Что такое судно на ходу

Судно на ходу

Приказ Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129 (ред. от 31.03.2003) «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2002 N 4088)

Смотреть что такое «Судно на ходу» в других словарях:

Судно на воздушной подушке — судно, у которого вся масса или значительная ее часть на ходу или без хода поддерживается над водой (грунтом, льдом и т.д.) силами избыточного давления воздуха, постоянно нагнетаемого под днище в полость, называемую воздушной подушкой;. … … Официальная терминология

СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ — (СПК) судно с крыльями под днищем, на к рых при движении возникает подъёмная сила, вызывающая всплытие корпуса над водой. В СПК сопротивление воды движению резко уменьшено, что позволяет достигать высоких скоростей хода без больших затрат энергии … Большой энциклопедический политехнический словарь

Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах … Википедия

Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия

Судно, ограниченное в возможности маневрировать — Термин судно, ограниченное в возможности маневрировать означает судно, которое по характеру выполняемой работы ограничено в возможности маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну. Следующие… … Официальная терминология

Корабль морское судно — в общем смысле название всякого морского судна больших размеров. Деревянный парусный К. Для ознакомления с названиями, встречающимися в дальнейшем изложении, рассмотрим деревянный парусный К. ХIХ века (фиг. 1). Фиг. 1. Для своего передвижения К.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Корабль, морское судно — в общем смысле название всякого морского судна больших размеров. Деревянный парусный К. Для ознакомления с названиями, встречающимися в дальнейшем изложении, рассмотрим деревянный парусный К. XIX века (фиг. 1). Фиг. 1. Для своего передвижения К.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Рыболовное судно — Небольшие рыбацкие суда в порту Эймюден, Нидерланды Рыболовное судно (промысловое судно) согласно определению Конвенции СОЛАС (п.i Правила 2 Главы I), означает … Википедия

Метрополитен на шинном ходу — Метровагон Монреальского Метрополитена Метрополитен на шинном ходу является технологией рельсового транспорта с использованием некоторых элементов автодорожного. Поезда … Википедия

Метрополитены на шинном ходу — Метровагон Монреальского Метрополитена Метрополитен на шинном ходу является технологией рельсового транспорта с использованием некоторых элементов автодорожного. Поезда используют резиновые шины, которые катятся по специальным дорожкам, сделанным … Википедия

Источник

Определения основных терминов, применяемых в МППСС

Пояснения терминов, которые наиболее важны при чтении текста даны в правиле 3 МППСС «Общие определения».
-«Судно» — все виды плавучих средств, способных перемещаться на воде. Эти объекты должны обозначать свое присутствие на воде и характер действий путем несения соответствующих знаков, огней, подачей звуковых сигналов и сигналов бедствия.
-«Судно с механическим двигателем» широко используется в тексте Правил, а в таких как 14, 15, 17, 18, 27-29, 34, 35, он является опреде-ляющим.
-«Лишенное возможности управляться» (ЛВУ) относится к судам, которые из каких-либо исключительных обстоятельств не в состоянии маневрировать так, как это предписано МППСС, и поэтому не могут уступить дорогу (см. правило 18). Под исключительными обстоятельствами можно понимать:
— повреждение или неисправность двигателей, движителей, устройств рулевого управления или других механизмов, обеспечивающих движение судна или управление им;
— повреждения корпуса, вследствие чего судно не может маневриро-вать;
— воздействие на судно внешних факторов, которые затрудняют или полностью лишают судно возможности выполнять правила.
В любом случае капитан судна должен доказать правомерность использова-ния знаков и огней, предписанных правилом 27 (два черных шара — днем, два красных огня — ночью).
— «судно, ограниченное в возможности маневрировать»(ОВМ), правило 27, относится к шести группам судов, согласно характера выполняемой ими ра-боты. Этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться национальными правилами в соответствии с 1(b). В этом случае все суда, за исключением судов, лишенных возможности управляться, должны уступать дорогу судам ОВМ.
Суда ОВМ несут: днем — шар, ромб, шар; ночью — красный, белый, красный, за исключением судов, занятых работами по устранению минной опасности. Эти суда днем несут по черному шару на ноках рей, а ночью зе-леные огни на этих же местах.
— «Судно cтесненное своей осадкой» (СССО), относится только к судам, имеющих механический двигатель. Основные факторы, которые должны учитываться судоводителем при использовании знаков и огней СССО:
— наличие водного пространства для маневрирования, вследствие недостаточной глубины моря в районе плавания (мелководье);
— прохождение мелководного канала, предназначенного для крупно-тоннажных судов с большой осадкой.
Судно СССО несет: днем — цилиндр; ночью — дополнительно к ходовым огням еще три красных круговых огня, расположенных по вертикали.
-«На ходу» п. (1), «Руководство к единому применению… (РЕП)» п. 2, озна-чает соблюдение условий «трех не»:
1.судно не стоит на якоре;
2.судно не ошвартовано к берегу или к другому судну, стоя-щему у причала;
3.судно не стоит на мели.
Согласно РЕП п. 2 и в соответствии с правилом 35 (b) термин «на хо-ду» может иметь два значения:
1.судно «на ходу, имеющее ход относительно воды» (пр.26, 27, 35);
2.судно «на ходу и не имеющее хода относительно воды».
Так, судно с механическим приводом » на ходу и имеющее ход относительно воды» подчиняется всем требованиям в части несения огней, подачи звуковых сигналов и при маневрировании согласно МППСС.
Другой случай, когда судно с механическим двигателем лежит в дрей-фе; хода относительно воды не имеет; двигатель и рулевая машина в полном порядке. Согласно пр.3 (f) это судно считается «на ходу»; оно несет все огни для судов этой длины. Исходя из ситуации встречи и условий видимости, это судно выполняет маневрирование, как предписывается МППСС. Однако, при встрече этого судна с судном, занятым ловом рыбы, или ЛВУ, или ОВМ, оно должно уступить дорогу этим судам согласно правилу 18.

Источник

МППСС-72: Основные определения

п од термином понимают любое судно, приводимое в движение механической установкой. При этом не обязательно, чтобы в данный момент оно передвигалось по воде.

п од термином понимают любое судно под парусом, включая судно, имеющее механическую установку, при условии, если она для движения не используется

п од термином понимают судно, которое по характеру выполняемой работы ограничено в возможности маневрировать так, как требуется МППСС, и поэтому не может уступить дорогу другому судну

в ыражение понимается как частный случай понятия «уступить дорогу» применительно к обгоняющему судну

слова судна означают его наибольшую длину и ширину

с уда должны считаться только тогда, когда одно из них может визуально наблюдаться

с другого (т. е. только тогда, когда при визуальном наблюдении) возможно взаимно определить необходимые данные для расхождения: положение, ситуацию встречи, категорию судна, действующие Правила с вытекающими из них обязанностями судов и т. п.)

понимается возможность различать зрением предметы на окружающем их фоне

п од термином понимают состояние судна, когда оно:

— не стоит на якоре (бочке, бриделе, зацепившихся за грунт рыболовных снастях и т. д.);

— не ошвартовано к берегу (причалу, сваям, молу, волнолому и т. д., а также непосредственно к береговой черте); не ошвартовано к другому судну (сооружению), которое связано прочной связью с берегом или грунтом;

считается прекращение прочной связи судна:

— с грунтом (при съемке с якоря и снятии с мели);

— с берегом (причалом), с ошвартованным или связанным прочно с берегом или грунтом судном, сооружением (при съемке со швартовов)

может иметь два состояния:

— судно, имеющее ход относительно воды;

— судно на ходу, но остановившееся и не имеющее хода относительно воды

принятое в МППСС, в особых правилах или в морской практике название одного, двух, трех, группы огней или всех огней судна (например: тоновый, кормовой, носовой якорный огонь; информационно-указательный огонь судна, занятого ловом рыбы нетраловыми орудиями лова; бортовые, буксирные, якорные огни; огни судна с механическим двигателем на ходу, ходовые огни судна, занятого ловом рыбы тралением; флагманский огонь; специальный опознавательный огонь подводной лодки; гафельные огни и т. д.)

белый, красный, зеленый, желтый, дополнительные огни военных кораблей и судов могут иметь и другие цвета, например синий, голубой, оранжевый

определяет, какой это огонь — непрерывного света или проблесковый

предписанные МППСС места их выставления на судне. Оно должно обеспечивать отчетливую Раздельную видимость, освещение предписанных секторов, возможность безошибочного распознавания наблюдаемых огней и получение по ним максимума данных при классификации цели

минимальная оптическая дальность видимости огня

принятое в МППСС, особых правилах или в морской практике название данного знака или знаков: шар, конус, ромб, цилиндр; опознавательный знак (или просто — знак) судна, занятого ловом рыбы, судна на якоре, судна, стесненного своей осадкой, и т. п

шара, конуса, ромба, цилиндра — всегда черный

понятие означает высоту огня над самой верхней непрерывной палубой. Эта высота должна измеряться от точки, расположенной по вертикали под местом установки огня

понятие означает высоту огня над планширем на судах длиной менее 20 м

белый огонь, расположенный в диаметральной плоскости судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 225° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза каждого борта

зеленый огонь на правом борту и красный огонь на левом борту; каждый из этих огней освещает непрерывным светом дугу горизонта в 112,5° и установлен таким образом, чтобы светить от направления прямо по носу до 22,5° позади траверза соответствующего борта

белый огонь, расположенный, насколько это практически возможно, ближе к корме судна, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 135° и установленный таким образом, чтобы светить от направления прямо по корме 67,5° в сторону каждого борта

правый и левый — это бортовые огни входящие в состав ходовых огней всех судов, обозначающие борт судна в своем горизонтальном секторе (отличать один борт от другого), на этом основании в морской практике их так называют

выставляют при буксировке в кильватер на буксирующем судне над кормовым огнем по вертикали. Это желтый огонь, имеющий такие же характеристики, как и кормовой огонь.

Буксировочный огонь выставляется буксирующим судном только при буксировке в кильватер, то он в секторе видимости является опознавательным огнем этого судна только при таком способе буксировки.

Буксировочный огонь выставляют только на ходу.

Буксировочный огонь, хотя они выставляются только на ходу, не следует относить к ходовым огням, так как это может привести к ошибкам при их включении и выключении, а также исказит общее, единое понятие о ходовых огнях.

огонь, освещающий непрерывным светом дугу горизонта в 360°

(круговой проблесковый желтый огонь) — огонь, дающий проблески через регулярные интервалы с частотой 120 проблесков в минуту и более**. Является опознаватель ным огнем судна на воздушной подушке, находящегося в неводоизмещающем состоянии.
** Частота проблесков этого огня установлена превышающей не менее чем в 2 раза частоту проблесков подобных огней средств навигационного оборудования (частота их проблесков — не более 60 в минуту).

белый круговой (проблесковый) огонь, предназначенный для подачи световых сигналов, которыми судно может сопровождать звуковые сигналы маневроуказания и предупреждения, предписанные соответственно Правилами 34 (а) и 34 (b). Свет этого огня может быть использован при подаче сигналов для привлечения внимания согласно Правилу 36

указанная в Правилах 22, 34 и Приложении II МППСС,- это их видимость на минимальных расстояниях при коэффициенте пропускания атмосферы К = 0,8, который соответствует метеорологической видимости, равной приблизительно 13 морским милям

Предписания п. 9 Приложения 1 МППСС по распределению силы света в горизонтальных секторах направлены на обеспечение видимости топовых, бортовых, кормового огней в предписанных им Правилом 21 горизонтальных секторах и исключение возможности возникновения неосвещенных полос на стыках секторов этих огней

Предписания п.10 Приложения 1 МППСС по распределению силы света вертикальных секторах направлены на обеспечение видимости огней при нормальных условиях крена, дифферента и качки

Подводные лодки несут один или два кормовых огня. При наличии двух кормовых огней второй кормовой огонь устанавливается в кормовой части ограждения рубки.

Для облегчения своевременного обнаружения подводных лодок в узкостях и в районах интенсивного судоходства рядом государств введены для своих подводных лодок специальные познавательные сигналы (огни), являющиеся дополнительными к ходовым огням подводных лодок, установленным МППСС.

особый звон в судовой колокол в полдень.

состоящит по меньшей мере из пяти коротких и частых звуков ( ³ •••••)

означает, что наблюдение должно вести любое судно независимо от его категории, размеров, деятельности, состояния и других данных, характеризующих его (т. е. крейсер, супертанкер, подводная лодка, катер, шлюпка и т. п. во всех случаях обязаны вести наблюдение).

наиболее распространенный режим ориентации, непосредственно согласующийся с навигационной картой. При поворотах изображение на экранах остается неподвижным.

принято называть судно, для предупреждения столкновения с которым требуется предпринять немедленные действия.

зона или линия, разделяющая полосы движения, в которых суда следуют в противоположных или почти противоположных направлениях, или отделяющая полосу движения от прилегающей зоны прибрежного плавания. Форма зоны разделения может быть любой.

система установления путей, охватывающая заданный район между прибрежной границей системы разделения движения и прилегающим берегом, которая обычно не используется для сквозного плавания.

определенный район, включающий в себя центр или круговую зону разделения движения и кольцевую полосу движения. Плавание в районе кругового движения осуществляется против хода часовой стрелки вокруг центра или круговой зоны

сторона, противоположная той, на которой находится грот, а при прямом вооружении — сторона, противоположная той, на которой находится самый большой косой парус»

это такое уверенное, несомненное действие, которое обычно не потребует дополнительных мер для безопасного расхождения. Решительное действие направлено на решение задачи расхождения рассчитанным, эффективным, уверенным, однозначным, хорошо наблюдаемым маневром, ведущим к чистому расхождению с судном, которому уступают дорогу.

Когда по причине судно, обязанное сохранять курс и скорость, обнаруживает, что оно находится настолько близко к другому судну, что столкновения нельзя избежать только действием судна, уступающего дорогу, оно должно предпринять такое действие, которое наилучшим образом поможет предотвратить столкновение».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

определениепояснение
открытое моресчитается район моря, не входящие во внутренние воды государства; все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море (территориальные воды) или внутренние воды государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага;
внутренние водыводы, соединенные с открытым морем, имеющие естественный или искусственный выход в открытое море; это часть акватории прибрежного государства, включающая в себя реки, озера, проливы, каналы, находящиеся в пределах одного государства, а также заливы, бухты, гавани, акватории портов, омывающие берега одного государства;
воды, соединенным с открытым моремотносятся: исключительная экономическая зона, территориальные воды, внутренние воды государства, а также архипелажные воды государства-архипелага;
особые обстоятельствапонимают такое положение, когда буквальное выполнение Правил 2 (а) надежно не обеспечивает безопасность судна (судов) или возникает ситуация, не регламентированная МППСС.
судноп од словом понимают все виды плавучих средств включая неводоизмещающие суда (на воздушной подушке, на подводных крыльях, глиссеры, экранопланы) и гидросамолеты используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде.
судно с механическим двигателем
судно, занятое ловом рыбып од термином понимают любое судно, производящее лов рыбы такими орудиями лова, которые ограничивают его маневренность (сети, тралы, ярусные крючковые снасти или другие орудия лова). Категория судов занятых ловом рыбы, подразделяется на суда, занятые ловом рыбы тралением, и суда, занятые ловом рыбы нетраловыми орудиями лова. орудия
судно, лишенное возможности управлятьсяп од термином понимают судно, которое в силу исключительных обстоятельств не способно маневрировать так, как требуется МППСС, и поэтому не может уступить дорогу другому судну.
судно лишено возможности управлятьсяс игнал обязателен к выставлению судном, которое обязано уступить дорогу, но лишено такой возможности.
судно, ограниченное в возможности маневрировать
судно ограничено в возможности маневрировать,с игнал о том, что обязателен к выставлению судном, которое не может уступить дорогу по характеру выполняемой работы, ограничивающей полностью или частично возможность маневрировать так, как требуется МППСС
с удно ограничено в возможности маневрироватьс уда, занятые приемом и передачей снабжения, людей, продовольствия или груза, сложной буксировкой, сигнал выставляют только на ходу
судно, стесненное своей осадкойп од термином понимают судно с механическим двигателем, которое между осадкой и имеющимися глубиной и шириной судоходных вод существенно ограничено в возможности отклониться от курса, которым оно следует
ограниченная видимостьт ермин означает любые условия, при которых видимость ограничена мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или по подобным причинам (например, дым своего и другого судна, береговой дым и т. п.)
ночьюпонятие включает в себя период времени от захода до восхода солнца
днемпонятие — от восхода до захода солнца
держаться в стороне от пути обгоняемого судна
с ектор освещениягоризонтальный — дуга горизонта относительно диаметральной плоскости (ДП) судна, освещаемая данным огнем (огнями), −215°, 112,5°, 135°, 360°, а также секторы, установленные особыми правилами; вертикальный — сектор освещения в вертикальной плоскости относительно горизонтальной, когда корабль не имеет крена и дифферента
р асположение огней
р асположение знаковпредписанное МППСС их место расположения на судне
р асстояние между знакамирасположенными по вертикали, должно быть не менее 1,5 м
высота над корпусом
расстояние между огнямикогда Правила предписывают, чтобы судно несло их по вертикальной линии, на судне длиной 20 м или более должно быть не менее 2 м и нижний из них должен быть расположен не менее 4 м над корпусом*. На судне длиной менее 20 м расстояние между такими огнями должно быть не менее 1 м и нижний из них должен быть расположен не менее 2 м над планширем
судовыми навигационными огнямипринято называть огни применяемые на судах для навигационных целей
топовый огонь
буксирные огнир азновидностью топовых огней являются так называемые в морской практике. Буксирные огни выставляют только на ходу. Буксирные огни, хотя они выставляются только на ходу, не следует относить к ходовым огням, так как это может привести к ошибкам при их включении и выключении, а также исказит общее, единое понятие о ходовых огнях.
буксировочный огонь
ходовые огнио гни, служащие для показа нахождения судна на ходу
к руговой огонь
два проблесковых огнядва круговых проблесковых желтых огня, расположенные по вертикальной линии, дающие попеременно проблески каждую секунду так, что продолжительность света и затмения одинакова.
о гонь маневроуказания
с пециальные опознавательные огниподводных лодок — круговые проблесковые оранжевые (или желтые) огни, эти огни предписываются подводным лодкам особыми правилами
д альность видимости огней
плавучий маякдневной и ночной навигационный ориентир, представляющий собой судно резко отличительной окраски, имеющее световое маячное оборудование, а также радиомаяк и звуковую установку для подачи туманных сигналов и стоящее на якоре в море на определенном (штатном) месте
приемный плавучий маяккогда плавучий маяк одновременно выполняет функции лоцманской станции
ходовые огнянипринято называть огни, служащие для показа нахождения судна на ходу
топовый огонь (огни) подводных лодокБольшинство подводных лодок несет только один топовый огонь, установленный на крыше ограждения рубки.
бортовые огни подводных лодокустанавливаются по бортам ограждения рубки с небольшим разносом ниже топового огня, а при наличии двух топовых огней — ниже заднего топового и выше переднего топового огней.
кормовой огонь (огни) подводных лодок
якорные огниПодводные лодки, стоящие на якоре или бочке (бочках), выставляют, как правило, два якорных (белых круговых) огня: носовой якорный огонь — на надстройке в носовой части подводной лодки, кормовой якорный огонь — в кормовой части подводной лодки или на стабилизаторе ниже носового якорного огня.
огни и знаки судна, лишенного возможности управлятьсяподводные лодки большинства государств не выставляют. Подводные лодки наши и ФРГ могут выставлять сигнал такого судна над рубкой на специальном штоке выше топового огня, но расстояние между огнями, знаками и размеры знаков меньше предусмотренных МППСС.
рында
при режиме ориентации «Курс»изображение ориентируется не относительно меридиана, а относительно диаметральной плоскости (ДП) судна.
ведение радиолокационной прокладкиРадиолокационная прокладка (ручная или автоматическая) представляет собой графоаналитический метод обработки радиолокационной информации при решении задачи расхождения судов. Различают истинную и относительную радиолокационные прокладки.
опасная цель
потенциально опасная цельпринято называть судно, неблагоприятный маневр которого может вызвать необходимость предпринять немедленные действия для предупреждения столкновения с ним или повлиять на выполнение действий по предупреждению столкновения с опасной целью.
безопасная цельпринято называть судно, которое не представляет реальной или потенциальной опасности или возникновение такой опасности маловероятно и при надлежащем наблюдении за ним будет время своевременно предпринять действия для предупреждения столкновения, если его неблагоприятный маневр приведет к возникновению опасности столкновения.
уверенное действие

понимают такое действие, которое, решая задачу предупреждения столкновений судов, одновременно является хорошо наблюдаемым, понятным, не вызывающим сомнений в своих намерениях у другого судна.

Действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если предписания Правил выполняются с умелым учетом опыта обычной морской практики применительно к обстоятельствам и условиям конкретного случая предупреждения столкновения

естественно или искусственно суженный участок водного пути, в пределах которого маневрирование судов невозможно или крайне затруднено.

проходузкий участок водного пространства между мысами, островами, рифами, банками, гидротехническими сооружениями и другими навигационными опасностями, доступный для сквозного плавания. Отличается от пролива небольшим протяжением и всегда судоходен. В проливе может быть несколько проходов.
фарватербезопасный водный путь среди различного рода препятствий, обычно показанный на карте, специально обследованный (например, промером, гидрографическим тралением), обозначенный средствами навигационного оборудования или отыскиваемый на местности по приметным пунктам (естественным створам и т. п.) либо с помощью технических средств. Протяженность фарватера может достигать нескольких сот миль.
зона или линия разделения движения
полоса движенияопределенный район, в пределах которого установлено одностороннее движение. Полоса движения имеет внешнюю границу. Внутренней границей полосы движения является зона или линия разделения.
зона прибрежного плавания
район повышенной осторожности плаванияэто район, в пределах которого суда должны следовать с особой осторожностью и где может быть рекомендовано направление потоков движения судов.
наветренная сторона
обгоняемое судноэто судно на ходу (в том числе и не имеющее хода относительно воды), к которому подходит с направления более 22,5° позади его траверза другое судно любой категории.
решительное действие
чисто разойтись с другим судномразойтись с другим судном на безопасном расстоянии.
маневром последнего момента.