Что такое светосила в фотоаппарате
Светосила объектива
Светосила объектива – это один из основных параметров, на который следует обращать внимание при выборе объектива (наравне с фокусным расстоянием). Светосила оптической системы показывает степень ослабления светового потока. Другими словами, светосила показывает, какую часть светового потока способна пропустить система линз объектива.
Дело в том, что часть светового потока при прохождении через объектив рассеивается и отражается от линз, часть света – поглощается материалом, из которого изготовлены линзы (стекло, оптическая пластмасса). Поэтому световой поток ослабляется за счет этих чисто физических характеристик.
Зачастую для простоты восприятия светосилу объектива попросту определяют значением максимально открытой диафрагмы, которое позволяет выставить этот объектив. На самом деле светосила – это внутренняя характеристика конструктива объектива, и относительное отверстие диафрагмы выполняет лишь часть функций по определению светосилы объектива.
Тем не менее, чисто с практической точки зрения гораздо проще сравнивать объективы по максимально возможному значению открытой диафрагмы. Поэтому с этого момента я буду отождествлять понятия «светосила объектива» и «максимально открытая диафрагма, которую позволяет выставить объектив».
Светосильными считаются объективы, при использовании которых можно снимать на значениях диафрагмы f1.2-f2.8. Объективы со светосилой f3.5-f6.3 уже не считаются светосильными, еще их называют «темными», поскольку они способны пропускать меньшее количество света. Такие топовые производители фотооптики как Carl Zeiss и Leica выпускают модели объективов с еще большей светосилой – f0,7 и f0,95. Наиболее распространенными светосильными объективами среди фотографов являются объективы со значением светосилы f1.4-f2.8.
На что влияет светосила объектива? Почему она считается такой важной характеристикой и фотографы готовы платить десятки тысяч за светосильную оптику? Все преимущества светосильных объективов завязаны на значении диафрагмы. Вспомните, на что влияет диафрагма при съемке: количество света, пропущенное через объектив, и глубина резкости в кадре.
Итак, покупая объектив с большей светосилой, вы сможете сильнее открыть диафрагму. Значит, вы сможете пропустить большее количество света (появляется возможность снимать при недостаточном освещении). Также чем сильнее открыта диафрагма, тем меньше оказывается глубина резкости в кадре (сильнее размываются объекты, не попавшие в зону фокусировки). Именно поэтому хорошими портретными объективами считаются объективы со светосилой f1.4-f2.8.
Вы можете заметить, что производители фотооптики выпускают линейку объективов с аналогичным фокусным расстоянием, но разной светосилой. Причем, чем больше светосила, тем дороже стоит объектив, а прирост по стоимости значительный. Например, сравним цены на объективы Canon с фокусным расстоянием 50 мм. Так, объектив 50 мм 1.8 стоит 3500-4000 рублей, объектив 50 мм 1.4 стоит около 13500 рублей, а объектив 50 мм со светосилой 1.2 продается по цене почти 48000 рублей. Данные приведены по состоянию на февраль 2013 г.
Как мы выяснили, в большинстве случаев чем больше светосила объектива, тем лучше, потому что:
— можно снимать в худших условиях освещения;
— можно снимать с меньшей ГРИП.
С другой стороны, за дополнительную светосилу нужно выложить немаленькие деньги. Поэтому при выборе объектива взвешивайте все «за» и «против».
Грамотно выбирайте объектив и хороших вам снимков!
Светосила объектива — что такое и как влияет
Каждому фотографу хочется сделать качественную фотографию. Одной из важнейших характеристик объектива является светосила, которую он может обеспечить. Выбирая подходящую модель необходимо понимать, что такое светосила и на что влияет при съемке.
Что такое светосила объектива
Когда выбирают объектив для фотоаппарата, его светосила является одним из основных параметров, на которые надо обращать внимание. Величина этого параметра указывает на то, в какой степени будет ослаблен поток света при попадании на светочувствительную матрицу. Иначе говоря, речь идет о количестве света, который сможет пройти через линзы.
При попадании внутрь часть светового пока проходит сквозь систему линз объектива, а другая отражается.
На что она влияет при фотосъемке
Светосила является характеристикой объектива. Она влияет на то количество света, которое не будет отражаться, а попадет внутрь, пройдя все линзы объектива.
Важно! Однако нужно учитывать, что есть дополнительные факторы, которые еще более могут уменьшить его количество до тех пор, пока он не попадет на светочувствительную матрицу.
Величина светосилы аппарата может быть постоянной или переменной. В первом случае диафрагма будет открываться всегда до одного и того же значения. Во втором случае ее величину можно регулировать в зависимости от задач, которые стоят перед фотографом. Постоянное значение диафрагмы часто используется в тех объективах, где фокусное расстояние является постоянным.
Объективы, имеющие переменный зум, при использовании изменяющейся диафрагмы устанавливают пределы в зависимости от того, на какое фокусное расстояние они установлены. Для примера можно рассмотреть фотокамеру Canon 18-135. Диафрагма здесь может изменяться в пределах от 3.5 до 5.6. Когда фотограф применяет фокусное расстояние, равное 18 миллиметров, максимальная диафрагма может быть f3.5, но если оно составит 135 мм, то ее можно будет увеличить только до f5.6.
От каких параметров зависит светосила
Светосила объектива говорит о том, какая часть поступающего света проходит сквозь объектив и участвует в создании изображения. Ее величина зависит от максимальной величины открытого отверстия диафрагмы. Чем оно шире, тем в большей степени проявляется светосила объектива.
Важно! Величина диафрагмы определяется параметром f. Чем меньшее значение указано рядом с ним, тем этот параметр лучше. Например, диафрагма f1.8 будет больше, чем при f2.8.
На нее влияет уровень качества изготовления линз, из которых сделан объектив. Кроме этого светосилу характеризует фокусное расстояние.
Нужно отметить, что светосила представляет качество объектива, а упомянутые характеристики в той или иной степени уменьшают количество света, которое будет участвовать в создании изображения.
Маркировка объектива, что такое параметр f
В качестве значения диафрагмы используется соотношение диаметра максимально открытой диафрагмы и фокусного расстояния используемого объектива. Оно, например, может выражаться с помощью следующих соотношений: 1:1.2, 1:1.8, 1:2.8. Их принято обозначать f/1.2, f/1.8, f/2.8.
Интересно заметить, что был выпущен самый светосильный объектив с диафрагмой f/0.7. Он был сделан по заказу NASA в 1966 году. Всего их было сделано 10 штук. 6 из них отдали заказчику, 1 остался в Carl Zeiss, 3 были переданы для съёмок фильма режиссёру Стэнли Кубрику. Этот параметр также называют геометрической светосилой в связи с тем, что он учитывает только соотношение расстояний.
Важно! Для того, чтобы понимать, какое в качестве параметра f число лучше, какая светосила объектива ему соответствует, надо знать следующее.
Обычно параметр f обозначается таким образом: f1.2 или f2.8. При этом нужно заметить, что светосила представляет собой характеристику линз, а диафрагма, согласно формуле, характеризует максимальный размер, на который открывается диафрагма.
Профессиональный уровень этого параметра соответствует f2.8 или лучше. Если фотограф хочет приобрести более простой и дешевый фотоаппарат. то обычно речь идет о значении параметра f4 или больше. Такие объективы не входят в число светосильных. Качественные техника при изменении фокусного расстояния позволит применять такую же самую диафрагму. Однако в моделях с f3.5 и больше она будет корректироваться таким образом, чтобы светосила не менялась.
У любительских объективов с возможностью изменять фокусное расстояние рассматриваемая характеристика равна f3.5-5.6. Из-за небольшой светочувствительности объектива их иногда называют темными. Такой фотоаппарат будет в широкоугольном положении соответствовать f3.5, а в качестве телеобъектива — f5.6.
Важно! Если фокусное расстояние постоянно, то фотоаппарат будет иметь лучшую светосилу по сравнению с зумом с тем же фокусным расстоянием. Одной из причин этого является его более простое устройство. У зума он состоит из большого количества линз и на практике редко достигает значения, большего f2.8.
Какая светосила объектива лучше
Опытные фотографы готовы платить десятки тысяч рублей за объективы с большой светосилой. Она влияет на глубину резкости и количество света, который поступает в фотоаппарат. Если светосила объектива высока, то можно пропустить через него большее количество света, что позволит выполнять качественные снимки даже при недостаточном освещении. При этом чем шире открыта диафрагма, тем меньшей окажется глубина резкости. Это позволит более эффектно выделить объекты первого плана на фотографии, размывая ту часть изображения, которая является фоном.
Однако объективы с увеличенной светосилой стоят гораздо дороже. Светосильный объектив — это такой, у которого диафрагма f2.8 или лучше. Таким образом при покупке придется решать, стоит ли более высокое качество фотографий той суммы, которую придется дополнительно заплатить.
При выборе подходящего фотоаппарата или объектива (например, Sony Alpha, Canon или Nikon) к нему нужно понимать, что, хотя высокое качество дает больше возможностей фотографу, тем не менее, оно нужно не во всех случаях. Например, если глубина резкости слишком мала, то неопытный фотограф способен ошибиться с расстоянием и сделать четкими не те объекты, которые нужно. Поэтому иногда лучше, чтобы глубина резкости была невелика, но не была слишком маленькой.
Аналогичные замечания нужно сделать относительно светосилы. Если она слишком велика, снимая в яркий солнечный день, фотограф рискует сделать слишком светлую фотографию.
Поэтому при выборе техники необходимо учитывать уровень подготовки фотографа и особенности тех задач, которые он перед собой ставит. Понимая, что такое светосила камеры, он должен выбрать для себя ее оптимальную величину.
В каких случаях необходим светосильный объектив
Наиболее распространенное применение светосильного объектива — портретная съемка. В этом случае эффективно проявляются его преимущества.
Важно! Другое популярное направление использования — это съемки в условиях недостаточного освещения: в вечернее время, ранним утром или при слабом освещении.
Такой объектив имеет ряд преимуществ:
При использовании телеобъективов применяется большое фокусное расстояние, которое приводит к уменьшению количество света, попадающего на матрицу. Высокая светосила камеры позволяет получать высокое качество фотографий, несмотря на уменьшение количества света, проходящего через объектив.
Светосильный объектив для Canon и Nikon
Производители фототехники Canon, Nikon и Sony являются одними из самых известных в мире. Далее будет рассказано о моделях объективов, которые они могут предложить потребителям.
Какой выбрать
Если есть намерение купить фотоаппарат с хорошей светосилой, то можно остановить свой выбор на объективах фирмы Canon. Этот производитель предлагает модель Canon EF 50mm f1.8 II. Последняя римская цифра означает, что речь идет о втором поколении этого оборудования. Этот объектив предназначен, чтобы использовать одно фокусное расстояние — 50 миллиметров. Некоторые считают, что качество исполнения недостаточное. Однако, поскольку этот объектив относится к бюджетной категории и предоставляет фотографу высокую светосилу, то такая техника является хорошим выбором при покупке.
Если покупатель готов выложить вчетверо больше денег за более качественный объектив, то этот производитель может предложить модель Canon EF 50mm f1.4 USM. Он имеет фиксированное фокусное расстояние, и может предложить более высокую светосилу (f1.4) по сравнению с предыдущей моделью. Эта техника может представлять интерес для профессиональных фотографов.
Никон также предлагает покупателям светосильные модели, которые являются доступными по цене. Примером может служить Nikon 50mm f1.8D AF Nikkor — объектив с неизменяемым фокусным расстоянием, равным 50 миллиметрам. Его можно использовать с фотокамерой, имеющей кроп-фактор, равный 1,5.
Важно! Оптика Nikon 24-85mm f2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor имеет переменное фокусное расстояние. На минимальном значении зум равен f2.8. Однако по мере его увеличения светосила будет ухудшаться.
Производитель предлагает оптику, которая подойдет для зеркальных камер. Речь идет о модели Nikon 24-70mm f2.8G ED AF-S Nikkor. Здесь диапазон значений фокусного расстояния уже, чем в предыдущем случае. Однако при изменении этой характеристики значение диафрагмы меняться не будет. Однако это объектив Никон существенно дороже по сравнению с предыдущими моделями.
Фотокамеры с высокой светосилой позволят делать качественные фотографии, однако при этом стоят дорого. Фотографу выгоднее приобретать технику, которая соответствует его способностям, знаниям и опыту, а также задачам, которые перед ним стоят.
О светосильных объективах
Под светосилой объектива подразумевается его способность пропускать свет. Способность эта напрямую зависит от максимальной величины относительного отверстия объектива, т.е. от минимального доступного значения диафрагмы. Строго говоря, такая светосила называется геометрической, поскольку она учитывает только геометрические размеры отверстия диафрагмы и игнорирует ослабление светового потока линзами объектива, но для сравнения различных объективов между собой такой упрощённый подход вполне годится. Поэтому, когда фотографы говорят о светосиле объективов, они, как правило, имеют в виду минимальное число диафрагмы и только его.
Очевидно, что более светосильный объектив при равных значениях ISO позволяет использовать более короткие выдержки, чем менее светосильный, а при равных выдержках даёт возможность понизить ISO (см. «Экспозиция»).
В англоязычной литературе распространён термин «скорость объектива» (lens speed), обозначающий всё то же минимальное диафрагменное число. Светосильные объективы называют быстрыми за возможность снимать с высокими скоростями затвора, а также за ту быстроту, с которой они опустошают кошелёк фотографа. Линзы светосильной оптики имеют внушительные размеры и требуют при производстве большого количества дорогостоящего оптического стекла, что выливается в существенное повышение стоимости объектива.
Какие же объективы считаются светосильными?
Профессиональные светосильные зум-объективы характеризуются минимальным значением диафрагмы f/2,8. Более лёгкие и дешёвые зумы имеют минимальную диафрагму f/4. Последние уже не принято называть светосильными. Как f/2,8, так и f/4 зум-объективы отличаются постоянной светосилой на всём диапазоне фокусных расстояний, т.е. у 70-200 мм f/2,8 зума диафрагма f/2,8 будет доступна и на 70 и на 200 мм.
Любительские «тёмные» зум-объективы обладают переменной светосилой в районе f/3,5-5,6, т.е. минимальное число диафрагмы в широкоугольном положении будет f/3,5, а в телеположении – f/5,6. Переменная светосила позволяет уменьшить габариты и стоимость объектива.
Объективы с фиксированным фокусным расстоянием отличаются гораздо большей светосилой по сравнению с зум-объективами. Здесь никого не удивишь диафрагмой f/2,8. По-настоящему светосильным фикс-объектив становится при минимальном значении диафрагмы не более f/2, а у профессиональных фиксов светосила достигает f/1,4 или даже f/1,2. Некоторые специализированные объективы (например, для астрофотографии) могут иметь светосилу вплоть до f/0,7, но такую оптику нельзя назвать массовой.
Причина столь значительной разницы в светосиле объективов с переменным и постоянным фокусным расстоянием заключается в относительной простоте конструкции фикс-объективов. Оптические же схемы зумов очень сложны, включают десятки линз из разных сортов стекла, что сильно затрудняет достижение светосилы свыше f/2,8.
Спешу напомнить, что речь у нас идёт о геометрической светосиле, не учитывающей поглощение света конкретным объективом. Разница же между эффективной светосилой (с учётом показателя поглощения) объективов с фиксированным и переменным фокусным расстоянием ещё больше, чем разница между их геометрической светосилой, что обусловлено большим количеством оптических элементов зума, а значит, и бо́льшими потерями света на пути через сложный объектив.
Среди начинающих фотолюбителей бытует поверье, что чем выше светосила объектива, тем лучше. Так ли это? И да, и нет.
Светосильный объектив действительно позволяет использовать более короткие выдержки, что незаменимо при съёмке подвижных объектов в условиях недостатка света, будь то спортсмены в тёмном зале или дикие животные в сумерках. Но когда вы снимаете статичный пейзаж, да ещё и со штатива, выдержка перестаёт вас волновать. При съёмке же бегущей воды выдержку и вовсе хочется увеличить. А носить с собой по горам тяжёлые светосильные стёкла для фотографа-пейзажиста достаточно утомительно.
Малая глубина резкости и красивое боке – это прекрасно для портретной съёмки, но если вы в большинстве случаев работаете с диафрагмой f/8 или f/11, то так ли важно, какова минимальная диафрагма вашего объектива? Уж всяко она не больше f/5,6.
Принято считать, что светосильные объективы более резкие. Спорное утверждение. В самом деле, при диафрагме f/4 объектив со светосилой f/2,8 будет давать несколько более резкую картинку, чем аналогичный объектив со светосилой f/4, поскольку второй вынужден работать с минимальным для себя значением диафрагмы, в то время как первый отстоит от минимума на одну ступень, т.е. приближается к зоне наилучшего восприятия. Однако при диафрагме f/8 оба объектива будут вести себя абсолютно одинаково. На предельной же диафрагме f/2,8 объектив будет субъективно восприниматься как менее резкий, в силу меньшей глубины резкости, чем у f/4 объектива.
И уж никак нельзя забывать, что светосильные объективы (особенно зумы) всегда большие, тяжёлые и дорогие. Например, классический репортажный телеобъектив Nikon 70-200 f/2.8G VR II весит полтора килограмма и стоит две с половиной тысячи долларов, тогда как его младший брат Nikon 70-200 f/4G VR вдвое легче и на тысячу дешевле. У Canon ситуация аналогичная. Для матёрого фоторепортёра достоинства именно f/2,8 неоспоримы, для рядового же любителя – ничтожны.
Думаете, с фиксами дело обстоит лучше? Как бы не так! Увеличение относительного отверстия объектива с f/1,8 до f/1,4 (т.е. всего на 2/3 ступени) влечёт за собой повышение цены в 2-3 раза.
Как видите, ситуация не столь однозначна, как это может показаться на первый взгляд. Попробуем же сформулировать преимущества и недостатки светосильной оптики.
Итак, преимущества светосильных объективов:
Теперь перейдём к недостаткам светосильных объективов:
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Большинству же фотографов, работающих в студии, путешественникам, макрофотографам и в особенности фотографам-пейзажистам сверхсветосильные объективы нужны как собаке пятая нога.
Также они ни к чему фотолюбителям, неделю назад купившим камеру и наивно полагающим, что замена китового объектива на профессиональное стекло решит все их фотографические проблемы.
Иными словами, ничего плохого в светосильной оптике нет, но для решения большинства ординарных и ряда профессиональных задач светосила свыше f/4 (для зум-объективов) или f/1,8 (для фикс-объективов), мягко говоря, избыточна.
Если вам непременно хочется поснимать на широких диафрагмах, то начать можно с приобретения классического «полтинника», т.е. объектива с фокусным расстоянием 50 мм. Являясь нормальным объективом для полнокадровых и плёночных 35-мм фотоаппаратов, на камерах с кроп-фактором (Nikon DX, Canon APS-C и пр.) полтинник превращается в короткий телеобъектив, очень удобный для съёмки портретов. При светосиле f/1,8 такие объективы стоят совсем не дорого, а качество оптики имеют весьма и весьма достойное. Это самый простой и бюджетный способ попробовать светосильную оптику, так сказать, на вкус, и определиться: нужна ли в принципе большая светосила лично вам.
Спасибо за внимание!
Post scriptum
Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект, внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.
Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.
Что такое светосила. Какой светосильный объектив выбрать.
Наверняка, если вы покупали объектив, то не раз слышали такое понятие как светосила объектива. Скорее всего, именно светосила играла ключевую роль при выборе той или иной линзы и конечно же продавец старался вам продать более дорогой объектив именно ссылаясь на этот мистический параметр — светосила, как-будто он решит все ваши проблемы 😉
Вначале давайте разберемся что такое светосила объектива, и с чем её едят. Если просто, то светосила, это пропускная способность объектива, т.е. светосила показывает какое максимально возможное количество света проходит через объектив и попадает на матрицу цифрового фотоаппарата. Чем больше светосила у объектива — тем больше света через него может проходить, тем больше возможности при съемке в плохом освещении без использования вспышки или штатива.
Светосила объектива зависит от следующих параметров:
Не будем углубляться в физику, скажу лишь что отношение диаметра максимально открытой диафрагмы к фокусному расстоянию, как раз и будет вашей светосилой (так называемой геометрической светосилой объектива). Именно эту светосилу производители оптики и указывают у себя на объективах, наверняка вы встречали следующие подписи — 1:1.2, 1:1.4, 1:1.8, 1:2.8, 1:5.6 и так далее. Естественно, чем больше это соотношение, тем больше светосила объектива. Поэтому светосильные объективы считаются те, у которых соотношение 1:2.8, 1:1.8, 1:1.4 и более.
Для заметки, самый светосильный объектив в мире, был сделан в 1966 году для NASA которые использовали его в целях съемки темной стороны луны. Называется он Carl Zeiss Planar 50mm f/0.7 и светосила у него равна 1:0.7, таких объективов было выпущено всего десять.
Каждый фотограф, будь-то он начинающий или профи, знает — самые светосильные объективы это портретные объективы с фиксированным фокусным расстоянием. И конечно же, каждый уважающий себя фотограф имеет в арсенале такой объектив. Ещё один плюс, светосильных фиксов — то что они относительно недорогие, к примеру если сравнивать с светосильными зум-объективами, но не менее качественные.
Светосильные объективы идеально подходят для портретной съемки, потому что они дают малую глубину резкости, что очень важно для портретной съемки.
Какой портретный объектив выбрать, со светосилой 1.2, 1.4 или 1.8?
Существует тот факт, что новички хотят купить себе более светосильный объектив, и конечно же продавцы с радостью им продают этот объектив, который стоит в разы дороже. Вопрос только нужно ли переплачивать за диафрагму f/1.4 если вы ей практически не будете ей пользоваться!?
Глубина резкости (ГРИП) напрямую зависит от светосилы вашего объектива, поэтому фотографируя с диафрагмой f/1.2, f/1.4 и f/1.8 фокусная плоскость очень мала, и вы рискуете тем, что ваш объект съемки будет вне фокусной плоскости, вот как здесь:
Этот кадр я сделал давно, я его испортил. Испортил тем, что фотографировал с максимально открытой диафрагмой f/1.2 и конечно же, в фокус я не попал, момент упустил, а кадр испоганил т.к. он не резкий (см. статью как сделать фото резким).
Потом я сфотографировал ещё один, в котором все хорошо: лицо в фокусе а фон размытый, но диафрагма уже была f/2.8.
Я много перепортил кадров, до того, как я понял, что f/1.2 нужно использовать только в случае если не хватает света для съемки и то, это не всегда помогает, проще повысить ISO, особенно если у вас полноформатная цифровая камера. Порой, даже на 50мм фикс с диафрагмой f/2.8 — можно промахнуться и многие детали окажутся не в фокусе, поэтому я всегда перестраховываюсь, особенно когда фотографирую моделей, при хорошем освещении использую диафрагму не меньше чем f/3.2.
Как видите, глубина резкости вполне ощутима.
Вывод
Светосильный объектив идеально подходит для портретной съемки, поэтому любой уважающий себя фотограф обязательно должен иметь такой в арсенале.
При покупке светосильного объектива, не покупайтесь на заявленные 1:1.2 либо 1:1.4. Использовать максимально открытую диафрагму вы будете крайне редко, поэтому, если у вас есть выбор между светосильным портретным объективом 1:1.2, 1:1.4 и 1:1.8 не делайте ошибку и не тратьте лишние деньги покупая максимально доступный светосильный объектив, вам вполне достаточно портретника со светосилой 1:1.8.