Что такое субъект в философии
Что такое субъект в философии
СУБЪЕКТ
СУБЪЕКТ (от лат. subjectus – лежащий внизу, находящийся в основе, от sub – под и jacio – бросаю, кладу основание) – носитель деятельности, сознания и познания. Такое понимание субъекта берет начало в философии Нового времени, что связано с характерным для нее субъектоцентриз-мом (см. Я, Теория познания). До этого под субъектом понималось метафизическое основание вещей, предметов, прежде всего тех, которые существуют объективно реально.
Большинство представителей классической философии отождествляли субъект с центром сознания, с Я. Эмпирики, отрицавшие Я как самостоятельное начало, отрицали и существование субъекта. Трансценденталисты, различавшие эмпирическое и трансцендентальное Я, соответственно различали эмпирического и трансцендентального субъекта. Проблематика, связанная с пониманием субъекта, была в классической философии по сути дела тождественна проблематике Я. Однако для Гегеля Абсолютным субъектом является не Я, а лежащий в основе всей действительности Абсолютный Дух. Индивидуальное Я (индивидуальный субъект) производно, с точки зрения Гегеля, от Абсолютного субъекта. Для современной философии субъект – это прежде всего конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и времени, включенный в определенную культуру, имеющий биографию, находящийся в коммуникативных и иных отношениях с другими людьми. Непосредственно внутренне по отношению к индивиду субъект выступает как Я. По отношению к иным людям он выступает как «другой». По отношению к физическим вещам и предметам культуры субъект выступает как источник познания и преобразования. Субъект существует только в единстве Я, межчеловеческих (межсубъектных) взаимоотношений и познавательной и реальной активности.
Некоторые философы и представители специальных наук о человеке и обществе (психологи, социологи, науковеды и др.) выделяют наряду с индивидуальным также коллективного (группового) субъекта. Последний понимается как носитель определенных норм деятельности, познания и коллективного сознания, «коллективных представлений», как система взаимоотношений входящих в него индивидов. Есть серьезные основания считать, что развитие культуры и познания (в частности, научного) может быть понято лишь при учете коллективных процессов. Коллективный субъект так же, как и индивидуальный, существует в пространстве и времени и предполагает отношения с другими коллективными субъектами. Вместе с тем он по ряду параметров отличается от индивидуального. Коллективный субъект не имеет структуры Я.Можно говорить о коллективном мышлении, о коллективном решении познавательных задач, о коллективной памяти. Но вряд ли можно приписывать переживания коллективному субъекту (хотя индивидуальные переживания всегда коллективно опосредованы). Коллективного субъекта не существует без входящих в него индивидуальных. Вместе с тем изменение состава индивидов, входящих в данный коллективный субъект, не обязательно означает изменение последнего. Субъект является необходимым полюсом субъектно-объектных отношений. См. ст. Я, Объект, и лит. к ним.
Субъект в философии
Полезное
Смотреть что такое «Субъект в философии» в других словарях:
Субъект (значения) — Субъект (от лат. subjectum подлежащее): Субъект в грамматике подлежащее, семантическая категория со значением производителя действия или носителя состояния. Субъект в логике предмет суждения, который определяется и раскрывается в своём содержании … Википедия
СУБЪЕКТ — (от лат. subjectus лежащий в основе) 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже … Философская энциклопедия
Субъект — Субъект ♦ Sujet То же, что субстанция или ипостась. В логике субъектом называют предмет речи, которому присвоен тот или иной предикат. Например, в высказывании «Земля круглая» слово «Земля» – это субъект, а слово «круглая» – предикат.… … Философский словарь Спонвиля
СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ — СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНЫЙ представление о субъекте субстанции как субстрате свойств и состояний. В античной философии имело преимущественно онтологическое содержание, а схоластическая полемика номинализма ”реализма в Средние века придала ему… … Философская энциклопедия
СУБЪЕКТ ИСТОРИЧЕСКИЙ — понятие, обозначающее ту или иную коллективную общность (группу, класс, народ), в деятельности которой воплощаются и вектор исторической эволюции, и энергия, ее питающая. Оба эти смысла акцентируются в гегелевской «Философии истории». Говоря об… … Философская энциклопедия
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ — (лат. subjectus лежащий внизу, находящийся в основе и objectura предмет) фундаментальные категории философии. С. носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. то, что находится в… … История Философии: Энциклопедия
СУБЪЕКТ — и ОБЪЕКТ (лат. subjectus лежащий внизу, находящийся в основе и objectura предмет) фундаментальные категории философии. С. носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. то, что… … История Философии: Энциклопедия
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ — (лат. subjectus лежащий внизу, находящийся в основе и objectum предмет) фундаментальные категории философии. С. носитель субстанциальных свойств и характеристик, определяющих качественные особенности О. Соответственно О. то, что находится в… … Новейший философский словарь
СУБЪЕКТ — (лат. subjectum, от subjicere подвергать). В логике подлежащее суждение; лицо действующее, в противоположность объекту. Предмет, лицо, о котор. говорится: это подозрительный субъект. В юрид. знач.: лицо действующее. В музыке: темы в двойных и… … Словарь иностранных слов русского языка
Субъект (философ.) — Субъект (от лат. subjectus лежащий внизу, находящийся в основе, от sub под и jacio бросаю, кладу основание), носитель предметно практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.… … Большая советская энциклопедия
СУБЪЕКТ
Полезное
Смотреть что такое «СУБЪЕКТ» в других словарях:
СУБЪЕКТ — (от лат. subjectus лежащий в основе) 1) индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; 2) человек, консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже … Философская энциклопедия
СУБЪЕКТ — (лат. subjectum, от subjicere подвергать). В логике подлежащее суждение; лицо действующее, в противоположность объекту. Предмет, лицо, о котор. говорится: это подозрительный субъект. В юрид. знач.: лицо действующее. В музыке: темы в двойных и… … Словарь иностранных слов русского языка
Субъект — Субъект ♦ Sujet То же, что субстанция или ипостась. В логике субъектом называют предмет речи, которому присвоен тот или иной предикат. Например, в высказывании «Земля круглая» слово «Земля» – это субъект, а слово «круглая» – предикат.… … Философский словарь Спонвиля
СУБЪЕКТ — СУБЪЕКТ, субъекта, муж. (от лат. subjectum подлежащее). 1. То же, что подлежащее (грам.). 2. В логике предмет суждения, который определяется и раскрывается в своем содержании предикатом (филос.). 3. Тот (или то), кто (или что) познает, мыслит и… … Толковый словарь Ушакова
субъект — лицо, личность, особа, персона, фигура; подлежащее; субчик, типик, типчик, штучка, фрукт, человек, существо, гусь, гаврик, джек, штука, тип, гусь лапчатый, хмырь, элемент, хмырик, молодчик, птица Словарь русских синонимов. субъект см. тип Словарь … Словарь синонимов
Субъект. — Субъект. Слово С. имеет одно значение в логике, другое впсихологии. В логике С. называется подлежащее суждения, т. е. предмет, окотором что либо говорится или мыслится другими словами, некоторыйобъект мысли. В психологии, наоборот, С. всегда… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
СУБЪЕКТ — в языкознании термин, объединяющий понятия грамматического, логического (коммуникативного, психологического) и семантического субъектов. Грамматический субъект подлежащее … Большой Энциклопедический словарь
Субъект — в информационных процессах активный компонент; участник процесса информационного взаимодействия. В качестве субъектов может выступать пользователь, устройство или компьютерный процесс. По английски: Subject См. также: Информационные… … Финансовый словарь
СУБЪЕКТ — экономический, хозяйствующий (от лат. subjectum лицо, субъект) лицо, осуществляющее экономическую, хозяйственную деятельность, будь то человек, семья, предприниматель, предприятие, государство. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… … Экономический словарь
Субъект — СУБЪЕКТ. См. Подлежащее. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2 х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина Ветринского. М.; Л.: Изд во Л. Д. Френкель, 1925 … Литературная энциклопедия
субъект — (от лат. subjectum подлежащее) индивид или группа как источник познания и преобразования действительности; носитель активности, осуществляющий изменение в других людях и в себе самом как другом. Субъектность человека проявляется в его витальности … Большая психологическая энциклопедия
Понятие субъекта в философии
СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ
ГЛАВА 18
Литература
Темы докладов и рефератов
Проблема разделения социально-гуманитарных наук на социальные и гуманитарные
1. Возрастание роли знания в обществе. Участие социально-гуманитарных наук в экспертизах социальных проектов и программ.
2. Проблема релятивизма в историко-философском контексте. Релятивизм в исследовании социальных фактов.
3. Специфика социального и юридического факта (сравнительный анализ).
4. Идеалы и нормы в социально-гуманитарном познании.
5. Теоретическое и эмпирическое в социальном и гуманитарном познании.
6. Методология «наук о природе» и «наук о духе»: проблема их соотношения.
1. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
2. Дипьтей В. Наброски к критике исторического разума // Вопросы философии. 1988. № 4.
3. Зиммель Г. Как возможно общество // Избранное: в 2 т. М., 1994. Т. 2: Созерцание жизни.
4. Поппер К. Логика социальных наук // Вопросы философии. 1992. № 10.
5. Рикёр П. История, память, забвение. М., 2004.
6. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.
7. Система гуманитарного и социально-экономического знания. М., 2001.
8. Социальное знание и социальные изменения. М., 2001.
9. Степин В. С. Теоретическое знание. М., 2000.
Понятие субъекта в философии многозначно и многосмысленно. Оно соотносительно с понятием «объект» и, соответственно, имеет множество смысловых оттенков, порождаемых системой отношений с объектом. Под субъектом понимается человек, вступающий в контакт с внешним миром, изменяющий предметную обстановку своего бытия и самого себя, свои качества и силы в процессе решения практических и духовно-теоретических задач. Неотъемлемое свойство практической и духовно-теоретической деятельности человека — субъективность. В предметно-практической дея+ельности субъективность выражается в том, что человек, преобразуя природу, опредмечивает свои сущностные силы, создает вторую природу,’которая, по выражению Фихте, есть зеркало человека, в котором он созерцает самого себя. В то же время отношение субъекта к миру представляет собой сложный процесс, существенно влияющий на формирование личности, ее практических и духовных способностей.
Субъективность познавательной деятельности человека в традиционной философии рассматривалась негативно, как символ ненадежности и ограниченности человеческого опыта. Так, Р. Декарт, разделив в своей дуалистической онтологии материю и дух, тем самым противопоставил субъект и объект, провозгласив верховной субстанцией познания Бога. Что же касается знаний, полученных человеком, то их необходимо подвергнуть строжайшей проверке на достоверность и устранить все, что не является самоочевидным. Ф. Бэкон своей классификацией «идолов» указывает на препятствия к постижению истины, содержащиеся в самой человеческой природе. Утверждение материалистической онтологии создало предпосылки понимания субъекта как пассивной, а материи как активной стороны познавательного процесса. Классическим выражением данной установки является формула В. И. Ленина: «материя воздействует на органы чувств и производит ощущения». Получается, активность материи сама по себе является гарантом истинности наших знаний. При такой трактовке задача познания — устранить, элиминировать субъективный фактор как препятствующий получению объективно истинного знания. Противоположная установка опирается на представление о познании как процессе, определяемом самим сознанием. Отсюда проистекает необходимость выработки норм, идеалов, принципов познавательной деятельности, призванных корректировать и направлять деятельность сознания к получению относительно достоверного знания. В истории философии имели место как абсолютизация роли субъекта (Д. Беркли, Д. Юм, И. Кант), так и многочисленные поиски элиминации субъекта, полной или частичной объективации познания и поиски надежных
критериев истинности человеческого знания. Попытки элиминации субъекта, исключения человеческого измерения, которое объявлялось несущественным, были обречены на неудачу, поскольку человеческое познание, так как оно осуществляется самим человеком, бессубъектным быть не может.
