Обучение вождению гидроциклов и маломерных судов, общие сведения, лоция.
e-mail:
office@matrixplus.ru tender@matrixplus.ru
icq:
613603564
skype:
matrixplus2012
телефон
+79173107414 +79173107418
г. С аратов
поддержка проекта: разместите на своей странице нашу кнопку! И мы разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на e-mail
Плавучие навигационные знаки латеральной системы
Плавучие навигационные знаки по своему назначению подразделяются на кромочные, поворотные, знаки опасности, свальные, разделительные, осевые и поворотно-осевые. Кромочные знаки (вехи, бакены, буи) служат для обозначения кромок судового хода.
Рис.8 Кромочные знаки
Рис. 9 Поворотные знаки
Рис.10 Знаки опасности
Рис.12 Разделительные знаки
Рис 13. Осевые (а) и поворотно-осевые (б) знаки
широкого применения для дезинфекции на объектах железнодорожного транспорта, пищевой промышленности, ЛПУ, ветеринарного надзора
Моющие средства
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- «Фаворит К» и «Фаворит Щ», внутренняя и наружная замывка вагонов.
В этом материала у нас пойдет речь об основных навигационных знаках судоходной обстановки, которые применяются на ВВП (внутренних водных путях). Водномоторники любители с такими знаками сталкиваются достаточно часто и назначение каждого из них будет совсем не лишним знать, дабы обеспечить себе и окружающим безаварийное плавание и исключить возникновение сложных ситуаций при расхождении судов на воде.
Далее вы найдете цветной плакат со всеми знаками с расшифровкой, что каждый из них означает. А вообще, судовые знаки для ВВП делятся на береговые навигационные и информационные знаки, а также плавучие навигационные знаки.
Судовые навигационные и информационные знаки
Береговые навигационные знаки
По назначению такие знаки делятся на:
На сегодня судовые береговые навигационные и информационные знаки регулируются ГОСТ 26600-98 “ЗНАКИ НАВИГАЦИОННЫЕ ВНУТРЕННИХ СУДОХОДНЫХ ПУТЕЙ”. Подробно описывать знаки не будем, всё это можно почитать в самом документе (ГОСТ-26600-98). Расскажем про основные моменты установки знаков и их цвета.
Створные судовые знаки
Створные судовые знаки (щелевые, кромочные, линейные) окрашивают в зависимости от фона окружающей местности. При светлом фоне знаки окрашивают в красные цвет, тёмный фон – белый цвет знаков, на фоне неба знаки будут чёрного цвета.
Для тёмного времени суток на знаках предусмотрена установка белых огней, постоянного и проблескового на переднем и заднем знаках соответственно. Если в районе расположения знака присутствует большое скопление посторонних белых огней, то используется красный цвет огней для знаков правого берега и зеленый для левого берега. Остальные характеристики знаков сохраняются. Кромочные знаки всегда оснащаются красными и зелеными огнями: постоянный огонь для передних знаков и проблесковый для задних.
Перевальные и створно-перевальные знаки
Перевальные знаки, как правило, указывают два направления судового хода: одно – на участке, расположенном выше знака по течению. другое – ниже. В том случае, если одно из направлений должно быть обозначено створом, применяется створно-перевальный знак, который для одного направления является линейным створом, для другого – перевальным.
В темное время суток для ориентировки используются зеленый или красный постоянные огни, в соответствии с наименованием берега, на котором они установлены (или белые — в случае установки весенних знаков на данном участке). На заднем створно-перевальном знаке устанавливается соответствующий проблесковый огонь.
Ходовые знаки
Ходовые знаки в тёмное время суток оснащаются зеленым (для левого берега) или красным (для правого) проблесковым огнём. Если участок берега предусматривает установки нескольких ходовых знаков, то знаки могут ставиться затмевающие.
Весенние ходовые знаки устанавливаются в тех местах, где есть опасность для судоходства в следствии затопляемых в период половодья берегов. Знак представляет собой фигуру в виде трапеции белого цвета для левого берега и красного круга – для правого. Для темного времени суток они оснащаются огнями красного и зеленого цвета для правого и левого берега соответственно.
Береговые информационные знаки
Береговые судовые знаки предназначены для информирования судоводителя о характере водного пути и особенностях судоходства на данном участке. Делятся они на несколько групп:
Цифры и символы на знаках черные. Для темного времени суток устанавливаются жёлтые частопроблесковые огни для запрещающих знаков и жёлтые однопроблесковые для предупреждающих. Указательные знаки дополняются также жёлтыми огнями, но характер их горения определяется органами, которые регулируют судоходство в данном регионе.
Запрещающие знаки
“Якорь не бросать!” (Подводный переход). – Служит для обозначения охранной зоны подводного перехода и указания мест пересечения судового хода подводными сооружениями (кабелями, трубопроводами и т. п.). В этих местах запрещается пользоваться якорями, лотами и цепями-волокушами. Символом на знаке служит изображение якоря. Следует обратить внимание, что до введения в действие ГОСТа 1974 г. этот знак представлял собой красный круглый щит с широкой белой горизонтальной полосой. В темное время суток знак оснащается одним (если подводный переход обозначается створом знаков) или двумя огнями, расположенными вертикально по краям щита.
“Расхождение и обгон составов запрещены!” – Этот знак прямого отношения к судоводителям-любителям не имеет, так как обозначает участок судового хода, где невозможны обгон и расхождение составов и крупногабаритных судов длиной более 120 м, но знать его необходимо, чтобы не ломать голову при виде незнакомого знака.
“Расхождение и обгон запрещены!” – Обозначает участок судового хода, где обгон и расхождение судов невозможны. Действие этого знака распространяется на все суда, независимо от их габаритов.
“Не создавать волнения!” – Устанавливается в местах, где запрещено создавать волнение от движения проходящих судов (вблизи причалов, купален, заправочных и лодочных станций и т. п.). При приближении к данному участку водоизмещающим судам необходимо снизить скорость и держаться по возможности дальше от этих мест.
“Движение мелких плавсредств запрещено!” – Обозначает участок, где на судовом ходу запрещено движение мелких плавсредств (на рейдах, в подходных каналах, у причалов и др.). Как видно из самого названия знака, он имеет самое непосредственное отношение к судоводителям-любителям и спортсменам-водномоторникам.
Предупреждающие знаки
“Внимание!” (Соблюдать осторожность!) – Служит для предупреждения судоводителей об участках пути, сложных для судоходства: узкостей, крутых поворотов, не просматриваемых заблаговременно, а также других мест, где надо соблюдать особую осторожность.
“Пересечение судового хода”. – Устанавливается в местах пересечения транзитного судового хода судовыми и паромными переправами. Этот знак предупреждает судоводителей о необходимости принятия особых мер предосторожности при движении по данному участку в границах действия знака.
“Скорость ограничена”. – Предназначен для указания участков пути, на которых скорость водоизмещающих судов должна быть снижена (на каналах, в аванпортах, на рейдах и др.). Цифры на знаке показывают максимально допустимую скорость (км/ч).
“Соблюдать надводный габарит!” (Надводный переход). — Второй навигационный знак, который претерпел существенное изменение при переиздании ГОСТа. Если раньше это был круглый белый щит с двумя красными вертикальными полосами, то в настоящее время он, как и все предупреждающие знаки, — квадратный. Обозначает надводный переход, где ограничена высота. Цифра на щите показывает высоту перехода или судоходного пролета от проектного уровня воды (м). В темное время суток этот знак обозначен двумя желтыми проблесковыми огнями, установленными горизонтально по краям щита.
Указательные знаки
“Место оборота судна”. – Квадратный шит, развернутый так. что вертикально располагается его диагональ. На знаке нанесена черная стрелка, представляющая дугу окружности протяженностью около 270°. Обозначает участок рейдов, где наиболее безопасно производить разворот судна.
“Пост судоходной инспекции”. – Щит такой же, как и в предыдущем знаке, с изображением двух скрещенных якорей. Устанавливается в местах базирования подразделений судоходной инспекции.
“Указатель расстояний”. – Предназначен для обозначения расстояния в километрах по отсчету принятому на речной карте.
“Указатель местности”. – Предназначен для обозначения мест впадения притоков, населенных пунктов, причалов, остановочных пунктов, мест выгрузки, границ органов, регулирующих судоходство, и их подразделений.
Плавучие навигационные знаки
Такие знаки служат для ограждения навигационных опасностей, указания кромок и осей судового хода. Сюда относят: буи, бакены и вехи.
Раскраска знаков и характер сигнальных огней определены ГОСТ 26600-98.
Кромочные знаки
Предназначены для обозначения кромок судового хода.
Знаки левой кромки судового хода имеют белый или чёрный цвет. Форма в виде трапеции. Вехи левой кромки топовой фигуры не имеют. Сигнальный огонь – белый, жёлтый, зеленый постоянный или проблесковый. При движении судна вниз по течению эти знаки оставляются слева, при движении вверх – справа.
Знаки правой кромки окрашиваются в красный цвет, форма прямоугольная, круглая или треугольная. Бакены правой кромки имеют фигуру шаровой формы; вехи – имеют топовую шаровую фигуру черного цвета. Сигнальный огонь – красный постоянный или проблесковый.
Поворотный знак
Предназначен для обозначения поворотов прямолинейных участков судового хода, имеющих значительную протяженность, а также поворотов судового хода на участках с ограниченным обзором или скальным дном.
Поворотный знак левой кромки – белый или чёрный треугольник с широкой черной (белой) горизонтальной полосой посередине, показывает поворот судового пути влево относительно течения. При прохождении его судну необходимо произвести поворот, оставив знак к левому берегу. Сигнальный огонь – белый, жёлтый или зеленый затмевающийся.
Поворотный знак правой кромки судового хода относительно течения – красный прямоугольник с широкой белой или черной полосой, нанесенной горизонтально посередине. Бакен имеет шаровую фигуру. Сигнальный огонь – красный затмевающийся.
Знак опасности
Предназначен для обозначения особо опасных мест у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб и другие) в качестве дублирующего кромочный знак.
Левый берег – треугольный знак белого цвета с нанесенными горизонтальной и тремя-четырьмя вертикальными полосами черного цвета. При пересечении полосы образуют крест. На бакенах черный крест наносится на каждой плоскости фигуры. Сигнальный огонь – зеленый двухпроблесковый.
Правый берег – прямоугольный знак красного цвета с нанесенными горизонтальной и тремя-четырьмя вертикальными полосами черного или белого цвета. Буй или бакен с шаровой фигурой красного цвета с черным или белым крестом. Сигнальный огонь – красный двухпроблесковый.
Свальный знак
Предназначен для обозначения свального течения, не совпадающего с направлением судового хода.
По левой кромке судового хода устанавливаются буи или бакены треугольной формы, верхняя половина которых окрашена в белый, а нижняя в черный цвет. По правой кромке – буи или бакены прямоугольной формы красно-черного или красно-белого цвета. Сигнальные огни – прерывистые частопроблесковые или трёхпроблесковые, зеленого (слева) или красного (справа) цвета.
Разделительный знак
Предназначен для обозначения разделения судового хода.
Знак представляет собой буй или бакен треугольной формы, окрашенный тремя красными и тремя белыми (или черными) вертикальными чередующимися полосами.
Допускается вместо разделительного буя устанавливать рядом два кромочных знака (левой и правой кромок судового хода).
Сигнальный огонь разделительного знака – белый и красный или зеленый и красный постоянные или проблесковые. Огни устанавливаются парами, друг над другом.
Осевой знак
Предназначен для обозначения оси судового хода.
Знак треугольной формы с двумя чёрными и тремя белыми горизонтальными, равными по ширине чередующимися полосами. Вехи имеют топовую круглую фигуру чёрного цвета. Сигнальный огонь – белого или жёлтого цвета, двухпроблесковый.
Поворотно-осевой знак
Предназначен для обозначения поворота оси судового хода.
Треугольный знак с двумя чёрными (или белыми) и тремя красными равными по ширине, горизонтальными, чередующимися полосами. Вехи имеют топовую круглую фигуру чёрного цвета. Сигнальный огонь – белого или жёлтого цвета, частопроблесковый, чередующийся.
К плавучим навигационным знакам относятся: кромочные, поворотные, свальные, разделительные, осевые, поворотно-осевые и знаки ограждения опасности. Рядом с плавучим знаком, как правило, ставится контрольная веха. Имеется в виду, если знак будет сдвинут со своего места, то веха останется, ее труднее сдвинуть (зацепить).
Кромочный знак обозначения судового хода
Поворотный знак обозначения судового хода
Поворотный знак применяется для обозначения пологих поворотов судового хода, имеющих значительную протяженность, а также поворотов судового хода на участках с ограниченным обзором или каменистым дном.
Свальный знак обозначения судового хода
Свальный знак используется для обозначения направления свального течения в сторону от судового хода. Свальный знак левого берега имеет форму усеченого конуса, ставится у левой кромки судового хода.
Разделительный знак обозначения судового хода
Разделительный знак обозначает разделение судового хода. Имеет вид усеченной пирамиды и окрашивается чередующимися вертикальными полосами — тремя черного и тремя красного цвета.
Осевые знаки обозначения судового хода
Осевой знак обозначает ось судового хода. Имеет вид усеченного или тонкого усеченного конуса и дублируется вехой с топовой фигурой. Окрашивается горизонтальными чередующимися полосами белого и черного цвета (две черные и три белые полосы, равные по ширине).
Знак опасности на судовом ходу
Знак опасности предназначается для обозначения особо опасных мест у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб и др.) в качестве дублирующего кромочный знак.
В июле прошлого года введен в действие ГОСТ 3373—73 на плавучие навигационные знаки для судоходных рек, каналов и водохранилищ. Стандарт предусматривает четыре формы знаков для обозначения кромок и оси судового хода-треугольная, прямоугольная, круглая и линейная. Знаки прямоугольной и круглой формы употребляются для обозначения правобережной кромки судового хода. Знаки треугольной и линейной формы — для обозначения обеих кромок и оси судового хода. Следует запомнить, что знаки с прямоугольным силуэтом устанавливаются на реках и каналах с особенно интенсивным движением транспортных и «крылатых» быстроходных судов.
Кромочные знаки
Напомним, что на реке красный цвет знаков как береговых, так и плавучих соответствует правому берегу, белый — левому (ночью соответственно зажигаются красные и белые огни). Правда, в последнее время для обозначения левой кромки стали чаще применять зеленые огни, которые легче отличить от береговых огней или ходовых на малых судах. В местах скопления огней — в портах, на рейдах, вблизи больших населенных пунктов и т. п. — огни как на правой, так и на левой кромках могут быть проблесковыми. Возможен также вариант, когда на одной кромке фарватера знаки снабжены постоянными огнями, а на другой проблесковыми.
На особо опасных местах вблизи кромок судового хода (для обозначения, например, затопленных судов, оконечностей дамб, каменных гряд) ставятся специальные дублирующие знаки. Они имеют такую же форму и цвет, что и кромочные, но на красном. знаке правого берега наносится крест черного или белого цвета, а на белом знаке у левой кромки — черный крест. Ночью на знаках, стоящих на опасности, горят двухпроблесковые огни — красные на правом и зеленые на левом.
Свальные знаки
Свальные знаки указывают на наличие свального течения, не совпадающего с направлением, судового хода. Если свальное течение направлено в сторону правого берега, то у правобережной кромки устанавливается знак, у которого верхняя половина красная, а нижняя — черная или белая. Если свальное течение направлено в сторону левого берега, у левобережной кромки устанавливается знак, у которого верхняя половина окрашена в белый цвет, а нижняя — в черный.
Ночью на свальных знаках горят прерывистые частопроблесковые огни соответствующего берегу цвета.
Поворотные знаки
Поворотные знаки — служат для обозначения крутого поворота судового хода на участках реки с ограниченным обзором. От кромочных знаков они отличаются черной горизонтальной полосой (на красном правом, знаке полоса может быть белой). Ночью их можно отличить по характерным затмевающимся огням. Обычно поворотный знак ставится у той кромки, в сторону которой судовой ход изменяет свое направление: если, например, фарватер поворачивает вправо, то и поворотный знак будет иметь соответственно красный цвет.
Разделительный знак
Если судовой ход разделяется на два судоходных фарватера, то в месте разделения ставится специальный разделительный знак. Он окрашен вертикальными полосами — тремя красного цвета и тремя белого (или черного). На знаке ставятся сразу два огня — красный и белый (или красный и зеленый); так же, как и на кромочных знаках, они могут быть постоянными или проблесковыми.
В месте разделения фарватера можно встретить и два рядом стоящих кромочных знака — каждый из них обозначает соответствующую кромку того или другого фарватера.
Осевые знаки
Выше были рассмотрены знаки, расставленные по латеральной системе ограждения фарватера, т. е. поставленные по обеим сторонам судового хода («lateral» — боковой). На озерах и водохранилищах, где ширина фарватера не ограничена, применяется осевая система, при которой знаки обозначают на правление оси судового хода. Осевые знаки окрашиваются белыми и черными горизонтальными полосами равной ширины попеременно. Ночью на таком знаке горит белый двухпроблесковый огонь. Поворот осевого фарватера обозначается поворотным знаком, окрашенным двумя черными и тремя красными горизонтальными полосами. Ночью на знаке горит прерывистый частопроблесковый огонь.
Все плавучие знаки имеют объемную форму. На небольших реках они выполняются в виде деревянных бакенов. Треугольная фигура образована пирамидальными решетчатыми щитами, шар — двумя круглыми щитами, закрепленными под углом 90 друг к другу, прямоугольник выполняется в виде цилиндрического барабана, обшитого рейками. В последнее время на больших реках и озерах традиционные бакены все больше заменяют металлическими буями, более прочными и долговечными.
Навигационное оборудование внутренних водных путей
1.Назначение и состав навигационного оборудования
Для обеспечения безопасности плавания и сохранности искусственных сооружений на внутренних водных путях используется навигационное оборудование, представляющее собой систему береговых и плавучих знаков и огней.
Навигационные знаки и огни предназначены для: — указания судового хода на реках, каналах, водохранилищах и озерах, а также ограждения отдельных навигационных опасностей; — указания судоходных пролетов мостов, служащих для прохода судов и проводки плотов, а также регулирования пропуска судов через наплавные мосты; — указания охранных зон подводных и воздушных переходов (линий связи и электропередачи, трубопроводов, дюкеров, водозаборов, водовыпусков) и других искусственных сооружений; — указания границ рейдов, якорных стоянок, свальных течений и других особенностей участков пути, где судоводители должны принимать меры предосторожности; — регулирования движения на засемафоренных участках пути.
Навигационные знаки подразделяются на береговые и плавучие.
1.1. Береговые знаки В состав береговых знаков входят: — знаки ограждения (обозначения) судового хода — информационные знаки.
К береговым знакам обозначения положения судового хода относятся: — створные, — перевальные, — ходовые, — весенние, — знаки «Ориентир», — указатели оси и указатели подмостового габарита и кромок судового хода в судоходных пролетах мостов, — путевые огни судоходных каналов, — а также опознавательные знаки, маяки, светящие и несветящие навигационные знаки и навигационные огни.
Информационные знаки разделяются на три группы: — запрещающие, — предупреждающие и предписывающие, — указательные.
К запрещающим относятся знаки: — «Якоря не бросать!», — «Расхождение и обгон составов запрещены!», — «Расхождение и обгон запрещены!», — «Не создавать волнения!», — «Движение мелких плавсредств запрещено!», — семафор, светофор.
К предупреждающим и предписывающим относятся знаки: — «Внимание!», — «Пересечение судового хода!», — «Скорость ограничена!», — «Соблюдать надводный габарит!».
1.2. Плавучие знаки В состав плавучих знаков входят буи и вехи.
Плавучим знакам в зависимости от их назначения присваиваются определенная форма, окраска и характер огня.
Буи и вехи могут иметь топовые фигуры с присвоенными им формой и цветом.
Плавучие знаки предупреждают судоводителя о наличии опасностей, запрещают движение в их сторону и указывают безопасный путь.
На внутренних водных путях предусматривается содержание следующих видов навигационного ограждения: освещаемого, светоотражающего и неосвещаемого.
1.3. Огни навигационных плавучих и береговых знаков Для обеспечения на водных путях с интенсивным движением круглосуточного судоходства, навигационные знаки оборудуются светосигнальными приборами, создающими навигационный огонь определенного цвета и характера (режима) горения.
Светосигнальные огни позволяют судоводителям правильно ориентироваться в темное время суток и опознавать навигационные знаки по цвету и характеру огня.
Кроме того, навигационные огни предназначены для: — регулирования движения судов при проходе через гидротехнические сооружения и участки пути с односторонним движением; — указания оси и высоты судоходного пролета неразводных мостов; — указания разводного пролета наплавных мостов.
В ночное время на знаках зажигаются постоянные и прерывистыенавигационные огни белого, зеленого, красного и желтого цветов.
Постоянные огни характеризуются неизменной во времени силой света.
Прерывистыми называют огни, сила света которых периодически изменяется. Периодом прерывистого огня называется время, по истечению которого повторяется последовательность проблесков света и затемнений.
Существуют различные виды прерывистых огней, отличающихся периодом, длительностью проблесков и их числом за период.
Использование прерывистых огней позволяет увеличить число световых сигналов различного светового значения и повысить их заметность на фоне посторонних огней.
Государственный стандарт предусматривает применение постоянных и прерывистых огней следующих видов: — проблесковых, — группопроблесковых, — частопроблесковых, — прерывистых частопроблесковых, — затмевающихся — пульсирующих.
Сочетание перечисленных выше цветов и характеристик огней позволяет присвоить каждому типу навигационных знаков свойственную только ему комбинацию цвета и характера огня, благодаря которой тип знака опознается в ночное время.
Навигационные огни всех знаков, кроме светофоров, должны действовать в период от захода до восхода Солнца, а светофоров – круглосуточно.
2. Основные положения расстановки навигационных знаков на ВВП 2.1. Общие принципы расстановки
Если встать лицом по направлению течения, то берег, расположенный с правой стороны, называется правым, а противоположный ему — левым. Все реки текут от истока к устью.
На каналах, озерах и водохранилищах направление течения принимают условно и устанавливают в навигационных документах.
Расстановка навигационных знаков на внутренних водных путях проводится по утвержденным схемам.
Схема представляет собой карту внутреннего водного пути с нанесенными на нее в виде условных обозначений навигационными знаками.
Схема расстановки береговых и плавучих навигационных знаков составляется с расчетом обозначения ими судового хода на всем протяжении водного пути и обеспечения непрерывной ориентировки судоводителем по знакам при условии соблюдения установленных гарантированных габаритов судового хода на данном участке водного пути и обеспечивающих безопасное судоходство.
Схемы расстановки знаков на реках составляют и корректируют в межнавигационный период по согласовыванию с представителями службы Государственного надзора на водном транспорте (судоходной инспекцией).
При этом при малой изменчивости положения судового хода схему расстановки навигационных знаков стараются сохранить.
При внесении корректировки положения судового хода и его навигационного оборудования, вносится соответствующая корректура в навигационные пособия, о чем извещаются судоводители.
Схемы расстановки навигационных знаков на водохранилищах утверждают, как правило, на длительный период (5–10 лет и более), но при необходимости могут корректироваться.
Основными навигационными знаками, обозначающими положение судового хода, являются береговые знаки (створные, перевальные, ходовые, знаки «Ориентир» и весенние), так как они более надежны в действии и имеют постоянное местоположение.
Плавучие знаки дополняют навигационное оборудование судового хода. Они более точно указывают его кромки и положение отдельных препятствий.
В то же время в отдельных случаях судовой ход может быть ограничен только плавучими знаками на участках, где положение судового хода относительно берегов не позволяет применять береговые знаки или когда расстановка береговых знаков получается сложной, затрудняющей ориентировку судоводителей. Например, когда для этого необходимо применять большое количество створов с малой длиной ходовой части и ориентировка судоводителей должна проводиться не в порядке последовательности расположения створов на берегах реки.
Ограждение судового хода только плавучими знаками допускается -в крупных городах, где нет возможности устанавливать береговые знаки, — временно на путях, где в отдельные периоды навигации положение судового хода резко меняется вследствие интенсивных переформирований русла.
Кроме перечисленных случаев, разрешается ограждать одними плавучими знаками дополнительные и спрямляющие трассы водохранилищ и озер, а также подходы и участки, где береговые знаки многократно повреждаются посторонними лицами.
2.2. Береговые указательные знаки
При расстановке береговых навигационных знаков в речных условиях в качестве основных, как правило, применяют осевые створные знаки.
При этом руководствуются следующими условиями: — Прямолинейные участки судового хода должны обозначаться двумя парами створных знаков (встречных и обратных). Односторонние створы применяют в этом случае, если по очертанию и характеру берега встречные (обратные) створы установить невозможно.
— На магистральных водных путях встречные створы должны устанавливаться с расчетом, чтобы видимость знаков и их сигнальных огней при высокой прозрачности атмосферы (τ = 0,84) обеспечивалась по всей длине застворенного участка.
— При непрерывном последовательном обозначении судового хода несколькими створами необходимо, чтобы оси створов пересекались в пределах судового хода, причем ось каждого створа по всему застворенному участку по возможности должна совпадать с осью судового хода или располагаться вблизи от нее.
— На криволинейных участках пути, где для пересечения осей створов в пределах судоходной полосы может потребоваться установка большого количества створов с незначительной длиной ходовой части, допускается пересечение осей створов за пределами судового хода (на небольшом расстоянии от него) с установкой в этом случае трех створных знаков (створа-тройника) или установкой плавучего знака, ограничивающего возможный выход судна за кромку судового хода.
— Перевальные знаки устанавливаются на участках с плавно изменяющимся направлением судового хода длиной до 3,0 км при ширине судового хода не менее трех гарантированных ширин.
— Ходовые знаки устанавливаются на участках судового хода, где берег считается ходовым (приглубым) и имеет достаточно большую протяженность.
Берег считается ходовым (приглубым), если ширина примыкающая к нему несудоходной полосы не превышает 10 м при ширине судового хода до 50 м, 20 м при ширине судового хода до 150 м и 30 м – при ширине судового хода более 150 м.
На водохранилищах и в низовьях крупных рек, где ширина судового хода более 300 м, берег считается ходовым, если ширина несудоходной полосы не превышает 70 м.
— Знаки «Ориентир» ставят на приметных выступающих в русло реки участка береговой линии (рынках гор, мысах, приверхах и ухвостьях островов, осерёдках и других характерных местах).
Весенние знаки устанавливают для обозначения затопленных в период половодья берегов, островов, выступающих в русло мысов и т.п. Они не указывают непосредственно ось или кромку судового хода и служат для определения положения судового хода совместно с другими знаками.
Весенний знак представляет собой укрепленную на столбе-опоре сигнальную фигуру, состоящую из двух крестообразно соединенных щитов, имеющих форму круга на правом берегу (рис. А) и трапеции – на левом берегу (рис.Б). Сигнальная фигура может быть также выполнена из трех пересекающихся под углом 120 в плане плоскостей.
В темное время суток на знаках правого берега действуют красные постоянные огни, на знаках левого берега – зеленые постоянные.
2.3. Плавучие знаки В дополнение к береговым знакам, показывающим положение судового хода, применяют плавучие знаки, которые обозначают кромки судового хода и ограждают различные препятствия, затрудняющие судоходство.
Правая кромка
Левый кромочный ограждает судовой ход слева по течению
Правый кромочный ограждает судовой ход справа по течению
Поворот левой кромки
Поворот правой кромки
Опасность на левой стороне С.Х. запрещено приближаться
Разделение судовых ходов
Опасность на правой стороне С.Х. запрещено приближаться
Свальное течение от левой кромки
Свальное течение от правой кромки
На перекатах, помимо береговых навигационных знаков, как правило, устанавливают плавучие знаки. Их количество и расположение зависит от длины корыта переката и от наличия опасных течений (свальных, прижимных, затяжных и др.).
На перекатах, длина корыта которых не превышает двойной ширины судового хода, устанавливают два плавучих знака: верхний – у верхнего побочня, нижний – у нижнего.
Перекаты, длина корыта которых больше двойной ширины судового хода, ограждают преимущественно тремя-четырьмя плавучими знаками: — одним-двумя на входе и двумя на выходе.
На сложных перекатах с большим свалом воды в затонскую часть с обширным нижним побочнем и при узких плёсовых лощинах дополнительно ставятся буи на подходах к перекату.
Если судовой ход в пределах корыта переката имеет повороты, то дополнительно ставят промежуточные плавучие знаки, указывающие места этих поворотов.
На перекатах типа россыпи, где судовой ход стеснен побочнями и осерёдками, искривлен в нескольких местах, число промежуточных буев определяется из условия, чтобы линия кромки судового хода, указываемая соседними знаками, не пересекалась отмелями с глубинами, меньшими гарантированной.
чтобы судоводители могли четко определить начало вхождения в поворот и конец поворота
Учитывается также, чтобы в вершине поворота ширина судового хода была по возможности наибольшей, так как суда и составы вследствие дрейфа и раскатки занимают здесь судоходную полосу более широкую, чем на прямолинейных участках.
На сложных поворотах – с малыми радиусами кривизны или при наличии навальных (прижимных) течений и суводей (водоворотов) впереди по ходу судна судоводитель должен иметь возможность ориентироваться не менее чем по двум знакам: одному на правой кромке и другому – на левой.
На крутых поворотах судового хода, в том числе при плохой видимости встречных судов, ставят поворотные буи на кромке, вдоль которой судно совершает поворот. На подходе к крутому повороту начало поворота должно быть обозначено плавучим знаком.
Как правило, их выставляют у выпуклого берега. В этом случае красный буй обозначает правый поворот, белый – левый (считая по течению реки).
используют знаки опасности (дублирующие плавучие знаки).
Они ограждают скрытые под водой выправительные и водозаборные сооружения, камни-одинцы, затонувшие суда, и т.п., находящиеся вблизи кромки судового хода.
Знак опасности устанавливают на траверзе кромочного плавучего знака в 10–15 м от него в сторону берега. При этом, если ограждается препятствие, то знак должен находиться у кромки этого препятствия с речной стороны.
На плёсовых участках, где судовой ход проходит в средней части русла или полого переваливает от одного берега к другому, либо проходит вдоль одного из берегов, навигационное оборудование должно состоять в основном из береговых знаков.
Ограждению плавучими знаками подлежат каменистые огрудки, камни-одинцы, осередки, «обрезные» косы, шалыги, затонувшие суда, якоря, а также сооружения, представляющие опасность для судов, выступающие от берега в сторону судового хода, и др. Эти препятствия ограждают в том случае, когда глубина на них превышает транзитную менее чем на 30–50 см и когда они находятся в пределах полосы, ширина которой, считая от оси судового хода, равна полуторной гарантированной ширине.
2.4. Расстановка навигационных знаков на озерах и водохранилищах Расстановка навигационных знаков на мелководных озерах и водохранилищахсущественно отличается от расстановки знаков на глубоководных водохранилищах ввиду различий в способах проводки судов.
На мелководных озерах и водохранилищах в основе судовождения, как и на реках, лежит глазомерная (визуальная) проводка по определенным трассам, четко огражденным навигационными знаками. Выход судна за пределы трассы не безопасен.
На глубоководных водохранилищах судоходство, как правило, осуществляется по всей акватории и не ограничивается определенными трассами. Обеспечивать движение судов со знака на знак или с огня на огонь не требуется, так как в основе судовождения лежит штурманская проводка с применением судовых технических средств навигации и навигационных карт.
На водохранилищах основными знаками навигационного ограждения являются — осевые и щелевые створы — знаки «Ориентир».
Знаки «Ориентир» устанавливают обычно на мысах с таким расчетом, чтобы судоводители могли периодически уточнять местоположение судна или отыскать путь к убежищу при штормовой погоде.
Осевые створы устанавливают на створных линиях длиной до 10 км.
В дополнение к створам судовые ходы водохранилищ ограждают плавучими знаками – кромочными или осевыми.
Осевая расстановка плавучих знаков применяется на участках водохранилищ, если ширина судоходной полосы равна или больше трех- четырехкратной гарантированной, но не менее 300-400 м.
На поворотах судового хода устанавливают поворотные кромочные или поворотно-осевые буи при осевой расстановке.
Расстояние между буями определяется из условия видимости со знака на знак (с огня на огонь) и должно быть для озерных буев не более 4 км, а для озерно-речных – не более 3 км.
На всех разветвлениях транзитных судовых ходов должны устанавливаться также разделительные буи.
В качестве береговых навигационных знаков на таких водохранилищах используются знаки «Ориентир», а в качестве плавучих – кромочные буи, которые в данном случае указывают не кромки судового хода, а левый или правый берег водохранилища.
2.5. Навигационное оборудование судоходных каналов На судоходных каналах применяют в основном опознавательные знаки и путевые огни.
Путевые огни служат для обозначения берегов канала в ночное время.
На правом берегу они – красные постоянные, на левом – зеленые.
Направление течения, относительно которого именуются кромки, принимается условно при составлении проекта, так как фактически на некоторых каналах оно отсутствует.
В светлое время суток хорошо видны берега канала, и необходимости в ориентировке по каким-либо знакам нет.
Путевые огни устанавливают попарно на обоих берегах, один против другого, на одинаковой высоте от уровня воды.
По длине канала расстояние между огнями выбирают с расчетом, чтобы на прямолинейных участках в ночное время судоводитель видел перспективу из нескольких пар огней, а на закруглениях канала – не менее одной пары огней.
Обычно это расстояние на прямолинейных участках составляет 500-1000 м, а на закруглениях – 200-400 м.
Опознавательные знаки устанавливают на оголовках дамб на входе в судоходный канал из водохранилища.
На правом берегу опознавательные знаки несут красный проблесковый огонь, на левом –зеленый.
На рисунке приведена расстановка знаков на участке канала. На входе установлены опознавательные знаки А и Б, на прямолинейном участке – путевые огни 1-10, на закруглении – путевые огни – 11-16.
2.6. Кардинальная система расстановки по МАМС
В частности такая система применяется на Ладожском и Онежском озерах, входящих в состав ВВП ЕГС Европейской части России.
3. Служба навигационного оборудования На внутренних водных путях комплекс работ, необходимых для определения и указания судоводителям положения судового хода, его габаритов и особенностей выполняет служба навигационного оборудования.
В состав работ, выполняемых этой службой, входят: — подготовка знаков, светосигнального оборудования и плавсредств к навигации; — расстановка береговых и плавучих знаков, их перестановка в течение навигации, а также снятие при закрытии навигации; — обслуживание действующих знаков и огней (окраска, ремонт, смена источников питания и света, восстановление поврежденных) и обеспечение их нормального действия; — ежедневная информация о габаритах судового хода, изменениях в составе навигационного оборудования и условиях судоходства; — промеры глубин, наблюдения за колебаниями уровня и русловыми переформированиями; — траление и дноочищение; — приемка выполненных дноуглубительных, дноочистительных и тральных работ; — наблюдения за состоянием выправительных сооружений; — оказание помощи судоводителям в проводке по участку транспортных судов при неполном составе знаков в весенний и осенний периоды и в ледовых условиях.