Что такое свободные дети

«Свободный» ребенок

Если в «удобном» подходе в паре «мать-дитя» главной назначается мама, то в случае «свободного» способа воспитания акцент смещается на ребенка. С его мнением считаются, его потребности ставятся на первое место, мир родителей крутится вокруг малыша. В этом варианте не ребенок подстраивается под родителей, а наоборот.

Больше всего родители обеспокоены психологическим состоянием ребенка. Главное – комфорт малыша, интересы же родителей отходят на второй план. Такие родители очень внимательны и заботливы. Они не склонны к запретам и контролю. Мамы и папы очень боятся травмировать психику ребенка, а воспитание видится ими как процесс раскрытия личностного потенциала. Культ независимости и свободы личности, принятый в мире взрослых, переносится на малыша.

Противники этого подхода называют такой стиль воспитания попустительским (в более мягком варианте – либеральным). Они говорят о том, что личность как таковая еще даже не сформировалась, чтобы с ней считаться. На что получают незамедлительный ответ от адептов «свободного» подхода: «Личность вообще созревает к двадцати восьми годам, что же теперь, игнорировать ее до этого возраста?» Словом, споров, как всегда, ведется много.

Тем не менее забота о ребенке в ущерб интересам родителей – один из недостатков «свободной» системы воспитания. Ведь именно в этом случае становится возможным утрата собственной личности матери. К недостаткам этого подхода можно отнести и родительские «вольности» и огрехи в интерпретации сигналов ребенка – а вдруг малыш имел в виду вовсе не то, что подумала мама? К тому же может случиться так, что ребенок с детства привыкнет быть в центре внимания и у него не сформируется ни самостоятельности, ни уважения к потребностям других.

Несмотря на недостатки, сейчас «свободное» воспитание становится все более популярным. Может быть, оттого, что нынешние родители воспитывались в «удобной» системе и на себе прочувствовали ее изъяны.

Или потому, что преимущества «свободного» подхода кажутся очень весомыми.

Ощущение себя как ценного человека, достойного уважения и принятия, базируется на отношении родителей и других взрослых, участвующих в процессе воспитания. Если личность игнорируется, если человек с самого детства привыкает к бестактному обращению и хроническому нарушению психологических границ, то велика вероятность, что у такого человека сформируется глубокое убеждение в собственной «плохости» и никчемности. Более того: он будет и дальше выбирать себе окружение, которое раз за разом будет подтверждать эту установку. Когда в семье господствует «свободный» стиль воспитания, у ребенка постепенно формируется отношение к себе как к любимому, достойному человеку.

Например, в семье некоей девочки было принято смеяться над детьми, насмехаться над их попытками достигать успеха. Обидно, чего уж. И, казалось бы, глубокая обида на родителей должна была привести девочку к мысли о том, что безопасно ей будет там и с теми, где не принято насмехаться.

Но в реальности происходит нечто другое. Девочка выросла в женщину, но тепло и принятие ее как будто пугают. Она одновременно хочет и не хочет быть ценной. Она выбирает партнеров, которые тыкают в ее недостатки. Она делает досадные ошибки и попадает в нелепые ситуации. Такие, чтобы над ней продолжали смеяться.

В ее бессознательном сидит установка: «безопасность – это когда над тобой хихикают, когда не ценят и не воспринимают всерьез». Головой-то женщина может думать совсем по-другому. Но живет так, чтобы оставаться в этой привычной с детства «безопасности». Она знает, как выживать в насмехающемся мире, а как жить в мире, где ею восхищаются, женщине неведомо.

Если же ребенка растили в атмосфере принятия и уважения, то есть шанс, что во взрослой жизни он будет искать (и находить) именно такие отношения.

Внимательное и бережное отношение к ребенку способствует развитию теплых отношений в семье. Ребенок чувствует себя в безопасности, ощущает, что он любим, и не боится доверять маме, и ему нет нужды отгораживаться от нее или что-то скрывать.

Избавление от чувства вины

«Свободный» подход к воспитанию, как ни парадоксально, очень помогает маме. Конечно, со стороны заметить это сложно: свои желания она все-таки оставляет «за кадром», сосредоточившись на потребностях ребенка. Кажется, что такие женщины совсем забывают о себе.

Но вместе с тем, придерживаясь «свободного» стиля, мама получает очень весомое преимущество для себя – возможность справиться с чувством вины. Многие родители знают: это чувство настолько токсично, что можно пожертвовать чем угодно, лишь бы в нем не вариться. Ощущать себя «плохим», строгим, нечувствительным родителем мало кому хочется. А «свободный» подход заметно снижает мамину тревогу по этому поводу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

НУЖЕН ЛИ МНЕ СВОБОДНЫЙ БРАК?

НУЖЕН ЛИ МНЕ СВОБОДНЫЙ БРАК? Здравствуйте, уважаемый Андрей Владимирович! Обращаюсь к вам в связи со сложной ситуацией. Я замужем 1 год (вместе мы 2 года). Примерно через год после начала отношений чувства начали остывать, однако замуж я все равно вышла. Муж очень любит меня,

Свободный стиль сеанса

Свободный стиль сеанса В с определенный момент в моей карьере фасилитатора, я обнаружил, что все больше и больше использую немного другой стиль процессинга, чем раньше. Менее жесткий и запланированный, более гибкий и непредсказуемый. Это, конечно, совсем не ново и совсем

Свободный и Приспособившийся Ребенок

Свободный и Приспособившийся Ребенок Растущий ребенок принимает решения на основе своих потребностей и желаний. Он принимает решения и в соответствии со своим пониманием того, каких решений ждут от него другие. Например, если он получает позитивные поглаживания за

«Пай-мальчики» и «гадкие утята» (Застенчивый ребенок, или ребенок, которого не слышно)

«Пай-мальчики» и «гадкие утята» (Застенчивый ребенок, или ребенок, которого не слышно) «Почему, когда приходят гости, Костик наш краснее помидора?» (Алена, 5 лет)Конечно же, в сравнительном аспекте с агрессивностью ребенка застенчивость покажется Вам благом. Застенчивый

Свободный подход

Свободный подход После этого он сообщил классу, что принес с собой много материалов – ксерокопий, брошюр, статей, книг, раздал нам список книг, рекомендуемых для чтения. Ни разу он не дал понять, что ожидает, что студенты будут читать или заниматься чем-то еще. Насколько я

Направляемый и свободный сон наяву

Направляемый и свободный сон наяву Необходимо отказаться от благосклонных высказываний в адрес направляемого сна наяву. Я уже говорил о том, что лечение, которому я себя подверг пятьдесят лет назад, страдая серьезными проблемами личностной идентификации, оказалось

Право на свободный секс

Глава 14 Уверенный и свободный

Глава 14 Уверенный и свободный Дети, к которым внимательны в семье, выйдут в жизнь и будут внимательны к другим. В этой, последней главе мы подведем итоги и обобщим все самое важное для укрепления самооценки ребенка и подростка. Мы выделим пять заповедей осознанного

1.2. Воля как свободный выбор

1.2. Воля как свободный выбор Голландский философ Б. Спиноза понимал борьбу побуждений как борьбу идей. В связи с этим для него разум и воля были одним и тем же. Воля у Спинозы выступает как осознание внешней детерминации, которая субъективно воспринимается в качестве

Игра «Свободный полет»

Игра «Свободный полет» Очередная наша игра из длительного списка в несколько наименований снова позволит нам поиграть с женщинами в то, что называется «ее бессознательное*» (сноска: давай притворимся, что оно есть, хотя точных доказательств существования разума у женщин

Свободный доступ к информации

Свободный доступ к информации Пациенты и врачи могли бы принимать более правильные решения, если бы были лучше информированы. Но те, кто ищет нужную информацию, не всегда могут получить к ней доступ или правильно ее понять. Как будет показано в следующей главе,

Любовь и свободный выбор

Любовь и свободный выбор Последняя стадия противостояния Гавейна и Рагнели начинается после того, как Гавейн впервые обнял ведьму. Он видит в своей жене потенциал для проявления наполненной жизненной силой фемининности (принцессу), но сталкивается с выбором. Выбор – это

«Свободный» ребенок

«Свободный» ребенок Если в «удобном» подходе в паре «мать-дитя» главной назначается мама, то в случае «свободного» способа воспитания акцент смещается на ребенка. С его мнением считаются, его потребности ставятся на первое место, мир родителей крутится вокруг малыша. В

Источник

Структура Внутреннего Ребенка. Как сделать Внутреннее Дитя счастливым?

Для консультации со специалистом, заполните форму ниже

Многие из Вас уже слышали или читали о том, что одним из состояний «Я» человека является Внутренний Ребенок или Дитя. Первым это провозгласил Эрик Берн основатель структурного и сценарного анализа. Но мало кто знает, что наше Внутреннее Дитя имеет свою структуру и состоит из 2-х разных по характеру «частей». Каждая из них нуждается от нас в особого рода разрешениях и запретах, чтобы стать немножечко счастливее.

Не забывайте о том, что вы всегда можете работать с психотерапевтом. Он поможет разобраться с вашими страхами и запретами.

Структура нашего Внутреннего Ребенка.

Итак, 2 части Внутреннего Ребенка, о которых речь пойдет ниже — это Адаптивное Дитя и Свободное Дитя. Каждая из этих 2-х частей нашего Внутреннего Дитя, может быть выражена в «+» и в «-«. То есть несет как положительные, так и отрицательные черты для нашей личности.

Адаптивное Дитя.

Действует, руководствуясь потребностями других людей. Выражает себя посредством заученных форм поведения, призванных соответствовать желаниям окружающих. Другими словами подчиняется правилам и нормам. Очень похожи на своих реальных прототипов — это смирные, послушные, тихие и «забитые», малоэмоциональные дети. Мало что себе позволяет в жизни.

Адаптивное Дитя в «+». Демонстрирует уважение к другим людям, проявляет искреннее внимание к мнению других, деликатен. Воспитан, доброжелателен, как говорится «мухи не обидит».

Адаптивное Дитя в «-«. Иногда склонен к бунтарскому поведению, особенно, когда терпение его дошло до края. Не находит мужества отстоять свое мнение, часто прибегает к уступкам. Не прявляет в работе энтузиазма и творчества. Занимает «ведомую» позицию в отношениях.

Человек, у которого в структуре Внутреннего Ребенка преобладает Адаптивное Дитя, излишне уступчив и неуверен в себе. Мало проявляется в обществе и ведет замкнутую жизнь. Боится сделать неправильное действие и поэтому предпочитает не действовать вообще.

Свободное Дитя.

Действует, руководствуясь собственными потребностями и желаниями. Характерны: спонтанность, страх, гнев, творчество, радость и печаль. Чувства проявляет спонтанно, ведет себя свободно от мнения других — сильных мира сего. Это творческая натура, живая и подвижная. Много позволяет себе в жизни.

Свободное Дитя в «+». Свободное самовыражение, творчество, интимность, уверенность в собственных силах. Такой человек спонтанен, харизматичен и сохраняет страсть к игре, забавам до конца жизни.

Свободное Дитя в «-«. Удовлетворение лишь собственных спонтанно возникающих желаний, эгоцентричность, неучтивость. Такой человек в карьере «идет по головам». Может нахамить, наорать. Часто игроман и любитель приключений, острых ощущений.

Оптимальная структура Внутреннего Дитя, соответствующая счастью.

Сам Берн и его последователи считали, что оптимальна такая Структура Внутреннего Ребенка в гармоничной структуре личности, которая содержит примерно равные части Адаптивного и Свободного Дитя в «+», с небольшим преобладанием последнего. Такое сочетание обеспечивает человеку гармоничную и счастливую жизнь. Этот человек хорошо «встраивается в социум», поскольку умеет действовать по правилам (Адаптивное Дитя в»+»). В тоже время, он не упускает возможностей, которые подкидывает жизнь. Он буквально творит свою жизнь сам (Свободное Дитя в «+»).

Обычно, если человек идет на консультацию к психологу с запросом, «как мне стать уверенным человеком», это косвенно может говорить о том, что у него в структуре внутреннего Дитя преобладает Адаптивное Дитя, в основном в «-«.

Если человек все время оказывается за бортом социума, его часто увольняют с работы (по причине конфликта), или он живет на грани закона, то скорее всего в его структуре Дитя преобладает Свободное Дитя в «-«.

Как сделать Внутреннее Дитя счастливым?

Самый общий ответ на этот вопрос: необходимо работать над гармонизацией структуры Внутреннего Ребенка. Минусы убирать, полюсы усиливать. Если есть дисгармония в сторону Адаптивного Дитя — посещать группы личностного роста и тренинги уверенного поведения. Если преобладает Свободное Дитя, особенно в «-«, тоже без психолога непросто разобраться.

Для начала, определите, каково соотношение Адаптивного и Свободного Дитя в структуре Вашего Внутреннего Ребенка. Что в «-«, а что в «+», чего больше, а чего меньше. Напишите в комментариях, каково соотношение «частей» Внутреннего Дитя в структуре Вашей личности.

Если в ней больше Адаптивного Дитя, учитесь говорить «нет», просить поддержку и развивайтесь в поле Ваших потребностей и желаний. Составьте список желаний и начинайте последовательно их осуществлять. Позвольте себе играть и баловаться. Отпускайте внутренние запреты и правила. Нарабатывайте более гибкие собственные законы жизни. Короче поменьше запретов и побольше позволений.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Изменение реальности Популярный пост 1. Вам нужно се.

Обвисшие щеки: кулак и 10 минут чтобы вернуть лицо на место. Народные Средств.

Рубрики

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Как сделать дитя счастлвым. Адаптивный и свободный ребенок. ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ КОНТРОЛИРУЮЩИЙ И ВОСПИТЫВАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ

Автор: Александр Молярук

Многие из Вас уже слышали или читали о том, что одним из состояний «Я» человека является Внутренний Ребенок или Дитя. Первым это провозгласил Эрик Берн основатель структурного и сценарного анализа. Но мало кто знает, что наше Внутреннее Дитя имеет свою структуру и состоит из 2-х разных по характеру «частей». Каждая из них нуждается от нас в особого рода разрешениях и запретах, чтобы стать немножечко счастливее.

Структура нашего Внутреннего Ребенка.

Итак, 2 части Внутреннего Ребенка, о которых речь пойдет ниже — это Адаптивное Дитя и Свободное Дитя. Каждая из этих 2-х частей нашего Внутреннего Дитя, может быть выражена в «+» и в «-«. То есть несет как положительные, так и отрицательные черты для нашей личности.

Адаптивное Дитя.

Действует, руководствуясь потребностями других людей. Выражает себя посредством заученных форм поведения, призванных соответствовать желаниям окружающих. Другими словами подчиняется правилам и нормам. Очень похожи на своих реальных прототипов — это смирные, послушные, тихие и «забитые», малоэмоциональные дети. Мало что себе позволяет в жизни.

Адаптивное Дитя в «+». Демонстрирует уважение к другим людям, проявляет искреннее внимание к мнению других, деликатен. Воспитан, доброжелателен, как говорится «мухи не обидит».

Адаптивное Дитя в «-«. Иногда склонен к бунтарскому поведению, особенно, когда терпение его дошло до края. Не находит мужества отстоять свое мнение, часто прибегает к уступкам. Не прявляет в работе энтузиазма и творчества. Занимает «ведомую» позицию в отношениях.

Человек, у которого в структуре Внутреннего Ребенка преобладает Адаптивное Дитя, излишне уступчив и неуверен в себе. Мало проявляется в обществе и ведет замкнутую жизнь. Боится сделать неправильное действие и поэтому предпочитает не действовать вообще.

Свободное Дитя.

Действует, руководствуясь собственными потребностями и желаниями. Характерны: спонтанность, страх, гнев, творчество, радость и печаль. Чувства проявляет спонтанно, ведет себя свободно от мнения других — сильных мира сего. Это творческая натура, живая и подвижная. Много позволяет себе в жизни.

Свободное Дитя в «+». Свободное самовыражение, творчество, интимность, уверенность в собственных силах. Такой человек спонтанен, харизматичен и сохраняет страсть к игре, забавам до конца жизни.

Свободное Дитя в «-«. Удовлетворение лишь собственных спонтанно возникающих желаний, эгоцентричность, неучтивость. Такой человек в карьере «идет по головам». Может нахамить, наорать. Часто игроман и любитель приключений, острых ощущений.

Человек, у которого в структуре Внутреннего Ребенка преобладает Свободное Дитя, имеет живой и творческий характер. В поведении свободен и спонтанен. Склонен к риску, поэтому часто занимает «лидирующую» позицию, занимается предпринимательской деятельностью.

Оптимальная структура Внутреннего Дитя, соответствующая счастью.

Сам Берн и его последователи считали, что оптимальна такая Структура Внутреннего Ребенка в гармоничной структуре личности, которая содержит примерно равные части Адаптивного и Свободного Дитя в «+», с небольшим преобладанием последнего. Такое сочетание обеспечивает человеку гармоничную и счастливую жизнь. Этот человек хорошо «встраивается в социум», поскольку умеет действовать по правилам (Адаптивное Дитя в»+»). В тоже время, он не упускает возможностей, которые подкидывает жизнь. Он буквально творит свою жизнь сам (Свободное Дитя в «+»).

Обычно, если человек идет на консультацию к психологу с запросом, «как мне стать уверенным человеком», это косвенно может говорить о том, что у него в структуре внутреннего Дитя преобладает Адаптивное Дитя, в основном в «-«.

Если человек все время оказывается за бортом социума, его часто увольняют с работы (по причине конфликта), или он живет на грани закона, то скорее всего в его структуре Дитя преобладает Свободное Дитя в «-«.

Как сделать Внутреннее Дитя счастливым?

Самый общий ответ на этот вопрос: необходимо работать над гармонизацией структуры Внутреннего Ребенка. Минусы убирать, полюсы усиливать. Если есть дисгармония в сторону Адаптивного Дитя — посещать группы личностного роста и тренинги уверенного поведения. Если преобладает Свободное Дитя, особенно в «-«, тоже без психолога непросто разобраться.

Для начала, определите, каково соотношение Адаптивного и Свободного Дитя в структуре Вашего Внутреннего Ребенка. Что в «-«, а что в «+», чего больше, а чего меньше. Напишите в комментариях, каково соотношение «частей» Внутреннего Дитя в структуре Вашей личности.

Если в ней больше Адаптивного Дитя, учитесь говорить «нет», просить поддержку и развивайтесь в поле Ваших потребностей и желаний. Составьте список желаний и начинайте последовательно их осуществлять. Позвольте себе играть и баловаться. Отпускайте внутренние запреты и правила. Нарабатывайте более гибкие собственные законы жизни. Короче поменьше запретов и побольше позволений.

Если в ней избыточно Свободного Дитя, изучайте деловой этикет. Учитесть учитывать желания и потребности другого человека. Учитесь уступать и иногда соглашаться с мнением окружающих. Посетите тренинг планирования и ассертивного поведения. Походите на йогу или цигун. Развивайте усидчивость. Если Вы предприниматель, вместо того чтобы «изобретать велосипед», изучите бизнес-системы, которые уже созданы до Вас и успешно функционируют в мире бизнеса.

Итак, жду Ваших комментариев и вопросов.

Прочитайте лучшие материалы психолога счастья на эту тему!

Глава 3. Функциональный анализ эго-состояний

В этой книге и следующей главе мы рассмотрим более подробные варианты модели эго-состояний, которые анализирует эго-состояния в терминах структуры или функции.

Структурная модель показывает, что из себя представляет каждое эго-состояние. Функциональная модель делит эго-состояния на части с тем, чтобы показать как мы их используем.

СТРУКТУРА = “ЧТО” = СОДЕРЖАНИЕ

ФУНКЦИЯ = “КАК” = ПРОЦЕСС

Функциональная модель более удобна для понимания при первом знакомстве, поэтому мы рассмотрим ее в первую очередь (см.рис. 3.1.).

Что такое свободные дети. Смотреть фото Что такое свободные дети. Смотреть картинку Что такое свободные дети. Картинка про Что такое свободные дети. Фото Что такое свободные дети

Рис. 3.1. Функциональный анализ эго-состояний

Адаптивный ребенок и свободный ребенок

Представите себе, что я нахожусь в эго-состоянии Ребенка. Я поступаю, думаю и чувствую как я это делал в детстве.

Когда я был ребенком, я в течении длительного времени адаптировался к требованиям родителей или парентальных фигур. Для того, чтобы нормально жить я научился быть вежливым с соседями, хотя, возможно, они мне не очень-то и нравились. Когда я хотел высморкаться, я пользовался носовым платком, а не рукавом, хотя рукавом было удобнее. Очень рано в жизни я понял, что отцу я больше нравлюсь спокойным, поэтому, когда он был поблизости, я по большей части вел себя спокойно. Матери нравилось, когда я смеялся и, по-видимому, не нравилось, когда я плакал и сердился. Поэтому, когда я был с матерью, я большую часть времени смеялся, даже тогда, когда мне было грустно и хотелось плакать или я сердился и хотел накричать на нее.

* В связи с тем, что слово “ребенок” более нейтрально по своей окраске по сравнению со словом “дитя”, в тексте мы будем использовать термин “ребенок”, а в диаграммах с целью избежать путаницы с “родителем” (Р) будем обозначать “ребенка” как “Д”. (Прим. перев.)

Теперь, будучи взрослым, я часто проигрываю эти способы поведения, которым я решил следовать ребенком для того, чтобы оправдать ожидания родителей. Когда я поступаю подобным образом, я нахожусь в части Адаптивного Ребенка моего эго-состояния Ребенка.

В моем детстве были случаи, когда я восставал против этих правил и ожиданий, которые мои родители, возможно, навязывали мне. Когда Отец поворачивался спиной, я делал рожи маленькой соседской девочке. А иногда, когда я был сам по себе, я хорошенько сморкался в рукав просто потому, что я устал пользоваться этим носовым платком. Временами мне было так плохо от того, что надо постоянно смеяться в присутствии матери, что я хмурился весь день, просто чтобы показать ей.

Когда я поступаю подобным образом, я как-будто бы переворачивал наизнанку правили моих родителей. Вместо того, чтобы адаптироваться к их ожиданиям, я старался изо всех сил сделать все наоборот.

Когда я бунтую подобным образом, я, тем не менее, все еще следую детским правилам. Следовательно я все еще в эго-состоянии Адаптированного Ребенка.

Некоторые ранние авторы ТА изображали бунтарство отдельным эго-состоянием, которое они назвали Бунтующим Ребенком. В современных источниках также можно встретиться с этим названием. В нашей книге мы будем следовать более принятому названию в современной практике и рассматривать бунт как часть набора поведений Адаптированного Ребенка.

Иногда в своем детстве я поступал независимо от родительского давления. В этом случае я ни адаптировался к ожиданиям родителей, ни бунтовал против них. Я просто вел себя так, как хотел. Когда моя домашняя мышка умерла, я плакал, потому что расстроился. Когда моя маленькая сестренка толкнула меня, я рассердился и тоже толкнул ее. Мне доставало удовольствие много читать и разгадывать кроссворды, а не радовать родителей по пустякам.

Когда я, будучи взрослым человеком, нахожусь в эго-состоянии Ребенка, я иногда веду себя также свободно, как в детстве. В этом случае я нахожусь в части Свободного Ребенка моего эго-состояния Ребенка. Иногда для описания этой части эго-состояния используется термин Естественный Ребенок.

Таким образом в функциональной модели эго-состояние Ребенка подразделяется на Адаптивного Ребенка и Свободного Ребенка, при этом круг Ребенка поделен на две части (см.рис. 3.1.).

ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ АДАПТИВНЫЙ РЕБЕНОК

Будучи взрослыми, мы все достаточно много времени находимся в Адапривном Ребенке. Мы следуем тысячам правил о том, как жить и быть принятым в этом мире. В повседневной жизни мы сознательно не задумываемся об этих правилах прежде, чем им следовать. Прежде, чем перейти улицу я смотрю направо и налево, поступая так, как советовал мне отец и учителя, когда я впервые самостоятельно пошел в школу. Когда я сижу за столом во время обеда и хочу овощей, я говорю “пожалуйста”. Будучи ребенком, я научился делать так автоматически потому, что я правильно усвоил истину о том, что люди могут посчитать меня “грубым”, если я не поступаю подобным образом. А если они сочтут меня грубым, мне потребуется больше времени, чтобы получить овощи.

В этих случаях поведения нашего Адаптивного Ребенка работают на нас. Проигрывая следующие за правилами паттерны, мы часто без труда достигаем желаемого для себя и других людей. При этом мы сохраняем большое количество умственной энергии. Вообразите, что было бы, если бы каждый раз, садясь за стол, надо было думать о правилах поведения за столом!

Или, возможно, я решил в детстве, что показывать себя перед другими людьми небезопасно. Возможно, меня отшлепала Мать за то, что я “выставляюсь”. Возможно, мои сверстники дразнили меня, когда я читал стихотворения в классе. А сейчас, будучи взрослым, если меня попросят выступить перед людьми, я могу покраснеть, начать заикаться и мямлить, при этом смущаясь и говоря себе: “Я никудышный оратор!”. В реальности здесь и теперь я совершенно свободно могу выступить перед людьми и в этой ситуации для меня нет никакого риска.

Все мы какую-то часть времени проявляем паттерны поведения негативного Адаптивного Ребенка. Далее в книге вы узнаете почему. Цель изменения личности в ТА заключается в замене этих старых неэффективных паттернов на новые, которые полностью используют наши возможности выбора, как взрослых людей.

ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ СВОБОДНЫЙ РЕБЕНОК

Поведения Свободного Ребенка можно также классифицировать как позитивные (ОК) и негативные (не ОК). Фраза “Я в Свободном Ребенке” означает, что я веду себя, не обращая внимания на Родительские правила или ограничения. Иногда они могут быть продуктивными и стимулирующими для меня как взрослого человека и потому классифицируются как позитивные. Например, предположим, что, будучи ребенком, я решил приспособиться к своим родителям, никогда не показывая, что сержусь. Во взрослой жизни я могу, не осознавая этого, следовать той же самой стратегии. Закупорив свой гнев, я могу загрустить или испытывать физическое напряжение. Затем, возможно, в процессе терапии, я позволю себе выразить свое чувство гнева. Ударяя неистово по подушке, я наконец мобилизую нецензурированную энергию Свободного Ребенка, которую я сдержал в течение всех этих лет. После этого я, возможно, буду себя чувствовать лучше и более физически расслабленным.

Подобным образов многие из нас вступают во взрослую жизнь, продолжая сдерживать невыраженные чувства Ребенка, такие как грусть, боязнь или желание физического контакта. Когда мы выражаем эти эмоции в безопасной ситуации, мы используем позитивное поведение Свободного Ребенка.

В ряде случаев поведение Свободного Ребенка явно негативно. Если я громко рыгаю на торжественном обеде-приеме, то я удовлетворяю этим мои нецензирированные желания Ребенка. Однако социальные последствия, по-видимому, будут для меня менее желательными, чем если бы я сдержал отрыжку. В другой более серьезной крайности я могу проявить поведение негативного Свободного Ребенка, когда я на полной скорости еду на мотоцикле по переполненной машинами дороге, подвергая опасности свою жизнь и жизнь других людей.

0 Вспомните последние двадцать четыре часа. Отметьте случаи, когда вы были в позитивном Адаптивном Ребенке. Каким было ваше поведение в каждом случае? Можете ли вы вспомнить, какие детские ситуации вы проигрывали?

Контролирующий родитель и воспитывающий родитель

В других случаях мои родители оберегали и заботились обо мне. Мать крепко обнимала меня, Отец читал мне перед сном. Когда я упал и поранил коленку, один из моих родителей утешал меня и накладывал повязку. Когда я проигрываю поведения моих родителей, которые они проявляли, заботясь обо мне, я нахожусь в Воспитывающем Родителе (Заботливом Родителе).

Мы изображаем это двучленное деление функционального Родителя путем деления этого эго-состояния на две половины, как и в случае с Ребенком (см.рис.3.1).

ПОЗИТИВНЫЙ И НЕГАТИВНЫЙ КОНТРОЛИРУЮЩИЙ И ВОСПИТЫВАЮЩИЙ РОДИТЕЛЬ

Некоторые авторы по ТА различают позитивный и негативный подразделы в каждом из частей Родителя. (И снова термины “ОК” и “не ОК” иногда используются вместо указанных названий). Они утверждают, что мы находимся в позитивном Контролирующем Родителе в том случае, когда наши Родительские директивы по отношению к другим людям искренне направлены на из защиту или поддержание из здоровья. Доктор может приказать пациенту: “Бросьте курить! Курение пагубно для вас”. В этом случае он проигрывает одну из команд, которую он воспринял маленьким у своих родителей: “Не переходи улицу перед близко идущим транспортом!”.

Негативный Контролирующий Родитель описывает Родительские поведения, игнорирую другого человека. Босс, который кричит на свою секретаршу: “Вы опять сделали ошибку!”, возможно, воспроизводит тон и жесты раздраженного школьного учителя, который сказал ему тоже самое, когда тому было шесть лет.

Позитивный Воспитывающий Родитель заботится и помогает, исходя из позиции подлинного уважения к человеку, которому оказывается помощь. Негативный Воспитывающий Родитель означает то, что “помощь” оказывается с позиции превосходства, которая игнорирует другого человека. Поведение позитивного Воспитывающего Родителя может быть выражено в следующем обращении к коллеге по работе: “Тебе помочь? Если да, то дай мне знать”. Негативный Родитель подходит к своему коллеге и говорит: “Послушай, я помогу тебе в этом”, берет работу из его рук и сам ее делает. “Мать-благодетельница” является классическим примером негативного Воспитывающего Родителя.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *