Что такое священник история
Священники – кто они, откуда и зачем?
Откуда взялись священники
Во все времена, во всех религиях были люди, которых в советских учебниках именовали «служителями культа». На самом деле называться они могли по-разному, но главное было то, что эти люди играли роль посредников между человеком и духовными силами, которым он поклонялся. «Служители культа» обращались с молитвой к этим силам и приносили им жертвы. Несмотря на то что священство существовало (и существует) в большинстве религиозных систем, духовные силы, с которыми они имеют дело, – разные. Поэтому очень важно знать, кому приносится жертва, кому именно поклоняется тот или иной народ.
В этом отношении православное духовенство не имеет никакой связи с языческими жрецами, шаманами и т. д. Оно признает свое родство со священством ветхозаветного Израиля, потому что священники, которые вместе с пророком Моисеем вели иудеев в землю Обетованную, поклонялись Тому же Богу, Которому поклоняются и христиане – Богу Библии.
Священство Ветхого Завета появилось почти за 1500 лет до Р. Х., когда евреи выходили из египетского рабства в землю Обетованную. Тогда, на горе Синай, Бог дал Моисею знаменитые Десять заповедей и еще много других законов, определявших религиозную и гражданскую жизнь Израиля. Отдельная глава касалась места, где израильтяне должны были приносить жертвы Богу, а также людей, которые имели право это делать. Так сначала появилась скиния – походный храм, где хранились скрижали Завета (две каменные доски, на которых Богом были высечены Десять заповедей), и служители скинии. Позже, по образцу этой скинии, царь Соломон построил в Иерусалиме огромный храм. Участвовали в богослужении все израильтяне, но совершать его могли только священники. Причем так же, как и священство новозаветное, ветхозаветное священство было устроено иерархично, однако имело и существенное отличие – оно было наследственным. Для православных христиан связь со священством Ветхого Завета – живая и непосредственная. В православных храмах можно увидеть иконы ветхозаветных первосвященников и священников. Например, с именем ветхозаветного священника Захарии (отца Иоанна Предтечи) и сейчас крестят детей.
Священство Нового Завета появляется в результате пришествия в мир Иисуса Христа. Новозаветные священники служат Тому же библейскому Богу. Однако поменялись способ и смысл их служения. Если в Ветхом Завете все жертвоприношения были привязаны к определенному месту: их можно было приносить только лишь в Иерусалимском Храме, – то новозаветное жертвоприношение Богу перестало быть связано с географией. Изменились характер и суть приносимой жертвы. Во всех религиях, во все времена, у всех народов жертву богам приносит человек и предполагается их последующий ответ на нее. В христианстве, наоборот, Бог приносит Себя в жертву за людей, приносит буквально – на Кресте. Принеся эту жертву, Господь ждет ответ от человека… Именно с Голгофой связано служение новозаветного священства. Во время главного христианского богослужения – Литургии – по молитве верующих со священником во главе жертву приносит Сам Христос, приносит Самого Себя. Затем христиане соединяются со Спасителем, причащаясь Его Тела и Крови.
Библейская книга под названием «Деяния святых апостолов» дает представление о том, как росла и развивалась Церковь в первые тридцать лет своего существования, как постепенно складывалась ее трехступенчатая иерархическая структура, которую мы видим и по сей день. Первые, кого благословил Христос на новозаветное священническое служение, были Его двенадцать ближайших учеников. По-другому их называют апостолами. С греческого языка это слово переводится как «посланник», или «посланник, выполняющий особую миссию». Эта миссия заключалась в трех вещах: священнодействии, учительстве и управлении Церковью.
Сначала апостолы все делали сами – крестили, проповедовали, занимались самыми разными хозяйственными вопросами, сбором и распределением пожертвований и т. д. Но число верующих быстро увеличивалось. Поэтому было принято решение, что хозяйственными и материальными вопросами будут отныне заниматься специально выбранные представители общины, чтобы апостолам хватало времени на выполнение своей прямой миссии – совершения богослужений и проповеди Воскресшего Христа. Было избрано семь человек, которые стали первыми диаконами христианской Церкви (от греч. diaconos – служитель). Диакон – это первая иерархическая ступень священства.
Когда счет верующим пошел уже на тысячи, двенадцать человек физически не могли справляться ни с проповедью, ни со священнодействиями. В больших городах апостолы начали рукополагать людей, на которых они возлагали фактически свои функции: священнодействия, учительства и управления. Этих людей назвали епископами (от греч. – episcopos – надзиратель, блюститель). Единственное отличие епископов от первых двенадцати апостолов заключалось в том, что власть священнодействовать, учительствовать и управлять епископ имел исключительно на территории своей епархии (от греч. eparchia – область, владение). И этот принцип сохранился до нашего времени.
Вскоре помощники потребовались и епископам. Число верующих росло, и епископы больших городов чисто физически не могли справляться с нагрузкой, которая на них ложилась. Каждый день им надо было совершать богослужения, крестить или отпевать – причем одновременно в разных местах. Поэтому епископы стали поставлять на служение священников. Они имели ту же власть, что и епископы, с одним исключением – священники не могли возводить людей в священный сан и исполняли свое служение только с благословения епископа. Диаконы, в свою очередь, помогали в служении и священникам и епископам, однако они не имели право совершать Таинства. В Древней Церкви диаконы играли огромную роль как ближайшие помощники и доверенные лица епископов, но постепенно в Православной Церкви их значение свелось только к помощи священникам при богослужении. Через некоторое время сложилась традиция, что священником становились только те люди, которые посвящены сначала в диаконский сан.
Священников по-другому называют пастырями. Это слово указывает не на то, что все остальные христиане – стадо безмолвных овец. Пастырь – это мера ответственности перед Богом за каждого человека, с которым священник встречается в своей жизни. И власть священника всегда граничит с этой ответственностью. Поэтому именно к духовенству, в первую очередь, обращены слова Христа: «Кому много дано, с того много спросится».
Что такое апостольское преемство?
Одним из четырех существенных свойств Церкви, без которого она не может существовать, является апостольство. Это свойство по существу означает, что Церковь всегда остается внутренне тождественна той Церкви, которой она была при апостолах. Однако эта тождественность определяется рядом очень важных внешних и внутренних признаков, одним из них является апостольское преемство.
Священство не передается по наследству: священниками не рождаются, а становятся. Приобретение благодати священства происходит в церковном Таинстве. Во время этого Таинства епископ возлагает на голову кандидата свои руки (отсюда и название чина – Рукоположение) и читает особые молитвы, становясь, таким образом, как бы «отцом» новопоставленного священника. Если проследить «генеалогическое древо» подобных рукоположений в глубину прошлого, то обнаружится, почему мы говорим о преемстве именно апостольском. Дело в том, что, дойдя до начала этой цепочки рукоположений, мы обнаружим удивительный факт: каждый рукоположенный священнослужитель имеет одного «предка». Этим «предком» будет кто-то из двенадцати апостолов Христа.
Апостольское преемство является одним из условий того, что Церковь благодатна, что в ней действительно совершаются Таинства, а значит, она выполняет свое назначение – вести людей ко спасению. Однако апостольское преемство не ограничивается только самой по себе непрерывной цепочкой рукоположений. Необходимо и другое условие: Церковь должна сохранять то вероучение, которое она получила от апостолов (а апостолы от Самого Христа). Без этого никакого подлинного апостольского преемства не существует.
Священство и брак
По мере расширения Церкви, по мере того, как появились люди, предпочитавшие семейной жизни монашескую, стали складываться разные типы христианской жизни. Появилось разделение духовенства на «белое» и «черное». Женатых священников условно называют «белыми», а монашествующих – «черными». В первые столетия существования Церкви все духовенство (даже епископы) могло иметь семьи, но к концу первого тысячелетия Запад и Восток разошлись в этом вопросе. На Западе был введен обязательный целибат, то есть безбрачие священства. На Востоке, напротив, не монашествующие священники перед рукоположением должны были жениться. Однако перед совершением Таинства Рукоположения будущий священник снимает обручальное кольцо и кладет его на престол в знак того, что его жизнь отныне принадлежит только Богу. Именно поэтому по церковным канонам (правилам) человек, ставший священником, будучи неженатым, не имеет права жениться после принятия сана. Следовательно, браки священнослужителей для Церкви имеют особое значение.
Дело в том, что в своем служении, в своей жизни священник должен быть образом Христа, являть евангельский идеал. В Евангелии же присутствуют две максимы христианской жизни – девство ради Христа и семья, где супруги всю жизнь остаются верными друг другу. Понимая человеческие слабости, Церковь делает снисхождение для мирян и благословляет в исключительных случаях до трех браков. Однако от женатых священников она в полной мере требует воплощения в жизни евангельского идеала семьи. Следуя именно евангельскому идеалу, Церковь не возводит в священный сан второбрачных людей, а от священника, который развелся, требует всю оставшуюся жизнь оставаться безбрачным.
Как обращаться к священникам
Внутри каждой из трех иерархических ступеней существует своя иерархия. Таинство Священства совершается, только когда кандидат возводится на очередную из трех ступеней. Что же касается иерархии званий внутри этих ступеней, то они в древности были связаны с особыми церковными послушаниями, а сейчас – с административной властью, особыми заслугами или просто сроком служения Церкви.
У слова «священник» существует несколько греческих синонимов.
Для белого священства:
Для черного священства:
Особняком стоят слова поп и протопоп. На Руси эти слова не имели никакого отрицательного смысла. Видимо, происходят они от греческого «паппас», что означает «папочка», «батюшка». В русский язык это слово (ввиду его распространенности у западных славян) пришло, вероятно, из древневерхненемецкого: pfaffo – священник. Во всех древнерусских богослужебных и других книгах название «поп» постоянно встречается как синоним слов «священник, иерей и пресвитер». Протопоп – то же, что протопресвитер или протоиерей.
Что касается обращений к священникам, то они существуют официальные и неофициальные. Неофициально священников и диаконов обычно называют отцами: «отец Георгий», «отец Николай» и т. д. Или просто «батюшка». В официальных случаях диакона называют – «Ваше благоговение», пресвитера – «Ваше Преподобие», протопресвитера – «Ваше Высокопреподобие». Обращаясь к епископу, говорят «Владыка» (Владыка Георгий, Владыка Николай). В Русской Православной Церкви при официальном обращении к епископу, его называют «Ваше Преосвященство», архиепископа и митрополита – «Ваше Высокопреосвященство». К Патриарху всегда обращаются: «Ваше Святейшество». Все эти обращения относятся не к личности человека, а к его служению.
Духовник – кто это?
Люди, недостаточно знакомые с жизнью Православной Церкви, но имеющие знакомых православных, могут часто услышать в их речи слово «духовник». Например, «мой духовник сказал…», «мне духовник посоветовал…» и т. д. Нецерковные люди, услышав это, могут подумать, что в Церкви существует еще одна особая ступень священства. Это не так. Духовник – тот же самый священник или епископ (что бывает значительно реже ввиду их огромной административной нагрузки). Единственная особенность духовника заключается в характере отношений между ним и конкретным прихожанином православного храма. К примеру, для исповеди человек может подойти к любому священнику в любом храме.
Однако если речь идет не только о совершении Таинства Исповеди (прощения грехов от имени Бога), но также о получении совета, о дополнительной беседе, помощи в решении различных вопросов и трудностей в жизни христианина – прихожанин, естественно, стремится найти такого священника, с которым в дальнейшем будет связана его церковная жизнь. Если священник, в свою очередь, вникает и знает все проблемы этого человека и помогает разрешать их с духовной точки зрения, делится с ним духовным опытом жизни в Церкви, то он называется духовным отцом или духовником, а прихожанин, соответственно, духовным сыном или духовной дочерью. Само название «духовный отец» связано с тем, что именно он помогает человеку духовно родиться, т. е. самому ощутить, что такое настоящая духовная жизнь и как ею жить.
Наличие духовника не является обязательным условием пребывания человека в Церкви. Однако без духовника перенять живой опыт духовной жизни очень трудно. Влияние духовника основывается исключительно на его авторитете у духовного сына (или дочери) и не имеет каких-либо формальных последствий для спасения человека.
Священник
Полезное
Смотреть что такое «Священник» в других словарях:
Священник — Священник снится к болезни. А если вы увидели его во время службы, то ко всему еще прибавится беспокойство. Женщине, которой приснилось, что она влюблена в священника, следует быть готовой к обману возлюбленного. Сон, в котором священник… … Большой универсальный сонник
Священник — Священник во сне – предвестье болезни. Если во сне Вы видите его занятым службой – значит, Вас ожидает болезнь и беспокойство. Если женщине снится, что она влюблена в священника – значит, ей следует опасаться обмана своего бесчестного… … Сонник Миллера
Священник — Священник ♦ Prêtre Особого рода чиновник, находящийся не на службе государства, а на службе Церкви; не на службе нации, а на службе Бога. Можно сказать, что священник – министр культа, а не гражданского общества. Нелепостью было бы судить… … Философский словарь Спонвиля
СВЯЩЕННИК — СВЯЩЕННИК, священнослужитель, совершающий все таинства, кроме рукоположения; официальное обращение Ваше преподобие, бытовое (разговорное) отец, батюшка. Старший священник называется протоиереем. Смотри также Иерей, Пресвитер … Современная энциклопедия
священник — СВЯЩЕННИК, иерей, отец, книжн. пастырь, книжн. пресвитер, разг. батюшка, разг. поп СВЯЩЕННИЧЕСКИЙ, иерейский, книжн. пастырский, книжн. пресвитерский, разг. поповский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
СВЯЩЕННИК — СВЯЩЕННИК, священника, муж. (церк.). У православных христиан служитель религиозного культа, имеющий т.н. вторую степень священства, между дьяконом и епископом, то же, что иерей. «Священники с хоругвями обходили свои приходы.» Герцен. Толковый… … Толковый словарь Ушакова
СВЯЩЕННИК — СВЯЩЕННИК, а, муж. Служитель церкви, исполняющий церковные службы и требы (в православии: иерей; в других христианских религиях: ксёндз, кюре, пастор, патер). | прил. священнический, ая, ое. С. сан. Священническое облачение. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
Священник — (иерей, поп) – православный священнослужитель, допущенный к самостоятельному богослужению; официальное обращение – «Ваше преподобие», бытовое разговорное – «отец», «батюшка». Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003 … Энциклопедия культурологии
Священник
Свяще́нник (иерей, пресвитер) –1) средняя (вторая) степень (чин, сан) священной иерархии (выше степени диакона, но ниже степени епископа); 2) священнослужитель, обладатель этой (второй) степени священства.
В обязанности священника входит совершение по данной ему благодати богослужений и таинств (за исключением хиротонии и освящения мира и антиминсов). Священник находится в подчинении у архиерея.
Когда появились первые священники из числа христиан?
Церковная иерархия имеет Божественное установление, а Таинство Священства пошло от Самого Иисуса Христа ( Еф.4:11 ). Он поставил Апостолов, которые в последствии рукополагали священнослужителей для совершения Евхаристии, других таинств и богослужений, для управления церковными общинами ( 2Тим 1:6 ).
Зачем нужны посредники в общении между человеком и Богом?
Представление о том, что священник – лишь посредник в общении между Богом и человеком, ошибочно. Когда в обычной жизни два человека общаются через посредника, между ними отсутствует личный контакт. Но человек может и должен сам общаться с Богом, и Новый Завет говорит о близости к людям Господа. Бог ждет от нас этого общения, Бог ждет от нас нашего духовного самосовершенствования.
Что же касается священников, как совершителей Таинств, то это служение основано Христом. Сам Господь благословил нашему земному миру иметь священство.
Кто был первым священником из числа христиан?
Это неизвестно. Но уже в книге Деяний упоминаются «пресвитеры церковные» в Эфесе, которые не были епископами, как ученик апостола Павла Тимофей. В древней Церкви нередко смешивались понятия «епископ» и «пресвитер», хотя иногда, например, в посланиях святого Игнатия Богоносца, эти понятия различались. Главным же Примером и Образцом новозаветного священства и Первосвященником с большой буквы является Иисус Христос, Который совершил величайшее жертвоприношение, принеся в жертву Самого Себя для спасения человечества.
Какие требования предъявляются к будущему священнику?
К священству могут быть допущены только лица мужского пола, исповедующие Православную веру и имеющие опыт церковной жизни. Степени священства можно проходить только последовательно: нельзя быть рукоположенным сразу в священника, миновав степень диакона. В священники могут быть рукоположены как женатые первым браком (в брак они должны вступить еще до рукоположения), так и безбрачные кандидаты. После принятия сана вступать в брак запрещено. В священники обычно рукополагают не ранее 25-летнего возраста. Также нужно иметь необходимые знания и обладать высокими нравственными качествами. См. Полный список требований.
О чем должен задуматься тот, кому пришла мысль о священстве?
Желание стать священником должно быть обязательно связано с решимостью отдать всего себя на служение Богу и людям. Стремление к священству – это стремление к самоотвержению, а не к власти, карьерному росту или материальному достатку. Принятие священства – принятие добровольного бремени, ведь на Страшном Суде священник будет отвечать не только за себя, но и за тех людей, которых ему вверил Господь.
Какие Таинства может совершать священник?
Священник имеет право совершать шесть Таинств, а именно: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Елеосвящение, Брак. Седьмое же Таинство – Таинство Священства – может совершать только епископ (при этом рукоположение во епископа могут совершать два епископа и более).
Почему священники могут прощать грехи? Кто дал им такое право?
Это право апостолам дал Иисус Христос: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:23 ). Апостолы через рукоположение епископов передали им эту власть, а те – через рукоположение – и священникам.
Почему священники не носят обручальные кольца?
Обручальные кольца являются символом принадлежности: мужчина принадлежит определенной женщине, женщина – определенному мужчине. Священник является лицом, посвященным на особое служение Богу. Таинство Священства в некотором смысле можно сравнить с Таинством Брака. Так же, как при венчании, кандидата в священнослужители водят три раза вокруг престола (в Таинстве Брака молодоженов водят вокруг центрального аналоя), поются те же песнопения, что и при венчании: «Святи мученицы…», Слава Тебе, Христе Боже…», «Исаие, ликуй…». Все это символ того, что душа священника как бы венчается с Богом и уже навеки Ему отдана. Именно служение Господу станет главной целью жизни иерея в будущем. Знаком этого является тот факт, что молодому священнику после пресуществления Святых Даров дают подержать дискос с Телом Христовым. Христу и только Ему священник будет теперь принадлежит всецело, служить всю жизнь. Потому священник и не носит обручального кольца. Его знак принадлежности – наперсный крест.
Какие виды деятельности не рекомендованы или запрещены священникам?
Имея главною целью своего служения возрождение душ человеческих и ведение их к вечному Царствию Божиему, священники не должны отвлекаться от делания апостольского и тратить время на дела мирские. Существуют каноны, запрещающие виды деятельности, не совместимые с высоким служением, например: предаваться пьянству, участвовать в азартных играх и непотребных празднествах, поднимать руку на человека (даже на провинившегося), занимать общественные и государственные должности, пребывать на военной службе, заниматься ростовщичеством и торговлей (особенно алкоголем). Главная цель таких требований – оградить священника от всего, что может послужить соблазном для окружающих.
Как относиться к священнику, недостойно несущему свое служение?
Нравственные требования, которые в Новом Завете предписаны всем христианам, священник должен соблюдать с особой тщательностью, чтобы в нем всегда можно было видеть нравственный образец ( 1Тим.4:12 ). Но священник – тоже человек, он тоже борется с грехом. В этой борьбе не всегда удается одерживать победу. И если мы сталкиваемся с таким священником, прежде всего, мы не должны его осуждать. Лучше помолиться Богу о нем, чтобы Господь дал ему силы исправиться и достойно нести свое служение. О грубых нарушениях можно сообщить епархиальному архиерею.
Могут ли Таинства, совершаемые недостойным священником, потерять «свою силу»?
Подвижники учат, что если на воске сделать отпечаток золотой или железной печатью, то можно ли определить по оттиску, какая была применена печать? Так и священник, делая своё дело, может ли он умалить в Таинстве Крещения силу Духа Святого и сути самого таинства?
На богослужении говорится «Священницы Твои облекутся в правду, и преподобнии Твои возрадуются…». А разве есть (было) в Православии женское священство?
Церковнославянское слово «священницы» в переводе на современный русский язык означает «священники» (им. пад., мн. ч.), то есть: «Священники Твои облекутся в правду…».
Что включают в себя облачения священника?
Облачение священника составляют подризник, епитрахиль, пояс, поручи, фелонь. На груди, поверх рясы или облачений, священник носит иерейский наперсный крест.
Как обращаться к священнику?
Формы обращения: Ваше Преподобие; отец (имя); батюшка – разговорная, неофициальная форма обращения.