Что такое субботник в школе
«Нас не надо наказывать трудом!»
Субботники появились в России почти сто лет назад. И чем дальше, тем больше они из «добровольного мероприятия на благо общества в свободное от работы время» переходят в статус добровольно-принудительной трудотерапии. Как даже доброе дело можно превратить в нелепую обязаловку — рассказывает учительница подмосковной школы.
Прежде всего скажу, что к школьным и любым другим субботникам я отношусь с большим уважением. Они сближают, объединяют и бодрят. Мне близка и понятна идея коллективного облагораживания территории школьного дворика или городского парка. Но я совершенно убеждена, что это не должно быть обязаловкой, унижением или наказанием.
Этой весной у нас было сразу два субботника с разницей в неделю. Первый — для учителей, второй — для учителей и учеников. Оба начинались в восемь утра. Директор так и не смогла объяснить, в чём сакральный смысл такого раннего начала в выходной день. Сказала невнятное: «Всех приучим к труду, а то одни мобилки на уме!» (имея в виду, судя по всему, и учителей тоже).
Большинство родителей к «добровольной» акции предсказуемо не присоединились. И их можно понять. Выходной день. Восемь утра. Ну а учителя — на то и учителя, чтобы субботним утром красить заборы и вывозить мусор в неподъёмных тачках.
В тот дождливый день на удивление пришли все. Но работали с печальными лицами и потухшими глазами. Мотивирующих, весёлых песен, как когда-то, не было. Последующего застолья тоже не намечалось, впрочем, никто бы и не остался — все мечтали поскорее попасть домой.
Проходившие мимо люди то ли с сочувствием, то ли с презрением смотрели на нас — мокрых от дождя и уставших от жизни «училок»
Я и сама стесняюсь нашего фирменного выражения лица: напряжённого, настороженного и уставшего от всего. И работаю над своей мимикой. Но это совсем не просто.
Этот год для нашей школы был особенно сложным. Мы работали буквально с одним выходным в неделю. Регулярные проверки, собрания, олимпиады и круглогодичные тематические мероприятия попросту изматывали. Причём не только учителей. Проводить их даже накануне экзаменов — это же форменное издевательство, причём над всеми сразу! Будто бы кто-то «наверху» решил поглумиться.
Как и люди других профессий, мы тоже ждём выходных, чтобы элементарно подольше поспать. Хотя я уже не помню, когда в субботу у меня был полноценный выходной. Всю неделю наш рабочий день начинается раньше восьми утра. Мы не имеем права опаздывать или приходить позже, потому что метеозависимы и проснулись с головной болью, например.
Почему и уборку территории нужно было проводить так рано? Ну почему хотя бы не в десять? Когда я собиралась на второй субботник, мой муж раздражённо сказал, что устал от моей работы, моей вечной усталости и апатии. Резануло, знаете ли.
5 доводов Ольги Васильевой, почему нам нужно вернуться к советской школе
Ребята пришли сонные и недовольные. Ведь и они тоже чудовищно устают. Я знаю их нагрузку: мой сын учится в этой же школе. Но дело даже не в этом. После учительского субботника, который был неделю назад, территория не успела загрязниться настолько, чтобы придумать реальную работу для такого количества людей — учеников и учителей целой школы. Нам пришлось её изобретать. Мы тащили грабли, лопаты и тележки для антуража, прекрасно понимая, что в этом нет никакой необходимости.
Это было так глупо и обидно, что хотелось всё бросить, отпустить ребят и уйти (а по-честному, свалить) домой. Спать.
Мне кажется, что имитация бурной деятельности — это какая-то глупая часть нашей культуры. Будто кого-то трясёт от мысли, что люди могут просто отдыхать, а не бессмысленно махать лопатой или изображать что-нибудь ещё.
Добровольные субботники — это здорово. Но мы с моим 8 классом следим за порядком в ежедневном режиме. Так повелось. Мне когда-то в детстве родители сказали, что порядок надо не наводить, а поддерживать. Видно, крепко отложилось. Поэтому обидно за себя и своих учеников. Мы живём, работаем и учимся честно. По-настоящему. И нас не надо наказывать трудом.
Иллюстрации: iStockphoto (ilyaliren)
Классный час на тему » А что такое субботник?»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа-интернат № 67 Пушкинского района
Конспект открытого классного часа по теме
Трудовое воспитание, экологическое просвещение, технология проблемного (развивающего)обучения, технология здоровьесбережения с использованием цифровых образовательных ресурсов:
Тема классного часа: «Все на субботник!»
возродить традиции в деле воспитания трудовой и экологической культуры;
вовлечь в трудовую деятельность учащихся;
познакомить с историей субботника, правилами безопасности;
привить чувство ответственности за свои действия по отношению к природе.
приобщить к чистоте;
оформлять диалогическое высказывание;
слушать и понимать других;
сотрудничать в совместном решении проблемы.
Предметные: активизировать внимание детей;
вызвать интерес к теме и предстоящей деятельности;
развивать целенаправленное внимание, память, мышление;
воспитывать культуру труда, аккуратность.
Этап занятия (урока)
УУД (метапредметные результаты)
-Здравствуйте, ребята! Как у вас дела? Как настроение? Сегодня мы будеи говорить на актуальную тему « А что такое субботник?»
отвечают на вопросы
Личностные- воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся.
Прежде чем начнем наш классный час, посмотрите на картинки.
(Показываем картинки, где много мусора.)
Вопросы: «Ребята, что изображено на фотографиях? Вам нравится как выглядит природа на картинках? А что мы можем сделать, чтобы не допустить такого состояния природы?»
Итак, кто догадался, о чем мы будем говорить сегодня?
Слушают, отвечают на вопросы, осмысливают новую информацию.
Личностные: воспринимать новую информацию.
Познавательные- высказывать предположения. Коммуникативные- уметь четко высказывать свои мысли.
Постановка учебной задачи:
Правильно, мы поговорим о субботнике! Если ребенок поутру тащит из дома большие мусорные пакеты, резиновые перчатки и одет он как-то странно, не пугайтесь – в школе субботник.
А вы знаете что такое субботник? Кто был на субботнике? Что вы о нем знаете?
Слушают, осмысливают новую информацию.
Личностные- воспринимать нашу речь непосредственно обращенную к учащемуся;
воспринимать новую информацию.
Озвучиваем правила проведения субботника
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ НА СУББОТНИКЕ
Итог урока (занятия)
11 апреля 1919 года, в пятницу вечером, после тяжелого трудового дня, рабочие (в основном коммунисты) депо Москва-Сортировочная, вместо того чтобы идти домой отдыхать, решили остаться на работе на ночь. Почему бы и нет? Сказано — сделано. Работали беспрерывно до 6 часов утра (десять часов) и отремонтировали три паровоза. Затем собрались, попили чай, в общем, все это так вдохновило рабочих депо, что было принято решение каждую следующую субботу продолжать работать Вскоре, после знаменательной ночной вахты рабочих депо, В.И.Ленин публикует знаменитую статью «Великий почин», где впервые употребляет слово «субботник», а через некоторое время и сам принимает участие в одном из первых субботников, перенося с помощью товарищей четырехметровое бревно от Оружейной палаты до Царь-пушки. С тех пор субботник приобретает традиционный характер, повторяясь из года в год в различных вариациях, но с неизменным смыслом — сознательный организованный бесплатный труд на благо общества в свободное от работы время.
Традиция проведения субботников сохраняется вплоть до падения социалистического строя в конце 1980-х — начале 1990-х годов двадцатого столетия.
В наше время многие частные и государственные предприятия проводят уборку силами своих сотрудников, а руководство учебных заведений к субботникам привлекает учащихся и студентов. Весной добровольные субботники по высадке деревьев и уборке территории проводятся жителями вокруг своих домов и на улицах.
Если ты пошел на субботник возьми с собой:
1. Мешки под мусор
2. Перчатки
3. Инструменты грабли, лопаты, метелки и т.д.
4. Рабочую одежду и обувь.
1. Субботник проводится в рабочей одежде и обуви.
2. Переноси заострённые с/х орудия (лопаты, грабли, вилы) в вертикальном положении так, чтобы рабочая их часть была направлена вниз: это предохранит твоих товарищей от травмы.
3. При переноске мусора соблюдай нормы, указанные учителем.
4. При переноске тяжестей равномерно нагружай обе руки.
5. Соблюдай указанный учителем ритм работы.
6. Во избежание переутомления делай в работе десятиминутные перерывы через каждые 20 или 30 минут по указанию учителя.
7. Работая лопатой, граблями, вилами следи затем, чтобы они не ранила твои ноги. Будь осторожен! Не перегружай лопату землёй: нагружай её не более чем на одну треть штыка. Во время работы граблями, вилами не направляй их рабочую часть на окружающих.
8. Работай обязательно в перчатках.
9. По окончании работы на участке очисти инвентарь, сдай его, сними рабочую одежду и тщательно вымой руки с мылом.
10. В случае, какой- либо травмы сейчас же обратись к учителю; он окажет тебе помощь.
Задание 1. Проверка знаний
Молодцы, а теперь давайте ПО ГРУППАМ СОЗДАДИМ ПЛАКАТ, ПРИЗЫВАЮЩИЙ ВСЕХ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В СУББОТНИКЕ
Ребята, незадолго до классного часа нам пришло письмо из министерства, в нем написано, что вам нужно подумать, как РАЗБУДИТЬ ЭНТУЗИАЗМ и отразить свои мысли на рисунке.
Ребята показывают свои рисунки, рассказывают что на них изображено, и мы вместе обсуждаем проблемы экологии и их решение.
Подведём итоги, Расскажите, какие выводы и открытия вами сделаны сегодня.
Учитель обобщает сказанное, поощряет ребят
Слушают, осмысливают новую информацию, выполняют задания.
Статья на тему » Субботник»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
13 октября прошел субботник на территории социального приюта в Благоварском районе. Воспитатели всех групп со своими воспитанниками вышли наводить порядок на свои участки.
Для проведения субботника по очистки территории был составлен план мероприятий генеральной уборки территории, за каждой группой был закреплен участок с указанием ответственных воспитателей за территорией, проведен инструктаж по технике безопасности во время работы на субботнике.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
13 октября прошел субботник на территории социального приюта в Благоварском районе. Воспитатели всех групп со своими воспитанниками вышли наводить порядок на свои участки.
Для проведения субботника по очистки территории был составлен план мероприятий генеральной уборки территории, за каждой группой был закреплен участок с указанием ответственных воспитателей за территорией, проведен инструктаж по технике безопасности во время работы на субботнике.
Субботник в нашей школе
Дата прохождения маршрута | 22.04.2017 |
Начало маршрута | Россия, Тамбовская область, Уваровский район, село Павлодар |
Конец маршрута | Россия, Тамбовская область, Моршанский район, Сельское кладбище |
Протяженность маршрута | 7 км |
Время в пути | 4 ч |
Краткое описание маршрута | Центральный вход Павлодарской школы, прилегающая территория к школе, детская площадка, спортивная площадка, территория памятника, сельское кладбище, основное течение реки Криуша |
Состояние маршрута | Отличное |
Описание растительного мира | Дуб |
Пахнет свежестью и волей.
Небо в синем купоросе.
А у нас субботник в школе.
Мы в мешки сгребаем осень.
Каждый делал, всё что мог,
С трудом мы очень дружим,
В этой школе мы живём,
И здесь порядок нужен!
В проведении подобных мероприятий очевиден и важный воспитательный момент. По этому поводу приходит на память высказывание В.Г. Белинского: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Действительно, совместный труд не только объединяет, учит общаться, помогать друг другу, приносит удовлетворение и радость, но и помогает формировать личность ребенка, будущего гражданина. Участники субботника собирали мусор вокруг школы, по берегу нашей речки Криуша, территории для уборки, отведенной администрацией поселка для школы, наводили порядок на кладбище, убирались возле памятника.
Ими была проделана большая работа: убрана вся территория вокруг школы от бытового мусора, листвы, сухой травы, поросли, обрезали кустарники, собрали мусор, убраны пришкольный участок, детская площадка, спортивная площадка. Много труда вложили, чтобы привести в порядок газоны вдоль территории школы и памятника, навели порядок на кладбище у заброшенных могил. Воспитательный момент обязательно присутствует. Мы убираем за самими собою, где-то за своими товарищами, и за самой природой, в конце концов. Субботник сопровождался музыкой, учителя вдохновляли учеников. Субботники важны в плане эстетического воспитания. Во время уборки школы у школьников формируется ответственное отношение к окружающей нас природе, а также присутствует элемент коллективной работы. Порядок должен быть как в человеке, так и вокруг него, поэтому субботники просто необходимы. Замечательная погода способствовала бодрому настроению и трудоспособности. Своим примером работники школы показали, как во время коллективной работы формируется бережное и ответственное отношение к окружающей природе.
Школьный коллектив поработал на славу. Теперь вокруг нашей школы и прилегающей к ней территории чистота и порядок.
Коллективное действие, да еще под весенним молодым солнцем, само собой создавало приподнятое, радостное настроение. Благодаря помощи спонсоров учащиеся высадили декоративные кустарники.
Особенность данного мероприятия – активное участие членов всего коллектива.
Ведь субботник – это не только уборка территории, но и общение, хорошее настроение, позитивные эмоции.
Субботник прошел плодотворно. Все были довольны собой и работой, которую сделали. Общими усилиями за несколько часов отведённая территория преобразилось: везде стало чисто и сказочно красиво!
Камнева Вероника Ивановна, учитель географии Павлодарского филиала МБОУ Моисеево-Алабушской сош Уваровского района Тамбовской области.
Статья на тему » Субботник»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
13 октября прошел субботник на территории социального приюта в Благоварском районе. Воспитатели всех групп со своими воспитанниками вышли наводить порядок на свои участки.
Для проведения субботника по очистки территории был составлен план мероприятий генеральной уборки территории, за каждой группой был закреплен участок с указанием ответственных воспитателей за территорией, проведен инструктаж по технике безопасности во время работы на субботнике.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
13 октября прошел субботник на территории социального приюта в Благоварском районе. Воспитатели всех групп со своими воспитанниками вышли наводить порядок на свои участки.
Для проведения субботника по очистки территории был составлен план мероприятий генеральной уборки территории, за каждой группой был закреплен участок с указанием ответственных воспитателей за территорией, проведен инструктаж по технике безопасности во время работы на субботнике.