Что такое световоздушная среда

Что такое световоздушная среда

Обычно мы замечаем световоздушную среду лишь в исключительных случаях: какая-то особенно эффектная утренняя или вечерняя заря, или особая влажность воздуха, туман, или перенасыщенность атмосферы пылью, дымом, газами… Разобраться во всех этих явлениях, столь существенных для впечатления колористической цельности, нам поможет, помимо собственных наблюдений, опыт изобразительных искусств, особенно живописи.

Великие художники-колористы уже много веков назад разгадали тайны природной воздушной среды, заметили ее цвет, неполную прозрачность, способность объединять, гармонизировать и научились направлять ее свойства на создание особого настроения, художественного образа своих произведений.

Большие трудности получения нужного колорита в кино, в сравнении с живописью, заключаются в том, что операторы работают своими «кистями» — световыми источниками — не на изобразительной плоскости, как это делает красками на холсте живописец, а в реальном съемочном пространстве, где создают светотеневой рисунок непосредственно на реальных, движущихся или неподвижных объектах съемки, и даже нередко искусственно воспроизводят с помощью тюлей и пиротехники сероватую «воздушную дымку» атмосферы, пронизывая ее солнечными лучами или светом электрических прожекторов. (Этот художественный эффект встречается во многих фильмах). Точно также мы можем пользоваться, если захотим, и цветными световыми лучами. С этой целью мы снабжаем искусственные источники света цветными светофильтрами, как правило, в условиях декорационного или естественного интерьера, или же, в натурных условиях, выбираем время съемки, помня, что цвет солнечного света меняется в течение дня.

Источник

Средства передачи световоздушной среды в пейзаже

Каждый вид изобразительного искусства имеет свои средства и приемы для создания художественного образа, в том числе и пейзажная живопись. В природе все взаимосвязано и все зависит одно от другого. И не существует отдельно синее небо, отдельно зеленая трава. Если в ясный солнечный день мы внимательно присмотримся к окружающим предметам, то откроем для себя неисчислимое богатство отражений, названных в живописи рефлексами.

Благодаря рефлексам возникает светоцветовая взаимосвязь между небом, землёй и световоздушной средой в целом, и предметами их наполняющими.

Основа материальной жизни – свет. Свет обнаруживает внешние черты предмета. Благодаря свету можно уловить его очертания, трехмерную рельефность, его собственный цвет, осязаемую фактуру. На свету можно подробно и обстоятельно изучать предмет в целом и деталях.

Всё создано посредством света и находится в свете, в световоздушной среде. Поэтому, художнику-пейзажисту, чтобы добиться жизненной правды в своих произведениях, очень важно знать и понимать законы световоздушной среды, и их влияние на принципы, методы и приёмы изобразительного искусства.

Световоздушная среда– это заполнение пространства живописного полотна изображением различных атмосферных состояний природы (туман, дождь, снег, солнечный свет).

Коротковолновые лучи (фиолетовые, синие и голубые) рассеиваются сильнее, чем длинноволновые (оранжевые, красные). В результате в рассеянном свете преобладают коротковолновые лучи, которые и сообщают воздуху синюю и голубую окраску. Поэтому и небо кажется нам голубым, а по мере приближения к горизонту оно становится светлее.

На открытом воздухе предметы, расположенные вдали от нас, просматриваясь сквозь воздушную дымку, имеют менее резкие очертания и кажутся более светлыми, чем предметы, находящиеся ближе к нам. Особенно это заметно при тумане, измороси, в дыму и т. д. Если предметы изображены в дымке и имеют нечеткие очертания, у нас создается впечатление, что они расположены дальше тех предметов, которые видны более ясно. Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Это объясняется тем, что свет, проходя сквозь мощную толщу воздуха, рассеивается во все стороны. Образуется светлая завеса, которая прикрывает собой темные предметы и тени, делая их светлее.

Краски пейзажа наиболее чисты и сочны только в непосредственной близости. При отдалении же синева воздуха накладывает на них свой голубоватый отпечаток и значительно стушевывает их.

Под влиянием воздушной перспективы разноокрашенные предметы по-разному изменяют свой цвет: желтые предметы кажутся зеленоватыми, оранжевые — грязно-красными и так до фиолетового включительно; синий цвет не меняет окраски и при удалении остается также синим, только тон его постепенно сгущается; зеленая окраска при удалении показывает все переходы к синему цвету. То же самое происходит и с фиолетовой окраской, которая при удалении исчезает быстрее других. Белая окраска менее всего стушевывается. Поэтому белые предметы, особенно на темном фоне, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. При значительном удалении белая окраска кажется не синеватой, а желтоватой, часто с оранжевым оттенком.

Восприятие человеком пространства неизбежно связано с ощущением световоздушной среды, никогда не бывающей полностью прозрачной, чистота которой величина переменная и зависящая от множества факторов, прозрачность которой уменьшается с увеличением толщины воздушного слоя. Я всегда думал, почему мне нравится пейзажная живопись. Оказывается, из- за ощущения большого пространства в пейзажах.

Для передачи состояния световоздушной среды служат линейная, воздушная и цветовая перспективы.

По мере удаления от нас предметы теряют резкость своих очертаний и изменяют свою светлоту. При этом темные предметы по мере удаления становятся светлее, а светлые, наоборот, темнее. Учитывая законы воздушной перспективы, художник создает иллюзию глубины пространства и передает световоздушную среду.

Существует несколько правил воздушной перспективы, придерживаясь которых, можно достоверно отобразить световоздушную среду в пейзаже:

Предметы, которые имеют одинаковые контурную и объемную формы и одинаковые цвета, кажутся тем более удаленными, чем больше расплываются их контуры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщены их цвета. В пейзаже, где хорошо выявлено пространство с помощью закономерностей воздушной перспективы, изображение выглядит многоплановым. Прозрачность среды, чистый воздух, солнечный свет передается в каждом плане по-разному. На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.

Сделать картину воздушной, глубокой, передать объем и световоздушное пространство можно умело пользуясь постепенным уменьшением насыщенности цвета, деталировки и резкости предметов от переднего плана к дальним. В случаях, когда воздух чист и нет естественной природной дымки, глубину резкости изображаемого пространства изображают таким образом, чтобы на картине четкими получились предметы первого, иногда второго плана, а все остальное должно постепенно расплываться.

Большое значение для передачи световоздушной среды, имеет характер освещения.В живописи освещением называют распределение света на картине.

При фронтальном освещении (источник света расположен спереди картины) все предметы будут ярко и равномерно освещены, воздушная дымка также вся пронизана светом, она легка и прозрачна.

Боковое освещение, солнце невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой.

Оттенки световоздушной среды будут иметь окраску в зависимости от состояния погоды, времени дня и года, местности, которую изображает художник.

Источник

Световоздушная перспектива

Передача перспективы представляет собой одну из существенных задач живописной техники. Изучение законов перспективы дает объективное основание для способов изображения на картинной плоскости трехмерных предметов, размещенных в пространстве. Следует различать перспективу линейную, воздушную и световую.

Линейная перспектива основана на видимом изменении величины различно удаленных предметов. По ее правилам вблизи предметы изображаются большими, вдали — малыми. Линейная перспектива выполняется посредством линий контура, очертаний.

Она имеет определенные геометрические способы изображения, изучаемые в начертательной геометрии, в которой способы перспективы рассматриваются как графический метод центральных проекций. Законы линейной перспективы хорошо изложены в многочисленных руководствах.

Здесь вопросы линейной перспективы опущены, но излагаются основные правила воздушной и световой перспективы.

Воздушная перспектива заключается в том, что по мере удаления предмета и погружения его в воздушную среду изменяются его внешние черты.

Так, очертания предметов под влиянием воздушной среды теряют четкость, ясность, приобретают мягкий, расплывчатый характер. По мере уплотнения воздушной среды и повышения насыщенности ее парами, пылью или дымом происходит более быстрое помутнение воздуха и более заметное изменение очертаний. В туманный день уже на небольшом расстоянии трудно различать отдельные предметы. В пыльном или задымленном воздухе исчезают ясные границы фигур. Напротив, чем прозрачнее, чище воздух, тем меньше изменяются очертания; высокогорный воздух, например, поражает обманчивостью резких очертаний далеких гор, из-за чего в горах часто бывает трудно зрительно определять расстояние.

На основании этих закономерностей устанавливаются правила воздушной перспективы для очертаний предметов. Фигура с резкими очертаниями воспринимается близко стоящей; фигура с мягкими очертаниями воспринимается отдаленной.

Цвет предметов по мере погружения в воздушную среду изменяется очень своеобразно. Все цвета на расстоянии меркнут, приобретают голубой оттенок. Цветовое различие смягчается, все цвета обобщаются в один голубовато-синий тон далеких планов. Раньше всех теряются из виду синие, зеленые краски, сливаясь с голубыми далями. Позже исчезают желтые, оранжевые и, наконец, красные. Последние, будучи ярко освещены, чувствуются на большом расстоянии.

Черные предметы на расстоянии окутываются голубым воздухом, кажутся синими. Рассеянные в воздухе голубые лучи дневного света застилают темный предмет, так как свет, отражаемый его поверхностью, очень слаб. Светлые предметы, особенно белые, заметны издалека. Их отраженный свет проникает сквозь воздушный слой на большое расстояние. Светлые предметы на далеких перспективных планах теряют в некоторой степени светлоту и в силу рассеивания света приобретают теплый оттенок.

Светотеневые контрасты, резкие на переднем плане, постепенно смягчаются и на большом расстоянии сливаются в один общий тон. Чем контрастнее светотень в изображении, тем более предмет выходит на передний план; чем мягче контраст, тем изображение больше уходит вдаль. Благодаря тому, что светотень предметов стирается, светотеневой контраст растворяется в воздухе, предметы на расстоянии теряют объемность, рельефность, приобретают силуэтные, плоскостные черты.

Фактура и мелкие детали поглощаются, скрадываются воздушным слоем. Предмет на расстоянии приобретает более обобщенный характер. Фактура материала, осязательная предметность формы, ее видимая массивность по законам воздушной перспективы уступают место обобщенному призрачному и плоскому силуэту.

Итак, правильная характеристика изменения окраски светотеневого контраста и очертания предметов в воздушной среде есть средство изображения воздушной перспективы.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Световая перспектива характеризует расстояние предметов от источника света. Она возникает в условиях неравномерного освещения. Днем, при одинаковой силе света на всем видимом пространстве, явления световой перспективы незаметны. Но утром, например, когда с востока приходит день, а на запад уходит ночь, предметы на востоке — светлее, на западе — темнее. В изображении утреннего пейзажа, видимого на востоке, предметы переднего плана приходится делать темными, предметы далеких планов — более сильными, на горизонте — совершенно яркими, сколько позволят возможности красок. В пейзаже, видимом на западе, предметы переднего плана будут светлыми, вдали — погруженными во мрак уходящей ночи.

Что такое световоздушная среда. Смотреть фото Что такое световоздушная среда. Смотреть картинку Что такое световоздушная среда. Картинка про Что такое световоздушная среда. Фото Что такое световоздушная среда

Влияние воздушной и световой перспективы на цвет предметов. Фрагмент картины Ф. А. Васильева «После дождя». Вечерний воздух, освещенный заходящим солнцем, придает дальним планам не голубую, а желтую окраску. Собственные цвета переднего плана в сопоставлении с обусловленными цветами дальних планов передают перспективу степных просторов.

При искусственном свете предметы, близкие к источнику света, как известно, значительно ярче, чем удаленные от него. Когда при искусственном освещении изображается интерьер и нужно передать расстановку предметов в пространстве, наиболее важным средством для передачи пространства служит яркость бликов. Степень яркости предмета определяет его координаты по отношению к источнику света и тем самым характеризует положение в пространстве.

Если свет идет на нас, то фон делается светлым и светлое удаляется, а темное выходит на передний план, как мы это наблюдали утром, глядя на восток или из темной комнаты в светлую.

Если свет идет от нас, то фон становится темным и все светлое будет выступать, а темное отходить на дальний план, как это бывает утром при взгляде на запад или ночью у фонаря. Хорошим примером световой перспективы в интерьере может служить картина П. А. Федотова «Сватовство майора».

Что такое световоздушная среда. Смотреть фото Что такое световоздушная среда. Смотреть картинку Что такое световоздушная среда. Картинка про Что такое световоздушная среда. Фото Что такое световоздушная среда

Цвета, холодные сами по себе, не имеют свойства удаляться, а теплые выступать, как иногда утверждают, ссылаясь на то, что на дальнем плане преобладают холодные, а на переднем теплые тона. По большей части это так и бывает, но голубые цвета удаляются, а желто-оранжевые выступают не потому, что они имеют такой оттенок, а потому, что холодные тона в противоположность теплым преобладают на расстоянии и оставляют привычное впечатление дали.

В природе мы можем наблюдать примеры, когда холодные цвета выступают на передний план, а цвета теплые уходят вглубь. Например, на закате солнца все дальние планы приобретают огненно-красный цвет, а предметы переднего плана — холодно-синие цвета. В условиях вечернего света теплые тона уходят вдаль, холодные цвета выступают вперед.

Таким образом, закономерные изменения очертаний, светлоты и окраски предметов являются важными живописными координатами в изображении перспективы.

Что такое световоздушная среда. Смотреть фото Что такое световоздушная среда. Смотреть картинку Что такое световоздушная среда. Картинка про Что такое световоздушная среда. Фото Что такое световоздушная среда

Воздушная перспектива. Акварель А. П. Брюллова «Рим». Пример изображения архитектурных сооружений в мелком масштабе приемами передачи далеких перспективных планов. Резкие на близком расстоянии очертания предметов смягчаются, собственные цвета переходят в обусловленные, светотеневые контрасты стираются, осязаемая предметность сменяется воздушной призрачностью.

Источник

Что такое световоздушная среда

Что такое световоздушная среда. Смотреть фото Что такое световоздушная среда. Смотреть картинку Что такое световоздушная среда. Картинка про Что такое световоздушная среда. Фото Что такое световоздушная среда

Что такое световоздушная среда. Смотреть фото Что такое световоздушная среда. Смотреть картинку Что такое световоздушная среда. Картинка про Что такое световоздушная среда. Фото Что такое световоздушная среда

Живопись Маслом |Курсы рисунка и живописи онлайн запись закреплена

Что такое световоздушная среда. Смотреть фото Что такое световоздушная среда. Смотреть картинку Что такое световоздушная среда. Картинка про Что такое световоздушная среда. Фото Что такое световоздушная средаСВЕТОВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА Что такое световоздушная среда. Смотреть фото Что такое световоздушная среда. Смотреть картинку Что такое световоздушная среда. Картинка про Что такое световоздушная среда. Фото Что такое световоздушная среда

Смысл заключается в следующем:

Чем дальше от нас предмет, тем больше воздуха между нами и предметом. А воздух не идеально прозрачный. Он имеет плотность. Влажность. В прямом смысле слова, в воздухе летают мельчайшие капли воды… И, как маленькие зеркала, переотражают в себе цвет неба, воды и земли.

Очертания предметов, которые дальше от нас, теряют четкость, ясность, приобретают мягкий, расплывчатый характер. Чем выше влажность, тем сильнее помутнение воздуха и более заметное изменение очертаний. В туманный день уже на небольшом расстоянии трудно различать отдельные предметы.

То же самое происходит в пыльном или задымленном воздухе.
Все цвета на расстоянии становятся менее цветными.
Черные предметы на расстоянии окутываются голубым воздухом, кажутся синими. Переотражённые во влажности воздуха оттенки голубого неба застилают темный предмет.
Светлые предметы, особенно белые, заметны издалека. Их отраженный свет проникает сквозь воздушный слой на большое расстояние.

Светотеневые контрасты, резкие на переднем плане, постепенно смягчаются и на большом расстоянии сливаются в один общий тон.

На новом совместном курсе Георгия Харченко и Надежды Ильиной вы досконально изучите законы световоздушной перспективы и потренируетесь на разных пейзажах. Хотите уверенно писать пейзаж любой сложности? Пройдите предрегистрацию, чтобы обучаться на самых выгодных условиях
Что такое световоздушная среда. Смотреть фото Что такое световоздушная среда. Смотреть картинку Что такое световоздушная среда. Картинка про Что такое световоздушная среда. Фото Что такое световоздушная средаhttps://vk.com/app5898182_-135180102#s=604261

Источник

План-конспект теоретической части занятия по теме: «Средства передачи световоздушной среды в пейзаже»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа при учреждениях

уголовно-исполнительной системы».

(Территориальное структурное подразделение г.Мариинск

План-конспект теоретической части занятия

по теме: «Средства передачи световоздушной среды в пейзаже»

педагог дополнительного образования

Каждый вид изобразительного искусства имеет свои средства и приемы для создания художественного образа, в том числе и пейзажная живопись. В природе все взаимосвязано и все зависит одно от другого. И не существует отдельно синее небо, отдельно зеленая трава. Если в ясный солнечный день мы внимательно присмотримся к окружающим предметам, то откроем для себя неисчислимое богатство отражений, названных в живописи рефлексами.

Благодаря рефлексам возникает светоцветовая взаимосвязь между небом, землёй и световоздушной средой в целом, и предметами их наполняющими.

Основа материальной жизни – свет. Свет обнаруживает внешние черты предмета. Благодаря свету можно уловить его очертания, трехмерную рельефность, его собственный цвет, осязаемую фактуру. На свету можно подробно и обстоятельно изучать предмет в целом и деталях.

Всё создано посредством света и находится в свете, в световоздушной среде. Поэтому, художнику-пейзажисту, чтобы добиться жизненной правды в своих произведениях, очень важно знать и понимать законы световоздушной среды, и их влияние на принципы, методы и приёмы изобразительного искусства.

Световоздушная среда– это заполнение пространства живописного полотна изображением различных атмосферных состояний природы (туман, дождь, снег, солнечный свет).

Коротковолновые лучи (фиолетовые, синие и голубые) рассеиваются сильнее, чем длинноволновые (оранжевые, красные). В результате в рассеянном свете преобладают коротковолновые лучи, которые и сообщают воздуху синюю и голубую окраску. Поэтому и небо кажется нам голубым, а по мере приближения к горизонту оно становится светлее.

На открытом воздухе предметы, расположенные вдали от нас, просматриваясь сквозь воздушную дымку, имеют менее резкие очертания и кажутся более светлыми, чем предметы, находящиеся ближе к нам. Особенно это заметно при тумане, измороси, в дыму и т. д. Если предметы изображены в дымке и имеют нечеткие очертания, у нас создается впечатление, что они расположены дальше тех предметов, которые видны более ясно. Загрязненность и замутненность воздуха не только смягчает границы удаленных предметов, она изменяет светлоту их поверхности. Это объясняется тем, что свет, проходя сквозь мощную толщу воздуха, рассеивается во все стороны. Образуется светлая завеса, которая прикрывает собой темные предметы и тени, делая их светлее.

Краски пейзажа наиболее чисты и сочны только в непосредственной близости. При отдалении же синева воздуха накладывает на них свой голубоватый отпечаток и значительно стушевывает их.

Под влиянием воздушной перспективы разноокрашенные предметы по-разному изменяют свой цвет: желтые предметы кажутся зеленоватыми, оранжевые — грязно-красными и так до фиолетового включительно; синий цвет не меняет окраски и при удалении остается также синим, только тон его постепенно сгущается; зеленая окраска при удалении показывает все переходы к синему цвету. То же самое происходит и с фиолетовой окраской, которая при удалении исчезает быстрее других. Белая окраска менее всего стушевывается. Поэтому белые предметы, особенно на темном фоне, кажутся ближе, чем они есть на самом деле. При значительном удалении белая окраска кажется не синеватой, а желтоватой, часто с оранжевым оттенком.

Восприятие человеком пространства неизбежно связано с ощущением световоздушной среды, никогда не бывающей полностью прозрачной, чистота которой величина переменная и зависящая от множества факторов, прозрачность которой уменьшается с увеличением толщины воздушного слоя. Я всегда думал, почему мне нравится пейзажная живопись. Оказывается, из- за ощущения большого пространства в пейзажах.

Для передачи состояния световоздушной среды служат линейная, воздушная и цветовая перспективы.

По мере удаления от нас предметы теряют резкость своих очертаний и изменяют свою светлоту. При этом темные предметы по мере удаления становятся светлее, а светлые, наоборот, темнее. Учитывая законы воздушной перспективы, художник создает иллюзию глубины пространства и передает световоздушную среду.

Существует несколько правил воздушной перспективы, придерживаясь которых, можно достоверно отобразить световоздушную среду в пейзаже:

Предметы, которые имеют одинаковые контурную и объемную формы и одинаковые цвета, кажутся тем более удаленными, чем больше расплываются их контуры, чем менее четко они различаются глазом, чем менее насыщены их цвета. В пейзаже, где хорошо выявлено пространство с помощью закономерностей воздушной перспективы, изображение выглядит многоплановым. Прозрачность среды, чистый воздух, солнечный свет передается в каждом плане по-разному. На переднем плане все предметы воспринимаются наиболее объёмно, их светотень и окраска наиболее контрастны. На втором – всё это несколько смягчается, на третьем – сливается в воздушной дымке.

Сделать картину воздушной, глубокой, передать объем и световоздушное пространство можно умело пользуясь постепенным уменьшением насыщенности цвета, деталировки и резкости предметов от переднего плана к дальним. В случаях, когда воздух чист и нет естественной природной дымки, глубину резкости изображаемого пространства изображают таким образом, чтобы на картине четкими получились предметы первого, иногда второго плана, а все остальное должно постепенно расплываться.

Большое значение для передачи световоздушной среды, имеет характер освещения. В живописи освещением называют распределение света на картине.

При фронтальном освещении (источник света расположен спереди картины) все предметы будут ярко и равномерно освещены, воздушная дымка также вся пронизана светом, она легка и прозрачна.

Боковое освещение, солнце невысоко над горизонтом и его лучи скользят по поверхности земли, контуры предметов выявляются нечетко, все словно окутано дымкой.

Оттенки световоздушной среды будут иметь окраску в зависимости от состояния погоды, времени дня и года, местности, которую изображает художник.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *