Что такое субъективная и объективная реальность
Объективная и субъективная реальность
Объективная и субъективная реальность
Одним из центральных вопросов в теории познания — является вопрос о реальности. Вернее, о различных её видах: обычной и виртуальной, объективной и субъективной, научной и находящейся за пределами научной реальности, смешанной, и т.д.
Разберёмся сперва в таких видах реальности как объективная и субъективная:
Объективность — означает независимость существования вещей и явлений от воли нашего сознания. Объективная реальность — это реальность, которая продолжала бы своё существование и без нас. Такая реальность — может быть сутью, например, повседневной окружающей действительности.
Субъективность же — это существование вещей и явлений по воле нашего сознания. Реальность субъективная — с очевидностью имеет место в сновидениях и в воображении. Все объекты (в т.ч. грандиозные миры) в сновидениях и мечтах — создаются нашим сознанием, т.е. субъективно. В сновидении — это происходит неосознанно. А в воображении (мечтах) — осознанно. Сновидения и мечты (воображение) т.о. — две разновидности субъективной реальности.
Философы, с древних времён — дискутируют и спорят о том, какова реальность окружающего Мира, в т.ч. объективна она или субъективна, т.е. насколько вещи и явления Мира, в котором мы живём, зависят от нашего сознания. Как узнать, не придумываем ли мы, неосознанно, сами наш окружающий Мир, подобно сновидению? Ведь всё возможно. Возможно и то, что наша жизнь — лишь сон, сон длинною в жизнь. Жизнь, в таком случае — закончится не смертью, а пробуждением, или новой жизнью (как новым сновидением). Верить в жизнь как сон — т.о. весьма приятно и утешительно.
Возможность того, что Мир вокруг может быть сновидением — была осознана ещё в древней Греции (Сократ: «Познай самого себя — и ты познаешь весь Мир»). Кстати, это высказывание Сократа — пример того, как вера в определённый вид реальности (например, в субъективный) — влияет на выбор предпочтительных методов познания (если Мир — сон, то ключ к его глубинному познанию — лежит через познание самого себя).
Никто не может и никогда не сможет доказать, что жизнь — это не сон. Впрочем, нельзя доказать и противоположное. Наука — бессильна в этих вопросах, а философия может приводить лишь доводы, но не доказательства. В итоге, за каждым человеком остаётся свобода выбора, во что верить: в объективность Мира, или в субъективность (сон). Что из этих вариантов выглядит более вероятным — люди решают по-разному…
Читайте также
Обычная объективная реальность без Бога
Обычная объективная реальность без Бога А что, если Бога нет? Ведь такое — так же возможно, как и Его наличие. Но если Бога нет, и реальность нашего Мира — обычная объективная реальность без Бога, то тогда Библия резко обесценивается, и становится практически «сборником
9. Поддержание субъективности. Реальность внутренней жизни и реальность Государства. Смысл субъективности
9. Поддержание субъективности. Реальность внутренней жизни и реальность Государства. Смысл субъективности Метафизика, или отношение к Другому, осуществляется как услужение и гостеприимство. В той мере, в какой лицо Другого ставит нас в связь с третьим лицом,
2.2. Материя – объективная реальность
2.2. Материя – объективная реальность Диалектический материализм отказывается от понимания материи как абсолютного субстрата, субстанции. Еще до революции в естествознании Энгельс говорил о неэффективности поисков «материи как таковой». Материи как особого субстрата,
Субъективная диалектика и логика
Субъективная диалектика и логика Мир един и едина его диалектическая структура, но в ней имеется область диалектической познавательной деятельности людей. «Так называемая объективная диалектика царит во всей природе, а так называемая субъективная диалектика,
§ 2. Время и субъективная дедукция
§ 2. Время и субъективная дедукция Кант описывает взаимосвязь синтезов аппрегензии (схватывания)[12] в созерцании, воспроизведения в воображении и рекогниции в понятии и выявляет четвертый синтез, необходимо лежащий в основе каждого из них и в основе их взаимосвязи, –
Субъективная религия
Субъективная религия Если теология является делом разума и памяти (ее происхождение тем не менее может быть любым – источником ее может быть и сама религия), религия же есть дело сердца, представляющее интерес ввиду потребности практического разума, то из этого само
Субъективная мудрость
Субъективная мудрость — Не хотела бы я быть человеком, — сказала змея.— Кто бы тогда запасал мне орехи? — поддержала ее белка.— У людей такие слабые зубы, — добавила крыса, — что ими почти ничего не сгрызешь.— Кроме того, — сказал осел, — люди такие неповоротливые и
2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь
2. Философия личная и безличная, субъективная и объективная. Антропологизм в философии. Философия и жизнь Киркегард особенно настаивает на личном, субъективном характере философии, на жизненном присутствии философа во всяком философствовании. Он противополагает это
2. Миф как объективная реальность, предполагаемая или оспариваемая
2. Миф как объективная реальность, предполагаемая или оспариваемая а) Уже с появлением первых философов в Греции устанавливается критическое отношение к мифологии. Общеизвестны высказывания элейских философов (Ксенофан B 11. 12. 14. 15. 16). Вместо богов у философов появляются
2. СУБЪЕКТИВНАЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ ЭТИКА
2. СУБЪЕКТИВНАЯ И ОБЪЕКТИВНАЯ ЭТИКА Если мы признаем этот принцип гуманистической этики, что мы должны ответить тем, кто отрицает способность человека формулировать объективно верные нормативные принципы?Одна школа гуманистической этики разделяет эту точку зрения и
Субъективная интерпретация событий и их подлинность
Субъективная интерпретация событий и их подлинность То, что помогало дискредитировать народные предания о катастрофах, — это субъективная и магическая интерпретация событий. Море раздвинулось. Люди приписывали это явление вмешательству их вождя; он поднял свой жезл
27. Субъективная реинтеграция
27. Субъективная реинтеграция — Добрый вечер! — вежливо поздоровался кролик.— Му-у, — ответила корова, пережевывая большой пучок травы.— Здесь такая мягкая трава вокруг, — добавил кролик, — надеюсь, вам нравится.— Му-у, — согласилась корова, даже не взглянув на
Основные формы Бытия и их взаимосвязь. Объективная и субъективная реальность
Реферат по дисциплине
«ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
на тему:
«Философское учение о Бытии. Виды Бытия»
Выполнил студент группы: Д-33 Столь А.В.
Проверил преподаватель Кафедры ОГСЭД Елизов А.Г.
Содержание
2. Основные формы Бытия и их взаимосвязь. Объективная и субъективная реальность. 7
3. Категория Бытия: история и современность. 12
Список использованной литературы.. 20
Введение
Вопрос о том как возник человеческий мир является актуальным на протяжении многих веков, поэтому в данной работе мы постараемся разобраться с философским смыслом проблемы Бытия, рассмотреть философскую категорию и основные формы Бытия. Таким образом, в качестве цели можно выделить знакомство с понятием Бытие.
«Бытие» по мнению многих мыслителей это фундаментальное понятие, которое считается основанием философии. Вокруг «Бытия» и учения о бытии, которое называется онтологией, всегда велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии. При рассмотрении Бытия мысль достигает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, частного, преходящего. В то же время философское осмысление Бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил.
Понятие Бытия
В данном разделе на основании высказываний и суждений, которые приводятся в научной статье «Бытие», написанной П.П. Гайденко и размещенной на Гуманитарном портале, попытаемся понять сущность понятия «Бытие» [], а также рассмотрим его основные формы. Автор приравнивает Бытие к фундаментальной категории философского дискурса, фиксирующего основу существования как для мира в целом, так и для любой разновидности существующего. Под Бытием понимается именно наличие предметов и явлений, а не содержательный их аспект, таким образом Бытие может являться синонимом для таких понятий как «существование» и «сущее».
В системе философского знания Бытие это предмет онтологии, оно противоположно понятию «ничто». В теории познания Бытие рассматривается как базис для любой возможной картины мира и для всех прочих категорий, а в обыденном употреблении понятие о Бытии может быть тождественно понятиям космоса, вселенной, мира, природы и жизни. Первые попытки разрешения проблемы источника Бытия отмечаются в мифологиях, религиях, в натурфилософии первых философов. Философия как таковая ставит перед собой цель найти подлинное Бытие и осмыслить его. Научная философия, в свою очередь, определяет понятие Бытия и его место в структуре знания, а также выделяет уровни и типы Бытия как объективного существования. «Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что такое сущее» [3]. В зависимости от того, как тот или иной мыслитель, школа или направление трактует вопрос о Бытии, его связи с познанием, с природой и смыслом человеческого существования, определяется общая ориентация данного направления.
Основные формы Бытия и их взаимосвязь. Объективная и субъективная реальность
Что касается современного понимания категории Бытия, для него характерен прежде всего системный анализ этого фундаментального философского понятия. Выделяется ряд уровней Бытия: материальное и идеальное Бытие, природное и социальное Бытие, Бытие личности, культуры, ценностей и т. д. Признается их взаимосвязь и несводимость друг к другу, выдвигается требование подходить к их анализу на основе принципа развития или историзма. Использование в философии форм Бытия связано с потребностью наполнения содержательно пустого понятия Бытия за счёт выделения наиболее общих, несводимых друг к другу способов существования.
Целесообразно выделять следующие формы бытия:
· Бытие вещей, процессов, которое в свою очередь делится на бытие вещей, процессов, состояний природы. Бытие природы как целого;
· Бытие второй природы – произведенных человеком вещей.
· Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объектированное (внеиндивидуальное) духовное;
· Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества.
Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве, ее Бытие есть диалектика преходящего и непреходящего. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.
Бытие отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но Бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого Бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного Бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности. Однако общеизвестно, что дух может оказать как позитивное, так и негативное влияние на жизнедеятельность человеческого тела; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации. Целесообразная человеческая деятельность зачастую регулируется не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными потребностями, мотивами.
Особое место среди других форм «Бытия в мире» занимает «Бытие духовного». Оно складывается и оформляется в лоне человеческой культуры, проявляясь на уровне объективированного и индивидуализированного духовного Бытия, связующим звеном которого выступает язык. Язык не только средство самовыражения индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством общения, язык является эффективным инструментом освоения мира. Язык, связывая сознание и предметную (физическую) реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физическая реальность открывается нашему познанию. Она вступает в диалог и говорит о себе, раскрывая свою сущность. Реальность духовного бытия особого рода. Она обеспечивает опыт отдельно взятого человека и сама обогащается его усилиями. Эвристические идеи прошлого задают каноны настоящему и определяют будущее данного общества, влияя и на жизнь отдельного индивида.
Также следует различать такие виды Бытия как объективная и субъективная реальность. Объективная реальность охватывает все то, что существует вне и независимо от сознания. Звездные системы и элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганизмы, птицы, млекопитающие, т. е. все то, что составляет неживую и живую природу, и, наконец, сам человек, общество образуют объективно реальное Бытие. Сознание, мышление, духовный мир человека есть не что иное, как субъективная реальность, находящая свое выражение в чувствах, образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Переживания человека и его мысли, нравственные и эстетические идеалы, идеализированные мысленные конструкты, вся духовная жизнь относятся к сфере субъективной реальности. Эти два вида бытия не полярные противоположности.
Субъективная реальность является продуктом отражения объективной реальности и, в свою очередь, оказывает влияние на нее. Взаимосвязь объективной и субъективной реальности осуществляется в формах человеческой деятельности. Мерой адекватности и истинности мышления выступает опосредованность его практикой. Для того чтобы создать образ предмета, процесса, человек манипулирует условиями Бытия вещей. Выбор условий связан как с ценностными ориентациями субъекта, так и с его конкретными целями. С другой стороны, эмпирически или теоретически полученное знание о предметах становится, в свою очередь, дальнейшим отправным пунктом для определения природы и возможностей объективно и реально существующих вещей и процессов.
Формы Бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. В реальности же они неотделимы друг от друга. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя Бытия. В заключение можно отметить, что критериями отличия типов Бытия друг от друга служат:
· степень развития или становления объектов – для виртуальной и актуальной реальности;
· способ данности Бытия человеческому сознанию и уровень постижения Бытия – для феноменальной и ноуменальной реальности;
· существование объектов или же только видимость их существования – для подлинной и кажущейся реальности;
· самостоятельность существования реальности или его отсутствие для субстанциальной и пропритативной реальности;
· необходимый или же случайный характер существования объектов –для атрибутивной и акциденциальной реальности;
· –способность Бытия репрезентировать другое Бытие или отсутствие такой способности – для информационной и предметной реальности [17].
Что такое реальность – описание термина, основные виды, отличие от мечты
Мы живем в мире, в котором нас окружают люди, явления и объекты. Это мы называем реальностью, хотя многие философы и психологи готовы с этим поспорить, сказав, что никто не знает, что такое реальность на самом деле. Во многом они это объясняют особенностями восприятия каждым человеком окружающего мира.
Что значит реальность?
В любом словаре можно найти определение этому понятию. Реальность представляет собой объективность, фактически существующий мир, окружающую действительность. Хоть с последним утверждением философы могут поспорить, допустив, что она полностью или частично может быть плодом нашего воображения, под ней принято понимать все то, что мы можем увидеть, потрогать, то, что не вызывает сомнения в своем существовании.
Виды реальности
Их существует несколько. Различают два основных вида реальности:
Объективная реальность
Окружающее воспринимается нами как то, что есть, существует на самом деле, действительность чего не требует доказательств. При этом психология гласит, что разум человека не способен вне себя рассматривать и воспринимать что-либо объективно. Он может посредством ощущений формировать впечатления, фиксировать сходства, различия, выводить закономерности, но не всегда может определить источник этих впечатлений. Восприятие окружающего материального мира – проекция сознания.
Философия различает объективную реальность и действительность. Если же не брать в расчет индивидуальное восприятие каждым индивидом окружающего мира, они совпадают. Например, мы видим одноэтажный дом белого цвета с покатой крышей. Если мы спросим у других людей, проходящих мимо, видят ли они его, они ответят, что видят, и назовут те же его характеристики: белый одноэтажный дом с покатой крышей. Это и есть доказательство действительности объективной реальности.
Субъективная реальность
Она представляет собой целостную систему убеждений, где первичными выступают осознанность и сознание. Субъективная реальность – пространство, в котором существует мир в восприятии человека. Субъективный мир не содержит ничего, кроме сознания индивида. Это целостность индивидуального восприятия через призму собственного опыта человека, его навыков, знаний.
Говоря еще проще, это то, как каждый из нас видит окружающий мир, что в философии известно как субъективизм. Учитывая это, и зарождается спор о действительности объективной реальности. Многие окружающие явления, объекты, предметы существуют в нашем сознании лишь благодаря человеку, тому, что он о них знает, замечает их. Например, что есть сам по себе горизонт, если человек не видел его?
Какая бывает реальность?
Помимо субъективной и объективной, она бывает еще и такой:
Физическая реальность
Не вдаваясь в подробности квантовой физики, можно сказать, что ни один человек не знает, какая она на самом деле. Наука больше внимания уделяет особенностям восприятия человеком физической реальности. Все наши рецепторы и органы чувств ограничены в своих возможностях, поэтому мы физически не способны воспринимать и обрабатывать в полной мере реалии окружающей действительности. Учитывая это, наука делает вывод, что все, что человек видит вокруг себя, является не реальным миром, а его проекцией в личном пространстве.
Виртуальная реальность
Ее ассоциируют чаще с интернетом, компьютерными играми, где человек может взаимодействовать с искусственно созданным пространством в трехмерном измерении. Прогресс шагнул так далеко, что при использовании современного оборудования виртуальность может подарить реальные ощущения, потому что стимулируются органы чувств человека. Она используется не только для игр и прочих развлечений, но и в:
Социальная реальность
Это самый сложный вид, потому что он многоплановый и состоит из:
Не знаете, социальная реальность – это что такое, отметим, что она характеризуется несколькими плоскостями:
Чем реальность отличается от мечты?
Взаимосвязь между ними тесна настолько, что в любой момент грань может стереться. Мечта представляет собой созданный образ чего-то желаемого, несуществующего в реальности человека в данный момент. Она обладает высокой ценностью для мечтающего, и может как уводить его в мир грез, будучи несбыточной, так и стать движущей силой для постановки и достижения цели, превратившись благодаря этому в реальность.
Реальность отличается от мечты тем, что первая существует в жизни человека на данный момент, вторая же – нет, будучи плодом воображения. Если она осуществляется, став явью, то перестает быть мечтой, превращаясь в реальность. Взаимосвязь между ними определяется тем, что:
Искаженное восприятие реальности
В некоторых случаях человеку проще и приятнее жить иллюзиями, чем действительностью. Важно различать, что такое реальный мир, а что такое вымышленный, но бывают ситуации, что мечты, плоды воображения, фантазии ощущаются человеком как реальность. Потеря связи между вымышленным и объективным – это и есть искаженное восприятие реальности. Чаще причиной тому становится неготовность индивида принять существующую действительность, например, потому что для него она непереносима.
Некоторые личности не готовы вытеснить реализм или делают это не сразу, столкнувшись с проблемой. Другим же проще уйти от тяжелой действительности, погрузившись в мир грез. При этом искаженное восприятие реальности – явление, к которому склонны мы все, потому что каждый по-своему воспринимает объективный мир. Часты случаи, когда возникает конфликт между мечтой и реальностью, чему могут быть такие причины:
Почему люди убегают от реальности?
Действительность способна дарить нам не только радостные моменты, но и разочарования, проблемы, заботы, беды. Что такое бегство от реальности? Это уход в мир иллюзий, где есть только позитив, радость и все видится сквозь «розовые очки». Одни люди легко справляются со всеми задачами, которые ставит перед ними реальность, другим же это может быть не под силу, и от этой гнетущей действительности они стараются убежать.
Так что же такое реальность? Философию оставим философам – пусть они рассуждают о зыбкости мира. В понимании же обычного человека это то, что нас окружает, то, что мы видим, слышим, ощущаем, в существовании чего не возникает сомнений. Мы субъективно воспринимаем объективную реальность, но в этом и заключается психология человека, формирующая в каждом из нас индивидуальность.
Реальность объективная и субъективная. Материя как объективная реальность
Под действительностью (реальностью) понимается вся совокупность всех состояний объекта мира в прошлом, настоящем и будущем. Объективная реальность – объективное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека.
Субъективная реальность – сознание и все те процессы, которые в нем происходят.
Суб. и объект. реальности очень тесно связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующее звено между ними – человек (существо, принадлежащее и объект. (телесность) и субъект. (сознание) миру).
Это можно представить в виде схемы:
|
Бытие – единство субъективной и объективной реальности. Человек – точка пересечения этих реальностей. В этом смысле человек – центр бытия, а его судьба – ядро философской проблемы в целом.
Человек творит собственный мир, создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество. В процессе творения исторической реальности задействованы не только сознание человека, но и многочисленные объекты естественного происхождения, подвергаемые обработке человеком.
Материя – наиболее распространенная форма бытия. Поиск основы объективной реальности в философии называют проблемой субстанции. Древность:
— Атомы – неделимая субстанция (Демокрит, Эпикур)
— Бог (Платон, религиозные философы)
Под материей в 17 веке понимали только вещество, в 19 в. материя – не только вещество, но и, к примеру, электромагнитные поля (что не является веществом). В начале 20 в. под материей понимается категория для обозначения всего того, что лежит вне нашего сознания. О каких-то формах ее проявления говорить нельзя – их бесконечное множество.
Под материей понимается субстанция, «общее вещах». Материя как объективная реальность способна воздействовать на наши ощущения, что создает основу для того, чтобы наше сознание могло воспринимать окружающий мир, т.е. познавать эту объективную реальность. Материя противоположна сознанию (субъективной реальности).
Материя – совокупность всех материальных образований в природе, существующих независимо от познаниях человеком.
Элементы материи: неживая природа, живая природа, социум (общество)
Существуют следующие подходы к понятию «материя»:
— материалистический подход (материя – основа бытия, все остальное – порождение);
— объективно-идеалистический (материя объективно существует независимо от сущего первичного духа);
— субъективно-идеалистический (мат. как самост. реальности не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа);
— позитивистский (понятие материя ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования)