Что такое суверенитет обществознание
Понятие и признаки суверенитета. Суверенитет государства, народа, наций
Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:
1) универсальность ее властной силы, которая распространяется на все населения, все партии и общественные организации данной страны;
2) ее прерогативы;
3) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагается.
Важнейшим выражением верховенства государственной власти является верховенство Конституции и законов государства на его территории.
Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношении с другими государствами и независимость от всякой другой власти внутри страны и вне ее, а также исключительное, монопольное право свободно решать все свои дела.
Независимость и верховенство государственной власти выражаются:
— в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.
Суверенитет государства по политической направленности подразделяется на внутренний и внешний, причём с формированием мирового сообщества и усилением международных организаций внешний, а отчасти и внутренний суверенитет государства сужается. Обычно суверенитет указывается как признак государства, но существует и тезис о том, что не все государства обладают суверенитетом (к несуверенным государствам можно отнести республики в составе РФ). Кроме того в мире всегда существовали и существуют государства с формальным или ограниченным суверенитетом.
Формальным суверенитет государства считается тогда, когда он юридически и политически провозглашается, а фактически, в силу распространения на него влияния других государств, диктующих свою волю, не осуществляется.
Частичное ограничение суверенитета может быть принудительным и добровольным.
Принудительное ограничение суверенитета может иметь место, например, по отношению к побежденному в войне государству со стороны государств-победителей.
Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности с другими государствами, например, ради достижения определенных, общих для всех них целей. Добровольно суверенитет ограничивается и тогда, когда государства объединяются в федерацию и передают ей часть своих суверенных прав.
Суверенитет государства пересекается с суверенитетом народа (правом народа решать свою судьбу) и национальным суверенитетом (правом наций на самоопределение).
Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».
А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории11 Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Соч. Т. VIII. С.100.) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни» 2 Золотарева М.В. Указ. соч. С. 60.
Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма: Дис. докт. юрид. наук. М., 1997. С. 149..
Понятие государственного суверенитетатесносвязано спонятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.
В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики). Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.
Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации. Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.
Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела. Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.
Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.
Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.
Методическая разработка урока по обществознанию «Признаки государства. Суверенитет»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Признаки государства. Суверенитет.
Учебная дисциплина: «Обществознание».
Раздел программы: Политика
Тема программы: Политика и власть.
Цель урока: формирование общих компетенций по теме «Политика».
─ создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной
─ формирование основных понятий и знаний по изучаемой теме: государство, признаки государства, суверенитет: национальный суверенитет, суверенитет народа;
─ формирование понимания сущности государства;
─ формирование умения формулировать и аргументировать свою точку зрения.
─ формирование коммуникативной компетенции обучающихся;
─ развитие умений самостоятельно анализировать изучаемый материал;
─ развитие мотивации и интереса к получению новых знаний.
─ создание условий для формирования гражданской позиции у обучающихся;
─ способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Урок направлен на формирование следующих знаний, умений, навыков и качеств, которые приобретут обучающиеся в ходе занятия:
▪ знать сущность понятий: государство, признаки государства, суверенитет: национальный суверенитет, суверенитет народа;
▪ различать понятия: государственный суверенитет, суверенитет народа и национальный суверенитет;
▪ уметь давать определение понятий, выделять основные признаки государства, понимать и аргументированно объяснять в чем заключается сущность государства;
▪ уметь анализировать, высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, делать выводы;
▪ понимать, какое влияние оказывают государства друг на друга;
▪ анализировать учебную ситуацию, осуществлять оценку своей работы.
Ключевые слова и понятия: Государство, признаки государства, суверенитет, сущность государства
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление.
Форма урока : урок теоретического обучения.
Методы: объяснение, беседа, наглядные методы обучения (презентация Power Point ), интерактивные упражнения; методы контроля: устный опрос, самоконтроль, выполнение и анализ заданий.
Межпредметные связи: основные подходы к трактовке понятия «государство»; территориальная организация государства, издание и функционирование правовых норм.
Оборудование и материалы:
Учебник: Обществознание. А.Г. Важенин Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей,
авторская презентация преподавателя по данной теме,
1. А.Г.Важенин. Обществознание. Для профессий и специальностей технического,
естественно – научного, гуманитарного профилей. – М.: «Академия», 2012.
2. П.А.Баранов. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание».
М.: АСТ «Астрель», 2008.
Дидактические средства, наглядность, ТСО
1.Организационная часть урока.
Тема на экране мультимедийной установки
Приветствие обучающихся. Фиксация отсутствующих Создание условий для осознания и осмысления новой учебной информации. Определение целей и задач урока.
Доклад об отсутствующих.
Слуховое восприятие информации. Запись даты и темы урока в тетрадях для конспектов.
2.Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания, актуализация знаний.
Интерактивное упражнение с мячом.
Инструкция по выполнению упражнения. Руководство действиями учащихся. Подведение итогов.
Выполнение интерактивного упражнения: вопросы – ответы учащихся.
3.Основная часть. Изложение нового материала.
Показ слайдов презентации.
Изложение учебного материала. Постановка вопросов обучающимся. Ответы на вопросы обучающихся.
Слуховое и зрительное восприятие и осмысление изучаемого материала. Продумывание ответов. Выполнение заданий на сравнение, сопоставление, анализ. Вопросы к преподавателю.
4. Первичное усвоение учебного материала.
Слайды презентации с заданиями.
Проверка уровня усвоения знаний.
Осознание и осмысление учебного материала под руководством преподавателя.
Слайд презентации с заданием.
Вопросы домашнего задания для записи в тетрадях с объяснением выполнения.
Слуховое и зрительное восприятие. Вопросы преподавателю.
6.Рефлексия, подведение итогов.
Подведение итогов урока, объявление оценок, благодарность за урок, пожелание успехов в учебе и в становлении личности.
Слуховое и зрительное восприятие.
1. Организационно – мотивационный этап.
Мы продолжаем изучать материал учебной дисциплины «Обществознание (включая экономику и право)» и начинаем следующую тему. Но прежде, чем мы перейдем к новой теме, давайте повторим основные понятия пройденного раздела «Общество как сложная динамическая система». Для этого предлагаю вам выполнить интерактивное упражнение – игру с мячом.
Учащиеся встают в круг, бросают друг другу мяч, задают вопрос и дают на него ответ. Например:
─ Что такое общество?
Страна, государство, человечество в целом, круг людей, объединенных общими интересами и т.д.
Последний вопрос игры: «что такое государство». Это одна из форм организации общества.
─ по каким признакам мы можем сказать, что именно эта общность людей представляет собой государство?
Обучающиеся высказывают свое мнение, перечисляя цели и задачи и некоторые признаки государства.
Итак, тема нашего урока сегодня – Признаки государства. И отдельно мы обговорим такое понятие как суверенитет.
2. Изучение нового материала.
Признаки государства. Суверенитет.
Для того, чтобы говорить о признаках государства, давайте определим сам термин, что же такое «государство» по мнению политологов и социологов.
В современной науке существует множество определений понятия государства. Некоторые отражают его сущность и функциональную направленность, другие перечисляют признаки государства, как видно из приведенных примеров.
Государство — это организация публичной власти, располагающая аппаратом управления, представляющая общество и осуществляющая руководство им.
Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как классовых, так и общественных задач, вытекающих из природы всякого общества на определенном историческом этапе его развития.
Государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление обществом и защиту его интересов, придающая своим велениям общеобязательное значение, гарантирующая права и свободы граждан, законность и правопорядок.
Государство — это политическая организация общества, распространяющая власть на всю территорию страны и все ее население, располагающая для этого специальным аппаратом управления, издающая общеобязательные веления, собирающая налоги со всего населения и обладающая суверенитетом.
Все эти определения позволяют четко выделить основные признаки государства.
1. Административно-территориальная организация населения и осуществление публичной власти на определенной территории.
В первобытном обществе принадлежность к роду обусловливалась кровным родством. В государстве же публичная власть распространяет свое действие на определенную территорию и на все население. Это неизбежно влечет деление территории государства на административно-территориальные единицы (округа, области, штаты и т.д.). Население приобретает статус гражданства (подданства). Лица, не являющиеся гражданами, считаются иностранцами или лицами без гражданства. Государство осуществляет власть в определенных пространственных пределах. Это ведет к установлению государственной границы с появлением функции ее охраны. Государство обладает верховенством власти в пределах своей территории, т. е. не допускает вмешательства в дела по управлению страной каких-либо других властей.
Задание: приведите примеры административно-территориального деления Российской Федерации.
2. Наличие публичной власти, которая располагает специальным аппаратом управления обществом.
Власть осуществляется особым слоем людей, которые наделены специальными полномочиями. Аппарат управления состоит из органов и учреждений, различающихся по своим функциональным задачам. В связи с этим выделяются законодательные, исполнительные и судебные органы. Большое значение в механизме государства всегда имели правоохранительные (карательные) органы. Первоначально эту роль играла армия. Затем стали создаваться специальные органы, осуществляющие принуждение (полиция, тюрьмы и т.д.).
Задание: Выберите из предложенных органы власти: министерство образования, казачий полк, нацгвардия, Росгвардия, МЧС, министерство здравоохранения, больница, школа, ООО «Твое право»
3. Издание общеобязательных правовых норм.
С их помощью государство может эффективно руководить обществом и обеспечивать реализацию своих решений.
Правотворчество — исключительная прерогатива государства. В то же время право юридически оформляет государственную власть, делая ее законной.
Задание: Приведите примеры правовых норм.
4. Для содержания аппарата управления государство облагает население обязательными сборами (налогами, податями). Сбором налогов занимаются специальные органы. Обязательность налогов поддерживается возможностью принуждения.
5. Важнейший признак государства — это суверенитет, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти по отношению ко всем другим властям как внутри страны, так и на международной арене.
Внешняя сторона проявления суверенитета означает самостоятельность и независимость государства в решении вопросов внешней политики. Внутренняя сторона проявляется в исключительном праве государства на правотворчество, управление и юрисдикцию в пределах всей государственной территории. Верховенство государственной власти внутри страны проявляется в трех аспектах. Во-первых, в универсальности власти, которая распространяет свое влияние на все население, все партии и общественные организации страны. Во-вторых, в прерогативе государственной власти, т.е. отмене, признании ничтожным, незаконным проявление любой другой общественной власти. И в-третьих, в наличии у государства таких средств воздействия, которыми никакая другая власть не располагает (армия, полиция и т.д.).
Государственный суверенитет — это свойство государственной власти, которая может действовать по своему усмотрению, не учитывая интересы народа. В условиях становления демократического строя, создания национальных государственных образований государственный суверенитет все больше сближается, а затем и совпадает с суверенитетом народа и национальным суверенитетом.
Суверенитет народа — это право и реальная возможность народа участвовать в управлении делами государства, формировать органы власти, контролировать деятельность государства. Таким образом, суверенитет народа — это основа демократии.
Национальный суверенитет — это право наций на самоопределение и создание различных форм национальной государственности. Последнее реализуется путем организации как самостоятельных национальных государств (распад СССР, Югославии, Чехословакии), так и автономии в рамках единого многонационального государства (современная Россия).
Таковы общие признаки государства. По мере развития человечества эти признаки, не меняясь количественно, наполняются иным содержанием, вместе с которым меняется сущность государства.
Установите соответствие между признаками и типами государства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
A) суверенитет и независимость государственной власти внутри страны и за её пределами
Б) независимость судов от исполнительной власти
B) система законодательства, включающая в себя различные отрасли и институты права
Г) взаимная ответственность государства и гражданина
Д) верховенство права (закона) в обществе
1)только правовое государство
2)государство любого типа
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Правовое государство — это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.
Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством
Основные признаки правового государства:
1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную
2. Наличие Конституционного Суда — гаранта стабильности конституционного строя
3. Верховенство закона и права,
4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений.
5. Взаимная ответственность государства и личности:
6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности.
7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов.
8. Правовая культура граждан.
4. Домашнее задание: § 5.1, с.334-338, схема №14
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Калужской области
«Калужский колледж сервиса и дизайна»
Значение слова «суверенитет»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Для обозначения этого понятия используется также термин государственный суверенитет для отличия от понятий национального и народного суверенитета. В современной политологии рассматривается также суверенитет личности или гражданина.
СУВЕРЕНИТЕ’Т, а, мн. нет, м. (полит.). Права, положение суверена, верховенство, права верховной власти (право). В 18 веке Англия утратила с. над Северной Америкой. || Независимость государства в его внутренних делах, право собственного законодательства. — Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в статье 14 Конституции СССР. Вне этих пределов каждая Союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно. Конституция СССР.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
суверените́т
1. полит. независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах ◆ Принципиально, что при любой форме объединения каждая из стран должна сохранить свой суверенитет.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: перепутье — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?