Что такое субмодальности в нлп
НЛП для студентов. Смена субмодальностей
Обновлено: 09 Июня 2021
Техники, описываемые в цикле статей НЛП для студентов, обеспечат вас психологическими ресурсами для эффективной деятельности. Часто добиться этого можно путем перепрограммирования предыдущего опыта.
Неспособность двигаться вперед всегда имеет причину и объясняется травмами, полученными в результате проживания негативного опыта. Если человек когда-либо перенес неприятную ситуацию, отложившуюся в подсознании, он как раненая птица теряет способность к свободному полету и живет с оглядкой, даже не осознавая истинных причин своей проблемы.
Нам может казаться, что травмирующими бывают только очень серьезные обстоятельства жизни, связанные с потерей близких, имущества или проблемами во всех сферах сразу. Однако порой даже самые безобидные внешне ситуации могут оставить след и послужить причиной дальнейших неудач.
Наиболее « благоприятное » время для получения травм — детство. Психика ребенка легко уязвима, и любой неосторожный жест может нанести вред. Те, кто покрепче, будут в порядке, а вот ребенок с более тонкой душевной организацией получит ранение в самое сердце.
Субмодальности — что это?
Представьте, вы в музее, и перед вами статуя Ники Самофракийской. Какая она? Мраморная, очень древняя и полуразрушенная, но все еще величественная. Вы можете подойти к ней так, чтобы она была близко, или отойти подальше и разглядывать издалека.
Впечатление от созерцания экспоната может быть сильным или вовсе никак не отозваться. И тогда вы отворачиваетесь и уходите смотреть что-то другое.
Вот эти различения в НЛП называют субмодальностями. Итак:
Субмодальности — это свойства и характеристики, основываясь на которых мозг производит кодирование, обработку и сортировку получаемой информации.
Например, 4 ножки + столешница = стол. За столом можно обедать, можно писать курсовую — вещь полезная и нужная. А вот в воздухе что-то неприятно жужжит или скорее пищит. Да это же комар! Мы уже знаем, что его укусы доставляют неудобства, и во всеоружии готовы к обороне.
Виды субмодальностей
Чтобы окончательно прояснить понятие, рассмотрим подробнее каждое из его проявлений и приведем примеры.
Визуальные
Так мы разглядываем картины в музее, иллюстрации в книгах и журналах, а также смотрим фильмы по телевизору или в кинотеатре:
Аудиальные
Так мы воспринимаем музыку, голоса наших близких или преподавателей, диктора по ТВ или диджея на радио:
Кинестетические
Их мы испытываем при соприкосновении с чем-либо:
Эти характеристики и есть те самые коды, при помощи которых мозг записывает в недра памяти наше эмоциональное состояние. А значит, получив доступ к коду, мы получаем и возможность изменить его.
Ассоциация в НЛП — это восприятие себя субъектом ситуации, то есть полный контакт со всеми ощущениями, поступающими через сенсорные каналы, проживание всех эмоций внутри ситуации.
Диссоциация — восприятие себя объектом наблюдения, не включенным в ситуацию, видение со стороны, полное отсутствие кинестетики. Иными словами, просмотр фильма о себе.
Что можно исправить при помощи работы с субмодальностями
Говорят, со стороны виднее. И это действительно так. Ведь, глядя на ситуацию извне, можно увидеть новые детали, внимательно рассмотреть всех персонажей, понять их мотивы и побуждения. Одно дело быть героем фильма, и совсем другое — зрителем или режиссером.
Все жизненные истории, которые мы проживаем, имеют субъективную окраску. Мы можем весьма поэтично охарактеризовать события, которые произошли с нами вчера. Допустим у вас была радужная встреча с друзьями, хмурое посещение дальних родственников или острый разговор с начальником.
После такого описания с использованием субмодальных характеристик всем слушающим становится понятно, как именно прошла встреча и какой отпечаток она оставила в вашей душе. Используя такой художественный подход к описанию жизни, обозначим проблемную ситуацию.
Допустим, вам тяжело дается учеба. Это чувство родом из детства, когда день ото дня по серой улице вы уныло тащили тяжелый портфель.
Теперь вы учитесь в лучшем вузе страны, но впечатление все то же: серо, уныло и тяжело. Проще говоря, учеба не доставляет вам радости. Поэтому и учитесь вы без особого рвения и с соответствующим результатом.
Хотелось бы вам, чтобы дело пошло веселее? Наверняка. Нужно изменить отношение к учебе. Давайте попробуем сделать это, прибегнув к технике нейролингвистического программирования.
Алгоритм техники смена субмодальностей
Как видите, техника очень простая. Кстати, можно проявить творчество и « поиграть » с картинкой рабочей ситуации. Отдалить ее или наоборот приблизить. Ассоциироваться или диссоциироваться. Можно представить дополнительные, радующие душу детали. Главное, чтобы в конечном итоге ваше восприятие сменилось с минуса на плюс.
Работайте с подсознанием, как художник, добавляя в картину жизни красок, усиливая ее резкость и насыщенность. А специалисты из ФениксХелп помогут избежать неприятных ситуаций на учебе!
16. Субмодальности
НЛПера как-то спросили:
— Что является главным изобретением человечества?
— Термос!
— Но почему?
— Наливаешь горячее – остается горячим, наливаешь холодное – остаётся холодным!
— И что?
— А как он узнаёт?!
Что такое субмодальности
Субмодальности навязчивости: чёткий яркий объект на размытом или отсутствующем фоне, который занимает практически всю площадь картинки.
Субмодальности касаются только способа представления информации, но не содержания.
Как мы можем использовать субмодальности
Управляя субмодальностями, мы можем управлять оценкой. То есть изменять оценку ситуации с неприятной на приятную (или наоборот), убирать навязчивости (например, переедание и курение – навязчивости), превращать замешательство в понимание, создавать и разрушать убеждения и ещё много-много интересных вещей.
Наше внимание управляется тоже при помощи субмодальностей. Это его «командный язык». Зная этот язык, можно делать с вниманием что захочешь. Например, мы фокусируемся на предмете, обычно делая его более резким и ярким, а всё остальной превращая в серый «фон». Меняя субмодальности восприятия текущей ситуации, можно сделать много весьма забавных вещей: контролировать своё состояние, убирать лишнее (например, не слышать мешающий шум), замечать то, что пропускают другие, настроиться только на то, что происходит снаружи или полностью погрузиться в себя.
К тому же субмодальности – это «командный язык» для управления нашими эмоциями и состояниями. Зная этот язык, можно вызвать у себя нужное состояние, создать новое или уменьшить интенсивность неприятной эмоции. Можно управлять творческим состоянием, пьянеть без алкоголя и похмелья или совершенно спокойно не спать несколько суток.
Список субмодальностей
Дальше дан список субмодальностей и возможных вопросов, которые могут их определить.
Визуальные
Положение
Где находится картинка?
Где этот образ расположен в пространстве?
Покажите местоположение образа руками.
Картинка слева или справа от центра?
Эта картинка наклонна?
Расстояние
Как близко (далеко) от вас находится образ?
Попробуйте показать рукой расстояние до образа.
Цветной – ч/б
Это цветное или черно-белое?
Есть ли в картинке цвета?
Цвета
Какие цвета в этом образе?
Цвета живые, яркие или блеклые?
Яркость
Эта картинка скорее яркая или темная?
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?
Фокус
Этот образ резкий или он размыт?
Картинка в фокусе или размыта?
Детальность
Насколько детализирован этот образ?
Деталей много или мало?
Вы видите только общие контуры или можете различать детали?
Форма
Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?
Ассоциация – диссоциация
Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами?
Если диссоциация:
Вы видите себя справа, слева или сверху?
Вы видите свое лицо или спину?
Панорамность
Вы находитесь внутри образа?
Картинка вас окружает или вы видите ее со стороны?
Граница
Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты?
Имеет ли граница цвет?
Как широка эта граница?
Движение
Это кино или слайд (фотография)?
Есть ли в этом образе движение или он статичен?
Насколько быстро это движение?
Пропорции
Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше/меньше?
Размерность
Это плоское или объемное?
Аудиальные
Положение
Вы слышите это изнутри или снаружи?
Источник звука расположен внутри вас?
Откуда этот звук исходит?
Высота
Какова высота звука?
Звук скорее высокий или низкий?
Громкость
Какова громкость этого?
Звук громкий или тихий?
Моно/стерео
Звук объемный?
Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?
Монотонность
Это монотонный звук или мелодия?
Темп
Это быстро или медленно?
Ритм
Есть ли в этом звуке ритм?
Если есть, попробуйте его показать движением ладони.
Длительность
Это непрерывное или прерывистое?
Кинестетические
Качество
Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение.
Интенсивность
Насколько сильно это ощущение?
Положение
Где находится это ощущение?
Покажите рукой местоположение этого.
Движение
Это ощущение двигается или статично?
Это движение непрерывно или оно происходит волнами?
Направление
Откуда это движение стартует?
Каково направление его движения?
Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его?
Скорость
Ощущение перемещается быстро или медленно?
Есть ли рывки или это плавное движение?
Размер
Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?
Упражнение «Как я узнаю»
Задание этого упражнения касается не того, как вы вычисляете (например – «моё – не моё», это процесс оценки), а как вы узнаете об этом. То есть, после того как вы вычислили, вы же как-то узнаёте «моё – не моё». Вы же при каждом взгляде в зеркало не проводите сложные вычисления «я – не я». Вы об этом уже знаете. Вот как вы об этом узнаёте?
Сравните субмодальные различия:
Я | Не Я |
---|---|
образ ярче | образ тусклее |
чётче | более размытый |
объемный | плоский |
Визуальный канал
Я или не я
Представьте себя посреди группы людей. Чем отличается субмодальности вашего образа от субмодальностей окружающих людей.
Нравится еда или нет.
Представьте, что на столе стоит несколько блюд, которые вам нравятся, и несколько тех, которые вы бы есть не стали. Чем отличаются субмодальности образа «вкусной» и «невкусной» еды?
Моё – не моё.
Представьте, что на столе лежит десяток совершенно одинаковых ручек. Но одна из них ваша. Чем её представление отличается от остальных?
Важно – не важно.
Представьте две вещи (ситуации, человека), одна из которых важна для вас, другая – совершенно не важна. Чем отличаются субмодальности первого и второго образа.
Аудиальный канал
Голос знакомого человека
Чем отличается голос знакомого человека от голоса незнакомого человека?
Мой и чужой голос
Аналогично. Чем субмодальности моего голоса (например, запись на магнитофоне) отличается от голоса другого человека.
Разные мнения
Если вы для себя формулируете разные оценки ситуации, то можно сравнить субмодальные отличия внутренних голосов, которыми вы общаетесь с собой. Один «за» – другой «против».
Приятная музыка
Чем музыка, которая вам нравится, субмодально отличается от той, которая вам не очень нравится?
Техники НЛП: субмодальности
Концепция субмодальностей была частью НЛП с конца 1970-х годов, однако использовались субмодальности большим образом как способ повышения опыта. Так, ключевым элементом многих эффективных техник НЛП, которым учили много лет, была техника ассоциации – диссоциации, которая не была описана как сдвиг субмодальностей. Только в 1983 году Ричард Бендлер начал открывать структуру субмодальностей в целом. Он учил, как субмодальные сдвиги могут быть использованы для изменения привычек, мотивации или понимания. Примерно в те же годы, Бендлер и Гриндер построили репрезентативную систему, обеспечивавшую язык для описания и моделирования человеческих переживаний. Благодаря их работам субмодальности получали всё более широкое распространение и с успехом начали применяться в качестве инструмента для достижения успеха и совершенствования личности.
Известно, что все мы обладаем пятью основными чувствами: зрением, слухом, осязанием, обонянием и вкусом. В НЛП они называются репрезентативными системами или формами, каждая из которых имеет массу тонких отличительных особенностей. Так, мы можем видеть картину чёрно-белой или цветной, различать звуки по громкости, направлению или высоте, с помощью осязания испытывать чувства в различных частях тела, различать температуру и интенсивность. Запахи могут быть острыми, приятными и противными. Вкус может быть сладким, горьким или солёным. Эти тонкие различия называются субмодальностями и определяют качество наших внутренних представлений. Отметим также, что в практике НЛП, как правило, используются три человеческих чувства: зрение, слух и осязание, однако и обоняние и вкус в некоторых случаях могут иметь определяющее значение.
Что такое субмодальности.
Субмодальности в нейролингвистическом программировании это различие форм или структур внутри сенсорной репрезентативной системы. К примеру, независимо от содержания, внешние и воображаемые образы могут быть окрашены в различные цвета или быть двухцветными, движущимися или неподвижными. Эти параметры есть субмодальности зрительной системы. Слуховые субмодальности могут включать такие параметры как громкий, тихий, моно или стерео звук. Субмодальности относятся к субъективным структурным подразделам в пределах данной репрезентативной системы. Для визуальных образов это яркость, насыщенность, размер, расстояние, фокус и так далее, для звуков это громкость, тональность, диапазон, расстояние и тому подобное. Каждый из данных подразделов содержит конкретные субмодальности, которые используются для описания исследуемой ситуации в НЛП.
НЛП субмодальности находят широкое применение в нейролингвистическом программировании, например, довольно часто используются для изменения вашего отношения к событиям прошлого, событиям настоящего и даже будущего. Делается это следующим образом:
1. Для начала, на основе исследуемой ситуации вы составляете свой план субмодальностей – визуальный, слуховой и кинестетический, чтобы в дальнейшем использовать их для изменения отношения к ситуации.
На этом этапе вы прокручиваете в голове интересующую вас ситуацию и записываете свойства присущие вашим образам. Лучше всего, если вы будете работать с помощником, который будет составлять вопросы и записывать ответы относительно ситуации, чтобы позволить вам не отвлекаться и составить более точный план субмодальностей.
2. После составления плана субмодальностей, вы вновь возвращаетесь к интересующей вас ситуации, только на этот раз сознательно изменяете атрибуты субмодальностей выявленные ранее. Яркие изображения вы делаете тусклыми, громкие звуки делаете тише и так далее.
Ваша цель состоит в изменении эмоционально фона ситуации, так, если вы хотите перестать чувствовать страх от ситуации, заполненной мрачными тёмными тонами, вы сознательно добавляете в неё больше красок, увеличиваете яркость и освещение. И не беда, если картинка перед вашими глазами отныне кажется абсурдной, главное – что была достигнута ваша цель, и ваше отношение к ситуации изменилось.
Рассмотрим список существующих субмодальностей, которые вы можете использовать для изменения отношения к ситуации, как это было описано в данной статье, или в других техниках НЛП.
4. Вкусовые субмодальности.
Как уже говорилось выше, субмодальности используются во множестве техник НЛП и применимы к различным ситуациям. Так, они эффективно используются для изменения отношения к деятельности или обстоятельствам, для изменения привычек без особых усилий, для устранения нежелательного поведения, для повышения мотивации и для многого другого. И, что замечательно, вам не обязательно быть мастером нейролингвистического программирования, чтобы использовать эти техники в своей жизни, большую часть из них вы с успехом можете применять независимо от своих познаний и опыта.
Подробнее о субмодальностях
Наш мозг поступает чрезвычайно хитро. Он разделяет субъективный опыт и объективный. Это означает, что ситуация, которая когда-то была для нас неприятной, через какое-то время может стать нейтральной, или, даже, приятной. И наоборот. Вы слышали фразу: ”Ты мне испортил всю жизнь”. Через 10 лет взаимной жизни вдруг вся жизнь стала испорченной. Человек сам взял и переобозначил. Сделал свою жизнь плохой. Вы можете найти множество примеров того, как человек переобозначает собственный опыт, как в одну, так и в другую стороны. Но как он это делает?
Но сначала мы попробуем понять, как человек кодирует свою оценку. Как он узнает, что является хорошим, а что не очень.
Проведем маленький опыт. Вспомните неприятную ситуацию. Мне бы хотелось, что бы вы вспомнили то, что в этой ситуации вы видели. Какие там цвета? Обычно это серый, черный, коричневый, грязно желтый. Чаще всего цвета темные и как бы “грязных” оттенков. А где расположена картинка? Покажите рукой, где относительно вас расположен тот экран, на котором вам показывают фильм об этой ситуации. Хорошо. А теперь вспомните приятную ситуацию и скажите какие там цвета. Здесь уже золотистый, голубой, зеленый, розовый. А где расположена эта картинка относительно вас? Покажите рукой. А теперь возьмите и отодвиньте неприятную картинку. Что происходит? Обычно сразу начинают говорить, что ситуация становится более спокойной. Верните ее на место. А теперь приблизьте. Что происходит с вашими переживаниями по поводу этой ситуации? Поставьте ее на такое расстояние, где бы вам хотелось. Проделайте все эти действия с приятной ситуацией.
Итак, мы сейчас сделали великолепную вещь. Мы научились управлять собственным опытом. Сознательно.
Хочу обратить ваше внимание, что такие вещи как расстояние и яркость обычно влияют наинтенсивность переживаний, а место и цвета – на знак ситуации.
У человека 5 органов чувств: зрение, слух, ощущения, вкус и запах. Но в НЛП используют понятие 3-х каналов:
Визуальный (В).
То, что мы видим. Образы, картинки, кино.
Аудиальный (А).
То, что мы слышим. Как речь, так и свист ветра или звук капающий воды. И, соответственно, интонации, тембр, высота голоса.
Кинестетический (К)
(От “кинес” – “движение” по гречески). То, что мы чувствуем. Сюда же относится Запах и Вкус. Иногда хорошо поделить Кинестетику на 3 части:
тактильные – ощущения кожи;
внутренние – мышечные, ощущение в желудке, тепло;
мета-ощущения – оценочные ощущения, которые нам сообщают об отношении: радости, любви, счастья, горя и пр. Мета-ощущения обычно расположены в районе груди и иногда захватывают шею и голову.
В НЛП эти три канала восприятия называются еще модальностями. А различия в описании в пределах самих каналов – субмодальностями. То есть яркость, контрастность, дальность, цвета, местоположение, объем – это субмодальности зрительного канала. А громкость, ритмичность, высота звука – слухового канала. Субмодальности не касаются содержания, они касаются только описания.Так вот, весь субъективный опыт наш мозг кодирует при помощи субмодальностей. И менять свое отношение можно тоже при помощи субмодальных изменений.
Критическая (ведущая) субмодальность.
Для удобства справа будут даны вопросы, которые могут помочь определиться с этой субмодальностью.
Это цветное или черно-белое?
Есть ли в картинке цвета?
Цветной – черно-белый. Обычно довольно сильно влияет на оценку. Но как будет у каждого конкретного человека сказать трудно. Иногда может являться критической субмодальностью оценки (ч/б – ‘минус’, цветное – ‘плюс’). Но может работать совсем наоборот, являясь ассоциацией на старое черно-белое кино.
Эта картинка скорее яркая или темная?
В этом контексте это ярче или темнее, чем обычно?
Яркость тоже очень часто бывает критической? субмодальностью, и обычно влияет наинтенсивность переживания: чем ярче – тем чувство сильнее. Поэтому уменьшение яркости обычно используется для ослабления некомфортного переживания, а увеличение – на усиление приятного.
Есть ли фон?
Наличие или отсутствие фона, его размытость или разные цвета достаточно часто присутствует в субмодальных различиях, но критической? субмодальностью является редко.
Какой формы эта картинка – круглая, квадратная, прямоугольная?
Вы видите себя со стороны или смотрите на все своими глазами?
Если диссоциация: Вы видите себя справа, слева или сверху?
Вы видите свое лицо или спину?
Ассоциация – диссоциация очень мощная субмодальность, влияющая наинтенсивность. Если человек в событии ассоциирован, то он переживает эту ситуацию, а если смотрит на все это со стороны (диссоциация), то испытывает ощущения ‘по поводу’. Обычно диссоциация очень сильно меняет интенсивностьпереживаний. Это тоже самое, что участвовать в драке и наблюдать за ней со стороны.
Есть ли у этой картинки границы или ее края расплывчаты?
Имеет ли граница цвет?
Как широка эта граница?
Граница (рамка) тоже обычно сильно влияет на оценку, но редко бывает ведущей субмодальностью. Но маленький опыт: возьмите неприятный образ и поместите его в золотистую рамку. Или искристую. Как изменилось ваше восприятие?
Размеры людей и вещей в этой картинке имеют нормальное соотношение, или что-то больше, меньше?
Искажение пропорций обычно позволяет кодировать отношение к более (менее) важным вещам. И встречается достаточно часто, но почему-то обычно люди редко обращают на это внимание.
Это плоское или объемное?
Этот образ объемный или выглядит как фотография?
Объем довольно часто бывает критической? субмодальностью. Но в какую сторону влияет сказать заранее трудно – бывает и так, и так…
Вы слышите это изнутри или снаружи?
Источник звука расположен внутри вас?
Откуда этот звук исходит?
Какова высота звука?
Звук скорее высокий или низкий?
Какова громкость этого?
Звук громкий или тихий?
Обычно соответствует размеру и яркости в В канале. И работает приблизительно так же. К стати, в большинстве случаев ‘внутренняя’ громкость являлась критической субмодальностью аудиального внимания.
Звук объемный?
Вы слышите это с одной стороны, с обеих сторон или звук окружает вас?
Обычно соответствует объемно / плоско в В канале.
Это монотонный звук или скорее мелодия?
Это быстро или медленно?
Есть ли в этом звуке ритм?
Если есть, попробуйте его показать движением ладони.
Это непрерывное или прерывистое
Как бы вы описали ощущения тела: дрожание, покалывание, тепло, холод, вибрация, расслабление, напряжение.
Насколько сильно это ощущение?
Где находится это ощущение?
Покажите рукой местоположение этого?
Это ощущение двигается или статично?
Это движение непрерывно или оно происходит волнами?
Откуда это движение стартует?
Каково направление его движения?
Как оно приходит из места возникновения в место, где вы лучше всего осознаете его?
Ощущение перемещается быстро или медленно?
Есть ли рывки или это плавное движение?
Это ощущение имеет стабильный размер или расширяется (сжимается)?
Регулирование интенсивности переживаний.
Выбрать неприятную ситуацию. Если вы работаете со звуком, тогда желательно, что бы она была связана с разговором. Если с образами, тогда это не важно. Главное картинка.
2 а. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа со звуком.
Попробуйте сделать звук тише. Можно представить, что перед вами регулятор громкости. Или дистанционный пульт от телевизора и вы уменьшаете звук. А возможно это у вас получиться само собой.
2 б. Выяснение ведущих субмодальностей. Работа с изображением.
Отодвиньте картинку. Если не получается сразу, можно попробовать взять ее руками и ими и отодвинуть. Можно поработать с яркостью или размытостью. Посмотрите, что влияет сильнее, с ним и работайте.
3. Изменение оценки ситуации.
После того, как вы смогли уменьшить звук, отвлекитесь, потом попробуйте вспомнить ситуацию в первоначальном варианте и опять уменьшите громкость. Так надо сделать раз 5-7. Учтите, что уменьшать громкость надо очень быстро, стараясь с каждым разом делать все быстрее и быстрее. Вспоминать можно и медленно, а вот уменьшать звук надо стараться чрезвычайно быстро. При работе с изображением сделайте то же самое с расстоянием. Или с яркостью, если она влияет сильнее. Или с размытостью.
5. Обучение подсознания.
А теперь нам надо обучить наше подсознание делать это автоматически. Это не означает, что вы больше не сможете вспоминать неприятные ситуации. Это означает, что ваше бессознательное само теперь сможет выбирать наиболее подходящую интенсивность переживаний. А теперь надо попробовать объяснить бессознательному то, что мы от него хотим. Для этого проделайте пункты 1-4 еще с 2-3 ситуациями.
6. Проверка работоспособности.
Все статьи Автор статьи: Александр Любимов
Обращение к авторам и издательствам:
Данный раздел сайта является виртуальной библиотекой. На основании Федерального закона Российской федерации «Об авторском и смежных правах» (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений, размещенных в данной библиотеке, категорически запрещены.
Все материалы, представленные в данном разделе, взяты из открытых источников и предназначены исключительно для ознакомления. Все права на книги принадлежат их авторам и издательствам. Если вы являетесь правообладателем какого-либо из представленных материалов и не желаете, чтобы ссылка на него находилась на нашем сайте, свяжитесь с нами, и мы немедленно удалим ее.