Что такое суассонская чаша

Суассонская чаша Хлодвига

«Воины, помимо моей доли добычи, пусть достанется мне эта чаша», — сказал король.

Примерно так в VI веке историк Григорий Турский описывает инцидент, произошедший 1 марта 487 года, через несколько месяцев после победы короля франков Хлодвига над римским наместником Сиагрием. Тот оказался достойным противником, и привыкшие к легким успехам франки изрядно потрудились, чтобы взять Суассон, последний форпост Империи на галльской земле. Город и окрестности были тщательно и со вкусом разграблены, как и полагалось согласно не только варварским, но и позднеримским обычаям.

Противиться этому было невозможно, однако к Хлодвигу явилась делегация христианских священников во главе с епископом (по одной из основных версий рассказа — святым Ремигием). Делегаты смиренно просили вождя язычников-франков вернуть им из всего награбленного только одну вещь — серебряную чашу, нужную для совершения обрядов. Хлодвиг, уже почувствовавший себя хозяином Галлии и ответственным за благоденствие ее жителей, не хотел ссориться с местными жрецами. Он пообещал, что, если при разделе добычи чаша достанется ему, она тут же вернется христианам.

Что такое суассонская чаша. Смотреть фото Что такое суассонская чаша. Смотреть картинку Что такое суассонская чаша. Картинка про Что такое суассонская чаша. Фото Что такое суассонская чаша

Трудность состояла в том, что король не был всесилен в таком важном вопросе, как распределение награбленных ценностей. Он не мог выбрать что-нибудь конкретное ни для себя, ни для кого-либо иного. Размер доли определялся рангом и заслугами воина, а дальнейшее решал жребий. Но в случае с чашей Хлодвиг, не желая полагаться на случай, преступил обычай. Так что реакцию порывистого воина мы можем считать законной и вполне обоснованной. Потому король ничего ему и не ответил.

Мстит он не за непокорность, а за святотатство

Почему же этот заурядный случай так подробно был пересказан Григорием Турским, сохранился в веках и до недавнего времени входил во все французские учебники истории? Дело в том что это ключевой эпизод становления Хлодвига как христианского короля Франции и как оплота веры. После вмешательства святого языческий вождь уже невольно видел в чаше не кубок для питья, а потир, в котором вино преосуществляется в кровь Спасителя. И мстит он не за непокорность воле короля, а за святотатство.

С этого момента начинается христианизация Хлодвига. Тут, кстати, возникает препятствие психологического свойства. Король никак не мог понять, почему всесильный бог дал себя подвергнуть распятию — унизительной римской казни. Но тут помог заключенный по совету епископа Ремигия династический брак. Женой Хлодвига стала Клотильда, дочь одного из самых могущественных христианских властителей германского мира — короля бургундов Хильперика. Клотильда и стала для мужа лучшей проводницей христианской веры.

И вот Хлодвиг клянется, что «сожжет все, во что верил, и поверит в то, что сжигал», отправляется в город Реймс, голубка слетает с небес, держа в клюве Святую Стеклянницу с елеем, и епископ Ремигий совершает обряд крещения и помазания. С Хлодвигом крещены еще 3 тысячи воинов, и никто уже не горюет о боевом товарище, разрубившем Суассонскую чашу.

Источник

Что такое суассонская чаша

Что такое суассонская чаша. Смотреть фото Что такое суассонская чаша. Смотреть картинку Что такое суассонская чаша. Картинка про Что такое суассонская чаша. Фото Что такое суассонская чаша

Что такое суассонская чаша. Смотреть фото Что такое суассонская чаша. Смотреть картинку Что такое суассонская чаша. Картинка про Что такое суассонская чаша. Фото Что такое суассонская чаша

Великая Франция запись закреплена

Рубрика: «История Франкского государства. Франки».

История о Суассонской чаше рассказана знаменитым средневековым хронистом Григорием Турским в «Истории франков».
Хронологически данный эпизод следует за поражением суассонского короля Сиагрия в битве с франками, состоявшейся в 486 году неподалеку от Суассона.

Описывая происходящие вслед за тем события, Григорий сообщает, что франки под предводительством Хлодвига, который в то время ещё был язычником, разграбили множество христианских церквей. В одной из них находилась «чаша удивительной красоты», которая была похищена франками наряду с другими церковными сокровищами. Епископ ограбленной церкви направил к Хлодвигу послов с просьбой вернуть чашу назад. В ответ франкский король повелел послам следовать за ним в Суассон, где должен был происходить дележ добычи, и обещал возвратить чашу в том случае, если она достанется ему: по древнегерманскому обычаю военные трофеи делились по жребию между всеми участниками похода, а предводитель считался лишь «первым среди равных».

Эпизод с Суассонской чашей историки обычно используют в качестве яркой иллюстрации процесса трансформации франкской военной демократии в монархию, где король рассматривался как «наместник Бога на земле». Желание языческого вождя удовлетворить просьбу христианского епископа, наравне с жестокой местью за неповиновение, вполне оправданное с точки зрения древнегерманской традиции, показывает целенаправленное движение Хлодвига к прагматическому союзу с христианской церковью в целях упрочения своей власти. Впоследствии оно выразится в принятии Хлодвигом христианства, что принесет ему поддержку духовенства и галло-римского населения, и утвердит новую доктрину королевской власти, как власти, дарованной Богом.

Источник

Происходят события Легенды о суасонской чаше

01 марта 0486 Что такое суассонская чаша. Смотреть фото Что такое суассонская чаша. Смотреть картинку Что такое суассонская чаша. Картинка про Что такое суассонская чаша. Фото Что такое суассонская чашаФранция, Суассон

История о Суассонской чаше рассказана знаменитым средневековым хронистом Григорием Турским в «Истории франков».

Хронологически данный эпизод следует за поражением суассонского короля Сиагрия в битве с франками, состоявшейся в 486 году неподалеку от Суассона.

Описывая происходящие вслед за тем события, Григорий сообщает, что франки под предводительством Хлодвига, который в то время ещё был язычником, разграбили множество христианских церквей. В одной из них находилась «чаша удивительной красоты», которая была похищена франками наряду с другими церковными сокровищами. Епископ ограбленной церкви направил к Хлодвигу послов с просьбой вернуть чашу назад. В ответ франкский король повелел послам следовать за ним в Суассон, где должен был происходить дележ добычи, и обещал возвратить чашу в том случае, если она достанется ему: по древнегерманскому обычаю военные трофеи делились по жребию между всеми участниками похода, а предводитель считался лишь «первым среди равных».

И вот когда войско прибыло в Суассон, всю добычу сложили посередине, и Хлодвиг обратился к франкам с такими словами: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, еще и этот сосуд». Наиболее благоразумные ответили на это: «Славный король! Все, что мы здесь видим,— твое, и сами мы в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!». Однако один вспыльчивый воин, недовольный желанием Хлодвига забрать больше того, что ему надлежало взять по обычаю, разрубил чашу своей секирой, воскликнув: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Все были поражены его дерзостью, но король, хотя и затаил в душе глубокую обиду, никак не отреагировал на это оскорбление. Взяв разрубленную чашу, он передал её послам епископа.

Эпизод с Суассонской чашей историки обычно используют в качестве яркой иллюстрации процесса трансформации франкской военной демократии в монархию, где король рассматривался как «наместник Бога на земле». Желание языческого вождя удовлетворить просьбу христианского епископа, наравне с жестокой местью за неповиновение, вполне оправданное с точки зрения древнегерманской традиции, показывает целенаправленное движение Хлодвига к прагматическому союзу с христианской церковью в целях упрочения своей власти. Впоследствии оно выразится в принятии Хлодвигом христианства, что принесет ему поддержку духовенства и галло-римского населения, и утвердит новую доктрину королевской власти, как власти, дарованной Богом.

Ссылка на источник: http://www.cult-turist.ru/country-topics/2539/?q=524&it=2539&tdp=fshk

5 самых опасных во всем мире пород собак

Что такое суассонская чаша. Смотреть фото Что такое суассонская чаша. Смотреть картинку Что такое суассонская чаша. Картинка про Что такое суассонская чаша. Фото Что такое суассонская чаша

Секретный Киев: места, о которых мало кто знает

Источник

Происходят события Легенды о суасонской чаше

01 марта 0486 Что такое суассонская чаша. Смотреть фото Что такое суассонская чаша. Смотреть картинку Что такое суассонская чаша. Картинка про Что такое суассонская чаша. Фото Что такое суассонская чашаФранция, Суассон

История о Суассонской чаше рассказана знаменитым средневековым хронистом Григорием Турским в «Истории франков».

Хронологически данный эпизод следует за поражением суассонского короля Сиагрия в битве с франками, состоявшейся в 486 году неподалеку от Суассона.

Описывая происходящие вслед за тем события, Григорий сообщает, что франки под предводительством Хлодвига, который в то время ещё был язычником, разграбили множество христианских церквей. В одной из них находилась «чаша удивительной красоты», которая была похищена франками наряду с другими церковными сокровищами. Епископ ограбленной церкви направил к Хлодвигу послов с просьбой вернуть чашу назад. В ответ франкский король повелел послам следовать за ним в Суассон, где должен был происходить дележ добычи, и обещал возвратить чашу в том случае, если она достанется ему: по древнегерманскому обычаю военные трофеи делились по жребию между всеми участниками похода, а предводитель считался лишь «первым среди равных».

И вот когда войско прибыло в Суассон, всю добычу сложили посередине, и Хлодвиг обратился к франкам с такими словами: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, еще и этот сосуд». Наиболее благоразумные ответили на это: «Славный король! Все, что мы здесь видим,— твое, и сами мы в твоей власти. Делай теперь все, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!». Однако один вспыльчивый воин, недовольный желанием Хлодвига забрать больше того, что ему надлежало взять по обычаю, разрубил чашу своей секирой, воскликнув: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию». Все были поражены его дерзостью, но король, хотя и затаил в душе глубокую обиду, никак не отреагировал на это оскорбление. Взяв разрубленную чашу, он передал её послам епископа.

Эпизод с Суассонской чашей историки обычно используют в качестве яркой иллюстрации процесса трансформации франкской военной демократии в монархию, где король рассматривался как «наместник Бога на земле». Желание языческого вождя удовлетворить просьбу христианского епископа, наравне с жестокой местью за неповиновение, вполне оправданное с точки зрения древнегерманской традиции, показывает целенаправленное движение Хлодвига к прагматическому союзу с христианской церковью в целях упрочения своей власти. Впоследствии оно выразится в принятии Хлодвигом христианства, что принесет ему поддержку духовенства и галло-римского населения, и утвердит новую доктрину королевской власти, как власти, дарованной Богом.

Ссылка на источник: http://www.cult-turist.ru/country-topics/2539/?q=524&it=2539&tdp=fshk

«Тихий Дон»: судьба и время

Что такое суассонская чаша. Смотреть фото Что такое суассонская чаша. Смотреть картинку Что такое суассонская чаша. Картинка про Что такое суассонская чаша. Фото Что такое суассонская чаша

Дружба крепкая не сломается: самая необычная связь животных

Источник

Суассонская чаша

С суассонской чашей связана одна легенда, рассказанная Григорием Турским в «Истории франков». Считается, что она имела место вскоре после битвы при Суассоне в 486 году, в которой Хлодвиг I одержал победу над галло-римским наместником Сиагрием, объявившем себя «царем римлян». Если верить Григорию Турскому, то события разворачивались 1 марта 487 года.

Что такое суассонская чаша. Смотреть фото Что такое суассонская чаша. Смотреть картинку Что такое суассонская чаша. Картинка про Что такое суассонская чаша. Фото Что такое суассонская чаша

«Однажды франки унесли из какой-то церкви вместе с другими драгоценными вещами, необходимыми для церковной службы, большую чашу удивительной красоты. Но епископ той церкви направил послов к королю с просьбой, если уж церковь не заслуживает возвращения чего-либо другого из её священной утвари, то, по крайней мере, пусть возвратят ей хотя бы эту чашу. Король, выслушав послов, сказал им: «Следуйте за нами в Суассон, ведь там должны делить всю военную добычу. И если этот сосуд, который просит епископ, по жребию достанется мне, я выполню его просьбу». По прибытии в Суассон, когда сложили всю груду добычи посредине, король сказал: «Храбрейшие воины, я прошу вас отдать мне, кроме моей доли, ещё и этот сосуд». Разумеется, он говорил об упомянутой чаше. В ответ на эти слова короля те, кто был поразумнее, сказали: «Славный король! Всё, что мы здесь видим, — твоё, и сами мы в твоей власти. Делай теперь всё, что тебе угодно. Ведь никто не смеет противиться тебе!». Как только они произнесли эти слова, один вспыльчивый воин, завистливый и неумный, поднял секиру и с громким возгласом: «Ты получишь отсюда только то, что тебе полагается по жребию», — опустил её на чашу. Все были поражены этим поступком, но король перенес это оскорбление с терпением и кротостью. Он взял чашу и передал её епископскому послу, затаив «в душе глубокую обиду».

(«История франков», книга 2, глава 27).

В данной легенде прослеживаются некоторые интересные исторические моменты. Почему «строптивый» воин разрубил чашу, не выполнив пожелания Хлодвига I? Во-первых, таким образом, он напомнил своему вождю о существовании франкской традиции, по которой за вождём не было закреплено никаких особых прав, она требовала, чтобы добыча делилась поровну. Во-вторых, воин-язычник таким образом показал своё презрение к предметам христианского культа (франки ещё не приняли к тому моменту католического вероисповедания).

Арзаканян М.Ц., Ревякин А.В., Уваров П.Ю. История Франции. М., Дрофа, 2005.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *