Что такое субъект педагогики
Субъекты педагогической деятельности
Существуют различные термины, которыми принято обозначать носителей активности. Деятель — лицо, производящее действие; виновник — инициатор действия; актор — социально функциональная позиция, тот, кто совершает социальное действие; субъект — тот, кто владеет деятельностью. По-настоящему профессионально и личностно успешной становится деятельность, которая совершается в позиции субъекта.
Категория «субъект», проникнув в педагогику в 1970-е гг. через систему философско-психологических знаний, была воспринята непросто как теоретиками, так и практиками. Это неудивительно, если вспомнить о том, что в классической дидактике веками по отношению к участникам педагогического процесса была узаконена оппозиция «субъект — объект». Речь всегда шла о необходимости передачи (трансляции) знаний, опыта деятельности и отношений, культуры от педагога к учащемуся.
Являясь «активным делателем», субъект самостоятелен в выборе оснований своей деятельности. Они содержатся в его смыслах, ценностях, потребностях. Кроме того, подлинный субъект полностью владеет структурой деятельности, которую осуществляет с момента осознания мотивов и цели до получения результата и способности откорректировать весь ход своих действий на основе оценки результата.
Субъект является носителем свойств субъектности и субъективности. Терминологическая справка Субъектность — способность владеть деятельностью, присваивать явления бытия, превращая их в многообразие форм собственной жизнедеятельности. Ее не следует путать с субъективностью — понятием, отражающим неповторимую специфику конкретного субъекта.
Субъективность выступает как внутреннее начало, организующее контекст субъективной реальности, содержание которой определяют характер и направленность избирательной активности человека.
По мнению известного отечественного психолога В. И.Слободчикова, субъектность выступает в качестве фактора, определяющего продвижение квалификации деятельности, поскольку субъект «может становиться в отношение к ней, делая предметом преобразования». Проблема субъекта педагогической деятельности неоднозначна.
С одной стороны, каждый человек по праву своего рождения с какого-то момента способен быть воспитателем и источником обучения для другого человека (менее опытного, младшего по возрасту или статусу, просто интересующегося). Без специальной подготовки он будет это делать интуитивно и, возможно, даже добьется неплохих результатов.
Однако его деятельность будет эффективной лишь до той поры, пока перед ним не возникнет какая-нибудь нестандартная проблема. Скажем, кардинально изменится социальная или возрастная ситуация, в которой человек привык обучать, консультировать или воспитывать.
Личный опыт окажется недостаточным для решения новой сложной профессиональной
задачи: попадется нестандартный воспитанник, не сложится система педагогических взаимоотношений в коллективе и др. С другой стороны, работа педагога-профессионала, являющегося подлинным субъектом педагогической деятельности, всегда осознанна.
Он отличается от «стихийного» учителя или воспитателя способностью грамотно и продуктивно действовать в любых ситуациях на основании профессионального знания и комплекса
умений. Это не значит, что в этом случае педагог не делает ошибок. Просто профессионал ошибается по-иному, нежели дилетант.
Свое незнание и неумение он способен обратить в источник профессионально-личностного развития. Таким образом, субъектом педагогической деятельности можно считать только ее профессионального носителя. Педагог способен выступить в позиции субъекта, если:
-у него сформирована устойчивая индивидуальная мотивация, касающаяся предлагаемой деятельности;
– он способен к выдвижению (поиску, коррекции) цели, выбору методов и критериев оценки профессиональной деятельности;
– может реализоваться в позиции «субъекта-одиночки» независимо от числа параллельно действующих коллег, т.е. им освоен индивидуальный механизм достижения цели;
– умеет осуществлять постоянную обратную связь, позволяющую оперативно корректировать ход деятельности;
– качество получаемого на индивидуальном уровне результата соответствует социально принятым нормам.
СУБЪЕКТ
Смотреть что такое «СУБЪЕКТ» в других словарях:
СУБЪЕКТ — (от лат. subjectus лежащий в основе) 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже … Философская энциклопедия
СУБЪЕКТ — (лат. subjectum, от subjicere подвергать). В логике подлежащее суждение; лицо действующее, в противоположность объекту. Предмет, лицо, о котор. говорится: это подозрительный субъект. В юрид. знач.: лицо действующее. В музыке: темы в двойных и… … Словарь иностранных слов русского языка
Субъект — Субъект ♦ Sujet То же, что субстанция или ипостась. В логике субъектом называют предмет речи, которому присвоен тот или иной предикат. Например, в высказывании «Земля круглая» слово «Земля» – это субъект, а слово «круглая» – предикат.… … Философский словарь Спонвиля
СУБЪЕКТ — СУБЪЕКТ, субъекта, муж. (от лат. subjectum подлежащее). 1. То же, что подлежащее (грам.). 2. В логике предмет суждения, который определяется и раскрывается в своем содержании предикатом (филос.). 3. Тот (или то), кто (или что) познает, мыслит и… … Толковый словарь Ушакова
субъект — лицо, личность, особа, персона, фигура; подлежащее; субчик, типик, типчик, штучка, фрукт, человек, существо, гусь, гаврик, джек, штука, тип, гусь лапчатый, хмырь, элемент, хмырик, молодчик, птица Словарь русских синонимов. субъект см. тип Словарь … Словарь синонимов
Субъект. — Субъект. Слово С. имеет одно значение в логике, другое впсихологии. В логике С. называется подлежащее суждения, т. е. предмет, окотором что либо говорится или мыслится другими словами, некоторыйобъект мысли. В психологии, наоборот, С. всегда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
СУБЪЕКТ — в языкознании термин, объединяющий понятия грамматического, логического (коммуникативного, психологического) и семантического субъектов. Грамматический субъект подлежащее … Большой Энциклопедический словарь
Субъект — в информационных процессах активный компонент; участник процесса информационного взаимодействия. В качестве субъектов может выступать пользователь, устройство или компьютерный процесс. По английски: Subject См. также: Информационные… … Финансовый словарь
СУБЪЕКТ — экономический, хозяйствующий (от лат. subjectum лицо, субъект) лицо, осуществляющее экономическую, хозяйственную деятельность, будь то человек, семья, предприниматель, предприятие, государство. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь
Субъект — СУБЪЕКТ. См. Подлежащее. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель, 1925 … Литературная энциклопедия
субъект — (от лат. subjectum подлежащее) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности … Большая психологическая энциклопедия
§ 6. Педагогические субъекты
Приведенное выше понимание субъекта позволяет решить проблему субъекта в педагогике. Если человек есть потенциальный субъект, то человек, исполняющий педагогическую деятельность, является (может быть назван) субъектом педагогической деятельности. Субъекта педагогической деятельности обычно называют педагогом[1].
Педагог – это субъект педагогической деятельности, а субъект педагогической деятельности – это человек, исполняющий тот или иной вид педагогической деятельности. Если выполняется учебная деятельность, то ее выполняет субъект – учитель, если осуществляется воспитательная деятельность, то ее выполняет субъект – воспитатель. Если же на человека возложена обязанность выполнения учебной и воспитательной деятельности, то он в качестве учителя выполняет учебную деятельность, а в качестве воспитателя – воспитательную. Если же человек выполняет научно-исследовательскую педагогическую деятельность, то выполняет ее как субъект – ученый педагог.
Следует заметить, что педагогический субъект также обладает только теми качествами, которые участвуют и позволяют исполнить именно педагогическую и никакую другую деятельность. Все остальные качества, которыми может обладать человек, у педагогического субъекта отсутствуют или погашены, не относятся к исполняемому им делу и к данному субъекту.
Учитель и ученик, воспитатель и воспитанник – это персонифицированные социальные отношения, которые могут быть реализованы теми или иными людьми посредством специальной деятельности при определенных условиях.
Человек (взрослый), приступивший к выполнению учебных действий, становится субъектом учебных действий. Постепенно осуществление таких действия становится необходимостью для общества, и они превращаются в социальную функцию. А для различия человека как такового от человека-субъекта, исполняющего данную функцию, стали называть по данной функции – учителем.
Субъект педагогической деятельности – это человек, исполняющий тот или иной вид педагогической деятельности. Если выполняется учебная деятельность, то ее выполняет субъект – учитель, а если осуществляется воспитательная деятельность, то ее выполняет субъект – воспитатель. Если же человек в силу возложенных на него обязанностей выполняет и учебную деятельность, и воспитательную, то такого человека можно назвать педагогом.
Учитель – это субъект учебной деятельности, а субъект учебной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий данную деятельность.
Воспитатель – это субъект воспитательной деятельности, а субъект воспитательной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий данную деятельность.
Педагог – это субъект учебной и воспитательной деятельности, а субъект учебной и воспитательной деятельности – это человек (взрослый), исполняющий два вида педагогической деятельности, для чего он должен в тот или иной момент педагогической деятельности стать или субъектом учебной деятельности или субъектом воспитательной.
В таких определениях представлена педагогическая специфика деятельности, но у субъекта этой деятельности погашены индивидуальные качества человека. Он обладает различными индивидуальными качествами, однако не ими определяется, является ли человек субъектом педагогической деятельности или нет. Человека (взрослого) можно назвать педагогом, учителем, воспитателем не потому, что он имеет ту или иную совокупность индивидуальных личностных качеств, а потому, что является субъектом (исполнителем) того или иного вида педагогической деятельности. И если человек не выполняет указанных деятельностей, он не является педагогом, не является учителем, не является воспитателем и не должен так называться, независимо от того, какими индивидуальными качествами он обладает.
Аналогичным образом человека (ребенка) можно назвать учеником не потому, что он имеет ту или иную совокупность индивидуальных личностных качеств, а потому, что является субъектом (исполнителем) учебной деятельности. И назвать воспитанником не потому, что он имеет ту или иную совокупность индивидуальных личностных качеств, а потому, что является субъектом (исполнителем) воспитательной деятельности. И если ребенок не выполняет указанных деятельностей, он не является учеником, не является воспитанником, и не должен так называться, независимо от того, какими личностными качествами он обладает.
Учитель – субъект учебной деятельности. Субъект только совершает учебные действия. В отличие от человека (взрослого), который может быть и субъектом иной деятельности, учитель не может быть субъектом иной деятельности. Особенность учебной деятельности (учебных действий) учителя заключается в том, что она изначально направлена к ученику как субъекту учебной деятельности и зависима от ответной деятельности ученика-субъекта. Учитель – это профессиональное социальное качество взрослого, которое проявляется в момент, когда взрослый становится субъектом учебной деятельности. Данное качество взрослого – «учитель» – не может стать субъектом и выполнять учебные действия и не может стать человеком. Поэтому учитель не учит. Учит человек (взрослый), он не только выполняет учебные действия, но осознает их результаты и учитывает их в последующей деятельности. Как только учитель прекратил учебные действия, социальное качество человека – учитель – перестает функционировать, и человек перестает быть учителем, но остается самим собой – человеком.
Ученик – субъект учебной деятельности. В отличие от человека (ребенка), который может быть и субъектом иной деятельности, субъект учебной деятельности не может быть субъектом иной деятельности. Особенность учебной деятельности (учебных действий) ученика заключается в том, что она изначально является ответом на деятельность (действия) учителя. То есть ученик есть субъект ответной учебной деятельности (учебных действий) на деятельность (действия) учителя. Ученик – это новое социальное качество ребенка, которое появляется в момент, когда ребенок становится субъектом учебной деятельности. Поэтому данное качество ребенка – «ученик» – не может стать субъектом и выполнять учебные действия. Ребенок, когда выполняет учебные действия, учится (осваивает и усваивает должное содержание), а ученик не учится. Он – субъект, который только совершает учебные действия. Как только ответы на действия (воздействия) учителя прекратились, социальное качество человека – ученик – перестает функционировать, и он перестает быть учеником, но остается ребенком, подростком, юношей, гражданином (самим собой). Но стоит данному ребенку оказаться в аналогичных условиях, в контакте с людьми, которые осуществляют учебную деятельность, как ребенок вновь может ощутить себя учеником и стать им.
Если учебные действия не осуществляются ребенком (человеком), то он не является учеником, субъектом учебной деятельности. У нас нет объективных оснований считать и называть данного ребенка (человека) учеником. Сделав же это, мы искажаем действительность и вынуждены действовать в ней, не подозревая, что она уже нами искажена.
То, что ребенок в качестве субъекта учебной деятельности выполняет учебные действия, это не означает, что посредством только такого (данного) выполнения он овладевает предложенным ему материалом, для этого ребенок должен нечто осознать, понять и применить понятое соответствующим образом.
Аналогичным образом можно дать определения и субъектам воспитательной деятельности.
Воспитатель – субъект воспитательной деятельности, а не человек (взрослый), который может быть и субъектом иной деятельности. Субъект же воспитательной деятельности не может быть субъектом иной деятельности. Особенность воспитательной деятельности воспитателя заключается в том, что она изначально направлена к воспитаннику как субъекту воспитательной деятельности и зависима от ответной деятельности воспитанника-субъекта. Воспитатель – это профессиональное социальное качество взрослого, которое проявляется в момент, когда взрослый становится субъектом воспитательной деятельности. Данное качество взрослого – «воспитатель» – не может стать субъектом и выполнять воспитательные действия и не может стать человеком. Поэтому воспитатель не воспитывает. Воспитывает человек (взрослый), он не только выполняет воспитательные действия, но осознает их результаты, учитывает их в последующих действиях. Как только действия и воздействия воспитатель прекратил, социальное качество человека – воспитатель – перестает функционировать, и человек перестает быть воспитателем, но остается самим собой – человеком.
Воспитанник – субъект воспитательной деятельности, а не человек (ребенок), который может быть и субъектом иной деятельности. Субъект же воспитательной деятельности не может быть субъектом иной деятельности. Особенность воспитательной деятельности (воспитательных действий) воспитанника заключается в том, что она изначально является ответом на деятельность (действия) воспитателя. То есть воспитанник есть субъект ответной воспитательной деятельности (воспитательных действий) на деятельность (действия) воспитателя. Воспитанник – это новое социальное качество ребенка, которое появляется в момент, когда ребенок становится субъектом воспитательной деятельности. Поэтому данное качество ребенка – «воспитанник» – не может стать субъектом и выполнять воспитательные действия. Ребенок, когда выполняет воспитательные действия, приобретает и проявляет должные социальные качества, воспитывается. А воспитанник не воспитывается. Он – субъект, который только совершает воспитательные действия. Как только ответы на действия и воздействия воспитателя прекратились, социальное качество человека – воспитанник – перестает функционировать, и он вновь становится ребенком, подростком, юношей, гражданином, становится самим собой. Но стоит данному ребенку оказаться в аналогичных условиях, в контакте с людьми, которые осуществляют воспитательную деятельность, как ребенок вновь может ощутить себя воспитанником и стать им.
Если воспитательные действия не осуществляются ребенком (человеком), то он не является воспитанником, субъектом воспитательной деятельности. У нас нет объективных оснований считать и называть данного ребенка (человека) воспитанником. Сделав же это, мы искажаем действительность и вынуждены действовать в ней, не подозревая, что она уже нами искажена.
То, что ребенок в качестве субъекта воспитательной деятельности выполняет воспитательные действия, не означает, что посредством именно такого выполнения он приобретает личностные социальные качества. Для этого ребенок должен нечто осознать, понять, пережить и прочувствовать, испытать восторг и печаль, торжество нравственного преодоления жизненных конфликтов и великих фактов истории человечества.
Учитель, ученик, воспитатель и воспитанник являются и считаются педагогическими субъектами, но нельзя забывать, что они являются и категориями педагогики, которые все еще не имеют научных определений.
Педагогические категории (учитель, воспитатель, ученик, воспитанник), как и категории других наук, всего лишь абстракции[2] действительных отношений и являются истинами лишь постольку, поскольку существуют эти действительные учебные и воспитательные отношения взрослых и детей. Употребление категорий требует указания четких границ, в рамках которых следует использовать данные категории. Если такие границы не указываются, а указанные границы не соблюдаются и нарушаются, то мы имеем дело не с категориями, а с обыкновенными словами, которые могут означать всё, что пожелает пользователь, а это ведет к логическим ошибкам.
Вместо того, чтобы рассматривать педагогические категории как абстракции действительных отношений, исследователи незаметно для себя воспринимают их (абстракции и отношения) как действительных людей, наделенных многими качествами социально образованного человека. В современной традиционной педагогике учитель – умный, справедливый, веселый и т. д.; ученик – внимательный, способный и т. д.; воспитатель – добрый, красивый и т. д.; воспитанник – непослушный, милый и т. д. Учитель и воспитатель, ученик и воспитанник смеются, плачут, кричат. Но субъекты профессиональной деятельности, реализующие педагогические отношения, не могут смеяться, кричать, плакать, не имеют ни чувств, ни совести – это прерогатива людей (взрослых, детей).
Между людьми, занятыми в сфере учебной и воспитательной деятельности, реализующими педагогические отношения, имеют место политические, моральные, правовые, религиозные и другие отношения, которые не составляют специфического содержания системы педагогических отношений. Но поскольку такие отношения существуют между людьми в учебных заведениях, то учебные заведения должны иметь в своем составе специалистов, которые могут разрешать возникающие проблемы непедагогических отношений, не отвлекая специалистов (людей), занятых учебной или воспитательной деятельностью, и не нарушая учебной и воспитательной деятельности учреждения.
Следовательно, не социальные качества человека, не социальные образования его мыслят, смеются, гневаются, а сам носитель этих социальных качеств, сам человек. Социально образованный человек – одновременно природное и социальное существо. Неразличимость социальных качеств человека и самого человека, принятие этих качеств за человека, за его сущность (потому что нам представляются эти качества неотделимыми от человека и как будто внутренне присущими ему) не позволяют объективно рассмотреть ряд явлений, связанных с осуществлением педагогического труда.
В современной педагогике эти различия не установлены (стерты) и считается, что воспитанник и ребенок, ученик и ребенок – это одно и то же, в результате чего, не замечая ошибки, утверждается, что воспитанник воспитывается, а ученик учится. А эти утверждения не соответствуют действительности: воспитывается ребенок, а не воспитанник, и учится (обучается) ребенок, а не ученик. Поэтому в данной нами системе понятий говорить, что воспитанник воспитывается или что ученик учится, неверно, как неверно утверждать, что воспитанник воспитывается хорошо и что воспитанник овладевает всеми положенными личностными качествами.
Каковы действительные (реальные) отрицательные последствия применения понятий, без оговорки значений и границ использования, установить можно только опосредованно.
[1] Обратившись к современным педагогическим текстам обнаружим, что педагог – это лицо, субъект, гуманная личность. Например: «Педагог как субъект педагогической деятельности представляет собой совокупность, сплав индивидуальных, личностных, собственно субъективных качеств, адекватность которых требованиям профессии обеспечивает эффективность его труда» [51, c. 215].
«Педагог – лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель общеобразовательной школы, преподаватель профессионально-технического училища, среднего специального заведения, воспитатель детского сада и т. д.). Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики» [136, c. 186].
«Современный педагог – это профессионально-компетентная, творчески развивающаяся, гуманная личность, в которой превалируют духовно-нравственные качества, у которой богатый творческий потенциал. Последний определяется многими исследователями как наличие у педагога скрытых, неиспользованных резервов в области профессиональной деятельности» [119, c. 48].
[2] «…Экономические категории суть лишь абстракции этих действительных отношений и являются истинами лишь постольку, поскольку существуют эти отношения» [105, c. 555].
Личность ребенка как субъект и объект воспитания
Воспитание – это процесс становления личности в социуме. Оно имеет свою цель и сознательно контролируется старшими людьми. Помогает наладить отношения детей с окружающим миром.
Ребенок как субъект воспитания
Субъект воспитания – это индивид, стремящийся к самосовершенствованию. Он обладает стабильной системой мотивов, может осознанно оценивать собственные поступки.
Субъект в педагогике – это человек, являющийся действующим лицом. Он находится на пути к своему становлению, проявляет себя в актах собственной творческой деятельности. Его действия показывают то, кем он является и идентифицируют его как личность.
Личность как субъект и объект воспитания реализуется в обществе ввиду различных обстоятельств и условий. Эти понятия путать нельзя, они имеют значительные отличия. Объект воспитания – это ребенок, который довольствуется тем, что имеет. Опыт и знания полученные в ранее произошедших ситуациях вполне его удовлетворяют. У него нет цели выходить за рамки реализованных способностей.
Понятие объекта воспитания
Объект и субъект воспитания – понятия полярные. Ошибка преподавателей в том, что они находят в ученике только объект воспитания, что категорически неправильно. Они делают выводы о трудоспособности и таланте ребенка только исходя из его успехов в учебе и активности на уроках. Проблема в том, что это не настоящий образ, а только мнимый идеал прилежного школьника.
Эта проблема побудила в странах запада появление движений антипедагогов. Основной их целью является защита детей от любых воспитательных действий. Их философия строится на дружбе между учеником и преподавателем, а не на строго воспитательных засадах. Антипедагоги уверены, что ученик сам знает, что ему необходимо, происходит полное отрицание его, как объекта воспитания. Они твердят, что защищают права тех, кто не является субъектом воспитания или, кого не считают таковым.
В Австралии действует антипедагогическая ассоциация под названием “Дружба с детьми”. Несмотря на позитивное настроение наименования, вся их деятельность признана сомнительной.
По мнению организации “Дружба с детьми”, воспитание означает принуждение к чему-то без шанса на самореализацию. Педагогами нашей местности ближе идея воспитания, как одной из форм взаимосвязи и совместной работы. В процессе воспитания происходит идентификация человека в социуме.
Формирование юной личности требует постоянного совершенствования существующей педагогической и воспитательной системы. Не стоит забывать, что не бывает единого метода воспитания, каждая индивидуальность требует особого подхода.
Невозможно подойти к вопросу воспитания ребенка без опоры на научные данные. Теория психологии создает надежный базис для успешного процесса развития. Продуманные и обоснованные наукой методы исключают возможность манипулятивного воздействия взрослого на ребенка в ходе процесса воспитания.
Субъект и объект воспитания реализуются в процессе обучения. Гуманистический подход заключается в воплощении понятия о ребенке как о субъекте. Важно учитывать личную активность индивида, которая формирует воспитательный процесс как таковой. При этом, ребенок сам волен выбирать степени проявления своей деятельности, делать собственные выводы.
Идеальной системой педагогического процесса является возможность учителя контролировать деятельность малыша. Этот вариант полностью исключает манипуляцию и подчинение, он реализуется путем организации работы, для предоставления ребенку возможности совершать самостоятельные действия и принимать решения.
Предназначение воспитания
нацелено на изменение психологических черт личности. Это взаимодействие, вызванное анализом педагогом событий, ситуаций или условий. В основу положено решение гуманитарных задач.
Воспитанием называют процесс раскрВоспитаниеытия личности, акцентирование внимания на человеческой культуре. Оно развивает в ребенке возможность видеть лучшее сквозь призму собственного мнения. Главной целью гуманитарных задач является формирование нравственности. Личность, в рамках гуманистического воспитания, это эффективная сила, главная цель которой воспитать целостную образованную личность, обладающую совокупностью свойств, необходимых для жизни в социуме:
Успешная работа педагога заключается в воспитании ряда важнейших процессов в ребенке: самовыражения, самопознания, самоопределения, самореализации, самоутверждения и саморегуляции.