Что такое субурган у тувинцев
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средней общеобразовательной школы имени В.П.Брагина с.Бурен-Бай-Хаак
Каа-Хемского района Республики Тыва
Исследовательская работа «Субурган- буддийское сооружение»
Выполнила: Чульдум Надежда, 11 класс
МБОУ СОШ имени В.П.Брагина
Руководитель: Чульдум Самдар-оол
— История буддизма в Туве и появления ступ………………………………..…5-6
— Субурганы Каа-Хемского района……………………………………………. 7-9
Наша республика является одной из трех республик, в которой основной религией является буддизм. В последние годы изучение религиозных символов традиционной буддийской культуры приобрело особую актуальность, это, прежде всего, связано с воздвижением большого количества архитектурных памятников, потому возрос и интерес к истории строительства ступ в конкретных регионах, в частности, и к истории буддизма в целом.
Объект исследования: священное буддийское сооружение субурган.
Предметом исследования являются исторические закономерности становления и развития феномена ступ в республике Тыва.
Цель исследования: анализ воздвижения ступ и выявления их роли и места в истории Тувы. Последние годы человечество стало более внимательно относится к тому, что мы называем духовное учение, востанавливаются храмы, церкви, дацаны, возводятся субурганы
И я в своей работе хочу рассказать об одном из таких мест. Из поставленной цели вытекают следующие основные задачи исследования :
Рассмотреть историю появления буддизма в туве и ступ.
Установить количество буддийских ступ в Каа-Хемском районе и их значение.
Узнать отношение жителей села Бурен-Бай-Хаак к ступам.
Метод сбора информации: работа в библиотеке со справочными материалами, с архивными документами, изучение исторической литературы.
анализ, обобщение, систематизация собранных материалов.
Практическая значимость моей работы в том, что она интересна не только мне, но и жителям проживающим на территории республики. Не менее важно то, что субурган станет частью культурно- массовой работы с населением.
Результаты моей работы могут быть использованы на классных часах, для приобщения современного поколения к истории своей малой Родины.
I . История буддизма в Туве и появление ступ.
Первая волна буддизма пришла на эту территорию в IX веке в период Уйгурского каганата. Дальнейшее знакомство тувинцев с буддизмом произошло в XIII-XIV веках когда страна входила в состав монгольской империи. Этим временем датируются самые ранние буддийские храмы обнаруженные археологами на территории Тувы. Во втрой половине XVIII века, после разгрома Джунгарского Ханства войсками империи Цин, Тыва попала в подчинение к этой империи и в это же время здесь начинает активную миссионерскую деятельность монгольские ламы. Начиная 1770 годов в Туве появляются первые стационарные буддиские монастыри – Хурээ.
Будизм оказал значительное влияние на традиционную культуру тувинцев: наложил опечаток на народные обряды жизненного цикла, привел к модернизским новшествам в шаманизме.
Ступы возникли тысячи лет назад в Индии. Изначально это были могильные курганы, памятники на могилах правителей античной Индии. Позднее они превратились в реликварии куда закладывались останки выдающихся личностей. Строились они и во времена буддизма, но будда придал ступам новое значение. Они стали объектом подношении. Подношении делаются собственной будда- природе, поскольку ступа символизирует тело и ум будды, делая подношения будде, можно накапливать позитивные впечатления постепенно все больше открывая ее себе, приходя к окончательному счастью, Просветлению.
Ступы возводились при жизни будды и после его смерти.
Что же такое ступа? Можно ответить на этот по разному.
— это и архитектурное сооружение
— это древняя форма захоронения.
Для нас главное, какое отношение ступы имеют к нам, жителям современного мира, охваченными своими заботами и страстьями. Для нас ступа это позитивная энергия, который мы можем использовать. Рядом со ступами мы можем делать хорошее пожелание во благо всех. Они объязательно сбываются, возможно не сразу но сбываются. Ступа в переводе с санскрита означает вершина, верхушка. просветлению, образ Ступа это символ пути к просветленного сознания, это своего рода центр скопления мощной положительной энергии.
Ступа символизирует трансформацию пяти видов эмоции, пять видов мудрости, преодоление всех и достижение полного просветления. Она состоит из пяти частей:
1. Нижняя, квадратная часть ступы символизирует элементы земли.
2. Куполообразная часть –элемент воды.
3. Конусообразная часть с кольцами –элемент огня символизирует трасформацию желания, или привязанности, различающую мудрость.
4. Зонт-элемент ветра, символизирует трансформацию ревности, зависти в мудрость опыта.
Субурганы Каа-Хемского района
Инструменты для сельхозработ (лопату, грабли, косу, грабли).
Артыш-один мешок, 10 мешков зерна (пщеницы, овса, ячменя). Все это для благополучия и развития жизни населения. Защита от черного и дурного недуга.
В церемонии открытия и освещения Субургана приняли участие высокопоставленные гости Вальков Виталий Григорьевич, Шелехов Александр Васильевич, Долгар Саган-оол Кызыл-оолович, Барбалдай Николай Владимирович, Ламы Республики Тыва. Для Лам было интерсным тот факт, что строительство Субургана в Каа-Хемском районе впервые началось в интернациональной деревне.
На открытии грамотами были поощрены активные участники строительства.
Финансирование и руководство: На пожерствование жителей сумона Бурен-Бай-Хаак, а. Авыйган, земляков проживающих в городе Кызыл и немалый личный вклад внес, работавший в то время председателем сумона Бурен-Бай-Хаак, Чульдум Самдар-оол Оптуг-оолович.
Торжественный молебен, праздничный концерт и дискотека для молодежи завершили праздник.
Главная идея сооружения субургана была Чульдум Самдар-оола Оптуг-ооловича. Защитить сумон от негативных влияний. Ступа возведена по эскизу Даа-ламы Каа-Хемского кожууна Нинче Башкы. (приложение)
Анкетирование среди жителей сумона
Чтобы узнать об информированности и отношения жителей сумона Бурен-Бай-Хаак был проведен анкетный опрос. Анкетирование проводилось среди жителей села в сентябре.
1. Поклоняетесь ли вы, Субургану?
2. После того как построили Субурган в нашем сумоне, что-то изменилось ли в положительную сторону?
3. Часто ли сельчане приходят помолиться Субургану в нашем населенном пункте?
Опрошено: 15 школьников и 15 взрослых.
Жители села надеются, что с возведением субургана жизнь станет налаживаться здесь в лучшую сторону. Вокруг Субургана всегда образуется защитное поле, которое благотворно нетолько для всех живых существ, но и для местности где она сооружена. Обходя ступу прикасаясь к ней с пожеланием благополучия всем живым существам, люди настаивают свой ум на позитивный лад и накапливают благие заслуги (объяснения жителей села, полученные при анкетировании).
Что такое субурган у тувинцев
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Процесс возрождения буддизма, начатый в республике в 1990-х годах, исследование достаточно длительной его истории, продолжается и по сей день. И все же, недостаточно освещены вопросы, такие, например, как место буддизма в современной культуре тувинцев, роль буддизма как интегрирующий фактор в процессе формирования нового общества.
Актуальность темы исследовательской работы состоит в том, что в настоящее время на фоне сложных экономических и социальных условий все больше появляется потребность людей в духовной пище, а именно в возрождении самобытной традиционной культуры наших предков, религиозных верований и обрядов.
Многовековая традиционная религия, которую исповедовали наши предки, получает повсеместное распространение. Поэтому актуальность проблемы заключается в необходимости сохранения и развития национальной культуры, сохранение нравственности, через символы буддизма.
Объект исследования: СУБУРГАН – как культовое сооружение буддизма.
исторические закономерности становления и развития феномена ступ.
изучение и исследование архитектурных особенностей ступ, и их духовно-нравственное значение.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
рассмотреть генезис исторических форм буддийских ступ, раскрыть значимость субурганов.
поиск и отбор учебной, научной литературы по данной теме;
принять непосредственное участие в строительстве СУБУРГАНА
проанализировать, систематизировать и обобщить собранный материал.
II этап: Обработка результатов.
Метод сбора информации: работа в библиотеке со справочными материалами, с архивными документами, изучение исторической литературы;
анализ, обобщение, систематизация собранного материала;
Практическая значимость моей работы в том, что она не просто интересна, а сведения о СУБУРГАНЕ могут в будущем стать объектом туристической индустрии республики. Результаты данной работы могут быть использованы, на воспитательных мероприятиях в ОУ, при раскрытии религиозных аспектов других исследовательских работ. А важное значение играет для приобщения современного поколения к истории своей малой Родины.
Глава I . Возрождение религиозных верований в Туве.
Официальной религией тувинцев является буддизм традиции Махаяны, традиционным верованием – шаманизм.
С этого времени начался диалог церковных светских властей страны на тему « место религии в истории и культуре». Для буддийских регионов России – Калмыкии, Бурятии и Тувы – это стало поводом для возрождения традиционной национальной культуры, и конечно, религии как ее составной части. Начали официально проводиться некоторые религиозные обряды, которые до этого были запрещены. Летом 1990 г. состоялось освещение Кызыл-Тайги в Сут-Хольском кожууне. Обряд «тайга дагылгазы» совершил 95-летний лама Сивен Доржу. Позже обряд освящения оваа в Монгун-Тайгинском кожууне был совершен ламой К. Сандаком. Постепенно обряды, связанные с почитанием и священием природных объектов, стали проводиться во всех кожуунах республики.
С возрождением храмов, стали появляться и субурганы – культовое сооружение буддизма. [3]
Глава II . СУБУРГАН – вертикальная модель космоса.
Ступа – это не только реликварий, но еще вертикальная модель космоса. Это ось бытия, мистическое дерево Бодхи, древо Пробуждения, своеобразня духовная лестница. В своей жизни практикующий буддист всегда находится на одной из ее ступеней; он то продвигается вверх, то опускается вниз и наконец проходит все ступени и достигает Нирваны. Три части ступы: основание (неми-мулам), колоколообразная средняя часть (кантхака/кумбха) и коническое навершие (трайодаша) символизируют три сосуда бытия: камалоку, рупалоку и арупалоку. Шпиль – символ мирового древа на вершине горы Меру, являющейся центром мироздания.[2]
Субурган – это священные буддийские сооружения, которые строятся и освящаются строго по буддийским канонам. Они олицетворяют собой тело, речь и ум Будды и является объектом почитания и местом накопления благих заслуг.
Строительство ступы надо начинать с тантрического обряда, знаниями которого обладают ламы хурээ. Этот обряд представляет собой очень сложный ритуал подношения духам местности. Проводится очищение местности, ламы просят разрешения на возведение культового сооружения.
В беседе с буддийским лама – с уважаемым Март-оол башкы, я узнал, что такой обряд необходимо проводить не только при возведении хурээ, ступ, но и при строительстве дома, различных хозяйственных построек.
Место строительства субургана выбирается духовным лицом и сопровождается рядом ритуалов: определение места для возведения, зарывание специального ритуального сосуда бумба, освящение. Строительство начинается только в определенный ламами благоприятный день и только под руководством ламы.
Строительство СУБУРГАНа в сумоне Аянгаты, в Барун-Хемчикском кожууне.
В процессе работы над возведением субургана в него заложили по восемь мешков ячменя, пшеницы, риса и других зерновых культур, чтобы в этих местах был всегда хороший урожай.
Для плодородия земли, положили веточки кедра, черемухи, яблони, облепихи, пихты, лиственницы, ранетки, вишни, можжевельника, боярышника.
Специально из священных мест Тувы: Бай-Тайги, Монгун-Тайги, Кызыл-Тайги, с горы Хайыракан, хребта Танды привезли почву и камни. Считается, что они обладают особой силой, поэтому входят в перечень необходимых подношений для субургана.
Специально для закладки в субурган по старинному образцу шили полный наряд нойона – верховного князя, потому что он символизирует собой власть и высокий дух – сулде. Кроме того, по одному метру ткани красного, синего, зеленого, желтого и белого цветов и небольшие отрезы шелка.
Так же, как и раньше, жизнь современных тувинцев связана с животноводством, поэтому очищенная шерсть барана, козы, коровы, сарлыка, верблюда, лошади тоже кладется в субурган. Это создает благоприятные условия для роста и размножения скота.
Символ благополучной жизни в достатке – самая лучшая часть пищи – чемнин дээжизи: мед, сахар, ааржы – процеженная гуща кислого молока, молоко, топленое масло, изюм, сухофрукты. Это кладется для того, чтобы у всех всего было вдоволь и не было голода.
Субурганы содержат в себе много разных буддийских священных сутр и мантр. Напечатанные на бумаге мантры и сутры закладываются в субурган большими кипами. Они составляют его основу.
В пятнадцати специальных ритуальных вазах – бумба, хранятся драгоценные камни и металлы: золото, серебро, медь, железо, сталь, жемчуг, малахит, и различные украшения. Они символизируют богатство.
В субурган нельзя закладывать просо, гречку, вредные растения и нечистые вещи.
Строительство субургана – труд бескорыстный. Строители священного объекта участием в этом труде зарабатывают себе заслуги.
Затем с участием лам проводятся освящение субургана, чтение молитв и первое горо. После этого субурган начинает работать как священный объект почитания и место накопления благих заслуг.
Святая энергия сооружения способна очищать окружающее пространство, защищать от вторжения злых демонов, вредоносных духов, оберегать живые существа от различных напастей. Пространство вокруг ступы наполнено необычной и мощной энергией.
Поклоняясь и делая горо – обход субургана по кругу солнца, мы накапливаем большие благие заслуги и устанавливаем тесную связь с тремя Драгоценностями: Буддой, Дхармой и Сангхой.
Таким образом, СУБУРГАН- как культовое сооружение, аккумулирует в себе положительную энергию, которая вносит гармонию во взаимоотношения человека с природой, с другими живыми существами, друг с другом.
Каждый на своем месте с любовью и уважением может вложить маленький кирпичик на процветание своего народа. И тогда будет достойной жизнь и благополучие в каждой семье.
Будда сказал однажды своему ученику Ананде: «У тех, кто придет поклониться ступе, сердца утихнут, и вольется в них радость. И утихшие сердцем, умиротворенные, они возродятся после смерти, когда разрушится тело, в обители небесного счастья».
Антуфьева Н.М. «В субурганах похоронено насилие» // Центр Азии. Кызыл № 33, август 2007г.
Историко-культурный атлас Бурятии. – М., 2001. – с.425 – 427.
Монгуш М.В. История буддизма в Туве. Новосибирск, 2001. – с.126.
Хомушку О.М. История религии в культуре тувинцев. М., 1998.
Рис 1. Экзотерический план ступы.
Фото1. Строительство СУБУРГАНА Фото 2. Освещение СУБУРГАНА
Что такое субурган у тувинцев
Процесс возрождения буддизма, начатый в республике в 1990-х годах, исследование достаточно длительной его истории, продолжается и по сей день. И все же, недостаточно освещены вопросы, такие, например, как место буддизма в современной культуре тувинцев, роль буддизма как интегрирующий фактор в процессе формирования нового общества.
В последние годы изучение религиозных символов традиционной буддийской культуры приобрело особую актуальность, это, прежде всего, было связано с воздвижением большого количества архитектурных памятников – субурганов.
Актуальность темы исследовательской работы состоит в том, что в настоящее время на фоне сложных экономических и социальных условий все больше появляется потребность людей в духовной пище, а именно в возрождении самобытной традиционной культуры наших предков, религиозных верований и обрядов.
Многовековая традиционная религия, которую исповедовали наши предки, получает повсеместное распространение. Поэтому актуальность проблемы заключается в необходимости сохранения и развития национальной культуры, сохранение нравственности, через символы буддизма.
Объект исследования: СУБУРГАН – как культовое сооружение буддизма.
Предмет исследования: исторические закономерности становления и развития феномена ступ.
Цель исследования: изучение и исследование архитектурных особенностей ступ, и их духовно-нравственное значение.
Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть генезис исторических форм буддийских ступ, раскрыть значимость субурганов.
• поиск и отбор учебной, научной литературы по данной теме;
• принять непосредственное участие в строительстве СУБУРГАНА
• проанализировать, систематизировать и обобщить собранный материал.
I этап: Изучение научно – популярной литературы, подбор теоретического материала.
II этап: Обработка результатов.
III этап: Написание научно – исследовательской работы.
Метод сбора информации:
• работа в библиотеке со справочными материалами, с архивными документами, изучение исторической литературы;
• анализ, обобщение, систематизация собранного материала;
Практическая значимость моей работы в том, что она не просто интересна, а сведения о СУБУРГАНЕ могут в будущем стать объектом туристической индустрии республики. Результаты данной работы могут быть использованы, на воспитательных мероприятиях в ОУ, при раскрытии религиозных аспектов других исследовательских работ. А важное значение играет для приобщения современного поколения к истории своей малой Родины.
1. Возрождение религиозных верований в Туве
Официальной религией тувинцев является буддизм традиции Махаяны, традиционным верованием – шаманизм.
С прекращением существования СССР – официальной коммунистической идеологии, а также появление новых религиозных движений началось возрождение традиционной религии.
С этого времени начался диалог церковных светских властей страны на тему « место религии в истории и культуре». Для буддийских регионов России – Калмыкии, Бурятии и Тувы – это стало поводом для возрождения традиционной национальной культуры, и конечно, религии как ее составной части. Начали официально проводиться некоторые религиозные обряды, которые до этого были запрещены. Летом 1990 г. состоялось освещение Кызыл-Тайги в Сут-Хольском кожууне. Обряд «тайга дагылгазы» совершил 95–летний лама Сивен Доржу. Позже обряд освящения оваа в Монгун-Тайгинском кожууне был совершен ламой К. Сандаком. Постепенно обряды, связанные с почитанием и священием природных объектов, стали проводиться во всех кожуунах республики.
Первый буддийский храм, ознаменовавший возрождение буддизма в Туве, появился в конце 1990 года в сумоне Кызыл-Даг Бай-Тайгинского кожууна. Инициаторами его строительства были местные художники-камнерезы Саая Когел и Сергей Кочаа. В мае 1991г. в свет вышел первый номер газеты «Эреге» – печатного органа буддийского общества «Алдын-Богда» общим тиражом 4 тыс. экземпляров. В это же время в Кызыле на правом берегу Енисея были поставлены несколько юрт молелен, в которых жили ламы, приглашенные из разных кожуунов Тувы для отправления несложных обрядов и небольших пудж. Позже на этом месте был построен первый в Кызыле небольшой храм Тувдан чойхорлинг.
С возрождением храмов, стали появляться и субурганы – культовое сооружение буддизма [3].
2. СУБУРГАН – вертикальная модель космоса
Ступа – это не только реликварий, но еще вертикальная модель космоса. Это ось бытия, мистическое дерево Бодхи, древо Пробуждения, своеобразня духовная лестница. В своей жизни практикующий буддист всегда находится на одной из ее ступеней; он то продвигается вверх, то опускается вниз и наконец проходит все ступени и достигает Нирваны. Три части ступы: основание (неми-мулам), колоколообразная средняя часть (кантхака/кумбха) и коническое навершие (трайодаша) символизируют три сосуда бытия: камалоку, рупалоку и арупалоку. Шпиль – символ мирового древа на вершине горы Меру, являющейся центром мироздания.[2]
Первые культовые сооружения буддизма – ступы появились прежде, чем стали воздвигать специальные храмы. Храм Махабодхи, «Великое Пробуждение», в Бодхгая, воздвигнутый на месте Пробуждения Будды Шакьямуни, является первым храмом, в пирамидообразной форме – башне которого угадываются черты ступы [2].
СУБУРГАН – ступа – культовое сооружение, обладающее магической силой добра, вносящее гармонию в нашу жизнь. Слово ступа (санскрит) происходит от корня, означающего насыпать, воздвигать. Это культовое буддийское сооружение выполняет несколько функций. Первая – реликварная. Есть версия, что ступы появились после смерти Будды Шакъямуни. Его прах был поделен на 8 частей и захоронен в 8 ступах. Этот ритуал закладывания в ступу праха высокочтимого ламы или его ритуальных предметов сохранился до наших дней. Считается, что и после смерти все это дарит энергию сострадания, любви и добра всем, кто вступает в магический круг ступы.
Вторая функция субургана – мемориальная, ступы сооружаются в память о значимых событиях буддийской истории. Так как этот монумент является символом Учения Будды, то иногда он строится по обету мирянина ради получения заслуг, блага для себя, родственников, всех живых существ.
Восемь видов ступ существует в буддийском зодчестве. Это ступа Просветления, Мудрости, Чудес, Схождения Будды Шакьямуни с небес Тушиты, Примирения, Совершенной Победы, Лотос-ступа и ступа Паринирваны. Очень важной считают ступу Просветления, она является символом преодоления всех препятствий, удаления всех завес. Но монахи всегда подчеркивают, что каждая ступа ценна, так как все они – символ Дхармакайи – космического тела Будды, которое проецируется на модель Вселенной. Таким образом, ступа – символическая модель Вселенной, играет большую роль в умиротворении вредоносных духов, насылающих бедствия на людей.
В экзотерическом плане ступа символизирует пять стихий, на которые распадается тело человека после смерти. Квадратное основание символизирует твердость земли, то есть субстанцию Земли; сферическая часть в виде капли – субстанцию Воды; суживающаяся к верху кверху часть, напоминающая язык пламени, – Огонь; полумесяц в виде перевернутого небосвода – Воздух-Ветер; шар с заостренным навершием в виде поднимающегося к небу языка пламени – Пространство. [2]
3. Обряд строительства культового сооружения – СУБУРГАНА
Субурган – это священные буддийские сооружения, которые строятся и освящаются строго по буддийским канонам. Они олицетворяют собой тело, речь и ум Будды и является объектом почитания и местом накопления благих заслуг.
Строительство ступы надо начинать с тантрического обряда, знаниями которого обладают ламы хурээ. Этот обряд представляет собой очень сложный ритуал подношения духам местности. Проводится очищение местности, ламы просят разрешения на возведение культового сооружения.
В беседе с буддийским лама – с уважаемым Март-оол башкы, я узнал, что такой обряд необходимо проводить не только при возведении хурээ, ступ, но и при строительстве дома, различных хозяйственных построек.
Место строительства субургана выбирается духовным лицом и сопровождается рядом ритуалов: определение места для возведения, зарывание специального ритуального сосуда бумба, освящение. Строительство начинается только в определенный ламами благоприятный день и только под руководством ламы.
Строительство СУБУРГАНа в сумоне Аянгаты, в Барун-Хемчикском кожууне
В процессе работы над возведением субургана в него заложили по восемь мешков ячменя, пшеницы, риса и других зерновых культур, чтобы в этих местах был всегда хороший урожай.
Для плодородия земли, положили веточки кедра, черемухи, яблони, облепихи, пихты, лиственницы, ранетки, вишни, можжевельника, боярышника.
Специально из священных мест Тувы: Бай-Тайги, Монгун-Тайги, Кызыл-Тайги, с горы Хайыракан, хребта Танды привезли почву и камни. Считается, что они обладают особой силой, поэтому входят в перечень необходимых подношений для субургана.
Специально для закладки в субурган по старинному образцу шили полный наряд нойона – верховного князя, потому что он символизирует собой власть и высокий дух – сулде. Кроме того, по одному метру ткани красного, синего, зеленого, желтого и белого цветов и небольшие отрезы шелка.
Так же, как и раньше, жизнь современных тувинцев связана с животноводством, поэтому очищенная шерсть барана, козы, коровы, сарлыка, верблюда, лошади тоже кладется в субурган. Это создает благоприятные условия для роста и размножения скота.
Символ благополучной жизни в достатке – самая лучшая часть пищи – чемнин дээжизи: мед, сахар, ааржы – процеженная гуща кислого молока, молоко, топленое масло, изюм, сухофрукты. Это кладется для того, чтобы у всех всего было вдоволь и не было голода.
Субурганы содержат в себе много разных буддийских священных сутр и мантр. Напечатанные на бумаге мантры и сутры закладываются в субурган большими кипами. Они составляют его основу.
В пятнадцати специальных ритуальных вазах – бумба, хранятся драгоценные камни и металлы: золото, серебро, медь, железо, сталь, жемчуг, малахит, и различные украшения. Они символизируют богатство.
В субурган нельзя закладывать просо, гречку, вредные растения и нечистые вещи.
Строительство субургана – труд бескорыстный. Строители священного объекта участием в этом труде зарабатывают себе заслуги.
Затем с участием лам проводятся освящение субургана, чтение молитв и первое горо. После этого субурган начинает работать как священный объект почитания и место накопления благих заслуг.
Когда воздвигается ступа, то всем, без исключения, дается возможность принять в этом участие, чтобы каждый мог таким образом накопить заслуги для этой и будущей жизни или просто почтить память монахов. Можно помочь в написании молитв, которые также закладываются в ступу. А еще можно помочь деньгами или пожертвовать жемчуг, кораллы, бирюзу, золото или серебро. Принять участие в возведении ступы – одна из величайших заслуг.
Святая энергия сооружения способна очищать окружающее пространство, защищать от вторжения злых демонов, вредоносных духов, оберегать живые существа от различных напастей. Пространство вокруг ступы наполнено необычной и мощной энергией.
Поклоняясь и делая горо – обход субургана по кругу солнца, мы накапливаем большие благие заслуги и устанавливаем тесную связь с тремя Драгоценностями: Буддой, Дхармой и Сангхой.
Заключение
Таким образом, СУБУРГАН как культовое сооружение, аккумулирует в себе положительную энергию, которая вносит гармонию во взаимоотношения человека с природой, с другими живыми существами, друг с другом.
Каждый на своем месте с любовью и уважением может вложить маленький кирпичик на процветание своего народа. И тогда будет достойной жизнь и благополучие в каждой семье.
Будда сказал однажды своему ученику Ананде: «У тех, кто придет поклониться ступе, сердца утихнут, и вольется в них радость. И утихшие сердцем, умиротворенные, они возродятся после смерти, когда разрушится тело, в обители небесного счастья».