Что такое свальный грех
7 странных обычаев на Руси: свальный грех, обряд мертвеца и другие
На Руси соблюдали такие обычаи, от которых сейчас становится не по себе. А за некоторые можно легко получить уголовный срок.
Мы собрали семь самых странных обрядов наших предков. Особенно доставалось женщинам и детям.
Снохачество
Этим нейтральным словом называли половую связь между свекром и снохой. Не то, чтобы это одобрялось, но считалось совсем небольшим грехом. Часто отцы женили своих сыновей в 12-13 лет на девушках 16-17 лет. А пока ребята догоняли в развитии своих молодых жен, батя отрабатывал за них супружескую повинность. Совсем беспроигрышным вариантом было отправить сына на заработки на полгода или еще лучше в армию лет на двадцать. Тогда сноха, оставаясь в семье мужа, практически не имела шансов отказать свекру. Если же сопротивлялась, то выполняла самую тяжелую и грязную работу и мирилась с постоянными придирками «старшака» (так называли главу семейства). Сейчас со старшаком разговаривали бы правоохранительные органы, а тогда жаловаться было некуда.
Свальный грех
Сейчас такое можно увидеть только в специальных кинофильмах, преимущественно немецкого производства. А раньше этим занимались в русских деревнях на Ивана Купалу.
Гаски
Б. Ольшанский “Терем царевны Зимы”
Этот обычай, который тоже можно назвать свальным грехом, описывает итальянский путешественник Рокколини. Вся молодежь деревни собиралась в большом доме. Пели и плясали при свете лучины. А когда лучина гасла, предавались любовным утехам вслепую с тем, кто оказался рядом. Затем лучину зажигали, и веселье с плясками продолжалось снова. И так до рассвета. В ту ночь, когда на «Гаски» попал Рокколини, лучина гасла и зажигалась раз пять. Участвовал ли сам путешественник в русском народном обряде, история умалчивает.
Перепекание
Этот обряд не имеет отношения к сексу, можете расслабиться. Недоношенного или слабого ребенка принято было «перепекать» в печи. Не в шашлык, конечно, а скорее в хлеб. Считалось, что если малыш не “сготовился” в утробе матери, то надо его перепечь самостоятельно. Сил, чтобы набрался, окреп. Младенца заворачивали в специальное ржаное тесто, приготовленное на воде. Оставляли только ноздри, чтобы дышать. Привязывали к хлебной лопате и, приговаривая секретные слова, отправляли в печь на какое-то время. Конечно, печь была не горячая, а теплая. Подавать к столу ребенка никто не собирался. Таким обрядом старались сжечь болезни. Помогало ли это, история умалчивает.
Пугание беременных
К родам наши предки относились с особым трепетом. Считалось, что этот момент ребенок переходит из мира мертвых в мир живых. Сам процесс и так нелегкий для женщины, а бабки-повитухи старались сделать его совсем уж невыносимым. Специально обученная бабка пристраивалась между ног роженицы и уговаривала тазовые кости раздвинуться. Если это не помогало, то будущую маму начинали пугать, греметь кастрюлями, могли жахнуть около нее из ружья. Еще очень любили вызывать рвоту у роженицы. Считалось, что когда ее рвет, ребенок идет охотнее. Для этого в рот пихали ее же косу или засовывали пальцы.
Солонование
Этот дикий обряд применяли не только в некоторых районах Руси, но и во Франции, Армении и других странах. Считалось, что новорожденному малышу надо подпитаться силой от соли. Это, видимо, была альтернатива перепеканию. Ребенка обмазывали мелкой солью, включая уши и глаза. Наверное, чтобы хорошо слышал и видел после этого. Потом заворачивали в тряпки и держали так пару часов, не обращая внимания на нечеловеческие крики. Те, кто был побогаче буквально закапывали ребенка в соль. Описываются случаи, когда после такой оздоровительной процедуры с малыша слезала вся кожа. Но это ничего, зато потом здоровенький будет.
Обряд мертвеца
Этот страшный обряд – не что иное как свадьба. Те наряды невесты, которые мы сейчас считаем торжественными, наши предки называли погребальными. Белое одеяние, фата, которой прикрывали лицо мертвеца, чтобы он случайно не открыл глаза и не посмотрел на кого-то из живых. Весь обряд женитьбы воспринимался как новое рождение девушки. А для того, чтобы родиться, надо сначала умереть. На голову молодой надевали белый куколь (головной убор как у монашек). В нем обычно и хоронили. Оттуда же идет обычай оплакивать невесту, который до сих пор практикуется в некоторых деревнях в глубинке. Но сейчас плачут, что девчонка из дома уходит, а раньше рыдали по поводу ее “смерти”. Обряд выкупа тоже не просто так возник. Этим самым жених старается найти невесту в мире мертвых и вывести на белый свет. Подружки невесты в этом случае воспринимались как стражи загробного мира. Поэтому, если вас вдруг пригласят торговаться с женихом на заплеванной лестнице в подъезде, помните, откуда идет эта традиция и не соглашайтесь 😉
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Семь странных обычаев на Руси: свальный грех, обряд мертвеца и другие
Мнение автора перепоста может не совпадать с мнением автора текста
На Руси соблюдали такие обычаи, от которых сейчас становится не по себе. А за некоторые можно легко получить уголовный срок.
Мы собрали семь самых странных обрядов наших предков. Особенно доставалось женщинам и детям.
Снохачество
Этим нейтральным словом называли половую связь между свекром и снохой. Не то, чтобы это одобрялось, но считалось совсем небольшим грехом. Часто отцы женили своих сыновей в 12-13 лет на девушках 16-17 лет. А пока ребята догоняли в развитии своих молодых жен, батя отрабатывал за них супружескую повинность. Совсем беспроигрышным вариантом было отправить сына на заработки на полгода или еще лучше в армию лет на двадцать. Тогда сноха, оставаясь в семье мужа, практически не имела шансов отказать свекру. Если же сопротивлялась, то выполняла самую тяжелую и грязную работу и мирилась с постоянными придирками «старшака» (так называли главу семейства). Сейчас со старшаком разговаривали бы правоохранительные органы, а тогда жаловаться было некуда.
Свальный грех
Сейчас такое можно увидеть только в специальных кинофильмах, преимущественно немецкого производства. А раньше этим занимались в русских деревнях на Ивана Купалу. Этот праздник совместил в себе языческие и христианские традиции. Так вот, после танцев у костра пары шли искать цветки папоротника в лесу. Чтобы вы понимали, папоротник не цветет, он размножается спорами. Это только повод для молодежи, чтобы уйти в лес и предаться плотским утехам. Причем такие связи ни к чему не обязывали ни парней, ни девушек.
Гаски
Этот обычай, который тоже можно назвать свальным грехом, описывает итальянский путешественник Рокколини. Вся молодежь деревни собиралась в большом доме. Пели и плясали при свете лучины. А когда лучина гасла, предавались любовным утехам вслепую с тем, кто оказался рядом. Затем лучину зажигали, и веселье с плясками продолжалось снова. И так до рассвета. В ту ночь, когда на «Гаски» попал Рокколини, лучина гасла и зажигалась раз пять. Участвовал ли сам путешественник в русском народном обряде, история умалчивает.
Перепекание
Этот обряд не имеет отношения к сексу, можете расслабиться. Недоношенного или слабого ребенка принято было «перепекать» в печи. Не в шашлык, конечно, а скорее в хлеб. Считалось, что если малыш не “сготовился” в утробе матери, то надо его перепечь самостоятельно. Сил, чтобы набрался, окреп. Младенца заворачивали в специальное ржаное тесто, приготовленное на воде. Оставляли только ноздри, чтобы дышать. Привязывали к хлебной лопате и, приговаривая секретные слова, отправляли в печь на какое-то время. Конечно, печь была не горячая, а теплая. Подавать к столу ребенка никто не собирался. Таким обрядом старались сжечь болезни. Помогало ли это, история умалчивает.
Пугание беременных
К родам наши предки относились с особым трепетом. Считалось, что этот момент ребенок переходит из мира мертвых в мир живых. Сам процесс и так нелегкий для женщины, а бабки-повитухи старались сделать его совсем уж невыносимым. Специально обученная бабка пристраивалась между ног роженицы и уговаривала тазовые кости раздвинуться. Если это не помогало, то будущую маму начинали пугать, греметь кастрюлями, могли жахнуть около нее из ружья. Еще очень любили вызывать рвоту у роженицы. Считалось, что когда ее рвет, ребенок идет охотнее. Для этого в рот пихали ее же косу или засовывали пальцы.
Солонование
Этот дикий обряд применяли не только в некоторых районах Руси, но и во Франции, Армении и других странах. Считалось, что новорожденному малышу надо подпитаться силой от соли. Это, видимо, была альтернатива перепеканию. Ребенка обмазывали мелкой солью, включая уши и глаза. Наверное, чтобы хорошо слышал и видел после этого. Потом заворачивали в тряпки и держали так пару часов, не обращая внимания на нечеловеческие крики. Те, кто был побогаче буквально закапывали ребенка в соль. Описываются случаи, когда после такой оздоровительной процедуры с малыша слезала вся кожа. Но это ничего, зато потом здоровенький будет.
Обряд мертвеца
Этот страшный обряд – не что иное как свадьба. Те наряды невесты, которые мы сейчас считаем торжественными, наши предки называли погребальными. Белое одеяние, фата, которой прикрывали лицо мертвеца, чтобы он случайно не открыл глаза и не посмотрел на кого-то из живых. Весь обряд женитьбы воспринимался как новое рождение девушки. А для того, чтобы родиться, надо сначала умереть. На голову молодой надевали белый куколь (головной убор как у монашек). В нем обычно и хоронили. Оттуда же идет обычай оплакивать невесту, который до сих пор практикуется в некоторых деревнях в глубинке. Но сейчас плачут, что девчонка из дома уходит, а раньше рыдали по поводу ее “смерти”. Обряд выкупа тоже не просто так возник. Этим самым жених старается найти невесту в мире мертвых и вывести на белый свет. Подружки невесты в этом случае воспринимались как стражи загробного мира. Поэтому, если вас вдруг пригласят торговаться с женихом на заплеванной лестнице в подъезде, помните, откуда идет эта традиция и не соглашайтесь 😉
Свальный грех и «растащиха»: как правильно провести ночь на Ивана Купала
Для большинства россиян Иван Купала – это «день мокрых маек» и не более того. Соответственно, единственный активно практикуемый обряд — обливание прохожих водой (которое по факту вообще не обряд, а обычное хулиганство). Мы же предлагаем вам провести день в соответствии с древними традициями. С ними нас познакомила преподаватель кафедры музееведения КемГУКИ, специалист по народным обрядам Полина Глушкова. Как выяснилось, то, что вытворяли наши предки в ночь на 6 июля – это полнейшая веселуха, местами граничащая с беспределом. Мы изучили программу «правильной» Купальской ночи и выбрали пятёрку самых занятных обрядов, популярных у русских сибиряков. Если решите взять на вооружение хотя бы некоторые из этих забав, праздник Ивана Купала запомнится вам надолго.
Разумеется, мы предлагаем вашему вниманию не все известные купальские обряды, а только те, что можно без проблем провести в нашем цивилизованном XXI веке. Так что с порога отметаем человеческие жертвоприношения (по некоторым данным, предки-язычники топили красавиц в омуте по случаю праздника). Поиски целебных трав — это скучно, а что касается цветка папоротника — ещё и бессмысленно. А пускать венки по воде — надоевшая «попса». Впрочем, если очень хочется, можно добавить веночек-другой в нашу купальскую программу. Мы составили её так, чтобы она заняла целый вечер, а то и всю ночь. Обряды можно менять местами, чередовать и пропускать — Купала не обидится. В любом случае, такой отдых на берегу/даче/турбазе будет гораздо интереснее привычной рыбалки либо шашлыков с пивом.
Прыжки через костёр
Развлечение в меру опасное, доступное и не требующее особой подготовки. Этот обряд был широко распространён в те далёкие времена, когда на русской земле ещё не было ОМОНа. Но и сейчас, когда представителей власти поблизости нет, многие вспоминают про «очищение огнём». Правда, россияне XXI века скачут над костром просто потому, что это весело, этакий «экстрим-лайт». А вот у предков были причины посерьёзнее: они верили, что чем выше огонь, через который нужно проскочить, тем выше уродятся хлеба. А некоторые даже прогоняли через пламя домашнюю скотину – чтобы была плодовитее. У прыжков через костёр имеется и романтическая функция: хватаете за руку свою девушку – и летите через пламя вместе. Сумели приземлиться, не размыкая рук – ваша любовь становится крепкой, как булатный богатырский меч.
Но не забывайте о простых правилах безопасности. Земля вокруг костра должна быть твёрдой и утоптанной. А на прыгунах не должно быть никаких легковоспламеняющихся тканей. Картины, на которых древнерусские красавицы пролетают над огнём в сарафанах – это не аргумент. Даже голышом будет безопаснее. Но оптимальный вариант — джинсы и плотная обувь.
Расправа над ведьмой
Такую забаву в наше время затеять сложно. В первую очередь, потому что будут проблемы с инвентарём. Вам необходимо деревянное колесо. Как заявила преподаватель кафедры музееведения КемГУКИ Полина Глушкова, в день Ивана Купала в такие колёса превращаются ведьмы (не спрашивайте, зачем они это делают, просто поверьте опыту предков). А с ведьмами нужно бороться огнём. Колесо обкладывают соломой, поджигают, а затем катают по всей округе с помощью длинной палки или багра. А когда запылает уже вовсю, подкатываете колесо к обрыву и отправляете вниз. Если докатилось до воды – ведьма побеждена. Если не докатилось… Докатите, традиция позволяет. Затем можно приступать к водным процедурам.
Правила безопасности всё те же: приложите максимум усилий, чтобы не сгореть вместе с ведьмой. Да, и обрыв нужно выбирать очень тщательно, чтобы горящая ведьма не вкатилась к кому-нибудь во двор.
Изгнание Марины
За Уралом её называли Марена или Морана, но сибиряки почему-то окрестили Мариной. Речь идёт о злой русалке, которая стережёт вас под водой и не даёт начаться купальному сезону.
«Русалку на Купалу изгоняли: сооружали чучело из соломы, называли Мариной, а потом шли чучело топить. Это должно было выпроводить русалку вон из воды. Брали с собой литовки и ножи, и пока шли к реке, стучали ножами по лезвиям литовок, а также пели, плясали, громко кричали – пугали нечисть. А как Марину топили, разрешалось купаться»,
— разъясняет суть действа Полина Глушкова.
Есть и более фееричный вариант изгнания Марины: поставить её на плот, поджечь и отправить вниз по течению. Будет очень красиво. А потом все участники бросаются в воду – купаться. Теперь из водоёмов можно не вылезать до самого Ильина дня (2 августа). Минус этого обряда в том, что он самый трудоёмкий: сделать соломенную куклу сложнее, чем кажется. Но зато он и самый приятный, потому что заканчивается массовым купанием в воде. Можно нырять в тёплую июльскую воду и любоваться на пляшущие по поверхности воды огненные блики. А догорающая Марина в это время уплывает всё дальше и дальше по течению, чтобы под утро перепугать какого-нибудь рыбака.
«Растащиха»
А вот это уже экстремальный вариант Купальской ночи. Смысл «растащихи» — в мелких, но обидных пакостях. Не надо забывать, что Купала – это ещё и «чёртова ночь». Молодые парни с удовольствием изображали чертей: дожидались темноты, ходили по деревне и беспредельничали. Ломали заборы, разбирали поленницы, уносили ворота за околицу либо подпирали их жердью и затаскивали сани и телеги на крыши сараев. Но запомните: серьёзного ущерба пакостники не наносили и уж тем более никого не били.
Вам, конечно, виднее, но в XXI веке затевать «растащиху» очень рискованно, так как все её пункты попадают под статью «хулиганство». А в полиции народные традиции совсем не уважают – им подавай закон и порядок. Но если уж сильно хочется соблюсти обрядовость, можно самим заранее подготовить объекты для разрушения.
«Свальный грех»
Вот к этому мы вас точно не призываем. Но всё равно ознакомьтесь. По словам Полины Глушковой, ряд исследователей русской культуры подтверждают, что на Иван Купала в некоторых поселениях практиковали этот варварский обычай. Всё начиналось после прыжков через костёр. Те, кто не расцепил руки, уединялись и «творили любовь».
Это не была оргия в прямом смысле слова. Пары действительно старались уйти подальше от посторонних глаз. Но вся соль в том, что обряд можно было повторять сколько угодно раз, с разными партнёрами. Родители праздничный блуд не осуждали, а беременность считалась за благо. Даже в том случае, если определить отца не было никакой возможности. Всё просто: отец по умолчанию — Купала. А значит — знатная невеста, и жениться на такой — почёт! Признайтесь, вам стало интересно? Всё таки есть какое-то особое очарование у этих старинных обычаев… Ответственно заявляем: этот обряд студенты КемГУКИ не реконструировали!
Крестьянский блуд и помещичьи гаремы. Интимные традиции на Руси
Кто будет спорить с тем, что нужно знать свою историю? Сегодня Anews хочет углубиться в этот предмет под углом, который освещается нечасто.
Что известно о сексе в языческую эпоху? Насколько пуританским было русское село? И до чего могла довести вседозволенность помещиков?
Дефлорация от волхвов и свальный грех
Необычную сексуальную традицию описывал также итальянский путешественник Лактанций Рокколини, в XVI веке по повелению короля Карла V нанесший визит в Россию. Как-то, сбившись с пути, Рокколини с товарищами наткнулся на одно селение. Жители радушно приняли гостей и привели их в большой дом, где собрались много мужчин и женщин. Собравшиеся пели, плясали, а все пространство было освещено одной лучиной. Рокколини объяснили, что он видит древний обычай под названием «гаски», заключавшийся в следующем:
Снохачество и другой крестьянский блуд
Утверждается, что подобные обычаи существовали в российских селах вплоть до конца XIX века. Этнограф Сергей Максимов в книге 1859 года «Год на севере» приводит слова священника села Койнос Архангельской губернии: «На беседах по зимам, не боясь ни чьего сглазу, мужики обнимают баб и огни гасят. »
Архангельская губерния вообще отличалась вполне свободными нравами. В книге Юрия Семенова «Пережитки первобытных форм отношений полов в обычаях русских крестьян XIX – начала XX в.» говорится:
Впрочем, отношение к вопросу невинности сильно разнилось по регионам. Доктор исторических наук Владимир Безгин в труде «Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века)» пишет:
«В Воронежской губернии еще в 80-е гг. XIX в. существовал обычай поднимать молодых. Новобрачная в одной рубахе вставала с постели и встречала свекровь и родню жениха. Такая демонстрация, восходящая своими корнями к языческим верованиям, имела цель публично удостоверить невинность невесты.
Тяжелыми были последствия для «нечестной» невесты. Ее родню с бранью выгоняли, саму избивали до полусмерти и заставляли трехкратно ползать на коленях вокруг церкви. За потерю чести провинившуюся девушку в деревне наказывали тем, что отрезали косу, пачкали рубаху дегтем и без юбки проводили по улице. После такого позора ее уже никто не брал замуж, и она оставалась в девках».
Непростыми были отношения и после брака. Безгин указывает:
«В крестьянском дворе, когда бок о бок жило несколько семей, порой возникали замысловатые любовные треугольники. Так, в орловском селе Коневке было «распространено сожительство между деверем и невесткой. В некоторых семействах младшие братья потому и не женились, что жили со своими невестками».
По мнению тамбовских крестьян, кровосмешение с женой брата вызывалось качественным превосходством того брата, который отбил жену. Братья не особенно ссорились по этому поводу, а окружающие к такому явлению относились снисходительно. Дела о кровосмешении не доходили до волостного суда, и кровосмесителей никто не наказывал».
Некоторые главы патриархальных крестьянских семей именно для этого и устраивали браки сыновей на 16-17 летних невестах. Вскоре после женитьбы новоявленный муж по повелению главы семьи отправлялся на отхожий промысел и впоследствии наведывался домой лишь несколько раз в год. Его жена же оставалась в полном распоряжении свекра.
Некоторые женщины пытались обращаться в суд, но там подобные жалобы предпочитали не рассматривать. Снохачи же не особенно боялись и собственных жен. Вот какой рассказ был восстановлен по корреспонденции одного из жителей Орловской губернии:
«Богатый крестьянин Семин 46 лет, имея болезненную жену, услал двух своих сыновей на «шахты», сам остался с двумя невестками. Начал он подбиваться к жене старшего сына Григория, а так как крестьянские женщины очень слабы к нарядам и имеют пристрастие к спиртным напиткам, то понятно, что свекор в скорости сошелся с невесткой. Далее он начал «лабуниться» к младшей. Долго она не сдавалась, но вследствие притеснения и подарков – согласилась.
Иногда подобные случаи приводили к настоящим драмам. Безгин пишет:
«В начале ХХ в. в калужском окружном суде слушалось дело Матрены К. и ее свекра Дмитрия К., обвиняемых в детоубийстве. Обвиняемая Матрена К., крестьянка, замужняя, 30 лет, на расспросы полицейского урядника призналась ему, что в продолжение шести лет, подчиняясь настоянию свекра, состоит в связи с ним, прижила от него сына, которому в настоящее время около пяти лет. От него же она забеременела вторично. Свекор Дмитрий К., крестьянин, 59 лет, узнав о приближении родов, приказал ей идти в ригу, и как только она родила, схватил ребенка, зарыл его в землю в сарае».
Ученый также отмечает, что отношение к снохачам по регионам было разным:
«В ряде мест, где снохачество было распространено, этому пороку не придавали особого значения. Более того, иногда о снохаче с долей сочувствия говорили: «Сноху любит. Ен с ней живет как с женой, понравилась ему».
По отзывам крестьян Борисоглебского уезда Тамбовской губернии снохачество встречалось часто, но традиционно считалось в селе самым позорным грехом. Снохачи на сходе при решении общественных дел игнорировались, так как каждый мог им сказать: «Убирайся к черту, снохач, не твое тут дело»».
Всемогущий разврат помещиков
Отдельной главой сексуальной истории России стало крепостное право. Хроники говорят, что интимное внимание помещиков к своим крепостным крестьянкам было очень даже распространено. Например, во дворе уроженца Эфиопии Абрама Ганнибала, приближенного Петра I и прадеда поэта Александра Пушкина, очевидцы встречали немало смуглых и кучерявых черноволосых детишек.
Не оставались в стороне и «борцы за народное счастье» декабристы. В материалах дела об участнике восстания Осипе-Юлиане Горском говорилось:
«Сперва он содержал несколько (именно трех) крестьянок, купленных им в Подольской губернии. С этим сералем он года три тому назад жил в доме Варварина. Гнусный разврат и дурное обхождение заставили несчастных девок бежать от него и искать защиты у правительства,— но дело замяли у гр. Милорадовича».
Впрочем, крепостные любовницы не всегда получали плохое обращение. 70-летний помещик Кошкарев, державший 10-12 девушек в качестве своеобразного гарема и еще нескольких для ублажения гостей, довольно хорошо их обеспечивал.
Несмотря на распространенность этого явления, некоторые случаи все же выбивались из общего ряда и подвергались общественному осуждению. В первой четверти XIX века таким стал случай генерала-лейтенанта Льва Измайлова из Тульской губернии. Помещик отличался своенравным и жестоким характером, издевался как над крестьянами, так и над чиновниками невысокого ранга. Еще в 1802 году император Александр I писал губернатору:
«До сведения моего дошло, что отставной генерал-майор Лев Измайлов … ведя распутную и всем порокам отверзтую жизнь, приносит любострастию своему самые постыдные и для крестьян утеснительные жертвы. Я поручаю вам о справедливости сих слухов разведать, без огласки, и мне с достоверностью донести».
«Несчастные эти девушки выпускались из этого своего терема или, лучше сказать, из постоянной своей тюрьмы только для недолговременной прогулки в барском саду или же для поездки в наглухо закрытых фургонах в баню. С самыми близкими родными, не только что с братьями и сестрами, но даже и с родителями, не дозволялось им иметь свиданий. Бывали случаи, что дворовые люди, проходившие мимо их окон и поклонившиеся им издали, наказывались за это жестоко.
Многие из этих девушек, — их было всего тридцать, число же это, как постоянный комплект, никогда не изменялось, хотя лица, его составлявшие, переменялись весьма часто,— поступали в барский дом с самого малолетства, надо думать, потому, что обещали быть в свое время красавицами. Почти все они на шестнадцатом году и даже раньше попадали в барские наложницы — всегда исподневольно, а нередко и посредством насилия.
Генерал Измайлов был тоже гостеприимен по-своему: к гостям его всегда водили на ночь девушек, а для гостей значительных или же в первый еще раз приехавших выбирались невинные, хоть бы они были только лет двенадцати от роду. »
Упоминается также, что Измайлов однажды взял в гарем… свою дочь от предыдущей наложницы.
Несмотря на такие злодеяния, помещика в итоге лишь отстранили от управления имением, позволив «по уважению к тяжкой его болезни» проживать в фамильном доме.