Что такое субъект в проекте
Субъекты и объекты проектной деятельности
.Субъект. В различных видах учебного проектирования субъектами становятся как взрослые, так и дети. В зависимости от вида и цели проектной деятельности это могут быть индивидуальные и совокупные субъекты (учебные и творческие группы, класс, коллектив образовательного учреждения, профессиональные и сетевые сообщества). В образовательном и социально-педагогическом проектировании могут участвовать менеджеры образования и специалисты — педагоги разного уровня, а также представители педагогической общественности. Специфика позиции участника проектирования заключается в том, что он всегда выступает как осознающий (сознательный) преобразователь действительности.
Проектные роли. В рамках проектировочной деятельности ее субъекты могут выступать в роли заказчиков, разработчиков, лидеров, координаторов (менеджеров), руководителей, исполнителей проекта, экспертов. Каждая из этих ролей сопряжена с выполнением особых функций и по-своему необходима для прохождения всех этапов проекта.
Объект. Объект проектирования — это среда или процесс, в контексте которых находится предмет. Предмет проектирования — это предполагаемый продукт, образ которого первоначально представлен в проекте. Это то, созданию чего посвящена проектная деятельность. Объект и предмет проектирования соотносятся между собой как общее и частное.
Проектная деятельность педагога связана с произведением запланированных изменений в педагогической действительности. Ее объектами становятся многообразные явления и процессы, происходящие в этой действительности. К ним относятся:
· образовательные системы разного масштаба и их отдельные компоненты;
· педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты;
· содержание образования на всех уровнях его формирования;
· образовательное и информационно-коммуникативное пространство;
· система педагогических отношений;· все виды педагогической деятельности;
· личностные и межличностные структуры;
· педагогические (образовательные) ситуации;
· качество педагогических объектов (процессов).
В рамках каждого из видов проектирования можно выделить свои специфические предметы. Для образовательного проектирования это: образовательные программы; образовательные стандарты; типы образовательных учреждений; органы управления образованием; методические центры и др. В пределах обозначенных объектов выбираются предметы преобразования. Аналогичные объекты и предметы могут фигурировать и в других видах деятельности. Но вот своим предметом проектирование принципиально от них отличается
19. Уровни и типы взаимодействия педагогов и обучающихся в пр. исслед. Деятельности.
На всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
– консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
– мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
– помогает. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получить, работая над сбором информации на различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
– наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированности компетентностей учащихся – с другой.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Системное представление управления проектами
Достигнутое развитие управления проектами (УП) в современном мире, накопленные знания и опыт по УП в различных сферах, а также результаты международного сотрудничества в области УП вышли на тот уровень, когда стало возможным и необходимым системное представление управления проектами и интеграция знания по УП в единую системную модель.
Системное представление управления проектами обусловлено следующими причинами:
В докладе рассматривается методологическая системная модель УП, позволяющая решить эти проблемы.
Системное представление управления проектами
Принципиальная системное представление управления проектом состоит из трех основных блоков:
Субъекты управления
Субъектами управления являются активные участники проекта (программы), взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления. К основным субъектам управления проектом относятся:
Объекты управления
Объектами системы управления могут быть:
Процесс управления осуществлением проекта
Процесс управления осуществлением проекта реализуется посредством прямой и обратной связей между субъектами и объектами управления и содержат:
Формирование функциональной структуры управления проектом
Методика формирования функциональной структуры управления проектом позволяет осуществить классификацию задач и процедур, возможных при управлении проектом и проектно- ориентированной деятельностью.
Предлагаемый методический подход позволяет выявить состав проблемно – ориентированных комплексов процессов (задач) при управлении осуществлением проекта, определить методы и инструментарий обеспечения эффективного принятия решений на всех уровнях управления проектом.
В качестве методологической основы для определения и разработки состава работ по реализации комплексов процессов (задач) управления проектом предлагается использовать следующие основания системной модели управления проектом:
Системная модель управления проектом представляет собой свернутое дерево избыточного множества задач и процедур, которые теоретически могут осуществляться при управлении проектом.
Как видно из системной модели управления проектом, каждый процесс (задача) однозначно определяется компонентами всех уровней системной модели выстроенных и логично взаимосвязанных “снизу вверх”.
Если выбрать по одному элементу из каждого уровня системной модели и рассмотреть их последовательно, начиная с нижнего уровня – “Стадии процесса управления” и дойдя до верхнего уровня – “Субъекты управления”, мы получим постановку задачи, возможную при управлении осуществлением проекта. Условия этой задачи определятся элементами, через которые прошел путь (сечение) системной модели: “Стадии процесса управления” – “Функции управления” — “Объект управления (его фазы жизненного цикла)” — “Субъекты управления”.
Так, например, задача (Р) — “Планирование (F) финансирования (S) годового объема работ (Т) на этапе разработки (С) проекта (Q) для менеджера проекта (L) и заказчика (Z)” определяется вектором:
Рn = (F2, S3, T2, C2, Q1, L2, Z2).
Используемые на практике задачи могут не включать отдельные классификационные признаки системной модели. Общее количество процессов (задач) по предлагаемой методике определяется произведением количества компонентов рассмотренных оснований.
Системное представление задач управления проектами, структурированных по элементам предлагаемой модели позволит обеспечить полноту решаемых задач, их информационную взаимоувязку и логику осуществляемых процессов. Задачи, решение которых необходимо для достижения целей проекта, обуславливают развитие методов и средств УП.
Таким образом, классификация потенциальных задач на основе системной модели управления проектом открывает области для развития соответствующих методов и средств УП. Предлагаемый подход позволяет алгоритмическим путем осуществить проверку на полноту и достаточность множества процессов (задач) в системе управления и установить логику и взаимосвязи между ними.
Методика используется ключевыми участниками и командой проекта в период создания, функционирования и развития систем управления проектом.
Интеграция элементов на основе системной модели управления проектами
На основе системной модели управления проектом можно осуществлять интеграцию различных ее элементов:
В качестве примеров рассмотрим:
В качестве примеров рассмотрим комплексную задачу (Р) — “Контроль и регулирование всех функций управления проектом на стадии его реализации”:
Рn = (F3, F4, S1, S2, S3, S4 S5, S6, S7, S8, S9, С3)
Другие области использования системной модели по УП
Предлагаемая системная модель по УП является:
Литература
В.И. Воропаев, Г.И. Секлетова (СОВНЕТ)
Субъекты и объекты управления проектами
Изучение объектов и субъектов в управлении проектов, а также их взаимодействия в процессе реализации проекта. Методы руководства и руководящие меры по обеспечению выполнения проекта. Жизненный цикл проекта и его фазы. Основные участники проекта.
Рубрика | Менеджмент и трудовые отношения |
Вид | контрольная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.02.2017 |
Размер файла | 24,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра Управление Проектами
РЕФЕРАТ
По дисциплине:
«Формирование системы участников проекта»
на тему: «Объект и субъект управления проектом»
Выполнила: студентка II курса
очной формы обучения
ИОМ УП 2-1 группы
Хамитова Арина Альбертовна
Преподаватель: к.э.н, доцент
Ким Роза Никитична
Содержание
Введение
1. Системная модель УП
2. Объект управления проектом
3.Субъект управления проектом
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Данная тема является актуальной, так как с уверенностью можно сказать, что управление в любой системе может быть рассмотрено как процесс воздействия субъекта на объект.
Субъектами управления являются те структуры, которые направляют свою деятельность непосредственно на объекты управления с целью реализации проектов.
Целью моей работы является изучение объектов и субъектов в управлении проектов, а также их взаимодействия в процессе реализации проекта.
1.Системная модель УП
Управление проектом включает:
1.Полный набор задач, организацию методы руководства и руководящие меры по обеспечению выполнения проекта.
2.Создание системы мотивации и стимулирования всех участников проекта для успешного достижения целей проекта в рамках установленных ограничений и требований.
Так как развитие Управления проектами, накопленные знания и опыт в различных сферах, а также результаты международного сотрудничества в области управления проектами вышли на тот уровень, когда стало возможным и необходимым интегрировать знания по управления проектами представить их единой системной моделью.
Системная модель УП представляет собой свернутое дерево избыточного множества задач и процедур, которые теоретически могут осуществляться при управлении различными объектами.
Существуют следующие задачи использования системной модели управления проектами:
1.Обеспечить полное, системное понимание всего спектра вопросов, касающихся управления проектами (УП).
2.Сформировать структуру всех функций (задач УП), необходимых для управления проектами.
3.Обеспечить эффективную интеграцию всех элементов дисциплины Управление проектами.
4.Определить и систематизировать потребности и параметры для разработки систем и средств, необходимых для удовлетворения всех требований УП.
5.Структурировать все знания и опыт в области управления проектами для целей образования, делового обучения и сертификации.
6.Разработать системную методологию Управления проектами.
Системная модель управления проектом включает в себя три основных блока:
1.Процессы управления, т.е воздействие субъектов управления на объекты управления посредством принимаемых решений задач УП.
2. Объекты управления проектом
3. Субъекты управления проектом
Теперь более подробно рассмотрим понятия объекты и субъекты УП.
2.Объекты управления проектом
Объектами управления в системе Управления проектами являются:
1.Проект
2.Программа проектов
3.Портфель проектов
4.Жизненный цикл проекта и его фазы и др.
Рассмотрим подробно основные объекты в управлении проектом.
1.Проект как объект управления.
· признак изменений (целенаправленный перевод из существующего в некоторое желаемое состояние, описываемое в терминах целей проекта);
· признак ограниченной конечной цели;
· признак ограниченной продолжительности;
· признак ограниченности бюджета;
· признак ограниченности требуемых ресурсов;
· признак новизны для предприятия, которое реализует проект и для рынка предполагаемого спроса на создаваемый в проекте продукт (услугу);
· признак «комплексности» (большое число факторов прямо или косвенно влияющих на прогресс и результаты проекта);
· признак правового и организационного обеспечения (специфическая организационная структура на время реализации проекта);
· признак разграничения с другими проектами предприятия.
С учетом приведенных признаков проекта можно сформулировать общее определение этого понятия.
2.Программа проектов.
В то же время конкретные проекты могут иметь различные связи. При определенных условиях множество взаимосвязанных проектов объединяются в программу.
Программа может быть сформулирована в терминах проектов и предоставлена как совокупность проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами, временем на ее выполнение, технологией, организацией и др.
Программа, так же как и проект, является объектом управления. Однако, в отличии от отдельного проекта она требует специальных методов мультипроектного управления, обеспечивающих достижение общей цели программы при соблюдении заданных ограничений и условий ее выполнения.
Выполнение отдельного проекта в рамках программы может не давать ощутимого результата, ВТО время как осуществление всей программы обеспечивает максимальную прибыль.
Программы можно разделить на мультипректы и мегапроекты.
Комби (Combe) и Гитенс (Gitens) выделяют три основных вида портфелей проектов:
· создающие ценности: стратегические проекты или проекты в масштабе предприятия;
· операционные проекты: приводят к повышению эффективности организации и соответствуют основным нуждам функциональных подразделений;
· обеспечивающие соответствие: обязательные проекты, необходимые для поддержания внутренних нормативов и стандартов.
В организациях, достигших зрелого возраста в управлении проектами за решения по входящим в портфели программам и проектам, несет ответственность специально сформированная, состоящая из руководителей высшего звена Группа управления портфелем проектов
Жизненный цикл проекта может определяться или формироваться уникальными аспектами организации, отрасли промышленности или используемой технологии. Поскольку каждый проект имеет определенное начало и конец, конкретные результаты и действия, имеющие место в этом промежутке, широко варьируются для каждого проекта. Жизненный цикл обеспечивает базовую структуру для управления проектом, независимо от включенных в него конкретных работ.
Жизненный цикл проекта обычно определяет следующее:
какие работы должны быть проведены в каждой фазе,
в какой момент каждой фазы должны быть получены результаты,
кто участвует в каждой фазе,
как контролировать и подтверждать каждую фазу.
Рассмотрев более подробно основные объекты управления проектом, необходимо также проанализировать и субъекты управления проектом.
3.Субъекты управления проектами
Субъектами управления проектами являются участники проекта (программы), взаимодействующие при выработке и принятии управленческих решений в процессе его осуществления.
К субъектам управления проектом относятся:
‰ 1.Основные участники проекта (заинтересованные лица первого круга):
2.Команда управления проектом:
· Члены команды проекта
‰ Кроме того, это и функциональные подразделения организации (маркетинг, финансы, производство и пр.), в разной степени взаимодействующие друг с другом.
1.Основные участники проекта
Инициатором проекта является автор главной идеи проекта. Им может выступать практически любой из будущих участников проекта, в том числе, не принимающий дальнейшего участия в его реализации. Стоит сказать, что инициатор проекта идентифицирует потребность в проекте и вносит предложение об инициации проекта. Он может быть представителем любого функционального подразделения или уровня внутри или вне организации. Зачастую им является заказчик.
Заказчиками проекта являются стороны, которые заинтересованы в осуществлении проекта и достижении его целей, это будущие владельцы и пользователи результатами проекта. Они формируют задачи, определяют основные требования к проекту, а также обеспечивают финансирование проекта за счет своих или привлекаемых средств. В качестве заказчика могут выступать инвесторы, а также любые другие физические и юридические лица.
В качестве инвестора могут выступать:
· Граждане, предприятия, объединения предпринимателей и другие юридические лица
· Банки, различные инвестиционные и паевые фонды
· Иностранные физические и юридические лица, государства и международные организации.
2. Команда управления проектом
В команду управления проектом прежде всего входят управляющий (менеджер) проектом и члены команды проекта.
Управляющий проектом осуществляет управление проекта в целом: отвечает за координацию работ и успешность исполнения; имеет административные и финансово-экономические рычаги управления.
Менеджер проекта отвечает за достижение цели проекта в рамках плановых показателей успешности (по времени, бюджету, в соответствии с параметрами проектной документации, требований к качеству и т.д.).
Главная забота менеджера проекта заключается в том, чтобы проект достиг своих целей при соблюдении установленных сроков, бюджета и качества.
Состав и функции команды проекта зависят от масштабов, видов и сложности проекта, а также от специфики работ по проекту и стиля руководства и других его характеристик.
Основные члены проекта:
Функции эксперта проекта: разрабатывает архитектуру, концепцию предметной области проекта; осуществляет авторский надзор за реализацией концепции предметной области проекта; подчиняется руководителю проекта.
· Главный инженер проекта (ГИП) осуществляет общее руководство исполнения предметной области проекта.
Функции главного инженера проекта: разрабатывает требования к результатам проекта; определяет предметную область проекта, разрабатывает производственную структурную декомпозицию работ, СДР; управляет содержанием проекта в части основных бизнес-процессов; руководит разработкой технического задания и техно-рабочего проекта; несет ответственность за качество основных производственных результатов проекта;
В заключении стоит отметить, что субъекты и объекты управления взаимодействуют через прямую и обратную связь.( рисунок 1)
Прямая связь обеспечивает непосредственное воздействие субъекта на объект УП.
Обратная же связь обеспечивает получение информации об объектах, результатов воздействия на объект.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Размещено на http://www.allbest.ru/
Список используемой литературы
1. Заренков В.И. Управление проектами.- М.:АСВ,2006
2. М.Л. Разу, Р.Н. Ким «Сущность проектного управления» ГУУ,2010-102с
4. http://pmpractice.ru/knowledgebase/managment/keypoints/participants/
5. http://r.bookap.info/work/341010/Subekt-i-obekt-upravleniya
6. http://iteam.ru/publications/project/section_36/article_2338/
Элементы проектной деятельности
Основными элементами проектной деятельности являются субъект и объект проектирования, его цель, технология (как совокупность операций), средства, методы и условия проектирования.
Субъектом проектирования —отдельные личности или организации, коллективы, социальные институты, ставящие своей целью преобразование действительности.
Кроме субъектов проектирования, участниками разработки и реализации содержательной части проектов (особенно на этапе его внедрения) могут быть:
государственные и негосударственные организации, научные и экспертные советы, способные взять на себя ответственность за разработку, обоснование, экспертизу проектов, способные привлечь внимание населения, СМИ к проектам;
— общественность, группирующаяся вокруг конкретных программ, проектов.
Объектами проектирования могут быть:
— объекты материальной природы (например, объектом проектирования может быть строительство нового административного здания или создание нового компьютера); в результате реализации проекта появляется новый объект, вещь, предмет; вместе с тем проектироваться могут новые свойства — назначения и функции старой вещи; подобные объекты чаще связаны с техническим проектированием;
— нематериальные (невещные) свойства и отношения (например, есть такие проекты, которые направлены не на достижение материального результата, а на получение информации о клиентах, изменение нашего отношения к той или иной проблеме). Такие проекты называются «проектами влияния». Примером служат:
— процессы (например, проектирование систем воздействия— идеологий, систем воспитания и т. д. В этих системах имеет значение и идейная конструкция — концепция и соответствующие инструменты внедрения идей в сознание людей. Здесь широкий простор для разработки соответствующих социальных технологий, проектирования новых каналов коммуникации, стандартных алгоритмизированных элементов деятельности и т. д.);
— организации и структурные подразделения (в рамках проектирования организаций реализуются замыслы разного масштаба — проектируются, например, учреждения социальной службы, отрасли производства, управления и т. д.);
— мероприятия (акции) (подготовка мероприятий может производиться с применением проектных методик. Это прежде всего относится к массовым мероприятиям — спортивным, праздничным, общественным и т. д.);
Каждый из выделенных объектов проектирования обладает определенной спецификой, определенными чертами. При проектировании важно выявить закономерности, характерные для данного типа объектов, применяя особые методики наряду с общими принципами и подходами.
Среди характеристик проектирования особое место занимают условия проектной деятельности или проектный фон. Это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие. Речь идет о необходимости учета местных условий. Какие-то возможности, альтернативы могут быть реализованы, а какие-то нет — это зависит от местных условий, окружения проекта, внешних ограничений.
Цель проектирования — разработка определенного будущего состояния системы, процессов, отношений.
Средства — совокупность приемов и операций для достижения цели. В общем плане средства проектирования можно определить, как все то, при помощи чего, получается, анализируется информация о состоянии процессов и тенденций их развития. Сюда же относятся средства, при помощи которых ведется непосредственное проектирование, создаются словесные описания, таблицы, схемы, сети взаимодействий.
Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач. В практике проектирования наиболее часто используются такие методы, как мозговой штурм, экспертная оценка, метод аналогий, сетевое планирование, календарное планирование, структурная декомпозиция, имитационное моделирование, ресурсное планирование и т. д.
В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий. Практические мероприятия определяют направления, формы и содержание деятельности, привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реализации целей каждого этапа. Мероприятия могут быть направлены непосредственно на решение проблемы, а могут быть необходимы для их финансового обеспечения (аукционы, платные услуги), для формирования благоприятного общественного мнения населения через СМИ
Классификация проектов
Методы управления проектами зависят от масштаба проекта, сроков реализации, качества, ограниченности ресурсов, места и условий реализации. Все названные факторы являются основанием для выделения различных типов проектов, их классификации:
1) по масштабу — микропроект, малый, средний, мегапроект:
— микропроект — это чаще всего форма представления индивидуальной инициативы, получившей признание окружающих. Микропроект делается для себя и своих. Он может не требовать внешнего финансирования, специального оборудования, может создаваться из подручных средств;
— малые проекты невелики по масштабу, просты и ограниченны объемами. Так, в американской практике малые проекты связанны с объемом капиталовложений в размере 10–15 млн. долл., трудозатратами до 40–50 тыс. чел. Типичный пример малого проекта — модернизация действующих производств. Специфика малых проектов состоит в том, что они допускают некоторое упрощение в процедуре проектирования и реализации (простой график, руководитель — одно лицо, необязательно создание команды проекта и т. д.);
— средние проекты наиболее распространены в практике. Они имеют сравнительно небольшую длительность — 2–5 лет, требуют более тщательной проработки всех подсистем проекта и предполагают более значительные затраты;
— мегапроекты — это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью выделенными ресурсами, отпущенным временем. Мегапроекты обладают высокой стоимостью — до 1 млрд. долл., трудоемкостью — до 2 млн. чел., длительностью реализации — 5–7 лет;
2. по сложности — простой, организационно сложный, технически сложный, ресурсно сложный, комплексно сложный;
2. по срокам реализации — краткосрочный, средний и долгосрочный. Краткосрочные проекты требуют для своей реализации примерно год, максимум два, краткосрочные проекты обычно реализуются на предприятиях по производству новинок различного рода, опытных установках, восстановительных работах. Коммерческие проекты часто реализуются как краткосрочные. Среднесрочные проекты осуществляются за 3–5 лет. Длительность осуществления долгосрочных проектов 10–15 лет;
2. по требованиям к качеству и способам его обеспечения — бездефектный, модульный, стандартный. Бездефектные проекты направлены на повышение качества продукции или услуг; модульные — на обеспечение качества по какому-либо определенному направлению;
2. по уровню участников — международный, отечественный, государственный, территориальный, местный;
3. по характеру проектируемых изменений проекты делятся на инновационные и поддерживающие (реанимационные, реставрационные). Задача инновационных проектов — внедрение принципиально новых разработок. Основная цель поддерживающих проектов — сохранить status quo. Поддерживающие проекты, в свою очередь, можно разделить на антикризисный, чрезвычайный, проект реформирования, проект реструктуризации;
2. по сферам и направлениям деятельности — строительный, инжениринговый, финансовый, исследовательский (маркетинговый), технический, технико-экономический, консалтинговый, научно-технический, экологический, социальный, политический и т. д.;
10. по затрачиваемым ресурсам и получаемой прибыли — коммерческий (получение прибыли), социальный (достижение социальных целей). По признаку преобладающей направленности социальные проекты могут быть: информационно-просветительскими, обучающими, реабилитационными (психологическая, социально-психологическая, трудовая реабилитация), физкультурно-оздоровительными, художественно-творческими, культурными;