Что такое свободная торговля в экономике
Раздел 4. Экономические основы и тенденции развития мирового хозяйства
Цель данного раздела – познакомиться с особенностями экономических процессов на международном уровне, что в последующих учебных курсах (в частности, «Мировая экономика», «Международные отношения», «Международные финансы» и др.) будет существенно дополняться и конкретизироваться.
Тема 1. Международные экономические отношения. Внешняя торговля и валютный курс
Цель данного раздела – познакомиться с особенностями экономических процессов на международном уровне, что в последующих учебных курсах (в частности, «Мировая экономика», «Международные отношения», «Международные финансы» и др.) будет существенно дополняться и конкретизироваться.
Оглавление
1.1. Сущность мирового хозяйства. Интеграция и интернационализация
Мировая экономика – это объединение национальных экономик стран мира. Однако, это не просто сумма отдельных экономик, а новое качество – система, сложный организм, функционирующий как результат взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности в развитии национальных экономик. Эта система основана на преимуществах международного разделения труда, интернационализации, интеграции и глобализации. Как живой, развивающийся организм данная система функционирует в результате развертывания, разрешения и воспроизводства на новой базе противоречий между ее составляющими.
«Сердцем» мировой экономики, обеспечивающим ее жизнеспособность и развитие, является мировой рынок. Он как бы «предопределяет» роль отдельных стран в системе, «требует» реструктуризации национальных экономик и, соответственно, необходимых изменений в экономической политике государств.
Рис. 1. Роль мирового рынка в мировой экономике
Современное мировое хозяйство явилось результатом длительного и противоречивого исторического развития различных стран и их взаимосвязей, в ходе которого образовались промышленно развитые, развивающиеся (в свою очередь, включающие новые индустриальные и слаборазвитые) страны и страны с переходной экономикой.
Это предопределяет многополярность и неоднородность структуры мировой экономики, наличие массы противоречий в процессе переплетения, взаимодействия и взаимозависимости между структурными элементами системы, острую конкурентную борьбу как между ними, так и внутри них.
Независимо от социальных и экономических различий практически все страны участвуют в международном разделении труда, стремятся получить от этого определенные выгоды либо в виде прибыли, либо для того, чтобы занять определенную нишу на мировом рынке.
Международная специализация порождает интернационализацию производства. Интернационализация производства и хозяйственной жизни связана с развитием устойчивых экономических связей между странами, выходом воспроизводственного процесса за рамки национальных границ; она обусловлена ростом производительных сил, углублением международного разделения труда; лежит в основе усиления взаимозависимости экономик стран, которая выражается в международном обобществлении самого процесса производства и расширения рынка.
Отражением интернационализации производства в сфере экономических отношений является также и интернационализация капитала, миграция капитала между промышленно развитыми странами. Капитал является воплощением отношений собственности, и его интернационализация ведет к появлению нового явления в мировой экономике – транснационализации. Возникновение транснациональных корпораций еще больше усиливает взаимозависимость национальных экономик, с их появлением происходит размывание прежних экономических границ, появляются разветвленные многоотраслевые комплексы, выходящие за рамки одной национальной экономики. Теперь внутренние и внешние рынки отдельных стран превратились для транснациональных корпораций лишь в отдельные сегменты единого мирового рынка. Но национальные традиции, интересы, законы весьма устойчивы, т. к. складывались столетиями под влиянием национальных факторов. Отсюда конфликтный характер протекания процессов интернационализации.
Интеграция – это качественно новый этап развития мировой экономики по сравнению с интернационализацией. Это – процесс объединения суверенных государств с целью установления расширенного экономического пространства, в котором могут свободно циркулировать различные факторы производства. Международная экономическая интеграция – процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
Следующим качественно новым этапом международной интеграции является глобализация. Глобализация – процесс многогранный, включающий в себя экономику, культуру, политику, право, демографию, науку, технику и т. д. В основе этих процессов лежат экономические явления, т. е. экономическая глобализация. Глобализация мировой экономики означает процесс формирования единого мирового информационного и делового пространства.
Формируется новая стадия мирохозяйственной системы, характерной чертой которой является и экономическая, и технологическая, и правовая, и информационная взаимозависимость национальных хозяйств различных стран, приводящая к тому, что национальные хозяйства становятся составными элементами единого мирового экономического хозяйства.
Итак, глобализация – это качественно новая стадия развития мирового экономического хозяйства, высшая стадия интеграции, объективный процесс создания единого мирового рынка товаров, услуг, ресурсов, информации. Основными субъектами глобализации выступают такие экономические институты, как транснациональные корпорации, транснациональные банки и многонациональные компании, т. е. крупные международные структуры, которые осуществляют свою деятельность по всему миру.
1.2. Внешняя торговля и внешнеторговая политика
Основные тенденции развития мировой торговли таковы:
Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
Основные цели внешнеторговой политики:
Существует два основных направления внешнеторговой политики:
Политика свободной торговли предполагает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю. Эта политика обеспечивает максимальную свободу для действия рыночных сил в стремлении получить наибольшие выгоды от международного экономического обмена. Положительные политические последствия связаны с усиливающейся взаимозависимостью государств. Политика свободной торговли дает преимущества более развитым странам, хотя в чистом виде не применялась.
Протекционизм — государственная политика, направленная на защиту отечественной экономики от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов регулирования торговли.
Положительные стороны протекционизма:
Однако устранение иностранной конкуренции может привести к застою, т. к. ослабляется заинтересованность отечественных предпринимателей в повышении технического уровня и эффективности производства.
Крайняя форма протекционизма — экономическая автаркия — означает стремление страны ограничить импорт только теми товарами, которые в данной стране производиться не могут, а экспорт допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт.
Выделяют несколько форм протекционизма:
Инструменты государственного регулирования внешней торговли подразделяются на тарифные и нетарифные. Тарифные методы — методы, основанные на использовании таможенных тарифов. Нетарифные — все остальные.
Главная задача государства в области внешней торговли — поддержать экспортеров, сделать их более конкурентными на мировом рынке и ограничить импорт, уменьшив конкурентоспособность иностранных товаров на внутреннем рынке.
Международная торговая политика – это согласованная политика государств в целях ведения между ними торговли, а также ее развития и положительного влияния на рост отдельных стран и мирового сообщества.
Главным субъектом либерализации является международная торговая организация ГАТТ/ВТО.
Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) было создано в 1947 г. ГАТТ — международное соглашение по проведению консультаций по вопросам международной торговли; по сути — это кодекс правил поведения в сфере международной торговли.
ГАТТ/ВТО основывает свою деятельность на четырех основных принципах:
С 1 января 1995 г. начала свою деятельность Всемирная торговая организация ВТО. Высший руководящий орган ВТО — конференция министров.
Всемирная торговая организация контролирует выполнение всех предшествующих соглашений, заключенных под эгидой ГАТТ. Членство в ВТО означает для каждого государства-участника автоматическое принятие на себя в полном объеме всего пакета уже заключенных договоренностей. В свою очередь ВТО значительно расширяет сферу своей компетенции, превращаясь в важнейший международный орган, регулирующий развитие международных экономических связей.
Страны, желающие вступить в ВТО, должны:
В настоящее время активно проводится процесс создания условий для вступления России в ВТО.
1.3. Мировая валютная система. Валютный курс
Мировая валютная система представляет собой совокупность способов, инструментов и межгосударственных органов, с помощью которых осуществляется платежно-расчетный оборот в рамках мирового хозяйства.
Мировая валютная система включает в себя ряд конструктивных элементов:
Валютный курс необходим для:
групповое плавание. Оно характерно для стран, входящих в ЕС. Для них установлены два режима валютных курсов: внутренний — для операций внутри Сообщества, внешний — для операций с другими странами. Между валютами стран ЕС действует твердый паритет, рассчитанный на основе отношения центральных курсов к евро с пределом колебаний ±15 %. Курсы валют совместно «плавают» по отношению к любой другой валюте, не входящей систему ЕС. Кроме того, к этой категории валютных режимов принадлежит режим специального курсов в странах ОПЕК: Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратах, Бахрейне и других нефтяных странах. ОПЕК «привязали» курсы своих валют к ценам на нефть.
Свободные колебания валютных курсов являются механизмом автоматического уравновешивания платежного баланса. Центральный банк может предотвратить свободные колебания валютного курса, продавая или покупая иностранную валюту из официальных валютных резервов. Дефицит платежного баланса может быть профинансирован за счет сокращения официальных резервов. Активное же сальдо платежного баланса сопровождается ростом этих резервов. Операции с валютными резервами, как правило, используются для поддержания режима фиксированного валютного курса или «управляемого плавания».
Множество валютных курсов можно классифицировать по различным признакам:
Реальный валютный курс можно определить как отношение цен товаров двух стран, взятых в соответствующей валюте.
Номинальный – показывает обменный курс валют, действующий в настоящий момент времени на валютном рынке страны.
Факторы, влияющие на величину валютного курса, подразделяются на структурные (действующие в долгосрочном периоде) и конъюнктурные (вызывающие краткосрочное колебание валютного курса).
К структурным факторам относятся:
Конъюнктурные факторы связаны с колебаниями деловой активности в стране, политической обстановкой, слухами и прогнозами, такими как:
На валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и тенденцию к падению их курса к валютам стран, где темп инфляции ниже. Данная тенденция обычно прослеживается в средне- и долгосрочном плане. Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходит в среднем в течение двух лет. Зависимость валютного курса от темпа инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталами.
Под паритетом покупательной способности (ППС) понимается соотношение стоимости одинакового набора товаров на сопоставляемых рынках. К примеру, если стоимость набора товаров в США равна 100 долл., а в России такой же набор стоит 1000руб., то ППС один доллар стоит 10руб.
Рыночный курс валюты нередко отклоняется от ППС. Их соотношение можно установить по формуле:
,
где e – рыночный валютный курс,
Р 1 – уровень цен за рубежом,
Р – уровень внутренних цен.
Если рыночный курс доллара стоит 30 руб., то в приведенном примере он завышен относительно ППС в 3 раза, а курс рубля соответственно в той же степени занижен (К = 30 * 100: 1000 = 3).
Валютные курсы оказывают существенное влияние на внешнюю торговлю различных стран, выступая инструментом связи между стоимостными показателями национального и мирового рынка, воздействуя на ценовые соотношения экспорта и импорта и вызывая изменение внутриэкономической ситуации, а также изменяя поведение фирм, работающих на экспорт или конкурирующих с импортом.
Снижение валютного курса обусловливает:
При увеличении валютного курса складывается следующая ситуация:
Большое значение для экономики имеет конвертируемость национальной валюты. Конвертируемость валюты – это свободный обмен (конверсия) валюты данной страны на валюты других стран в любой форме и во всех видах операций без ограничений.
Все валюты условно подразделяются на три группы: свободно конвертируемые (СКВ), частично конвертируемые и неконвертируемые (замкнутые).
Конвертируемость валюты может быть внешней и внутренней. Внешняя конвертируемость означает возможность свободного перевода валюты на счета иностранных нерезидентов и свободной обратимости средств в данной валюте. Внутренняя конвертируемость – свобода обмена национальной валюты внутри страны для обеспечения внешнеэкономических расчетов резидентов страны с нерезидентами.
Свободная торговля и протекционизм
Природа свободной торговли
Свободная торговля — это торговля между странами без каких-либо ограничений.
Благодаря свободной торговле, базирующейся на принципе сравнительных издержек, мировая экономика может достигнуть более эффективного размещения ресурсов и более высокого уровня материального благосостояния. Структура ресурсов и уровень технологических знаний каждой страны различны.
Следовательно, каждая страна может производить определенные товары с разными реальными издержками. Каждая страна должна: 1) производить те товары, издержки производства которых относительно ниже издержек в других странах, и 2) обменивать товары, на которых она специализируется, на те продукты, издержки производства которых в данной стране выше относительно других стран. Если каждая страна будет поступать таким образом, то мировая экономика может в полной степени использовать преимущества географической и человеческой специализации. Иначе говоря, каждая свободно торгующая страна может получить больший реальный доход от использования того объема ресурсов, которыми она располагает.
Если страны не могут свободно торговать, они должны перебросить ресурсы с эффективного (с низкими издержками) их использования на неэффективное в целях удовлетворения своих разнообразных потребностей.
Побочная выгода от свободной торговли заключается в том, что последняя стимулирует конкуренцию и ограничивает монополию.
Возросшая конкуренция иностранных фирм заставляет местные фирмы переходить к производственным технологиям с наиболее низкими издержками. Это также вынуждает их вводить новшества и держать руку на пульсе технического прогресса, повышая качество продукции и используя новые методы производства и таким образом содействовать экономическому росту. Свободная торговля предоставляет потребителям возможность выбора из более широкого ассортимента продукции.
Причины, по которым следует отдать предпочтение свободной торговле, в сущности, те же, по которым необходимо стимулировать конкуренцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что подавляющее большинство экономистов оценивают свободную торговлю как экономически обоснованное явление.
В пользу свободной торговли выдвигаются чрезвычайно веские аргументы (см. рис. 40.1):
Довод в пользу свободной торговли основан на том, что международная специализация в соответствии с законом сравнительного преимущества дает возможность повысить производительность труда. Это способствует увеличению объема мирового производства, и все страны оказываются в состоянии повысить жизненный уровень. Экономисты-либералы считают, что свободная торговля между странами с различными уровнями жизни является наиболее взаимовыгодной:
А эффективное производство всегда лучше неэффективного; в условиях свободной торговли заработная плата в каждой стране имеет тенденцию повышаться в экспортных отраслях, а не снижаться до уровня отраслей с низкой эффективностью, производящих товары, которые страна импортирует.
Введение таможенных пошлин (т. е. налога — тарифа) на импортные товары и услуги принципиально изменяет природу свободной торговли и приводит к формированию торговли таможенной защиты, или протекционизма.
Протекционизм: экономические доводы в его пользу
Тариф на импорт вводится с целью защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Иногда государство идет на ограничение экспорта, т. е. устанавливает тариф на экспорт.
Тариф на экспорт вводится с целью предложения поддержания определенных товаров и услуг на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета. Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной жономикой. Промышленно развитые страны используют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено Конституцией.
Экспортный тариф является как бы зеркальным отражением импортного тарифа с той лишь разницей, что здесь основные потери несут не потребители, а производители.
Следует отметить, что экспортный тариф, так же как и импортный, может быть оптимальным, т. е. обеспечивающим рост благосостояния стране-экспортеру, обладающей монопольной властью как продавец данного товара на мировом рынке. Анализ оптимального экспортного тарифа может быть проведен по той же схеме, что и при рассмотрении оптимального импортного тарифа.
Сторонники протекционизма предлагают ряд веских доводов в пользу введения таможенных тарифов (см. рис. 40.1):
1. Тарифы могут способствовать снижению безработицы.
Нельзя отрицать, что политика высоких тарифов на короткое время может увеличить занятость, пока другие нации не примут ответных мер. В то же время таможенные пошлины вызывают такой рост стоимости жизни, который перекрывает увеличение денежной заработной платы, и поэтому реальная заработная плата может падать.
2. Тарифы могут способствовать диверсификации производства, что существенно уменьшает риск от изменений условий торговли. Например, страна полностью специализируется на производстве одного или немногих товаров. Но что произойдет, если цены на эти товары упадут? В этом случае экономике «каюк», так как подобные изменения в условиях торговли сильно нарушают устойчивость экономики этой страны. Чтобы избежать опасностей, связанных с «монокультурой», экономисты рекомендуют ввести тарифы.
3. Тарифы на импорт могут обеспечить рост «новым отраслям». Согласно этой точке зрения тарифы могут положить начало развитию новых отраслей в экономике. Сталкиваясь с иностранной конкуренцией, новые отрасли не в силах выдержать первоначальный период развития. Но если дать им передышку, то, вероятнее всего, со временем они наберут силу. А после того как отрасль встанет на ноги, она делается настолько эффективной, что издержки и цены, которые первоначально росли, фактически будут снижаться.
Этот довод имеет большее значение для развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Экономисты считают, что эти страны находятся еще «в спячке». В связи с этим «молодая экономика» нуждается как бы «в опеке» со стороны разумной тарифной политики. Доводы о необходимости защиты новых отраслей, или молодой экономики, вовсе не противоречат принципу сравнительного преимущества.
4. Тарифы на импорт могут ускорить формирование экономически желательных долговременных тенденций, присущих развитой экономике.
5. Тарифы на импорт выгодны для частного бизнеса. Поэтому предприниматели нередко прибегают к прямому подкупу правительственных чиновников. Почему? Потому, что свободная торговля приносит небольшую пользу всем, тогда как протекционизм крайне выгоден лишь немногим. В связи с этим они развивают политическую активность в защиту своего дела. А справедливее было бы агитировать за эффективную структуру национальной специализации и торговли, от которой все население страны получало бы общую экономическую выгоду.
6. Таможенные пошлины на импорт увеличивают прямые налоговые поступления в государственный бюджет. Это же прекрасно!
В целом политика протекционизма в определенной период времени способствует росту отечественного производства.
Экономические доводы против политики протекционизма
Наряду с экономическими доводами в пользу протекционизма имеют место экономические доводы против политики протекционизма.
Противники протекционизма предлагают следующие доводы не в его пользу (см. рис. 40.1):
1) сокращение импорта косвенно уменьшает экспорт отечественных товаров и услуг;
2) изоляция от внешней торговли уменьшает общий объем реального дохода;
3) тарифы на импорт не способствуют выравниванию издержек производства внутри страны и за границей. Хотя выгода, получаемая от внешней торговли, всецело основана на различиях в издержках, тем не менее ввоз товаров и услуг производственного назначения будет способствовать снижению национальных издержек и выравнивать их с затраченными издержками;
4) введение тарифа может сократить занятость и доходы отдельных категорий рабочих. Этого никто не отрицает. Поскольку рабочая сила представляет собой важный и гибкий фактор производства, то представляется, что одни рабочие проигрывают, а другие выигрывают от сужения внешней торговли;
5) введение тарифов на импорт в качестве ответной меры обычно вызывает еще большее повышение пошлин со стороны других стран и только в редких случаях может служить эффективным орудием для взаимного снижения пошлин.
Аргументация вышеизложенных доводов противоречит экономической теории сравнительного преимущества. И вот почему.
Каждая нация получает выгоды от торговли благодаря специализации, отказываясь от некоторых видов деятельности и переключая свои ресурсы в такие сферы, где имеются сравнительно большие преимущества. Мощь экспортных отраслей и правильная фискальная и денежная политика способны сохранить широкие возможности для поддержания общей занятости, так что нация со спокойной совестью может стремиться к увеличению реального дохода, которое станет возможным благодаря специализации в соответствии с принципами сравнительного преимущества
Таможенный союз
Одним из направлений развития внешней торговли является создание зон свободной торговли, или таможенных союзов.
При создании таможенных союзов участвующие в нем страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но каждая сохраняет свой уровень таможенной защиты по отношению к другим странам.
Присоединение стран к таможенному союзу может принести как выигрыш, так и проигрыш. Такой неоднозначный результат закономерен, поскольку вступление в таможенный союз сопровождается расширением торговли со странами-партнерами по союзу и одновременным свертыванием торговли с другими странами.
Выиграет страна или проиграет от присоединения к таможенному союзу, зависит от того, какой эффект будет преобладать: эффект расширения или эффект свертывания торговли.
Экономическая интеграция — важное средство либерализации торговли. Самым ярким примером является Европейский Союз, образованный из трех сообществ: Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), или «Общий рынок», Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). В Европейском Союзе отменены внутренние торговые барьеры, применяется общая система пошлин в отношении развивающихся стран и предусматривается свобода движения рабочей силы и капитала. В 1947 г. было создано Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ): а) с целью стимулирования применения недискриминационного режима для всех торгующих стран; б) для снижения уровня пошлин; в) для устранения импортных квот.
В последние годы в некоторых странах, особенно с переходной экономикой, наблюдается возрождение протекционизма, однако эмпирические данные показывают, что издержки протекционистской политики перевешивают ее выгоды.
Неудивительно, что либеральные экономисты единодушно возражали против крайне высоких тарифных пошлин и одобряли торговые соглашения, которые имеют своей целью снижение торговых барьеров.