Что такое свойство формирующего оценивания
Формирующее оценивание как современный подход к оценке учебных достижений обучающихся
В настоящее время в условиях перехода к новой модели образования, соответствующей требованиям информационного общества, функция оценивания приобретает новый смысл, меняются цели оценивания.
Теперь оценивание должно быть направлено не просто на выявление недостатков, оно должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. Оценивание должно не просто подводить итоги достигнутого, оно должно стать отправной точкой, за которой следует новый виток развития, выход на новый уровень качества образования. И речь идет не столько об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), сколько об изменении целей оценивания и философии оценки. Как же организовать процедуру оценивания, соответствующую этим требованиям?
Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь)
Оценивание – это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.
Оценивание представляет собой комплексный процесс:
Основные задачи оценивания:
Функции оценивания:
ФГОС предъявляют к процессу оценивания следующие требования:
Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются следующиепринципы:
Всем вышеперечисленным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment).
Этот термин «относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения» (Black, P. and Wiliam, D. 1998).
Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.
Ключевыми характеристиками формирующего оценивания являются следующие:
Формирующей данная оценка называется потому, что она ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Описать суть формирующего (внутреннего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».
Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:
Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им уяснить, какие шаги им необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.
Формирующая оценка – оценка способствующая обучению:
Формирующее оценивание позволяет учителю:
Пять принципов формирующего оценивания
Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.
Система критериального оценивания должна давать возможность:
Этапы технологии формирующего оценивания
Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.
Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.
Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.
Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.
Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.
Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к ученику).
Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.
Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.
Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.
Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках
Описание слайда:
2
Формирующее (формативное) оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.
Описание слайда:
3
Целью формирующего оценивания
является корректировка деятельности
учителя и учащихся в процессе обучения на
основе промежуточных результатов,
полученных в процессе обучения.
Описание слайда:
Смысл критериального оценивания заключается не в отказе от отметки. Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда, повышать качество своего образования
Описание слайда:
Что необходимо учащимся для критериального оценивания?
Знание и понимание учащимися критериев оценивания
Умение анализи
ровать свою работу
Знание и понимание учащимися цели обучения
Описание слайда:
Алгоритм критериального оценивания
Шаги к успеху
Определение цели работы
Разработка критериев
Оценочная деятельность по инструментарию
Рефлексия оценочной деятельности
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Описание слайда:
Инструменты оценочной деятельности
Описание слайда:
Описание слайда:
Приемы критериального оценивания
«Закончи предложение»
Какие новые знания вы получили? Начните свой ответ со слов:
Я узнал…
Я теперь знаю…
Мне было интересно…
Я хочу еще узнать…
Описание слайда:
Балловая оценка
Процент выполнения
Описание слайда:
Описание слайда:
Инструменты оценочной деятельности
Лестница
160 слов / мин Диана Ж.
140 слов /мин Мирослав Ш.
127 слов /мин Дарья Б.
121 слово /мин Никита Е.
118 слов /мин Софья Г.
Описание слайда:
Я продвинулся
по лестнице знаний
Кое-что осталось
для меня
неясным
Не открыл
для себя
ничего нового
Я
Описание слайда:
Описание слайда:
Техники формирующего оценивания
Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с цельюпредоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы:
. Что самое главное ты узнал сегодня?
. Какие вопросы остались для тебя непонятными?
В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному:
. Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, от‑
слеживается поэтапное усвоение материала учащимися.
. В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том,
что они будут делать на следующем уроке.
Описание слайда:
Оценочный лист работы в группе
Карта самоотчета
Описание слайда:
Самооценка по каждой работе
Описание слайда:
Техники формирующего оценивания
«Вопросник» (подведение итога)
Групповая работа
На стол каждой группы кладутся карточки с вопросами:
«Что нового вы сегодня узнали?»,
«Какая информация была наиболее интересной?»,
«Что было трудным?»,
«Что мешало работе и почему?»
Каждый из участников группы выбирает только один вопрос и на небольшом листе бумаги пишет ответ.
Описание слайда:
Лист оценивания
Ф.И. _________________________________________
Задание №2
Ответь письменно на вопрос:
-Мый тэ радейтан сёйны?
Оцени свою работу на уроке
Описание слайда:
у меня всё получилось,
я доволен своей работой
— надо ещё потрудиться
Описание слайда:
24
Речевые образцы (подсказки)
Учитель периодически дает учащимся речевые образцы (выражения, подсказки), помогающие строить ответ.
Например: Основной идеей (принципом или процессом) является _________________, потому что__________ и т.д
Описание слайда:
25
Индекс карточки (для обобщения или для вопросов)
После прохождения раздела или темы учитель раздает учащимся карточки с заданиями, указанными на обеих сторонах:
1 сторона: перечислите основные идеи, которые вы поняли из пройденного материала (раздела, темы) и обобщите их.
2 сторона: определите то, что вы еще не поняли из пройденного материала (раздела, темы) и сформулируйте вопросы или обобщите непонятные моменты.
Описание слайда:
26
Техника «Сигналы рукой».
Учитель останавливает объяснение и просит учащихся показывать ему сигналы рукой, свидетельствующие о понимании или непонимании материала. Для этого учитель предварительно договаривается с учащимися об этих сигналах:
Я понимаю __________и могу объяснить (большой палец руки направлен вверх)
Я все еще не понимаю _________ (большой палец руки направлен в сторону)
Я не совсем уверен в _______________(помахать рукой)
Посмотрев на сигналы, учитель предлагает некоторым учащимся высказаться:
(1) тем, кто не понял, задает вопрос: «Что именно вам непонятно?»;
(2) слово предоставляется тем, кто не очень уверен в правильности ответа;
(3) слово предоставляется тем, кто все понял.
Учитель задает уточняющие вопросы: «Что именно вы поняли?»
Обязательно предлагается выслушать несколько ответов.
По итогам полученных ответов учитель принимает решение либо о повторном изучении, закреплении темы, либо о продолжении изучения темы. В случае повторного объяснения, закрепления темы учитель должен использовать еще одну проверочную мини-работу. Данный шаг важен для того, чтоб понять, происходят ли изменения в понимании темы у учащихся, испытывающих проблемы, и определить свои шаги по дальнейшей работе.
Описание слайда:
Внутренний и внешний круг
Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме.
Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами.
27
Описание слайда:
Обратная связь как основа формирующего оценивания
Обратная связь – информирование учителем ученика о результатах оценивания и, наоборот, получение им от учеников информации об учебном процессе.
Основной принцип такой обратной связи: оценивание, которое поддерживает учение, укрепляет мотивацию, направляя учащихся на прогресс и достижения, а не неудачи.
28
Описание слайда:
Принципы оказания обратной связи
Показывать, что получилось хорошо
Указывать, что нуждается в улучшении (исправлении)
Давать рекомендации о необходимых исправлениях
Создавать возможность вносить исправления
29
Описание слайда:
30
Подведем итоги
Процесс оценивания – один из важнейших элементов современного преподавания и учения
От правильной организации оценивания во многом зависит эффективность управления учебным процессом
Процесс оценивания результатов обучения включает в себя формативное и суммативное оценивание
Формативное оценивание и преподавание неразделимы
Описание слайда:
Описание слайда:
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Общая информация
Похожие материалы
Презентация на тему «Кошки»
Презентация на тему «Собака-друг человека».
Презентация к уроку окружающий мир на тему «Красивые рыбы»
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для детей с тяжёлыми множественными нарушениями в развитии (ТМНР) в рамках введения ФГОС ОВЗ и ФГОС с УО (ИН)
Конспект урока по математике
Презентация внеурочного занятия по введению в исследовательскую деятельность для 2 класса на тему «Крахмал»
Презентация по русскому языку на тему»Изменение имен прилагательных по родам»(3 класс)
Презентация по окружающему миру на тему «Огонь, вода и газ» (3 класс)
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5402005 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует выделить «Профессионалитет» в отдельный уровень образования
Время чтения: 2 минуты
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Дума приняла закон о бесплатном проживании одаренных детей в интернатах при вузах
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Статья » Приёмы формирующего оценивания»
как основа современного урока»
Данная статья адресована учителям-предметникам разных учебных циклов. Содержит:
ü теоретический материал о формирующем оценивании как об одном из современных эффективных инструментов в работе педагога;
ü описание методических приемов ТРКМЧП:
· Верные неверные утверждения
· Тонкие и толстые вопросы
В современное время в перспективе новой модели образования, которая соответствует требованиям информационного общества, функция оценивания стала приобретать новый смысл, изменяются цели оценивания. В новых условиях оценивание направлено не только на выявление недостатков. Оно призвано стать механизмом, который бы обеспечивал непрерывность процесса повышения качества образования, и должно обеспечивать конструктивную обратную связь всех субъектов образовательного процесса.
ФГОС предъявляет к процессу оценивания следующие требования:
· оценивание достигаемых образовательных результатов;
· оценивание процесса их формирования;
· оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения.
Базовыми принципами оценивания в стандартах нового поколения являются:
· оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику;
· оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям;
· критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся, они могут разрабатываться ими совместно;
· система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Оценивание не просто должно подводить итоги достигнутых результатов, оно должно стать отправной точкой, за которой будет следовать новый виток развития, новый уровень качества образования. И речь идет скорее не об изменении средств оценивания (хотя инструменты и процедуры оценивания тоже могут меняться), а об изменении целей оценивания и философии оценки. Как организовать процедуру оценивания, которая бы соответствовала этим требованиям? Прежде необходимо вспомнить несколько понятий.
Оценка – определение ценности или значимости чего-нибудь. (Большой толковый психологический словарь).
Оценивание – это любой процесс, формализированный или экспертный, который завершается оценкой.
Оценивание представляет собой комплексный процесс:
· по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания;
· по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.
Основные задачи оценивания:
· спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических приёмов;
· обеспечить обратную связь;
· оценить степень достижения намеченных целей;
· оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;
· предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических приёмов.
· стимулирующая – воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;
· диагностическая – непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;
· проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя (контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в свою работу);
· формирование у обучающихся адекватной самооценки как личностного образования (адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя; если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяя в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего может явиться снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе);
· мощная мотивация учебной деятельности обучающихся;
· изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса обучающихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.
Всем вышеназванным требованиям удовлетворяет так называемое формирующее оценивание (formative assessment). Этот термин «…относится к любым формам деятельности учителя и учеников, оценивающих самих себя, обеспечивающим информацию, которая может служить обратной связью и позволяет модифицировать процесс преподавания и учения».
Цель формирующего оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно почти никогда не является балльным и часто анонимно.
Ключевые характеристики формирующего оценивания:
· оценивание вовлекает и учителя, и учеников в процесс рассмотрения и рефлексии данных оценивания.
· оценивание встроено в процесс преподавания и учения;
· предполагается обсуждение учебных целей с учениками;
· оценивание должно помочь ученикам осознавать учебные стандарты;
· ученик вовлекается в процесс самооценки или партнѐрское оценивание;
· обеспечивается обратная связь: оценивание помогает ученикам наметить следующие шаги в учении;
· укрепляется уверенность в том, что каждый ученик может добиться улучшений в учении;
Какими способами учитель может вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, нужно следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:
· выявить планируемые результаты;
· организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов;
· сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.
Формирующая оценка – «обратная связь» для учащихся, позволяющая им выяснить, какие шаги необходимо предпринять для улучшения своих результатов.
Цель формирующей оценки – способствовать улучшению результатов каждого отдельно взятого ученика.
Формирующая оценка – оценка, способствующая обучению:
· элемент эффективного планирования;
· в центре внимания то, как ученики приобретают знания;
· является ключевым профессиональным навыком педагога;
· обеспечивает мотивацию, способствует уяснению целей и критериев;
· помогает ученикам понять, как можно улучшить свои результаты;
· развивает способность к самооценке и взаимооценке;
· отражает все образовательные достижения;
· должна быть постоянным элементом урока.
Формирующее оценивание позволяет учителю:
· четко сформулировать образовательный результат, подлежащий формированию и оценке в каждом конкретном случае, и организовать в соответствии с этим свою работу;
· сделать учащегося субъектом образовательной и оценочной деятельности.
В то время как ученику:
· может помогать учиться на ошибках;
· может помогать понять, что важно;
· может помогать понять, что у него получается;
· может помогать обнаруживать, что они не знают;
· может помогать обнаруживать, что они не умеют делать.
II . Пять главных принципов формирующего оценивания
1. Учитель регулярно обеспечивает обратную связь, предоставляя обучающимся комментарии и замечания по поводу их деятельности.
2. Учащиеся принимают активное участие в организации процесса собственного обучения.
3. Учитель меняет приёмы и технологии обучения в зависимости от изменения результатов обучения обучающихся.
4. Учитель осознает, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
5. Учитель осознает необходимость научить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов.
Формирующее оценивание основывается на критериях и эталонах.
Система критериального оценивания должна давать возможность:
· определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал;
· определить, сформирован ли тот или иной практический навык;
· сверить достигнутый обучающимся уровень, заложенный в учебную задачу (комплекс учебных задач).
Этапы технологии формирующего оценивания.
Шаг 1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся по темам.
Шаг 2. Формулировка цели урока как условия достижения образовательных результатов деятельности обучающихся.
Шаг 3. Формулировка задач урока как последовательности шагов деятельности учащихся.
Шаг 4. Определение конкретных критериев оценивания деятельности обучающихся на уроке.
Шаг 5. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями.
Шаг 6. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику, от ученика к ученику, от ученика к учителю).
Шаг 7. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений.
Шаг 8. Определение места обучающегося на пути достижения поставленной цели.
Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.
III. Приемы формирующего оценивания
Под формирующим оцениванием понимается оценивание прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения, проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение, совместное планирование учителем и учеником новых образовательных целей и путей их достижения.
Процесс изучения нового материала
Понимание изученного материала
Результаты суммативного тестирования
процесс понимания обучающимися нового материала в процессе его преподавания учителем
понимание изученного материала
процесс размышления, который привел обучающегося к определенному результату
результат выполнения тестов, контрольных заданий и других работ, проводимых с целью суммативного тестирования
С какой целью проводится оценивание?
определить трудности, которые возникли у обучающихся в ходе объяснения учителем нового материала. По итогам оценивания учитель может принять решение об изменении скорости урока, повторном объяснении нового материала, дополнительной его отработке и т.д.
определить трудности, которые возникли у обучающихся в освоении темы (блока, раздела, параграфа и т.д.). По итогам оценивания учитель может принять решение о дополнительном повторении, отработке, тренировочных упражнениях, работе учащихся в парах и т.д.
избежать случайных правильных ответов (полученных угадыванием, списыванием) с целью поиска ошибок в рассуждениях учащихся, которые привели к неправильным ответам, и их исправления
проанализировать задания суммативного тестирования с целью определения их сложности дляобучающихся, проанализировать ошибки и определить пути их исправления
Когда проводится оценивание?
в течение всего урока, по мере объяснения нового материала
по итогам прохождения темы, как правило, перед проведением суммативного оценивания
в любое время, когда необходимо оценить процесс достижения результата
после получения результатов суммативного оценивания
Примеры использования на уроке приемов формирующего оценивания
Формирующее оценивание призвано вовлечь учащегося в осмысление своего процесса обучения. С этой целью можно предложить учащимся ответить на вопросы по результатам изучения темы:
· Добился ли я улучшения результатов в изучении темы?
· Почему это произошло? (не произошло?)
· Что мне осталось непонятным?
· Предпринял ли я какие-либо действия для ликвидации того, что осталось для меня непонятным?
· Что ты главное узнал сегодня на уроке?
· Какой материал остался для тебя непонятным?
Это может быть одноминутное эссе или отчет, выполненный в конце урока или изучения темы.
Или интервью, которое он может дать учителю после проведения урока. В рамках реализации деятельности КОУЧа такие интервью целесообразно брать у 3 типов учащихся – разного уровня способностей.
Рубрики обеспечивают приемлемый путь для взаимодействия с учениками и совместной выработки учебных целей и критериев их достижения.
Рубрики – это способ описания оценочных критериев, которые опираются на ожидаемые учебные результаты и достижения учеников. Обычно их используют при письменном оценивании и устных презентациях.
Но они могут применяться для оценивания любых форм учебных достижений. Каждая рубрика содержит набор оценочных критериев и соответствующих им баллов. При использовании в классе рубрики обеспечивают объективный внешний стандарт, с которым сравниваются различные достижения разных учеников.
Цели оценивания в данном случае:
· Повысить достоверность количественного оценивания письменных заданий и устных презентаций.
· Представить цели и ожидаемые достижения в четком однозначном виде.
· Представить стандарты оценивания или балльные оценки и соотнести их с достижением учебных целей.
· Вовлечь учеников в критическое оценивание собственных работ.
Рубрики применимы к различным формам оценивания: короткие письменные пробы, эссе, выставка плакатов, устные презентации, листы исследований, недельные домашние задания, карты понятий. Шкала может быть пяти-, трех-, однобалльной, когда средний адекватный уровень оценивается в 3 балла, или пяти, четырех-, трехбалльной.
Главное, чтобы критерии для оценки были ясными и понятными.
· Полезно включить учеников в диалог по поводу критериев, используемых в рубрике.
· Ученикам можно предложить выработать критерии для определенного оценивания.
Синквейн является одним из приёмов технологии критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Это методический прием, который представляет собой написание стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом составление каждой из них подчинено определенным правилам. При работе происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн может научить ученика найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
· Первая строчка стихотворения — тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
· Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
· В третьей строчке, при помощи глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
· Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
· Пятая строчка — одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это может быть синоним к теме.
В качестве примера приведу стихотворение, составленное детьми про сам приём обучения:
· Синквейн
Образный, точный
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.
Фишбоун является одним из приёмов технологии критического мышления, которая активизирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Это методический прием, который представляет собой удобный инструмент для анализа и синтеза, для обработки практически любой информации.
Фишбоун представляет собой схему, традиционно изображаемую в виде рыбной кости. В «голове» главный вопрос, на который учащиеся будут искать ответ. В «хвосте» соответственно ответ на этот вопрос. Чтобы максимально точно и полно ответить на вопрос, проанализировать информацию и выделить ключевые моменты, на «косточках» предлагается дополнять информацию. Это могут быть плюсы и минусы, вопросы и ответы, положительные и отрицательные качества героя.
Данный приём можно использовать также на разных этапах урока: как на стадии осмысления, так и в качестве рефлексии. Что интересно, практика применения этого приёма показывает, что учащиеся довольно активно и продуктивно работают с ним. Кроме того, нелишне будет отметить, что приём «фишбоун» помогает ребятам активизировать речемыслительную деятельность и, как следствие, способствует развитию устной речи учащихся.
Могу сформулировать проблему
могу предложить способы решения проблемы
Могу проанализировать подходы к решению проблемы
Могу выбрать из всех вариантов лучший вариант
Могу аргументировать этот способ решения проблемы