Что такое судно на ходу
Судно на ходу
Приказ Минтранса РФ от 14.10.2002 N 129 (ред. от 31.03.2003) «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.12.2002 N 4088)
Смотреть что такое «Судно на ходу» в других словарях:
Судно на воздушной подушке — судно, у которого вся масса или значительная ее часть на ходу или без хода поддерживается над водой (грунтом, льдом и т.д.) силами избыточного давления воздуха, постоянно нагнетаемого под днище в полость, называемую воздушной подушкой;. … … Официальная терминология
СУДНО НА ПОДВОДНЫХ КРЫЛЬЯХ — (СПК) судно с крыльями под днищем, на к рых при движении возникает подъёмная сила, вызывающая всплытие корпуса над водой. В СПК сопротивление воды движению резко уменьшено, что позволяет достигать высоких скоростей хода без больших затрат энергии … Большой энциклопедический политехнический словарь
Судно на подводных крыльях — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на подводных крыльях «Карла» (модель «Восход», производство Украины) в Нидерландах … Википедия
Судно на воздушной подушке — У этого термина существуют и другие значения, см. Судно (значения). Судно на воздушной подушке Привод … Википедия
Судно, ограниченное в возможности маневрировать — Термин судно, ограниченное в возможности маневрировать означает судно, которое по характеру выполняемой работы ограничено в возможности маневрировать так, как требуется этими Правилами, и поэтому не может уступить дорогу другому судну. Следующие… … Официальная терминология
Корабль морское судно — в общем смысле название всякого морского судна больших размеров. Деревянный парусный К. Для ознакомления с названиями, встречающимися в дальнейшем изложении, рассмотрим деревянный парусный К. ХIХ века (фиг. 1). Фиг. 1. Для своего передвижения К.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Корабль, морское судно — в общем смысле название всякого морского судна больших размеров. Деревянный парусный К. Для ознакомления с названиями, встречающимися в дальнейшем изложении, рассмотрим деревянный парусный К. XIX века (фиг. 1). Фиг. 1. Для своего передвижения К.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Рыболовное судно — Небольшие рыбацкие суда в порту Эймюден, Нидерланды Рыболовное судно (промысловое судно) согласно определению Конвенции СОЛАС (п.i Правила 2 Главы I), означает … Википедия
Метрополитен на шинном ходу — Метровагон Монреальского Метрополитена Метрополитен на шинном ходу является технологией рельсового транспорта с использованием некоторых элементов автодорожного. Поезда … Википедия
Метрополитены на шинном ходу — Метровагон Монреальского Метрополитена Метрополитен на шинном ходу является технологией рельсового транспорта с использованием некоторых элементов автодорожного. Поезда используют резиновые шины, которые катятся по специальным дорожкам, сделанным … Википедия
Определения основных терминов, применяемых в МППСС
Пояснения терминов, которые наиболее важны при чтении текста даны в правиле 3 МППСС «Общие определения».
-«Судно» — все виды плавучих средств, способных перемещаться на воде. Эти объекты должны обозначать свое присутствие на воде и характер действий путем несения соответствующих знаков, огней, подачей звуковых сигналов и сигналов бедствия.
-«Судно с механическим двигателем» широко используется в тексте Правил, а в таких как 14, 15, 17, 18, 27-29, 34, 35, он является опреде-ляющим.
-«Лишенное возможности управляться» (ЛВУ) относится к судам, которые из каких-либо исключительных обстоятельств не в состоянии маневрировать так, как это предписано МППСС, и поэтому не могут уступить дорогу (см. правило 18). Под исключительными обстоятельствами можно понимать:
— повреждение или неисправность двигателей, движителей, устройств рулевого управления или других механизмов, обеспечивающих движение судна или управление им;
— повреждения корпуса, вследствие чего судно не может маневриро-вать;
— воздействие на судно внешних факторов, которые затрудняют или полностью лишают судно возможности выполнять правила.
В любом случае капитан судна должен доказать правомерность использова-ния знаков и огней, предписанных правилом 27 (два черных шара — днем, два красных огня — ночью).
— «судно, ограниченное в возможности маневрировать»(ОВМ), правило 27, относится к шести группам судов, согласно характера выполняемой ими ра-боты. Этот перечень не является исчерпывающим и может дополняться национальными правилами в соответствии с 1(b). В этом случае все суда, за исключением судов, лишенных возможности управляться, должны уступать дорогу судам ОВМ.
Суда ОВМ несут: днем — шар, ромб, шар; ночью — красный, белый, красный, за исключением судов, занятых работами по устранению минной опасности. Эти суда днем несут по черному шару на ноках рей, а ночью зе-леные огни на этих же местах.
— «Судно cтесненное своей осадкой» (СССО), относится только к судам, имеющих механический двигатель. Основные факторы, которые должны учитываться судоводителем при использовании знаков и огней СССО:
— наличие водного пространства для маневрирования, вследствие недостаточной глубины моря в районе плавания (мелководье);
— прохождение мелководного канала, предназначенного для крупно-тоннажных судов с большой осадкой.
Судно СССО несет: днем — цилиндр; ночью — дополнительно к ходовым огням еще три красных круговых огня, расположенных по вертикали.
-«На ходу» п. (1), «Руководство к единому применению… (РЕП)» п. 2, озна-чает соблюдение условий «трех не»:
1.судно не стоит на якоре;
2.судно не ошвартовано к берегу или к другому судну, стоя-щему у причала;
3.судно не стоит на мели.
Согласно РЕП п. 2 и в соответствии с правилом 35 (b) термин «на хо-ду» может иметь два значения:
1.судно «на ходу, имеющее ход относительно воды» (пр.26, 27, 35);
2.судно «на ходу и не имеющее хода относительно воды».
Так, судно с механическим приводом » на ходу и имеющее ход относительно воды» подчиняется всем требованиям в части несения огней, подачи звуковых сигналов и при маневрировании согласно МППСС.
Другой случай, когда судно с механическим двигателем лежит в дрей-фе; хода относительно воды не имеет; двигатель и рулевая машина в полном порядке. Согласно пр.3 (f) это судно считается «на ходу»; оно несет все огни для судов этой длины. Исходя из ситуации встречи и условий видимости, это судно выполняет маневрирование, как предписывается МППСС. Однако, при встрече этого судна с судном, занятым ловом рыбы, или ЛВУ, или ОВМ, оно должно уступить дорогу этим судам согласно правилу 18.
МППСС-72: Основные определения
определение | пояснение |
открытое море | считается район моря, не входящие во внутренние воды государства; все части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море (территориальные воды) или внутренние воды государства, ни в архипелажные воды государства-архипелага; |
внутренние воды | воды, соединенные с открытым морем, имеющие естественный или искусственный выход в открытое море; это часть акватории прибрежного государства, включающая в себя реки, озера, проливы, каналы, находящиеся в пределах одного государства, а также заливы, бухты, гавани, акватории портов, омывающие берега одного государства; |
воды, соединенным с открытым морем | относятся: исключительная экономическая зона, территориальные воды, внутренние воды государства, а также архипелажные воды государства-архипелага; |
особые обстоятельства | понимают такое положение, когда буквальное выполнение Правил 2 (а) надежно не обеспечивает безопасность судна (судов) или возникает ситуация, не регламентированная МППСС. |
судно | п од словом понимают все виды плавучих средств включая неводоизмещающие суда (на воздушной подушке, на подводных крыльях, глиссеры, экранопланы) и гидросамолеты используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде. |
судно с механическим двигателем | |
судно, занятое ловом рыбы | п од термином понимают любое судно, производящее лов рыбы такими орудиями лова, которые ограничивают его маневренность (сети, тралы, ярусные крючковые снасти или другие орудия лова). Категория судов занятых ловом рыбы, подразделяется на суда, занятые ловом рыбы тралением, и суда, занятые ловом рыбы нетраловыми орудиями лова. орудия |
судно, лишенное возможности управляться | п од термином понимают судно, которое в силу исключительных обстоятельств не способно маневрировать так, как требуется МППСС, и поэтому не может уступить дорогу другому судну. |
судно лишено возможности управляться | с игнал обязателен к выставлению судном, которое обязано уступить дорогу, но лишено такой возможности. |
судно, ограниченное в возможности маневрировать | |
судно ограничено в возможности маневрировать, | с игнал о том, что обязателен к выставлению судном, которое не может уступить дорогу по характеру выполняемой работы, ограничивающей полностью или частично возможность маневрировать так, как требуется МППСС |
с удно ограничено в возможности маневрировать | с уда, занятые приемом и передачей снабжения, людей, продовольствия или груза, сложной буксировкой, сигнал выставляют только на ходу |
судно, стесненное своей осадкой | п од термином понимают судно с механическим двигателем, которое между осадкой и имеющимися глубиной и шириной судоходных вод существенно ограничено в возможности отклониться от курса, которым оно следует |
ограниченная видимость | т ермин означает любые условия, при которых видимость ограничена мглы, снегопада, сильного ливня, песчаной бури или по подобным причинам (например, дым своего и другого судна, береговой дым и т. п.) |
ночью | понятие включает в себя период времени от захода до восхода солнца |
днем | понятие — от восхода до захода солнца |
держаться в стороне от пути обгоняемого судна | |
с ектор освещения | горизонтальный — дуга горизонта относительно диаметральной плоскости (ДП) судна, освещаемая данным огнем (огнями), −215°, 112,5°, 135°, 360°, а также секторы, установленные особыми правилами; вертикальный — сектор освещения в вертикальной плоскости относительно горизонтальной, когда корабль не имеет крена и дифферента |
р асположение огней | |
р асположение знаков | предписанное МППСС их место расположения на судне |
р асстояние между знаками | расположенными по вертикали, должно быть не менее 1,5 м |
высота над корпусом | |
расстояние между огнями | когда Правила предписывают, чтобы судно несло их по вертикальной линии, на судне длиной 20 м или более должно быть не менее 2 м и нижний из них должен быть расположен не менее 4 м над корпусом*. На судне длиной менее 20 м расстояние между такими огнями должно быть не менее 1 м и нижний из них должен быть расположен не менее 2 м над планширем |
судовыми навигационными огнями | принято называть огни применяемые на судах для навигационных целей |
топовый огонь | |
буксирные огни | р азновидностью топовых огней являются так называемые в морской практике. Буксирные огни выставляют только на ходу. Буксирные огни, хотя они выставляются только на ходу, не следует относить к ходовым огням, так как это может привести к ошибкам при их включении и выключении, а также исказит общее, единое понятие о ходовых огнях. |
буксировочный огонь | |
ходовые огни | о гни, служащие для показа нахождения судна на ходу |
к руговой огонь | |
два проблесковых огня | два круговых проблесковых желтых огня, расположенные по вертикальной линии, дающие попеременно проблески каждую секунду так, что продолжительность света и затмения одинакова. |
о гонь маневроуказания | |
с пециальные опознавательные огни | подводных лодок — круговые проблесковые оранжевые (или желтые) огни, эти огни предписываются подводным лодкам особыми правилами |
д альность видимости огней | |
плавучий маяк | дневной и ночной навигационный ориентир, представляющий собой судно резко отличительной окраски, имеющее световое маячное оборудование, а также радиомаяк и звуковую установку для подачи туманных сигналов и стоящее на якоре в море на определенном (штатном) месте |
приемный плавучий маяк | когда плавучий маяк одновременно выполняет функции лоцманской станции |
ходовые огняни | принято называть огни, служащие для показа нахождения судна на ходу |
топовый огонь (огни) подводных лодок | Большинство подводных лодок несет только один топовый огонь, установленный на крыше ограждения рубки. |
бортовые огни подводных лодок | устанавливаются по бортам ограждения рубки с небольшим разносом ниже топового огня, а при наличии двух топовых огней — ниже заднего топового и выше переднего топового огней. |
кормовой огонь (огни) подводных лодок | |
якорные огни | Подводные лодки, стоящие на якоре или бочке (бочках), выставляют, как правило, два якорных (белых круговых) огня: носовой якорный огонь — на надстройке в носовой части подводной лодки, кормовой якорный огонь — в кормовой части подводной лодки или на стабилизаторе ниже носового якорного огня. |
огни и знаки судна, лишенного возможности управляться | подводные лодки большинства государств не выставляют. Подводные лодки наши и ФРГ могут выставлять сигнал такого судна над рубкой на специальном штоке выше топового огня, но расстояние между огнями, знаками и размеры знаков меньше предусмотренных МППСС. |
рында | |
при режиме ориентации «Курс» | изображение ориентируется не относительно меридиана, а относительно диаметральной плоскости (ДП) судна. |
ведение радиолокационной прокладки | Радиолокационная прокладка (ручная или автоматическая) представляет собой графоаналитический метод обработки радиолокационной информации при решении задачи расхождения судов. Различают истинную и относительную радиолокационные прокладки. |
опасная цель | |
потенциально опасная цель | принято называть судно, неблагоприятный маневр которого может вызвать необходимость предпринять немедленные действия для предупреждения столкновения с ним или повлиять на выполнение действий по предупреждению столкновения с опасной целью. |
безопасная цель | принято называть судно, которое не представляет реальной или потенциальной опасности или возникновение такой опасности маловероятно и при надлежащем наблюдении за ним будет время своевременно предпринять действия для предупреждения столкновения, если его неблагоприятный маневр приведет к возникновению опасности столкновения. |
уверенное действие понимают такое действие, которое, решая задачу предупреждения столкновений судов, одновременно является хорошо наблюдаемым, понятным, не вызывающим сомнений в своих намерениях у другого судна. Действие, предпринимаемое для предупреждения столкновения, если предписания Правил выполняются с умелым учетом опыта обычной морской практики применительно к обстоятельствам и условиям конкретного случая предупреждения столкновения естественно или искусственно суженный участок водного пути, в пределах которого маневрирование судов невозможно или крайне затруднено. | |
проход | узкий участок водного пространства между мысами, островами, рифами, банками, гидротехническими сооружениями и другими навигационными опасностями, доступный для сквозного плавания. Отличается от пролива небольшим протяжением и всегда судоходен. В проливе может быть несколько проходов. |
фарватер | безопасный водный путь среди различного рода препятствий, обычно показанный на карте, специально обследованный (например, промером, гидрографическим тралением), обозначенный средствами навигационного оборудования или отыскиваемый на местности по приметным пунктам (естественным створам и т. п.) либо с помощью технических средств. Протяженность фарватера может достигать нескольких сот миль. |
зона или линия разделения движения | |
полоса движения | определенный район, в пределах которого установлено одностороннее движение. Полоса движения имеет внешнюю границу. Внутренней границей полосы движения является зона или линия разделения. |
зона прибрежного плавания | |
район повышенной осторожности плавания | это район, в пределах которого суда должны следовать с особой осторожностью и где может быть рекомендовано направление потоков движения судов. |
наветренная сторона | |
обгоняемое судно | это судно на ходу (в том числе и не имеющее хода относительно воды), к которому подходит с направления более 22,5° позади его траверза другое судно любой категории. |
решительное действие | |
чисто разойтись с другим судном | разойтись с другим судном на безопасном расстоянии. |
маневром последнего момента. |