Что такое светская этика конспект
Конспект урока по теме «Что такое светская этика»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Что такое светская этика
урок светской этики
Доронина Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 56
г. Калининграда
Описание слайда:
Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле
Описание слайда:
Основателем этой науки был древнегреческий философ Аристотель, живший в 4 веке до нашей эры.
Описание слайда:
Что изучает этика?
Этика не просто изучает, как ведут себя люди и почему они так поступают, но и помогает разобраться в том, что такое нравственность и каким путем она достигается.
Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способны любить и дружить. Однако, есть и такие, которые лгут, крадут, грубят, обижают слабых.
Как не делать зла? Как сделать жизнь людей лучше? На все эти вопросы помогает ответить этика.
Описание слайда:
Что такое хорошо,
Что такое плохо?
Описание слайда:
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?
(Владимир Маяковский )
Описание слайда:
Описание слайда:
ПЛОХО
ХОРОШО
Давай поиграем? Определи плохо дети поступают или хорошо.
Описание слайда:
Помогать близким людям это …
ПЛОХО
ХОРОШО
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Ухаживать за своими домашними питомцами- это …
ПЛОХО
ХОРОШО
Описание слайда:
Закатывать истерики, кричать на других, капризничать, огрызаться с учителем и одноклассниками – это …
ПЛОХО
ХОРОШО
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Хорошо учиться, быть прилежным, внимательным, выполнять все домашнее задание – это хорошо или плохо?
ПЛОХО
ХОРОШО
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Если тебе очень плохо, найди того, кому хуже и помоги ему. Тебе станет намного лучше!
Если тебя обидели, пользуйся волшебным правилом трех П: понять, простить, полюбить.
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Конспект урока русского языка на тему «Возвратные глаголы»
Конспект. «Порядок выполнения действий»
Олимпиада по окружающему миру для 2 классов
«Здоровьесберегающие технологии во время учебного процесса в рамках ФГОС второго поколения»
Проверочная работа «Разбор предложения»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Шахматы» 1 класс «Школа России»
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс «Школа России»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5400805 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Класс: 4
Ключевые слова: светская этика
Презентация к уроку
Цель: формирование у обучающихся первичных представлений о взаимосвязи и взаимовлиянии этики и нравственности.
Задачи:
Планируемые результаты: учащиеся узнают, что такое этика и кто её основал, познакомятся с видами этики, главными этическими нормами, значением этики в жизни общества и каждого человека.
Основные термины и понятия: «этика», «светская этика», «религиозная этика», «мораль», «нравственность».
Межпредметные связи: чтение, русский язык, пропедевтика курса обществознания.
Оборудование: проектор, презентация «Что такое светская этика?», толковый словарь Ожегова, рабочие листы.
Виды деятельности: беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.
Ход урока
I. Организационно-мотивационный этап. Самоопределение к деятельности
Слайд 1.
— Ребята, как называется модуль, который мы с вами изучаем?
— Как бы вы ответили на вопрос: «Что такое светская этика?»
— Как вы думаете, на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?
Слайд 2.
— На сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, какие бывают виды этики. Узнаем, кто и для кого основал эту науку. Кроме этого, нам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.
II. Информационно-аналитический этап. Работа по теме урока
1. Работа со словарём.
– Ребята, а где мы можем уточнить значение слова «этика»? Проверить, верны ли наши предположения?
— У вас на партах лежит толковый словарь С.И.Ожегова. Найдите в нём значение слова «этика».
Учащиеся находят в словаре и зачитывают значение данного слова. Слайд 3.
2. Чтение и анализ учебной статьи (с. 6-7).
— Откройте учебник на стр. 6.
— Найдите и зачитайте определение слова «этика» данное в учебнике. Слайд 4.
— Запишите определение слова в рабочие листы.
— Прочтите в рабочих листах задания 2, 3, 4.
— На какие вопросы нам ещё предстоит найти ответы?
— Дочитайте учебную статью до конца и найдите ответы на данные вопросы.
3. Самостоятельная работа учащихся.
Читают учебную статью, самостоятельно выписывают ответы на вопросы 2, 3, 4.
III. Физминутка
IV. Работа по теме урока
1. Коллективная работа.
— Кого считают основателем этики? (Аристотеля.)
Слайд 5.
— Действительно эту науку в VI веке до нашей эры основал древнегреческий учёный Аристотель.
Слайд 6.
В Древней Греции было много философов. Были созданы философские школы. Всего в
Древней Греции насчитывалось около 300 философских школ.
Слайд 7.
Перед вами фреска одного из самых знаменитых художников того времени Рафаэля «Афинская школа».
(Слайд 7. имеет звуковое сопровождение: краткое описание фрески.)
Слайд 8.
Аристотель считал этику частью философии.
Слайд 9.
Наукой он назвал этику, когда писал книгу о нравственных законах жизни человека для своего сына Никомаха. Книга называлась «Этика для Никомаха», или «Никомахова этика». Это был свод правил поведения в обществе.
2. Работа с учебником.
— Что изучает этика? (Учащиеся ищут ответ в учебнике на с. 6.)
Слайд 10.
Этика изучает мораль. Слово мораль пришло к нам из Древнего Рима.
Слайд 11.
— Что означает слово мораль? (Ответы детей (по статье): привычки, обычаи, правила поведения.
— Как одним словом можно назвать привычки, обычаи, правила поведения? (Нравы.)
Слайд 12.
— От слова «нравы» в русском языке произошло слово «нравственность».
Вывод: слова мораль, нравственность, этика – синонимы.
(Дети проверяют свой ответ на вопрос 4.)
— Для того чтобы жить в обществе, человеку нужно соблюдать нравственные нормы. Основой нравственных норм является принцип «не навредить», т.е. не сделать больно, не обидеть.
— Как вы думаете, чтобы не сделать больно другим людям, не обидеть их ни словом, ни поступком, какими мы должны быть? (Ответы детей.)
— Вежливость и доброжелательность являются первостепенными нравственными нормами.
Слайд 13.
— В каких вопросах помогает нам разобраться этика? (Ответы детей по статье.)
3. Работа в группах.
Слайд 14.
— В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты.
1 гр. – запишет положительные черты человека.
2 гр. – отрицательные черты человека.
4. Проверка работы групп.
Слайд 15.
Большинство людей честные, трудолюбивые, заботливые, способные любить и дружить. Однако есть и такие, которые лгут, воруют, грубят, обижают слабых.
Слайд 16.
— Почему же так происходит?
— Почему одни совершают добрые поступки, а другие делают зло себе и окружающим?
— Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?
— Что нужно делать, чтобы самому стать добрым?
— Как наградить человека, сделавшего добро?
— Как сделать жизнь людей лучше?
— На все эти вопросы помогает ответить этика.
5. О каких видах этики вы прочли в учебной статье? (Ответы детей. Этика бывает религиозной и светской.) Слайд 17.
— Что означает слово «светская» этика? («Мирская», «гражданская».)
— Что она предполагает? (Человек сам может определить, что такое добро и что такое зло; от человека зависит хорошим он станет или плохим; человек сам должен отвечать за свои поступки перед другими людьми.)
Слайд 18.
— Что такое религиозная этика? (Нормы поведения, предписываемые религией.) Запись определения в рабочие листы.
Слайд 19.
— Что такое светская этика? (Нормы поведения, принятые в гражданском обществе.) Запись определения в рабочие листы.
Слайд 20.
— Что общего между религиозной и светской этикой? (И религиозная и светская этика предписывают людям моральные, нравственные нормы поведения.)
Слайд 21.
— Нужна ли нам этика? (Да, нужна.)
— Для чего? (Помогает строить отношения с людьми, самостоятельно совершать добродетельные поступки, помогает нам стать лучше.)
V. Подведение итогов урока
Слайд 22.
— Какая бывает этика?
— Что такое светская этика?
— Что предполагает светская этика?
— Что такое религиозная этика?
— Назовите синоним слову мораль?
— Кто является основателем этики?
— Что бы ты мог рассказать об этике своей семье, другу?
VI. Рефлексия учебной деятельности
Слайд. 23-24
— Вспомните, какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам достичь ее?
— Обведите или раскрасьте тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке: достижениям на уроке.
VII. Домашнее задание
К учебнику: «Основы светской этики. 4-5 классы», Бондаренко Л.И., Перов В.Ю.
Конспект урока по ОРКСЭ модуль «Светская этика» на тему: » Что такое светская этика».
Тема: Что такое светская этика?
Познакомить детей с понятием светская этика, со стандартными приёмами эстетических форм поведения.
Развивать умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства, мотивы поведения.
Воспитывать нравственную сторону жизненных явлений и поступков.
Актуализация знаний по теме «Россия – наша Родина».
Сообщение темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.
Изучение нового материала.
В жизни существуют моменты, когда сложно определить, как правильно поступить.
Человеку часто приходится быть в ситуации такого выбора.
Учащимся предлагаются ситуации нравственного выбора с неоднозначной оценкой поступков:
Я добрый, поэтому я подарил друзьям папины марки, которые он собирал марки с детства. Папа расстроился. Разве я не прав?
Мама угостила меня 2 конфетами. У меня есть 2 друга, и я хотел их угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – то МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я не прав?
Как нужно было поступить в этой ситуации? (Разыграть ситуации в группах и рассмотреть их с точки зрения всех участников ситуации)
Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет такая наука как ЭТИКА.
Этика – это сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.
Откроем учебник на стр.6 и прочитаем что такое ЭТИКА.
Так что же такое Этика?
Кто был основателем этой науки?
Что означает слово «мораль»?
Назовите виды Этики.
Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе.
— Попробуем определить, как знаете вы правила вежливости. Для этого мы поиграем в игру «Вежливо – невежливо». Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет были действия в ней. (вежливо – руки на парте, наклон головы в знак согласия; невежливо – руки вверх)
Поздороваться при встрече …(вежливо)
Толкнуть и не извиниться …(невежливо)
Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)
Уступить место пожилому человеку… (вежливо)
Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)
Посей поступок – пожнёшь привычку;
Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;
Посей характер – пожнёшь судьбу.
В чём её мудрость? Сложно ответить. Нам поможет притча.
Обратимся к опорным листам задание 3.
Закрепление изученного материала.
Проигрывание ситуаций. Работа в группах.
Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивые манеры поведения, так и нарушение этикета.
Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.
Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?
Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.
Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.
После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.
Обсуждение проигранных ситуаций по вопросам:
— В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать красивым?
— Какое поведение вы не одобряете?
— С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.
— Как ты объяснишь членам семьи и друзьям суть понятия светская этика?
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-322262
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 2 минуты
НИУ ВШЭ откроет первую в России магистратуру по управлению низкоуглеродным развитием
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок «Что такое Светская этика?»
Тема: Что такое светская этика
Цель: формирование у обучающихся представления о том, что такое этика, что изучает светская этика.
Познакомить обучающихся с понятиями «этика» и «светская этика».
Развивать навыки смыслового чтения, умения аргументировать свой ответ.
Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.
Виды деятельности: беседа, чтение и анализ учебного текста, лексическая работа, работа с иллюстративным материалом, творческая работа с текстом, самостоятельная работа с источником информации.
Основные термины и понятия: этика, светская этика, религиозная этика, мораль, нравственность.
Оборудование: мультимедиа проектор, рабочие листы (Приложение 1), тесты (Приложение2)
1.Организация деятельности учащихся
Урок сейчас пойдет,
В мир знаний вас, ребята, поведет.
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
— Поделились ли вы с родителями тем, что узнали на нашем первом уроке?
1.Обсуждение по материалам учебника
—В чем особенности Российского государства?
2.Прослушивание стихотворений о Родине
(стихи известных авторов или собственного сочинения)
— О ком из известных людей вы рассказали дома?
— Каких героев России знают ваши близкие, о ком они советовали вам рассказать?
— Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?
ВЫВОД: Люди, о которых вы рассказали, достойны нашего уважения. Они сделали нашу жизнь лучше. Их жизнь может быть для нас образцом для подражания.
3.Актуализация знаний, целеполагание
— Задумывались ли вы, почему так называется модуль?
— Как вы думаете, что мы будем изучать?
— Запишите в своих рабочих листах тему нашего урока.
— Поставьте перед собой цель урока. Что вы сегодня должны узнать?
— Прочитайте, что вы записали.
— Итак, на сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, чем светская этика отличается от религиозной. Кроме этого, вам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно.
4. Чтение учебной статьи
— Откройте учебник на стр. 6. Но прежде чем вы прочитаете учебную статью, посмотрите задание 1 в рабочих листах.
— Какие понятия вы должны найти во время чтения и выписать?
Во время чтения делайте пометки в тексте:
Самостоятельное чтение статьи
Работа с притчей «Спор»
Притча в стихах о добре и зле».
Выделение особенностей Этики как науки
— Что такое этика? Как вы определите значение этого слова?
Запишите определение в рабочий лист.
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
«Сильнее Я» сказало Зло
«Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!»
Добро сказало: «Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю.
Зато я душу сохраню,
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том.
Не знаю, что ещё сказать.
Остаться с кем, самим решать.
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
— Как вы думаете, кто сильнее? Почему?
-Почему спор Добра и Зла не закончился?
-Чью сторону вы выберете для себя? Почему?
Вывод: Этика – наука о добре и зле.
— Кого можно назвать основателем этой науки? Зачитайте.
— Что определяет понятие «светская»?
Запишите пояснение в рабочий лист.
— Почему в изучении светской этики не обойтись без понятий нравственность, мораль? Что обозначают эти понятия?
Выпишите определения этих понятий в рабочий лист.
— Какой математический знак можно поставить между понятиями «мораль …нравственность», «моральный … нравственный»?
Вывод: Этика – наука о морали.
— Осталась ли у вас информация, требующая пояснения?
-Сформулируем вывод о том, что мы узнали из учебной статьи. Для этого закончите мои предложения:
— Светская этика изучает ………
Слова мораль и нравственность – это синонимичные понятия, которые обозначают ………
— Светская этика помогает разобраться …..
— Светская этика помогает ответить на вопросы ….
-Кто следит за выполнением законов?
-Какое наказание предусмотрено за нарушение закона?
-Кто следит за выполнением правил морали?
-Какое наказание может быть за нарушение норм морали?
-Кто следит за соблюдением нравственных норм?
— Теперь, когда мы знаем, что такое светская этика, давайте разберемся с понятием религиозная этика.
Рассмотрите иллюстрации на слайде. Прокомментируйте, какая из них иллюстрирует правила религиозной этики. Как вы догадались?
— Прокомментируйте, о каком обычае идет речь? (Благословление на ратный подвиг, защиту отечества).
— Вспомните, о чём и о ком вы рассказывали в начале урока. Как вы думаете, противоречат ли нормы светской и религиозной морали?
Вывод: и светская, и религиозная этика предписывают людям моральные, нравственные поступки, и в этом смысле эти две науки не противоречат друг другу.
6. Чтение и анализ отрывка из «Поучения Владимира Мономаха» (Приложение2)
— Прочитайте отрывок из «Поучения Владимира Мономаха». Почему трудно читать этот текст?
— Чтобы советы князя стали понятны современному человеку, попробуйте «перевести» их с древнерусского языка на современный.
Чтение поучений, обсуждение, формулирование и запись в рабочий лист.
— Сделайте вывод, насколько поучения Владимира Мономаха, на ваш взгляд, устарели?
Вывод: Поучения, написанные в XII веке, читать тяжело, потому что язык за этот исторический период значительно изменился, устарел. С другой стороны, правила поведения, о которых говорит князь, понятны и действенны в современном обществе.
7.Чтение притчи (Приложение 2)
— Прочитайте притчу «Щедрый подарок». Подумайте и ответьте на вопрос, почему мальчик не стал делить медовик, а отдал его Пете.
— Кто может нам подсказать, как нужно правильно поступить в сложной ситуации? Как, на ваш взгляд, нужно было поступить по правилам поведения?
Обоснуйте свой ответ. Используйте в ответе слова я думаю…, я считаю…, мне кажется…
— Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли вам достичь ее? Обведи или раскрась тот смайлик, который соответствует твоим достижениям на уроке: Всё получилось!
Я старался, но получилось не всё.
Было слишком трудно.
1. Расскажи родителям, что ты узнал на уроке.
2. Ответь на вопрос: «Что помогает понять светская этика?»
3. Подбери и запиши несколько пословиц, которые содержат мораль.
Моя цель на уроке: _____________________________________
Задание 1. Словарная работа
Задание 2. «Переведи» «Поучения Владимира Мономаха», т.е. составь советы для современных детей.
Задание 3. Обведи или раскрась тот смайлик, который соответствует твоим достижениям на уроке.
1. Расскажи родителям, что ты узнал на уроке.
2. Ответь на вопрос: «Что помогает понять светская этика?»
3. Подбери и запиши несколько пословиц, которые содержат мораль.
Из «Поучения Владимира Мономаха»
Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.
В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим.
На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и около воинов ложитесь, а вставайте рано.
Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас.
Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем: ибо они, проходя, прославят человека по всем землям, или добрым, или злым.
Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
Приехал отец из города. Привёз сыну медовик и говорит ему: «Вася, поделись вкусным медовиком с Петей. Поделись щедро».
Отец отвечает: «Переломи медовик и большую часть отдай Пете. А меньшую оставь себе».
— Лучше я отдам медовик Пете,— сказал Вася. — Пусть он делит его щедро.