Что такое свободные общинники в истории 6 класс
Община и свободные общинники
1. Община и свободные общинники.
Основным источником дохода князя помимо дани была военная добыча. Но уже в конце Xв появились княжеские села, хозяйство которых носило промысловый и коневодческий характер. Добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя.
С умножением числа дружинников дани стало не хватать. Князья стали посылать своих наместников-бояр на «кормление», передавая им право сбора дани в какой-либо волости. В отдельных случаях в виде своеобразного вознаграждения за службу князю отдельные села закреплялись за кормленщиком, переходя по наследству и превращаясь в вотчину.
Зарождению раннефеодальных отношений способствовали следующие факторы:
— увеличение численности княжеско-дружинной верхушки
— сокращение традиционных источников ее существования (дани, виры, военная добыча) и
угасание торгового пути «из варяг в греки» в конце XIв
— развитие земледелия и возрастание ценности пахотной земли
— появление возможности обеспечивать землю рабочей силой в связи с разложением общины и
увеличением численности различного рода социальных изгоев
— изменение стереотипов сознания и поведения дружинников, которые, с одной стороны, все
ценностью стали считать не движимое имущество, а землю.
3. Зависимое население.
Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась смердами. Они могла жить как в крестьянских общинах, которые несли повинность в пользу государства, так и в вотчинных. Те смерды. которые жили в вотчинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли личную свободу.
Главной формой эксплуатации различных категорий сельского населения в X-XIIвв была натуральная повинность. Как правило, дважды в год зависимые крестьяне отвозили своим хозяевам оговоренное количество продуктов, скотины, холстов и т.д.
Важным явлением в хозяйственной и политической жизни Древней Руси стало появление большого числа городов. Основной категорией населения в них были ремесленники и торговцы. Несмотря на усиление власти князя и бояр, сохранилась высокая роль вечевых органов власти. Городское вече ведало вопросами войны и мира, объявляло созыв ополчения, порой даже могло сменить князя. Право голоса на вечевых собраниях принадлежало боярам, иерархам церкви, богатым горожанам и купцам.
XI. Государственный строй и политическая жизнь в XIв.
И.Я.Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во второй половине XIв пришли города-государства с республиканской формой правления (вече).
Особенности раннефеодальной монархии проявлялись в сохранении элементов догосударственной системы организации общества, пришедших из эпохи военной демократии и ограничивавших княжескую власть:
1. Вече. Известно, что активно действовало в Новгороде на протяжении всего XIв и позднее. О его существовании в Киеве известно меньше.
Категории населения в Древней Руси
Древняя Русь – государство, которое существовало на политической карте мира в период с IX в. до первой половины XIII в. (если точнее, то до 1237 г., когда на территорию Руси вторглись монголо-татары). В это время уже было принято чёткое разделение населения на определённые группы.
Общество периода домонгольской Руси – раннефеодальное. В нём явно выделены прослойка привилегированных граждан и той части (численно составлявшей большинство), которая обладала минимумом прав и свобод, при этом обеспечивала верхушку материальными благами, необходимыми для жизни.
Источники сведений о населении
Население Древней Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.
Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.
Письменных свидетельств, позволяющих сделать точные выводы относительно состава и функций свободных и зависимых членов общества, осталось мало. Историки, выстраивающие концепции разделения древнерусского общества на группы с общими характеристиками, опираются главным образом на «Русскую Правду» и «Устав Владимира Мономаха».
«Русская Правда» представлена в трёх редакциях:
Названные выше документы — проверенные письменные источники, отразившие юридические нормы и принципы организации древнерусского общества.
При чтении и анализе этих документов можно не только узнать о видах преступлений и наказаний, но и проследить за тем, как формировалась административно-уголовная система. К представителям различных слоёв населения эти документы предъявляют разные требования и по-разному трактуют их права.
Группы населения в Древней Руси
Историки выделяют следующие группы населения Древней Руси по «Русской правде»:
Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».
С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).
Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.
В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).
Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).
Категории населения их положение
Киевский князь | Правящая верхушка общества. |
Дружина | Административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения. |
Старшая (бояре) | Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства. |
Младшая (отроки) | Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников. |
Духовенство | Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва. |
Зависимые крестьяне | Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды. |
Холопы (челядь) | Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду. |
Закупы | Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев. |
Рядовичи | Покоренные племена, платившие дань. |
Смерды | Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя |
Свободные и несвободные
Древнерусское общество делилось на 2 крупных группы: независимое (свободное) и зависимое (несвободное) население. Но прежде чем перейти к анализу каждой из них, стоит сказать несколько слов о фигуре, стоящей наособицу. Это князь.
Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга)
Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя)
Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)
Князь
Князь находился на самой верхушке, венчая собой, если допустимо такое определение, прослойку привилегированной феодальной знати. Князь обладал неоспоримыми имущественными правами. Он являл собой законодательную, судебную и исполнительную власть в последней инстанции.
Князь представлял интересы Руси во взаимоотношениях с другими государственными образованиями, заключал договоры. Он же устанавливал размер податей и дани. У князя было право на престолонаследие, то есть его дети и другие ближайшие родственники получали возможность занять престол после смерти князя, старшего в роду.
Князь имел широкие права, однако у него был достаточно высокий уровень личной ответственности за судьбу княжества.
Свободные граждане
Свободное население можно разделить на привилегированную верхушку и те слои, которые являлись основными налогоплательщиками.
Верхушка общества – это:
Представители верхушки владели большей частью собственности, распоряжались ею, обладали правом использования труда непривилегированной части населения. В то же время они несли обязанность оказывать помощь князю в управлении государством в мирное и военное время. Княжеские тиуны были наделены огромными полномочиями – собирали налоги, размер которых определялся князем.
Бедное население – это были городские жители, в частности мелкие купцы, ремесленники, в сельской местности – свободные общинники. Их личные и имущественные права защищались законом, они были независимыми людьми. Юридически они обладали почти теми же правами. что и представители высшей прослойки, но на практике часто оставались почти лишёнными голоса вследствие бедности. Именно на них лежало основное бремя по уплате налогов и сборов.
Сложным остаётся вопрос о смердах. Исследователи не выработали единой точки зрения на представителей этой категории. Одни полагают, что смерды были лично-свободными крестьянами, трудившимися на своей земле и платившими дань князю. Другие считают смердов полузависимыми, платившими дань в пользу князя. Точка зрения первых подтверждается тем, что личность и имущество смердов защищались так же, как личность и имущество свободного человека, что было зафиксировано документально.
Отдельная прослойка свободного населения – изгои. Эти люди по разным причинам (разорение, потеря семьи, совершение преступления и т.д.) оказывались лишёнными поддержки своего класса и автоматически спускались на самую низкую социальную ступень. Они существовали в нищете, но при этом обладали личной свободой.
Зависимое население
К зависимому населению относились:
Рядовичи заключали оговор (ряд) с господином, согласно которому временно попадали в положение холопов. После отработки долга они могли вернуться к положению свободных людей.
Челядь – это были рабы или холопы, не имевшие собственности. В сущности, они целиком и полностью зависели от хозяина-феодала. Они могли стать вольными в исключительных случаях, например, когда перед своей смертью феодал жаловал им свободу. Это была самая бесправная категория населения. В холопы попадали пленные, рождённые от женщины – «рабы», а также попавшие в долговую яму.
Кто такие закупы, пока не до конца понятно. Они имели какой-то долг и были вынуждены отрабатывать его. Они работали за «купу»: за зерно или землю. С одной стороны, их можно было приравнять почти к холопам, так как при совершении ими преступления отвечал за них тот, кто их нанимал. При этом закуп мог быть превращён в полного холопа. С другой стороны, закон защищал личность и имущество закупа, что автоматически причисляло последнего к свободным людям.
Анализируя состав населения Древней Руси, можно отметить, что в этот период княжество можно отнести к раннефеодальному обществу. Уже существует институт верховной власти, но ещё много расплывчатых понятий, ещё возможен достаточно свободный переход из одной категории в другую. Основной полнотой власти и имущественными правами обладала верхушка, а тяготы налогообложения несли бедные слои – крестьяне в селениях и ремесленники и торговые люди в городах.
Свободные общинники
#экономика
В ответ на упреки в утопических призывах к возрождению общинного хозяйства мы решили не писать программных заявлений, колонок и памфлетов, а просто посмотрели на успешно существующие и работающие на развитие земли общины как в России, так и не в России.
Деревни староверов в США, Канаде и Южной Америке
Владимир Рябушинский: «Славянофилам все представлялось, что олицетворение православного духа они могут найти в среднем “мужичке”; но не мужичок, часто слабенький, хныкающий, будущий любимец и радикального интеллигента, и Льва Толстого, вечно с именем Бога на языке, но чаще всуе; не он, а благочестивый, в Писании начитанный, немногословный мужик-хозяин, милостивый, но твердый, созидательно способный бросить не задумываясь плоды многолетних трудов, чтобы спасти свою веру и душу, он – отборное меньшинство – вот кто настоящий создатель и хранитель православного духа русской мужичьей стихии”.
Сельскохозяйственные общины в Палестине с идеологией сионизма, из которой выросла теперешняя ситуация, когда Израиль нас подкармливает сельскохозяйственными продуктами. Ничего, что в чистом истинном виде мошавы и кибуцы постепенно уходят в прошлое, зато их опыт колонизации и развития территорий, даже таких нечерноземных как в Израиле заслуживает внимательнейшего изучения. Собственно, экономическая модель мошава если не почерпнута, то повторяет русскую общину, но она удачно встроена в законодательство Израиля с организационной поддержкой на государственном уровне.
Родовые поместья, Россия
Квази-нью-эйдж движение, в котором стремящиеся к земле и всякой полезной экологии участники собираются и строят дома на более или менее дикой русской природе. Община основана по искусственному принципу элитарности. В новые поселенцы принимают не всех, а только кто понравится полным консенсусом. Действуют как НКО, на которое оформляется земля в пожизненное пользование с возможностью передачи по наследству.
Процветающая община, точнее, скорее коммуна левых идеалистов, которые купили старый агрокомплекс, организовали ферму и стали трудиться и процветать. Там несколько десятков участников, живущих на принципах эгалитаризма и экологической чистоты, вся трудовая и бытовая жизнь происходит коллективно, личная жизнь на либертарианской основе (община же левая), войти в общину не так просто – тут проявляется свойственный немцам фашистский элитаризм.
Община – долгожитель под Турином, названная как город в Египте в честь бога солнца. Естественно, ее основали мистики нью-эйджа под предводительством Оберто Арауди, который выбрал место не пересечении «линий синхронности». Поскольку нам больше интересна экономика, то про храм, сделанный по типу калейдоскопа явно не без воздействия элэсдэшных трипов, мы не будем. Сейчас община уже создала себе туристическое имя, но все еще продолжает заниматься органическим земледелием и животноводством, а также дизайном, экологической архитектурой и т.д.
Созданная левыми пассионариями, бежавшими из Австрии от неонацистов, в 1973 году в Лимане община на основах кооперативной жизни с коммунистическими идеалами теперь имеет филиалы в нескольких европейских странах, в том числе в Украине, и в Коста-Рике. Опять же, община началась с заброшенной фермы в форме производственного кооперативного общества по французскому законодательству. Община много занимается левым активизмом, а в экономике кормится собственным хозяйством, которым также и зарабатывает. Есть у общины и более или менее успешный фонд.
Финка Бельявиста, Коста-Рика
Общинник
Общинники (иначе люди, в единственном числе — «людин», отсюда — «простолюдин») являлись основным населением Древней Руси.
Свободный общинник имел право и возможность непосредственно участвовать в политической жизни и своим голосом на вече оказывать влияние на все важнейшие государственные решения.
См. также
Смотреть что такое «Общинник» в других словарях:
ОБЩИННИК — и (редк.) ОБЩИННИК, общинника, муж. (ист.). Крестьянин, член сельской общины. «Что такое современная русская община и кого она наипаче обеспечивает, общинников или Колупаевых?» Салтыков Щедрин (о Колупаевых кулаках). Толковый словарь Ушакова. Д.Н … Толковый словарь Ушакова
общинник — йомен Словарь русских синонимов. общинник сущ., кол во синонимов: 4 • йомен (2) • керл (4) … Словарь синонимов
Общинник — м. Член общины [община I 1.]. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
общинник — общинник, общинники, общинника, общинников, общиннику, общинникам, общинника, общинников, общинником, общинниками, общиннике, общинниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
общинник — общ инник, а … Русский орфографический словарь
общинник — (2 м); мн. общи/нники, Р. общи/нников … Орфографический словарь русского языка
общинник — а, ч., іст. Член общини … Український тлумачний словник
общинник — іменник чоловічого роду, істота … Орфографічний словник української мови
общинник — общ/ин/ник/ … Морфемно-орфографический словарь
общинник-земледелец — общинник земледелец, общинника земледельца … Орфографический словарь-справочник
Вопросы-ответы: §11. Средневековая деревня и её обитатели
Вопросы и ответы к §11 «Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и её обитатели» учебника Агибаловой, Донского «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс». Рекомендуется для проверки знаний после изучения.
План параграфа: 1. Господская земля и крестьянские наделы. 2. Феодалы и зависимые крестьяне. 3. Крестьянская община. 4. Как жили и трудились крестьяне. 5. Натуральное хозяйство, сословие.
Понятия и термины: Феодальное общество, феодальное право, вотчина, повинность, барщина, оброк, крестьянская община, лично зависимые крестьяне, натуральное хозяйство.
§11. Феодалы и крестьяне.
Средневековая деревня и её обитатели
(вопросы и ответы по изучаемой теме)
Вопрос № 1. Как называется хозяйство, в котором производится всё необходимое для жизни и почти ничего не продаётся и не покупается?
1) присваивающее; 2) натуральное; 3) товарно–денежное.
Правильный ответ: 2) натуральное.
Вопрос № 2. Какие работы включала барщина?
1) обработку крестьянами своих земельных наделов;
2) работу крестьянина на поле сеньора;
3) пошив крестьянином одежды и обуви для своей семьи.
Правильный ответ: 2) работу крестьянина на поле сеньора.
Вопрос № 3. Отметьте верное утверждение.
1) к XII веку в Западной Европе ещё не было зависимых крестьян;
2) к XII веку в Западной Европе только половина крестьян были свободными;
3) к XII веку в Западной Европе свободных крестьян почти не осталось.
Правильный ответ: 3) к XII веку в Западной Европе свободных крестьян почти не осталось.
Вопрос № 4. Плата зависимых крестьян феодалу продуктами своего труда или деньгами:
1) оброк, 2) выкуп, 3) барщина.
Правильный ответ: 1) оброк.
Вопрос № 5. Почему крестьяне вынуждены были нести повинности?
1) земля была собственностью феодала, а крестьянин пользовался наделом;
2) только часть земли принадлежала на правах частной собственности крестьянину;
3) потому что так делали их предки.
Правильный ответ: 1) земля была собственностью феодала, а крестьянин пользовался наделом.
Вопрос № 6. Установите соответствие между понятиями и их значением.
ПОНЯТИЯ: A) община, Б) вотчина, B) чересполосица.
ЗНАЧЕНИЕ: 1) наследственное феодальное земельное владение, 2) крестьянские земельные наделы, расположенные в разных местах, 3) объединение крестьян для ведения хозяйственных дел, поддержания порядка, взаимопомощи и др.
Краткий ответ: 312. Полный ответ:
A) община – объединение крестьян для ведения хозяйственных дел, поддержания порядка, взаимопомощи и др.,
Б) вотчина – наследственное феодальное земельное владение,
B) чересполосица – крестьянские земельные наделы, расположенные в разных местах.
Вопрос № 7. Принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала
1) оброк, 2) барщина, 3) отработки.
Правильный ответ: 2) барщина.
Вопрос № 8. Объединение крестьян одной или нескольких деревень для взаимной поддержки и решения различных вопросов
1) община, 2) круг, 3) трёхполье.
Правильный ответ: 1) община.
Вопрос № 9. Какую обязанность крестьян включал оброк?
1) работать на строительстве дороги на земле сеньора;
2) ремонтировать жилые помещения в замке;
3) отдавать сеньору часть урожая, продуктов своего хозяйства и изготовленных изделий.
Правильный ответ: 3) отдавать сеньору часть урожая, продуктов своего хозяйства и изготовленных изделий.
Вопрос № 10. Почему техника сельского хозяйства в Средние века совершенствовалась медленно?
1) крестьянам негде было взять деньги на покупку усовершенствованных орудий труда;
2) феодал не допускал использования новой техники;
3) крестьяне считали, что результат их труда зависит только от погоды.
Правильный ответ: 1) крестьянам негде было взять деньги на покупку усовершенствованных орудий труда.
Вопрос № 11. Натуральное хозяйство …
1) тормозило развитие торговли;
2) способствовало развитию торговли;
3) не оказывало влияния на развитие торговли.
Правильный ответ: 1) тормозило развитие торговли.
Вопрос № 12. Установите соответствие между понятиями и их значением.
ПОНЯТИЯ: A) барщина, Б) десятина, B) оброк.
ЗНАЧЕНИЕ: 1) часть дохода, которую население выплачивало в пользу церкви;
2) принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала;
3) плата зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.
Краткий ответ: 213. Полный ответ:
A) барщина – принудительная работа зависимых крестьян в хозяйстве феодала,
Б) десятина – часть дохода, которую население выплачивало в пользу церкви,
B) оброк – плата зависимых крестьян феодалу продуктами или деньгами.
Вы смотрели : Вопросы и ответы к § 11. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и её обитатели учебника Агибаловой, Донского «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс».