Что такое световые явления в физике для 7 класс

Световые явления в физике, их примеры и краткая терминология

Содержание:

Оптика – раздел физики, изучающий свет, световые явления – процессы, связанные с распространением электромагнитных волн видимого для человека частотного диапазона. Наш глаз воспринимает свет с длиной волны 400-760 ± 20 нм. Рассмотрим распространённые световые явления, примеры таких в природе, быту. Кратко объясним причины их возникновения.

Что собой представляют световые явления в физике

Процессы, связанные с распространением видимого света в вакууме или веществе (газ, прозрачная для света материя, например, стекло), относятся к световым. Карандаш, который кажется сломанным после опускания в стакан, наполовину заполненный водой; увеличивающиеся и искажающиеся лица при взгляде в кривые зеркала; образовавшаяся радуга – явления, досконально изученные оптикой. Ниже – примеры распространённых световых явлений в физике.

Трава зелёная, потому что в ней есть вещество хлорофилл, которое из видимого спектра поглощает все электромагнитные волны, кроме зелёных. Отражаясь, они становятся восприимчивы человеческим зрением.

Второй аспект – спектральный состав лучей, освещающих объект. Смотрели на привычный мир через цветовые фильтры или разноцветные стёкла? Цвет окружающих вещей изменяется. Под лучами солнца трава зелёная. Если её осветить жёлтым цветом, она потемнеет: жёлтый свет растением поглотится, а зелёного, который отразится и попадёт на сетчатку глаза, в световом потоке нет.

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Тень и полутень, прямолинейность распространения

В прозрачной однородной среде траектория распространения световых лучей – идеально ровная прямая. Явление объясняет понятие тени, полутени, затмения. Если источник имеет крохотные габариты по отношению к расстоянию от него до освещаемого тела, последнее отбрасывает тень. Крупные источники света или расположенные вблизи с предметом создают тень и полутень.

Преломление и отражение

Преломление световых лучей возникает при переходе света между средами, где свет распространяется с разной скоростью. Отражение – способ взаимодействия электромагнитных волн со средой, вследствие которого волновой фронт отражается в среду, откуда пришёл.

Приборы для управления светом

Линзы – одни из первых оптических приборов, применяющихся для сбора, рассеивания, перенаправления световых пучков. Плоские и кривые зеркала (гиперболические, параболические) – отполированные поверхности с коэффициентом отражения

90%. Отражают находящиеся перед ними предметы.

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Примеры световых явлений в природе

Кроме искусственных в природе полно естественных световых явлений. Они возникают в космосе, атмосфере планеты. Свет излучают и отражают даже живые организмы.

Многие животные излучают видимый для человеческого глаза свет: светлячки, биолюминесцентные бактерии, медузы, рыба-фонарик, сверкающие кальмары.

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Явление возникает благодаря биолюминесценции – самостоятельному или возникающему вследствие деятельности симбионтов.

Источник

Презентация по физике на тему «Световые явления»

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

Источники света. Распространение света.

Источники света Естественные искусственные тепловые люминесцирующие

Линии, вдоль которых распространяется свет, называют световыми лучами.

Закон прямолинейного распространения света. Свет в однородной прозрачной среде распространяется прямолинейно.

Закон прямолинейного распространения света был впервые сформулирован Евклидом в III в. до н.э. Древние греки и египтяне использовали закон прямолинейного распространения света для установления колонн по одной прямой. Колонны располагались так, чтобы из-за ближайшей к глазу колонны не были видны все остальные.

Образование тени Тень – это та область пространства, в которую не попадает свет от источника.

Образование тени и полутени Полутень – это та область, в которую попадает свет от части источника света.

Во время ленного затмения Луна попадает в конус тени, отбрасываемой Землей. Если вся Луна находится в области полной тени от Земли, наблюдается полное лунное затмение. Если Луна погружена в тень не вся, то наблюдается частичное лунное затмение. Лунное затмение

Солнечное затмение Солнечное затмение возникает тогда, когда Луна при своем движении вокруг Земли полностью или частично закрывает Солнце. Во время солнечного затмения тень от Луны падает на Землю. В тех местах Земли, куда упала тень, будет наблюдаться полное затмение Солнца. В местах полутени только часть Солнца будет закрыта Луной, т.е. произойдет частичное затмение Солнца. В остальных местах Земли затмения не будет.

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Номер материала: ДБ-141929

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах

Время чтения: 1 минута

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Онлайн-конференция о профориентации и перспективах рынка труда

Время чтения: 3 минуты

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Время чтения: 2 минуты

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Световые явления. Свойства света

Цель работы – изучить световые явления и свойства света на опытах, рассмотреть три основных свойства света: прямолинейность распространения, отражение и преломление света в разных по плотности средах.

Задачи:

Актуальность

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся со световыми явлениями и их различными свойствами, работа многих современных механизмов и приборов также связана со свойствами света. Световые явления стали неотъемлемой частью жизни людей, поэтому их изучение актуально.

Приведённые ниже опыты объясняют такие свойства света, как прямолинейность распространения, отражение и преломление света.

Для провидения и описания опытов использовано 13-е стереотипное издание учебника А. В. Перышкина «Физика. 8 класс.» (Дрофа, 2010)

Техника безопасности

Электрические приборы, задействованные в опыте, полностью исправны, напряжение на них не превышает 1.5 В.

Оборудование устойчиво размещено на столе, рабочий порядок соблюдён.

По окончанию проведения опытов электрические приборы выключены, оборудование убрано.

Опыт 1. Прямолинейное распространение света. (стр. 149, рис. 120), (стр.149, рис. 121)

Цель опыта – доказать прямолинейность распространения световых лучей в пространстве на наглядном примере.

Прямолинейное распространение света – его свойство, с которым мы встречаемся наиболее часто. При прямолинейном распространении энергия от источника света направляется к любому предмету по прямым линиям (световым лучам), не огибая его. Этим явлением можно объяснить существование теней. Но кроме теней существуют еще и полутени, частично освещённые области. Чтобы увидеть, при каких условиях образуются тени и полутени и как при этом распространяется свет, проведём опыт.

Оборудование: непрозрачная сфера (на нити), лист бумаги, точечный источник света (карманный фонарь), непрозрачная сфера (на нити) меньше размером, для которой источник света не будет являться точечным, лист бумаги, штатив для закрепления сфер.

Ход опыта

Образование тени

Мы видим, что результатом эксперимента стала равномерная тень. Предположим, что свет распространялся прямолинейно, тогда образование тени можно легко объяснить: свет, идущий от точечного источника по световому лучу, касающийся крайних точек сферы продолжил идти по прямой линии и за сферой, из-за чего на листе пространство за сферой не освещено.

Предположим, что свет распространялся по кривым линиям. В этом случае лучи света, искривляясь, попали бы и за сферу. Тени бы мы не увидели, но в результате проведения опыта тень появилась.

Теперь рассмотрим случай, при котором образуется полутень.

Образование тени и полутени

В этот раз результаты эксперимента – тень и полутень. Как образовалась тень уже известно из примера выше. Теперь, чтобы показать, что образование полутени не противоречит гипотезе о прямолинейном распространении света, необходимо пояснить это явление.
В этом опыте мы взяли источник света, не являющийся точечным, то есть состоящий из множества точек, по отношению к сфере, каждая из которых испускает свет во всех направлениях. Рассмотрим самую верхнюю точку источника света и световой луч, исходящий из неё к самой нижней точке сферы. Если пронаблюдать за движением луча за сферой до листа, то мы заметим, что он попадает на границу света и полутени. Лучи из подобных точек, идущие в таком направлении (от точки источника света к противоположной точке освещаемого предмета) и создают полутень. Но если рассматривать направление светового луча из выше обозначенной точки к верхней точке сферы, то будет отлично видно, как луч попадает в область полутени.

Из этого опыта мы видим, что образование полутени не противоречит прямолинейному распространению света.

Вывод

С помощью этого опыта я доказала, что свет распространяется прямолинейно, образование тени и полутени доказывает прямолинейность его распространения.

Явление в жизни

Прямолинейность распространения света широко применяется на практике. Самым простым примером является обыкновенный фонарь. Также это свойство света используется во всех устройствах, в составе которых есть лазеры: лазерные дальномеры, приспособления для резки металла, лазерные указки.

В природе свойство встречается повсеместно. Например, свет, проникающий через просветы в кроне дерева, образует хорошо различимую прямую линию, проходящую сквозь тень. Конечно, если говорить о больших масштабах, стоит упомянуть о солнечном затмении, когда луна отбрасывает тень на землю, из-за чего солнце с земли (естественно, речь идет о затененном ее участке) не видно. Если бы свет распространялся не прямолинейно, этого необычного явления не существовало бы.

Ссылка на видео проведения опыта: https://www.dropbox.com/s/eu0r135b5o2cx9b/VID_20170517_222801.mp4?dl=0

Опыт 2. Закон отражения света. (с.154, рис. 129)

Цель опыта – доказать, что угол падения луча равен углу его отражения.

Отражение света также является важнейшим его свойством. Именно благодаря отражённому свету, который улавливается человеческим глазом, мы можем видеть какие-либо объекты.

По закону отражения света, лучи, падающий и отражённый, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведённым к границе раздела двух сред в точке падения луча; угол падения равен углу отражения. Проверим, равны ли данные углы, на опыте, где в качестве отражающей поверхности возьмём плоское зеркало.

Оборудование: специальный прибор, представляющий собой диск с нанесённой круговой шкалой, укреплённый на подставке, в центре диска находится небольшое плоское зеркало, расположенное горизонтально (такой прибор можно изготовить в домашних условиях, используя вместо диска с круговой шкалой транспортир.), источник света – осветитель, прикреплённый к краю диска или лазерная указка, лист для нанесения измерений.

Ход опыта

Результаты опыта в первом случае:

Из опыта видно, что угол падения светового луча равен углу его отражения. Свет, попадая на зеркальную поверхность, отражается от неё под тем же углом.

Вывод

С помощью опыта и проведённых измерений я доказала, что при отражении света угол его падения равен углу отражения.

Явление в жизни

С этим явлением мы встречаемся повсеместно, так как воспринимаем глазом отражённый от предметов свет. Ярким видимым примером в природе могут служить блики яркого отражённого света на воде и на других поверхностях с хорошей отражательной способностью (поверхность поглощает меньше света чем отражает). Также, следует вспомнить солнечные зайчики, которые может пускать с помощью зеркала каждый ребёнок. Они не что иное, как отражённый от зеркала луч света.

Человек использует закон отражения света в таких приборах, как перископ, зеркальный отражатель света (к примеру, отражатель на велосипедах).

Кстати, с помощью отражения света от зеркала фокусники создавали многие иллюзии, например, иллюзию «Летающая голова». Человек помещался в ящик среди декораций так, что из ящика была видна только его голова. Стенки ящика закрывали наклонённые к декорациям зеркала, отражение от которых не давало увидеть ящик и казалось, что под головой ничего нет и она висит в воздухе. Зрелище необычное и пугающее. Фокусы с отражением имели место и в театрах, когда на сцене нужно было показать призрака. Зеркала «затуманивали» и наклоняли так, чтобы отражённый свет из ниши за сценой был виден в зрительном зале. В нише уже появлялся актёр, играющий призрака.

Ссылка на видео проведения опыта: https://www.dropbox.com/s/hysbxxeflb7n5zn/VID_20170517_222039.mp4?dl=0

Опыт 3. Преломление света. (стр. 159, рис. 139)

Цель опыта — доказать, что отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред; доказать, что угол падения светового луча (≠ 0°), идущего из менее плотной среды в более плотную, больше угла его преломления.

В жизни мы часто встречаемся с преломлением света. Например, кладя в прозрачный стакан с водой совершенно прямую ложку мы видим, что её изображение изгибается на границе двух сред (воздуха и воды), хотя на самом деле ложка остаётся прямой.

Чтобы получше рассмотреть это явление, понять, почему оно происходит и доказать закон преломления света (лучи, падающий и преломлённый, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведённым к границе раздела двух сред в точке падения луча; отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух сред) на примере, проведём опыт.

Оборудование: две среды разной плотности (воздух, вода), прозрачная тара для воды, источник света (лазерная указка), лист бумаги.

Ход опыта

Предположим, что световые лучи, проходя через среды разной плотности, испытывали преломление. При этом углы падения и преломления не могут быть равны, а отношения синусов этих углов не равны одному. Если преломления не произошло, то есть свет перешёл из одной среды в другую, не меняя своё направление, то данные углы будут равными (отношение синусов равных углов равно одному). Чтобы подтвердить или опровергнуть предположение, рассмотрим результаты опыта.

Источник

Что такое световые явления в физике для 7 класс

Свет – это один из нескольких видов излучения. Его источником может быть Солнце, лампа или иное раскаленное тело. Свет проникает сквозь прозрачную воду, воздух или стекло. От большинства других, особенно блестящих как зеркало материалов он отражается. Благодаря свету мы можем видеть и общаться между собой.

Солнце и горящие лампы, экран телевизора или просто открытый огонь светятся своим собственным светом. А большинство окружающих нас предметов, света не излучают и видим мы их только благодаря тому, что они свет отражают и он попадает нам в глаза. Предметы белого цвета отражают света больше, а потому и выглядят ярче. Черный цвет почти полностью свет поглощает и не отражает его совсем. От зеркала свет без потерь и искажений отражается полностью, поэтому глядя в него наши глаза, видят в нем наше отражение.

Обычно распространение света идет по прямым линиям, но если на его пути есть преграда, через которую он не проходит, то за ней образуется тень. Когда свет попадает в прозрачную среду, как вода или стекло не под углом 90 градусов то меняет свое направление. Это явление называют рефракцией или преломлением. Это объясняется меньшей, чем в воздухе, скоростью распространения света в них. Именно поэтому соломинка в стакане с прозрачным напитком выглядит надломленной.

Белый свет представляет собой смесь всех цветов спектра. Спектром – это все составляющие света, которые можно увидеть, пропустив белый свет через призму (четырехгранный треугольный стеклянный брусок). Все составляющие цвета преломляются в призме под разным углом и набор этих цветов (спектр) становится виден.

Свет являет собой совокупность сверх коротких волн, расходящихся от источника подобно волнам воды расходящихся по ее поверхности от брошенного камня. Расстояние от вершины одной волны до другой называют длиной волны. У света эти расстояния ничтожно малы: более 2000 волн умещаются на булавочной головке. Свет разных цветов и длину волны имеет разную. Самые длинные волны красного света. А самые короткие – фиолетового.

Источник

Проект по физике на тему «Световые явления» (7 класс)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«СОШ №21- ОЦ «Дай 5» г. Альметьевск

ПРОЕКТНАЯ
РАБОТА ПО ФИЗИКЕ

Тема: «Световые явления»

Проектные работы на тему: «Световые явления»

Цель урока : обобщить знания по теме: «Световые явления» на примерах оптических приборов.

Развивающая: создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, сравнивать, выделять главное в объёме информации, делать выводы.

Воспитательная : способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся.

Тип урока: урок повторения и обобщения изученного материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: мультимедиа сопровождение, самодельные приборы.

Подготовка: С учетом своих интересов учащиеся в течение недели работали над проектами по темам: «Калейдоскоп», «Перископ», «Бинокль», «3 D-голограмма».

План работы над проектом:

Подготовка выступления о физической сущности прибора.

Защита проекта в виде презентации.

1. Организационный этап: учащиеся рассаживаются по группам. На столе у каждой группы находятся приборы и материалы.

2. Вводно- мотивационный этап: На сегодняшнем уроке мы с помощью физических знаний попытаемся раскрыть тайны оптических явлений. Но с начала вспомним, с какими основными законами оптики мы знакомы.

Фронтальная работа с классом по вопросам:

Предполагаемые ответы учащихся: видимое излучение.

2). Что называется световым лучом?

Предполагаемые ответы учащихся: линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света

3). Какому закону подчиняется распространение света в однородной прозрачной среде?

Предполагаемые ответы учащихся: прямолинейному закону

4). Что такое: а) угол падения?

Предполагаемые ответы учащихся: угол, образовавшийся между падающим лучом и перпендикуляром

Предполагаемые ответы учащихся: угол, образовавшийся между отраженным лучом и перпендикуляром

5). Как читается закон отражения света?

Предполагаемые ответы учащихся: луч, падающий и отраженный, лежат в одной плоскости с перпендикуляром, проведенным к границе раздела двух сред в точке падения луча. Угол падения равен углу отражения

6). Какое определение вы дадите плоскому зеркалу?

Предполагаемые ответы учащихся: плоская поверхность, зеркально отражающая свет

7). Каковы характеристики изображения даваемого плоским зеркалом?

Предполагаемые ответы учащихся: мнимое, равное, симметричное

Сегодня наши знания помогут нам раскрыть тайны оптических явлений на приборах. У нас 4 группы, которые выбрали и подготовили проекты о них.

История создания калейдоскопа. Калейдоскоп был изобретен в 1817 году шотландским физиком Давидом Брюстером (1781-1868) и в начале своего существования не считался игрушкой.

Калейдоскопом сразу увлеклась вся Западная Европа. Быстро о нем узнали и в России. А когда его превратили в игрушку для детей, взрослые как-то к нему охладели. Детей же больше интересовали не красивые узоры, а вопрос: «Что там внутри?» И обычно, чтобы удовлетворить свое любопытство, калейдоскоп вскрывали, разбирали и разочарованные неприглядными осколками выбрасывали их…

Каждая картинка в калейдоскопе, в своем роде неповторимая и мимолетная, завораживала и детей и взрослых. Уже один только легкий поворот габаритной трубы длиной до 2 м разрушал видимую картинку навсегда – и тут же создавал совершенно новую и неповторимую.

Оригинальный вариант калейдоскопа был внедрен инженером-изобретателем К. Петкунасом на ковровой фабрике. В нем узоры могли создаваться не только прозрачными цветными кусочками стекла, но и мелкими камешками, цепочками, кольцами и т. п. Для этого конец трубки был сделан из прозрачного органического стекла, а ее торец закрыт непрозрачным кружком. Мелкие предметы для создания узоров теперь освещались только боковым светом и хорошо отражались зеркалами трехгранной призмы. Узоры получались еще разнообразнее и оригинальнее.

Изображение в плоском зеркале мнимое («за зеркалом»), прямое (неперевернутое), в натуральную величину и расположено симметрично источнику относительно плоскости зеркала.

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Рис.3 Принцип отражения плоского зеркала.

Большинство зеркал изготавливается из очень гладкого стекла, покрытого с обратной стороны
тонким слоем хорошо отражающего металла, поэтому практически весь падающий на зеркало свет отражается в одном направлении. Любые другие гладкие поверхности (полированные, лакированные, спокойная водная поверхность) тоже могут дать зеркальное отражение.
Если гладкая поверхность еще и прозрачная, то лишь небольшая часть света отразится, и изображение не будет столь ярким.

Внутри калейдоскоп может стоять от 2-3-х зеркал до 4-х или более. Различное взаимное расположение зеркал позволяет получить разное количество дублированных изображений одного предмета: при углах между зеркалами в 45° — 8 изображений, при 60° — 6 изображений, при 90° — 4 изображения. В качестве наполнителя используются бусинки, стеклышки, кусочки бумаги, перышки и т.д.. Узоры в калейдоскопе практически никогда не повторяются. Как сказано в известной книге Я.И. Перельмана, если у вас есть калейдоскоп с 20 стеклышками, и вы будете поворачивать его 10 раз в минуту, то вам понадобится 500 000 миллионов лет,
чтобы просмотреть все узоры.

Результаты работы. Для создания калейдоскопа необходимо было собрать трехгранную призму. При этом грани должны были быть равными. Мы взяли стекло с шириной 24 см и длиной 65 см. При сборке призмы, между гранями получается угол в 60 градусов, поэтому в калейдоскопе будет 6 отражений. Работа проводилась по алгоритму:

Для создания калейдоскопа были взяты три обычных стекла.

Стекла окрашивали краской (рис.)

Собрана стеклянная призма, которую поместили в картонный цилиндр (рис.).

Из прозрачного плексигласа сделали узорную камеру, поместив внутрь различные предметы (рис).

Спасибо за выступление! Молодцы!

Учитель: А сейчас заслушаем выступление ребят с проектом № 2 “Перископ”.

«Нам надо непременно хоть одним глазком увидеть, что творится за этим высоким забором», применив длинную пластмассовую трубку и два плоских зеркальца?

Предполагаемые ответы учащихся: Речь пойдёт об оптическом приборе- перископе. Перископ работает на явлении отражения света от двух плоских зеркал, меняет ход лучей и делает видимыми скрытые какой-либо преградой объекты.

Перископы, история создания. Основываясь на законах прямолинейного распространения света и законе отражения света, можно изготовить перископ.

Перископ (от греческого periskopeo – смотрю вокруг, осматриваю), оптический прибор для наблюдений из укрытий (окопов, блиндажей), из танков, подводных лодок.

Перископ для подводной лодки необходим в такой же мере, как человеку глаза. С помощью перископа командир ведёт из погружённой лодки наблюдение за обстановкой на поверхности моря. Определяет направление на цель, расстояние до цели, момент торпедного залпа.

Французский ученый Ипполит Мария-Дэви в 1854 году изобрёл зеркальный перископ, состоящий из трубы и двух развернутых под углом 45° зеркал.

Простейшая форма перископа — труба, на обоих концах которой закреплены зеркала, наклоненные относительно оси трубы на 45° для изменения хода световых лучей. В более сложных вариантах для отклонения лучей вместо зеркал используются призмы, а получаемое наблюдателем изображение увеличивается с помощью системы линз. Многие перископы позволяют измерять горизонтальные и вертикальные углы на местности и определять расстояние до наблюдаемых объектов.

Недостатки перископа. Как и любое другое оптическое средство наблюдения, он не пригоден к использованию ночью и при плохой видимости.

Наш перископ. Мы исследовали распространение света в однородной среде – воздухе и убедилась, что

свет распространяется прямолинейно,

отражается от предметов под тем же углом, под каким падает.

Благодаря этому можно изменить направление светового луча на 90 градусов, такое изменение направления используется в перископах.

Сделав перископ с небольшими зеркалами, мы выяснили, что через него проходит небольшое количество света. Предположив, что количество света зависит от величины зеркала (чем оно больше, тем больше света передаёт перископ), мы стали подбирать детали для создания перископа:

Твёрдый картон, хорошо держащий форму;

Зная размеры зеркала – 12,5см*9,5см, рассчитала размеры выкройки для перископа, начертила её на картоне. Так как картон твёрдый, чтобы легче было его сгибать, надрезала места сгибов и линии, по которым нужно вырезать выкройку, ножичком, приклеила зеркала и собрала перископ. Главное, чтобы зеркала были направлены под углом 45 градусов к трубе и навстречу друг другу.

Заключение. Рекомендации тем, кто пожелает создать свой перископ:

Если вы решили сделать перископ, вы на правильном пути.

Исследовав, от чего зависит количество света, передаваемого перископом, мы пришли к такому выводу :

Чтобы было больше света, необходимы большие зеркала и длина трубы не более 50 см.

Твёрдый картон и два зеркала, размером 12,5см на 9,5 см.

Работа доставила нам огромное удовольствие.

Молодцы! Спасибо за работу!

Предоставляю слово ребятам с проектом №3 «Бинокль».

Бинокль. Человеческое любопытство не знает границ. Нам всегда хочется заглянуть в самые далекие уголки нашего мира, в те уголки, до которых нельзя добраться. Именно это желание подтолкнуло человека создать такой оптический прибор как бинокль.
Сегодня разновидностей биноклей огромное количество, от самых простых до таких, которые даруют возможность видеть в темноте и записывать изображение. Устройство бинокля тоже различается в зависимости от оптических систем. Мы попробуем сделать простенький прибор, который позволит сделать первые шаги в наблюдательной астрономии.

Для изготовления понадобится:

Очки. В принципе подойдут любые, но желательно с круглыми линзами и небольшим увеличением.

Две одинаковые лупы. Они должны быть обязательно одинаковые, в противном случае смотреть в бинокль будет некомфортно, т.к., каждая лупа будет давать разное увеличение. Желательно использовать лупы в оправе («часовые») их легче прикрепить к тубусу.

Листы ватмана или другой плотной бумаги.

Как сделать бинокль

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Берем два листа плотной бумаги и окрашиваем их с одной стороны черной краской. Затем скручиваем из них две трубы, скручивать нужно таким образом, чтобы окрашенная сторона оказалась внутри (это исключит засветку при наблюдении). Длина каждой из труб должна быть примерно равна фокусному расстоянию объектива (F).

Прикладываем очки к трубкам и скотчем закрепляем дужки к бумаге.

Изготавливаем трубки для окуляров (они должны быть тоже окрашены с внутренней стороны). Прикрепляем к ним часовые лупы. Окулярные трубки должны входить в объективные с небольшим трением (усилием). Впоследствии при наблюдении, их нужно будет перемещать для наведения резкости самодельного бинокля.

Между трубками объективов вставляем коробок спичек и закрепляем его скотчем.

Прибор готов. Стоит сразу отметить, что изображение в нем будет перевернутое. Если бинокль будет использоваться для наблюдения за звездами, то этот недостаток не играет никакой роли (ведь в космосе нет понятий «верх» и «низ»). Но если использовать прибор для наблюдения за наземными объектами, то следует сделать оборачивающую систему. Делается это добавлением к конструкции еще одной линзы.

На что способен самодельный бинокль. Хоть получившийся прибор не такой сложный (в плане оптической системы), тем не менее, он значительно расширяет возможности наших глаз. Если взглянуть через него на ночное небо, можно увидеть миллионы новых звездочек, которые невооруженным взглядом вообще не видны. Взглянув на юпитер, можно заметить его спутники. Ну конечно же луна приоткроет вам свои тайны.
Также можно наблюдать за пятнами на солнце. Для этого изображение бинокля проецируйте на непрозрачный экран.

Вот таким несложным способом, можно смастерить своими руками простенький бинокль, который возможно положит начало конструированию более сложных приборов.

Молодцы! Спасибо за работу!

Предоставляю слово ребятам с проектом №4 «3 D -голограмма».

Самый настоящий 3D-проектор для получения голографического изображения можно легко сделать своими руками! Причем из подручных средств: своего телефона и коробочки от CD.

Способ элементарный и гениальный. А полученное объемное видео поразит любого взрослого, не говоря уже о детях. Для того чтобы сделать это волшебство вам понадобилось:

— обычная пластиковая коробка от CD (прозрачная);

— миллиметровка или лист в клеточку;

Для начала берем миллиметровую бумагу и чертим на ней трапецию со следующими пропорциями: нижнее основание – 6 см, верхнее основание – 1 см, высота – 3,5 см. Вырезаем.

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть фото Что такое световые явления в физике для 7 класс. Смотреть картинку Что такое световые явления в физике для 7 класс. Картинка про Что такое световые явления в физике для 7 класс. Фото Что такое световые явления в физике для 7 класс

Теперь нужно разобрать коробочку от CD и отломить все бортики. А потом на пластике обвести ручкой трапецию и вырезать ее стеклорезом. Таких трапеций делаем 4 штуки. Когда они будут готовы, полосками скотча (или же суперклеем) скрепляем 4 детали по боковым сторонам. Теперь вам остается только загрузить в телефон специальное видео. Чтобы долго не искать, можете скачать два отличных варианта по следующим ссылкам:

— медузы и прочие фигурки.

4. Рефлексивно-оценочный этап:

Итак, мы сегодня выяснили физическую сущность природных явлений. В этом помогли наши знания по законам отражения и прямолинейного распространения световых лучей.

Сейчас проведём небольшую проверочную работу (тестирование) на повторение законов отражения и прямолинейного распространения света.

1. Какие из перечисленных источников света являются тепловыми источниками?

А. Лампа дневного света.

Г. Лампа накаливания.

2. Что существует реально: световой луч или световой пучок?

В. И световой луч, и световой пучок.

3. Можно ли считать лампу накаливания точечным источником света, если расстояние от неё до предмета 10 м?

4. Угол падения луча света на зеркало 30 0. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

5. Предмет находится на расстоянии 10 см от плоского зеркала. Чему равно расстояние между предметом и его изображением?

А. 20 см. Б. 10 см. В. 30 см. Г. 5 см.

Какие из перечисленных источников света являются люминесцирующими источниками?

А. Луна. В. Светлячок.

Б. Солнце. Г. Лампа дневного света.

Д. Лампа накаливания.

Что используется на чертеже для изображения распространения света: световой луч или световой пучок?

В. И световой луч, и световой пучок.

3. Можно ли считать лампу накаливания точечным источником света, если расстояние от неё до предмета 5 см?

4. Угол падения луча света на зеркало 40 0. Чему равен угол между падающим и отраженным лучами?

5. Предмет находится на расстоянии 20 см от плоского зеркала. Чему равно расстояние между предметом и его изображением?

А. 20 см. Б. 40 см. В. 30 см. Г. 10 см.

Ребята, проверим ответы на тестирование. У кого все ответы правильные, ставьте оценку «5», за 4 правильных ответа- оценка «4», за 3- оценка «3». Молодцы! Все справились с этой работой.

Подведение итогов урока, выставление оценок.

На стволе учитель делает надпись, обозначающая название темы. Ученики должны написать на ветвях название основных входящих в неё понятий, законы, явления и «повесить на ветки» соответствующие им ёлочные игрушки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *