Что такое связка в сочинении

Шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2022

Шаблон сочинения ЕГЭ

1. Вступление — 2-3 предложения подводящие к проблеме. Можно не использовать вступление, а сразу перейти к риторическому вопросу и перейти к формулировке проблемы.

Клише для вступления:

2. Формулировка проблемы (К1) — размышление автора над поставленной проблемой.

Клише для формулировки проблемы:

3. Комментарий к проблеме (К2) — пять шаблонов: 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важны для понимания проблемы исходного текста, 2 пояснения и смысловая связь между ними..(вывод, противопоставление, сравнение). ПОМНИ! Комментарий — это не пересказ. Если какого-то элемента из шаблона нет, то баллы снижаются.

Клише для комментариев:

4. Авторская позиция (К3) — позиция автора исходного текста раскрывается в конце, где автор дает ответ на проблемный вопрос.

Клише для отображения авторской позиции:

5. Ваше отношение к позиции автора (К4) — своё отношение к позиции автора текста по проблеме (согласившись или не согласившись с автором) + обоснование.

Клише для выражения собственного мнения:

6. Вывод — обобщение твоего рассуждения. Подводятся итоги в 2-3 предложениях.

Клише для вывода:

Источник

Структура итогового сочинения

Общая композиция для итогового сочинения и речевые клише.

Подробнее о структуре

Определяем направление будущих размышлений, подводим к тезису,
обыгрываем ключевые слова темы, можно дать определение, поговорить о
месте этих явлений в жизни человека и т.д.)

Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения.

Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос.

Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания.

Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами,
расширить ее, распространить.

Важно! Работаем с ключевыми словами темы.

Связка (мостик, логический переход).

После анализа произведения, следует подытожить свои мысли, это
полезно еще и для того, чтобы ваши мысли не увели вас в другую сторону.

Аргументация в итоговом сочинении = анализ произведения, героя произведения или ситуации.

Из каких частей может состоять этот анализ:

План анализа персонажа:

1. Название произведения, имя автора и героя, который будет подтверждать ваш тезис.
2. Портрет героя, описание его внешности, речи, мнение окружающих о персонаже, его индивидуальные и типические черты ( маленький человек, лишний человек, новый человек, нигилист и т.д.), социальный статус, место в системе персонажей( главный герой, второстепенный герой, эпизодический, антагонист)
3. Характер персонажа. Его нравственные характеристики.
4. С какой ситуацией или выбором сталкивается персонаж, как себя проявляется в жизненных ситуациях, с кем или чем происходит конфликт.
5. Подробный анализ ситуации, которая является доказательством вашего тезиса.
6. Мнение автора произведения о герое, его поступках.

Клише для итогового сочинения

Речевые клише — это готовые образцы словосочетаний. С их помощью итоговое сочинение легче структурировать, не теряя основную нить
суждения.

Для перехода к основной части

Пояснение (интерпретация) произведения или его фрагмента:

→ Писатель считает, что…
→ Таким образом, автор хочет донести до нас мысль о….
→ Мы можем прийти к выводу.

Источник

Таблица-шаблон к сочинению по русскому языку на ЕГЭ-2020

Композиция сочиненияСодержание части сочиненияВозможные клише к сочинению
1. Проблема, поставленная автором текста(К1)Вопрос, над которым размышляет автор.Автор текста (фамилия, инициалы) размышляет над проблемой(чего?)…

Автор текста (фамилия, инициалы) предлагает своим читателям задуматься над проблемой(чего)…

В центре внимания автора текста (фамилия, инициалы) проблема(чего?)…

Проблемный вопрос. Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы).

Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора(фамилия, инициалы).

Именно эта проблема привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы)

«…?»- такой вопрос ставит в своем тексте автор (фамилия, инициалы).2. Комментарий к проблеме. Два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,

по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста(К2)

Первый пример + пояснение к примеру

Второй пример + пояснение к примеру

Связь между примерами (противопоставление, сравнение, причина – следствие, вывод, уступка)Примеры – иллюстрации:

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор обращает внимание читателя на …

Не случайно автор изображает (кого, что?)…

Поступок героя свидетельствует о том, что…

В качестве примера автор рассматривает…

Пояснение к примерам:

Писатель убеждает читателя в том, что…

Этот пример показывает, что…

Этот пример убедительно доказывает, что…

Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…

Автор неслучайно обращает внимание на…

Эти события(факты, примеры) помогают понять…

АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…

Связь между примерами:

Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….

Для сравнения автор обращается к …

Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….

Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…

Объясняя причину поступка героя, автор приводит….3. Авторская позиция(К3)Ответ на проблемный вопрос, данный автором текстаАвтор считает, что…

Автор подводит читателя к выводу о том, что…

Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

Позиция автора такова…

Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…

«Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»4. Моё отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование (К4)Мой ответ на этот вопрос + обоснование(опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к обобщенному опыту, к собственному читательскому опыту)Отношение к позиции автора по проблеме:

Я согласен с мнением автора.

Нельзя не согласиться с мнением автора.

Безусловно, автор прав.

Моя точка зрения совпадает с позицией автора…

Трудно не согласиться с автором.

Я полностью разделяю позицию автора.

Обоснование собственной позиции:

Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…

Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…

Когда-то и я впервые услышал о том, что…

Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…

Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…5. Вывод

Автор: Фурзикова Ольга Юрьевна, учитель русского языка и литературы.

Источник

7 секретов написания сочинения ЕГЭ

1. План сочинения (важные нюансы)

Формулируется одна из проблем текста (вопросом) 2-3 предложения.

2. Комментарий текста

Показываем, как проблема раскрывается в тексте, на каких примерах.

Помним, что комментарий не пересказ.

Представляем авторские тезисы, которые логично подводят нас к формулировке позиции.

Это микровывод по комментарию текста и одновременно ответ на вопрос, который был поставлен во вступлении (они должны соотноситься) 1-3 предложения.

Начинается связкой «Я согласен / не согласен / согласен лишь отчасти с мнением (позицией) автора». Представляем 2 аргумента за или против авторской.позиции

Помним, что аргументы не равны примерам.

Второй аргумент пишется с красной строки.

По всему тексту сочинения, а не только по личному мнению. При этом вывод не содержит новые мысли, а лишь повторяет уже сказанное более общими словами. 1-3 предложения

2. Проблема текста (что это такое и как её определить)

Проблема это что-то спорное в тексте, поэтому вы увидите разные взгляды на проблему в тексте, который изучаете.

Важно обратить внимание на начало и конец текста, потому что они всегда являются сильными позициями.

В публицистическом тексте проблема может быть прямо сформулирована вопросом.

В художественном тексте нужно научиться читать между строк, а потому особое внимание уделить финалу, даже если кажется, что текст не окончен.

Пример проблем и аргументаций к ним: часть 1, часть 2, часть 3.

3. Аргументы (что поможет дилетанту в литературе и истории)

Аргумент = тезис + пример

Аргументы из читательского опыта – это ваше знание литературы, истории, обществознания, экологии и иногда философии…

Например: «Я согласен с мнением автора. Во-первых, память важна, ведь она соединяет прошлое, настоящее и будущее. К примеру, мы должны помнить о Великой Отечественной войне, чтобы этот печальный опыт прошлого не повторился в будущем.

Во-вторых, память важна и с точки зрения генетики. К примеру, такое понятие, как генетическая память помогло человеку развиться от первобытного существа до homo sapiens, согласно теории Ч.Дарвина, и только благодаря этому мы можем говорить об эволюции человечества».

Аргументы всегда должны соотноситься с позицией автора, а значит, чтобы проверить, верно ли подобран тезис, нужно прочитать позицию, после неё добавить «потому что», а потом присоединить ваш тезис. Если фраза получилась логичной, то вы на верном пути, а если логика отсутствует, начинайте работу сначала!

4. Композиция (особенности связного текста)

Связкой для вступления является фраза «Именно эту проблему раскрывает автор в данном тексте».

Важными фразами в комментарии являются следующие: « Автор отмечает…»; « Автор утверждает…»; « Автор замечает…»; «По мнению автора…», «Автор полагает…» и т.п.

В выражении позиции автора важно написать: «В связи с этим авторская позиция заключается в том, что…»; «Автор считает, что… В этом и заключается его позиция.»

Аргументы связываем конструкциями: «во-первых», «во-вторых», «с одной стороны», «с другой стороны», «кроме того»…

Вывод начинается словами «таким образом», «итак», «подводя итог» и т.д.

5. Типы текстов в ЕГЭ (учимся различать стили)

Все тексты Части С делятся на 2 типа (от этого зависит комментарий):

Публицистические
Проблема на поверхности

Представлены разные мнения о проблеме, из чего и состоит комментарий.

Сюжетный текст (комментарий включает критическое описание ситуации, а значит, чувствуем тонкую грань критического взгляда, что-бы не перейти на пересказ)

6. Критерии оценки (подробности из опыта эксперта)

Самые «опасные» критерии:

Очень легко теряются баллы по критериям 4 (аргументы), 5 (композиция), 9 (грамматические ошибки).

Особо выделяется критерий 6 (точность, богатство, выразительность речи), который считается поощрительным. Если вы допускаете неточности в речи, нарушаете логику, используете однотипные конструкции в тексте, значит, вашу речь уже нельзя назвать точной и богатой…

7. Почерк (проблема, бережно сохраненная еще с начальной школы)

Как ни странно, проблема почерка на ЕГЭ становится очень актуальной…

Если ваш текст не читается, эксперт имеет право отказаться от проверки, поставив вам 0 баллов (такие случаи уже имели место)…

Если вы неясно пишете а-о, е-и, то эксперт может увидеть и неверный вариант, а значит, вынести ошибку…

Источник

Клише для сочинения 9.3

Напомним алгоритм написания сочинения 9.3

Всего 5 абзацев в сочинении. Давайте на примере 1 темы ЧЕРСТВОСТЬ рассмотрим структуру и работу. А ниже уже приведём для вас как можно больше различных клише по темам.

Определение значения слова: предмет (что это такое?)+ его признак (какой он?)

Способы толкования слова

Чёрствость-отрицательное качество человека, которое проявляется в равнодушии к чужим бедам

Чёрствый- нечуткий бездушный

Чёрствость- то же, что и равнодушие

Способ отрицательного определения

Чёрствый человек- тот, кто лишён человечности, душевной теплоты, милосердия

Речевые клише (на примере определения понятия «чёрствость)

2 абзац (комментарий)

Комментарий определения (как чёрствость показана в тексте, как она проявляется в жизни, его (положительные) и отрицательные стороны, актуальность)

3 абзац. Первый пример-аргумент из текста

4 абзац. Второй пример аргумент из жизненного опыта (или из текста)

5 абзац. Вывод

А теперь обо всём этом, только подробнее и обстоятельнее 🙂

Как начать сочинение 9.3?

Вариант 1. Дать толкование слова.

Примеры:

Вариант 2. Начать с вопроса и ответа на данный вопрос

Пример:

Вариант 3. Начать с небольшого рассуждения об актуальности и жизненности этого этического понятия

Пример:

Примеры:

Подробнее обо всем вариантах клише вы можете узнать в специальном видео ниже

Клише как связать вступление и аргументы в сочинении 9.3?

Можно связать вступление и аргументацию такими предложениями

Примеры:

Клише как ввести в сочинение аргументы?

Есть несколько вариантов. Пробуйте, что вам больше понравится. Возможно, что вы придумаете что-то своё.

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

Что такое аргумент, основанный на жизненном опыте?

Клише как завершить сочинение?

Вывод надо писать, обязательно используя речевые сигналы завершения работы. Это могут быть различные скрепы.

Примеры:

Варианты вступления (клише как начать сочинение)

Бескорыстие

Что такое бескорыстие? Это отсутствие заботы о личной выгоде, жадности.

По мнению известного писателя М.Сервантеса, «бескорыстие — одна из самых похвальных добродетелей, порождающих славу добрую». Действительно, человек, совершающий бескорыстные поступки, пользуется уважением. Это добродетель, приносящая радость и тем, кто помогает, и тем, кому помогают.

Верность

Верность — морально-этическое понятие, согласно словарю С.И.Ожегова: стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.

Верность — это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга. Верность основана на ответственности, стойкости, честности, смелости, жертвенности.

Героизм

Героизм – это выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины. Герой бессмертен, потому что, как гласит русская пословица, «герой умирает однажды – трус тысячу раз».

Вы никогда не задумывались, что такое героизм? На мой взгляд, героизм – это выдающийся поступок, подвиг во имя жизни других людей, независимости и процветания Родины.

Детство

Детство – это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека. (кинорежиссёр Сергей Бодров)

Детство – это беззаботное время, когда ты счастлив только от того, что рядом мама и папа, что не надо думать о том, что будет завтра. Всё, что окружает тебя, кажется родным и доброжелательным.

Детство… Это пора беспечного счастья, способность верить в чудо. Это способ познания мира и в то же время период взросления.

Доброта

Что стоит в истоке доброго поступка? Ответ один – милосердие, человеколюбие, которое существует с давних пор. Не случайно же Альберт Анатольевич Лиханов сказал: «У каждого времени – своя жестокость. А доброта одна на все времена». На мой взгляд, именно на милосердии, сострадании и стоит мир.

Человек, который любит мир вокруг себя, совершая добрые поступки, будет счастлив только от того, что он кому-то помог… А тот, кому помогли, через всю жизнь пронесёт в сердце благодарность и веру в добро.

Дружба

Дружба – это обретение себя через другого. Друг поможет раскрыться в полной мере, с ним можно поделиться мыслями, впечатлениями. В трудную минуту друг окажется рядом и подставит плечо.

Действительно, друзья – это те, кто распахивает перед тобой душу, кого ты спокойно, без опаски впускаешь в свою судьбу, кто поможет, поддержит, на кого можно рассчитывать в трудную минуту.

В крепкой дружбе наша сила. (Р.Бёрнс)

Дружба – это взаимоотношения, основанные на доверии людей, готовности прийти на помощь в любую минуту.

Без истинной дружбы жизнь — ничто. (Цицерон)

В.П.Некрасов, русский писатель XX века, сказал: «Главное в дружбе – умение понять и прощать». Так и должно быть: только настоящий друг поймёт тебя, выслушает, а если ты оступился, поддержит и простит.

Зависть

Давайте заглянем в словарь С.Ожегова и найдём определение слова «зависть»: «Зависть – это чувство досады, вызванное благополучием, успехом другого». Значит, человек завидует тогда, когда видит, что у другого что-то получается лучше, что он более успешен…

Зависть – один из семи смертных грехов, ведущих к гибели души. Ведь, по мнению Периандра, греческого правителя, «как ржавчина съедает железо, так и зависть – душу». Мы должны бороться с этим чувством, помня о том, что оно опасно и для человека, которому завидуют, и для того, кто завидует…

Красота природы

Красота – это все красивое, прекрасное, все то, что достается эстетическое и нравственное наслаждение (Словарь С.И.Ожегова)

Желая определить, что же такое красота, мы представляем или красивого человека, или красивую картину, или прекрасный уголок природы. Само понятие красоты, думаю, субъективно: кому-то нравится одно, кому-то другое. Но если мы говорим о красоте природы, то тут, мне кажется, люди единодушны в оценках. Всем нравится восход или закат солнца, никого не оставит равнодушным водопад или ласковая морская волна…

Красота человека

Что такое красота? Если говорить о красоте людей, то она проявляется в красоте души.

Истинная красота – это красота души. Об это очень точно было сказано Анжелиной Джоли: «Истинная красота – это когда вы находите гармонию внутри себя…»

О душевной красоте очень точно и ёмко сказал У.Шекспир: «Внешняя красота еще драгоценнее, когда прикрывает внутреннюю».

Действительно, если человек не обладает внутренней красотой, его нельзя назвать красивым: только в соединении внешней и душевной красоты человек прекрасен.

Материнская любовь

Мама… Ласковое, доброе слово. От него веет теплом и любовью. Материнская любовь – это источник жизни. Без матери, её поддержки человек может вырасти озлобленным и жестоким. Мать способна на всё ради своего дитя.

Мужество

Мужество – это великое чувство души, когда человек, забывая о себе, думает о спасении жизни других.

Что такое мужество? Это та сила, которая есть в человеке. Именно она заставляет его совершать невозможное, преодолевать самого себя во имя великой цели – спасения людей, спасения Родины.

Надежда

Надежда – это та соломинка, которая позволяет найти выход даже из самых сложных ситуаций.

Надежда – это состояние души, когда веришь, что всё будет хорошо, когда ждёшь от жизни только приятных сюрпризов.

Ответственность

Мне кажется, ответственность – это способность человека отвечать за свои поступки, за их последствия.

Ответственность — стремление выполнять взятые на себя обязательства, обещания, и готовность отвечать за результаты своих действий или бездействия.

Призвание

Призвание – это склонность к какому-то делу, профессии.

Вы знаете, мне кажется, что призвание – это любимое дело, которое доставляет человеку радость.

Природа

Природа — это живой окружающий нас мир во всем бесконечном многообразии его проявлений.

Природа является «первым окошком в мир красоты», источником нравственной силы человека.

Задумывались ли вы, что слово «природа» состоит из двух частей: «при» и «род»? В Древней Руси Родом называли древнего бога, покровителя человечества. Значит, природа – это наш защитник, наш лекарь, источник нашей силы.

Преданность

Как мне кажется, преданность – это верность своим друзьям. Она основана на любви и проявляется даже в самые трудные моменты жизни.

Преданность – это готовность человека пожертвовать собой ради друга, ради Родины.

Равнодушие

К сожалению, современный мир жесток, и люди живут в нём по принципу: «Моя хата с краю – ничего не знаю». Но мы должны понимать, что равнодушие опасно не только для общество, оно рикошетом бьёт и по равнодушному человеку: кто поможет ему в трудную минуту, если он сам никому не помогал? Думаю, вопрос риторический.

Радость

Родина

Слова «родители» и «родина» происходят от одного корня, что свидетельствует об их тесной, неразрывной связи. Это – самое дорогое, что есть у каждого человека.

Что такое Родина? Это, как сказал русский писатель Александр Фадеев, «воздух, которым мы дышим». Человек не сможет существовать без воздуха, не сможет он жить и без родной земли.

Самовоспитание

Самовоспитание… Самовоспитание! Ты сам себя воспитываешь, то есть работаешь над своими умственными и физическими способностями, а главное, над своим характером.

Самовоспитание – это сознательная работа над самим собой, над устранением плохих качеств характера и формированием положительных черт.

Смелость

Смелость — это способность сохранять самообладание в условиях опасности и держать под контролем чувство страха, не позволяя ему властвовать над собой. Смелость — это не обязательно отсутствие страха, но умение быть сильнее страха.

Справедливость

Справедливость — это качество характера, побуждающее жить в строгом соответствии с законом и установленным порядком.

Совесть

Совесть является нравственной основой жизни и не даёт человеку совершать необдуманные поступки.

Совесть – это внутренний голос человека, никогда не слышанный другим

Самое главное украшение человека – это чистая совесть. Такому человеку легко живётся на свете: он не отводит глаза в сторону, когда разговаривает с людьми, не обманывает, не крадёт.

Состарадание

Сострадание – это сочувствие, вызываемое несчастьем или бедой другого человека или животного. Сострадание обязательно должно быть действенным, должно проявляться в добрых поступках, в помощи нуждающимся.

Известный публицист Сергей Львович Львов писал: «Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. Содействием». Удивительно точные и глубокие слова, в которых раскрывается сущность этического понятия «сострадание».

Счастье

Талант

Талант – это три Т: труд, труд и еще раз труд…

Надо развивать те способности, которые человеку даны Богом в подарок. Только работая над собой, только развиваясь, человек способности превращает в талант!

Товарищество

Товарищество – это близкие отношения, основанные на взаимной поддержке, общности интересов и деятельности.

Честь

Честь – это тот нравственный стержень внутри каждого из нас, который не даёт нам совершать плохие поступки.

Эгоизм

Нельзя не согласиться с таким точным утверждением: эгоисты никого не слышат, кроме себя, никого не любят, кроме себя, ни о ком не заботятся, кроме себя! Это люди, с которыми жить рядом очень сложно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *