Что такое сугубая ектения о здравии
Что такое «Сугубая ектения»?
Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:
Сначала определим значения слов «ектения» и «молебен».
Ектения (от греч. “усердие”, “протяжение”) – ряд молитвенных прошений, произносимых диаконом или священником от лица всех молящихся во время богослужения. Начинается ектения с призыва к молитве, за которым следуют различные прошения и завершается возгласом, прославляющим Бога (произносится священником). После каждого прошения в зависимости от его содержания хор поет “Господи, помилуй”, “подай, Господи” или “Тебе, Господи”.
По содержанию и числу прошений в русской церковной практике различают великую, малую, сугубую и просительную.
Сугубая ектения (от слав. “сугубити” – “усиливать, удваивать”) – начинается словами “рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем” (“рцем” означает “будем говорить”). Название этой ектении указывает на усиленное моление (поэтому ее называют “ектенией прилежного моления”). Содержит, в основном, прошения о лицах: Патриархе, правящем архиерее, стране (правителях и воинстве), о почивших христианах (в первую очередь, создателях храма), а также о всех тех, кто совершает в нем богослужение и выполняет различные послушания, а также о предстоящих. На каждое прошение, произносимое диаконом или священником, хор отвечает троекратным “Господи, помилуй”.
Молебен – один из видов частного богослужения. Отличается краткостью и имеет просительный либо благодарственный характер. Молящиеся просят Господа, Богородицу или святого о ниспослании милости либо благодарят за получение благ.
Различаются молебны общественные и частные. Первые совершаются, как правило, в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учебного года, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д. Частные молебны совершаются по просьбам отдельных лиц: например, на благословение дома, на освящение и благословение пищи, о ниспослании духовного и телесного здоровья. В разных храмах существуют определенные дни для совершения таких молебнов.
Таким образом, сугубая ектения не является молебном, но может входить в последование молебна. В некоторых приходах есть традиция вставлять прошения о болящих, о путешествующих и т. п. в последование сугубой ектении.
С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.
Что такое сугубая ектения, как его читать на литургии и особенности прошения
Порядок богослужений складывался в течение многих столетий. На Божественной литургии сугубая ектения занимает центральное место. Прежде, чем хлеб и вино преложатся в Тело и Кровь Христово, и верующие получат Святое причастие Даров Божиих, присутствующие в храме вместе со священнослужителем и клиросом обращаются к Господу с молитвенными просьбами.
Понятие ектении
В состав большей части православных богослужений входит ектения (молитвенные прошения к Богу). Содержание и последовательность обращений установлена Типиконом.
В православной традиции приняты 8 разновидностей ектении (в зависимости от характера службы):
Сугубая означает, что ее прошения к Богу читаются с особой проникновенностью.
Малая – это сокращенный вариант великой, в которой содержится призывы:
Просительная читается в 2-х вариантах. Каждое прошение заканчивается словами «…у Господа просим».
Заупокойная ектения бывает великая, малая и тройная. В великой заупокойной читаются 13 прошений, в малой и тройной – по 3 прошения, произвольно взятые из текста великой.
Сугубные прошения и молебны
Особая молитва-просьба, обращенная к Богу во время литургии, называется сугубым прошением. Она касается нужд конкретных людей.
Молитвенные обращения могут быть:
Просьба подается в церковной лавке в виде записки, подписанной «сугубое прошение». Подать ее можно только за крещеных в православие. Записки передаются на алтарь, где их зачитывает священник во время молитвы на проскомидии. Когда дьякон выходит на сугубую ектенью, он призывает всех мирян в храме присоединиться к молитве о поданных прошениях.
Попросить Бога о помощи можно также, заказав частное богослужение (молебен). Молебны заказывают по тем же причинам, что и сугубые прошения. Совершаются они после Литургии или в дневное время, между богослужениями. Священник выходит к аналою и читает вступительные молитвы. Затем следуют чтение канона Богу, Богородице, святым или православному празднику в этот день. В завершении молебна священник зачитывает записки с именами, окропляет всех святой присутствующих в храме святой водой.
Сугубая ектения на литургии
Сугубая ектения – это значит, что верующих призывают молиться, полностью сосредоточившись на обращении к Господу. Молитва состоит из нескольких кратких прошений, на каждое из которых следуют молитвенные восклицания хора. Аккламации клироса «Господи, помилуй» звучат после второго прошения по три раза, усиливая эмоциональный фон ектении.
Сугубая ектения – молитва о лицах, просительная – о вещах и нуждах, потребным людям.
Об этой форме богослужения известно с X-XI веков, когда в литургии апостола Иакова содержится молитва, близкая по содержанию к современной сугубой ектенией. По сути, она есть повтор и дополнение великой ектении.
Правила чтения
Особенность богослужения заключается в том, что ектения всегда читается в перекличке с хором, ответы которого на обращения диакона/священника называются аккламациями и могут звучать, как:
Начиная с древних богослужений и до настоящего времени, произносится молитва диаконом (священник читает молитву в том случае, если в штате клира нет диакона). Молитвословия произносятся медленно и протяжно, каждое сопровождается крестным знамением и поясным поклоном.
1. Рцем вси от всея души и от всего помышления нашего рцем.
2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Тис я, услыши и помилуй.
Этих двух прошений нет на вседневной вечерне и утрене всех видов (кроме утрени Великой субботы).
Го́споди, поми́луй (1 раз). Поет на каждое прошение.
4.Еще́ мо́лимся о вели́ком господи́не и отце́ на́шем Святе́йшем Патриа́рхе (имярек), и о Господи́не на́шем Преосвяще́ннейшем епи́скопе (имярек) и о всей во Христе́ бра́тии на́шей.
5.Еще́ мо́лимся о Богохрани́мей стране́ на́шей, власте́х и во́инстве ея́, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́.
6. Еще́ мо́лимся о блаже́нных и приснопа́мятных созда́телех свята́го хра́ма сего́ (а́ще во оби́тели: святы́я оби́тели сея́), и о всех преждепочи́вших отце́х и бра́тиях, зде лежа́щих и повсю́ду, правосла́вных.
7.Еще́ мо́лимся о ми́лости, жи́зни, ми́ре, здра́вии, спасе́нии, посеще́нии, проще́нии и оставле́нии грехо́в рабо́в Бо́жиих, бра́тии свята́го хра́ма сего́ (а́ще во оби́тели: святы́я оби́тели сея́).
8. Еще́ мо́лимся о плодонося́щих и доброде́ющих во святе́м и всечестне́м хра́ме сем, тружда́ющихся, пою́щих и предстоя́щих лю́дех, ожида́ющих от Тебе́ вели́кия и бога́тыя ми́лости.
Поёт на каждое прошение.
На вечерне, утрене и литургии:
Я́ко ми́лостив и Человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.
Услы́ши ны Бо́же, Спаси́телю наш, упова́ние всех конце́в земли́, и су́щих в мо́ри дале́че: и ми́лостив, ми́лостив бу́ди, Влады́ко, о гресе́х на́ших, и поми́луй ны. Ми́лостив бо и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́, и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в.
Текст молебна
Сугубая ектения состоит из следующих прошений:
Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).
Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услышь и помилуй.
Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услышь и помилуй.
Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве.
Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.
Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.
Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.
Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; – о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.
Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего.
(В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба).
Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме, а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости).
Важные особенности особых прошений на литургии
В молитвенных обращениях к святым православные верующие просят их не о прямой помощи, а о том, чтобы они помолились за них Богу. В обращениях молебнов и акафистов, обращенным к святым, в тексте слова: «Моли Бога о нас».
В современном тексте сугубой ектении могут встречаться прошения, не всегда читаемые на богослужениях. К молению «…о братиях наших по службе и по Христу» может быть добавлено: « …молимся о братиях наших священницех и священномонасех». Эта редакция относится к иерусалимскому служебнику, так как венецианская (общевосточная) допустила неточность, не включив в текст о братстве слова о высшем клире.
Советы церкви
К молитвам великой, сугубой, малой и просительной ектений могут быть добавлены специальные просьбы:
Но текст таких прошений не может быть произвольным: он должен быть взят из молебных пений или получить одобрение высшего клира. Ектению нельзя «перегружать» чрезмерным количеством прошений, а также длинным поименным списком о здравии и спасении.
Православная литургическая практика позволяет после сугубой прочесть заупокойную ектению с молитвой «Боже духов…». Между ектениями недопустимо читать кондак «Со святыми упокой».
Ектения
Ектения́ (от греч. ἐκτενὴς (ἱκεσία) (протяженное, сугубое (моление)) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи».
Оканчивается ектения возгласом священника. Ектения бывает нескольких видов: великая – начинается словами «Миром Господу помолимся»; сугубая, т.е. усиленная, – начинается: «Рцем вси, от всея души…», с троекратным «Господи, помилуй» на каждое прошение (начиная с третьего); просительная – в ней прошения заканчиваются пением «Подай, Господи» и малая – состоит только из трех прошений и начинается словами «Паки и паки…» (т.е. «снова и снова»).
Кроме этих видов, есть еще ектения об оглашенных, произносимая на литургии, ектения об умерших – т.н. заупокойная, и ектения с особыми прошениями, произносимые при совершении таинств и иных чинопоследований. Каждое молитвенное прошение ектении сопровождается крестным знамением и поясным поклоном.
«Ектения – молитва совершенно особого характера. Она рассчитана на возможно меньшее утомление внимания, на постоянное возбуждение его. Ввиду этого цельная молитва делится на ряд кратких отрывочных прошений, которые прерываются пением еще более кратких молитвенных восклицаний «Господи, помилуй», «Подай, Господи».
Название этой молитвы «ектения», εκτενή – напряженное, прилежное моление, в греческих богослужебных книгах, впрочем, усвояется только так называемой у нас «сугубой ектении»; ектения же вообще называется там συναπτή (подразумевается ευχή) – составная молитва.
Название ектении усвоено этого рода молитвам потому, что они являются особенно усердными молитвами, возносимыми от всех верующих. С целью привлечения к участию в них всех они произносятся не священником, лицом, по первоначальному обычаю, преклонного возраста («пресвитер»), а диаконом, почему ектения в древних памятниках богослужения называлась τα διακονικά, «диаконства».
Ввиду же того, что диакон не является священнодействующим лицом в собственном смысле, ектения составляется не в собственно молитвенных выражениях, а в выражениях, приглашающих к молитве и указывающих предметы ее. Но по временам (на великой ектении в конце, в последнем прошении, а на сугубой и просительной в начале) это приглашение к молитве возвышается до настоящей молитвы («Заступи, спаси…», «Помилуй нас, Боже…»)».
Во время Богослужения мы часто слышим ряд молитвенных прошений, произносимых протяжно, медленно, возглашаемых диаконом или священником от лица всех молящихся. После каждого прошения хор поет: «Господи, помилуй!» или «Подай, Господи». Это так называемые ектении, от греческого наречия ектенос – «усердно».
Ектении разделяются на несколько видов:
Великая ектения
Сокращенная великая ектения
Великая ектения состоит из 12 прошений или отделов.
1. Миром Господу помолимся.
Это значит; Призовем на наше молитвенное собрание мир Божий, или благословение Божие и под сению лица Божия, с миром и любовью к нам обращаемого, приступим к молениям о наших нуждах. Равным образом и молиться будем в мире, простивши взаимные обиды ( Мф.5:23-24 ).
2. О свышнем мире и спасении душ наших, Господу помолимся.
«Мир свышний» – это мир земли с небом, примирение человека с Богом или получение от Бога прощения в грехах чрез Господа нашего Иисуса Христа. Плодом же прощения грехов или примирения с Богом, служит спасение наших душ, о чем мы также молимся во втором прошении Великой ектении.
3. О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся.
В третьем прошении мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших).
Второй предмет прошения; благостояния, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ.
Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем» ( 1Кор.15:28 ).
4. О святом храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он, Господу помолимся.
Благоговение и страх Божий выражаются в молитвенном настроении, в отложении житейских попечений, в очищении сердца от вражды и зависти. С внешней стороны благоговение выражается в телесной чистоте, в приличной одежде и в воздержании от разговоров и озираний по сторонам.
Молиться о Святом Храме, значит просить Бога, чтобы не отступал никогда Он от храма своею благодатию; но сохранил от осквернения врагами веры, от пожаров, землетрясений, грабителей, чтобы в храме не оскудевали средства для поддержания его в цветущем состоянии.
Храм именуется святым по святости священных действий, в нем совершаемых и по благодатному присутствию в нем Бога, со времени освящения. Но не для всякого доступна благодать, в храме пребывающая, а только для вступающих в него с верою, благоговением и страхом Божиим.
5. О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имя), о Господине нашем Высокопреосвященнейшем митрополите (или: архиепископе, епископе) (имя), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.
6. О Богохранимей стране нашей (Российстей), властех и воинстве ея, Господу помолимся.
7. О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся.
Мы молимся не только о своем городе, но о всяком другом городе и стране, и о жителях их (потому что по христианскому братолюбию, мы должны молиться не только о себе, но и о всех людях).
8. О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени.
9. О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся.
В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью 1 ) и 3) о находящихся в плену.
10. О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся.
В этом прошении мы просим Господа избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, то есть от горя, бедствий и невыносимого стеснения.
11. Заступи, спаси, помилуй, и сохрани нас, Боже, Твоею благодатью.
В этом прошении мы молим Господа оградить нас, сохранить и помиловать чрез Его милость и благодать.
12. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу Нашу Богородицу, и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувши сами себя, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Матерь Божию мы потому постоянно призываем в ектениях, что Она служит нашей Заступницей и Ходатайницей перед Господом. После обращения за помощью к Матери Божией Св. Церковь советует себя, друг друга и всю жизнь нашу поручить Господу.
Великая ектения иначе называется «мирною» (потому что в ней часто испрашивается людям мир).
В древности ектении были сплошными молитвами по форме и общими молитвами всех присутствующих во храме, доказательством чего и является, между прочим, слова «Господи помилуй», следующие за возглашениями диакона.
Сугубая ектения
Вторая ектения называется «сугубой», то есть усиленною, потому что на каждое прошение, произносимое диаконом, певчие отвечают тройным «Господи помилуй». Сугубая ектения состоит из следующих прошений:
1. Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем.
Скажем Господу от всей души и от всего помышления нашего: (далее и поясняется, что именно скажем).
2. Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Господи Вседержитель, Боже отец наших, молимся Тебе, услыши и помилуй.
3. Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй.
Помилуй нас, Господи, по Твоей великой благости. Молимся Тебе, услыши и помилуй.
4. Еще молимся о всем Христолюбивом воинстве.
Еще молимся за всех воинов, как защитников Веры и Отечества.
5. Еще молимся о братиях наших, священницех, священномонасех, и всем во Христе братстве нашем.
Еще молимся о братиях наших по службе и по Христу.
6. Еще молимся о блаженных и приснопамятных святейших Патриарсех православных, и благочестивых царех, и благоверных царицех, и создателех святого храма сего, и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Еще молимся о свят. православных Патриархах, о благоверных православных царях и царицех; – о всегда памятных создателях Св. храма; о всех наших умерших родителях и братьях, погребенных здесь и в других местах.
7. Еще молимся о милости, жизни, мира, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих братии Святого храма сего.
В этом прошении мы просим у Господа телесных и духовных благ прихожанам того храма, где совершается служба.
8. Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Еще молимся о людях: «плодоносящих» (т.е. приносящих вещественные и денежные пожертвования на богослужебные потребности в храме: вино, елей, фимиам, свечи) и «добродеющих» (т.е. производящих украшения в храме или жертвующих на поддержание благолепия в храме), а также о делающих какую-нибудь работу в храме, например, читающих, поющих, и о всех людях, находящихся в храме в ожидании великой и богатой милости.
Просительная ектения
Просительная ектения состоит из ряда прошений, оканчивающихся словами «у Господа просим», на которые певчие отвечают словами: «подай Господи». Читается просительная ектения так:
1. Исполним (вечернюю или утреннюю) молитву нашу Господеви.
Совершим (или дополним) нашу молитву к Господу.
2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Защити, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
3. Дне (или вечера) всего совершение, свята, мирна и безгрешна, у Господа просим.
Испросим у Господа, чтобы нам этот день (или вечер) провести целесообразно, свято, мирно и безгрешно.
4. Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Испросим у Господа Св. Ангела, который является верным наставником и хранителем души нашей и тела.
5. Прощения и оставления грехов и прегрешений наших, у Господа просим.
Испросим у Господа прощения и оставления грехов (тяжких) и прегрешений (легких) наших.
6. Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.
Испросим у Господа всего полезного и доброго нашим душам, спокойствия всем людям и всему миру.
7. Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати, у Господа просим.
Испросим у Господа, чтобы оставшееся время нашей жизни мы прожили в мире и спокойной совести.
8. Христианская кончины живота нашего, безболезнены, непостыдны, мирны, и Добраго ответа на страшном судищи Христово, просим.
Испросим у Господа, чтобы кончина наша была бы христианской, то есть с исповедью и Причащением Св. Тайн, безболезненной, непостыдной и мирной, то есть чтобы мы перед кончиной помирились со своими близкими. Испросим доброго и безбоязненного ответа на Страшном Суде.
9. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.
Малая ектения
Малая ектения представляет собой сокращение великой ектении и заключает только следующие прошения:
1. Паки и паки (снова и снова) миром Господу помолимся.
2. Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
3. Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и Друг Друга, и весь живот наш Христу Богу предадим.
Иногда к этим прошениям великой, сугубой, малой и просительной ектений присоединяются еще другие, составленные по специальному поводу, например, по случаю погребения или поминовения усопших, по случаю освящения воды, начала учения, наступления Нового Года.
Эти ектений с дополнительными «изменяющимися прошениями» содержатся в особой книге для молебных пении.
Заупокойная ектения
в) Тройная заупокойная ектения состоят из трех прошений, в которых повторяются мысли великой ектении.
Ектения об оглашенных
Ектения о выходе оглашенных
Ели́цы оглаше́нии, изыди́те; оглаше́ннии, изыди́те; ели́цы оглаше́ннии, изыди́те. Да никто́ от оглаше́нных, ели́цы ве́рнии, па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся.
Благодарственная ектения
Примечание
1 Иные значения слова “страждать”: 1) страдать, мучиться; 2) много трудиться, работать; 3) сносить, терпеть; 4) подвизаться, подвергаться. (Протоиерей Григорий Дьяченко. Полный церковнославянский словарь).