Что такое святое целование
Святое целование
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;
18 ибо такие [люди] служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.
Послание к Римлянам, глава 16
______
Ну так вот. Святое целование (лобзание) это ПРОСТО поджатые при встрече губы.
«Приветствуйтесь братским поцелуем».
Почему же «братский» следует понять как «поцелуй глазами»? А. собственно. после того КАК мы поняли. почему святой поцелуй это поджатые при встрече губы. то почему (в случае христиан) братский поцелуй есть поцелуй глазами. понять будет уже не особенно сложно: братья БДЯТ друг друга, беспокояться, соучаствуют друг другу. Им есть нужда в «телячьих нежностях»? Может и есть. «при соединении фронтов» или как-то схоже. В любом случае, братский поцелуй, это не плотское. Даже если выражено в виде плотского поцелуя.
Почему апостолу просто не сказать: подожмите губы при встрече и все дела?
А почему бы Христу (было) просто не ткнуть себя пальцем в грудь, сказав: здесь внутри царствие. потом не плюнуть себе под ноги: пути господни неисповедимы. потом не скрестить пальцы двух рук и сказать: вот-те крест.
.
И весь Завет.
То есть, конкретно, дело вот в чем.
Но дело вот в чем.
Люди, которые ограничивают себя заповедями (например, о не прелюбодеянии), причем, когда это происходит резко и необдуманно, испытывают соответствующее ущемление психозоны: для мужчины, что долго в воздержании прикосновение женщины может быть болезненным в определенном смысле. Могут быть еще причины того. что был введен запрет на лобзание братьев и сестер, а допускалось только между братьями или только между сестрами.
И вот здесь мы наблюдаем проявление, которое вряд ли можно охарактеризовать как нечто праведное: из-за того (а получилось так совершенно само собой) что мужчина или женщина (брат или сестра) испытывали конфуз от соприкосновения при встрече, пришлось ввести «поправку» к несуществующему повелению апостола иметь «христианское лобзание», которое вполне телесно. поскольку апостол речь вел о «святом целовании». где слово «святое» само по себе расставляет по местам все смыслы: это скорее всего просто поджатые губы при встрече.
Но воздушный поцелуй далек от того, что имел в виду апостол. Поджатие губ при встрече (у христиан) может и должно означать еще не сказанное, но важное.
На самом деле, конечно же возникает вопрос, почему апостолу было не сказать приблизительно так: «Приветствуйте друг друга поцелуем святым, сжимая губами Христово обетование вечное, с вами все церкви Христовы!».
Может быть дело в том, что послания эти (в частности, Римлянам) составлялись для церквей новых (совсем новых) или не благонадежных (а может и так и так); и таким текстовым посылом апостольское собрание давало возможность, с одной стороны укрепиться таким церквям, вдумчиво взвешивая сказанное в послании, с другой это. могла быть проверка: если они начнут лобызаться при встрече («чмоки-чмоки»), то это сигнал быть настороже относительно такой церковной части (группы людей, что объявили себя Христовой церковью).
Что же, наверное, последнее в этой теме.
Так или иначе, телесный контакт, даже просто соприкосновение руками, является довольно глубоко выраженным обострением в чувстве взаимоприятия. Если в кругу что-то обсуждающих людей (предположим, они стоят довольно тесно и каждый может коснуться другого) один из говорящих на данный момент касается другого, что-то поясняя, то возникает ощущение, что говорящий как-то особенно расположен к человеку (?). Может быть это прикосновение связано с необходимостью привлечь особенное внимание к определенному месту монолога, а может это и диалог. Итак, говорящий касается слушателя, что стоит рядом, он как-то особо выделяет не самого слушателя, а то что в этот момент (момент соприкосновения) говорится. И это очевидно. Важно то, что говорится. А касание рукой собеседника имеет отношение к обсуждаемому вопросу, но не к нему самому.
Когда же люди, что собираются для чего-то вместе, при встрече целуют друг друга, то при этом ничего (существенного) не произносится, может быть пара легких фраз «как дела», «хорошо выглядишь» и прочее. Но телесный контакт сближает, безусловно, делает круг общения более тесным (сейчас речь не о христианах), сплачивает.
Христиане едины во Христе. Им нет необходимости в таком способе взаимоприятия.
Далее, они заняты проповеднической деятельностью, а это не просто «круг общения» или тусовка. здесь есть лидеры движения, то есть те, у кого это получается лучше, есть те кто только учатся и т.д.
Но и лидеры и те кто только учатся (хотя учатся и лидеры, безусловно, потому что «век живи, век учись») встречаясь, собираясь, приветствуют друг друга «святым лобзанием», то есть, как было понято, целуют друг друга (в щеку, в губы, не важно).
Теперь обратим внимание на это:
«Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них».
И вот, один из лидеров (движения, т.е. данной церкви) приветствуя целует сначала господина или госпожу (Имярек). Что сие значит? Просто случайно поцеловал сначала их.
Но завтра он поцелует иначе: сначала кого-нибудь другого. Так же?
Ммм. все может быть.
Мы речь ведем о ХРИСТИАНАХ.
Которым было повеление (от апостола, а следовательно от Самого Христа) приветствоваться «святым целованием».
Так что же ЧРЕВО? О каком насыщении речь?
О. видимо. насыщении чувства святости.
Мы ласкательно красноречивы, в конечном итоге это находит отражение у нас в здравственном или приветственном поцелуе. Мы настолько красноречивы (во Христе), что даже немеем от восторга, нам остается только (красноречиво и немея от восторга) чмокнуть брата-сестру в щечку. И так. мы насыщаемся чувством святости.
Святое целование в церкви и немного герменевтики.
…ты целования Мне не дал (Лук.7:45)
Дорогие братья и сёстры во Христе, хочу привлечь ваше внимание к церковной практике святого целования. Писание пять раз говорит об этом христианском обычае, четыре упоминания мы находим у апостола Павла (Рим.16:16, 1 Кор.16:20, 2 Кор.13:12, 1 Фесс.5:26). Также апостол Пётр пишет: «Приветствуйте друг друга лобзанием любви» (1Пет.5:14).
Один апостол говорит о «святом целовании», другой о «лобзании любви». И «целование» и «лобзание» это перевод одного и того же греческого слова «filema». В 1Пет.5:14 рядом с «filema» стоит всем известное «agape». Идея любви интересно подчеркивается этими двумя словами. Дело в том, что «filema» одного корня с «filia». А это слово также как и «agape» имеет значение «любовь». Думаю, любому читающему понятно, что в этих словах содержится призыв к святым выражать свою любовь друг к другу видимым образом, а именно святым поцелуем.
Нельзя не согласиться с тем, что само по себе целование имеет отношение к чему-то внешнему. Иисус учит нас концентрироваться в первую очередь на внутреннем, а не на внешнем. Главное это любовь, а не щепетильное соблюдение правил. Правила могут сковывать нас в проявлении любви. Но всё же и в Новом Завете наряду с наибольшим законом, законом любви, мы встречаем призыв к соблюдению определённых внешних норм. И так как эти нормы записаны в Слове Божьем, то мы, конечно, не можем запросто отмахнуться от них.
Можно ли определить какие из «внешних» заповедей Нового Заветы мы обязаны строго соблюдать, а какие нет? Как показывает жизнь это актуальный вопрос. Покрывать ли сестре покрывалом голову при молитве или это только в те времена нужно было? Приветствовать друг друга святым целованием или ограничиться крепким рукопожатием? Нам нужен некий ориентир при поиске ответа на подобные вопросы. Ведь мы перед Богом будем давать отчёт за то, насколько серьёзно мы отнеслись к Его повелениям.
Трепетное отношение к Слову Божьему задаёт консервативным верующим следующий ориентир: «Не спеши отходить от буквального исполнения заповеди, даже если ты на данный момент времени не вполне понимаешь смысл и полезность этого». Мы не торопимся заменять полное погружение при крещении на обливание. Когда слышим, что где-то в церквах на смену хлебу в причастии и вину пришли чипсы и кока-кола, мы недоумеваем. Для отмены буквального соблюдения «внешней» заповеди нам нужна очень веская причина. Такой причиной может стать различие между современными культурными нормами и тем укладом жизни, который был в период написания Нового Завета.
Вообще, приветственный поцелуй не является чем-то странным для нас. Об этом свидетельствует обычай христосоваться на пасху. В нашей памяти ещё хранятся образы былых вождей страны, имевших привычку приветствовать горячим поцелуем руководителей других стран. То как они это делали, вызывает улыбку. Но если бы всё происходило не так горячо, то, вероятнее всего, это принималось бы как нечто приемлемое и даже достойное одобрения.
Существует страх перед тем, что этот обычай может быть дурно истолкован неверующими. А была ли опасность скверного истолкования во времена апостолов или же это данность только нашего времени? Есть историческое свидетельство о том, что приветственные поцелуи вызывали дурные подозрения и в начале 1 века, Светоний (75-160) пишет об императоре Тиберии, упомянутом в Евангелии: «Нравы общества, пошатнувшиеся от нерадивости или от дурных обычаев, он попытался исправить… Он запретил приветственные поцелуи» (Светоний, жизнь 12 цезарей, Тиберий, 33-34).
Само слово «святое» (целование) имплицитно содержит мысль о такой угрозе. Если есть «святое», то есть и «несвятое» и, следовательно, не исключено то, что святое целование истолкуют как несвятое.
И вот, зная о тех сложностях, которые могут сопровождать эту практику, апостол пишет: «Приветствуйте друг друга святым целованием».
Другим фактором сопротивления этой заповеди могут быть причины психологического порядка. Член церкви может быть не расположен к, так сказать, «телячьим нежностям». Это может быть связано с опытом его прежней жизни. Например, для некоторых семей сейчас нехарактерно присутствие поцелуев и ласковых отношений между родными. В нашей духовной семье, в церкви, мы должны стать новым творением во Христе и учиться любви друг к другу.
Так случилось, что новозаветные тексты не дают нам, современным читателям, желаемой ясности: способ совершения святого целования не конкретизируется. Современные комментаторы по-разному детализируют эту практику. Одни говорят, что это был поцелуй в щеку (известный комментарий под ред. Платона Харчлаа). Другие говорят о том, что это возможно был поцелуй и в щёку и в губы (Баркли). В пользу поцелуя в щёку приводятся отрывки об отце, поцеловавшем блудного сына (Лк.15) и о прощании апостола Павла с ефесскими пресвитерами в Милите (Деян.20). Ставится особое ударение на том, что прежде чем поцеловать кого-то, целовавшие падали на шею того человека. И в этом усматривается подкрепление позиции о возможности поцелуя только в щёку. «Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его» (Деян.20:37).
В Ветхом Завете описывается история убийства Амессая Иоавом (2 Цар.20:10). «И взял Иоав правой рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать» (2 Цар.20:9). Во-первых, этот стих напоминает нам о том, что все люди в древности, как правило, были с бородой. И потому не так убедительно выглядит предположение, что некто, упав на шею бородачу, потом обязательно должен поцеловать его в щёку, а не в губы. Во-вторых, Иоав, взяв Амессая за бороду, должен был это движение, вероятнее всего, продлить именно до поцелуя в губы. Мне это кажется как-то более естественным. Думаю, что вообще для людей Ветхого Завета поцелуй в губы не был какой-то диковинкой. Это мне видится из слов: «В уста целует, тот, кто отвечает словами верными» (Прит.24:26). Нет серьёзных оснований считать, что это стало редкостью в новозаветные времёна.
Ранняя церковь приняла для себя поцелуй именно в губы. Об этом косвенно свидетельствует и цитата Климента о поцелуе «при сомкнутых устах». Более прозрачно об этом говорит Иоанн Златоуст (см. его комментарий к 1Кор.13:12).
Углы, которые были и, наверное, всегда будут рядом с этим святым обычаем нужно просто стараться подкруглять. Именно это делает Климент, когда пишет: «(целование мира должно быть) скромным и при устах сомкнутых». Но если вдруг мы всё-таки попадёмся в руки какому-нибудь искреннему брату, и он в широте души своей поприветствует нас « по-настоящему», по-брежневски смачно, то, думается, не велика беда, ведь «Любовь покрывает множество грехов» (1 Пет.4:8).
Благодарность Господу за то, что лобзание любви всё ещё сохраняется в некоторых христианских церквах, в том числе и в нашем братстве. Исследователи считают, что кое-где отголоском этого обычая стали поцелуй руки священника, целование священниками друг друга в плечо и…лобызание туфли. Хорошо и славно то, что мы всего лишь в простоте и с любовью целуем друг друга в уста!
Не без грусти Баркли пишет: «Нам может показаться, что поцелуй мира теперь где-то в далеком прошлом: он остался от тех дней, когда Церковь была в подлинном смысле слова семьей и братством, когда христиане действительно знали и любили друг друга. Очень жаль, что в современных церквах, особенно с большим числом членов, где никто никого не знает и даже знать не хочет, поцелуй известен разве что как формальность. Это был прекрасный обычай, которому суждено было исчезнуть там, где было утрачено подлинное братство».
Апостола Павла 2-е послание к коринфянам 13:12
Толкования:
Амвросиаст
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Это есть приветствие церковное, поскольку лобзания эти суть не по плоти, но в духе, которые соединением телесным души связывают не плотским желанием, но духом. Приветствуют вас все святые. Павел призывает их к святости, чтобы и сами они равно отвечали в приветствии святым: для того приветствуют святых, чтобы подражать им.
Блж. Феофилакт Болгарский
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Приветствуйте друг друга лобзанием святым
Приветствуют вас все святые
Присутствующих он объединяет целованием, отсутствующих же приветствием, но и тут соединяют уста, потому что приветствие от них исходит.
Лопухин А.П.
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Толковая Библия.
Cм. также Толкование на 2Кор. 13:11
Прп. Ефрем Сирин
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Свт. Иоанн Златоуст
Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые
Свт. Феофан Затворник
Целуйте друг друга лобзанием святым. Целуют вы святии вси
«Целуйте друг друга лобзанием святым; то есть, нельстиво, целомудренно, как члены друг друга и тело Христово» (Феодорит). «Что значит: святым? – Не притворным и льстивым, каким Иуда лобызал Христа. Ибо на то и лобзание, чтобы возбуждало любовь, чтобы воспламеняло искреннее расположение, чтобы мы так любили друг друга, как братья братьев, как чада отцов и отцы чад, или еще и больше: ибо сия любовь есть естественная, а наша духовная. Чрез лобзание соединяются между собою души. Посему-то, возвращаясь из путешествий, целуем друг друга, когда души наши приходят во взаимное общение. Ибо уста особенно выражают расположение души. Можно и еще нечто сказать о сем лобзании святом. Что же такое? – Мы храм Христов. Уста – дверь сего храма, коею входил и входит к нам Христос, когда мы причащаемся. Причастники таинств! Вы понимаете, что говорю? Не простой чести сподобляются уста ваши, приемлющие Тело Господне. Потому наипаче в сие время лобызаем друг друга. Да слышат сие срамно лобызающиеся, и да ужасаются при мысли, как они сквернят уста свои!» (святой Златоуст).
Целуют вы святии вси. «В один с ними состав совокупил и всех веровавших во вселенной» (Феодорит). «Видишь ли, как он соединяет между собою всех дальних и близких, первых посредством Писания, а последних посредством лобзания?» (святой Златоуст).
Православная Жизнь
Отвечает иерей Андрей Чиженко.
Традиция целования как приветствия очень древняя. Конечно, сам обряд целования как приветствия связан с особым расположением людей друг к другу. Целованием они выказывают максимальную душевную близость и расположение. И в этом случае целование – это, без сомнения, символ любви. Т. е. я приближаю тебя к себе, к своим устам, к источнику своей жизни – к дыханию, а значит, и к сердцу. Вспомним Книгу Бытие: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7). Мы образно себе можем представить, что для того чтобы вдохнуть дыхание в кого-то, нужно к его лицу максимально приблизиться. Из этих библейских стихов мы видим, что Господь по Своей огромной любви к человеку максимально приблизился к нему и дал ему Свой драгоценный дар – душу живую и бессмертную. Дыхание Бога также напоминает поцелуй как символ любви Отца к Своему творению-ребенку.
Примерно такую же параллель-повторение мы встречаем и в Новом Завете, в истории с исцелением слепорожденного. Спаситель словно бы повторяет историю сотворения человека, показывая тем самым, что Он есть истинным Богом: «Иисус отвечал… Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому…» (Ин. 9:3–6). Земля здесь символ материи, из которой создан человек. Плюновение – символ того самого вдохновения-поцелуя, с помощью которого Бог вдыхает в человека жизнь – бессмертную душу, словно бы часть Себя, Свой образ-отпечаток.
Эти библейские примеры доказывают, что поцелуй – символ любви.
И поцелуй-лобзание при встрече или прощании – очень древняя традиция. О нем говорится и в Ветхом Завете: «И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его» (2 Цар. 20:9). Хотя, конечно, следует сказать справедливости ради, что родственник святого пророка и царя Давида Иоав через секунду убивает своего родственника Амессая мечом. Также читаем: «В уста целует, кто отвечает словами верными» (Притч. 24:26).
По Новому Завету нам известен поцелуй Иуды. Он, конечно, имел негативный смысл, но также это свидетельство того, что между Христом и Его учениками была принята традиция целования. В дальнейшем обычай целования мы встречаем и у апостолов, которые закрепили его в Церкви. Святой первоверховный апостол Петр пишет: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой. Приветствуйте друг друга лобзанием любви. Мир вам всем во Христе Иисусе. Аминь» (1 Пет. 5:13,14). Очень поэтично об этом обычае пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами, а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам, чтобы радость ваша была полна» (2 Ин. 1:12).
Позже в богослужебных чинах Православной Церкви мы видим развитие этого обряда. (Но только между лицами одного пола. В храме мужчины лобызаются с мужчинами, женщины с женщинами.) Во-первых, это происходит на Литургии верных после Великого входа. Диакон возглашает: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы». Далее идет исповедание веры во Святую Троицу. Скажем так, признание священником Богу в любви, которое начинается словами «Возлюблю Тя, Господи…». Во время произнесения этих слов священник целует евхаристические сосуды. И на пении Символа веры происходит целование священников в алтаре при соборной службе. В принципе, в это время в древней Церкви целовались и верующие в храме. Это было выражением любви друг к другу. Целование часто совершалось троекратно (в честь Святой Троицы).
Также Устав предписывает целование по совершении Пасхальной заутрени перед чтением слова святителя Иоанна Златоуста: «По тому же образу и иереев целуют, и сами между собою по чину своему…Таже по них и миряне такожде целование творят».
Хочется предупредить нас от проявления чрезмерного рвения. Будем помнить, что Уставы древней Церкви писались тогда, когда православные общины были небольшими, люди хорошо знали друг друга. В этом виделся некий образ семьи. К тому же опасность гонений от иудеев и римских властей сплачивала людей. Поэтому братское лобызание было искренним. Представим себе лобызание на воскресной или Пасхальной Литургии в каком-нибудь переполненном кафедральном соборе между вообще незнакомыми людьми. Это довольно сложно.
То же примерно происходит между нами – священниками. Если ты встретишь малознакомого батюшку, то пожмешь ему руку и прикоснешься щекой к его щеке, что также символизирует братское лобзание. Но если ты встретишь своего друга, которого давно не видел, то тогда и обнимать его кинешься, и троекратно целовать.
Поэтому, мне кажется, все должно быть в меру. Внешняя форма даже обряда троекратного целования должна идти от любви и теплоты сердца, а никак не наоборот. Если я буду целовать человека, но любви к нему испытывать не буду, то получится пародия, комическое зрелище. Поэтому с Божьей помощью нужно возделывать в своем сердце любовь и внимательность к другому человеку, которые тонко и нежно подскажут тебе, как поступить с ближним своим…
Целование, лобзание
I. На Востоке поцелуй был привычной формой почтит. приветствия, особенно Ц. руки, при котором надо было склониться к руке другого человека, поцеловать ее и провести ею по своему лбу ( Исх. 18:7 : Моисей приветствует своего тестя). Другой способ засвидетельствовать почтение состоял в том, чтобы губами прикоснуться к одежде благородного лица (по-видимому, именно это пытался сделать Саул, когда «ухватился за край одежды» Самуила: 1Цар. 15:27 ). Самуил, целуя Саула, выразил свое преклонение перед избранным царем ( 1Цар. 10:1 ).
Ц. ног выражало глубочайшее смирение и безусловное подчинение («целуйте Его ноги» – один из возможных вариантов перевода евр. текста, переданного в Синод. пер. как «почтите Сына» – Пс. 2:12 ). То же самое подразумевает и выражение «лизать прах» ( Пс. 71:9 ), т.е. касаться ртом пыльной земли или ч.-л. пыльных ног. Женщина, целующая ноги Иисуса ( Лк. 7:38.45 ), выражает этим свою благодарность и преданность Тому, Кто возвестил ей Божье прощение. Идолопоклонники целуют Ваала ( 3Цар. 19:18 ), золотого тельца ( Ос. 13:2 ); Ц. собственных рук упоминается в одном контексте с поклонением солнцу и луне ( Иов. 31:27 ).
II. Ц., как и объятия, было ⇒ приветствием равных. При этом каждый из целовавшихся клал голову сначала на правое плечо другому и целовал его в правую щеку, потом на левое плечо и целовал в левую щеку. Так приветствовали друг друга Иаков и Исав ( Быт. 33:4 ), так Иосиф дал узнать себя Вениамину и своим братьям ( Быт. 45:14–15 ), так отец встретил блудного сына ( Лк. 15:20 ), так Павел простился с пресвитерами Эфесской (Ефесской) церкви ( Деян. 20:37 ). При Ц. брали другого человека за бороду или целовали и саму бороду ( 2Цар. 20:9 ).
IV. Поцелуи как выражение христ. любви названы в посланиях апостолов «целованием (лобзанием) святым» ( Рим. 16:16 ; 1Кор. 16:20 ; 2Кор. 13:12 ; 1Фес. 5:26 ) или «лобзанием любви» ( 1Петр. 5:14 ).