Понятие субъекта получает содержательную характеристику через раскрытие оппозиции «трансцендентальный — эмпирический» субъект. Трансцендентальный субъект — субъект вообще, или идеальный субъект, наделяется абсолютными свойствами, предстает в воображении исследователя как наблюдающее сознание вообще, не ошибающееся, не заблуждающееся, мыслящее всегда правильно, это непсихологический, идеально мыслящий феномен, которого нет в природе, Трансцендентальный субъект создает мир математизированного бесстрастного теоретизма. Декарт сближает понятия Бога и трансцендентального субъекта. Именно Бог удостоверяет возможность существования истинного знания, поскольку он вложил в человеческий разум идеи, не подвергающиеся сомнению. Бог Декарта и есть тот идеал познания как высшего совершенства, лишенного всех слабостей и несовершенств конкретного человека. В отличие от Бога мыслящее «Я» Декарта есть субъект вообще, лишенный каких бы то ни было индивидуальных качеств. Иными словами, это субъект, который предполагается в строго научном познании, т. е. естественно-математическом, внеэмпирическом. Однако введением понятия трансцендентального субъекта ни Декарт, ни другие мыслители прошлого не смогли устранить проблему соотношения трансцендентального и эмпирического субъекта. Безусловно, понятие теоретического трансцендентального субъекта значимо в методологии научного познания, поскольку ориентирует на выявление всеобщих, предельно абстрактных представлений о всеобщем и необходимом в познании. Однако данная категория не исчерпывает понятие «субъект», поскольку реальный процесс познания осуществляет конкретный эмпирический субъект, телесный, действительный, существующий во времени и в контексте определенной культуры и социума. Он представляет целостность мышления, деятельности, чувства, соответствует психологическому субъекту, хотя и не тождественен ему, имеет индивидуальную и коллективную составляющую. В противоположность трансцендентальному реальный субъект познания, человек познающий — это волящий, чувствующий, оценивающий, заблуждающийся, живой человек. Именно такой эмпирический субъект, взятый в многообразии его сил и способностей, является реальным носителем и производителем знания. В характеристике субъкт-объектных отношений познание выступает как отражение, предполагающее единство познания с предметно-практической деятельностью и коммуникацией, обусловленных социокультурной природой познающего субъекта.
Научная электронная библиотека
10.2. Субъект и объект познания
Субъект познания – (от лат. subjectus – лежащий в основе) это индивид, группа, слой, класс, нация или общество, являющийся источником познавательной активности. Понятие «субъект» употреблялось Аристотелем и в средние века в смысле субстанции. С 17 в. это понятие начинает использоваться в современном смысле, т.е. как обозначение Я – познающего, противопоставляемого чему-то другому – не-Я, предмету, объекту, или как обозначение объективированного Я, т.е. индивида, которому противостоит, противопоставляется объект и который направляет на этот объект свое познание или действие, – в этом отношении он выступает как «субъект познания», «субъект действия». В то же время «субъектом» может выступать та часть головного мозга, где совершается мыслительный процесс. В понятие «субъект» могут войти научные знания, методы, или приборы, используемые исследователем, хотя сами по себе приборы не являются субъектом. Таким образом, «под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта»71.
Объект познания – (от лат. objectum – предмет), это то, на что направлена познавательная активность субъекта – вещь, предмет. С кон. 18 в. (особенно у Канта) объектом называли то, что противостоит субъекту, т.е. сознанию, внутреннему миру как действительное, как часть внешнего мира. Теперь его более точно называют реальным объектом. Прежде понятием «объект» обозначали только то, что внутри мышления или сознания противостояло явлениям мысли в качестве мыслительного предмета и, что теперь точнее называют идеальным объектом. Однако не следует смешивать понятия «объект» и «объективная реальность». Эти понятия совершенно разные. Объективная реальность, может существовать задолго до того как она станет, например, в силу исторических причин, объектом познания. С другой стороны, могут быть вещи и явления, которые не представляют для нас познавательного интереса. Поэтому объект – это нечто загадочное, трансцендентное, но не абсолютно, так как в то же время существует имманентная бытийная связь познающего субъекта и объекта. Между ними нет непроходимой границы. Следует иметь в виду, что объект познания постоянно эволюционирует, претерпевает не только гносеологическое, но и собственное изменение. В философии различают два основных способа познания – чувственное и рациональное.
Чувственное познание. Чувственное и рациональное рассматривается как познавательные способности субъекта, причем живое созерцание понимается не как познавательная способность, а как результат этих способностей или сам процесс познания определенной стороны объектов. На взаимосвязь чувственных и рациональных способностей человека в процессе познания указывал В.И. Ленин. В «Философских тетрадях» он писал: «От живого
созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности»72.
Чувственное познание – это знания, полученные посредством органов чувств. Человек обладает экстрарецептивной системой, направленной на внешнюю среду его обитания (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание) и интрорецептивной системой, связанной с внутренним физиологическим состоянием организма. Эти способности называются способностью к чувственному отражению действительности. Живое созерцание объектов является моментом чувственно-практической деятельности. Оно осуществляется в таких формах как ощущение, восприятие, представление, изучение фактов, наблюдение над явлениями и т.п.
Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью. Ощущения соответствуют отдельным свойствам предметов, они знакомят человека с внешними качествами вещей. Различая теплое, холодное, цвета, запахи, твердость, мягкость и т.п., человек правильно ориентируется в мире вещей, отличает их друг от друга, воспринимает различную информацию об изменениях в окружающей среде. В ощущении отражается объективная связь субъекта с явлениями и процессами окружающего мира.
Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного, цели действия, формирование чувственного образа. Восприятия невозможны без ощущений, так как являются результатом активного, деятельного отношения человека к среде обитания. В результате неоднократного восприятия объекта в сознании и памяти человека удерживается целостный образ предмета, даже тогда, этот предмет отсутствует. Это более сложная форма чувственного восприятия – представление.
Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением. Представления возникают на основе ощущений и восприятий. Это воспроизведение в сознании тех предметов и явлений, которые воздействовали на наши органы чувств, воспринимались в прошлом и сохранились в нашей памяти. Потребность в дальнейшем познании вещей привела к возникновению теоретического уровня познания.
Рациональное познание. В рациональном познании выделяют такие формы как понятие, суждение, умозаключение, гипотезы, теории, методы.
Понятие – в философии – это форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений. Основная функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от всех особенностей отдельных предметов данного класса. В логике – мысль, в которой обобщаются и выделяются предметы некоторого класса по определенным общим и в совокупности специфическим для них признакам.
Суждение – мысль, выраженная в повествовательном предложении, в котором что-то утверждается или отрицается и является либо истиной, либо ложью. Суждения могут быть простые и сложные. Простые – это те, которые нельзя разложить на иные суждения. Сложные состоят из простых суждений и, если одно из простых является ложным, то ложным будет и все суждение. Гипотеза представляет собой суждение, которое объективно может быть истинным или ложным.
Умозаключение – в философии есть форма мышления, в которой (наряду с понятием, суждением и другими формами мышления) протекает познание внешнего мира на ступени абстрактного мышления. Это такое умственное действие на основе присущих индивидуальному сознанию норм выводов, во многом совпадающих с правилами и законами логики. В логике – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками умозаключения, выводится новое суждение (заключение или следствие), логически вытекающее из посылок.
Индуктивное умозаключение. В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения не опирается на логический закон, поэтому заключение вытекает из принятых посылок, не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью. Индуктивное умозаключение опирается на некоторые фактические и психологические основания. Индуктивное умозаключение дает лишь вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке.
Дедуктивное умозаключение. В дедуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок. В заключении дедуктивного умозаключения не может содержаться информация, отсутствующая в его посылках.