Что такое суверенитет потребителя
Основные принципы функционирования рыночной экономики
2.2.2. Механизмы функционирования экономики
Частная собственность предполагает экономическую свободу, которая проявляется по двум главным направлениям:
Свобода предпринимательства
Свобода предпринимательства распространяется столь далеко, что предприниматель (физическое или юридическое лицо) имеет право и на неверные решения, которые не только не принесут дохода, но и могут привести предприятие к разорению.
Банкротство в России
Суверенитет потребителя
Государство также должно поддерживать суверенитет потребителя, защищать его права, например, от поддельных, фальсифицированных продуктов. Тем более государство не должно само покушаться на суверенитет потребителя, вводить какие-либо нормы потребления, зафиксированные в карточках или талонах. Такие ситуации возможны только в экстраординарных условиях военного времени, природных катастроф, резкого дефицита внеэкономической природы. Например, рационирование потребления бензина было введено в развитых капиталистических странах во время связанного с арабо-израильской войной нефтяного кризиса 1974-1975 гг.
Приоритет личного интереса
Почему же такой индивидуалистический подход тем не менее не порождает хаоса в обществе?
Конкуренция
Личные корыстные интересы производителей в принципе способны толкнуть их на выпуск некачественной продукции, на завышение цен и т.п., но конкуренция заставляет искать направление деятельности, выгодное для потребителей, а следовательно, для общества. В России пока идет лишь процесс постепенного формирования конкурентной среды. Тем не менее она уже работает и дает первые результаты.
Принцип «невидимой руки»
На действие механизма конкуренции в обществе впервые обратил внимание А. Смит, который в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» сформулировал принцип «невидимой руки» рынка. Производитель преследует собственную выгоду, но путь к ней лежит через удовлетворение чьей-то потребности. Вы не получите выручки, если потребителю ваш товар не понравится, если вы не угодите потребителю. В итоге совокупность производителей, как будто движимая «невидимой рукой», активно, эффективно и добровольно реализует интересы всего общества, причем часто даже не думая об этом, а преследуя лишь собственный интерес.
Конкуренция «выбраковывает» некачественные товары, недобросовестных предпринимателей. В России конкуренция ограничена рядом обстоятельств, о чем мы будем говорить в дальнейшем. Поэтому действие «невидимой руки» рынка у нас далеко не столь совершенно.
Рынок и цены как механизм саморегуляции
Роль рынка проявляется в его функциях.
В связи с этим встает проблема адекватности ценовой, или рыночной, информации. Рыночные субъекты только тогда могут принимать правильные решения, когда поступающая информация правильно отражает ситуацию.
От характеристик товара зависят складывающийся на него спрос, а значит, в конечном счете и цены. Производить удачный продукт становится выгодно, что приводит к увеличению его выпуска. Таким образом, с помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу данного товара, одновременно изымая из производства товары, не выдержавшие рыночного экзамена.
Роль государства
Однако есть несколько крупных групп ситуаций, в которых рынок не способен справиться с трудностями и активные действия государства становятся единственно возможным путем выхода из тупика. Во-первых, это относится к общественным и некоммерческим благам. Нельзя перевести на рыночные рельсы суд (тогда все решения будут в пользу богатых) или создать частную армию. Во-вторых (о чем еще предстоит разговор), рынок сам по себе плохо справляется с социальными проблемами. В-третьих, существует очень большое число экономических проблем, решение которых в принципе возможно чисто рыночным путем, но на практике требует государственного вмешательства, поскольку реальные рыночные механизмы (в отличие от изображаемых в теории) не бывают абсолютно совершенными. Мы уже затрагивали эту тему в обзоре истории науки на примере необходимости вмешательства государства в затяжные экономические кризисы (кейнсианство).
Сделаем специальную оговорку: ограниченная не обязательно означает слабая. Используя этот термин, экономисты имеют в виду, что на основные экономические вопросы «что? как? для кого производить?» рыночная экономика отвечает в основном сама, вмешательство государства допустимо лишь для временной или частичной коррекции. То есть государство не подменяет собой рынок, а вступает в действие лишь по мере необходимости.
Что такое суверенитет потребителя
Концепция маркетинга отражает приверженность фирмы теории суверенитета потребителя. Компания производит то, что необходимо потребителю, и получает прибыль за счет максимального удовлетворения его нужд. [c.64]
Как стратегический, так и оперативный маркетинг формируют и осуществляют свою плановую программу на основе систематического отслеживания параметров рынка, оценки рыночной ситуации, изучения конкурентов и собственного потенциала. Прогнозирование развития рынка, выявление тенденций его динамики и структуры, оценки его устойчивости, степени сбалансированности и т.п. представляют важное направление маркетингового исследования. Разработка производственных и торгово-сбытовых программ предприятий опирается на информацию и анализ маркетингового исследования. Концепция современного маркетинга базируется на признании суверенитета потребителя, что предполагает широкое изучение и моделирование потребительского поведения на рынке, мнений, предпочтений и требований потребителя. [c.147]
Такое распределение кредита между фирмами можно считать эффективным, если эффективность рассматривать с точки зрения обеспечения суверенитета потребителя. Если хорошо, что потребитель голосует за товары своими долларами на рынке, то и хорошо, что прибыльные фирмы будут расширяться, а неприбыльные (или менее прибыльные) — сворачивать операции. [c.146]
И наоборот, снижение потребительского спроса, то есть уменьшение количества голосов в пользу данного продукта, приведет к убыткам и со временем к сокращению производства. Когда фирмы покидают какую-то отрасль, производство продукции уменьшается. В таких обстоятельствах отрасль может даже полностью прекратить свое существование. Голосование потребителей долларом играет ключевую роль в решении вопроса о том, какую именно продукцию будут производить фирмы в своем стремлении к прибыли. Капиталистическая система характеризуется суверенитетом потребителей, так как потребители играют стратегическую роль в определении видов и количества производимых товаров. [c.73]
Суверенитет потребителей означает, что фирмы и поставщики ресурсов направляют свои усилия в соответствии с нуждами потребителей. [c.78]
Здесь ставятся под сомнение, а точнее, опровергаются основополагающие тезисы классического и неоклассического направлений в экономической науке, тезисы о суверенитете потребителя и рациональности его поведения. И, конечно, тезис о независимости индивида в формировании его предпочтений. [c.86]
Не всегда конкуренция обеспечивает суверенитет потребителя, поскольку фирмы, особенно крупные, могут влиять на его вкусы и предпочтения, например посредством рекламы. Кроме того, спрос на товары зависит от индивидуальных доходов, а значит, и от распределения доходов между индивидуумами. Например, в экономических условиях, когда богатых людей мало, а бедных много, складывается спрос на малое количество предметов роскоши и на большее количество товаров первой необходимости. В условиях же, когда основную массу населения составляют люди со средним доходом, возрастает спрос на второстепенные товары (напитки, домашнюю утварь, телевизоры) и фирмы, расширяя производство этих товаров, невольно ущемляют суверенитет потребителя. Поэтому государство должно вмешиваться в экономику, для того чтобы влиять на распределение доходов между индивидуумами. [c.221]
СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ — 1. Право и реальная возможность в рамках имеющихся средств приобретения [c.310]
Концепция маркетинга является составной частью политики, известной как «суверенитет потребителя», когда решение о том, что следует производить, должно приниматься не фирмой, не пра- [c.81]
Суверенитет потребителя — это право и реальная возможность в рамках имеющихся средств приобрести все, что потребитель считает нужным, а также свободный выбор продавца, места, времени и других условий приобретения. [c.201]
Суверенитет потребителя 179 Суммированный учет рабочего времени 179 [c.230]
Обоснование нарушения суверенитета потребителя в указанных случаях требует поиска места для концепции достойных и недостойных благ в теории благосостояния. Приведем в этой связи лишь три ключе- [c.398]
Идеал суверенитета потребителя также может нарушаться из-за агрессивной рекламы и других способов воздействия на покупателя. Рациональный выбор может быть нарушен в ситуации риска и неопределенности или в результате недооценки потребителем отдельных факторов. В частности, будущее потребление люди склонны недооценивать по сравнению с сегодняшним, а ценность общественных товаров и услуг может быть завышена (из-за их, на первый взгляд, бесплатности) или, напротив, занижена, как следствие крайне негативного отношения к уплате налогов. [c.399]
В случае частных благ выбор направлений использования ресурсов полностью зависел от предпочтений индивидов, т. е. в качестве одной из аксиом мы принимали положение о суверенитете потребителя — потребительские предпочтения задавали структуру производства и предоставления благ. [c.400]
При любом значении цены, которая могла бы сложиться на рынке, объем спроса каждого покупателя — это соответствующее данной цене количество товара, которое сам потребитель считает для себя необходимым и желательным это объем, определяемый его индивидуальной кривой спроса. В этом проявляется так называемый суверенитет потребителя. Связь рыночного спроса с совокупностью индивидуальных определяется следующей закономерностью объем рыночного спроса при каждом значении цены равен сумме объемов спроса отдельных потребителей при данном значении цены. [c.84]
Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора. В действительности, однако, такая свобода существует далеко не всегда. Ограничения свободы выбора могут быть весьма различны по масштабам и формам — от введения карточной системы (то есть нормирования [c.28]
Отметим, однако, что свобода потребительского выбора еще не гарантирует суверенитета потребителя. Этот суверенитет может быть ограничен и другими способами. Рассмотрим советскую экономику 70-х годов. Потребитель в значительной мере мог пользоваться свободой выбора. Однако существенного влияния на производителя потребитель все же не оказывал, поскольку производственные программы определялись не потребностями рынка, а указаниями вышестоящих органов. Даже если потребитель и покупал товар втридорога на черном рынке, то производитель, зная об этом результате голосования потребителя, не мог воспользоваться плодами этого голосования, то есть взять деньги у потребителя и приобрести на эти деньги дополнительные ресурсы и расширить производство. [c.30]
Итак, мы обсудили понятие суверенитета потребителя. Теперь понятно, почему нужно изучать поведение потребителя. Присмотримся же к этому поведению повнимательнее почему потребитель покупает некоторые товары Очевидно, эти товары удовлетворяют какие-то его потребности. Да, но почему из всех товаров он покупает именно эти товары и притом именно в этих количествах Экономисты пола- [c.30]
Суверенитет потребителя ( onsumer sovereignty) — свободный выбор потребителями видов и количества товаров и услуг, которые производятся из редких ресурсов. [c.964]
Необходимым условием суверенитета потребителя наряду с альтернативностью выбора из множества доступных ему благ является свобода потребительского выбора. В реальной жизни такая свобода существует не всегда. Ограничения свободы выбора и их мотивы могут быть различными. Это, например, законодательное запрещение производства и потребления каких-либо товаров (наркотиков, алкоголя, табака), введение карточной системы (нормирование потребительских товаров) в чрезвычайных обстоятельствах (войн, стихийных бедствий). Подобные ограничения оправданны и как вынужденная мера по защите потребителя, и как временное средство. Однако, если свобода выбора постоянно ограничивается путем принятия административных решений и без достаточных оснований, то это может привести к негативным последствиям для экономики и в первую очередь к нарушению связей между потребителем и производителем. [c.52]
Хотя взгляды Гэлбрейта на индустриальное общество, без сомнения, не завоевали широкого признания в среде ученых-экономистов, многие его исследования в области теории фирмы, роли рекламы (advertising) и суверенитета потребителя ( onsumer sovereignty) получили распростра- [c.199]
Результаты углубленного рассмотрения проблем поведения потребителей оказались как нельзя кстати в период небывалого экономического роста первых послевоенных десятилетий. Вместе с тем в результате существенного увеличения рождаемости после окончания Второй мировой войны на сцену вышло новое поколение потребителей, выросших в обстановке материального изобилия (baby boomers). Именно это поколение попыталось установить суверенитет потребителя, что привело к изменению баланса сил между производителем и потребителем, который и ознаменовал собой начало эпохи маркетинга. [c.26]
Рис, 4. Модель этики маркетинга тест на суверенитет потребителя Источник Smith, 1995. [c.369]
Суверенитет потребителя ( onsumer soue-reignity) — способность потребителя самостоятельно распределять свой доход и таким образом воздействовать на структуру общественного производства [c.741]
Стационарность 1 332, 333, 741 Счетная единица 2 226, 233, 239, 460, 742 Субаддитивность 2 465, 467, 741 Суверенитет потребителя 1 94, 201, 741 [c.762]
По этой причине экономисты говорят о суверенитете потребителя (от французского souverain — носитель верховной власти). Суверенитет потребителя состоит в его способности воздействовать на производителя описанным выше способом. [c.28]
Смотреть страницы где упоминается термин Суверенитет потребителя
Суверенитет потребителя, что это такое и в чём выражается: значение, примеры
Содержание:
Суверенитет потребителя – это привилегия, которая дает владельцу любых ресурсов принимать самостоятельное решение по распоряжению такими средствами, как земля, недвижимость и деньги, участвовать в экономике. В развитых странах с централизованной экономикой регламентируются все действия заказчика.
Экономика и ее основы
В результате торговля дает потребителю блага и возможность купить у любого товаропроизводителя единицу, соответствующую своим пожеланиям и вкусам. Бытует ошибочное мнение, что личность обладает экономическим суверенитетом, их права защищает держава. Оно старается максимально обеспечить качество, а также безопасность изделия, культуру обслуживания покупателей. Каждому клиенту на рынке противостоит продавец. Все привыкли так называть того, кто реализует материал. Придя в магазин, закупщик вступает в отношение не с конкретной особой, а с организацией, которая несет ответственность за некачественный продукт. В некоторых ситуациях сторона, которая реализует что-то, может ссылаться на производство.
Изготовитель – это компания, которая производит вещи для их дальнейшей реализации. Важно понимать, что между организацией и физическим лицом отношения не считаются потребительскими. В случае, когда заказывается услуга или работа, здесь происходят отношения с исполнителем. Частный предприниматель, а также фирма могут быть и продавцом, и изготовителем, и исполнителем. Физическое лицо – в точности до наоборот. Согласно закону «О защите прав потребителя» клиент должен знать сведения о товароизготовителе, а также владеть информацией о товаре, таким образом государство помогает потребителю. Человек вправе:
Роль страны
Роль державы в рыночной системе ограничена, она не берется управлять всеми субъектами экономики, иначе разрушается механизм саморегуляции.
Вывод: страна не заменяет собой торгрынок, а приступает к действиям в случае необходимости. Закупщик имеет власть над производством; связано это с тем, что он является конечным пользователем товара. Равные условия – это если покупатель увеличит спрос на некий продукт, в итоге предложение последнего возрастет. Производители являются некими «пассивными агентами» в ценовой системе, которые идут на поводу у заказчика. Но в некоторых случаях при монополии и олигополии товаропроизводители сильнее контрагента и именно они определяют диапазон выбора.
Суверенитет потребителя
Смотреть что такое «Суверенитет потребителя» в других словарях:
СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ — (consumer sovereignty) Предположение о том, что именно вкусы потребителей, а не предпочтения производителей определяют, какие из товаров должны производиться. Данное предположение противоречит теории доминирования производителей, согласно которой … Экономический словарь
СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ — независимость потребителя от производителя, понимаемая как невозможность навязать потребителю диктат производителя … Энциклопедический словарь экономики и права
СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ — теория, отражающая приверженность производителя производить то, что необходимо потребителю, и получение прибыли за счет максимального удовлетворения его нужд. Потребитель свободен в своем выборе товаров и услуг на рынке, а рынок следует за… … Большой экономический словарь
СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ — – власть потребителей над производством, связанная с тем, что они являются конечными покупателями товаров и услуг. При прочих равных условиях, если потребители увеличивают спрос на некоторый товар, то предложение последнего будет увеличено. Это… … Экономика от А до Я: Тематический справочник
суверенитет потребителя — Независимость потребительского права, которое является самостоятельным направлением права, представляющим собой совокупность норм, правил и инструкций, направленных на защиту потребителя на рынке товаров и услуг … Терминологический словарь маркетинга
суверенитет потребителя — независимость потребителя от производителя, понимаемая как невозможность навязать потребителю диктат производителя … Словарь экономических терминов
СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ — (Политэкономия) концепция, согласно которой в рыночной экономике непрерывное производство товаров (услуг) и изменения в их производстве определяется в конечном счете потребителем. Против этого понятия выдвигается следующее возражение: хотя в… … Большой толковый социологический словарь
ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ — теория, пытающаяся объяснить механизм функционирования капиталистического воспроизводства. Объединяет теории предельной полезности, предельной производительности и спроса предложения, на основе которых строит систему экономико математических… … Большой экономический словарь
ГЭЛБРЕЙТ — (Galbraith) Джон Кеннет (р. 1908) американский мыслитель, экономист, социолог, литератор, общественный деятель. Профессор Гарвардского университета (1949). Основные сочинения: «Новое индустриальное общество» (1967), «Экономические теории и цели… … Новейший философский словарь
ГЭЛБРЕЙТ (GALBRAITH) Джон Кеннет — (р. 1908) американский мыслитель, экономист, социолог, литератор, общественный деятель. Профессор Гарвардского университета (1949). Основные сочинения: Новое индустриальное общество (1967), Экономические теории и цели общества (1973), Общество… … Социология: Энциклопедия
Что такое суверенитет потребителя
СУВЕРЕНИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЯ ( consumer sovereignty ) — власть потребителей над производством, связанная с тем, что они являются конечными покупателями товаров и услуг. При прочих равных условиях, если потребители увеличивают спрос на некоторый товар, то предложение последнего будет увеличено. Это подразумевает, что производители — «пассивные агенты» в ценовой системе, идущие на поводу у потребителей. Тем не менее при некоторых типах рынка (а именно при олигополии и монополии) производители настолько сильны по сравнению с потребителями, что диапазон выбора, доступный для потребителя, определяется именно ими.
ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ( revised sequence ) — предположение, заключающееся в том, что именно производители активно определяют, какие продукты необходимо предлагать потребителям, а не пассивно реагируют на их спрос (см. суверенитет потребителя). Это предположение было развито Гэлбрейтом, который считал, что большие монополистические и олигополистические фирмы имеют средства и возможность для влияния на потребительский рынок с помощью разработки новых продуктов и рекламирования. Степень, в которой большие производители способны формировать выбор потребителей и действительно создавать спрос на продукты, со временем определяет их способность делать ценовую систему подчинённой производителям. Это ставит под вопрос «обычную связь», при которой конкурентные фирмы просто обслуживают желания потребителей, возникающие независимо от действий фирм.