Что такое сведение в рэпе
новичек в рэпе! что такое флоу, скилз, бияч и др. какие есть понятие в рэпе еще.
Автотюн – Программа обработки и коррекции голоса, используется для коррекции пения исполнителя по нотам. В рэпе стало именем нарицательным и отождествляет все программы коррекции голоса. Не смотря на то, что 90% российских звукорежиссеров при сведении используют автотюн, среди исполнителей признать, что при сведени твоих треков даже в малых количествах использован автотюн, является зазорным и как правило вызывает осуждение.
Акапелла — Записанный на микрофон текст, отдельно от минуса.
Андерграунд (Underground) — Направление в рэпе, противопоставляющих себя массовой культуре, мэйнстриму. Также определяется как творчество, не имеющее изначальной, осмысленно выбранной, коммерческой направленности. Ярким представителем андерграунда многие считают группу theChemodan.
Анплагд (Unplugged) — Дословно — не подключенная аппаратура. То есть живой звук без использования аппаратных усилителей. Не так давно эта манера исполнения была достаточно популярна, благодаря музыкальным каналам и непривычному звучанию старых песен.
Баттл (Battle) — Соревнование между рэп исполнителями, как правило сопровождается унижением противника. Баттловый трек, зачастую, не что, иное как дисс на оппонента. Баттлы делятся на онлайн баттлы (проходят в интернете) и лайвбаттлы (все происходит в живую).
Бит (Beat) — Барабанно-басовая партия минуса. Раньше читали под ударную партию, создаваемую бит-боксом либо постукиванием предметов. Изначально это слово употреблялось как такт в рэп музыке. На данный момент любую музыку под которую читают рэп, называют битом.
Битбокс — Бит, создаваемый исключительно при помощи рта, без использования музыкальных инструментов.
Битмейкер – Человек, который создает биты в специализированных программах, таких как Cubase, FL Studio и прочих. Хорошим уровнем создания битов является использование инструментов, записанных в живую и не использование сэмплов.
Биф (Beef) — Вражда между рэп исполнителями, тусовками или лейблами, сопровождающаяся дисами и за частую разборками в живую.
Бутлег (bootleg) — пиратская сборка треков, о которой исполнитель может даже никогда и не узнать.
Бэки – Дополнительно записанная аудио дорожка, где исполнитель произносит как правило только вторую часть строчки или выделяет рифмы и фразы.
Бэк вокалист – Человек, который помогает исполнителю на сцене. Как правило он произносит вторую часть строчки, для того, чтобы у исполнителя была возможность набрать в это время воздух.
Версус (VERSUS) — Один из двух самых популярных live баттлов России. Базируется в Санкт-Петербурге.
Гострайтер – Специалист, занимающийся написанием текстов за деньги.
Дабл-тайм — Читка вдвое быстрее ритма музыки. Яркими представителями данного стиля являются Ceza, Tech N9ne, FIKE, Dom1no и другие исполнители.
Двойные рифмы (Double-rhyme) — Окончание строки имеет сразу два слова, на которые будет подбираться рифма в следующей строке, так же двумя словами. То есть если первая строка имеет окончание “мозгом и сердцем”, значит нужно будет подобрать созвучие к слову “мозгом” и отдельное созвучие к слову “сердцем”. Например — “постер на дверцу” (мозгом — постер, сердцем — дверцу).
Дисс (diss, disrespect) — Трек, направленный на другого исполнителя или на кого-либо, что-либо с целью «опустить его». В подобных треках практикуется нецензурная речь, брань в сторону оппонента и его близких, угрозы, шутки ниже пояса и прочее. Дисы часто используются в бифах.
ЕП (EP) — Небольшой альбом, размером как правило, до 7 песен.
Звукорежиссер – Специалист, который осуществляет сведение и мастеринг треков.
Сведение инструментов в Хип-Хопе
Сведение – это один из конечных этапов создания миксов. От этого этапа зависит очень многое, так как хорошее сведение может сделать из относительно простого трека очень интересный микс; плохое сведение может «убить» микс, свести на «нет» огромную работу по написанию.
Сведение в Хип-Хопе решает одну из ключевых ролей. В конечном счёте к этому не стоит относится только лишь, как к техническому вопросу, ведь это весьма тонкая работа, требующая творческого подхода.
В данной статье мы рассмотрим приемы и инструменты, которые помогут нам добиться плотного и живого звука.
Например, возьмем бит в классическом стиле, который предоставил мой коллега Грязный Такт.
Сведение стоит начинать с баса, так как это основа всего микса, фундамент и его основная масса.
Бас может быть разным по происхождению. Он бывает гитарный и синтезаторный; еще выделяют саб-бас (относится ко второму виду).
Для данного трека был использован VSTi-плагин Trilogy, который имитирует бас-гитару. Мне нравится звучание, у него очень хорошая атака и мощный низ.
Выбрав пресет Electric Bass/Muted/Hip-Hip Muted/Hip-Hip Muted Full Range A, были произведены следующие настройки:
Начал Я обработку с сатурации, так как звук изначально очень сухой и чистый. Для этого использовал плагин Redoptor от D16 Group. Выбрав пресет Combo Emulated, выкрутил ручки FX на 50% и Output Volume на 2.5db.
Вслед за этим сделал фильтрацию высоких частот при помощи Fruity Parametric EQ 2, отрезав все от 250hz, и немного выделил эту область.
И, конечно же, компрессия. Бас обязательно надо немного «придавить», для того, чтобы выделить его мощь. Для этого отлично подходит Fruity Limiter в режиме Comp
На выходе «придавил» середину эквалайзером широкой полосой, немного сместил на левый канал, примерно на 5-7% и отправил на Send—канал с комнатным ревербератором, примерно на 10-30% на слух.
Вообще, многие начинающие или неопытные люди делают ошибку при реверберации. Они вешают этот эффект на каждый канал. Итог: наслоение хвостов, что приводит к «каше». Нет целостности помещения, все инструменты звучат отдельно и, вообще, это засоряет проект, дико нагружая вашу систему и мешая вам нормально работать.
Реверберацию стоит делать либо через групповые каналы, либо через посыл-каналы (Send). Это дает нам целостность картины и более ясное ощущения пространства.
Для реверберации Я использую пакет плагинов Lexicon PCM Native Reverb Plug-In Bundle. В нем присутствуют все виды ревербераторов и огромное количество пресетов в каждом из них.
Для ритм-рекции и баса Я использую «комнату». На посыл-канал вешаю LexRoom и направляю сигнал в него. Пример моих настроек:
Вслед за басом у нас идет ритм-секция. Вот тут все неоднозначно и просто.
В классическом Хип-Хопе используются аналоговые ударные: лупы, барабаны, драм-машины. Лично Я использую записи лупов с винила и виртуальные сэмплеры. В данном примере Я использовал 2 лупа, один из которых звучит чисто, но слишком сухо; второй имеет более «мясное» и «хрустящее» звучание, но не имеет плотного низа. Я вырезал из каждого лупа через виртуальный сэмплер основные элементы: бочку, рабочий, хэт и сделал лейринг, то есть совместил в один две бочки, два рабочих, два хэта, что дало мне жирные и мощные ударные, которыми Я и набил свою ритм-секцию.
Начинаю Я с того, что фильтрую все, что находится выше 16000hz, так как бочка – это низкочастотный инструмент и все, что находится выше этого значения, нам не нужно и будет просто мешать. Отфильтровать можно любым фильтром или эквалайзером. Делать это стоит мягким срезом.
Эквализация бочки достаточно тонкая работа. Тут главное не сделать ее совсем плоской, но в то же время сделать ее чище, подчеркнув ее мощь.
В моем случае бочка имеет фоновый хвост, что дает атмосферы и грязи. Я специально не стал его срезать.
Эквалайзером срезал и убавил следующие области:
Также советую обратить внимание на области: 400-800hz и 2500-5000hz.
На выходе немного убавил верх, после компрессии немного был слышен ненужный шум, немного впустил на правый канал на 5-7% и сделал посыл на комнатный ревербератор на 20-30%, на который послал бас. (см. выше)
Еще, советую во время написания партии, если это делается мышью, делать смещение относительно сетки, сделать небольшой грув. Это поможет немного выделить бочку в миксе.
Теперь у нас появилась проблема: частотный конфликт между басом и бочкой.
В моем случае Я сделал Сайдчейн через эквалайзер, а не через ручку громкости канала или ручку Gain в компрессоре, как правило.
То есть Я задействовал только первую полосу, а не всю громкость в целом, что делает этот эффект не таким заметным, что в нашем случае и не нужно.
Перейдем к обработке рабочего барабана.
В моем треке используется очень грязный рабочий, с примесью тарелки и с явным хвостом.
Это сделало наш рабочий четким и хлестким.
На выходе немножко убавил верх, немного поднял середину в районе 1500hz. Немного убавил сам эквалайзер ручкой FX до 90% на слух, для того,чтобы он не так сильно изменял звук, сместил немного на левый канал, примерно 7-10% и «послал» в «комнату», куда ранее направил бас и бочку (см. выше), примерно на 5-10%.
В данном случае ничего больше мне не понабилось. Я не советую сильно нагружать эффектами и искажать ударные, но об этом позже.
Хэты… хэты… хэты… хэты… ))
Их звучание зависит не от обработки, а в основном от написания и подборки подходящих сэмплов и только от этого.
Советую настоятельно посмотреть небольшой фильм «Программирование барабанов» от Андрея Скидана, где подробно описывается этот процесс, он есть на просторах интернета и всеми любимого YouTube.
От себя могу сказать, что хэты нужно сместить относительно сетки и поиграться с силой нажатия, а не выстраивать какие-то непонятные рисунки, чем грешат многие.
Пример моей партии:
Как вы видите, все удары Я старался делать немножко мимо сетки и достаточно заметно поработал с силой нажатия каждого «блока», что сделало мою партию живой и даже немного драйвовой.
Перейдем к обработке.
Тут все предельно просто. Эквалайзером убрал весь ненужный низ – 150-200hz плавным срезом, немножко еще придавил в районе 150, 600, 3000hz примерно на 1-2db и немножко прибавил в районе от 5000hz на слух.
На выходе сместил хэты направо, примерно на 10-15% и отправил на посыл «комнаты», куда отправлял все ударные и бас (см. выше), примерно на 50-70%, что дает нам пространства, а это очень важно для тарелок.
Теперь элементы нашей ритм-секции обработаны, они звучат чисто, мощно и объемно, НО это только половина пути.
В классическом Хип-Хопе очень ценится аналоговое звучание ударных. Такое звучание давали драм-машины и сэмплеры от фирм Akai и Roland. Их звучание стало эталоном всей бит-музыки. Они придавали ударным свой неповторимый характер путем насыщения и искажения сигнала на выходе. Но в цифровой среде этого не происходит, ударные остаются плоскими, потому что они не проходят через «железо».
Начнем с того, что мы объединим все ударные в один групповой канал, где и будем насыщать их.
Первым делом Я вешаю небольшой плагин Vinylizer. Он имитирует звучание винила.
Ручка Decenter имитирует неровную поверхность пластинки, немного «жует» звук.
Я выкручиваю этот параметр на 50-100% на слух.
Ручка Dust добавляет шипение винила. Оно нам не нужно.
Ручка High damage искажает высокие частоты.
Этот параметр Я выкручиваю на 3-4%. Этим не стоит увлекаться, все должно быть в меру. В некоторых случаях можно выкрутить его на 10-15%, что дает нам эффект Lo-Fi.
После него обычно использую мною любимый Redoptor и пресет Combo Emulated.
Ручка FX – 5-15% на слух.
Далее Я использую iZotope Ozone 5 Exciter. Он делает звук ярче, но не искажает его.
После него ставлю еще один любимейший плагин от D16 Group – Decimort. Очень интересный пресет Old Timer. Он очень круто старит звук, очень мягко фильтруя высокие частоты. В общем, словами не описать, это нужно слышать.
FX: 40-50%. Output Volume: на слух.
Следующим в цепочке идет CamelCrusher – весьма интересный бит-крашер, включающий в себя: сатуратор, фильтр высоких частот, компрессор. В каждом из этих элементов минимум ручек, что делает работу с ним очень легкой.
Distortion:
Filter:
Compressor:
Master:
Mix: 80-100%
Последним в цепочке Я ставлю комнатный ревербератор LexRoom.
На выходе Я подкорректировал встроенным эквалайзером следующие области:
Для добавления атмосфера Я сделал еще посыл-канал, на который я послал:
На него я повесил эффект Холла – LexHall.
На этот же канал повесил сатуратор Redoptor, что хвост от Холла сделал ярким и шлепающим, это создало очень интересный эффект.
Сам посыл-канал убавил до 80%, чтобы этот эффект не был таким навязчивым.
Мы можем открывать шампанское и начинать праздновать. Ведь мы проделали немалую работу. Мы сделали наш бас и ударные мощными, объемными; насытили и исказили сигнал, добившись этим целостного, аналогового, живого, теплого и яркого звука
Теперь нам осталось обработать сэмпл.
Тут Я не могу дать конкретных советов, так как сэмплы бывают разные, разные инструменты, разные источники, наличие ударных и так далее. И единственное, что Я могу сказать о работе над сэмплами: обязательно переводите их в моно, ударные в том числе, так как вам позже будет сложно скорректировать их положение в пространстве и вы получите проблемы с фазой, что никому не нужно.
В моем случае сэмпл довольно разряжен, клавиши с фоновой скрипкой и очень тихими тарелками.
Начинаю обработку с сатурации, использую тот же плагин и пресет, что и на басу (см. выше), чтобы сэмпл хорошо сочетался с нашими ударными, но настройки Я сделал мягче, дабы сильно не искажать. FX примерно 15-20%.
Далее идет эквалайзер. Тут нельзя сказать что-то конкретно, надо смотреть по обстоятельствам.
Могу выделить следующие области:
Стереорасширение Я делаю разделением и задержкой между каналами при помощи:
Далее можно добавить Delay. Этот эффект есть во всех программах, в стандартном наборе.
Главное, учтите, не стоит чрезмерно его накручивать. Достаточно того, чтобы он был еле слышан. Этот эффект придаст объемам и сделает наш сэмпл более глубоким.
И в конце Я сделал реверберацию. В моем случае отлично подошел пресет Larde Hall (Dark) в LexHall. Скорректировав частотные характеристики реверба, Я получил очень глубокое звучание.
На выходе обычно убавляю высокие и расширяю стереобазу, дабы усилить глубину. Это уже сугубо на слух.
Можем послушать, что вышло: sample до и sample после
И теперь мы можем послушать результат нашей работы целиком: instrumental
На этом сведение инструментала завершено. Можно сделать его аранжировку или записать вокал и позже отправить на мастеринг.
Сведение Рэп вокала
Прежде чем применять любую аудио обработку.
Хотите ли вы, чтобы доминировал вокал? Для этого он должен быть:
— соответственно аранжирован. Например лидирующий вокал представлен в виде трех одинаковых дублей, два из которых панорамированы вправо и влево, а третий в центре.
Или все-таки доминировать будет бит? (В этом случае понадобится как минимум более радикальная фильтрация низов).
2. Удалите все лишнее
Вот теперь можно собственно приступить к сведению.
3. Выровняйте громкость
Для того, чтобы при дальнейшей компрессии избежать пережатия громких мест и провалов тихих фраз, нужна автоматизация. Возьмите любой плагин управления громкостью и сделайте автоматизацию громкости так, чтобы привести все фразы к примерно равному звучанию. Это требование актуально не только для Рэпа/Хип-Хопа, а в принципе в работе с вокалом любого другого жанра.
— Поскольку это длительная кропотливая работа, во избежание усталости слуха делайте ее на очень малой громкости. Кроме того, при очень тихом звуке вам проще будет заметить всплески и провалы громкости.
— Возьмите одну из фраз в качестве эталона громкости и периодически сравнивайте остальные фрагменты вокального трека с ней.
Таким образом точность вашей работы намного возрастет!
4. Добавьте теплоты
Важная деталь: Прибегая к компрессии как к способу окраски, не стремитесь добиться желаемой динамики сразу одним плагином. Возможно понадобится дополнительная динамическая обработка до «винтажного» компрессора или после. Ниже рассмотрим эти варианты подробнее.
5. Примените лимитирование
Так как в Рэп и Хип-Хоп музыке вокал выполняет в первую очередь ритмическую роль, следует избегать быстрой Атаки при компрессии. Слишком быстро срабатывающий компрессор будет подавлять практически все транзиенты. А без них голос потеряет энергию и экспрессию!
Атака при этом может варьироваться от 5 до 20 мс, Релиз как правило минимальный. Этот тип компрессии, особенно с использованием винтажных эмуляций, я отношу к художественной. Ее работа слышна как насыщение звука, явное увеличение его плотности.
Важная деталь: Использовать два компрессора при собственно сведении не всегда обязательно! Если запись была сделана с использованием «железных» приборов или ее динамика в принципе вас устраивает, можно обойтись компрессией в один этап.
Многие инженеры идут еще дальше и посылают оба сигнала (основной и расплющенный) на AUX шину, где снова еще чуть-чуть компрессируют. Этот прием необязателен, но знать о нем все же стоит.
Отвечая на вопрос об эквализации вокала, в первую очередь я бы рассматривал эквалайзер как хирургический инструмент для тонкой настройки. Если вокал записан подходящим микрофоном, в акустически подготовленном помещении, сложная эквализация в принципе не нужна!
Чаще всего потребуется:
— немного подчистить нижнюю середину вокала во избежание мутности общего микса
— усилить частоты в диапазоне 3-5кГц, чтобы вокал не терялся на фоне клэпов и рабочего барабана
— придать больше сияния усилением самой верхушки полочным фильтром. Применение при этом эмуляций винтажных эквалайзеров, добавляет окраски за счет сатурации в цепях обработки прибора.
Крайне редко бывают ситуации, когда я в принципе не применяю эту обработку. Если исполнительская техника артиста на высоте и в записи отсутствуют мощные всплески свистящих и шипящих, я оставляю сибилянты без обработки, чтобы сохранить экспрессию голоса и шероховатость звучания, ставшую нормой в Рэп музыке.
Но это скорее исключение. Хотя бы небольшая обработка сибилянтов зачастую нужна. Как уже говорил, я перфекционист и обожаю тотальный контроль над звуком. Поэтому часто для де-ессинга использую многополосный компрессор. Особенно он выручает в работе с записями с очень мощными сибилянтами. В таком случае я выкручиваю параметр Колена на максимум, Атаку на минимум, чтобы компрессор моментально реагировал на всплески сибилянтов. Преимущество многополосного компрессора и в том, что можно применить индивидуальные настройки для контроля свистящих и шипящих.
Сведение рэп вокала. Часть 2. Эквализация.
В предыдущей статье я уже упоминал о том, насколько важно еще до начала сведения иметь представление, как должен звучать рэп вокал. В этой статье я расскажу вам методы, как именно достичь хорошего сведения рэп вокала.
Я прочитал много (возможно слишком) статей о сведении вокала. Подрежьте 300 Гц, поднимите 2 кГц, компрессируйте 4 к 1, и т.д. и т.п. К сожалению, эти статьи не дали мне ничего полезного – они просто спекулировали общими понятиями. К тому, что собираюсь рассказать вам я, стоит прислушаться и воспользоваться этими знаниями. На сей раз речь пойдет об обработке эквалайзером.
Микрофоны
Запись вокала – это тонкая взаимосвязь между вокалистом и микрофоном. Рассматривая вокал, нам нужно обращать внимание как на характер самого голоса, так и на специфику микрофона, который использовался при записи.
Два основных вопроса, связанные непосредственно с микрофонами, это переусиление на низких частотах и резонансы на средних частотах.
Низкие частоты
Когда вокалист поет очень близко к микрофону, появляется переусиление на низких частотах. Если у вас есть возможность присутствовать при накоплении вокала, лучшим решением этой проблемы будет попросить вокалиста отойти чуть дальше от микрофона.
Если же вокал уже записан, то на стадии сведение лучшим решением будет использование ВЧ фильтра. Я не рекомендую применять фильтрацию с закрытыми ушами – само «тело» голоса может быть расположено в той низкочастотной грязи, которую вы отфильтруете.
Попробуйте использовать фильтрацию с плавным наклоном кривой, начиная от той частоты, на которой начинается перевозбуждение. Либо попробуйте другие формы кривой фильтра, тут нет универсального решения, в каждом конкретном случае нужно пробовать и слушать.
Средние частоты
У микрофонов также есть тенденция быть чувствительными на средних частотах. Из-за этого часто возникают резонансы в районе 300 – 600 Гц. Обычно ослабление этого узкого диапазона частот на 2 дБ решает проблему. Однако не стоит ничего подрезать только потому, что так сказано где-то в интернете. Если вы не слышите никаких проблем с резонансами, то и не стоит ничего подрезать. Очень опасайтесь этого диапазона частот, все новички всегда стараются его подрезать, а ведь в нем сосредоточена часть «тела» голоса, его «толщина». Этот диапазон частот должен звучать так, чтобы голос был плотным, но при этом не выпирал из микса и не звучал неаккуратно.
Голос
Теперь можно перейти к характеристикам голосов. Для большинства рэп вокалов нам захочется иметь яркий голос на переднем плане, но при этом плотный и с характером. Достижение яркости голоса и выведение его на передний план идут рука об руку.
Легче всего начать с высоких частот. Вполне очевидно, что если у вас уже имеется яркий вокал, то и не нужно усиливать никакие частоты. Однако очень многие вокалы начинают звучать ярче при поднятии ВЧ. Усиление высоких частот не должно быть обязательно сфокусировано в каком-то узком диапазоне. На практике очень эффективно работает поднятие широкого диапазона ВЧ. Мне нравятся эквалайзеры с плавными кривыми, очень хороши Pultec, UBK Clariphonic, Waves HLS или LinEQ от Waves. Конечно, это достаточно дорогие приборы и плагины. Но большинство эквалайзеров и фильтров, встроенных в современные DAW, тоже отлично справляются со своими задачами, так что не обязательно иметь дорогие аппаратные и программные средства, чтобы получить хороший результат.
Шипящие звуки
Я не из тех звукооператоров, которые сводят, руководствуясь исключительно цифрами, но в этом случае цифры помогут вам избежать ошибки. Повышение 10 кГц на 4 дБ работает почти всегда беспроигрышно.
Хорошо записанный вокал не будет особо шипящим, но хорошо записанный вокал встречается редко, так что большинство записей (особенно, если вокалист сам по себе шепелявит) будут немного шипящими. Вот здесь и используется де-ессер. Моей проблемой было то, что я использовал де-ессер в конце своей цепи обработки. Когда в де-ессер поступает уже эквализированный сигнал с поднятыми высокими, де-ессеру значительно сложнее избавиться от шипящих в вокале. А вот если вы примените де-ессер до эквалайзера, то проблема с шипящими будет устранена до поднятия высоких частот.
Высокие частоты
Диапазон высоких частот идет следующим в моем списке. Где-то в районе верхней серединные есть диапазон, на котором голос проявляет свое «волнение» и выходит на передний план. Это частоты, которые формируются во рту и на которых происходит вся артикуляция. Обычно этот диапазон не так уж сложно найти.
Ключом к достижению переднего плана является эквалайзер. Но помните, что вы усиливаете не просто какую-то частоту, а именно полосу частот. Если при повышении верхней середины вы получаете раздражающий тон голоса, то сужайте полосу частот, пока это проблема не исчезнет. И наоборот, если вы уже достаточно усилили полосу частот, но вокал звучит все также гладко, попробуйте расширить полосу частот. Помимо этого помните, что вокал в соло режиме звучит более «среднечастотно», чем в миксе.
Средние частоты
Средние частоты – это характер вашего вокалиста. Тембр, текстура – все єто в среднем диапазоне частот. Я люблю экспериментировать с новыми голосами. Немного усиливаю и подрезаю различные частоты, чтобы посмотреть, как они повлияют на конкретный тембр голоса. Таким образом можно найти несколько «персональных» уловок, которые помогут сделать именно этот голос узнаваемым. Это могут быть характерные скрипучие обертона, как у DMX или Xzibit, или носовое звучание, как у Snoop Dogg или Q-Tip.
Обнаружение обертонов в вокале помогает подчеркнуть его характер. Конечно, оптимальный характер уже находится в самом голосе, и если записанный голос звучит вполне оригинально и характерно, то и не нужно в нем ничего усиливать или подрезать. Применение одних и тех же штампов и клише при работе с вокалом – ошибка, часто приводящая к плохому сведению.
ВЧ фильтры
И, наконец, мы переходим к низким частотам. Не применяйте ВЧ фильтры только потому, что так делают все! Если я сам занимаюсь записью голоса, я могу применить ВЧ фильтр на преампе, если слышу, что голосу нужно прибрать бас. Это означает, что если вы получаете голос, записанный мною, то он либо не нуждается в обработке ВЧ фильтром, либо уже им обработан. Применение ВЧ фильтров на стадии сведения обычно вредно и бесполезно. Но все равно пробуйте. Если ВЧ фильтрация заставит вокал звучать лучше – значит, ее стоит применить.
Теперь самый лакомый кусочек – только потому, что к голосу был применен ВЧ фильтр, это не значит, что в нем нет смысла попробовать поднять низкие частоты для увеличения плотности. Один из моих любимых методов, которые я применяю для работы с голосами многих рэп исполнителей, это использовать ВЧ фильтр для устранения грязи, а потом использовать эквалайзер с широкой кривой, чтобы вернуть басы обратно. Да, вы не ошиблись, я сначала подрезаю НЧ, а потом поднимаю их обратно. Поверьте, повышение НЧ на один или два дБ сделает очень многое.
Заключение
В заключение хочу сказать: я поделился с вами некоторыми методами, к которым стоит прислушаться, но не обязательно слепо их выполнять. Если голос звучит великолепно – не заморачивайтесь с его обработкой. Вы должны положиться на свои уши и на то, что вы слышите, а не на цифры, которые вы видите. Ключ к успешному сведению не в том, чтобы применить как можно больше плагинов, а в том, чтобы сделать как можно меньше правильных движений. К тому же, как только вы добавите вокал к остальному миксу, возможно кое-что понадобится переделать.
В любом случае, если вы еще не совсем готовы к сведению рэп вокала, перечитайте мою предыдущую статью. В следующей же статье я расскажу о компрессии рэп вокала.
Автор: Метью Вайс
Метью Вайс является главным инженером в «Studio E», расположенной в Филадельфии, США.
SmartMan 19 января 2012 в 09:54
Рейтинг: 5 / 5
Похожие статьи
1″ :pagination=»pagination» :callback=»loadData» :options=»paginationOptions»>