъ же, коими ношашеся кивот, иже мало должѣе бѣху, главы являхуся пред молебником. Библ. Генн. II Парал., V, 9 (1499 г.).
1175: И вземше тѣло его привезоша Володимѣрю со честью съ плачемь великымъ, и бысть по малѣ времени, и поча выступати стягъ от Боголюбого, и людье не могоша ся ни мало удержати, но вси вопьяхуть. Ипат. лет., 593 (XV в.).