Что такое свойства грамотной речи

Русский язык и культура речи.

46. Чистота речи. Требования к правильной речи.

Для правильной, красивой речи характерны следующие свойства: точность, логичность, чистота, выразительность, богатство (разнообразие) и уместность.

Еще в древние времена точность признавалась основным достоинством речи.

Способности хорошо говорить, писать и умение правильно мыслить взаимосвязаны. «Кто ясно мыслит, ясно излагает», – так звучит известный афоризм. В. Г. Белинский отмечал: «Слово отражает мысль: непонятна мысль – непонятно и слово». Общеизвестная значимость точного словесного общения была осознана многими писателями. Среди них Л. Н. Толстой, А. Т. Твардовский, К. И. Чуковский и др. В своих статьях, произведениях они вели пропаганду точного слова.

Точность связана со знанием предмета речи, значением слов, т. е. с культурой речи в целом.

Точность речи – это главным образом соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям) действительности или соответствие между общепринятым значением слова и его применением в речи. Точность как качество речи связывается прежде всего с лексическим уровнем в системе языка, значит, точность речи можно понимать как соблюдение в речи норм словоупотребления, если нормы такие признавать.

Следует разделять два вида точности: точность предметную и точность понятийную.

Первый вид точности создается экстралингвистической (внеязыковой) связью речь – действительность. Она состоит в соответствии содержания речи тому кругу предметов, явлений действительности, которые речью отображаются. В речи должны быть четко представлены явления жизни, предметы и события действительности, о которых говорится. В связи с этим человек должен хорошо знать то, о чем он говорит.

Существует еще и понятийная точность – соответствие содержания речи той системе понятий, которая в ней обозначена. По мнению Л. Н. Толстого: «Слово – выражение мысли, поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает».

Можно сделать вывод, что точность – это такое коммуникативное качество речи, которое возникает как соответствие смысловой стороны речи (плана содержания) предметно-вещной действительности и (или) системе выражаемых понятий и проявляется в использовании слов в полном соответствии с их языковыми значениями.

Основными условиями, способствующими созданию точной речи, являются:

1) экстралингвистическое условие – знание предмета речи;

2) собственно лингвистическое – знание языка, его системы, возможностей;

3) условие, опирающееся на два предыдущих – умение соотнести знания предмета со знанием языковой системы и ее возможностей в конкретном акте коммуникации.

Следующее качество речи – логичность. Она связана с точностью, но вместе с тем четко отличается от нее. Точность является предварительным условием логичности. Неточная логичность не может быть логичной.

Логичность может нарушаться даже при строгом употреблении слов. Для того чтобы достичь логичности речи, необходимо добиться смысловой непротиворечивости частей в одном высказывании и такой же непротиворечивости высказываний в целом тексте.

Логичность связана прежде всего с синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Логичность бывает двух видов:

1) логичность понятийная;

2) логичность предметная.

Суть предметной логичности – в соответствии смысловых связей и отношений единиц языка в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли и логичного ее развития в семантических связях элементов языка в речи.

1) экстралингвистическое условие – овладение логикой рассуждения – «нормами или принципами правильного рассуждения в поисках новой истины». Прежде чем научиться логично говорить и писать, человек должен научиться логично мыслить;

2) структурное условие, или собственно лингвистическое: знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры.

Чистой называют речь, в которой нет чуждых литературному языку элементов, нет элементов языка, отвергаемых нормами нравственности.

Разрушают чистоту речи следующие средства:

1) диалектизмы, т. е. слова, свойственные не общему языку народа, а местным говорам;

2) варваризмы, т. е. включение в речь без надобности иноязычных слов;

3) жаргонизмы, т. е. слова и словесные обороты, возникающие и применяющиеся в жаргонах – узкогрупповых «ответвлениях» от народного языка;

4) к числу средств, чуждых литературному языку, требованиям нравственности, принадлежат вульгаризмы – слова, грубо, вульгарно обозначающие какой-то круг предметов, явлений жизни и унижающие достоинство и честь человека;

5) слова-паразиты, засоряющие речь (так сказать, значит, как бы).

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя, т. е. речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. Типологии выразительности пока не существует. Есть несколько оснований, различающих выразительность речи. Первое основание – ситуация общения. Например, выразительность речи учителя не совпадает с выразительностью речи оратора и т. д. Но при этом в любых условиях общения нужна выразительность! Другое основание – структурные области языка. Выделяется выразительность произносительная, акцентологическая, выразительность лексическая, интонационная и стилевая (или стилистическая).

Выразительность зависит от разных условий. Среди них выделяют:

1) самостоятельность мышления. Стереотипное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться росткам выразительности;

2) неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит, к тому, что он говорит;

3) хорошее знание языка, его выразительных возможностей;

4) знание свойств и особенностей языковых стилей: художественного, научного, делового, публицистического, разговорного. Стиль накладывает свой отпечаток на средства языка;

5) систематическая и осознанная тренировка речевых навыков. Человеку необходимо учиться контролировать свою речь, отмечать выразительные и шаблонные моменты.

К выразительным средствам языка в первую очередь относят тропы и фигуры, а также вообще все единицы языка всех его уровней, начиная со звуков и заканчивая синтаксисом и стилями. Более выразительным может оказаться один звук, чем весь текст.

Для создания выразительности очень важна интонация. Интонация определяется как движение в процессе развертывания речи высот звучания, силы, темпа, тембра и членения ее паузами. Существует типология интонации. Они соответствуют разным синтаксическим структурам, их «актуальному» членению, т. е. членению, требуемому выражаемым смыслом. Нужно заметить, что, усваивая язык, мы лучше всего усваиваем типы изменений тона по высоте. У нас больше свободы в возможностях варьирования тембра, темпа, силы, пауз.

Интонация позволяет выражать логическое значение высказывания, эмоциональные и волевые «созначения».

Богатство речи является одним из главных коммуникативных качеств речи. Как определить, бедна или богата речь? Чем больше различных и различаемых читательским и слушательским сознанием языковых знаков, их признаков, сцеплений приходится на одну и ту же «речевую площадь», тем речь богаче, разнообразнее.

Богатство речи обеспечивается активным запасом языковых средств каждого человека, т. е. запасом слов, их значений, запасом типовых интонаций и т. д. Сюда относится и совокупность навыков, нужных для незатруднительного и целесообразного применения средств языка, находящихся в активном языковом запасе человека.

Лексическое богатство проявляется в том случае, если в речи не применяется повторение одних и тех же слов, не несущих специального коммуникативного задания. Это возможно при условии большого активного запаса слов.

Другое коммуникативное качество речи – ее уместность.

Уместность – такая организация средств языка, которая делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме разговора, его логическому и эмоциональному содержанию, рассчитана на определенный состав слушателей. Уместность регулирует в конкретной языковой ситуации содержание таких качеств, как точность, чистота, выразительность. Уместность относят к функциональным качествам, в ее основе – идея целевой установки высказывания. С этой точки зрения уместность – адекватность применяемых языковых средств целям высказывания. Выделяют несколько видов уместности:

1) уместность стилевая;

Стилевая уместность регулирует уместность отдельного слова, оборота, конструкции. Для разговорной речи, например, характерны синтаксические конструкции – стереотипы: «Где авоська тут лежала?», «Московский вокзал, как мне пройти?».

Контекст – речевое окружение, это композиционно-речевая система, предполагающая единство плана содержания и плана выражения, однородность стилистической тональности. Этот критерий очень близок первому. Случается, языковое средство, неприемлемое для определения стиля, условий общения, в конкретном контексте уместно. Пример: отглагольные существительные. Они наиболее часто употребляются в деловой и научной речи, но неуместны для многих других стилей. Но не всегда, например, отглагольные существительные хуже глагола. Здесь важным является чувство соразмерности.

Помимо уместности, на отдельных языковых уровнях выделяют уместность в определенных ситуациях речи.

Во время общения необходимо учитывать характер собеседника, его психологические качества. Это поможет донести информацию до собеседника. Соотнося рассмотренные качества с разговорной речью, следует заметить следующее:

1) разговорная речь менее других стилей речи требовательна к правильности, логичности и точности;

2) разговорная речь под влиянием бестактности, невоспитанности может превращать в противоположность такое качество, как уместность;

3) не очень требовательна разговорная речь и к ее чистоте;

4) важными качествами разговорной речи стали ее выразительность и богатство. Это объясняется внеязыковыми факторами – неофициальностью и непосредственностью общения.

Основная задача всех коммуникативных качеств речи – обеспечить многостороннюю действенность речи.

Источник

Статья «Основные качества правильной речи»

Основные качества правильной речи.

Культура речи-это раздел науки о языке, рассматривающий вопросы соблюдения языковых норм. И уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.

Конечно, не все положения античных мыслителей могут прияты нами. Но многое заслуживает внимания и глубокого изучения.

Современное учение о коммуникативных качествах хорошей речи разработал Борис Николаевич Головин. Качества речи он выделяет на основе соотношения речи с другими понятиями:

Норм произношения, ударения, лексики, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса.

Правильность речи- соблюдение действующих норм языка, является основным коммуникативным качеством речи. Поэтому развитие навыков хорошей речи должно в первую очередь опираться на знание норм литературного языка.

Нормы ударения регулируют правильный выбор вариантов ударного слога.

Нормы произношения регулируют правила произношения звуков в каждом слове.

Лексические нормы регулируют правила употребления слов и их значений, а также правила лексической сочетаемости слов.

Стилистические нормы регулируют выбор речевых средств в различных сферах общения, не допускают столкновения языковых средств, относящихся к разным стилям речи в пределах узкого контекста.

Нормы словообразования регулируют выбор частей слова.

Морфологические нормы регулируют выбор вариантов морфологической формы слова.

Синтаксические нормы требуют соблюдения правил подчинительной связи, расположения слов в структуре предложения, правил построения сложного предложения.

Выбирая слова при построении высказывания, мы должны учитывать сферу распространения слова. Некоторые слова имеют ограниченную сферу распространения:

лексические новообразования, устаревшие слова, слова иноязычного происхождения, профессионализмы, жаргонизмы, диалектизмы, разговорные и просторечные слова, канцеляризмы, речевые штампы

Их употребление всегда должны быть мотивировано условиями контекста.

Различают логичность предметную и логичность понятийную. Предметная логичность состоит в соответствии смысловых связей и отношений языковых единиц в речи связям и отношениям предметов и явлений в реальной действительности. Логичность понятийная есть отражение структуры логичной мысли. Эти два вида логичности тесно взаимосвязаны и в конкретной речи выступают в единстве. Условия логичности:

знание языковых средств, которые организуют правильную и логичную речь.

Условия логичности на уровне высказывания:

1. Сочетание одного слова с другим должно быть непротиворечивым. Иначе в пределах высказывания в результате объединения несоотносимых понятий могут возникать логические ошибки.

2. Важным условием создания логичной речи является правильный порядок слов.

Уместность речи-это соответствие содержания речи, ее языковых средств целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, эстетическим, воспитательным задачам письменного или устного выступления.

Уместность речи охватывает разные уровни языка, поэтому различают уместность: стилевую, ситуативно-контекстуальную, личностно-психологическую.

Речь, обладающую образностью, живостью, эмоциональностью, можно назвать выразительной.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

11 способов сделать речь грамотной

Красивая грамотная речь – это показатель образованности, гарантия того, что вас правильно поймут. Поэтому фраза «кто владеет словом – владеет миром» актуальна и в наше время. Ведь грамотность и образность речи – это характерная черта мировых лидеров, дипломатов и других личностей. Поэтому если вы сможете правильно и ясно донести до других мысли и идеи, то профессиональный карьерный рост вам обеспечен.

Что такое грамотная речь?

Грамотная красивая речь помогает нам наладить полноценное общение с собеседником. А неправильная постановка речи с большим количеством стилистических ошибок сведет на нет все усилия, например, при общении с начальником или в конфликтной ситуации в семье.

Грамотная правильная речь – это отсутствие слов — «паразитов». Те, у кого небольшой словарный запас, сталкиваются с проблемой использования следующих выражений: «типа того», «ну», «вроде», «э».

Кроме того, грамотность несовместима с бранными выражениями, так даже хорошо выглядящий человек использует в своей речи откровенную брань, то культурным интеллигентом он все равно не станет. Поэтому хорошая речь и словесная брань и мат несовместимы.

Причем грамотность – это не только умение точно и ясно выражать мысли, но и говорить по делу так, чтобы всем все было понятно.

Стараясь сделать свой разговор грамотным обращайте внимание не только на свой лексикон, но и на культуру. Для этого говорите, учитывая правила и нормы пунктуации, а также стилистику русского языка.

Грамотность – это соблюдение правил расстановки ударения, умение в нужный момент повысить или понизить тон, соблюдать интонацию, навык выдерживать паузы.

Критерии, определяющие грамотность речи

Неграмотная речь

Скудность словарного запаса и безграмотность отталкивает собеседника и раздражает. Даже если вы дома разрешаете себе косноязычие, то маловероятно, что вы будете правильно вести деловую беседу и при разговоре с начальником сможете грамотно изъясняться. А со временем, когда у вас появятся дети, они переймут от вас неграмотные слова.

Как улучшить речь?

В первую очередь нужно больше читать, и лучше классиков и научно-популярную литературу. Таким образом, книга поможет улучшить вашу грамотность.

Во время беседы сохраняйте доброжелательный тон и меняйте интонацию в зависимости от ситуации. Чтобы сделать тональность и интонацию богаче учитесь читать с выражением.

Как правильно развить речь?

Помощником в развитии речи станет кроссворд. С его помощью вы запомните новые слова. Поиграйте в компании с друзьями или со своими детьми используя орфографический словарь в отгадывание слов. Смысл этой игры заключается в том, что ведущий зачитывает описание, а остальным остается только угадать слово по описанию.

Самостоятельно изучайте специализированную литературу

Тем, для кого грамотность требуется для профессионального роста, без специализированной литературы не справится. В этом случае используйте работы Радислава Гандапаса и пособие И.Голуб и Д. Розенталя «Секреты стилистики».

Помощь профессионалов

Если вам требуется педагог, то высококвалифицированный учитель поставит вам грамотную речь. Но где же его найти? Обратитесь к своему школьному учителю или к знакомому филологу, а если возможности позволяют взять уроки у преподавателя специализирующегося на риторике, то стоит этим воспользоваться.

Сделать речь грамотной не сложнее, чем похудеть, но для достижения этой нужно только захотеть.

Текст для публикации взят из Интернета.

Источник

КАЧЕСТВА ГРАМОТНОЙ РЕЧИ

Что такое свойства грамотной речи. Смотреть фото Что такое свойства грамотной речи. Смотреть картинку Что такое свойства грамотной речи. Картинка про Что такое свойства грамотной речи. Фото Что такое свойства грамотной речи Что такое свойства грамотной речи. Смотреть фото Что такое свойства грамотной речи. Смотреть картинку Что такое свойства грамотной речи. Картинка про Что такое свойства грамотной речи. Фото Что такое свойства грамотной речи Что такое свойства грамотной речи. Смотреть фото Что такое свойства грамотной речи. Смотреть картинку Что такое свойства грамотной речи. Картинка про Что такое свойства грамотной речи. Фото Что такое свойства грамотной речи Что такое свойства грамотной речи. Смотреть фото Что такое свойства грамотной речи. Смотреть картинку Что такое свойства грамотной речи. Картинка про Что такое свойства грамотной речи. Фото Что такое свойства грамотной речи

Что такое свойства грамотной речи. Смотреть фото Что такое свойства грамотной речи. Смотреть картинку Что такое свойства грамотной речи. Картинка про Что такое свойства грамотной речи. Фото Что такое свойства грамотной речи

Что такое свойства грамотной речи. Смотреть фото Что такое свойства грамотной речи. Смотреть картинку Что такое свойства грамотной речи. Картинка про Что такое свойства грамотной речи. Фото Что такое свойства грамотной речи

1. Понятие культуры речи.

2. Точность как качество грамотной речи.

3. Логичность как качество грамотной речи.

4. Уместность как качество грамотной речи.

5. Богатство как качество грамотной речи.

6. Чистота как качество грамотной речи.

7. Выразительность как качество грамотной речи.

С литературным языком тесно связано понятие культуры речи. Умение четко и ясно выразить свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессий.

Культурой речи важно владеть всем, кто по роду своей деятельности связан с людьми, организует и направляет их работу, ведет деловые переговоры, воспитывает, заботится об их здоровье, оказывает людям различные услуги.

Что такое культура речи?

Под культурой речи понимается владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах, умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации при соблюдении этики общения.

Культура речи предполагает прежде всего правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качества образца. Языковая норма – это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.

Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно-неправильно». Понятие «культура речи» связано с закономерностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения адекватную языковую форму.

Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами. Выбор необходимых для данной цели языковых средств – основа коммуникативного аспекта культуры речи.

В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка, а также ориентироваться на прагматические условия общения, которые влияют на оптимальный для данного случая выбор и организацию речевых средств.

Итак, под культурой речи понимается совокупность коммуникативных качеств, которыми должна обладать речь, чтобы оказать наилучшее воздействие на адресата в конкретной ситуации в соответствии с поставленной задачей. К числу коммуникативных качеств грамотной речи относятся точность, логичность, уместность, богатство, чистота и выразительность.

Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить. Отчего зависит эта способность?

· От знания предмета речи

· От логики мышления

· От умения выбрать нужное слово в соответствии с законами функционирования языка.

Предметная точность опирается на знания говорящим свойств предметов, явления, о котором он собирается рассказать слушателям. Умению ясно мыслить учит логика. Существует три основных единицы мышления:

Понятие – выражает характерные признаки предмета или явления; это

каркас образа; понятие позволяет отличите предмет, явление в ряду предметов и явлений в языке понятие выражается словом.

Суждение – связывает понятия между собой, так как предметы не

существуют в мире сами по себе – между ними есть связи, отношения. В языке суждение выражается простым предложением утверждающего или отрицающего характера.

Солнце светит. Солнце не светит.

Умозаключение – связывает несколько суждений, в языке выражено сложным предложением.

Пришла осень, и подул резкий ветер.

Умозаключение может быть истинным и ложным, в зависимости от того, насколько человек способен установить связь между явлениями.

Хорошей речи необходима точность словоупотребления. В языке не может быть слов совершенно тождественных по значению. Знание точного значения слова является необходимым условием истинного мышления. В русском языке есть слова однозначные и многозначные. Причем разные значения одного слова могут выражать как прямую (непосредственную) связь с явлением или предметом, так и опосредованную. Поэтому мы говорим о прямом и переносном значении. Перенос может происходить по-разному:

Что такое свойства грамотной речи. Смотреть фото Что такое свойства грамотной речи. Смотреть картинку Что такое свойства грамотной речи. Картинка про Что такое свойства грамотной речи. Фото Что такое свойства грамотной речи

1. При наличии внешнего сходства (колокольчик).

2. При наличии связи между предметами (аудитория).

3. При одинаковой функции (гардероб).

Таким образом, появление новых значений слова связано с наличием общих признаков у различных предметов или явлений. С этой точки зрения необходимо различать понятия «многозначность» и «омонимия».

Омонимы – слова, одинаковые по написанию, произношению, но разные по значению.

Лук – лук (абсолютные омонимы)

Замки – замки (омографы)

Влез – в лес (омофоны)

Стекло – стекло (омоформы)

Неудачный контекст может затруднить понимание.

Между прибрежными селами было установлено подводное сообщение.

Определенную опасность представляет синтаксическая омонимия.

Характеристика Иванова соответствовала действительности (составленная на кого? кем?)

Паронимы – близкие по звучанию и написанию, но разные по значению слова. Паронимами могут быть как слова одного корня ( описка и отписка), так и разнокорневые ( зубр и изюбр). Неразличение таких слов делает речь неточной.

О необходимости следить за точностью выражения своих мыслей хорошо сказал Л.Н. Толстой: «Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия».

Логичностькак коммуникативное качество речи связана со следующими правилами:

1. Сочетание слов не должно быть противоречивым;

2. Логичность построения предложения обеспечивается соотношением:

тема (исходные данные) – рема (новое, неизвестное)

3. На уровне текста логичность обеспечивается соединением отдельных высказываний при помощи:

Уместность речитребует такого подбора и организации средств языка, которые делают речь отвечающей целям и условиям общения. Различают уместность:

· Стилевую (подбор языкового материала)

· Контекстуальную (речевое окружение)

· Личностно-психологическую (недопустимость грубости)

Богатство речи свидетельствует об эрудиции говорящего, его высоком интеллекте. Богатство индивидуального языка дает возможность разнообразить речь, придать ей точность и четкость, позволяет избежать повторов как лексических, так и синтаксических. Богатство и разнообразие речи говорящего или пишущего во многом зависят от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Богатство любого языка заключается в богатстве словаря, Одни исследователя считают, что активный словарь современного человека не превышает 7-8 тысяч разных слов, по подсчетам других, он достигает 11-13 тысяч слов.

Богатейшим источником пополнения индивидуального словарного запаса является синонимия. Синонимы, различаясь оттенками значений или стилистической окраской, позволяют с предельной точностью сформулировать мысль, придать речи разговорный или книжный характер. В русском языке немало слов, которые передают положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету мысли, т.е. обладают экспрессией.

Не в каждом случае можно использовать фразеологизмы, например, в деловой речи они неуместны, так как по большей части они имеют стилистическую окраску – разговорную или книжную. Фразеологизмы ведь не только обозначают определенное явление действительности, но и характеризуют его, дают ему определенную оценку.

Подавляющее большинство русских фразеологизмов возникло в самом русском языке. Каждое ремесло на Руси оставило след в русской фразеологии. Каждое значительное событие жизни народа находит свое отражение в языке, в том числе и в образных выражениях. Заимствованные фразеологизмы пришли из старославянского языка после введения христианства. Чаще всего они имеют книжный характер (притча во языцех, ищите и обрящете). Фразеологизмы, заимствованные из западноевропейских языков, включают в себя древнейшие заимствования из латинского или древнегреческого языков; различаются «чистые» заимствования, т.е. без перевода (терра инкогнита), и фразеологические кальки (синий чулок ). Значительное число фразеологизмов заимствовано из древнегреческой мифологии.

О богатстве речи свидетельствует наличие в ней пословиц и поговорок, Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. Поэтому в текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Наряду с пословицами и поговорками о богатстве речи свидетельствуют крылатые слова – это меткие, образные выражения, получившие распространение, ставшие общеупотребительными. Как правило, они имеют книжное происхождение. К ним относятся известные цитаты из художественной, научной, публицистической литературы, высказывания знаменитых людей прошлого и настоящего.

Определенную опасность представляют варваризмы – включенные в речь без необходимости иноязычные слова (в русском языке исконная лексика составляет 90 %, в английском менее 50%). Речь идет о той группе заимствованных слов, которые имеют русские аналоги: утрировать – преувеличивать, контракт – договор. Примеры варваризмов: холдинг, дилер, конверсия, брифинг. Создают ли подобные слова имидж образованного человека? Пожалуй, соблюдение меры, вкуса, уважения к русскому слушателю должно стать нормой требований к публичной речи.

Кроме того, в речи следует избегать штампов, канцеляризмов.

Канцеляризмы – устойчивые сочетания слов, которые употребляют в официально-деловом стиле. Однако в других стилевых пластах употребление подобных слов неуместно. Пора начать борьбу за подметание улиц. На этот раз приз получил пропискуу животноводов.

Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.

Выразительность как качество речи способствует передаче словами тончайших оттенков чувств, движений человеческой души и мысли, вызывая тем самым ответную реакцию слушателей, читателей. Выразительной называется речь, способная поддерживать внимание и интерес слушателя или читателя, усиливать эффективность и воздействие речи на адресата.

Лингвистическое основание выразительности – наличие в языке изобразительных и выразительных средств, традиционно называемых тропами и фигурами. Тропы – обороты речи и слова в переносном значении, сохраняющие выразительность и образность. Основные виды тропов: метафора, метонимия, эпитет, сравнение, гипербола, литота, олицетворение, перифраза.

Тропы выполняют следующие функции: придают речи эмоциональность (отражают личностный взгляд человека на мир, выражают оценки, чувства при постижении мира); наглядность( способствуют наглядному отражению картины внешнего мира, внутреннего мира человека); придают речи привлекательность.

Для того чтобы тропы выполняли указанные функции, улучшали качество речи необходимо учитывать ряд требований:1) тропы не должны быть надуманными, неестественными; 1) при сравнении объектов необходимо сохранять «единство признака»; 3) тропы должны отвечать закономерностям языка.

Итак, правильность нашей речи, точность языка, логичность построения высказываний, умелое использование слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое культура речи?

2. Назовите коммуникативные качества грамотной речи?

3. Как различаются понятия «многозначность» и «омонимия»?

4. Какие слова и обороты затрудняют восприятие речи?

5. От чего зависит богатство, разнообразие и выразительность речи?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *