Что такое сукноделие в истории

Описание суконной ткани: состав и свойства материала

Что такое сукно — ткань для пальто или материал для покрытия бильярдного стола? Название у материала одно, но назначение совсем разное. Для полного понимания стоит разобраться в вопросе: сукно из чего делают и как применяют. Что за ткань удивительная, если сукно — это и пальто, и шинель, и бильярд?

История появления ткани

История появления материала сукно корнями уходит в далекое прошлое. Находки археологов сообщают, что в далеком прошлом были придуманы приспособления для изготовления подобной ткани. В дальнейшем они совершенствовались. В средневековой Европе сукноделие стало основным источником дохода для экспортирующих его стран — Великобритании, Саксонии, Франции. Киевская Русь во главе с великим князем Владимиром Красное Солнышко также наладила производство ткани. Это была грубая, плотная материя, которая отлично защищала от суровых морозов соотечественников, а также приносила немалый доход в казну. Текстильные фабрики открылись в России по указу Петра I. Руководил ими светлейший князь Меньшиков. Основной задачей было снабжение регулярной армии недорогим сукном для обмундирования.

Важно! Выражение «под сукно положить» означает оставить без внимания, без рассмотрения — так сообщает толковый словарь. В России столы чиновников накрывались сукном. Под него и убирали бумагу, которую не хотели пускать в дело или просили за нее взятку.

Состав и технология производства

Сукно ткань производится из шерстяных или смесовых волокон. Лучшее и поэтому самое дорогое сырье — шерсть мериноса. Обратите внимание! Для более дешевых изделий используют верблюжью и овечью шерсть в комбинации с синтетическими, хлопчатобумажными и вискозными волокнами.

Технологический процесс создания материала включает в себя достаточно много этапов:

Описание суконных тканей

Ткань может быть полностью натуральной или искусственной. Натуральными считаются полностью шерстяные или полушерстяные с матовой поверхностью и ворсом. Нити очень плотно расположены друг к другу, настолько близко, что между ними не образуется просветов. Внешний вид материала напоминает войлок. Шерстяное сукно получается переплетением одинаковых волокон для основы и утка. Искусственную ткань ткут из хлопчатобумажной основы и утка смешанного состава (шерсть и вискоза).

Что такое сукноделие в истории. Смотреть фото Что такое сукноделие в истории. Смотреть картинку Что такое сукноделие в истории. Картинка про Что такое сукноделие в истории. Фото Что такое сукноделие в истории

Различные виды сукна

Материю производят различной по степени плотности:

Обратите внимание! Суконным тканям часто дают названия по их предназначению.

Поэтому наименования попадаются следующие:

Полностью натуральное, шерстяное подразделяется на два больших вида:

Важно! Самая дорогая ткань, которая используется для генеральских парадных шинелей, называется сукно-кастор. Серого цвета, имеет атласное покрытие.

Отдельный вид — сермяга. Это домотканое, грубое, неокрашенное сукно. Само слово уже устаревшее, но ткань такая существует.

Для всех видов суконной ткани характерны следующие свойства:

Область применения

Искусственное сукно нашло свое применение в промышленности — впитывают лишнюю влагу в прессе при производстве бумаги. Его так и называют — сушильное. Для очистки воздуха в очистных установках используют фильтровальное.

Городское применяется для пошива верхней одежды, красивой и прочной. Меланжевые костюмы, гладкокрашеные пальто и кардиганы, юбки. Эластичность тонкого сукна успешно использует модная индустрия — накидки-пелерины с красивыми драпировками. Специальное шляпное используют для изготовления головных уборов. А также изготавливают сумки, шарфы и платки.

Из армейского сукна изготавливают военную форму — мундиры, брюки, шинели для личного состава. Тонкая, более рыхлая ткань используется для летней формы, плотная и тяжелая — для зимней. Приборное используют для нашивок и шевронов на форменной одежде. Шинельное сукно идет не только для военных. За счет его способности противостоять искрам и высоким температурам его успешно используют на производстве — из него шьют рукавицы и комбинезоны для рабочих. Очень популярно шинельное сукно у охотников. Не издает шума и шуршания при движении, не боится искр. Можно неслышно подкрадываться к добыче, а после успешной охоты греться у костра. А главное — сохраняет еле уловимый овечий запах, что очень привлекает зверя.

Что такое сукноделие в истории. Смотреть фото Что такое сукноделие в истории. Смотреть картинку Что такое сукноделие в истории. Картинка про Что такое сукноделие в истории. Фото Что такое сукноделие в истории Охотничий суконный костюм

Важно! По уникальной технологии производится сукно для бильярдных столов. Для придания мягкости ткань погружают в специальный раствор. Затем при сушке ворсинки укладывают в одном направлении. Это придает поверхности необычайную гладкость. Сукно для бильярда бывает универсальным и специального назначения: для пула, снукера и пирамиды. Выпускается насыщенного зеленого цвета. За его высокую устойчивость к истиранию иногда используют для перетяжки мебели.

Для изготовления обуви используют шерстяное сукно с ворсом. Большой популярностью пользуются сапоги и ботинки специального назначения — армейские, охотничьи.

Из мягких видов делают одеяла. Их используют в казармах и лечебных заведениях. Ценят за натуральность и экологичность.

Уход за сукном

Изделия из сукна для очистки от загрязнений необходимо сдавать в химчистку, стирать их запрещено, поскольку ткань может деформироваться. В домашних условиях можно гладить. Для тонкого сукна температура утюга небольшая, если ткань плотная, можно выставить максимальную температуру. Для выведения небольших пятен разрешается воспользоваться специальными средствами, предварительно испытав их на небольшом незаметном участке. Манжеты, воротники и клапаны на одежде необходимо регулярно очищать от катышков специальной машинкой.

Сукно пользуется большим спросом в России. Да это и неудивительно — практичная, теплая ткань, с которой не страшны морозы. Популярна у мужчин и женщин, знакома всем любителям популярной игры в бильярд.

Источник

Сукноделие

Наиболее развитой отраслью деревенской промышленности в XVI в. было сукноделие северных и западных районов страны. Города, охваченные тревогой, стремились получить от парламента акты, ограничивающие развитие сельского капиталистического производства, но из этих законов почти сразу же делаются исключения для всех северных графств, Уэльса, Корнуолла, Суффолка и Кента, а несколько позднее и для сукнодельческих районов Эссекса, Уилтшира, Сомерсета и Глостершира.

Множество мелких предпринимателей работало еще и во второй половине XVI в. самостоятельно. Чесальщик или прядильщик покупал шерсть и, переработав ее, отдавал затем пряжу ткачу; ткач продавал готовое сукно купцу. Купец отдавал сукно в краску и только после этого его экспортировал. Но в этот период все больше возвышается категория посредников-скупщиков, связывающих отдельных мелких производителей. Эти посредники довольно быстро становятся хозяевами мелких кустарей и низводят их до положения наемных рабочих.

В текстильной промышленности концентрация рабочих во второй половине XVI в., за исключением некоторых предпринимателей, была в общем невелика: здесь редко работало более ста человек на одном предприятии. Даже в начале XVII в. большая часть рабочих-ткачей еще работала на дому и в мастерских с маленьким количеством рабочих. А это очень показательно для общего уровня развития капиталистического производства в Англии, так как именно в текстильной промышленности работала одна треть всего промышленного населения страны.

Наиболее известные централизованные мануфактуры XVI в. — это предприятия Томаса Спринга из Лавенгема и Джона Уичкомба из Ньюбери (в Беркшире).

Источник

Сукноделие

Сукнодельная промышленность досталась Возрождению в наследство от средних веков. Собственно, эта отрасль ни на миг не прерывала своего существования. Сукна были самой ходовой тканью среди городского населения, которое и по своему социальному положению не могло претендовать на дорогие заморские ткани. Тонкие сукна являлись важной статьей европейского экспорта.

Наиболее прибыльная отрасль средневековой экономики, сукноделие в XIV–XV вв. практически не изменилось по сравнению с XII–XIII вв., эпохой Высокого Средневековья. Еще в период господства цехов, сукнодельное производство было разделено на ряд производств, каждое из которых контролировал особый цех. Поэтому, когда на место цехов стали постепенно приходить частные мануфактуры, сложившуюся структуру производства было уже невозможно изменить. Мастера в лавках и мануфактурах пользовались одними и теми же исконными методами обработки сырья.

Рис. 144 [Илл. – Герб гильдии суконщиков Флоренции. (Renaissance, стр. 55 верхн. рис.)]

В других областях в эпоху Возрождения происходило определенное движение, причем в сферах, смежных с суконным производством, но мало отражалось на нем. Благодаря развитию новой художественной культуры XV–XVI вв., начала развиваться химия, в средние века существовавшая лишь в рамках алхимии, более связанной с философией, чем с практикой. Художники и ученые экспериментировали с природными красками, добиваясь новых цветов и оттенков. Но все эти опыты проходили мимо лавок красильщиков шерсти. Сукно окрашивали в те же цвета, что и два, и три века назад.

Разумеется, такой консерватизм было бы ошибочно объяснять только ретроградством цеховых уставов, запрещавших новизну. Дело было и в обществе. Цветовая гамма одежды вплоть до конца XVI–XVII вв. четко определялась социальным статусом того, кто ее носил. Яркие красочные ткани были уделом знати, а темные тона – горожан. Но прогресс не коснулся сукноделия не только с эстетической, но и с технической точки зрения. Технология окрашивания ткани с помощью натуральных красителей сохранялась, невзирая на сильно возросшие объемы производства.

Центр суконного производства в эпоху Возрождения перекочевал из Италии далеко на север, во Фландрию. Политическая нестабильность на Апеннинах, постоянные войны между городами привели к тому, что Тоскана утратила свою прежнюю роль в европейской экономике. Фландрия, где политические условия в XIII–XV вв. больше благоприятствовали развитию промышленности, была, в отличие от итальянских областей, исключительно производственным центром. Флорентийцы использовали для производства сукна и привозную, и местную шерсть. Фламандское же производство почти полностью базировалось на английском сырье. С одной стороны, это ставило фламандских мануфактуристов в зависимость от заграничных поставок, с другой – сулило немалые выгоды. Фландрия была ценным партнером для Англии, а следовательно – и политическим союзником. Кроме того, фламандцы могли не беспокоиться об обработке сырья и совершенствовать производственный процесс. К XVI в. фламандские сукна были уже самыми знаменитыми во всей Европе.

Источник

EM-ENGLAND

England’s History of the XVI-XVII centuries

Парламентское законодательство и развитие сукноделия в эпоху Тюдоров и Стюартов

Важной особенностью английского абсолютизма являлось отсутствие развитой бюрократической системы. Тюдоры были вынуждены использовать парламент, проводя через него свои законы, направленные на сохранение существующего порядка. Уже в эпоху ранних Тюдоров наблюдается вмешательство правительства и парламента в экономику и социальное развитие страны [5]. Особенно этот процесс усилился во второй половине XVI в. Во время правления Марии и Елизаветы I было издано 130 статутов, а за весь XV в. – около 200, то есть налицо возросшая активность государства в регулирование экономики и социальных отношений [1.с.48-50].

Исходя из той роли, которую играло сукноделие в экономической жизни страны, можно объяснить и пристальное внимание к этой отрасли производства со стороны государства. Если в XVв. было принято 30 статутов, касающихся сукноделия, что составляло 15% от всех принятых в течение столетия [8. Vol. 2.], то только во второй половине XVI в. таких актов было зафиксировано уже 39, или 25% от общего числа статутов за этот период [8. Vol. 3-4.]. Можно констатировать, что, пик законотворческой деятельности в области сукноделия пришелся на эпоху правления поздних Тюдоров.

Государство через парламентские статуты старалось осуществлять свой контроль над сукноделием. Тюдоровское законодательство обращало внимание на поддержание высокого качества английского сукна, чтобы оно успешно продавалось в стране и особенно на континенте. С проданного сукна государство получало значительные доходы в виде налогов и пошлин.

Нарушения же в XVI в. становятся более частыми, об этом свидетельствует и рост числа статутов принятых в этот период. В середине XVI в. выходит целый ряд королевских статутов, посвящённых сукноделию, в которых определяется размер, вес и цена сукна, штрафы за его нарушения. Например, были технологические нарушения – добавка других видов сырья, растягивание, утяжеление сукна и т.п. Поэтому акты предписывают назначать в корпоративных городах чиновников, которые контролировали бы производство сукна. Для северного сукна (керси) акты установили, что один кусок керси должен быть 20 ярдов длины, 7 четвертей ярда ширины и 46 фунтов веса[8. Vol. 3.p. 543-544; p.854;p. 908-909; Vol. 4. p. 136-141].Например, статут 1552 г. [8. Vol. 4. p. 136-141]делал попытку подвести под регулирование 22 типа сукон, производимых в Англии в это время. Затем этот акт был повторен 1557 и в 1597 годах[8. Vol. 4. p.323-326. p. 920-923].

Законодатели обычно пытались обосновать принятие того или иного закона. Особенно это касалось актов в отношении экономической политики.

В частности, в преамбуле к статуту 1556 г. отмечается наличие богатых сукноделов, которые увеличивают количество станков, нанимают неквалифицированных рабочих, что ведёт к обнищанию простых ткачей, поэтому сукноделам запрещается иметь в городе более 1 станка, а ткачам за пределами города более 2 станков. Количество учеников ограничивалось двумя. К этому акту было очень важное добавление о том, что северные графства исключаются из этого правила, и что в них любой может держать станки в своём доме[8. Vol. 4.p.286-287]. Эти ограничительные меры были приняты в первую очередь для поддержания цехового ремесла от конкуренции со стороны сельского промысла.

Для сукноделов Уэст-Райдинга, расположенного на юго-западе Йоркшира, издавали специальные законы. В 1555 г. был издан акт о продаже шерсти в Галифаксе. В преамбуле к этому акту даётся картина того, в каких условиях производилось сукно в районе Галифакса. В акте говорилось, что округ Галифакс расположен на пустошах, где нет плодородной земли, которая давала бы достаточно зерна и других продуктов питания, но в то же время, в районе очень много жителей, живущих за счёт производства сукна, и многие из них не в состоянии ни держать лошадь, чтобы доставлять шерсть, ни купить у торговца сразу несколько мешков шерсти, как предписывал акт 1552 г., а за последние 40 лет количество домов в Галифаксе увеличилось до 500, и если впредь жители округа не смогут покупать шерсть в малых количествах, то им нечем будет заняться; поэтому акт разрешал жителям Галифакса продавать и покупать шерсть в любом количестве[8.Vol. 4.p. 288]. В 1562 г. этот акт был распространён и на другие северные графства.

Подобное законодательство было и в отношении других регионов с развитым сукноделием, в частности, для Юго-Запада Англии. Наиболее важным для местного сукноделия явился акт парламента от 1533 г.[8.Vol. 3. p. 459-460],который непосредственно касался Вустершира. Он ограничивал конкуренцию со стороны села и разрешал производство сукна только в Вустере и четырёх рыночных городках графства (Дройтвиче, Ившеме, Киддерминстере и Бромсгрове). Статут 1551 г.[8.Vol. 4. p.136-141] ограничивал стандарты местного сукна, пытаясь уравнять его с производимым в Глостершире и Уильтшире. Однако это вызвало резкие протесты со стороны сукноделов Вустера, и эти ограничения были отменены в 1557 г.[8.Vol. 4. p.323-326].Городские власти под влиянием парламентских статутов принимали свои меры, но в основном постоянный контроль над производством находился в руках местных цехов.

Анализ законодательства Тюдоров показывает, что государство стремилось с помощью этих актов помочь цехам в конкуренции с сельскими сукноделами, но эти меры давали слабый эффект. Они шли против экономического развития страны. Поэтому в конце XVI – начале XVII в. эти ограничения смягчались. Из действия этих законов были исключены основные районы сукноделия [8.Vol. 4. p.724-726].

Многие из мер правительств были приняты под напором проблем, возникших в жизни английского общества, а не в результате разработанных социально-экономических программ. Ярким примером этого служит промышленное законодательство 1550-х годов, когда случился кризис в сукноделии. В результате за 7 лет было принято 11 статутов, а за последующие 43 года только 20[8.Vol. 4.].

Всей системе экономической политики Тюдоров присуще стремление сохранить и продлить старые феодальные отношения. Это вело к все большему вмешательству государства во все аспекты экономической жизни, которая отличалась пестротой существующих в ней тенденций. Отношения старого (феодального) и нового (капиталистического) были очень запутаны. Конкретный пример такого развития дает сукноделие и отношение к нему королевской власти через парламентское законодательство, которое было направлено на сохранение стабильности и отличалось непоследовательностью и противоречивостью под натиском перемен. Следует отметить, что в первой четверти XVII столетия – правление Якова I – парламентское законодательство в отношении сукноделия продолжало практику периода поздней Елизаветы I, а при Карле I парламент фактически этими вопросами не занимался.

Обзор тюдоровского законодательства позволит нам выяснить специфику государственного регулирования сукноделия во второй половине XVII в.Об этом можно судить, исследуя законотворческую деятельность английского парламента эпохи Реставрации (1660-1680 гг.)[8.Vol. 5.].

Предваряя анализ парламентских законов в области сукноделия, обратимся вначале к некоторым статистическим показателям. За этот двадцатилетний период было принято 239 законов[8.Vol. 5.р. 179-942.].В течение первого десятилетие законодательная деятельность парламента была наиболее интенсивной. За период с 1660 по 1670 г. был выпущен 201 статут или 84,1%., от всех принятых за этот период законов, т.е. подавляющее большинство (см. табл. N 1.).

Таблица 1.

Количество законов, принятых парламентом по годам.(1660-80 гг).

Следует отметить, что 34% или 71 акт,[8.Vol. 5.р.179-942] из принятых парламентом законов в рассматриваемый период, носили чисто экономический характер, ибо регулировали различные стороны хозяйственной деятельности в государстве (сельское хозяйство, торговлю, промышленность и строительство). Среди последних отраслей пристальное внимание парламента было уделено угольной промышленности (2 акта 1664 и 1677 гг.) [8.Vol. 5.р.552-553, 891.]и дорожному строительству (4 акта 1662, 1664, 1670 и 1677 гг.)[8.Vol. 5.р.351-357, 558-559, 682-685, 890]. Эти цифры говорят о том, что сукноделие оставалось приоритетным направлением в области промышленной политики парламента, ибо на его долю пришлось почти половина всех актов в этой сфере экономики.

Фактически такое же количество актов, а их по нашим подсчетам было 75 (35,5%)[8.Vol. 5.р.179-942],имело более широкий спектр вопросов. В них, кроме экономических сюжетов, затрагивались и социально-политические проблемы. Таким образом, можно констатировать, что почти 70% всех законов принятых парламентом в 1660-80 гг. были связаны с различными социально-экономическими вопросами.

Теперь обратимся непосредственно к анализу парламентских законов, которые посвящены сукноделию и связанных с ним отраслей. Одним из таких актов, косвенным образом, связанным с сукноделием, являлся Статут Карла II от 1662 г. о запрете импорта иностранных кард и железных веретен[8.Vol. 5.р.412.].Вначале в нем идет упоминание об актах Эдуарда IV(Cар.4. от 1464 г.) и Елизаветы I(Сар.14 от 1597 г)., а затем говорится о том, что много бедных людей занято в производстве кард для шерсти и стальной нити, которые имеют огромную важность в стране для хорошего производства сукна, однако в нарушении указанных актов в последнее время их много импортируют иностранные производители, а также много старых кард продаются людьми для их частной прибыли, но эти карды слабы и неудовлетворительны для чесания шерсти. Это приводит к большим неудобствам и потерям для сукноделов в их производстве английского сукна, которое в последнее время деградирует в стране и поэтому для его поддержания запрещается импорт кард и стальной нити из других государств и производство фальшивых кард в стране. Штраф – стоимость товара из них половины королю, а половина информатору. Суть этого законодательного акта совершенно ясна, ибо он носит ярко выраженный протекционистский характер, направленный на поддержку национального сукноделия и связанной с ним отраслью производства. Этот акт имеет не только экономическую сторону – поддержание высоких стандартов в производстве сукна, но и социальную составляющую, ибо эта отрасль (производство кард) давало и значительное количество рабочих мест. Хотя следует отметить, что подобные заявления о большом количестве бедных людей встречаются почти во всех законодательных актах экономической направленности, рассмотренных нами.

Важной чертой законодательной практики парламента эпохи Реставрации в области промышленной политики, как и веком ранее, являлась ее региональная составляющая. 4 статута из 10 в рассматриваемый нами период непосредственно касались конкретных городов и местностей, связанных с сукноделием. Это Акт о регулировании торговли и производства голландской байкой в Колчестере от 1660 г. [8.Vol. 5.р. 253-254].Статут о регулировании производства сукна в графстве Норфолк и в г. Норидж от 1662 г. [8.Vol. 5.р.370-374].Акт для лучшего регулирования производства широкого сукна в Уэст-Райдинге графства Йоркшир, принятый в этом же году[8.Vol. 5.р.425-428].Последний из подобных законов был принят в 1670 г. Это Акт о регулировании производства сукна в Киддеминстере (Kidderminsterstuffes)[8.Vol. 5.р. 710-712].

Самыми крупными центрами сукноделия из перечисленных выше городов и местностей являлись г. Норидж с его округой и Уэст-Райдинг в графстве Йоркшир. Колчестер находился в графстве Эссекс, на границе с Восточной Англией, являвшейся ведущим центром в производстве сукна. В 1670 г. в Колчестере проживало около 9 тыс. жителей, а в Норидже – 20 тыс. [9. р.160]. Киддеминстер же в графстве Вустершир вообще был мелким некорпоративным городком. Эти города (Колчестер и, особенно, Киддеминстер), конечно, не могли сравняться по значимости с первыми двумя центрами сукноделия, но каждый из них имел свою специфику, которая и отразилась в законодательных нормах[2.с. 67-284].

Обратимся к одному из первых таких статутов о регулировании торговли и производства голландской байкой в Колчестере от 1660 г. В преамбуле этого акта упоминались статут Елизаветы I и распоряжение Карла I о преследуемых голландских протестантах, которые поселились в Колчестере и стали производить байку (сорт сукна) в стране и за рубежом. Далее отмечалось, что в этом производстве было занято много тысяч бедных людей в Колчестере и его округе. Однако обнаружены бракованные и поддельные изделия данного товара сделанные тайно в этом городе и привезенные в Лондон некоторыми людьми занятыми в Колчестере производством и продажей байки, но этот товар не осматривался и не клеймился в BayHall и этот товар часто перевозился за море под именем и с печатью колчестерской байки. Поэтому постановляется, что управляющий BayHall и голландцы, живущие в Колчестере, могут спокойно и мирно производить байку и другие сорта иностранные сорта сукна с разрешения власти и их конгрегации со всеми их привилегиями и в полной мере ими пользоваться согласно акту Елизаветы и патента Карла I. Далее законодатели устанавливают процедуру осмотра различных сортов байки в BayHallв Колчестере и штрафные санкции. За нарушение штраф – 40 ш. и продажа товара нарушителя. Если это нарушение сделал английский мастер, то он отчитывается той же суммой перед мэром и коммуной в пользу бедных города. В случае нарушения голландским мастером вторично, то штраф – 5 ф., а на третий раз ему запрещают работать в Колчестере[8.Vol. 5.р.253].

Колчестер и целый ряд других городов Восточной Англии во второй половине XVI в. приняли значительное количество мигрантов из Нидерландов, бежавших от войны и религиозных преследований. Они привезли с собой новые технологии и новые виды шерстяных тканей. Эти проблемы требовали регулирования со стороны муниципальных и центральных властей. Поэтому парламенту пришлось издавать специальный акт, который регулировал производство и торговлю новых видов сукна.

Следующий важный региональный статут был принят в 1662 г. Он касался регулирования производства сукна в графстве Норфолк и в г. Норидж[8.Vol. 5.р.370-374]. В преамбуле данного акта говорилось, что различные нарушения происходят при производстве Нориджского сукна, а права данные по акту Эдуарда IV от 1468 г. недостаточно удовлетворительны, ибо в последнее время появилось много новых сортов сукна и происходят различные нарушения и обман в его производстве, что ведет к принижению качества этого товара и это наносит ущерб обществу, ибо торговля этим товаром в последнее время очень выросла, а 8 старост назначенных по этому акту недостаточно сейчас для управления и контроля над данным производством, и оно может быть потеряно или переведено за границу, что приведет к огромным сокращениям таможенных сборов для королевской казны и лишит работы многих тысяч бедных людей. Поэтому для предотвращения подобных нарушений и зол палата Лордов и палата Общин постановляет выбрать 12 старост и 30 помощников из гильдии ткачей г. Нориджа и графства Норфолк[8.Vol. 5.р.371].

Ссылки законодателей на упадок производства и перевод его за границу, сокращение таможенных сборов для королевской казны и потерю рабочих мест для тысяч бедных людей вполне соответствуют идеям политики протекционизма и меркантилизма, которые стали преобладающими в экономической практике исполнительной и законодательной ветвях власти той эпохи.

Следует отметить, что в данном статуте есть один пункт, который регулирует отдельные технические параметры в производстве пряжи. В разделе 6 постановляется, что в каждой шпуле должно быть 14 пасьм, в каждой пасьме 40 нитей из них 12 в основе шпули и 12 из дюжины делаются более грубыми. За нарушение – штраф в половину стоимости этой пряжи [8.Vol. 5.р.372-373]. Конечно, обращение к регулированию некоторых технологических стадий в производстве сукна является достаточно редким случаем, хотя и касается только регионального масштаба. В прядильном производстве именно правильно намотанная на шпулю нить является показателем качества данной продукции. От этого зависит и дальнейшее изготовление добротного сукна в ткацком производстве. По всей видимости, законодатели и сделали упор в этом пункте на прядение, вводя технические параметры, на поддержании высокого качества Нориджского сукна.

Пункт 9 данного статута постановляет, что все сорта шерсти и шерстяного сырья до их продажи предъявляются старостам и помощникам гильдии ткачей для осмотра, если эти товары сделаны хорошо, то их клеймят и разрешают продавать, а если они сделаны с нарушениями, то их забирают и представляют в жюри из 12 ремесленников. Жюри присяжных накладывает штраф и задерживает товары, пока штрафы не будут уплачены[8.Vol. 5.р. 373]. Цель этого раздела статута достаточно ярко выражена. Гильдии ткачей г. Нориджа и графства Норфолк фактически берет под свой контроль поставки сырья для сукноделия. При этом старосты и помощники могут входить в дома ремесленников, купцов, красильщиков для поиска поддельных шерстяных товаров[8.Vol. 5.р. 373], т. е. эта гильдия становится монополистом в поставках сырья и производстве шерстяных изделий.

Из 23 пунктов этого закона о Нориджском сукне от 1662 г. большая их часть (17) посвящена правилам применения норм данного статута и наложения различных штрафных санкций. В частности, пункт 2 говорит о том, что старосты и их помощники заседают в здании ткачей в г. Норидж и могут издавать правила о торговле и производстве Нориджского сукна, изготавливать печати и ставить печати на сукно. Должно собираться не менее 7 старост и 13 помощников. Они регулируют длину, ширину и добротность и другие особенности данного товара и должны в исполнении данного акта ставить клеймо, регулировать правила торговли им, которые должны быть утверждены мэром и 2 мировыми судьями Города и графства и они должны быть опубликованы 4 раза в год[8.Vol. 5.р. 372].Пункт 5,например, постановляет, что старосты и помощники должны делать записи в отчетах графства, когда они собираются создавать правила торговли и производства за 14 дней до их обнародования. Пункты 7 и 12 говорят о том, что старосты и помощники могут искать на ярмарках и рынках и забирать бракованную пряжу и запрещают торговать не клейменными шерстяными товарами[8.Vol. 5.р. 372-373].Пункт 11 направлен против недобросовестной деятельности должностных лиц. Он гласит: «если товар хороший, а староста действует нечестно, то он платит за двойной ущерб»[8.Vol. 5.р. 373].

Можно предположить, что издание данного регионального статута произошло под натиском петиций в различные органы центрального управления со стороны сукноделов Восточной Англии, ибо подобная практика была ещё эпоху Тюдоров.

Далее идут юридические нормы ответственности за выполнение данного пункта. Интересно отметить в этом пункте и тот факт, что надсмотрщики, нашедшие бракованное сукно получают 1/3 штрафа, а 2/3 идут в пользу бедняков прихода, где было нарушение. Можно сказать, что у данных должностных лиц был прямой материальный стимул в исполнении своих обязанностей. Однако следующий 7 пункт постановлял, что надсмотрщики, неправильно исполняющие свою службу, не могут ставить клеймо, иначе штраф – 5 ф.[8.Vol. 5.р.427], т.е. эта должность имела и коррупционную составляющую, о чем и позаботились законодатели. Как и в акте о Нориджском сукне, пункт 9 данного статута постановлял, что не прошедшие 7 летний срок ученичества не могут производить широкое сукно, иначе штраф 5 ф. за каждый месяц его изготовления. Половина штрафа в пользу короля, а другая половина корпорации[8.Vol. 5.р.427]. Фактически это подтверждение знаменитого елизаветинского статута об учениках от 1563г. Но раз эту норму повторяют снова спустя столетие в статутах, посвященным двум центрам сукноделия, то значит, что она в этих регионах постоянно нарушалась. Подобные ограничения сдерживали свободное предпринимательство. Их наличие в законодательных актах этой эпохи говорит о том, что парламентарии не могли игнорировать интересы цехового ремесла, которое имело достаточно прочные корни в муниципальном управлении[3.].Это лобби старалось сохранить свои позиции, проводя через парламентские статуты старые цеховые правила по найму рабочей силы. Это касалось и заработной платы. Пункт 15 данного акта гласил, что никто из членов Корпорации не может устанавливать меньшую оплату труда без разрешения четвертной сессии[8.Vol. 5.р.428].

Наконец, последний из региональных актов был принят в 1670 г. и он касался регулировании производства сукна в Киддеминстере (Kidderminsterstuffes)[8.Vol. 5.р.710-712]. В его преамбуле опять-таки говорилось о том, что различные нарушения происходят в последние годы в производстве сукна в (Kidderminsterstuffes) в графстве Вустер и для предотвращения подобных нарушений постановляется избирать соответствующих чиновников из членов корпорации [8.Vol. 5.р.710]. Большинство пунктов данного статута повторяет упомянутые выше законодательные акты региональной направленности. Это касается организации контроля над производством и наймом рабочей силы. В этом акте так же вводится технологическая норма, относящаяся к прядению. Пункт 6 постановлял, что вся пряжа должна продаваться открыто на рынке и в каждой пасьме должно быть 4 ярда пряжи, содержащих 200 нитей [8.Vol. 5.р.711]. Как и в предыдущих статутах, этот пункт был направлен на поддержание качественных технологических стандартов в сукноделии. Обращает на себя внимание тот факт, что законодатели обратились к Киддеминстеру – мелкому городку на севере графства Вустершир, который не имел в то время какой-либо значимой экономической роли по сравнению рассмотренными выше центрами сукноделия. Можно предположить, что этот статут продвигали через парламент какие-то местные сукноделы.

Подводя итог в регулирования сукноделия со стороны парламента эпохи Реставрации, можно констатировать, что данное законодательство носило протекционистский характер, ибо было направлено на поддержание национального производителя и высоких стандартов в сукноделии. Фактически оно было более прогрессивным по сравнению с эпохой Тюдоров, где было больше ограничительных моментов в отношении развития капиталистических форм организации сукноделия. Это было особенно важно, т.к. сукно продолжало оставаться главным предметом экспорта. Идеи протекционизма стали широко распространяться в предпринимательских кругах в эту эпоху, что и нашло свое отражение в законодательной деятельности парламента. Однако наряду с этими новыми тенденциями имели место и старые нормы цехового регулирования, которые касались, в первую очередь, организации найма рабочей силы. Можно отметить двойственность позиции законодателей в данном вопросе. Происходило сочетание старых и новых тенденций, но это было отражением самой экономической жизни той эпохи – новые (капиталистические) тенденции и старые (средневековые).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *