Что такое священные хадисы
Хадис
Хадис (с арабского языка «беседа», «предание», «рассказ») — это предание о Пророке Мухаммаде ﷺ, его высказываниях или поступках. Хадис является вторым по степени важности источником Ислама, после Корана. Совокупность достоверных хадисов образуют Сунну, которой должны следовать мусульмане для обретения успеха в обоих мирах.
Хадисы были переданы максимально точно многими сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ, были отфильтрованы по степени их надежности и достоверности великими мусульманскими учеными и собраны в книги сборники хадисов.
Цепочки передатчиков
Хадисы передавались между сподвижниками еще при жизни пророка Мухаммеда ﷺ. Многие сподвижники знали сотни и тысячи хадисов переданных от Пророка ﷺ.
В последствии хадисы были собраны мусульманскими учеными. Каждый хадис должен был иметь непрерывную цепочку передатчиков — иснад, то есть перечень всех лиц, участвовавших в передаче, начиная от сподвижника (сахаба), впервые озвучившего хадис. Чем больше непересекающихся цепочек соответствовало хадису, тем достовернее он считался.
Однако наличие непрерывной цепочки являлось необходимым, но не достаточным условием определения достоверности хадиса. После составления цепочки исламские ученые также проверяли биографии самих передатчиков. Если имелись сведения, что передатчик страдал плохой памятью, был психически неуравновешенным или просто слыл нечестным человеком, он считался слабым передатчиком и переданный им хадис не мог быть принят как достоверный.
Степени хадисов и их классификация
Хадисы не являются просто преданиями, они рассказывались максимально точно с подробностями сподвижниками, которые боялись приписать что-либо от себя к хадису, так как Пророк Мухаммад ﷺ предупреждал своих сподвижников и людей о том, что тот человек, который станет приписывать ему то, чего он не говорил, непременно займёт своё место в огне:
«Кто намеренно возвёл на меня ложь 1 (то есть приписал мне то, чего я не говорил) — пусть он приготовится занять свое место в Аду!» (данный хадис является мутаватир, то есть его передали более семидесяти сподвижников Пророка ﷺ).
По степени достоверности хадисы классифицируются на достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые, недостоверные и выдуманные:
Хадисы от Аллаха
Хадис аль-Кудси отличается от иных хадисов тем, что в них передаются непосредственно распоряжения и рекомендации Бога от первого лица в словесном изложении Пророка Мухаммеда ﷺ.
Отличие хадисов кудси от аятов Корана:
Исламские ученые по хадисам и их сборники
Наиболее авторитетным мухаддисом 2 (ученым по хадисам) является имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (810—870), который обработал порядка 700 тысяч хадисов, из которых лишь 7400 включил в свой сборник «аль-Джами’ ас-Сахих», то есть чуть более 1 %. Остальные хадисы аль-Бухари счёл недостоверными или слабыми.
Одним из самых объёмных сборников является «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала, который содержит 40 тысяч хадисов (всего Ибн Ханбал обработал около 1 миллиона хадисов).
Сборники хадисов не являются в полном смысле этого слова биографиями пророка Мухаммеда ﷺ — это лишь собрание рассказов о пророке ﷺ со слов его современников, включая его проповеди, описание поступков и т. п.
Наиболее ранняя полноценная биография пророка Мухаммеда ﷺ, сохранившееся до наших дней является книга Ибн Хишама «Жизнеописание пророка Мухаммеда рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба» датируемая VIII веком (вторым веком по хиджре).
Сборники хадисов
Во время жизни Пророка Мухаммада ﷺ хадисы передавались друг другу устно сподвижниками Пророка ﷺ. С течением времени, после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, его сподвижники разъехались по Халифату и их число стало уменьшаться, появилась необходимость записи передаваемых хадисов. Мусульманские ученые, мухаддисы собирали хадисы из уст последующего поколения сподвижников Пророка ﷺ, с записью цепочки передатчиков хадиса от Пророка Мухаммада ﷺ. Далее сборники классифицировались и проверялась степень достоверности хадиса по различным цепочкам передатчиков.
Первым сборником хадисов была книга Муватта имама Малика ибн Анаса, жившего во втором веке хиджры. В третьем веке хиджры появились такие сборники достоверных хадисов: имам аль-Бухари (194—256 гг. после хиджры), Муслим (202—261 гг. после хиджры), Абу Дауд (202—275 гг. после хиджры), Ат-Тирмизи (умер в 279 году после хиджры), Ан-Насаи (215—303 гг. после хиджры), Ибн Маджа (209—273 гг. после хиджры) и других. Наиболее авторитетными сборниками хадисов являются:
40 достоверных хадисов для уммы
Пророк Мухаммад мир ему и благословение, сказал: «Кто сохранит для моей уммы сорок хадисов, тому скажут в Судный день: “Заходи в рай с каких пожелаешь ворот”»
Подборки хадисов
Различают хадисы двух видов: хадисы, которые принадлежат Пророку – они так и называются хадисами Пророка, мир ему и благословение, и хадисы, которые принадлежат Аллаху – они называются Хадисами-Кудси (Священными хадисами) и передаются через Пророка, мир ему и благословение. Подробнее.
Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Однажды Пророк ﷺ во время поездки сказал муаззину, когда тот хотел призвать к молитве: «Подожди, пока не спадет жара». Затем он сказал: «Сильная жара от дыхания Ада, и если она становится слишком сильной, то задержите молитву, пока она не спадет» (Аль-Бухари, Муслим)
«Когда кто-либо из вас разговляется, пусть разговляется фиником, поскольку в этом благодать (баракат). Если же нет финика, то разговляйтесь водой, поскольку и это из очищающих» (Ат-Тирмизи)
Посланник Аллаха ﷺ сообщил: «Финики являются плодами Рая. Они имеют целебное свойство против отравления» (ат-Тирмизи)
Пророк Мухаммад ﷺ рекомендовал: «Утром употребляйте финики натощак, потому что они убивают глистов» (Канзуль-Уммаль, X,26)
Передается от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто не проявляет довольства по отношению к решениям Аллаха и вместе с тем верит в предопределение Аллаха, пусть ищет себе другого господа помимо Аллаха».
Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Тот, кто наносит своим родственникам всего лишь визиты вежливости — не выполняет до конца своих обязательств относительно соблюдения незыблемости родственных связей. А тот, кто сможет закрыть глаза на прегрешения своих родственников, простить их и посещать их ради укрепления родственных уз, выполнит свои родственные обязательства в полной мере» (Аль-Бухари)
«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам» (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Хиббан, ат-Тирмизи)
Хадисы кудси
Хадисы подразделяются на два вида. Первый вид отличается тем, что принадлежит Пророку Мухаммаду ﷺ, Посланнику Всевышнего, и такие называют хадисами Пророка ﷺ. Второй вид принадлежит Всевышнему Аллаху, их называют как Священные или хадисы Кудси, они передаются мусульманам через Пророка Мухаммада ﷺ, то есть это те хадисы, которые Пророк Мухаммад ﷺ отнес по их смыслу ко Всевышнему Аллаху. Эпитет «аль-Кудси» был дан им потому, что в переводе слово «кудс», от которого произошло определение «аль-Кудси», означает «священность» или «святость». Их смысл сводится к тому, чтобы рассказать о святости Великого Аллаха, чтобы его возвеличить и показать, что у Всевышнего Аллаха отсутствуют недостатки. Хадис аль-Кудси редко имеет отношение к нормам шариата.
Хадис аль-Кудси отличается от обыкновенного тем, что формулировки в нем всегда строго определенные, и с этих формулировок он начинается в большинстве случаев. Примером такой формулировки может стать фраза, с которой передатчик начинает свой рассказ: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал в том, что передал от Своего Господа…». Мусульмане знают еще один распространённый пример такой формулировки: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Сказал Всевышний Аллах…», то есть в таких формулировках ссылаются на то, что слова Пророка Мухаммада ﷺ указывали именно на Всевышнего, были посвящены Ему и сказаны о Нем. Далее идет обращение Всевышнего «О, сыны Адама!», с которым Он обращается ко всем живущим людям.
Являются ли данные хадисы словами Аллаха?
Нельзя считать, что если это хадис аль-Кудси, то есть священный, то это одно может сделать его по умолчанию достоверным. И среди хадисов аль-Кудси есть вымышленные, а есть достоверные, есть слабые и есть сильные. То, что они «священные», относятся не к их достоверности, а к тому смыслу, которые они содержат и который передают.
Хадисы аль-Кудси или богооткровенные хадисы, смысл которых относится ко Всевышнему Аллаху, можно встретить также под названием раббани или хадис-иляхи. Они тоже были ниспосланы Пророку Мухаммаду ﷺ путем ильхама, то есть откровения, озарения, или переданы через ангела Джибриля, но Господь принял решение не включать эти хадисы в состав Корана как коранические аяты. Отличить их от коранических аятов можно по тому, что в начале словам, с которыми Господь обращается к Своим рабам, предшествует пояснение, суть которого в том, что «Пророк передал, что Господь сказал: «О сын Адама. ».
Относительно того, относятся ли ко Всевышнему Аллаху и слова хадисов аль-Кудси, а не только их смысл, существует масса разногласий между учеными Ислама. Часть исламских ученых считает, что ко Всевышнему Аллаху относится и смысл хадисов аль-Кудси, и слова их, ведь слова внушил Пророку Мухаммаду ﷺ сам Великий Аллах во время, когда Пророк Мухаммад ﷺ спал, или через откровение. Слова не были ниспосланы Пророку Мухаммаду ﷺ через ангела Джибриля, как это бывало на протяжении его жизни. И это отличает хадис аль-Кудси от всех остальных.
Есть также часть ученых, которые придерживаются мнения, что только смысл хадиса аль-Кудси следует относить ко Всевышнему Аллаху, а слова – это слова Пророка Мухаммада ﷺ. Большинство ученых исламской уммы придерживаются как раз такого мнения и считают его единственно правильным, которое нужно знать.
Различие хадисов Кудси от Корана
Первое различие заключается в том, что смысл и слова Священной Книги Коран исходят от Всевышнего Аллаха. Священная Книга Аллаха Коран была посредством откровения передана мусульманам через ангела Джибриля. Коран – это вызов населяющим планету людям, которые не способны в своей жизни составить подобной Книги.
В хадисах аль-Кудси только смысл принадлежит Всевышнему Аллаху, а слова, приводимые в них, произнес Пророк Мухаммад ﷺ. Они не являются вызовом населяющим планету людям за всю свою жизнь составить подобное.
Третье различие, которое существует между Священной Книгой Коран и хадисами аль-Кудси, это то, что если мусульманин читает каждый день Коран, то он за это получает от Всевышнего Аллаха вознаграждение, и это вознаграждение может быть увеличено в десятки раз. Во время молитв и совершения намазов каждый день также мусульмане читают Священную Книгу Коран. Но хадисы аль-Кудси читать во время совершения намаза как молитву нельзя, и за их чтение Великий Аллах не будет даровать мусульманам награды так, как это Он делает за чтение Корана. О том, что за чтение коранических текстов Всевышний дарует награду, говорит сам Всевышний в Коране. Об этом упоминает в своем сборнике хадисов имам Тирмизи: «Человек, прочитавший хотя бы одну букву из Корана, получит награду, равную одному доброму делу. А одно доброе дело имеет свойство получать десятикратно возросшую награду». Чтение хадисов аль-кудси не рассматривается как то, что мусульманин сделал богослужение, не будет зачтено как поклонение Всевышнему, не будет даровано Всевышним награды за чтение этого текста десятикратно.
С аятами Корана их различает еще и то, что неподражаемость аятов Священной Книги Коран по их стилю, форме, а также по их содержанию или иджаз аль-куран, их чудесность хадисам аль-Кудси не присуща. Хадисы аль-Кудси не были переданы до наших дней через мутаватир, то есть многочисленными путями через многочисленных передатчиков, как это произошло с аятами Корана, а передавались единично, то есть через разовые сообщения или путем ахада.
Отличает от коранических аятов хадисы аль-Кудси еще и то, что к ним прикасаться, пребывая в состоянии ритуальной нечистоты, можно, чего нельзя допускать с аятами Корана.
Основное отличие коранических текстов аятов и сур от хадисов аль-Кудси заключается также в том, что те положения, которые были закреплены в Коране, являются всеобъемлющими и распространяют свое действие на все человечество, населяющее землю, и распространяются и не теряют актуальность на все периоды истории развития человечества – задолго до того, как появился Ислам и спустя многие тысячелетия после этого, пока не наступит Конец Света и не придет Судный день.
Священная Книга Коран, ее аяты и суры обладают чудесными качествами, текст, который был бы таким же, как текст Корана, по его красоте, многослойности, многоплановости смысла и воздействия на сердца и дела людей, не сможет придумать никто из живущих на земле. Одно из отличительных качеств Корана – его неподражаемость, и это неоднократно упоминается и в самом Коране, и в хадисах. В Священной Книге Коран говорится, что, если бы даже объединились люди и джинны в попытке что-то подобное сделать, сочинить, и даже если бы они стали помогать друг другу, чтобы сделать это, им все равно не удалось бы это. Также в Коране сказано, что если верующие сомневаются в том, что именно Всевышний ниспослал Коран человечеству, то пусть попробуют сочинить хотя бы одну суру, подобную суре Корана.
Исламские ученые правоведы указывают, что в случае с хадисами аль-Кудси, которые в трактатах богословского характера достаточно часто используются, иногда фактически не отличаются от высказываний Всевышнего, но при утрате их точной формулировки смысл высказываний передан Пророком Мухаммадом ﷺ своими словами. По своему содержанию они откровениями являются, но по своей форме не являются откровениями Всевышнего, поэтому исламскими богословами допускается, что из уст в уста может передаваться их смысл.
При попытке найти различие между кораническими аятами и хадисами аль-Кудси, всегда следует обращать внимание на то, что для коранических текстов характерность полная достоверность, которая сомнений ни у кого не вызывает. Текст Корана, его любой аят и любая его сура – это текст канонический, он не подвергается градации по степени его достоверности, а вот тексты хадисов аль-кудси подразделяются по степени своей достоверности на сахих или достоверные, хасан или хорошие и даиф или слабые.
В научном труде под названием «Тальвих аль-Хашия» сообщается, что Священными хадисами называют такие, которые были внушены Всевышним Аллахом Своему Посланнику в тот день, когда Пророк Мухаммад ﷺ вознесся и имел счастье встретиться Аллаха, то есть в день, когда произошло событие, получившее название аль-Исра ва аль-Мирадж. В этом же труде сказано, что откровения или вахи следует подразделять на читаемые откровения и передаваемые откровения. К первым, то есть читаемым, относятся Священная Книга Коран и те аяты, которые в ней содержатся, а к передаваемым откровениям относятся как раз Священные или хадисы аль-Кудси, число которых составляет около ста.
Сколько существует Священных хадисов
Количество хадисов аль-Кудси не настолько огромно, как количество обычных или хадисов набави, как предполагает ибн Хаджар аль-Хайтами, их количество сводится к ста преданиям. По его словам, некоторые ученые собрали в одном томе их все. Но если принимать во внимание не только достоверные и сильные, а все предания, которые существуют и подпадают под категорию аль-Кудси, то их количество может достигать восьмисот штук.
Среди ученых, которые проделали огромную работу, чтобы собрать в одну книгу все хадисы аль-Кудси, называют шейха Аль-Мунави и его книгу «Аль-итхафат ас-суннийя фи-ль ахадис аль-кудсийя», аль-Мадани, у которого книга носит такое же название, а также ибн Бильбана, а также таких современных ученых Ислама, как Мустафа аль-Адави и шейх Абду-с-Салям ибн Мухаммад Аллюш.
Достоверные хадисы аль-Кудси
Примером такого хадиса аль-Кудси может стать переданный от Абу Хурайры, в котором приводятся слова Всевышнего Аллаха о том, что «Я такой, каким Меня представляет Мой раб, и когда Мой раб поминает Меня, Я с Моим рабом…».
«Поминайте Меня, будучи Мне послушными, и тогда помяну вас Я Своим прощением. О сын Адама! Не ленись четыре ракаата совершать в начале каждого дня, тогда до его завершения буду Я вместе с тобой».
Хадис, который передан от Абу Зарра и приводится в сборнике имама Муслима. В нем сказано: «О, Мои творения! Я самому себе запретил совершение несправедливости по отношению к кому-либо, поэтому я ставлю под запрет ущемление Моими творениями друг друга и совершение Моими творениями других несправедливостей».
Еще один пример хадиса аль-Кудси, который приводится в сборнике имама Муслима: «О сын Адама! Я заболел, а ты не навестил меня”. Он ответит: “Господи! Как я мог навестить тебя, Господа миров?” Он скажет: “Разве ты не знал, что такой-то из Моих рабов заболел, а ты не навестил его? Разве ты не знал, что если ты навестишь его, то найдешь Меня рядом с ним? О сын Адама! Я попросил тебя накормить Меня, а ты отказался”. Он ответит: “Господи! Как я мог накормить Тебя, Господа миров?” Он скажет: “Разве ты не знал, что такой-то из Моих рабов попросил тебя накормить его, а ты отказался? Разве ты не знал, что если ты накормишь его, то найдешь это у Меня? О сын Адама! Я попросил тебя напоить Меня, а ты отказался”. Он ответит: “Господи! Как я мог напоить Тебя, Господа миров?” Он скажет: “Такой-то из Моих рабов попросил тебя напоить его, и ты не сделал этого. А если бы ты напоил его, то нашел бы это у Меня».
В сборнике Тирмизи приводится другой хадис аль-Кудси: «О сын Адама, поистине, Я буду прощать тебе, не обращая внимания на то, какие грехи ты совершил, до тех пор, пока ты не перестанешь взывать ко Мне и надеяться на Меня! О сын Адама, если совершишь ты столько грехов, что достигнут они туч небесных, а потом попросишь у Меня прошения, то Я прощу тебя!».
Хадис аль-Кудси от Хакима в котором сообщается: «О сын Адама, посвящай себя поклонению Мне, и Я наполню твое сердце удовлетворением, а руки твои – средствами к существованию. О потомок Адама, не отдаляйся от Меня, иначе Я наполню твое сердце нуждой, а руки твои – трудами» (Хаким).
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)
Хадисы
В сумме хадисы Пророка Мухаммада ﷺ образуют Сунну, которая для всех мусульман в мире имеет весомый авторитет и составляет одну из основ шариата, обязательную к следованию за ней. С арабского слово «хадис» переводится как: «беседа», «предание», «рассказ», «новый».
Передача хадисов
Ахлюль хадис и изучение, передача и записывание хадисов
Существует понятие ахлюль хадис, которое в переводе с арабского означает «приверженцы хадисов». Ахлюль хадис – так называют тех, кто не просто слушает хадисы, записывает их и передает, но и следующих им, заучивающих хадисы, понимающих их смысл в скрытом и явном. Ахлюль хадис – это мусульмане, следующие за достоверными хадисами Пророка Мухаммеда ﷺ и делу его сподвижников. Шейху-ль-ислам ибн Таймия разъясняя понятие ахлюль хадис приводил в пример людей Корана (ахль аль-Куран), которые не ограничиваются тем, что любят Коран и хадисы, а, также как и ахлюль хадис исследуют смысл Корана и действуют в соответствия с полученными из него знаниями. В хадисах Пророка Мухаммеда ﷺ более подробно разъясняется суть Священного Корана.
Достоверные хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ слушать и знать должен каждый верующий мусульманин. Некоторые сподвижники Пророка Мухаммеда ﷺ слышали от него большое количество хадисов и передали их потомкам через длинный крепкий иснад: многие хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ посчастливилось слушать и передать Абу Хурайре – ему Посланник Аллаха ﷺ рассказал пять тысяч триста семьдесят четыре хадиса.
Людей, которые занимаются изучением и обработкой хадисов, изучают науку и терминологию, с ними связанную, обладают обширными знаниями о том, по каким критериям хадисы считаются приемлемыми и определяется их достоверность, называют мухаддисами. Они собирают тексты хадисов, проверяют иснад (цепочки) передатчиков на присутствие среди них людей ненадежных. По словам шейха аль-Ислама, ахлюль хадис являются предшественниками из первых трех поколений, а также те, кто последовал за ними.
Хадисоведение
Изучением хадисов занимается специальная наука в исламе – хадисоведение или мусталях аль-хадис. В эту науку входит несколько религиозных дисциплин, которые мусульманские ученые всего мира используют для того, чтобы выявить степень достоверности как хадисов, так и их передатчиков.
Сама же наука хадисоведение подразделяется на ильм аль-хадис аль-хасс би-р-ривая, то есть направление, которое изучает путь, которым хадис через цепочку передатчиков дошел до нас, и ильм аль-хадис аль-хасс би-д-дирая, то есть направление, которое устанавливает подлинность хадиса, изучает все те положения, которые извлекаются из него, изучает виды хадисов и условия для их приемлемости.
Список авторитетных передатчиков хадисов
Самым авторитетным в мире ислама мухаддисом считают Мухаммеда ибн Исмаила аль-Бухари, который обработал огромное количество хадисов – около шестисот тысяч, а по тем, которые он отобрал как самые достоверные, он составил сборник, в который вошли только семь тысяч четыреста хадисов – этот сборник называется «аль-Джами ас-Сахих».
Еще один объемный и авторитетный сборник хадисов отобрал и составил Ахмад ибн Ханбаль, в чей сборник под названием «аль-Муснад» вошло сорок тысяч хадисов, и для составления которого он обработал около миллиона хадисов. В этих сборниках представлены хадисы на самые разные темы ислама, затрагивающие волнующие мусульман вопросы: в них есть хадисы о намазе, хадисы о терпении и смерти. Часто можно встретить такие, которые рассматривают какие-то узкие темы, но актуальные даже в современное время: хадис про арбуз, про хиджаб.
Хадисы о еде
Вопросам еды Пророк Мохаммед ﷺ уделял особое внимание. Приводятся различные хадисы о еде, о меде, об арбузе, и каждому фрукту или каждой пище Пророк Всевышнего ﷺ умел придать особое значение. Приводится хадис про арбуз, который передан Абу Даудом, в котором сказано, что Пророк Мухаммад ﷺ ел молодые финики с арбузом. По словам его супруги Аиши, когда Посланник Аллаха ﷺ ел арбузы и дыни с финиками, он говорил: «Сухость одного мы уравновешиваем влажностью другого, холод одного уравновешиваем жаром другого», указывая на сухие финики и сочные арбузы.
Приводятся и хадисы про арбуз, в которых перечисляются достоинства арбуза, но есть мнение среди ученых ибн аль-Кайима и ас-Сахави, что все эти хадисы являются ложными, также об их недостоверности упоминал имам Ахмад. Например, хадис, в котором якобы Пророк ﷺ сказал, что «любая из ваших женщин, которая употребляет арбуз, будучи беременной, обязательно родит ребенка красивого внешне и с хорошим характером». Имам Ахмад говорил, что «относительно достоинства арбуза нет ничего достоверного, кроме хадиса о том, что Посланник Аллаха, ﷺ, ел его». О хадисах про арбуз ибн аль-Кайим говорил, что единственным достоверным является тот, в котором рассказывается, что Пророк Мухаммад ﷺ ел арбузы с финиками.
Хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о смерти
Многие темы, которые затрагивают хадисы, не оставляют равнодушными ни одного мусульманина, к таким относятся хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о смерти, поскольку каждый верующий постоянно задумывается о том, что после жизни земной и смерти его ждет жизнь вечная, и о том, как ему следует прожить свое время, чтобы заслужить довольство Господа и право наслаждаться райскими садами после смерти, стать терпеливым, о том, что после смерти человеку придется держать ответ перед Господом за поступки, совершенные в земном мире.
Хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о смерти побуждают верующего к размышлениям о смерти. В Священной Книге Господа содержится примерно сто шестьдесят пять упоминаний о смерти, и теме смерти в Исламе придается важное значение.
Приводится хадис о смерти от Абу Хурайры, переданный ат-Тирмизи, в котором Пророк Мухаммед ﷺ сказал: «Чаще вспоминайте разрушительницу удовольствий, то есть смерть». По мнению исламских ученых-богословов, этот хадис совершенен в своей лаконичности, передавая глубокий и великий смысл: верующий, который вспоминает о том, что последует после наступления его смерти и ухода из земного мира, за удовольствиями земной жизни гоняться не станет, нарушая ради этого границы дозволенного, поскольку ценности земного мира преходящи. Душа же человека вечна, будет приветствовать Господа и стараться, чтобы Всевышний был доволен ей, такой человек станет более терпеливым и будет стараться проявлять благочестие.
Приводится также хадис о смерти, который передан аль-Баззар, в котором Пророк Мухаммед ﷺ сказал, что если раб Божий вспомнит о смерти в трудном положении, то его трудности покажутся легкими для него и это сможет показать ему необходимость терпения.
Пророк Мухаммед ﷺ в хадисе о смерти, который был передан его женой Аишей, рекомендовал верующим посещать кладбища чаще, и сам он посещал кладбища каждый день и даже среди ночи, посещая могилы своих сподвижников. По свидетельству Анаса ибн Малика, Посланник Аллаха ﷺ говорил, что раньше он запрещал своим сподвижникам посещать кладбища, но теперь приветствует и рекомендует посещать их, поскольку это смягчает их сердца, а глаза наполняет «слезами смирения в этой жизни и напоминает о будущей». Об этом сказано в хадисе, которые привел Абу Дауд и Муслим.
В другом хадисе о смерти, приводимом ат-Тирмизи, Пророк Мухаммед ﷺ сказал, что благоразумен тот раб Божий, который в этом мире призывает себя к ответу и трудится ради того, что последует после смерти. И тот раб слаб, кто в этом мире следует своим желаниям, теша себя надеждой на то, что Господь над ним смилостивится.
Также супруга Пророка Мухаммеда ﷺ Аиша свидетельствовала, что в ее руках находился сосуд с водой, когда Посланник Аллаха ﷺ лежал при смерти, и Пророк ﷺ опускал в эту воду свою руку, а потом обтирал свое лицо, обращаясь с мольбой к Господу, чтобы он послал ему терпения во время смерти.
Человек должен ежечасно вспоминать о смерти, о жизни души после смерти в загробном мире, представлять то, в каком состоянии он будет находиться, когда покинет земной мир, какие могильные муки его ожидают, о Судном дне и Часе суда. Тогда такой человек не сможет грешить в земном мире, станет терпеливым, а также будет сожалеть о тех грехах, которые ранее совершил, отстранится от соблазнов и начнет готовиться к очищению души и жизни после смерти.
Хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о важных аспектах жизни мусульман
Верующим необходимо слушать хадисы о таких аспектах жизни мусульманина, которые, являясь незначительными и бытовыми, все-таки требуют особого отношения мусульманина в соответствие с установлениями Шариата: о том, как заработать деньги на женитьбу, о том, как найти себе достойную жену и какой она должна быть, чтобы муж был довольный ею, о браке и вопросах развода, о жизни, которую должна вести в терпении и благочестии вдова мусульманина, и о том, какая жена в исламе названа неблагодарной.
Мусульманам следует слушать хадисы Пророка ﷺ о женщинах, ведь этой теме он уделял особое внимание: он ﷺ говорил о необходимости заботиться о них, о запрете поднимать руку на свою жену, о том, что муж должен быть снисходителен к недостаткам своей жены, о деликатности и целомудрии в семейной жизни, о ревности и подозрительности в браке. Важно слушать хадисы Пророка ﷺ о матерях, ведь этой теме Пророк Мухаммад ﷺ также посвятил много высказываний и бесед. Эти хадисы показывают важную мудрость о терпении и самоотверженности матерей, о том, какой долг у родителей по отношению к своим детям, о правилах опекунства, о дочерях и сыновьях, о наследниках и наследстве.
Хадисы о терпении
Каждому мусульманину важно слушать и размышлять над хадисами Пророка Мухаммеда ﷺ о терпении, которые показывают, что главной добродетельностью верующего является терпение. Теме терпения уделено немало внимания и в сурах Священной Книги Коран.
В хадисе о терпении, переданном Муслимом от Абу Малика аль-Хариса ибн Асима аль-Ашари, сообщается, что Пророк Мухаммед ﷺ сказал, что «очищение или молитва является лишь половиной веры: “Хвала Аллаху” заполнят собой Весы, “Слава Аллаху и хвала Аллаху” заполнят собой пространство между небесами и землёй, молитва – свет, милостыня (садака) – доказательство, терпение – сияние, а Коран – аргумент за тебя или против тебя. Все люди отправляются утром, и продающий душу свою либо освобождает её, либо губит».
В одном из хадисов о терпении, переданных Муслимом, Бухари и другими, ансары обратились к Пророку ﷺ с какой-то просьбой, и он дал им то, что они просили, и затем они обращались с такой же просьбой еще неоднократно, и он не отказывал им до тех пор, пока не раздал все, что у него было, а после сказал, что никогда не утаит от них ничего, что у него есть, но напомнил, что следует стремиться к воздержанности, поскольку того человека, который будет пытаться обойтись своими силами, Господь избавит от необходимости обращаться с просьбой к другим, а тому человеку, кто будет проявлять терпение, Всевышний дарует терпение, и нет ценнее и щедрее дара, чем терпение.
Еще в одном хадисе о терпении приводятся слова Пророка Мухаммеда ﷺ об удивительном положении верующего: все в его положении является благом для него, и это никому более не дано: «если что-нибудь радует его, он благодарит Всевышнего, и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это становится для него благом».
В одном из хадисов о терпении, переданном Муслимом и Бухари, Анас рассказал историю, случившуюся, когда Пророк Мухаммед ﷺ проходил мимо стоящей у могилы женщины, которая оплакивала своего сына, и сказал ей, чтобы она боялась Аллаха и хранила терпение, на что женщина сказала: «Оставь меня, ведь тебя не постигло такое горе!». Когда же этой женщине сообщили, кто мимо нее проходил и разговаривал с ней, она пошла к дому Посланника Аллаха ﷺ и сказала, что не узнала его. На это Посланник Аллаха ﷺ сказал этой женщине, что нужно быть терпеливой: «Поистине, терпение больше всего следует проявлять при первом потрясении».
Хадисы Пророка Мухаммеда ﷺ о намазе
Важности намаза и его правильному совершению Пророк Мухаммад ﷺ уделял много внимания. Посланник Аллаха ﷺ сообщал в хадисе, переданным Дарими, Маликом, Ахмадом и другими о том, что намаз – это лучшее из дел, в котором мусульманину необходимо быть искренним, в точности соблюдая все столпы намаза, уделяя должное внимание совершению омовения (вуду).
В хадисе о намазе, переданном Аишей, рассказывается, что Пророк Мухаммад ﷺ уделял особое внимание тому, чтобы совершать два ракаата сунны-намаза перед тем, как совершить намаз фаджр. Посланник Аллаха ﷺ говорит: «Два ракаата, совершенные перед утренним намазом, лучше, чем весь этот мир и всё, что в нем есть» (Муслим).
Также Посланнику Аллаха ﷺ принадлежат слова (передано Тирмизи, Ахмадом и Абу Даудом) о том, что тот, кто выполняет четыре ракаата сунны до обязательного намаза Аср.
В хадисе, переданном Ахмадом, Бухари, Ибн Маджа и Муслимом сообщается, что, когда Посланник Аллаха ﷺ совершал намаз на открытом месте, он ставил перед собой сутру (преграду), втыкая перед собой короткое копье или опуская на землю свое верховое животное.
В достоверном хадисе, переданном Ахмадом, Муслимом и Ибн Хузеймой, Пророк Мухаммад ﷺ стремится показать и разъяснить, что тому, кто тщательно совершит омовение, а потом пойдет на обязательный намаз и его совершит за имамом, будет прощен грех. Передает Баззар и Табарани, что «намаз двоих человек, из которых один станет имамом, будет перед Всевышним чище, чем намаз четверых человек, которые совершили намаз поодиночке».
Хадисы ан-Навави
Имам Ан-Навави собрал в своем сборнике хадисы не на одну тему, не раскрывающую одну из сторон ислама, а, наоборот, он собрал те хадисы, которые раскрывают все стороны ислама. Обучающийся по данному курсу в итоге получает полную и правильную картину всей этой религии. Каждый из сорока хадисов представляет собой одну из великих основ ислама. Ученые так и называли эти хадисы. Какой-то хадис называли стержнем ислама в целом, а какой-то его половиной и т.д. Список хадисов представлен ниже. Данные хадисы доступны для изучения в бесплатной онлайн-школе Академии Медина.