Что такое светская музыка определение
Жанры духовной и светской музыки
Давайте разберем некоторые жанры духовной и светской музыки. Для начала, дадим определения этим двум направлениям. Вы узнаете, что это такое и в чем отличие. После этого пройдемся по нескольким жанрам.
Духовная музыка
Духовная музыка предназначена для оздоровления души. Используются такие произведения в основном на службе в церквях. Поэтому некоторые ее еще называют церковной музыкой.
Вот небольшой список ее жанров:
· Литургия— пасхальное или рождественское богослужение. Исполняется хором, а также может дополнительно подключать отдельных солистов. Как правило в литургическую драму, вставлялись различные сцены событий со Священных писаний. Часто использовались элементы театрализации.
· Антифон— повторяющаяся музыка, исполняемая чередованием нескольких хоровых групп. К примеру, одни и те же стихи могут исполняться попеременно двум ликам. Антифоны бывают нескольких видов. Например, праздничные (по праздникам), степенные (воскресные), вседневные и так далее.
· Рондель— создавался на оригинальную мелодию в виде особой формы с очередным вступлением вокала на один и тот же мотив.
· Проприум— часть мессы, изменяющаяся в зависимости от церковного календаря.
· Ординариум— не измененная часть мессы.
Светская музыка
Светская музыка признана показать национальный характер различных культур. Описывался в основном главный образ и жизнь простого человека. Такое направление музыки было очень распространено среди бродячих музыкантов в средневековье.
Часто такие путники выступали при дворах королей, в замках феодалов и на улицах для простого люда. Среди музыкантов было много жанглеров, которые очень сильно нравились народу и знати.
Вот основные жанры светской музыки:
· Гильярда— выраженный ритмический рисунок с умеренно быстрым темпом. Может быть отдельной клавирной песней или частью инструментального цикла.
· Баллада— выше о ней мы говорили.
· Вильянсико— итальянская баллада с поэтическим текстом.
Теперь вы знаете, что такое жанры музыки, для чего нужны и какие они бывают. Мы рассмотрели лишь неполные списки определенных направлений и с неполным описанием.
Поговорим о светской музыке (часть 1)
Поговорим о светской музыке
Часть 1. «Музыка для меня — это часть мировоззрения»
— Сегодня хотелось бы поговорить с вами о светской музыке, куда входят и классика, и «легкий» жанр.
— Музыка — это понятие широчайшее. И люди употребляют его в разных смыслах — так же, как и «любовь». Поэтому нужно договориться, что мы будем иметь в виду, с каких позиций рассматривать это явление.
Я для себя подобрала такое сравнение, оно мне нравится. Думаю, его можно ко многим явлениям отнести. Это точка зрения — в буквальном смысле: откуда ты смотришь, с какой позиции. Давайте сравним пространство музыки с океаном.
Можно на океан смотреть с берега. Можно его профессионально осваивать — быть рыбаком или капитаном лайнера какого-нибудь. Можно получать удовольствие — быть серфингистом и кататься на доске по волнам. Можно смотреть на океан в шторм и испытывать страх и ужас. Можно попасть туда в жару — тебя вынесло на матрасе в открытое море, и ты «сгорел» на солнце. Или ты можешь быть жителем этого океана — рыбой, дельфином… А можно еще и из космоса посмотреть, как Гагарин или Титов, и видеть эти океаны как на карте. Ты вообще можешь в нем тонуть! И это будут совершенно разные впечатления и разные рассказы.
Можно прожить с этим океаном много разных жизней. Чем больше точек зрения на этот океан ты освоишь за свою жизнь, тем она богаче — чем бы для тебя этот океан ни являлся. Для меня это музыка. У кого-то поэзия. У кого-то это какой-то другой его труд — математика, например. (Эти математики — такие удивительные люди! Они как музыканты — совершенно повернуты на своем, у них свой мир, своя поэтика. Не случайно же Пушкин сказал о Сальери, что тот «поверил алгеброй гармонию»). Так что давайте выберем аспект.
— Хорошо. Вы профессиональный музыкант. Что же такое музыка лично для вас?
— Конечно, спросить о музыке музыканта — это вполне логично. Но мне всё время хочется извиниться за то, что я буду говорить «для меня», «у меня», «мое». Как-то хочется без этого обойтись, но в таком разговоре о личном (а музыка для меня — это очень личное) без этого никак. Иначе разговор станет абстрактным, теоретическим и, в общем, неинтересным — зачем. Но я хочу сразу оговориться, чтобы вы понимали: мне хочется верить, что я этим не любуюсь, а просто констатирую, что так есть. Музыка для меня, как и для многих музыкантов, — это часть мировоззрения. Это, в каком-то смысле, образ жизни.
Музыка как источник радости
Для меня музыка — это, конечно, источник наслаждения и радости, как и у всех людей. Иногда это даже источник исцеления. Но это всё — психоэмоциональный ряд, который, конечно, действует на душу и на личность человека. В этом загадка музыки. Никто не может ее разгадать. Почему она так действует на всех? Такая разная эта музыка… но бесчувственных к ней нет. Я не встречала, по крайней мере.
Музыка как профессия
А для музыканта, в частности, для меня — это профессия. Это специальное образование с шести лет. Эта маленькая личность формировалась внутри музыки (улыбается), и без нее как-то я уже и не мыслю себя. Вот ребенок — родился, его покрестили, стали водить на Причастие, на службы — и он уже себя не помнит неверующим. Так и я себя не помню вне музыки. А это накладывает отпечаток на все этапы жизни. (Кстати, профессиональным музыкантом по «мировоззрению» может быть человек, который получил профессию… ну, я не знаю… юриста, например, как Чайковский. Или врача, как наш современник Александр Розенбаум. Я его считаю музыкантом. И по тому, что мы видим из его жизни, это так и есть. Но по специальности он врач скорой помощи).
Музыка как источник мучений
Иногда я с горечью отмечаю, что меня не понимают, потому что я по-другому слышу. Музыка — это еще и источник мучений для меня лично. Потому что ты слышишь фальшь и безвкусицу. У тебя такая высокая планка внутри, заданная с детства великими произведениями музыкального искусства, творчеством великих людей и к тому же абсолютным слухом, что любое звучание ниже этой планки для тебя истязание (улыбается).
— Но у других людей, наверное, эта планка другая. Значит ли это, что понятие «фальшиво» достаточно субъективно?
— Понимаете, есть разный порог чувствительности. Он и среди музыкантов разный, и среди «немузыкантов» тоже. У людей от природы бывает разный уровень музыкального слуха. Есть люди, не обладающие музыкальным слухом с рождения. Их, кстати, очень мало. Люди часто говорят о себе: «Ой, у меня слуха нет». Ничего подобного! Ему говоришь: «Спой вот это». И поет — фальшиво, но поет. И попадает в нужные точки мелодии. Просто он не развивался, и даже наоборот — в наших детских садах слух убивается неправильным хоровым пением «лишь бы погромче».
Что касается откровенной фальши… Я часто слушаю хоры, потому что веду хоровые фестивали, сама часто бываю на различных хоровых форумах. И вы знаете, для удовольствия я себе никогда не поставлю хор… Я поеду в лес и там похожу в тишине. Вот моя лучшая музыка…
— Многие музыканты говорят об этом…
— И не потому, что идет так называемое выгорание — нет у меня никакого выгорания. Просто слушать надо то, что любишь; то, что оставляет впечатление; то, что приносит радость, наслаждение. Вот вас, Настя, никто же не заставляет что-то слушать. Но если ты по специальности музыкант, то бывает, что тебя профессия заставляет это делать. Поэтому я слушаю по долгу, по послушанию многие вещи, которые никогда бы не слушала, если бы на то была моя воля. Но это… как сказать… работа у нас такая. «Работа у нас такая, работа наша простая». Меня спрашивают: «Ну, как этот хор?» Если в конфиденциальной беседе, я два такта послушала — нет, фальшиво. «Ну где фальшиво, покажи? Ну поют же нормально! Остались в тоне!» А мне фальшиво. Если на службе у нас в Херувимской было два фальшивых аккорда — всё, я говорю: «Люди, вы поете фальшиво». Ну, своему хору, конечно. Другим хорам я не могу такое сказать, жалею их, и потом — всегда же можно найти, за что от души похвалить. Но если я работаю на открытых спевках, то говорю откровенно. И всегда буду добиваться, чтобы было не фальшиво, чтобы был «строй», как у нас говорят. Иначе нет смысла. И когда звук входит «в фокус», музыка преображается — всё, что бы ни пели. Народную песню, детскую песню, церковное песнопение, кантату — всё преображается сразу, от чистоты и точности попадания «в тютельку», как говорится. Вот для меня это важно.
О восприятии
— Значит, музыка для музыканта и для немузыканта — это разные вещи?
— Разумеется. Любой навык, любой дар в человеке имеет разную степень, уровень качества. И не надо этого бояться или стесняться. При желании всё можно развивать. Но говорить, что музыка одинакова для всех — это неправильно. Можно, конечно, это делать для самоуспокоения и для «смирения». Но это неправда. Потому что люди слышат по-разному.
Ведь самое главное — это восприятие. Музыки не существует без воспринимающего объекта! Приведу такой пример.
Вот сидим мы на диване — я, бабушка и собачка. И слушаем симфонию Бетховена. Я сижу с партитурой, смотрю в ноты, не отвлекаясь ни на миг. Я всё понимаю, я это произведение изучила, слушаю далеко не первый раз и испытываю огромное наслаждение. Бабушка-немузыкант вяжет носочки и тоже вроде бы слушает, но не воспринимает ни формы, ни стиля, и думает о своем. Собачка слышит музыку не дифференцированно, как фон, или как что-то раздражающее, и периодически начинает подвывать. Таким образом, мы слушаем одно и то же, а слышим совершенно разное! Поэтому восприятие очень важно.
— Вам не хватает в монастыре классической музыки?
— Нет. Я могу смотреть в ноты и всё слышать — мне так лучше, я ее слышу внутри в идеальном звучании. Как и многие музыканты…. Они не просто слушают, они стараются услышать. Ведь слушать и слышать — это разные вещи, это мы еще из Евангелия знаем. Наблюдайте, как вы слушаете (Лк. 8: 18). То есть: «прислушивайтесь!» — мне кажется, здесь именно такой подтекст. А не просто «в одно ухо влетело, в другое вылетело». И так вся жизнь приобретает другой оттенок. Музыканты так устроены — они всё время прислушиваются.
— Может, поэтому они часто кажутся рассеянными?
— Возможно (улыбается). Бывает, я выхожу из кельи и иду какой-то знакомой траекторией; прихожу — и оказывается, что я совсем не в той точке, куда собиралась попасть. Потому что я думала и слушала в этот момент.
О вкусах и безвкусице
Ну, и еще проблема вкуса. Углубляться не буду, говорят, о вкусах не спорят. Да спорят (улыбается)! Как ни странно, спорят именно о вкусах. Вот о чем-то другом… Например, ты журналист, а я дирижер — о чем тут спорить? Ты же не будешь мне доказывать, как надо дирижировать, а я тебе — как репортажи писать. А вот о вкусах… Часто слышишь: «Ну, это дело вкуса…» В действительности это не дело вкуса, это дело безвкусицы! Вкус или есть, или его нет. Иначе говорить о нем бессмысленно. «У меня такой вкус, у тебя такой вкус». Мое мнение — есть вкус и безвкусица. Люди должны понимать, что на суждение обо всем мы не имеем права. А почему-то о музыке судят все: «Ну, нет, мне это не нравится». «Почему?» — мне хочется спросить. Почему ты так решил, какие у тебя аргументы? Расскажи, что ты чувствовал, что ты понял, тогда это будет предметный разговор. А вот это «мне нравится, мне не нравится», «у тебя такой вкус, у меня сякой вкус»… Так же, наверное, в любой сфере: в одежде, в интерьере, в подборе цветов. Можно надеть синее, желтое, красное и малиновое, и это будет со вкусом, потому что в человеке виден стиль — он не случайно так оделся.
О трудностях перевода
Знаете, я себе нашла такое стихотворение… Оно называется «Я только переводчик», автор Зинаида Миркина. Я себя тоже чувствую переводчиком, понимаете? Потому что всегда, когда работаешь с хором или говоришь с людьми о музыке, — ты переводчик со своего профессионального языка на язык «чтобы тебя поняли». Есть такой писатель и актер Евгений Гришковец, очень интересный человек. У него есть монолог «Одновре́менно или одновреме́нно» И вот он там сказал: «Просто мне нужно объяснить… Но не просто объяснить, а чтобы еще стало понятно!» То есть не просто: «Вот я вам объяснила, а вы как хотите». Как многие учителя, к сожалению. Дают предмет по книжке: «Запишите параграф!» А никто ничего не понял…
Вот и мне иногда очень трудно бывает объяснить, перевести на популярный язык…
Я только переводчик. Знали б вы,
Как мало мне отпущено свободы, —
Как будто ждет лишенье головы
За каждую неточность перевода.
Когда бы смерить, сколько нужно мне
Немого неотрывного вниманья,
Чтобы понять, что зреет в тишине
И что звучит в глубинах мирозданья!
И сколько нужно тайного труда,
Чтоб в слово превратить касанье Духа.
И то, что молча говорит звезда,
Доступным сделать для чьего-то слуха.
Когда б вы догадались, сколько зла
Скрывается в одной фальшивой ноте, —
Вы бросили бы все свои дела
И стали б помогать моей работе!
Это самая главная работа — перевести! Для людей, чтобы стало понятно…
Музыка как фон
— Сейчас считается почему-то, что для фона жизни обязательно надо, чтобы что-то звучало.
— Вот-вот, пока ты редиску нарезаешь. Слушать не обязательно, пусть себе поет. Это как когда стоишь на фоне чего-то и не видишь, что у тебя сзади. Мы недавно участвовали в «Славянском базаре» с хором — мы себе поем, а там идет какая-то инсталляция, на многочисленных экранах. И мы понятия не имеем, что там сзади, на каком фоне мы поем, что видят зрители. Ну, фон он и есть фон. Так и музыка в телевизоре или наушниках. И это имеет на людей большое влияние — они перестают слушать.
Хочу сказать о себе, любимой (улыбается), что я так не могу. Для меня музыка как фон не существует. «Мы ж тихонько себе включим, вы разговаривайте». Всё, я не могу, я начинаю слушать. Причем у меня ноты появляются сразу внутри меня, как бегущая строка. Я не могу объяснить, как. У музыканта развито полифоническое мышление. Нас этому профессионально обучают — слышать несколько голосов одновременно. Причем поющих совершенно разное. Вот вы мне споете с кем-нибудь в три голоса одновременно, а я вам потом каждый воспроизведу отдельно. Это азы профессии, и этот навык, конечно, можно усложнять, как и любой другой. Но тут есть и обратная сторона медали: музыка как фон у меня «не проходит», я ее автоматически слушаю и устаю, потому как приходится слушать то, что я «не заказывала» (улыбается). Потому что сейчас — эпоха звуковой агрессии. Ты никого не можешь призвать к тишине, если человек подъехал тебе под окно и врубил там какое-то техно или рэп. «А что я вам плохого сделал? Окно закройте и завяньте». Вот так.
Музыка как объект творчества
Ну, и кроме того, музыка лично для меня еще и объект творчества. Это отдельная тема, и тут мы об этом говорить не будем. Просто так много граней музыки, которые я в себе переживаю… Мне интересен этот разговор, конечно, и хочется, чтобы он был большой и безразмерный. Но это невозможно, поэтому будем себя ограничивать.
Светская музыка изначально была связана с композиторским творчеством. Его расцвет в Европе, в том числе у нас, — это XVII‒XIX века. Раньше — что ни композитор, то новатор и новое направление в искусстве. Каждый, кто приходил, приносил что-то свое. Например, Бах. Он был неповторим, неподражаем и оставался в веках как таковой. Его музыка узнаваема с трех тактов теми, кто ею живет. Я знала много любителей, меценатов, которые лучше меня знали музыку Шопена, Шостаковича, Орландо Лассо, да кого угодно. И узнавали с трех нот. Потому что культура слушания была высокая! А сейчас, в XX веке, мы уже видим по факту: композиторов много — нового мало. Кто составляет композиции — тот уже и композитор. Но это не совсем так. У замечательного композитора, церковного песнотворца и музыкального богослова Владимира Ивановича Мартынова, который и ныне здравствует, есть книга «Конец времени композиторов». Не конец композиторов и не конец композиторской музыки, нет. А вот время композиторов прошло.
— конец «золотого века»…
— Да. И это он еще про XX век писал. А уж тем более про XXI… Но хочется сказать, что — ничего страшного! Уже всё написано. Что Бог хотел сказать через композиторов, Он уже сказал. Теперь другое время. Время музыкальных «авторов-составителей» и аранжировщиков. Из уже найденных в веках приемов, форм, матриц, художественных канонов и образов составляется что-то новое. Отсюда различные стили «нео» — неоклассицизм, неомодернизм, а также ремейк и кроссовер, о которых речь впереди.
Слушать и слышать
Жизнь для меня — это слушание и слышание. Я могу говорить так подробно только о музыкантах, но каждый может сказать о своем роде деятельности. Вот художники воспринимают жизнь по-своему, через цвет. Например, она вошла в комнату — и сразу понимает, что ее здесь напрягает и раздражает. Мне рассказывала одна подруга-иконописец: «Не могу смотреть на эту икону, потому что хочется поправить эту линию. А поправить я не могу, поэтому лучше я не буду и смотреть». Так и у меня. Я не буду слушать. В мирской жизни я ходила только на те концерты, где точно была уверена в исполнителе — что он сыграет идеально. И тогда можно слушать даже не самую, так сказать, гениальную музыку — исполнение решает всё, оно всё изменяет.
Или вот вам пример с архитектором, которая работает с цветом, с проекциями, с формами, занимается дизайном. Она говорит: «Для меня войти в чужое помещение бывает просто мучением. Мне хочется там всё исправить, я не могу смотреть на эти сочетания цветов». Как-то мы с ней были в пустой загородной избушке. Она говорит: «Господи, спасибо Тебе, какой отдых для глаза!» Нигде ни одной картинки, просто деревянные стены. Не «фонит» чем-то чуждым.
Эти издержки есть в каждой профессии — что-то, что является и наслаждением, и мучением. Но выбора уже нет. Перестать быть музыкантом невозможно, перестать быть художником, хирургом, учителем невозможно — даже если ты ушел на пенсию. И несмотря на эти мучения, то, что дает понимание музыки, обладание ее тайнами — ни с чем не сравнимо и очень для меня дорого.
— Могу сказать то же и о себе: когда работаешь со словом, режут слух речевые ошибки, орфографические…
— Поэтому важны не стихи, повести и рассказы, а Поэзия и Литература. Это разные вещи! Так же и здесь: то, что я назову Музыкой — это очень избирательный, узкий круг. А остальное всё стараюсь другими словами определять. Но мы поговорим обо всем том хорошем, что есть в любом жанре. И будем всё это называть музыкой. Я думаю, что оно имеет на это право.
Презентация по музыке на тему «Светская музыка» (7 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Тема урока Светская музыка. 7 класс
Вечные темы искусства и жизни Все искусства имеют единую основу – жизнь. Пока жив человек, он будет искать ответы на вопросы, что есть:
Прекрасное и безобразное
Любовь и ненависть
Вечные темы искусства и жизни Отношение к этим темам отображается в произведениях искусства, в том числе и в музыке. Но каждый из видов искусства живет по своим, определенным законам.
Светская музыка Наша русская культура развивалась несколько иначе, чем зарубежная. До своего расцвета она прошла очень большой путь развития. Началом русской музыки можно считать 9 век, когда появляются первые музыканты на Руси. Первые музыканты на Руси были скоморохи.
Светская музыка Вплоть до XVIII в. Светская музыка в нашем государстве не была профессиональной. Только с XIX в. русская музыка вступает на путь развития и во II четверти XIX в. наступает её расцвет. Опираясь на народную музыку и исторические события, русские композиторы создают национальную школу.
Светская музыка Основоположником русской классической музыки считается М. И. Глинка. Большое значение для русской светской музыки имело творчество музыкального сообщества, которое продолжало идею М. И. Глинки – сохранение и развитие русской национальной музыки.
Светская музыка Как называлось это сообщество? «Могучая кучка». Кто входил в «Могучую кучку»?
Балакирев М.А. (руководитель)
«Могучая кучка» Именно народные сказки, эпос, национальная история и народный быт становились источниками вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов. Воплощением такого подхода стали оперы Бородина «Князь Игорь», Римского-Корсакова «Псковитянка», Мусоргского «Хованщина» и «Борис Годунов».
Светская музыка По способу исполнения музыкальные произведения подразделяются на: Вокальные и Инструментальные. А по условиям (месту) исполнения и восприятия на: Камерные и Симфонические
Вечные темы искусства и жизни Камерная музыка (от латинского camera-комната) начиная с XVI в. предназначалась для домашнего музицирования или для исполнения в небольших помещениях. Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож
Светская музыка С середины XVIII в, активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. В творчестве венских композиторов-классиков – Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. – сформировались классические виды инструментального ансамбля – соната, трио, квартет.
Светская музыка Инструментально-симфоническая музыка бывает: Программная Непрограммная
Светская музыка К программной музыке относятся произведения, написанные на какой-либо литературный сюжет, раскрывающийся в названии. К непрограммной музыке относятся – квартеты, квинтеты, сонаты, концерты, симфонии и др., не имеющие конкретных названий.
Светская музыка Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. Ф. Шуберт, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, романсы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое. Слушание камерной музыки.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-123714
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
ЕГЭ в 2022 году пройдет в доковидном формате
Время чтения: 1 минута
В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.