Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Урок 5. Светотень.

Светотенью называется распределение света и тени на поверхностях предметов. Законами светотени — принципы этого распределения.

Благодаря правильному распределению света и тени, мы можем показать на рисунке форму предмета и характер освещения.

Помимо этого, светотень мощное выразительное средство. Творческий метод таких мастеров как Караваджо, Рембрандт, Сурбаран основан на работе со светотенью. Уводя в тень второстепенное и освещая главное они создавали удивительно точные, цельные и лаконичные образы.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Светотень в рисунке.

Распределение света и тени в рисунке мы делаем на глаз, без точных построений.

При этом, если мы хотим создать реалистичное изображение, необходимо соблюдать ряд правил:

И этот предмет отбрасывает падающую тень.

Давайте отработаем эти правила на практике.

Упражнение 1.

Светотень как выразительное средство. Прежде чем учиться делать светотеневую моделировку, давайте поймем какие огромные выразительные возможности дает нам ее применение.

Возьмите интересный для вас предмет. Сфотографируйте его при разном освещении:

Отберите три самые выразительные фотографии.

Упражнение 2.

Есть только два способа научиться штриховать по форме: копирование и практика. Давайте начнем с первого. Скопируйте рисунки, приведенные ниже. Ваша задача — сделать это максимально точно, вплоть до штриха.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Упражнение 3.

Тональный рисунок коробки с натуры.

Упражнение 4.

Тональный рисунок чашки с натуры. Делаем в той же последовательности, как в предыдущем задании.

Упражнение 5.

Рисунок темного и светлого предмета с натуры. Если у вас нет опыта, не изображайте ткани, стекло или металл. Помним, что тень более светлого предмета светлее тени более темного, свет более светлого предмета светлее света более темного.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Упражнение 6.

Зарисовки предметов сложной формы с натуры. Натуру ставим с контрастным освещением, чтобы граница света и тени была видна. в рисунках можно использовать линии. Строим форму, по возможности, подробно и напросвет. Определяем границу тени, штрихуем тень. СВЕТА НЕ НУЖНО ПРОРАБАТЫВАТЬ.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Дополнительное упражнение 1.

Тональный рисунок предмета сложной формы с натуры. Выполняем в той же последовательности, что и рисунок коробочки.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Дополнительное упражнение 2.

Натюрморт, черно-белая графика. У вас есть только два тона — черный и белый. Задача — передать объем и форму. Тени могут и должны сливаться, линии стараемся не использовать.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Основы построения падающих теней в перспективе.

Когда мы рисуем с натуры, мы изображаем падающие тени на глаз. Но для того чтобы изображать их более достоверно, полезно понимать, как они образуются и как их можно построить.

Для построения теней мы пользуемся проекциями. Чтобы получить проекцию точки на плоскость, нам нужно опустить перпендикуляр из этой точки на эту плоскость.

Чтобы получить проекцию прямой на плоскость, нам нужно из двух точек прямой опустить перпендикуляры на плоскость и соединить их между собой.

Грубо говоря, проекция на горизонтальную плоскость — это то место, над которым находится прямая или точка.

Чтобы построить тень точки, нам нужно через точку провести луч, а через проекцию точки — проекцию луча. На месте их пересечения и будет тень точки.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

На этом видео я простыми словами объясняю логику этого построения.

Есть два типа построения теней: от естественного источника света (солнце, луна) и от искусственного (лампа, свеча и т.д. ).

Но какой бы ни был источник света, алгоритм построения не меняется: проводим луч через точку и проекцию луча через ее проекцию. На месте пересечения получаем тень точки. Строем тени основных точек объекта, соединяем и получаем тень объекта.

Построение тени от естественного источника света.

Так как естественные источники света бесконечно удалены от нас, мы условно считаем, что их лучи параллельны.

Из этого следует, что проекции лучей естественных источников света также параллельны между собой.

Возьмем самый простой случай — естественный источник света находится строго сбоку, то есть проекции его лучей параллельны картинной плоскости. Построим тени от всех его вершин и, соединив их между собой, получим тень от прямоугольника. Обратите внимание, что тени вершин, лежащих на горизонтальной плоскости, совпадают с этими вершинами.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при естественном освещении.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Построение тени от искусственного источника света.

При построении теней от искусственного источника света, мы условно считаем, что все лучи исходят из одной точки — источника света, и, соответственно, проекции лучей — из проекции источника света.

Когда мы рисуем по представлению, чтобы построить тени от предмета при искусственном освещении, мы произвольно, в соответствии с нашим замыслом, задаём положение источника света и его проекции.

Дальше действуем по общему алгоритму: проводим луч через точку и проекцию луча через проекцию этой точки. На месте пересечения получаем тень точки.

Найдя тени основных точек предмета, соединяем их в той же последовательности, как они соединены в самом предмете и получаем тень предмета.

На рисунке разобрано построение тени от прямоугольника при искусственном освещении.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Дополнительное упражнение 3

Постройте тень от прямоугольного параллелепипеда при искусственном освещении.

Источник

Освещение. Свет и тень

Свет создает для нас условия видимости. Когда свет меняется, то изменяется и видимый образ освещенных предметов, Но мы их легко узнаем, так как наш глаз (вернее, мозг; сознание), нацеленный на узнавание, умеет сопоставить видимые элементы и узнать предмет. А вот художественному видению этого недостаточно!

Если источник света находится сбоку от предметов, то он подчеркивает их объемность. Даже самые обыденные предметы обретают выразительность под действием света. Например, складки ткани, освещенные ярким светом, кажутся скульптурным изображением.

Мир поражает нас красотой и богатством светотеневых переходов, и мы называем это игрой света и тени.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Ж, де Латур. Святой Иосиф плотник. Масло. Франция. XVlI в.

Светотень в изобразительном искусстве — это способ передачи объема предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности.

Свет делит поверхность предмета на теневую и освещенную стороны. Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом. Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с тененной частью.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Ф. Сур6аран. Натюрморт. Масло. Испания. XVII в.

Oт предмета падает тень которая так и называется — падающая тень. Она темнее собственной тени, а около подножия предмета ее самое темное место.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Распределение света на геометрическим телах.

Изображая все градации света и тени, нельзя забывать о цельности изображения. Надо учиться сравнивать и видеть тональные отношении, то ecть, отношения светлого и темного в изображении.

Таким образом, тон — это характеристика света в изображении, тон показывает нам степень освещенности. Слово «тон» переводится как «напряжение», для нас — напряжение света в изображении. Сильный тон означает контрастные отношения светлого и темного, а слабый тон — мягкие отношения светлого и темного. Чем ближе находится предмет к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень и сильнее контраст. Вдали от источника света тональные отношения становятся мягкими, как бы сближаются.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Когда свет падает на предмет спереди, он выглядит плоским и ярким. Когда источник света находится сзади, предмет воспринимается как темный силуэт.

Все правила нужны художнику для того, чтобы говорить на языке изображений. Правила светотени не всегда были в центре внимания искусства. Но с тех пор как художник увидел картину как особый мир, рассказывающий нам о жизни, в который мы заглядываем как бы через окно, перед ним возникла проблема освещения этого мира, не в буквальном смысле, конечно, а в смысле содержательного смыслового освещения, которое использует сегодня, например, театр или кино.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Передача светотени на предметах в зависимости от их удаленности от источника света.

Великий художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи был художником-исследователем. Он очень много сделал для разработки выразительных возможностей светотени. Его замечательная картина «Мадонна в скалах» таинственная, сумеречная и одновременно светлая по настроению, так как в ней присутствует тихое, сдержанное ожидание великих событий. Свет привлекает внимание к лицам, а богатство тончайших светотеневых переходов создает глубину внутреннего пространства картины. Эта глубина создает ощущение значительности происходящего, придает ему достоверность реального и таинственность ожидаемого, спокойствие и величие.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах. Масло. Испания. XVI в.

Дальнейшее развитие искусства говорит о все возрастающем внимании художников к реальности и ее чувственной красоте. Интерес к выразительным возможностям светотени и углублению внутреннего пространства на изображения способствовал развитию живописной картииы, которую теперь стали называть станковой живописью (от слова «станок» то есть мольберт, на котором работал художник).

Картина XVII в. приобретает новый уровень целостности и глубины изображаемого мира. Художникам становится важно показать и смысловое, и пространственное взаимодействие предметов, их связь с окружением: мерцание света, разнообразие поверхностей, изменчивую, окутываюшую предметы среду.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Я. Ван Хейсум. Натюрморт с цветами. Масло. Фландрия. XVII в.

Художники Фландрии в центре Европы восхваляли изобилие и полноту жизни. В картинах их северных соседей — голландцев предстает ощущение тихой домашней жизни, ее чуть нарушенный порядок выдает близкое присутствие человека. Здесь каждый предмет обладает своим характером, выявлены все свойства его формы и своеобразие фактуры. Сюжеты натюрмортов XVII в. связаны с бытом людей того времени, но в повседневных вещах ошушается нечто более значительное, чем просто изображение предметов.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

В.-К. Хеда. Натюрморт с золотым кубком. Фрагмент. Масло. Голландия. XVII в.

В становлении французского натюрморта особую роль имеет творчество Ж,-Б. Шардена. На его натюрмортах — простые вещи, рассказываюшие о своих владельцах. В них нет удивляющей красоты, но ошутимы тепло связи с человеком и жизненная правдивость.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Ж.-Б. Шарден. Натюрморт с атрибутами искусств. Масло Франция XVIII в.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

И.Ф. Хруцкий. Цветы и плоды. Масло..Россия. ХIХ в.

В России развитие искусства натюрморта связано с именами художников И.Ф. Хрупкого и Ф.П. Толстого. Эти художники принадлежат к одной эпохе, и поэтому их натюрморты из цветов и фруктов имеют много общего, но в то же время как они не похожи друг на друга!

Красочные, нарядные полотна Хруцкого наполнены пышными, яркими цветами и спелыми, светящимися плодами. Они не просто тщательно написаны, но и ярко и поэтично передают живые фактуры — нежность персика, прозрачность винограда, сверкание бликов стекла. Художник писал, восхищаясь всем этим великолепием даров природы.

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс

Ф.П. Толстой. Букет цветов. Бабочка и птичка. Гуашь. Россия. XIX в.

Толстой тоже изображал мельчайшие подробности, передавая трепет света и тени на лепестках, точный рисунок на бархатистых крыльях бабочки, изящество каждой детали. Мы почти могли бы принять его произведения за реальную жизнь, так они иллюзорны. Но их стройность, ясность, звучание чистой радости говорят о том. что художник как будто освободился от всего случайного и все, что он изображает, — цветок, бабочка или птица стремится быть совершенством в своем роде, и именно поэтому в его картинах все как бы остановилось, замерло. Но рассматривать их хочется долго-долго.

Источник

Изобразительное искусство. 6 класс

Конспект урока

Урок № 08. Освещение. Свет и тень

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства.

Изображение борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины.

Натюрморты западноевропейского искусства XVII—XVIII вв. и роль освещения в построении содержания этих произведений.

Использование в рисунке основных правил объёмного изображения предмета.

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности.

Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны.

Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом.

Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью.

Собственная тень – это теневая сторона предмета.

Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс – отражённый свет окружения.

От предмета падает тень, которая называется – падающая тень.

Тон – это характеристика света в изображении, тон показывает нам степень освещённости.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 10-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071640-6 – С. 62-67.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Художник, который рисовал свет: А. И. Куинджи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/2837057-hudozhnik-kotoryj-risoval-svet-a-i-kuindzhi (дата обращения: 15.08.19)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 классБлагодаря свету мы видим мир. С изменением света меняется и видимый образ освещённых предметов. Источник света может по-разному располагаться относительно предметов. Если источник света находится сбоку от предметов, то он подчёркивает их объёмность.

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности. Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны. Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом. Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью. Собственная тень – это теневая сторона предмета. Самое тёмное место находится на границе со светом – на повороте формы. Это происходит по закону контраста: встречаясь, противоположности усиливают качества друг друга. Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс – отражённый свет окружения. Однако нельзя и преувеличивать силу рефлекса: он находится в тени и не спорит со светом. От предмета падает тень, которая называется – падающая тень. Она темнее собственной тени, а около подножия предмета – её самое тёмное место.

При изображении всех градаций света и тени надо учиться чувствовать отношения светлого и тёмного, видеть и сравнивать тональные отношения.

Тон – это характеристика света в изображении, тон показывает нам степень освещённости. Сильный тон означает контрастные отношения тёмного и светлого, а слабый тон – мягкие отношения светлого и тёмного. Чем ближе предмет находится к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень, сильнее контраст и сильнее тон. Вдали от источника света тональные отношения становятся мягкими, контраст уменьшается, тональные переходы становятся плавными.

Великий художник, учёный Возрождения Леонардо да Винчи написал «Трактат о живописи», где много внимания уделил свету и тени на изображениях.

В XVII в. картины приобретают новый уровень целостности и глубины изображаемого мира. Художники Фландрии восхваляли изобилие и полноту жизни. На полотнах голландских художников предстаёт ощущение домашней жизни, близкое присутствие человека. Сюжеты натюрмортов XVII в. связаны с бытом людей того времени. В становлении французского натюрморта особое значение имеет творчество Ж.-Б. Шардена. На его натюрмортах – простые вещи, рассказывающие о своих владельцах.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Источник

Изобразительное искусство. 6 класс

Освещение. Свет и тень
Необходимо запомнить

Благодаря свету мы видим мир. С изменением света меняется и видимый образ освещённых предметов. Источник света может по-разному располагаться относительно предметов. Если источник света находится сбоку от предметов, то он подчёркивает их объёмность.

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности. Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны. Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом. Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью. Собственная тень – это теневая сторона предмета. Самое тёмное место находится на границе со светом – на повороте формы. Это происходит по закону контраста: встречаясь, противоположности усиливают качества друг друга. Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс – отражённый свет окружения. Однако нельзя и преувеличивать силу рефлекса: он находится в тени и не спорит со светом. От предмета падает тень, которая называется – падающая тень. Она темнее собственной тени, а около подножия предмета – её самое тёмное место.

При изображении всех градаций света и тени надо учиться чувствовать отношения светлого и тёмного, видеть и сравнивать тональные отношения.

Тон – это характеристика света в изображении, тон показывает нам степень освещённости. Сильный тон означает контрастные отношения тёмного и светлого, а слабый тон – мягкие отношения светлого и тёмного. Чем ближе предмет находится к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень, сильнее контраст и сильнее тон. Вдали от источника света тональные отношения становятся мягкими, контраст уменьшается, тональные переходы становятся плавными.

Великий художник, учёный Возрождения Леонардо да Винчи написал «Трактат о живописи», где много внимания уделил свету и тени на изображениях.

В XVII в. картины приобретают новый уровень целостности и глубины изображаемого мира. Художники Фландрии восхваляли изобилие и полноту жизни. На полотнах голландских художников предстаёт ощущение домашней жизни, близкое присутствие человека.Сюжеты натюрмортов XVII в. связаны с бытом людей того времени. В становлении французского натюрморта особое значение имеет творчество Ж.-Б. Шардена. На его натюрмортах – простые вещи, рассказывающие о своих владельцах

Российский художник, который рисовал свет

Куинджи Архип Иванович (1841 – 1910), российский художник греческого происхождения.

Слава пришла к Архипу Куинджи не сразу: Айвазовский не брал его в ученики, Академия художеств не принимала даже в вольнослушатели. Однако он стал одним из самых известных художников эпохи, на выставках выстраивались очереди.

Рано осиротевший сын сапожника, он приехал в Петербург с пустыми карманами и стал к 40 годам миллионером. Провинциал-самоучка, над чьей техникой рисования потешались столичные снобы, довольно быстро завоевал славу главного русского пейзажиста. У Куинджи была железная хватка. Если он видел цель, то не останавливался, пока не добивался своего: по выражению Репина, «буравил землю насквозь».

Между тем, секрет «куинджевских красок» был проще, чем казался. Однажды Куинджи (преподававший в то время в Академии художеств) пригласил в класс своего приятеля — Дмитрия Менделеева. И тот принес прибор, позволяющий оценить чувствительность глаза к цветовым оттенкам. Куинджи сильно опередил по этому показателю своих молодых студентов. Он видел иначе. Не в плане творческой позиции, а в самом буквальном физиологическом смысле.

Источник

Изобразительное искусство. 6 класс

Конспект урока

Урок № 08. Освещение. Свет и тень

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства.

Изображение борьбы света и тени как средстве драматизации содержания произведения и организации композиции картины.

Натюрморты западноевропейского искусства XVII—XVIII вв. и роль освещения в построении содержания этих произведений.

Использование в рисунке основных правил объёмного изображения предмета.

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности.

Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны.

Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом.

Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью.

Собственная тень – это теневая сторона предмета.

Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс – отражённый свет окружения.

От предмета падает тень, которая называется – падающая тень.

Тон – это характеристика света в изображении, тон показывает нам степень освещённости.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – 10-е изд. перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071640-6 – С. 62-67.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Художник, который рисовал свет: А. И. Куинджи [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.livemaster.ru/topic/2837057-hudozhnik-kotoryj-risoval-svet-a-i-kuindzhi (дата обращения: 15.08.19)

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Смотреть картинку Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Картинка про Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 класс. Фото Что такое светотень в изобразительном искусстве 6 классБлагодаря свету мы видим мир. С изменением света меняется и видимый образ освещённых предметов. Источник света может по-разному располагаться относительно предметов. Если источник света находится сбоку от предметов, то он подчёркивает их объёмность.

Светотень в изобразительном искусстве – это способ передачи объёма предмета с помощью теней и света и важнейшее средство выразительности. Свет делит поверхность предмета на теневую и освещённую стороны. Самое светлое место, куда падает наиболее короткий и прямой луч света, называется бликом. Скользящие под углом по поверхности предмета лучи образуют полутень, которая граничит с затенённой частью. Собственная тень – это теневая сторона предмета. Самое тёмное место находится на границе со светом – на повороте формы. Это происходит по закону контраста: встречаясь, противоположности усиливают качества друг друга. Тень, уходящая в глубину, светлеет, и мы видим, как светится рефлекс – отражённый свет окружения. Однако нельзя и преувеличивать силу рефлекса: он находится в тени и не спорит со светом. От предмета падает тень, которая называется – падающая тень. Она темнее собственной тени, а около подножия предмета – её самое тёмное место.

При изображении всех градаций света и тени надо учиться чувствовать отношения светлого и тёмного, видеть и сравнивать тональные отношения.

Тон – это характеристика света в изображении, тон показывает нам степень освещённости. Сильный тон означает контрастные отношения тёмного и светлого, а слабый тон – мягкие отношения светлого и тёмного. Чем ближе предмет находится к источнику освещения и сильнее свет, тем темнее тень, сильнее контраст и сильнее тон. Вдали от источника света тональные отношения становятся мягкими, контраст уменьшается, тональные переходы становятся плавными.

Великий художник, учёный Возрождения Леонардо да Винчи написал «Трактат о живописи», где много внимания уделил свету и тени на изображениях.

В XVII в. картины приобретают новый уровень целостности и глубины изображаемого мира. Художники Фландрии восхваляли изобилие и полноту жизни. На полотнах голландских художников предстаёт ощущение домашней жизни, близкое присутствие человека. Сюжеты натюрмортов XVII в. связаны с бытом людей того времени. В становлении французского натюрморта особое значение имеет творчество Ж.-Б. Шардена. На его натюрмортах – простые вещи, рассказывающие о своих владельцах.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *