Что такое связь с общественностью профессия
Профессии в сфере связей с общественностью
В последние годы такие слова, как «пиар» или «пиарить», стали весьма популярны. Их часто используют как в отношении отдельных предприятий, учреждений и организаций (далее — предприятий), так и некоторых лиц — политиков, звезд шоу-бизнеса, спортсменов и т. д. Появились и новые профессии в сфере «пиара», а также должности на многих предприятиях, что прибавило хлопот кадровикам. Именно поэтому вопросы профессиональной классификации работников в сфере «пиара» целесообразно рассмотреть более детально.
Понятие «связи с общественностью» и общая характеристика профессий в этой сфере
Термины «пиар» и «пиарить» происходят от английской аббревиатуры PR (public relations), которая произносится как «пиар». В переводе с английского это выражение означает «связи с общественностью», или наука и искусство налаживания взаимовыгодного сотрудничества между участниками процесса коммуникации.
Термин «коммуникация» происходит от латинского слова communicatio, что означает — «единство, передача, соединение, сообщение». Есть разные типы коммуникаций, но в контексте «связей с общественностью» преимущественно имеется в виду социальная коммуникация, т. е. общение между людьми и другими социальными субъектами. Как правило, различают три основные (базовые) функции социальной коммуникации:
Указанные основные функции социальной коммуникации — основа для функциональных обязанностей работников, которые в той или иной степени осуществляют «связи с общественностью», обычно от лица работодателей. Таких работников в мировой практике также иногда называют «специалистами по коммуникациям», или «медийными специалистами», т. е. специалистами по средствам массовой коммуникации (пресса, телевидение, радио, Интернет и т. д.). Нередко они, особенно в правительственных учреждениях, работают на должностях пресс-секретарей или пресс-атташе (преимущественно в заграничных представительствах).
От профессионализма этих работников в значительной мере зависит репутация, прибыльность, а иногда и само существование предприятия или организации, в конце концов, зависит то, как соответствующие категории населения, преимущественно партнеры и клиенты предприятия, понимают и поддерживают цели его деятельности, осуществляемую политику, мероприятия, планы и т. д. Именно специалисты по связям с общественностью обеспечивают такое понимание и поддержку непосредственными контактами с представителями соответствующих категорий населения или с помощью средств массовой коммуникации. Поэтому, осознав роль, которую играют прочные связи с общественностью для предприятий, менеджеры, разрабатывая и осуществляя их планы, особенно в последние годы, все больше полагаются именно на специалистов по связям с общественностью.
Для того чтобы квалифицированно выполнять свои функции, специалисты по связям с общественностью должны хорошо знать не только «историю» своего предприятия, соответствующие средства массовой коммуникации, а также интересы, стремления, увлечения или проблемы «целевых» групп, на которых они фокусируют свое внимание: потребителей, клиентов, местных общин, конкурентов, политических партий, различных организаций по интересам, правительственных органов и т. д. Со всеми подобными «целевыми» группами специалисты по связям с общественностью должны налаживать отношения взаимного согласия, выгоды, сотрудничества.
Часто такие отношения устанавливаются с помощью представителей средств массовой коммуникации, т. е. журналистов, для которых специалисты по связям с общественностью готовят разнообразные информационные материалы для дальнейшей публикации, например пресс-релизы. Значительная часть программ на телевидении, репортажей на радио или публикаций в газетах сначала «рождается» на рабочем столе специалиста по связям с общественностью.
Они также обеспечивают постоянный контакт представителей предприятия с общественностью. Например, организовывают выступления руководителей предприятия перед разнообразными аудиториями, готовят проекты этих выступлений. Кроме этого, специалисты по связям с общественностью готовят отчеты об осуществлении различных проектов и принимают участие в подготовке визуальной информации о каких-либо событиях: фильмов, фотографий, слайдов и т. д.
В правительственных структурах специалисты по связям с общественностью (их должности могут иметь различные официальные названия, в частности пресс-секретарь, руководитель пресс-центра и т. д.) обеспечивают информирование общественности о деятельности этих учреждений и их должностных лиц. Например, в Министерстве иностранных дел руководитель пресс-центра может информировать общественность о будущих визитах за границу государственных должностных лиц высшего уровня или об официальной позиции страны о возможном решении определенной международной проблемы. Пресс-секретарь министра или другого политического деятеля может разъяснить общественности его позицию относительно какого-либо предложенного законопроекта или осуществленных правительством действий, и, тем самым, положительно влиять на его имидж в глазах будущих избирателей и дальнейшую политическую карьеру.
Конкретные функции, роль и численность специалистов по связям с общественностью в значительной мере зависят от типа предприятия или организации, в которых они работают, и от того, насколько они крупные. Скажем, в больших транснациональных корпорациях может существовать должность вице-президента, который, являясь ответственным за связи с общественностью, принимает участие в разработке стратегических планов и политики корпорации. А в специализированном структурном подразделении по связям с общественностью могут работать специалисты с узкой специализацией в сфере связей с общественностью: специалисты по написанию статей и выступлений, изучению общественного мнения, по установлению контактов с представителями средств массовой информации, подготовке ответов на обращения и письма граждан и т. д.
Иногда специалисты по связям с общественностью работают в специализированных рекламных или маркетинговых структурных подразделениях предприятий, большей частью коммерческих, так как цель деятельности таких работников очень близка или совпадает с целью деятельности этих подразделений: рекламной, продвижением на рынке или маркетингом продукции предприятия, что невозможно без создания привлекательного ее «имиджа» среди общественности, т. е. потенциальных покупателей. Нередко в результате этого грань между некоторыми работниками, относящимися к формально разным профессиональным категориям, становится чисто условной, так как они работают в тесном контакте и решают одинаковые задачи.
Например, менеджеры по связям с общественностью могут оценивать программы рекламного характера, направленные на продвижение на рынке продукции предприятия, и организованные менеджерами по рекламе или маркетингу, с точки зрения их соответствия программам предприятия.
Нередко они играют роль «глаз и ушей» высшего руководства предприятия, наблюдая за социальными, экономическими и политическими тенденциями и событиями, могущими повлиять на деятельность предприятия по продвижению на рынки сбыта продукции.
Менеджеры по связям с общественностью также могут тесно взаимодействовать со специалистами в других отраслях (вне сферы рекламы и маркетинга). В частности, совместно с менеджерами по персоналу они могут принимать участие в подготовке и выпуске средств «внутренней коммуникации» на предприятии, например, таких как стенды, брошюры или специальные открытки, которые могут быть посвящены отношениям между руководством или собственником предприятия и персоналом. А вместе с менеджерами в области экономики и финансов — принимать участие в подготовке и публикации отчетов и докладов о результатах деятельности предприятия, используя разнообразные средства коммуникации как внутри предприятия, так и за его пределами.
Работники по связям с общественностью в системе профессиональной классификации Украины
Национальный классификатор Украины ДК 003:2005 «Классификатор профессий» (далее — КП) содержит несколько профессиональных названий работ в сфере связей с общественностью, которые относятся к различным профессиональным группам в зависимости, в основном, от уровня полномочий соответствующих работников (руководителей или профессионалов) и видов экономической деятельности предприятий или организаций, где они работают (коммерческие предприятия или органы государственной власти) (таблица 1).
Наличие профессий в сфере связей с общественностью в КП
Код КП
Выпуск СКХП
Профессиональное название работы (рус./укр.)
Профессиональная группа «Руководящие работники аппарата центральных органов государственной власти»
Специалист по связям с общественностью
Как говорил известный литературный герой Остап Бендер, «реклама – двигатель торговли». Действительно, благодаря труду маркетологов, хорошо знающих рынок и потребителей, пиарщиков, умеющих выстраивать двусторонние коммуникации с целевыми аудиториями и СМИ, рекламистов, владеющих секретами продвижения товаров или услуг, компании могут стабильно развиваться и сохранять свою конкурентоспособность. Поэтому мы попросили самих работников рекламы рассказать о своей деятельности, существующих сложностях работы и перспективах развития отрасли.
Очень важно попасть в сильную команду
– Профессия «Специалист по связям с общественностью» меня привлекала давно, но шла я к ней постепенно, поработав до этого в театральной, нефтяной, медицинской сфере и журналистике. Я познакомилась с данной областью, работая в отраслевом журнале по PR, где у меня появилась возможность напрямую общаться с основными игроками рынка и самыми яркими профессионалами в этой сфере. Это помогло мне выбрать нужное направление в работе, стиль работы и способ получения полезных знаний и опыта.
К основным плюсам данной профессии можно отнести большое количество образованных интеллигентных людей в профессиональном сообществе, а тот факт, что сфера PR существует в России не так давно, позволяет достаточно быстро продвигаться по карьерной лестнице. То, что вы женщина и гуманитарий, будет явным преимуществом. Еще один плюс в работе пиарщика – творческая составляющая данной работы, интересное общение, возможность писать, постоянно развиваться и приносить огромную пользу своей компании.
Кроме того, профессия PR-специалиста постоянно держит тебя в тонусе, ведь ты должен всегда прекрасно выглядеть, излучать радость и спокойствие, быть полным энергии, блистать. Так как именно с твоим имиджем невольно будут ассоциировать компанию, где ты работаешь. Поэтому важно быть искренним и работать в той компании, которая тебе действительно близка по духу, и с которой у тебя общие ценности.
Могу сказать однозначно, что самое сложное в этой сфере – получить профессиональный опыт. Когда ты начинающий специалист, ты полон амбиций (ты еще не умеешь их скрывать), ты открыт миру и отчасти максималист. И вот ты попадаешь в PR-агентство. российское PR-агентство. Практически в 60% российских PR-агентств очень сложный микроклимат, нездоровая корпоративная культура и жесткий менеджмент при маленькой оплате труда, но только в агентствах можно научиться PR. Так что здесь встает вопрос приоритетов. Да, вы попадаете в жесткие психологические условия, но вы можете чему-то научиться.
В моей сегодняшней работе у меня появилась возможность расти и развиваться, так как в целом это стремление в компании поощряется. Поэтому очень важно попасть в сильную команду и сферу, где будет интересно работать.
Я думаю, что основные перспективы PR cвязаны с освоением западной практики репутационного менеджмента и адаптации этих знаний к российским реалиям и поиском новых средств коммуникаций со своими аудиториями с помощью интернет-технологий.
Также после окончания рецессии будут востребованы универсальные специалисты, которые могут одновременно контролировать направление внешнего и внутреннего PR, а в дополнение – знающие основы маркетинга и GR.
Первый совет, который я могу дать молодым PR-специалистам, – оставайтесь самим собой. Не ст оит загонять свою индивидуальность в рамки какой бы то ни было корпоративной культуры. Вы должны соблюдать правила, существующие в компании, но сознание должно оставаться свободным, иначе вы не сможете творить. Также нужно научиться выживать в различных коллективах, общаться с людьми разных поколений, социального статуса (в этом может помочь журналистика).
Вообще, наиболее легкий способ построения карьеры в PR – попасть на работу журналистом в отраслевой журнал или рубрику делового журнала той сферы, в которой вы хотели бы работать PR-специалистом.
Обратите внимание на ваш внешний образ, ведь для пиарщика это важный инструмент воздействия на аудиторию: грамотная речь, приятный голос, привлекательная внешность и лоск помогут вам быстрее двигаться по карьерной лестнице в этой сфере. И, самое главное, верить в себя и быть оптимистом.
Маркетинг и реклама – это не расходы, а инвестиции
– В школе я училась в математическом классе, а когда пришла пора поступать в институт, вместе с родителями и с психологом попробовали выбрать что-то, связанное с математикой, но полезно-прикладное, чтобы не «засыхать» в каком-нибудь НИИ. Так был выбран экономический факультет. А при выборе специализации я исходила из двух принципов:
Так я оказалась в маркетинге (а «запасной» диплом у меня – бухгалтер-аудитор).
К сожалению, во многих бизнес-людях «старой школы» отсутствует понимание того, что маркетинг и особенно реклама – это не расходы, а инвестиции. И, соответственно, расходы на рекламу очень быстро «идут под нож» в первых рядах, как только требуется снизить издержки. Но ведь инвестиции в продвижение – это стратегическая основа будущего успеха и роста. Сегодня за счет отказа от рекламы экономим миллион, послезавтра теряем десять, а то и все. Это то, с чем приходится очень часто сталкиваться в своей работе. Я считаю, что можно и нужно с этим бороться – объяснять, отстаивать свою точку зрения, подсовывать «правильные» книжки, в конце концов.
Сфера «Маркетинг/Реклама/PR», на мой взгляд, находится на передовом фронте новых социальных тенденций, движений, и здесь нельзя отставать от меняющегося мира (а то раз – и ты уже «в хвосте электрички»). Очень активно развиваются новые технологии. Ееще 10 лет назад реклама – это ролики на ТВ и страницы в журналах. Теперь это подкасты, вебкасты, ролики на YouTube и вКонтакте, контекстная реклама, смс-рассылки, «сарафанный маркетинг» и еще сотни терминов, которые наши родители уже не понимают, а для наших детей это скоро будет прошлым веком. Мир ускоряется, и для того чтобы быть успешным в нашей творческой среде, нужно всегда идти в ногу со временем, а в идеале – еще на шаг впереди.
Для того чтобы достичь больших успехов, необязательно каждый раз пробивать лбом стену. Сначала следует осмотреться, сколько замечательного уже «украдено до нас»:) И это не банальное воровство идей, а именно применение успешного опыта, на котором можно строить что-то новое, более продвинутое. Ведь если бы каждый конструктор изобретал каждый раз велосипед с нуля, мы бы до сих пор не запустили спутник.
Не бойтесь нестандартных решений!
Михаил Мацукевич, заместитель директора по маркетингу и рекламе ГК «Визави Консалт»
– Особых проблем с выбором профессиональной деятельности у меня не было, меня со школьного возраста привлекала реклама, как инструмент прямого/косвенного влияния на людей. Ролики «МММ», Банка «Империал», нестандартная наружная реклама ненавязчиво подталкивали меня на дорогу, с которой я так и не свернул, и не жалею об этом. Обучение в университете показало мне, что реклама является всего лишь одним из инструментов маркетинга, а это, в свою очередь, открывало двери в не менее интересные и обширные области знаний.
Основными плюсом данной профессии для меня является отсутствие в ней монотонных, однообразных процессов, рутины. Каждый проект уникален, не похож на предыдущий. Также к плюсам могу отнести постоянную коммуникацию с людьми. Я считаю, что невозможно добиться успеха в нашей профессии, находясь в отрыве от социума. Как можно побудить человека купить какую-либо услугу, совершить какое-то действие, если ты не знаешь, чем он живет, «дышит». Полагаться только на результаты исследований? Возможно, для кого-то это выход, но не для меня!
Трудности, к сожалению, существуют во всех профессиях, однако, если должным образом выстроить рабочий процесс, то можно их избегать или нивелировать. Ключом решению профессиональных затруднений является коммуникация. Не можете придумать идею для рекламной кампании? Пообщайтесь с коллегами, они могут (иногда совершенно неосознанно и случайно) подтолкнуть вас к гениальной идее. Никогда не проводили корреляционно-регрессионный анализ, а руководство требует отчет через пару дней? Нет проблем! Спросите у интернет-аудитории на профильных сайтах о методиках применения и впечатлениях от использования. Главное, всегда подходите к решению трудностей творчески, ведь без творчества в нашей профессии – никуда!
Сфера «Маркетинг/Реклама/PR» серьезно пострадала с начала кризиса. Руководители избавлялись от отделов маркетинга и рекламы (да, иногда раздутых, но это относится и к другим подразделениям) чуть ли не в первую очередь, как и от всех остальных, кто не генерирует деньги для компании. Да, напрямую они не приносят денег, однако на чей счет записать нового клиента, который пришел в компанию: на счет продажника, который принял заказ, или же на счет маркетера, который разместил правильную рекламу в правильном месте, и просмотрев которую человек решил воспользоваться услугами компании. Сейчас наметился небольшой подъем. По данным исследований компании HeadHunter, сфера «Маркетинг/Реклама/PR» находится на пятом месте по количеству размещенных прямыми работодателями вакансий, а в аналогичном рейтинге отраслей по числу вакансий от кадровых агентств сфера «Маркетинг/Реклама/PR» занимает 4-ю строчку. Эти данные позволяют говорить о том, что данная отрасль вновь становится актуальной и востребованной.
Молодым специалистам советую не бояться экспериментов, нестандартных и интересных решений, постоянно развиваться. Читайте больше литературы, посещайте тематические интернет-сообщества, общайтесь с коллегами, смотрите вокруг и ни в коем случае не останавливайтесь!
Здесь уже не стать Леонардо да Винчи
– Я, как и многие люди моего поколения, выбрала маркетинг потому, что в этой профессии была определенная романтика новизны и соединенное с бизнесом творчество. Мне, как и многим, пришлось с 17 лет начать зарабатывать собственные деньги, причем не только для себя, но и для своих родителей (ведь все мы помним, что случилось со страной в начале девяностых). Наверное, именно этим поколение Х и отличается от других поколений – финансовая сторона любой деятельности очень важна. При этом в маркетинге всегда есть возможность проявить свой творческий потенциал. Поэтому профессия так привлекательна – и деньги есть, и творить можешь.
Сегодня «неизбежным злом» для людей, которые занимаются PR и рекламой, стал кризис и отсутствие бюджетов, так как любой маркетинг и любая реклама – это прежде всего вложение денег. Сейчас практически все проекты, рассчитанные на рост, заморожены, многие бренды, планировавшиеся к запуску, не запускаются, и интересные инициативы ограничиваются. Вот почему сегодня все маркетологи переживают не лучшие времена.
Если говорить о перспективах работы в этой сфере, то, безусловно, вакансии будут появляться. В последнее время мы имели возможность наблюдать, как сильно со всех сторон нас атакуют различные производители, как активно они развивают рекламные концепции, как далеко шагнула реклама в нашей стране, пройдя за 20 лет путь, который развитые страны прошли за 200. Индустрия продолжает развиваться, появляются новые профессии, как например, профессия категорийного менеджера, которая родилась совсем недавно, или специалиста по интернет-маркетингу.
Если же говорить о каких-то конечных точках или перспективах, то я не покривлю душой, если скажу, что основные открытия в области рекламы уже сделаны. Здесь уже не стать Леонардо да Винчи – все темы, которые мы видим в рекламе, – это хорошо забытое старое, либо они базируются на основополагающих вещах и чего-то по-настоящему нового здесь, к сожалению, уже создать не удастся. Люди будут углубляться в детали, в технику и в технологии: как добиться продвижения товара через СМС, через Одноклассники или Твиттер, как найти новые каналы сбыта – все это довольно прикладные вещи. Тот же самый категорийный менеджмент: как лучше продаются сосиски? Рядом с соусами или рядом с горошком и кукурузой? И если разместить сосиски рядом с кукурузой, повысятся ли от этого продажи кукурузы? Именно на таких вещах будет строиться маркетинг.
Если человек хочет профессионально развиваться в области маркетинга и рекламы, совершенно обязательно нужно получить два опыта:
Это расширит кругозор и позволит получить максимум необходимого для успешной карьеры опыта. Кроме того, это позволит новичку узнать все стороны профессии и понять, где именно он видит себя.
Я хочу поздравить коллег, что кризис все-таки заканчивается и что какие-то маркетинговые бюджеты размораживаются, и, судя по тем вакансиям, что появляются у нас в работе, какие-то продукты начинают запускаться. Есть новые проекты, есть деньги.
«Человеческий фактор» подталкивает к постоянной рефлексии
– Судя по всему, мы с профессией выбрали друг друга обоюдно. Она приметила меня, когда я разрабатывала сценарии, плакаты и занималась написанием рекламных статей, в то время когда такие слова, как event-менеджмент, brainstorm, PR, говорили (да и то с опаской) заезжавшие в наш провинциальный край столичные специалисты. А я осознанно выбрала ее во время обучения в университете, оценив все плюсы, возможности и героически смирившись с вероятными сложностями.
Как и в любой работе, связанной с людьми, одной из трудностей можно считать пресловутый «человеческий фактор». Но вместе с тем, это вносит в процесс работы разнообразие и подталкивает к постоянной рефлексии.
Мы все ждем завершения этого сложного периода в экономике и закономерного, пусть и не триумфального, подъема. С дальнейшим развитием компаний будет развиваться и сфера «Маркетинг/Реклама/PR». Скорее всего, свои выводы сделают профессионалы данной отрасли, инструменты работы будут совершенствоваться. Активно будут разрабатываться и вводиться новшества, появляться инновационные идеи. Без них этой сфере будет достаточно проблематично вернуться на прежний (докризисный) уровень.
Совет, который я могу предложить начинающим специалистам, заимствован мною из национального фольклора и звучит следующим образом: «по себе людей не судят». Но в данном случае эти золотые слова имеют несколько иную окраску. Придумывая, разрабатывая, творя, в конце концов, ст оит делать это не для себя и даже не так, как мы думаем, может понравиться/заинтересовать/ удивить/ подтолкнуть к действию целевую аудиторию, а делать это именно для целевой аудитории. И, конечно же, побольше веры в себя и желания получать опыт.
Как говорится, гениален не тот, кто изобрел колесо, а то кто придумал использовать 4 колеса, потому желаю не бояться создавать новое на основе уже используемых и проверенных методов.
Что должен уметь PR-менеджер, чтобы быть полезным компании?
В этой статье мы расскажем о том, какими личными компетенциями должен обладать PR-специалист, несет ли он ответственность за продажи и как отличить хорошего пиарщика от плохого.
Текст основан на материалах вебинара «Что должен уметь PR-менеджер, чтобы быть полезным компании?», который провела вице-президент Российской ассоциации по связям с общественностью Ксения Трифонова.
Мифы о профессии PR-менеджера
Многим кажется, что работа PR-менеджера легка и беззаботна: вечеринки, встречи, фуршеты, рассылка пресс-релизов и прочие необременительные обязанности. Фуршеты и правда бывают не так уж редко, но не стоит забывать, что работа с обманутыми дольщиками или ситуации, когда руководство компании попадает под следствие, — это тоже сфера ответственности PR-менеджера.
В шутку первым классическим PR-менеджером называют Остапа Бендера. Яркий пример «пиара по-бендеровски» — организация «Международного васюкинского шахматного турнира».
Во многом из-за образа пронырливого манипулятора «а-ля Бендер» профессия пиарщика и обросла мифами.
Давайте их разберем.
Миф 1. Журналисты не любят пиарщиков
Часто PR-специалист выступает щитом или препятствием на пути журналиста к спикеру компании или ее руководителю, у которого есть ценная информация. Да, такое бывает, но по большей части антагонизм искусственный. Обычно PR-специалисты и журналисты работают «рука об руку», помогают друг другу искать информацию и решать какие-то общие задачи.
Миф 2. PR-специалисты много зарабатывают
Стартовая зарплата начинающего пиарщика редко превышает30 000 рублей.
Важно!
Первые несколько лет любой PR-специалист работает на собственные связи, опыт и развитие.
И лишь затем переходит в статус, когда можно зарабатывать большие деньги. Но при этом все время надо развиваться в профессии. Остановился — отстал от рынка.
Миф 3. Профессии PR-менеджера не нужно учиться
Многие думают, что если у вас хорошо подвешен язык и вы можете договориться с кем угодно, то входной билет в профессию вам обеспечен. Это далеко не так. Необходимо базовое образование в сфере гуманитарных наук: это может быть психология, социология, журналистика. И уже в дополнение к базовому образованию можно получить специальное образование в сфере PR.
Миф 4. Вся жизнь пиарщика — это вечеринки и фуршеты
Со стороны все выглядит красиво. Но на самом деле на этих вечеринках PR-специалист работает. Он курирует прессу или селебрити, занимается клиентами, которые представляют себя или свою продукцию.
Зачастую PR-менеджер находится не в толпе веселящихся людей с шампанским, а «за кадром» и следит за тем, чтобы все прошло благополучно.
Потом, когда уже мероприятие закончилось, можно в опустевшем зале открыть шампанское и выпить за успех мероприятия.
Миф 5. Надо со всеми дружить
Весьма распространенный миф, что PR-специалист должен быть со всеми на короткой ноге и что такие отношения являются непременным условием успешных публикаций в нужных СМИ. На самом деле часто достаточно простых уважительных деловых отношений.
Миф 6. Надо любить компанию, в которой работаешь
Многие думают, что PR-специалист должен любить компанию, в которой работает. Тогда он сможет доказать любому журналисту, что его компания или продукт лучшие на рынке и достоин самого позитивного освещения в прессе или на мероприятии. Но это не так!
PR-специалист — практически как чекист. Он должен обладать холодным умом.
А любовь и холодный ум практически несовместимы. Вы должны очень критично оценивать свою компанию и знать продукт в деталях, но точно не безоговорочно любить. Если вы влюбитесь в компанию, то не сможете эффективно управлять ее имиджем и продвигать ее продукты. Вы должны всегда знать положительные и отрицательные стороны и уметь ими управлять.
Ключевые показатели эффективности PR-менеджера
В постановке KPI PR-специалисту часто наблюдается путаница. Зачастую успех измеряют охватом аудитории, которая увидит ту или иную публикацию, а охват считают как производное от переходов на сайт из разных источников. Но подобные метрики справедливо ставить перед digital-командами. Главная, а может быть, и единственная метрика для PR-специалиста звучит так:
Убедить кого-то в чем-то.
А вот это уже настоящее искусство. Наиболее доступными механиками сейчас являются личный контакт, социальные сети и работа с лидерами мнений. PR в целом — это функция, которая позволяет выстраивать доверительные отношения между брендом и его целевыми аудиториями. Ключевое слово — «доверие».
Доверие в сегодняшней действительности — это живая валюта, которую продают, покупают. И утрата доверия к компании — это самое страшное, что может случиться.
Ошибкой будет считать, что главный KPI — это количество публикаций. Такой подход к оценке собственной эффективности — это прямой путь к тому, чтобы стать плохим, низкооплачиваемым и быстро уволенным PR-специалистом. А что вы будете делать, когда ставят прямо противоположную задачу — добиться как можно меньше публикаций, как можно меньше упоминаний компании в определенном контексте?
Важно!
Доверие завоевать очень трудно. А потерять его можно за считанные минуты — достаточно одной опрометчивой фразы в «Твиттере» или при ответе пользователям в социальных сетях.
Несет ли PR-менеджер ответственность за продажи?
Вокруг этого в отрасли сейчас ломаются копья. Ответ будет таким: нет, не несет, но может влиять. Есть хороший кейс одной девелоперской компании, которая в скриптах для сейлзов прописала несуществующие факты. После покупки возмущенные клиенты писали негативные отзывы на форумах и в социальных сетях о том, что их ввели в заблуждение.
Этот вал публикаций спровоцировал падение продаж, и компания всеми силами старалась убрать негатив из сети. Нанимала специальных людей, которые охотились за негативными отзывами и вступали в перепалку с их авторами. И так было до тех пор, пока один из специалистов по коммуникациям не зашел в отдел продаж и не послушал телефонные разговоры менеджеров.
После этого PR-отдел подключился к работе и исправил ситуацию с недостоверной информацией. Можно ли считать это влиянием на продажи? Да, можно. Но несет ли PR-менеджер ответственность за продажи? Нет, не несет.
Важно!
PR-менеджер может повлиять на продажи, но несет за них ответственность.
Карта навыков грамотного PR-специалиста
Для того чтобы гордо носить звание PR-менеджера, специалист должен научиться базовым навыкам, обязательным в данной профессии, а именно:
Эти функции входят в профессиональный стандарт, который разработала Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) и поддержало профессиональное сообщество.
Но это — в теории, а на практике… На практике в одной компании PR-менеджер — это человек, который отвечает за стратегическое позиционирование компании, в другой — заказывает визитки и печатает таблички, а в третьей — организует мероприятия.
Важно!
К числу важных умений PR-менеджера относится и способность находить интересный контент внутри самой компании. Не всегда масштаб бизнеса настолько велик, чтобы быть интересным федеральным СМИ.
Тогда приходится искать дополнительные возможности для того, чтобы привлечь внимание журналистов. Часто возникают заходы через хобби сотрудников, участие в благотворительных акциях. И уже в этом контексте можно подавать информацию о компании, в интересах которой это все делается.
Подведем итог
Все PR-менеджеры втайне мечтают, что когда-нибудь появится бот, который возьмет на себя все коммуникации, а они будут ходить по презентациям и фуршетам. Но если серьезно, лет 10–15 лет назад в PR-агентствах были целые отделы юных барышень, которые день за днем обзванивали журналистов и просили опубликовать пресс-релиз.
Сейчас ни в одном PR-агентстве такого отдела нет. Изменилась среда, а с ней меняются и задачи, которые приходится решать PR-менеджерам. Если раньше у PR, к примеру, в ситуации, когда охранник магазина избил покупателя, была пара часов, пока приедут журналисты, то сейчас кто-то снимает на смартфон и через секунду это на LifeNews. Всё, «тушить пожар» уже поздно, нужно разбираться в более глобальных последствиях этой ситуации. Соответственно, функция PR с каждым годом все больше и больше становится бизнес-функцией.
На сегодняшний день, помимо управления публичными коммуникациями и имиджем компании, PR-специалистам нужно все больше погружаться в бизнес-процессы и брать на себя ответственность за то, что происходит в организации.
Освоить эту непростую, но увлекательную профессию, сохранившую актуальность и в эпоху digital, вы сможете, начав с курса «PR-менеджер» от Skillbox: это не только единственный в стране цикл лекций и практических задач, сформированный в соответствии с профессиональным стандартом, но и возможность получить знания напрямую от лидеров отрасли, работающих в ней многие годы, узнать внутреннюю кухню PR-менеджмента и попрактиковаться в применении полученных знаний, превратив их в умения.
Окончила Российский государственный гуманитарный университет по специальности «Связи с общественностью». Вице-президент по развитию в КРОС.