Что такое субъект и объект деятельности в обществознании

Понятия объект и субъект в обществознании

Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть картинку Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Картинка про Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознанииОбществознание — наука, занимающаяся изучением законов социума, а также процессов, происходящих в обществе. Вспомогательными дисциплинами для неё являются психология, философия, социология, правоведение. Объект и субъект — это в данном случае категории, которые заслуживают особого внимания, поскольку в науке об обществе они выступают основополагающими. Многие путают эти два понятия. Несмотря на их созвучность различия между ними принципиальны. Подробное сравнение терминов приведено ниже.

Субъект в науке

Слово субъект происходит от латинского subjectum, что буквально означает подлежащее, находящееся в основе. В общем случае термин может быть определён как носитель какой-либо деятельности.

Категория в обществознании

Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть картинку Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Картинка про Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознанииКасаемо обществознания, субъект деятельности — это человек, который осуществляет взаимодействие с чем-то или кем-либо. Не всегда это одно лицо, иногда определение подразумевает функционирование группы лиц. Характерным отличием рассматриваемой категории является то, что ей присущи целенаправленность и осознанность его действий.

Поскольку наука об обществе изучает как одну из составляющих взаимодействие отдельных людей между собой на частной основе, то нужно сказать об этом подробнее. В этом случае субъект обособляется от объекта, то есть выделяется из социума. При этом рассматривается связь двух категорий, их взаимодополняемость и невозможность отделения одного от другого.

Объект как категория

Объект деятельности — это в общем случае тот предмет, на который направлено действие. В широком понимании это может быть как одушевлённое существо, так и неодушевлённая вещь.

В философии термин определяется как нечто, что является предметом познания, изучения, преобразования. В этой дисциплине понятия субъекта и объекта могут совпадать, если речь идёт о познании личностью самой себя.

Говоря о том, что является объектом в логической науке, нужно отметить, что это прежде всего человеческое мышление само по себе.

Право рассматривает данное понятие как совокупность материальных и общественных благ, по поводу которых могут возникнуть имущественные или другие правовые отношения.

Понятие в обществознании

Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть картинку Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Картинка про Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознанииВ обществознании объекту присуща объективность его существования, но при этом категория может быть представлена как предметом реального воздействия, так и вариантом умозрительной деятельности. Важнейшим приложением к нему является субъект. Определение подразумевает, что рассмотрение и изучение двух категорий в отрыве друг от друга в принципе не имеет смысла ни в этой, ни в других дисциплинах.

Одним из примеров взаимодействия понятий для обществознания являются трудовые отношения. В них субъект — это конкретный работник, а объект — это результат его деятельности, будь то конкретное изделие или какая-либо услуга.

Принципиальные различия и особенности терминов

Разделить рассматриваемые понятия в любой деятельности — это принципиальный момент. Неверное их определение не даёт возможности эффективно классифицировать и изучить виды взаимодействия двух категорий. Разница терминов и их особенности таковы:

Примеры взаимодействия понятий

Обществознание изучает рассматриваемые категории в различных вариантах взаимодействия. Под пристальным вниманием науки находятся факторы, влияющие друг на друга. Модели исследования в данном случае следующие:

Обществознание как наука постигает особенности развития социума. Важнейшим предметом изучения дисциплины является взаимодействие категорий субъекта и объекта деятельности. Определение терминов и их принципиальных различий и характеристик имеет в науке первостепенное значение.

Источник

Субъект и объект в обществознании – что это такое, примеры, разница кратко

Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть картинку Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Картинка про Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознании

Иногда при работе со словами «субъект» и «объект» возникает путаница. Эти понятия имеют сходство в написании и звучании, однако по своему смыслу они существенно отличаются друг от друга. В обществознании они встречаются часто, так как являются основополагающими. Разберёмся, что такое объект и субъект, в чём состоит их различие.

Субъект

Субъект в обществознании — это человек или группа лиц, совершающих целенаправленную деятельность. Взаимодействие с предметом или лицом в таком случае носит осознанный характер.

В качестве субъекта могут выступать:

Деятельность субъекта всегда основывается на мотиве, направлена на удовлетворение его потребностей.

Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть картинку Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Картинка про Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознанииРис. 1. Человек читает книгу.

Объект

Объект в обществознании — это предмет или лицо, на которое направлены различные виды деятельности. В качестве примеров может выступать:

Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть картинку Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Картинка про Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознанииРис. 2. Изделия из дерева.

Разница между объектом и субъектом

Кратко рассмотрим, чем отличаются данные понятия.

Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть картинку Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Картинка про Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознанииРис. 3. Структура деятельности.

Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть картинку Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Картинка про Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознании

Что мы узнали?

Субъектом можно назвать человека или группу лиц, совершающих осмысленные действия. Объектом является предмет, на который эта деятельность направлена. Важно уяснить разницу между этими понятиями, так как они являются основополагающими в обществознании.

Источник

ЕГЭ. Человек. Тема 6. Деятельность

Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Смотреть картинку Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Картинка про Что такое субъект и объект деятельности в обществознании. Фото Что такое субъект и объект деятельности в обществознании

Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.

Что такое деятельность?

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.

Структура деятельности

Таким образом, структура деятельности такова:

Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат

Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.

Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.

По мотивам действия бывают ( по Веберу М):

Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

2.Духовная

Формы деятельности

Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Характерные черты труда как вида деятельности

Виды труда

Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.

Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.

Виды учения

Характерные черты учения как вида деятельности

Человеческая деятельность имеет особенности:

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Механизм творческой деятельности:

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человекаЧерты активности животного
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели.В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций.Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.Активность животных — это результат их биологической эволюции.
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы.

Общение

В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.

Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.

Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).

Функции общения

Виды общения

Следует отличать общение от коммуникации.

Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).

Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.

Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.

Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!

Источник

Обществознание. 6 класс

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 8. Деятельность человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.

Средства – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.

Субъект – это тот, кто осуществляет деятельность.

Объект – это то, на что направлена деятельность.

Результат – это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).

Самореализация – процесс выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей.

Творчество – это вид деятельности, порождающий что-то качественно новое, никогда ранее не существовавшее.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Человек находится в постоянном движении. В течении всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой-либо деятельностью. Деятельность человека имеет целенаправленный характер и преобразующее отношение к окружающему миру, это ее главная характеристика и отличительная черта от активности животных.

Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека включает следующие компоненты:

1. Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

2. Цель – определённый результат, на достижение которого направлено действие человека.

3.Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели.

4. Сам процесс деятельности.

5. Результат деятельности (может быть, как положительным, так и отрицательным).

Деятельность имеет свою структуру:

Субъект деятельности и объект деятельности взаимосвязаны между собой.

Условно деятельность можно разделить на 2 вида:

По результатам деятельности выделяются:

Деятельность людей разворачивается в различных сферах жизни общества. Направления и содержание деятельности разнообразны, их можно разделить по существующим ценностям, социальным нормам на: моральную, аморальную, законную и незаконную. Существуют виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего развития. Такими видами деятельности являются: игра, общение, учение и труд.

Их условно можно представить в виде лестницы, где первая ступень «Игра», т.к. ребенок готовится к взрослой жизни. Вторая ступень – «Учеба», которая является непосредственной подготовкой личности к труду, развивает её умственно и физически. И третья ступень «Труд», как основа жизнедеятельности человека. Общение, как вид деятельности присутствует.

Игра является основным видом деятельности дошкольников.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет следующие функции:

О труде и учении, как отдельных видах деятельности, мы поговорим позже. Сегодня давайте остановимся подробнее на общении.

Общение это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.

Различают следующие виды общения:

В деятельности происходит самореализация личности. Очень часто люди самореализовываются посредствам творческой деятельности.

Важнейшими механизмами творческой деятельности являются:

То, благодаря чему совершается любая деятельность, называется мотивом. В широком смысле под мотивом понимается любое внутреннее побуждение человека к деятельности и тогда, мотив выступает как форма проявления потребностей. Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

Неосознаваемые мотивы это мотивы, выступающие в своем косвенном выражении (в форме переживаний, желаний). В таких случаях человек не отдаёт себе полного отчета в том, что именно им движет.

Деятельность людей никогда не побуждается одним мотивом, их всегда несколько.

Таким образом, можно прийти к следующим выводам:

Результат деятельности это все что сделано человеком.

Характерными чертами деятельности человека являются:

1. Сознательный характер человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит её результаты;

2. Продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

3. Преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

4. Общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Распределите особенности животного и человека по соответствующим группам.

Целесообразность в поведении

Активность животного Творческий характер

Деятельность человека Подчинение инстинкту

Сознательная постановка целей

Целесообразность в поведении

Сознательная постановка целей

Задание 2. Определите, верны ли утверждения, чтобы узнать, что называют конечным итогом, состоянием, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично).

Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

Источник

Субъект и объект в обществознании

Обществознание — учебная дисциплина, которую много учеников не любят из-за множества не совсем понятных терминов, между которыми сложно найти разницу. Одна из самых распространенных ошибок — путаница между словами «субъект» и «объект». Некоторое созвучие слов добавляет сложности в понимании и восприятии.

Но, в общем, это не такие и сложные понятия. Субъект это в обществознании — тот, кто действует, выполняет какие-либо фукнции независимо ни от кого. А объект — это в обществознании цель действия, на что направлены усилия субъекта. Действие субъекта — не обязательно физическая работа. Это может быть мысль, познание, исследование, совершение юридических актов…

Обществознание — комплекс наук, изучающих общество и происходящие в нем процессы, включающие как взаимодействие между отдельными людьми, так и между группами людей, государством и человеком. Философские, социологические, экономические и правовые отношения, психология, политология и еще много аспектов жизни человека, как социального существа, являются предметов всесторонних исследований.

Цель обществознания — установить общие тенденции развития, решить типичные трудности и сложности, установить определенные правила взаимоотношений. Каждая из наук развивается самостоятельно, а обществоведение призвано объединить их и рассматривать проблемы человечества в целом, на основании взаимодействия методов и методик всех наук, объединенных в одно целое.

Точка зрения, свойственная каждой из наук, рассматривается обязательно, соотносится с достижениями других наук и формируется единая картина социального мира и местонахождения в нем человека. Субъект и объект — основополагающие понятия обществознания. Субъектом может выступать не только человек, как индивидуум и личность, а группа лиц, общественно формирование, государство в целом. Объектом тоже может выступать как одушевленный, так и неодушевленный предмет — в зависимости от вида действия. Если действие социальное, то объектов выступает другой человек (субъект) общественных отношений. Если действие физическое, например, взять или положить ручку или тетрадь, то объектом выступают эти письменные принадлежности.

Если рассматривать субъект и объект в области права, то это только те стороны, которые взаимодействуют в юридической плоскости, совершая какие либо действия. Например, человек оплачивает штраф, вступая в гражданско-правовые отношения с государством. Субъекты правовых отношений — это индивид и государство в лице учреждения. В праве все стороны отношений рассматриваются как субъекты, в административном могут выступать как организации и учреждения, так и люди, в криминальном — только физические лица. Объектами в правовых отношениях выступают нормы закона и другие акты, регламентирующие отношения в обществе между субъектами.

Во многих видах взаимоотношений, особенно в науке, кроме объекта изучения, представляющего собой обширное понятие, может использоваться и термин «предмет», являющийся частью объекта. Например, при исследовании того же электричества, предметом может служить сила тока, или напряжение. От этого соотношение субъекта и объекта не изменяются. В исторической науке объектом изучения может быть, например, путешествия Колумба, а предметом — быт моряков на корабле во время плавания.

Отношения субъекта и объекта выражаются в деятельности — совокупности действий, подчиняющихся определенным правилам. В обществознании деятельность — это способ взаимодействия человека и окружающего его мира, направленный на изменение определенных свойств и подчинение его интересам человека. Под деятельностью подразумеваются осмысленные действия, направленные на выполнение конкретной цели преобразования окружающего. Это действие творческое, в отличие от инстинктивного, определяющегося реакцией на внешние раздражители.

Деятельность отличается продуктивностью, использованием орудий, преобразовательным характером, общественной ролью. Кроме этого, деятельный человек удовлетворяет свои физические и психологические потребности. Физические — это потребность в еде, крове, воздухе, сне и т.д. Психологические — социальные и идеальные (духовные).

Обществознание различает несколько видов деятельности, как способа существования человека:

По форме реализации — это труд (физический и умственный), обучение, общение, обмен опытом, творчество. Любой из видов деятельности приводит к развитию мышления и преобразованию мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *