Что такое субъективный портрет
Субъективный портрет
Материал из CrimLib.info
Субъективные портреты бывают рисованными, композиционно-рисованными, композиционно-фотографическими, комплексными.
Рисованный чаще всего изготавливается обычным рисованием.
Фотокомпозиционный (фоторобот) представляет собой композицию изображения внешности человека (как правило, его лица) из имеющихся фрагментов и составляются на основе показаний очевидцев. При создании такого портрета очевидцу предлагается описать внешность человека с выделением наиболее точно запомнившихся элементов и их признаков. Для наиболее точного определения этих и других элементов и их признаков очевидцу показывают имеющиеся изображения. С помощью отобранных изображений создается субъективный портрет, который доводится до полного соответствия мысленному образу очевидца. Как правило, субъективный портрет дополняется словесным описанием внешности.
Композиционно-рисованные портреты создаются из заранее заготовленных стандартных рисунков элементов лица по поврежденному лицу умершего, черепу человека. При этом могут применяться средства, аналогичные используемым при работе над фотороботом.
Комплексные или «живые» портреты изготавливаются следующим образом: по показаниям очевидцев гримируется похожий на разыскиваемого человек, который затем фотографируется или снимается на видеопленку.
Субъективные портреты не являются фотографиями. Они создаются на основе мысленного образа, по памяти очевидцев и потому в меньшей степени соответствуют оригиналу. Однако в целом они адекватно и достаточно полно отражают признаки внешности и успешно используются в установлении лиц, совершивших преступление. Субъективные портреты могут быть нарисованы художником или составлены с применением технических средств типа «ИКР-2», «Портрет», «Фоторобот» или компьютерной графики. Имеются картотеки субъективных портретов неустановленных преступников. По этим картотекам с помощью информационно-поисковой системы возможна проверка фотоснимков и субъективных портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в розыске либо состоящих на оперативно-профилактическом учете.
Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Однако необходимо помнить, что субъективное отображение дает только приблизительное, похожее представление о внешности.
Для изготовления субъективных портретов применяются различные технические средства. При получении композиционно-фотографических портретов в современной практике наиболее часто используют полипроекторы. Композиционно-рисованные портреты получают с помощью устройств, в основу которых положен принцип «Айдентикит»: ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его модификация – «Портрет». Для изготовления субъективных портретов все чаще используются и компьютерные системы («Фоторобот», «Портрет»). Вне зависимости от вида субъективного портрета и применяемых технических средств весь процесс их изготовления складывается из трех этапов: подготовительного, собственно изготовления и оформления.
Этапы изготовления субъективного портрета
В рамках подготовительного этапа изучаются личностные характеристики очевидца, условия восприятия, создаются по возможности комфортные условия для работы, фиксируется произвольное описание внешности разыскиваемого, осуществляется техническая подготовка к изготовлению.
Этап собственно изготовления субъективного портрета складывается из подготовки первоначального варианта портрета, уточнения и «доводки» его деталей, получения второго варианта портрета и, наконец, утверждения его очевидцем.
На заключительном, оформительском, этапе производится фиксация действий по изготовлению портрета: составляется справка с приложением к ней фототаблицы, на которой помещаются фотоснимки промежуточного и окончательного вариантов портрета. Справка подписывается всеми участниками работы.
Значение субъективных портретов велико, поскольку они позволяют составить целостное представление о внешнем облике человека и по сути дела заменяют фотоснимки.
Понятие и виды субъективных портретов, их значение в раскрытии преступлений и розыске преступников
Субъективный портрет — это изображение лица, в той или иной степени соответствующее представлению очевидца о внешнем облике изображенного, изготовленное на основании специальных методик и с помощью соответствующих технических средств.
Виды:
1)рисованные- используются штриховые и полутоновые рисунки лица, фигуры человека, создаваемые профессиональными художниками со слов очевидцев — свидетелей и потерпевших.
2)рисованно-композиционные- составляются из заранее заготовленных стандартных, типизированных рисунков элементов лица, собранных в специальных комплектах. Рисунки элементов головы и лица (прически, брови, глаза, носы, губы, подбородки, ушные раковины, морщины и складки кожи и такие сопутствующие элементы, как головные уборы и очки) изготовлены на прозрачных пленках (диапозитивах). Изображения элементов лица из комплекта выбираются и вносятся в портрет по указанию очевидца.
3)фотокомпозиционные- относят композиционные изображения человека, обычно его лица, изготовленные с использованием метода монтажа из фрагментов фотоизображений лиц, не причастных к событию преступления. В законченном виде фотокомпозиционные портреты выглядят, как обычные фотографические изображения.
Развитие электронно-вычислительной техники, внедрение в криминалистическую практику ПЭВМ (персональных электронно-вычислительных машин) позволило автоматизировать монтаж портрета. В настоящее время разработаны для этой цели соответствующие компьютерные системы, которые широко применяются на практике. Они значительно ускорили и облегчили сложную работу по изготовлению субъективных портретов.
Восстановлению внешнего облика разыскиваемого может способствовать анализ следов и вещественных доказательств при квалифицированном осмотре места происшествия, который дает возможность построить версии о некоторых физических данных человека и о характеристике его наружности. Так, по размеру отверстия, через которое проник преступник на место происшествия, с определенной вероятностью можно судить о его телосложении. По расположению следов пальцев рук (например, на высоко расположенных предметах) можно сделать предположение о росте преступника. Размеры частей кисти рук позволяют установить приблизительно возраст человека, пол и рост.
Пол человека, его рост, некоторое представление о весе, наличии физических недостатков (например, хромота) можно выявить также по следам ног. Изучая одежду, забытую или брошенную на месте происшествия лицом, совершившим преступное деяние, можно определить его пол, примерный рост, телосложение и некоторые физические особенности. При получении информации о признаках внешности не следует упускать из виду ни одну подробность. При розыске и опознании преступника могут иметь важное значение на первый взгляд мелочи, такие, как родинка, бородавка, следы фурункула и т.д.
Методика собирания информации о внешних признаках неизвестных лиц, скрывшихся с мест происшествий
Потребность в получении и фиксации сведений о признаках внешности возникает при криминалистическом учете (уголовной регистрации) живых лиц и неопознанных трупов; при необходимости розыска лиц, совершивших преступление и скрывающихся от органов следствия и суда, лиц, совершивших побег из мест заключения.
Источники получения сведений о каждой из категорий различны, однако все они могут быть поделены по своей природе на две группы:
1)субъективные- представления (психофизиологические отображения) о внешности искомого лица в памяти человека («мысленный образ»). Этот мысленный образ может быть зафиксирован в форме описания (в протоколе допроса, в ориентировке, рапорте, донесении и т. п.), а также путем передачи изображений, несущих в себе значительный элемент субъективизма (рисованные, композиционные портреты);
2)объективные- относятся фотоснимки, кинокадры, видеозапись, рентгенограммы. Объективными источниками являются и отображения элементов человека (слепок с лица трупа, слепок следа босой ноги, отпечатки пальцев и т. п.), а также костные останки, череп.
Способы фиксации сведений, получаемых из этих источников:
1)словесное (вербальное) описание;
2)материально-фиксированное изображение или отображение признаков внешности человека.
Оценка информации из субъективных источников требует особого подхода. Формирование мысленного образа искомого лица в памяти человека — это сложный психофизиологический процесс. Он складывается из нескольких этапов, каждый из которых способен повлиять на достоверность информации.
Основными из этих этапов являются:
-восприятие- может быть длительным, неоднократным, в том числе и при благоприятных условиях, способствующих запоминанию (совместные учеба, работа, проживание и т. п.), либо кратковременным, когда совершалось преступление. На восприятие могут оказывать влияние как объективные факторы (расстояние до запоминаемого лица, характер и степень освещения объекта, длительность восприятия), так и субъективные (пол, возраст, профессия запоминающего, его наблюдательность, целенаправленность восприятия и др.);
-воспроизведение.
Мысленный образ может быть трансформирован в виде субъективного портрета. В криминалистической технике различают три модели таких портретов:рисованные, рисованно-композиционные, фотокомпозиционные. Рисованные портреты выполняются самим очевидцем (при наличии у него соответствующего навыка) или художником с его слов. При составлении рисованно-композиционных портретов применяются штриховые рисунки элементов лица, позволяющие путем различных комбинаций составить значительное количество изображений, различающихся по тем или иным признакам внешности. При изготовлении фотокомбинированных портретов (фоторобот) используют не рисунки, а фрагменты фотографий различных лиц. Фотографии подбирают в соответствии с показаниями свидетелей. Рисованные и композиционные портреты являются по своей природе субъективными и используются только в целях розыска. Для экспертного отождествления они непригодны и объектами судебно-портретной экспертизы не являются
Дополнительные сведения о разыскиваемой личности могут быть получены при осмотре места происшествия и анализе вещной обстановки. Следы рук, ног (обуви), зубов, следы взлома и др. позволяют судить о поле, росте лица, размере отдельных частей тела (рук, ног), его навыках (профессиональных, преступных), физической силе и т. п. Если предстоит собрать информацию о внешности известных лиц, например скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест заключения, безвестно отсутствующих, то для этого используют как субъективные, так и объективные источники информации.
Объективными здесь являются материалы оперативных и криминалистических учетов, личные и учетные дела арестованных и осужденных. Данные о без вести пропавшем могут быть получены от его родственников и знакомых. Они же могут предоставить фотографии. Дополнительные данные для всех случаев розыска могут быть получены из лечебной документации (стоматологических карт, санаторно-курортных книжек, рентгенограмм и т. п.), где фиксируют сведения, включаемые в словесный портрет (рост, состояние зубного аппарата, хирургические вмешательства и др.). Информацию о внешности регистрируемого лица получают путем непосредственного наблюдения и освидетельствования, что позволяет точнее воспринять анатомическое строение тела, его признаки, особые приметы (наличие татуировок, их содержание, цвет, месторасположение и т. д.). Личный обыск также может служить одним из источников сведений о лице и главным образом о сопутствующих объектах (одежда, обувь, головной убор и т. д.).
Один из способов фиксации внешности — получение посмертной маски.
Наиболее объективным, полным и достоверным способом фиксации являются фотоснимки, выполненные по правилам сигналетической съемки. Кинокадры и кадры видеозаписи способны передавать функциональные признаки и признаки сопутствующих предметов.
Дополнительно:
Как показывает криминалистическая практика, наиболее распространенным способом получения субъективных материальных отображений элементов и признаков внешнего облика человека является описание: произвольное и систематизированное.
Произвольное описание, как правило, осуществляется следователем (лицом, производящим дознание) в протоколах следственных действий. В ходе допроса свидетелей и потерпевших устанавливается основной объем информации о лицах, скрывшихся от следствия и суда, бежавших из мест лишения свободы, без вести пропавших и проверяемых. В данном случае у нас присутствует метод свободного рассказа, когда потерпевший или очевидец рассказывает о лице, отвечая на конкретные вопросы следователя. В ходе осмотра места происшествия чаще всего информацию о внешнем облике человека следователь может получить в ходе обнаружения следов рук, ног и зубов. В ходе наружного осмотра трупа (или останков человека) с целью получения информации о внешнем облике погибшего, даже самые незначительные казалось бы признаки могут остаться на одежде трупа, под ногтями и т.д. В ходе обыска такая информация может содержаться на фотоснимках в фотоал0бомах и личных документах подозреваемого.
Систематизированное описание – это описание по методу словесного портрета, в ходе осуществления которого соблюдаются определенные правила и порядок. Такое описание должно быть объективным (достоверным), достаточно полным, определенным (однозначным) и единообразным. Описание по методу словесного портрета на практике часто используется для составления ориентировок в целях розыска преступников. Изготовление субъективных портретов, осуществляется в ходе допроса или по показаниям потерпевшего или очевидцев. Проведение реконструкции лица по черепу осуществляется в рамках экспертного исследования костных останков.
Дата добавления: 2019-09-13 ; просмотров: 3311 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Виды субъективных портретов, средства и методы их изготовления
Субъективный портрет не является фотографией. Субъективные портреты создаются на основе мысленного образа, по памяти очевидцев и потому в меньшей степени соответствуют оригиналу. Однако в целом они адекватно и достаточно полно отражают признаки внешности и успешно используются в установлении лиц, совершивших преступление. Субъективные портреты могут быть нарисованы художником или составлены с применением технических средств типа «ИКР-2», «Портрет», «Фоторобот» или компьютерной графики. Имеются картотеки субъективных портретов неустановленных преступников. По этим картотекам с помощью информационно-поисковой системы возможна проверка фотоснимков и субъективных портретов лиц, подозреваемых в совершении преступлений, находящихся в розыске либо состоящих на оперативно-профилактическом учете.
Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами). Однако необходимо помнить, что субъективное отображение дает только приблизительное, похожее представление о внешности.
Для изготовления субъективных портретов применяются различные технические средства. При получении композиционно-фотографических портретов в современной практике наиболее часто используют полипроекторы. Композиционно-рисованные портреты получают с помощью устройств, в основу которых положен принцип «Айдентикит»: ИКР-2 (идентификационный комплект рисунков) и его модификация – «Портрет». Для изготовления субъективных портретов все чаще используются и компьютерные системы («Фоторобот», «Портрет»). Вне зависимости от вида субъективного портрета и применяемых технических средств весь процесс их изготовления складывается из трех этапов: подготовительного, собственно изготовления и оформления.
Заключение
Список использованной литературы
Описание заключается в указании признаков внешнего облика человека. Оно может быть: произвольным (дается в словах и выражениях, используемых в обыденной речи); систематизированным (упорядоченным). Это описание по методу словесного портрета.
Правила описания по методу словесного портрета:
Субъективный портрет может быть изготовлен самим носителем мысленного образа или по его показаниям другими лицами (оперативными работниками, следователями, специалистами).
2. Виды субъективных портретов:
— рисованный. В качестве рисованных портретов используются штриховые и полутоновые рисунки лица, фигуры человека, создаваемые профессиональными художниками со слов свидетелей-очевидцев и потерпевших.
— рисованно-композиционный. Рисованно-композиционные портреты составляют из типизированных рисунков элементов лица, включенных в специальные комплекты. Рисунки элементов головы и лица (прически, брови, глаза, носы, губы, подбородки, ушные раковины, морщины и складки кожи, а также сопутствующие элементы (головные уборы и очки) изготовлены на прозрачных пленках (диапозитивах). Их изображения выбираются из комплекта и вносятся в портрет по указаниям очевидца.
— фотокомпозиционный. Фотокомпозиционные портреты монтируют из снимков конкретных лиц, не причастных к событию преступления, и из фрагментов этих снимков. В завершенном виде такие портреты выглядят как обычные фотоизображения.
+- комплексный или «живой» (по показаниям очевидцев гримируется похожий на разыскиваемого человек, затем фотографируется или снимается на видеопленку).
3. Cредства и методы их изготовления
В криминалистической практике получили распространение
следующие методы изготовления субъективных портретов:
➢ Использование приемов художественно-графического
воспроизведения внешнего облика человека;
➢ Создание портрета из заранее подготовленных рисунков
➢ Использование фотоснимка человека, наиболее близкого по
своему типу внешнему облику разыскиваемого и преобразование
этого фотоснимка путем ретуши;
➢ Создание фрагментов фотоснимков разных, не причастных к
событию преступления, людей;
➢ Подбор человека, чей внешний облик напоминает
разыскиваемого, усилие его сходства с ним с помощью грима и
использования соответствующих предметов одежды,
фотографирование этого человека или его видеосъемка для
последующего использования полученных кадров в разыскных
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы и дать соответствующие методические рекомендации:
1. Изучение монографических источников, посвящённых криминалистическому исследованию признаков внешнего облика человека свидетельствует о том, что их авторы по разному трактуют как само название данного криминалистического учения, так и методику составления словесного портрета, терминология которого лежит в основе методов криминалистического исследования признаков внешности. По нашему мнению, наиболее удачными являются «криминалистическое учение о внешнем облике человека» (габитоскопия) и понятие «признаки внешности человека» у проф. В.А. Снеткова.
2. На основании изучения понятийного аппарата, можно дать следующие определения:
а). Элемент внешности – это выделенная в процессе наблюдения или изучения часть внешнего облика человека.
б). Признак внешности – это внешнее проявление свойств человеческого облика через конкретное выражение характеристик элементов внешности.
3. По нашему мнению необходимо различать описание внешности по объёму и степени детализации признаков для различных целей:
а) самое подробное описание признаков внешности для производства портретных экспертиз;
б) оптимальное (10-15 элементов и 30-40 признаков) для учётной регистрации, следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий (опросы, отождествление и т.д.);
в) минимальное, состоящее из броских признаков – для целей наблюдения и личного сыска.
4. В связи со сложившейся криминогенной обстановкой в стране и крае, по нашему мнению, необходим более углубленный подход к использованию метода словесного портрета в аспекте приведённой классификационной схемы криминалистически значимых признаков внешности и особенно по составлению и использованию субъективно-композиционных портретов, который в значительной степени оптимизирует следственную, оперативно-розыскную и экспертную практику.
5. Современные достижения науки в области нейрофизиологии и психологии восприятия, запоминания и воспроизведения внешних образов человека свидетельствуют о достаточной ограниченности возможностей человека, о влиянии субъективных и объективных факторов на указанные процессы.
6. Принципиально важное значение в оперативно-розыскной деятельности имеет внедрение и использование субъективно-композиционных портретов, особенно в раскрытии серийных преступлений и в борьбе с организованной преступностью.
Как нам представляется, составленный на допросе опознающего субъективный портрет в последующем может быть использован в трех направлениях. Во-первых, для оценки достоверности и объективности результатов предъявления для опознания посредством визуального сравнения изображения человека на субъективном портрете и опознанного лица. Во-вторых, для проверки опознаваемого лица по криминалистическим учетам (учет субъективных портретов, составляемых в экспертно-криминалистических подразделениях) на предмет причастности к совершению нераскрытых преступлений. В-третьих, для получения новых доказательств о причастности или непричастности опознаваемого лица к расследуемому преступлению.
7. Предлагая исследовать субъективные портреты в рамках криминалистической портретной экспертизы, автор подразумевает проведение не идентификационных, а лишь диагностических исследований. Задача такого исследования заключается в установлении степени сходства признаков внешнего облика человека, изображенного на субъективном портрете и фотографическом снимке.
Список использованной литературы
1. Зинин А.М. Субъективный портрет. Курс лекций. – М.: Издательство «Щит – М», 2011. – 136 стр. 2. Зинин А.М., Черкашина И.И. Тактико-психологические основы изготовления субъективных портретов. – М., 2010
3. Зинин К.А. Основы портретного рисунка. – Псков, 2010
При копировании любых материалов с сайта evkova.org обязательна активная ссылка на сайт www.evkova.org
Сайт создан коллективом преподавателей на некоммерческой основе для дополнительного образования молодежи
Сайт пишется, поддерживается и управляется коллективом преподавателей
Whatsapp и логотип whatsapp являются товарными знаками корпорации WhatsApp LLC.
Cайт носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, которая определяется положениями статьи 437 Гражданского кодекса РФ. Анна Евкова не оказывает никаких услуг.
Субъективный портрет, понятие и виды. Источники информации о признаках внешности
Если по описанию затруднительно воссоздать внешний облик устанавливаемого лица, то прибегают к составлению субъективного портрета.
В современной практике известны четыре вида субъективных портретов:
1. Рисованный(РП). Это штриховые и полутоновые рисунки лица, фигуры человека, созданные художником со слов очевидцев;
2. Композиционно-фотографическийэто изображения человека, как правило, его лица (методом монтажа) из фрагментов фотоизображений других лиц;
3. Композиционно-рисованныйсоставляется из заранее заготовленных типизированных рисунков элементов лица, собранных в специальных комплектах «Портрет»;
4. Комплексный (живой) по показаниям очевидцев гримируется похожий на розыскиваемого человек.
Субъективные портреты воспроизводят признаки внешности человека, достаточные для достижения портретного (типового) сходства.
Признаки внешности человека их свойства и классификация
Признаки, характеризующие облик человека, подразделяются на три основные группы:
1. Собственные признаки – это элементы и признаки строения тела человека и проявления его жизнедеятельности, которые органически свойственны его внешнему облику, в основном это признаки присущие человеку от рождения.
а) Анатомические— характеризуют внешнее строение тела человека
общие: пол, возраст, национальность (тип лица), рост, телосложение (фигура).
частные: голова, лоб, брови, глаза, нос и т.д.
2. Сопутствующие (косвенные) признаки – характеризуют особенности одежды, обуви, предметов и вещей носимых человеком (кольца, трости, очки, зонты и т.д.).
3. Особые приметы и броские признаки.
Внешние признаки обладают различной степенью устойчивости. Наиболее устойчивыми являются анатомические признаки, обусловленные косно-хрящевой основой (ушные раковины, спинка носа, размер и расположение лба).
Пределы использования источника и объем информации о внешних признаках зависит прежде всего от целей использования (розыск, опознание) и категории лиц (известен или неизвестен), в отношении которых предполагается произвести идентификацию.
В качестве источников информации могут быть использованы материалы оперативных и криминалистических учетов, личные и учетные дела арестованных и заключенных, кроме того, сведения о внешнем облике устанавливаемого лица можно получить из допроса родственников и знакомых, исследования фотографических снимков, а также на основании данных лечебной документации.
Описание анатомических признаков.
Возможность отождествления человека по внешним признакам обуславливается тем, что каждый человек обладает только ему присущей индивидуальной совокупностью внешних признаков.
НАЦИОНАЛЬНОСТЬ (тип лица) – при отсутствии документов допускается сравнительное определение типа лица (европейский, кавказский, среднеазиатский и монгольский).
Элементы внешнего облика и их признаки:
ЛИЦО— описывается по форме (овальное, круглое, прямоугольное, треугольное, ромбовидное), размеру по ширине (узкое, среднее, широкое), по контуру в профиль (выпуклый, прямой, вогнутый), по цвету кожи (бледное, смуглое, красное), по полноте (худощавое, средней полноты, полное).
ЛОБ – размер по высоте (высокий » 1/3 высоты лица, низкий « 1/3, средний = 1/3), по положению в профиль (наклоненный вперед, вертикальный, отклоненный назад), по ширине (узкий, средний, широкий Из особенностей лба фиксируют значительное выступание надбровных дуг и наличие лобных бугров..
РЕСНИЦЫ— при описании женщин по длине (короткие, средние, длинные), по густоте (редкие, средней густоты, густые), по форме (прямые, загнутые).
НОС— размер по высоте (высокий, средний = 1/3, низкий), по ширине ( узкий, средний- ширина носа равна длине его спинки, широкий) по степени выступания ( малое, среднее, большое выступание).
ГРУДЬ, СПИНА. описывают ширину груди и контур спины. Грудь бывает по ширине узкая, средняя = ширине таза и широкая. Спина по контуру характеризуется как вогнутая, прямая и выпуклая (сутулая). Особенности: сильно выступающие лопатки.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 2795 ; Мы поможем в написании вашей работы!