Что такое суждение в психологии

Суждение

Смотреть что такое «Суждение» в других словарях:

СУЖДЕНИЕ — мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психологического оттенка, свойственного утверждению. Хотя С. находит свое выражение только в языке, оно, в отличие от предложения, не зависит от… … Философская энциклопедия

Суждение — Суждение ♦ Jugement Мысль, имеющая ценность или притязающая на обладание ценностью. Вот почему всякое суждение оценочно, даже если предметом оценки служит истина (притом, что истина сама по себе не является ценностью). Суждение… … Философский словарь Спонвиля

Суждение — Суждение форма мышления, в которой что либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике. В математической логике суждениям… … Википедия

суждение — Суд, отзыв, отчет, мнение, рассуждение, соображение, понимание, взгляд; усмотрение, благоусмотрение, уразумение, глазомер, прозорливость, проницательность. Представить на чье усмотрение (благоусмотрение). В мои года не должно сметь свое суждение… … Словарь синонимов

СУЖДЕНИЕ — СУЖДЕНИЕ, суждения, ср. 1. только ед. Действие по гл. судить в 1 знач., обсуждение (книжн. устар.). «С общего сужденья приговорили.» Крылов. Длительное суждение о деле. 2. Мнение, заключение. «Не смею моего сужденья произнесть.» Грибоедов. «В мои … Толковый словарь Ушакова

суждение — одна из логических форм мышления (см. также понятие, умозаключение). С. есть связь между двумя понятиями (субъектом и предикатом). В логике разрабатываются классификации С. Психология изучает разви … Большая психологическая энциклопедия

СУЖДЕНИЕ — СУЖДЕНИЕ, суженый, см. судить Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

суждение — СУЖДЕНИЕ (нем. Urteil; англ., франц. Judgement) мыслительный акт, выражающий отношение лица к содержанию высказываемой им мысли. В форме утверждения или отрицания С. необходимо сопровождается той или иной модальностью, сопряженной, как… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

суждение — СУЖДЕНИЕ, предположение СУДИТЬ, предполагать … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

СУЖДЕНИЕ — 1) то же, что высказывание.2) Умственный акт, реализующий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли и связанный с убеждением или сомнением в ее истинности или ложности … Большой Энциклопедический словарь

Источник

Основные формы мышления в психологии: суждение, умозаключение и понятие

1. Понятие 2. Суждение 3. Умозаключение

Мышление – высший этап познания человека. В его основе лежат постоянные изменения представлений и понятий. Оно дает возможность получать такие знания, которые не являются непосредственной информацией, получаемой с помощью первой сигнальной системы. В клинической психологии мышление относится к высшим психическим функциям – самым сложноорганизованным психическим процессам.

Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии

Особенности мышления являются предметом разных научных разделов. Так, к примеру, психофизиологические механизмы составляют основу общей и возрастной психологии, физиологии высшей нервной деятельности, а формы мышления и законы, по которым протекает процесс, являются предметом изучения в логике (хотя затрагиваются и в разделах психологии).

Понятие

Понятие как форма мышления позволяет познавать суть предметов и явлений, устанавливать связи между ними, определять отношения объектов по отношению друг к другу, обобщать признаки.

Оно существует в виде слов, которые могут обозначать что-то единичное (один предмет – «Марс», «Тихий океан»), общее («Здание», «Человек»), конкретное («Стол», «Ложка»), абстрактное («Милосердие», «Вечность»). Важно понимать, что понятие отражает существенные свойства предметов, объектов, явлений.

Примеры подобного: треугольник можно отличить от других геометрических фигур по наличию у него трех углов (хотя у него есть и другие признаки – длина, площадь и т. д.), а животное обладает такими признаками, по которым его можно отличить от человека или растений.

Понятие как форма мышления общего характера является результатом процесса уяснения общих свойств на основе единичных предметов. Это происходит благодаря приобретению новых знаний. Формирование понятий – это всегда движение к общему от частного. Такой процесс носит название «обобщение», и оно является предметом изучения в некоторых отделах психологии (общей, возрастной, клинической).

Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии

В основе процесса усвоения понятий лежит практический опыт – если происходит его нехватка, понятия могут принимать искаженный вид, сужаться или расширяться. Это часто происходит у детей дошкольного и в некоторой степени младшего школьного возраста. К примеру, насекомые для них не являются животными, а паук – это как раз насекомое. Нарушение усвоения понятий у взрослых – это характерный признак сниженного интеллекта (умственной отсталости).

Понятие как форма мышления не идентично восприятию и представлениям памяти: оно обладает абстрактным и обобщенным характером.

Суждение

Суждение как форма мышления предполагает подтверждение или отрицание какого-то факта, события, свойства, особенности, связи. Проявляется оно во фразах, но нужно помнить, что не каждая фраза является суждением. Так, междометие или односложное предложение не относится к этой форме мышления (примеры: «Ой!», «Как же так?»).

Предложения, как правило, имеют повествовательный характер: «Земля вращается вокруг Солнца».

Суждение может быть истинным или ложным, что определяется логикой. Первое предполагает наличие одного субъекта с характеристиками или сравнение двух субъектов.

При разделении простого суждения слова перестают нести смысловую нагрузку. Пример: «Мышь меньше кошки». Если это предложение разделить на два, смысл теряется.

Суждения сложные представляют собой различные комбинации, которые состоят из сложного и простого, двух сложных или двух простых суждений. Примеры: «Если пройдет град, растения могут пострадать». Здесь «растения могут пострадать» выступает в качестве простого суждения.

Суждение как форма мышления сложного характера невозможно без грамматических связок («но», «или», «и», «если так, то…», «когда…, то…» и т. д.).

Необходимо различать суждение и другие логические формы мышления: понятие выражается словом, а умозаключение выводом.

Эта форма мышления также может быть:

Существует и другая классификация. Общее суждение предполагает утверждение (отрицание), которое относится к явлениям, субъектам, объединенных с помощью общего понятия («Все здоровые кошки имеют четыре лапы»). Частное подразумевает часть предметов, субъектов, явлений, которые объединены понятием («Какие-то поэты являются графоманами»). В единичном суждении выражено индивидуальное свойство («Ф.М. Достоевский – автор «Преступления и наказания»»).

По сути суждение открывает содержание понятия (или нескольких) – поэтому для высказывания необходимо знать содержание всех используемых понятий.

Умозаключение

Умозаключения как форма мышления образуется при помощи нескольких суждений. Таким образом, имеющаяся информация дает возможность получать новые знания.

Эта форма мышления относится к высшим, так как соединяет в себе понятия и суждения.

Умозаключение может быть правильным или неправильным. Когда говорят об этом свойстве, то имеют в виду теоретическую возможность проверки, так как правильность вывода – это субъективное явление, которое может проверяться в течение продолжительного времени посредством экспериментов и логических рассуждений.

Между суждением и умозаключением существует тесная связь, так как без первого невозможно второе. Умозаключения бывают:

Взаимодействующие между собой понятие, суждение и умозаключение формируют картину человеческого сознания, восприятия и являются основой для развития интеллекта.

Яркий пример умозаключения – это доказательство геометрических теорем.

Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии

Итак, основные формы мышления – три составляющие, без которых невозможен мыслительный процесс. Именно благодаря им мозг человека способен анализировать и синтезировать, выстраивать логические связи, что в результате приводит к интеллектуальному развитию. Изучение этих особенностей мышления относится к основным разделам логики, а также к некоторым отделам психологии.

Источник

Суждение

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете, его свойствах или отношениях между предметами. Виды суждений и отношения между ними изучаются в философской логике.

Содержание

Простые и сложные суждения

Простые суждения — суждения, составными частями которых являются понятия. Простое суждение можно разложить только на понятия.

Сложные суждения — суждения, составными частями которых являются простые суждения или их сочетания. Сложное суждение может рассматриваться как образование из нескольких исходных суждений, соединенных в рамках данного сложного суждения логическими союзами (связками). От того, при помощи какого союза связываются простые суждения, зависит логическая особенность сложного суждения.

Состав простого суждения

Простое (атрибутивное) суждение — это суждение о принадлежности предметам свойств (атрибутов), а также суждения об отсутствии у предметов каких-либо свойств. В атрибутивном суждении могут быть выделены термины суждения — субъект, предикат, связка, квантор.

Состав сложного суждения

Сложные суждения состоят из ряда простых («Человек не стремится к тому, во что не верит, и любой энтузиазм, не подкрепляясь реальными достижениями, постепенно угасает»), каждое из которых в математической логике обозначается латинскими буквами (A, B, C, D… a, b, c, d…). В зависимости от способа образования различают конъюнктивные, дизъюнктивные, импликационные, эквивалентные и отрицательные суждения.

Дизъюнктивные суждения образуются с помощью разделительных (дизъюнктивных) логических связок (аналогичных союзу «или»). Подобно простым разделительным суждениям, они бывают:

Импликационные суждения образуются с помощью импликации, (эквивалентно союзу «если …, то»). Записывается как Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологииили Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии. В естественном языке союз «если …, то» иногда является синонимом союза «а» («Погода изменилась и, если вчера было пасмурно, то сегодня не одной тучи») и, в таком случае, означает конъюнкцию.

Конъюнктивные суждения образуются с помощью логических связок сочетания или конъюнкции (эквивалентно запятой или союзам «и», «а», «но», «да», «хотя», «который», «зато» и другим). Записывается как Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии.

Эквивалентные суждения указывают на тождественность частей суждения друг другу (проводят между ними знак равенства). Помимо определений, поясняющих какой-либо термин, могут быть представлены суждениями, соединенными союзами «если только», «необходимо», «достаточно» (например: «Чтобы число делилось на 3, достаточно, чтобы сумма цифр, его составляющих, делилась на 3»). Записывается как Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии(у разных математиков по-разному, хотя математический знак тождества всё-таки Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии).

Отрицательные суждения строятся с помощью связок отрицания «не». Записываются либо как a

b, либо как a b (при внутреннем отрицании типа «машина не роскошь»), а также с помощью черты над всем суждением при внешнем отрицании (опровержении): «не верно, что …» (a b).

Классификация простых суждений

По качеству

По объёму

По отношению

По отношению между подлежащим и сказуемым

Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии

Субъект и предикат суждения могут быть распределены (индекс «+») или не распределены (индекс «-»).

Суждения А (обще-утвердительные суждения) Распределяет свое подлежащее (S), но не распределяет свое сказуемое (P)

Объем подлежащего (S) меньше объема сказуемого (Р)

Объемы подлежащего и сказуемого совпадают

Суждения Е (обще-отрицательные суждения) Распределяет как подлежащее (S), так и сказуемое (P)

В этом суждении мы отрицаем всякое совпадение между подлежащим и сказуемым

Суждения I (частно-утвердительные суждения) Ни подлежащие (S), ни сказуемые (P) не распределены

Часть класса подлежащего входит в класс сказуемого.

Суждения О (частно-отрицательные суждения) Распределяет свое сказуемое (Р), но не распределяет свое подлежащее (S) В этих суждениях мы обращаем внимание на то, что есть несовпадающего между ними (заштрихованная область)

таблица распределения подлежащего и сказуемого

Подлежащее (S)Сказуемое (P)
о-уАраспределенонераспределено
о-оЕраспределенораспределено
ч-уIнераспределенонераспределено
ч-оОнераспределенораспределено

Другие

1) S есть или А, или В, или С

2) или А, или В, или С есть Р когда в суждении остается место неопределенности

Если А есть В, то С есть D или Е есть F

если есть А, то есть а, или b, или с Прим: « Если кто желает получить высшее образование, то он должен учиться или в университете, или в институте, или в академии»

Модальность суждений

Модальные понятия, или модальности — понятия, выражающие контекстную рамку суждения: время суждения, место суждения, знание о суждении, отношение говорящего к суждению.

В зависимости от модальности выделяются следующие основные виды суждений:

Источник

Суждение

Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии

Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии

Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета.

Суждение – это связь понятий. Состав суждения: субъект, предикат, связка.

Субъектом суждения называют предмет суждения. Предикатом – понятие о признаке суждения. Связка выражает отношение между субъектом (S) и предикатом (P). Субъект и предикат называют терминами суждения. В некоторых суждениях имеются кванторы – слова, выражающие количество («все», «каждый», «всякий», «только», «ни один» и т. д.).

В языке суждения выражаются повествовательным предложением. Связи и отношения выражаются в суждении посредством утверждения или отрицания. Пример утвердительного суждения: «Все сделки, не соответствующие требованиям закона, являются недействительными». Пример отрицательного суждения: «Некоторые сделки не являются законными».

Суждение может быть либо истинным, либо ложным, т. е. соответствовать или не соответствовать действительности. Если в суждении утверждается связь, существующая в действительности, или отрицается связь, которой в действительности нет, то такое суждение называют истинным. Например, «Москва – столица РФ», «Турецкая лира не является самой конвертируемой валютой на мировом рынке».

Ложнымназывают суждение, в котором утверждается связь, которая в действительности отсутствует, или отрицается существующая связь. Например, ««Алькайда» не является террористической организацией», «Российский рубль – самая конвертируемая валюта на мировом рынке».

Косвенно суждение содержит и риторический вопрос, поскольку он по смыслу является утверждением или отрицанием. Предложения в других грамматических формах (особенно вопросительные, побудительные и т. д.) суждениями не являются, поскольку ничего не отрицают и не утверждают, т. е. не обладают значением истинности.

Существуют суждения, истинность или ложность которых очевидна или может быть легко установлена. Например, «Москва – столица РФ» или «Минск – столица РФ». Однако часто суждения нуждаются в обосновании (в русском языке такой операции соответствует связка «потому что …»). Например, «Одной из основных характеристик рекламы является ее неличный характер, потому что коммуникационный сигнал поступает к покупателю не лично от продавца рекламируемого товара, а через различного рода посредников».

Кроме того, суждения делят на простые и сложные суждения.

Простымназывают суждение, не включающее других суждений. Например, «Реклама – двигатель торговли».

Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называют сложным суждением.

В зависимости от того, что утверждается или отрицается в суждении, простые суждения делят на 1) атрибутивные, 2) суждения с отношениями, 3) суждения существования.

1. Атрибутивным(от лат. – свойство, признак) называют суждения о признаке предмета. В нем утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком. Например, «Сроки аренды определяются договором».

Атрибутивные суждения называют также категорическими (от лат. – ясный, не допускающий иных толкований).

Атрибутивные суждения по количеству делят на единичные, общие и частные:

1) единичные (субъект – единичное понятие («этот» и т. д.)). Например, «Этот человек – гражданин РФ»;

2) общие (субъект – общее понятие и рассматривается во всем своем объеме («все», «каждый», «всякий», «любой» и т. д.)). Например, «Любая реклама – это положительная оценка чего-либо, оценка, которую один человек (рекламист) сообщает другим людям (потребителям)»;

3) частные (субъект – общее понятие, но суждение утверждает или отрицает нечто лишь о его части («некоторые», «существуют» и т. д.)). Например, «Существуютспособы влияния на потребителя, считающиеся наиболее эффективными».

Что такое суждение в психологии. Смотреть фото Что такое суждение в психологии. Смотреть картинку Что такое суждение в психологии. Картинка про Что такое суждение в психологии. Фото Что такое суждение в психологии

При объединенном делении (по качеству и количеству) выделяют общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные и частноотрицательные суждения.

Общеутвердительное – суждение общее по количеству и утвердительное по качеству. Логическая схема: «Все S есть Р». Например, «Каждая сделка должна быть оформлена в соответствии с юридическими актами».

Общеотрицательное – суждение общее по количеству и отрицательное по качеству. Логическая схема: «Ни одно S не есть Р». Например: «Ни одно преступление не остается безнаказанным».

Частноутвердительное – суждение частное по количеству и утвердительное по качеству. Логическая схема: «Некоторые S есть Р». Например: «Некоторые рекламные носители считаются наиболее дорогостоящими».

Частноотрицательное— суждение частное по количеству и отрицательное по качеству. Логическая схема: «Некоторые S не есть Р». Например: «Некоторые пункты международного Кодекса рекламной практики не отражены в Законе РФ «О рекламе».

В логике принято сокращенное обозначение суждений по их объединенной классификации:

2. Суждением с отношением называют суждение об отношениях между предметами. Это отношения равенства, родства, причинно-следственной связи и т.д. Логическая схема: «xRy», где х, у – члены отношения, R – отношение между предметами. Например, «Семен отец Даши» или «Неверно, что Семен отец Даши» (записывается формулой: «¬ (xRy)»).

Суждения с отношениями могут быть преобразованы в атрибутивные суждения.

3. Суждения существования – выражают сам факт существования или не существования предмета. Выражаются логической схемой: «S есть P» или «S не есть P». Например, «МММ уже не существует».

Источник

СУЖДЕНИЕ

СУЖДЕНИЕ (англ. judgement) — общезначимая словесная форма (высказывание), благодаря которой чувственному опыту придается абстрактная всеобщность. С. содержит предмет в определении единичности и в определении всеобщности. С. складываются у людей как превращенная и словесно выраженная форма перцептивной деятельности, которая выполняет планирующую и регулирующую роль в совокупном процессе труда. С. м. б. построено на основе словесных обозначений общих представлений, которые в начальный период познания могут наблюдаться и констатироваться непосредственно в восприятии, а затем оформляться в различных знаковых и символических системах. Ряд частных С. о предметах может заменяться новым словом-наименованием, содержанием которого будет свернутое представление о предметах С. С помощью общих представлений и производимых на их основе С. человек может делать довольно сложные умозаключения. С. — это прямой дериват предметно-чувственной деятельности людей. Обобщение в С. основано на принципе формального, абстрактного тождества и является особенностью эмпирического мышления. Но познание обобществившегося человечества с самого начала приобрело рациональную форму, поэтому чувственные данные выступают в процессе познания в форме С., а отдельный человек, руководствуясь общественными потребностями, относительно бескорыстно выделяет объективные свойства предметов, а также считается с мнениями и суждениями др. людей. См. Атрибутивный, Знание.

Смотреть что такое СУЖДЕНИЕ в других словарях:

СУЖДЕНИЕ

(judicium) — так называется связь (синтез), в которую сознание ставит свои элементы (представления, понятия) с целью объективного познания. От самого а. смотреть

СУЖДЕНИЕ

1) то же, что Высказывание. 2) Умственный акт, выражающий отношение говорящего к содержанию высказываемой мысли посредством утверждения модальн. смотреть

СУЖДЕНИЕ

СУЖДЕНИЕ

СУЖДЕНИЕ

суждение с.judg(e)ment (тж. лог.); (мнение) opinion

СУЖДЕНИЕ

СУЖДЕНИЕ

Суждение (judicium) — так называется связь (синтез), в которую сознание ставит свои элементы (представления, понятия) с целью объективного познания. От самого акта С. следует различать его выражение (enunciatio); обыкновенно С. называют самый результат сознательного синтеза, т. е. словесное выражение его, но это неправильно, ибо представляет смешение акта с его обнаружением, причем самое обнаружение понято слишком узко; С. может быть выражено и не в словах, а, напр., в знаках, в музыкальных звуках, в математической формуле. Различные определения суждения могут быть сведены к двум: формальному и индуктивному. Формальное определение рассматривает С. как отношение между двумя понятиями (или представлениями), причем это отношение может быть различным, а именно одно понятие может включать в себя другое, или может выражать лишь сравнение, или, наконец, может утверждать уравнение двух понятий, заключенных в С. (ср. учение о квантификации суждения английских логиков). Индуктивная логика рассматривает С. как выражение действительного сосуществования, или преемственности идей. Формальное определение обращает большее внимание на субъективный процесс, выражающийся в С., индуктивное — исключительно на объективную цель, содержание С. В каждом С. мы различаем те два (или более) элемента сознания, которые ставятся в связь, и самый синтез их; в предложении эти элементы носят название подлежащего, сказуемого и связки. Безличных С. нет; бывают лишь безличные предложения. С., в сущности, есть единственный предмет логики, так как умозаключение есть не что иное как осложнение и распространение С., а понятие есть лишь результат деятельности С.; потому изложение логики следовало бы начинать с учения о С. Обычное деление С.: а) по их происхождению — на априорные и апостериорные (априорные — всеобщи и необходимы и не заимствованы из опыта; апостериорные — случайны и заимствованы из опыта); b) по характеру проявляемой в них деятельности сознания — на аналитические и синтетические (синтетическими С. называются такие, в которых в сказуемом прибавляется новый признак, не имеющийся в подлежащем; аналитическими же — такие, в которых сказуемое повторяет лишь признак, заключенный уже ранее в подлежащем); с) по обширности их содержания — на общие, частные, единичные; d) по степени уверенности, с которой известное С. выражается (или по модальности), — на действительные, возможные и необходимые; e) по составу — на простые и сложные (те и другие могут быть категоричными, условными и разделительными); f) по характеру — на утвердительные, отрицательные и бесконечные (в которых отрицание относится не к сказуемому, а к логическому подлежащему); g) по взаимоотношению — на С. подчиненные, противоречащие, противоположные (об этом ср. Силлогизм); h) наконец, по их содержанию, или смыслу. Это обычное деление С. принадлежит главным образом Канту. Деление С. на априорные и апостериорные, на аналитические и синтетические касается гносеологии, а не логики; это деление затрагивает самые важные вопросы теории познания, которые в данном случае решены в смысле критической философии; между тем, эмпирик не станет признавать априорных С., считая все суждения одинаково вытекающими из опыта; точно так же психолог признает все С. синтетическими и будет утверждать, что даже в тождественном С. (напр. человек есть человек) определяющее обозначает не то же, что обозначаемое, а старается обратить внимание на какую-либо сторону логического подлежащего. Исчерпать содержание, или смысл, С. можно только в том случае, если с определенной философской точки зрения будут установлены категории, или высшие сказуемые; таким образом, и это деление не относится непосредственно к логике, а принадлежит философии. Чисто логическим характером деления суждений отличаются те, которые обозначены выше под буквами с, d, e, f, g. Э. Р.

СУЖДЕНИЕ

СУЖДЕНИЕ — мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной. С. лишено психологического оттенка, свойственного утв. смотреть

СУЖДЕНИЕ

СУЖДЕНИЕ

СУЖДЕНИЕ

форма отображения в мышлении связи между предметом (объектом) и его свойствами, выражающая либо истину, либо ложь. Видовые различия С. зависят от объема и содержания отображаемых предметов и от характера связи предметов и свойств. В соответствии с традиционными логическими представлениями структура простого атрибутивного С. включает в себя следующие базовые компоненты: два термина и связку. Один из терминов обозначает понятие объекта С. и называется субъектом (лат. subjectum), другой обозначает свойство или группу свойств, приписываемых данному объекту, и называется предикатом (лат. praedicatum). Связка обозначает отношение приписывания или отрицания свойств объекту и определяет деление атрибутивных С. по качеству на утвердительные и отрицательные. Последние нельзя смешивать с отрицаемыми и отрицающими С., сущность которых определяется не их утвердительной или отрицательной формой, а характером взаимоотношения между данными С. Отрицающим называется такое С., которое указывает на ложность другого С., называющегося отрицаемым. Также в структуру атрибутивных С. могут входить кванторы, определяющие деление С. по количеству (объему) отображаемых в субъекте предметов. С., в котором что-либо утверждается или отрицается об отдельном предмете, классе или агрегате предметов в целом, называется единичным С. С., в котором что-либо утверждается или отрицается о части предметов какого-либо класса, называется частным С. Можно выделить две группы частных С.: в определенных частных С. имеется в виду только некоторая определенная часть предметов какого-либо класса, в неопределенных частных С. имеется в виду наличие хотя бы некоторых предметов какого-либо класса. С., в котором что-либо утверждается или отрицается о каждом предмете какого-либо класса, называется общим С. Модальности определяют деление С. по степени существенности для предмета отображаемого свойства на проблематические (возможности), ассерторические (действительности) и аподиктические (необходимости). По характеру связи отображаемых предметов и их свойств С. делятся на условные, разделительные и категорические. Кроме атрибутивных существуют реляционные С., т. е. отображающие отношения между предметами, и экзистенциальные С., сообщающие о существовании предмета. С. не следует смешивать с выражающими их в естественном языке предложениями и обозначающими их высказываниями. Наблюдается значительное сходство в строении С. и предложения, т. к. группа грамматического подлежащего в предложении в большинстве случаев совпадает с субъектом (логическим подлежащим), а группа грамматического сказуемого предложения соответствует предикату (логическому сказуемому). Однако наряду со сходством имеются и существенные различия. Так, всякое С. находит свое выражение в предложении, ко далеко не всякое предложение обязано выражать С. Даже повествовательные предложения, в которых что-либо сообщается, т. е. утверждается или отрицается, не всегда дают возможность определить соответствующее им С., вопрос же о логической структуре С., выраженных предложениями вопросительными, побудительными, оценочными и др., предполагает дальнейшее уточнение и развитие традиционных представлений о С. Еще Аристотель говорил, что не всякая речь заключает в себе С., а лишь та, в которой заключается истинность или ложность чего-либо. Так, например, оптатив (положение) есть речь, но не истинная и не ложная. Высказывание, в отличие от С., является элементом неинтерпретированного исчисления, тогда как С. обладает семантической интерпретацией. Высказывание в семантической системе определяется через синтаксические правила построения, которые задают правильные формы выражений; такое определение является формальным в том смысле, что указывает только на внешний вид (форму) выражений, а не их значение. Высказывания в некотором смысле базовые элементы логики, т. к. именно они принимают истинностные значения Отождествлять высказывание с повествовательным предложением наивно, т. к. сообщение об истинном положении дел можно получить без грамматического оформления, например, в деонтических (нормативных) контекстах. А. Г. Кислое. смотреть

СУЖДЕНИЕ

деятельность мысли, выражающаяся в утверждении или отрицании. Речь здесь может идти об утверждении или отрицании существования (я вижу дерево) или посылки (треугольник — это многоугольник с тремя сторонами). Суждение — это мысль о связи между двумя терминами. Оно предполагает активность субъекта; противостоит образу, ощущению, идее, считающимся данностью пассивного субъекта; отличается от умозаключения, представляющего собой связь между двумя суждениями. Монтень («Опыты: формирование суждения», 1580) различает также энциклопедические знания — багаж, позаимствованный у других и пассивно уложенный в «хорошо наполненной голове», и суждение, которое представляет собой способность «хорошо сделанной головы» принять или же отбросить предлагаемые ей идеи. Анализ акта суждения. Аристотель (384-322 до Р.Х.) выработал логический анализ суждения; он несет в себе отношение и утверждение. «Посылка есть речь, утверждающая или отрицающая что-то относительно чего-то» («Аналитика», 1, 1, 4). Она представляет собой промежуточное звено между понятием и умозаключением. В суждении термин, служащий предикатом (= атрибут), и термин с функцией субъекта объединены связкой «есть», предполагающей утверждение или отрицание. Посредством связки суждение эксплицирует импликации субъекта (в соответствии с категориями рода, качества. и др.) подчёркивает автономию суждения как операции мысли, противопоставляя его простому восприятию или незаконченному суждению: «Если бы случайно я не видел в окно проходящих по улице людей, при виде которых я могу с уверенностью сказать что я вижу людей, вместо того, чтобы сказать, что я вижу воск; и однако, что же я вижу сквозь это окно, если не шляпы и пальто, которые с таким же успехом могут носить призраки или искусственные люди, передвигающиеся на пружинках? Но я выношу суждение, что это настоящие люди, и именно таким образом, только благодаря присущей моему уму способности суждения, я понимаю то, что как мне кажется, я вижу собственными глазами» («Метафизические размышления», 2, 1641). Кант (1724-1804) анализирует внутреннюю динамику суждения как деятельности мыслящего субъекта. Он различает логические суждения, или так называемые аналитические суждения (когда предикат уже содержится в субъекте: например, все тела протяженны) и суждения о реальности, или синтетические суждения (когда предикат привносит в субъект что-то из опыта: например, это тело металлическое). Понятие тела вообще уже предполагает идею протяженности, но качество метал-лического мы можем открыть лишь опытным путем. 1о же • самое и с понятием веса: все тела имеют же («Критика чистого» разума», 1,1, 1, 1781). Кант анализирует синтетическое суждение как акт, связующий понятие с опытом. Априорные синтетические суждения — не что иное, как приложение общих категорий ума (понятий) к интуиции (пространство и время) ; связь понятия с интуицией осуществляется с помощью воображения (схематизм). Для Канта научное познание мира представляет собой комплекс суждений, с помощью которых мы передаем воспринятые интуицией частные факты общим отношениям, выработанным умом (понятия причинности, элемента. т.е. речь идет о том, что поиск причины события или элемента объекта — естественная предрасположенность ума). Интуиция всегда будет частной, а понятие — общим. «Вообще суждение — это способность мыслить частное как содержащееся в общем. Пример: Сократ — человек». Философия Гуссерля вплоть до последнего его произведения — «Опыт и суждение», пытается вычленить и описать активность сознания во всех формах восприятия. «Всякий раз, когда сознание направляет свое внимание на реальность и на объективное, даже «антипредикативным» образом, мы должны назвать это суждением». (Антипредикативное суждение — это просто естественное восприятие объекта, без четкого осознания осуществления умственного акта). Воспринимать, по Гуссерлю, — это уже судить, умственно конструировать объект. См. Идея, Заблуждение, Воображение. смотреть

СУЖДЕНИЕ

СУЖДЕНИЕ

СУЖДЕНИЕ (нем. Urteil; англ., франц. Judgement) — мыслительный акт, выражающий отношение лица к содержанию высказываемой им мысли. В форме утве. смотреть

СУЖДЕНИЕ

— 1) смысл предложения, к-рое может быть оценено как истинное или ложное; то же, что пропозиция; 2) употребление предложения, выражающего С. в 1-м значении в утвердительном высказывании, когда оно реально приобретает истинностное значение; то же, что высказывание в логике. Логика со времен Аристотеля отличала С. от средства его выражения — предложения- С одной стороны, С. не обязательно выражается предложением. С др. стороны, не всякое предложение выражает С; так, не выражают С. побудит, или вопросит, предложения («Закрой дверь!», «Где родился Гоголь?»). Не выражают С. повествоват. предложения, содержащие дейктнческие (см. Дейксис) элементы; напр., предложение «Он студент 3-го курса» не выражает само по себе никакого С, поскольку слово «он» имеет в каждом новом употреблении этого предложения другой референт. Смыслом такого предложения является не С., а пропозициональная форма; оно способно выражать С. только в контексте высказывания, когда его переменные (напр., «он») принимают конкретное значение. Определение С. как такой мысли, к-рой присуще быть истинной или ложной, т. е. «претендовать на истинность», принадлежит Аристотелю. Разграничение между С. (в 1-м значении) и высказыванием было сделано Г. Фреге, к-рый проанализировал феномен неутвердит, употребления С. Неутвердительным является употребление С, напр., в контексте предикатов мнения и др. пропозициональных установок с субъектом не 1-го лица («Филипп считает, что столица Никарагуа — Тегусигальпа»), в контексте модальных операторов («Число планет солнечной системы могло бы быть не равно 9»), глаголов говорения и др. В традиционной логике была разработана подробная классификация С. по разл. основаниям. По качеству С. делятся на утвердительные и отрицательные; по кол-ву — иа единичные, касающиеся индивидуализированных объектов или множеств («Нестор — отец русской истории»), о 6-щ и е, касающиеся открытого класса («Человек смертен»), и частные, касающиеся части открытого класса («Некоторые товары портятся при перевозке»); по модальности — на С. действительности (ассерторические), С. возможности (проблематические) и С. необходимости (аподиктические); по отношению — на категорические, условные н разделительные; по форме — на атрибутивные («Сократ грек»), С. отношения («Сократ старше Платона>), экзистенциальные («Единорогов не существует») и др. Традиционная логика изучала преим. атрибутивные С. В атрибутивном С. 32« различаются 3 компонента — субъект, предикат и связка. Другие виды С, напр. С. отношения, экзистенциальные, а также отрицательные («Не все числа простые»), условные, разделительные, проблематические и др., не укладываются в субъектно-предикатную схему. Более детальный анализ структуры С. был дан матем. логикой. • Асмус В. ф., Логика, М., 1947; Ч ё р ч А., Введение в матем. логику, пер. с англ.,-М., 1960; Г о к и е л и Л. П., Логика, т. 1—2, Тб., 1965; фрегеГ., Смысл и денотат, пер. с англ., в кн.: Семиотика и ннформатвка. в. 8, М.. 1977; его же, Мысль: логич. исследование, в кн.: Философия. Логика. Язык, пер. с нем., М., 1987; см. также лит. при ст. Пропозиция. Е. В. Падучева. смотреть

СУЖДЕНИЕ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *