Что такое связное высказывание

Глава VII Методика развития связной речи

§ 1. Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» (СНОСКА: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1989. – С.468). Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора (Л. П. Якубинский). Речевые клише облегчают ведение диалога.

Источник

Понятие и типы связной речи дошкольников

Что такое связное высказывание. Смотреть фото Что такое связное высказывание. Смотреть картинку Что такое связное высказывание. Картинка про Что такое связное высказывание. Фото Что такое связное высказывание Надежда Евсеева
Понятие и типы связной речи дошкольников

В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

1) процесс, деятельность говорящего;

2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;

3) название раздела работы по развитию речи.

Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие).

Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь дошкольника – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, не отвлекаясь на лишние детали.

Признаки связной речи1. Содержательность (хорошее знание предмета или явления, о котором говорится).

2. Точность (правдивое отображение действительности, правильный подбор слов, наиболее подходящих к данному содержанию).

3. Логичность (последовательное изложение мыслей).

4. Ясность (понятность для окружающих).

5. Правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная речь – основная форма речи младших дошкольников. Она понятна только в той ситуации, о которой рассказывается. (Ребенок требует: «Дяй, дяй, дяй!» и тянет руки к стакану с водой, мы понимаем, что ребенок хочет пить. В данном случае, не видя ситуации невозможно определить, что хочет ребенок). Говорящий широко использует жесты, мимику, указательные местоимения. Такая речь присутствует у дошкольников в рассказах на темы из своего быта, в пересказах с введением картинок.

У старших дошкольников ситуативность речи снижается, речь становится более последовательной и логичной, нарастают черты контекстности. (Ребенок говорит: «Я сегодня очень хотел пить, и папа дал мне воды». Контекстная форма речи требует развернутого, полного, логически стройного изложения, новых грамматических форм. По своей структуре контекстная речь приближается к письменной.

Важной чертой контекстной речи является произвольность. Например, семилетний ребенок, только что поступивший в 1-й класс, рассказывает: «В детском саду было очень интересно. Там мы много играли, рисовали, пели. Нас учили заниматься. Учиться нужно, чтобы грамотным стать, чтобы потом работать на заводе инженером, или там. врачом в больнице» (Л. А. Калмыкова).

В своих рассказах дети опираются на имеющийся у них опыт, знания. Кроме фактического материала они используют и вымышленные факты, придумывая рассказы, носящие творческий характер.

Контекстная речь у ребенка не вытесняет полностью ситуативную. Он пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от характера общения и сообщаемого содержания. Ситуативностью отличается речь детей на темы из своего быта. При пересказе ситуативность заметно снижается, но если ввести опору на наглядность, например картинки, речь становится более ситуативной.

Раньше всего дети переходят к связному изложению в рассказах спокойного, повествовательного характера. В передаче событий, вызвавших эмоциональные переживания, ребенок дольше задерживается на ситуативно-экспрессивном изложении.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Диалогическая речь представляет собой естественную форму языкового общения, классическую форму речевого общения.

Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Диалог сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Речь в нем может быть неполной, сокращенной. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.

Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью, протекает в определенной ситуации.

Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей, является более сложным, произвольным, более организованным видом речи. Используются также неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно.

Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, лoгическая завершенность; связность монолога обеспечивается одним говорящим. Эти две фoрмы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалoгическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В прoцессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические свойства.

Взаимoсвязь диалогической и монологической речи особенно важно учитывать в методике обучения детей родному языку. Развитие каждой из форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития в детском саду.

Последовательность возникновения диалога и монолога

Диалог появляется у ребенка раньше монолога в виде ответа ребенка на обращения взрослого. Первые «ответы» ребенка проявляются в отдельных звукокомплексах, движениях глаз, повороте головы, улыбке. Так же к зарождению диалога можно отнести требования ребенка к удовлетворению его потребностей в питье, еде.

Виды монолога (виды монолога расставлены в последовательности их усложнения)

2. Описательный рассказ – описывается картина (предметная или пейзаж, игрушка, явление (время года и прочее).*

3. Повествовательный рассказ – рассказ с событиями, например о прошедшем празднике, экскурсии, рассказ о событиях по сюжетной картинке (рассказываем не то, что нарисовано, а то, что происходит на картине).*

4. Рассуждение – размышление почему именно так получилось или что получится, если что-то сделать. *

5. Творческий рассказ – окончания сказки или рассказа, придумывание сказки или рассказывания. *

Условия, улучшающие качество связной речи у дошкольников

1. Возраст собеседника – с ребенком речь более полная, качественная, со взрослым – более свернутая.

2. Возраст ребенка, с которым происходит общение – если ребенок младше, то используются более короткие предложения и более простые слова.

3. Наличие мотива для монологической речи. Если ребенок просто выполняет речевое задание взрослого, речь менее качественна, чем, если ребенок считает, что помогает Незнайке и пр. То есть необходимо эмоционально заинтересовать ребенка в речевых высказываниях или ребенок должен осознавать важность выполнения речевого задания для него или для кого-нибудь.

4. Соответствие темы рассказа возрасту ребенка и его знаниям, опыту. Рассказ о прошедшем новом годе будет более качественным, чем рассказ о выборах президента.

5. Настроение, самочувствие ребенка.

6. Стиль семейного воспитания. У дошкольников, чьи родители предугадывают речь детей или не слушают детей, рассказывающих о событиях дня, монологическая речь развита хуже.

Онтогенез связной речи

На 1 году жизни закладываются основы будущей связной речи в процессе эмоционального общения со взрослыми. Развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Дети начинают подражать звукосочетаниям.

К концу 1 года началу, 2 года жизни – появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. Связная речь носит ситуативный, диалогический характер. Представляет или ответы на вопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями в деятельности, или требование в связи с необходимостью удовлетворить физиологические потребности, или вопросы любопытства, при знакомстве с новыми предметами. Ребенок может задавать вопросы и отвечать одним словом, которое носит характер предложения, а то и текста.

2 половина 2 года жизни – слова имеют смысл целого предложения, но и предложения могут состоять из 2, 3, слов. Появляются грамматически оформленные предложения. Разговор со взрослым более привлекателен, чем слушание сказки, дети с удовольствием слушают вопросы взрослого, отвечают на них, пытаются поддерживать беседу – задают вопросы, показывают игрушки, одежду, чтобы общение продолжилось.

Виды диалога, развитые в данном возрасте: зов, просьба, жалоба, приказ,

взрослым дети начинают с удовольствием, но после 2-3-х вопросов, начинают отворачиваться, ерзать на стуле, заявляют, что так не могут говорить и значит запрет. Глаголы используются почти всегда в повелительном наклонении.

3 года развивается понимание речи. Развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложений, использует диалогическую речь. В игре возникают новые виды речи: речь сообщение; речь инструкция; речь монологическая, речь контекстная.

Характеристика пересказа детей данного возраста – способны заканчивать предложения начатые воспитателем. Сказка должна быть хорошо знакома детям. (Посадил дед … Что? … Репку. И т. д.)

Характеристика описательных рассказов: непоследовательны, дети не знают, как начать и закончить высказывание, могут описывать игрушку, ни разу не назвав её, используя только местоимения (у него, она, используют простые предложения, все описание укладывается в 5 предложений, слов из 17-ти.

5-6 лет (старший дошкольный возраст) – активно участвуют в беседе. Полно отвечают на вопросы, при сосредоточении формулируют правильно вопросы. Осваивают повествование, описание, рассуждение с опорой на наглядный материал. Увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. В беседе со взрослым чувствуют себя совершенно свободно, даже получают удовольствие, проявляют инициативу, предлагают свои темы для разговора. Темы – сложные, может даже сокровенные.

Характеристика диалога в данном возрасте: неумение правильно строить предложения, слушать собеседника, формулировать вопросы, отвлечение от поставленного вопроса, неумелое использование обращения, дополнения, согласия, отказа.

Описательные рассказы состоят из 7 предложений и 28-ми слов.

Характеристика повествовательных рассказов: затрудняются в определении темы рассказа – составляют рассказ, а если спросить на какую он тему, начинают все рассказывать сначала. Рассказы не последовательны, теряются целые смысловые части. Мало описаний героев и природы, присутствуют только события. Используют простые предложения.

Характеристика детских рассуждений: носят вынужденный характер, то есть появляются, если взрослый сомневается в верности высказывания ребенка и требует доказательства, то есть спрашивает «Почему?». Доказательства краткие всего 1-2 аргумента, могут быть не реальными – сказочными, не логичными, очень категоричными.

Формирование связной речи детей – непрерывный процесс обучения воспитателем с помощью различных методик и игровых форм. В результате ребенок начинает связно и грамматически правильно выражать свои мысли, вести монолог, пользоваться литературными приемами.

Источник

Статья «Определение связной речи в лингвистическом и психологическом аспектах»

Определение связной речи в лингвистическом и психологическом аспектах

Проблемой развития связной речи занимались педагоги, психологи, лингвисты (Т.А. Ладыженская, А.В. Текучев; О.А. Нечаева, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.).

По определению О.С. Ахмановой, связная речь – «это отрезок речи, обладающий значительной протяженностью и расчленяющийся на более или менее значительные самостоятельные части».

Связность и последовательность высказывания во многом определяется его логико-смысловой организацией. Она включает в себя предметносмысловую организацию высказывания (отражение действительности и их связей) и логическую организацию сообщения, отражения хода самих мыслей».

Наиболее полное определение «связной речи», дано, по нашему мнению, в работах А.В. Текучева и Е.А. Бариновой. Так А.В. Текучев под связной речью понимает любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (слова знаменательные и служебные, словосочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое смысловое и структурное целое. В этом отношении, отмечает далее автор, «. и каждое самостоятельное отдельное предложение может рассматриваться как одна из разновидностей связной речи».

Е.А. Баринова определяет связную речь как совокупность тематически объединенных отрезков речи, находящихся в тесной взаимосвязи и представляющих собой смысловое и структурное целое.

Связная речь может быть устной и письменной. Но применительно к дошкольникам мы будем рассматривать только устную связную речь.

Устная связная речь относится к речи внешней, звучащей и произносимой, являющейся средством общения людей друг с другом. Разные исследователи, выделяя ведущие признаки устной речи, называют ее

«звучащая», «слышимая», «произносимая». Ученые Н.Д. Андреев, В. Г.

Костомаров, О.А. Лаптева называют ее «говоримая». Они считают, что основным признаком устной речи является наличие словесной импровизации и что «. порождаемые ею тексты создаются непосредственно в процессе говорения».

В лингвистической литературе выделены особенности устной речи психолого-ситуативного характера: восприимчивость речи на слух, ее неподготовленность, двусторонность и необходимость живого контекста собеседников, избыточность, лаконизм и прерывистость речи, использование невербальных средств передачи содержания (жесты, мимика и т.п.) и специфические языковые особенности (произвольный отбор лексики, особенности в словорасположении и порядке слов, упрощенный синтаксис устной речи и тенденции к расчленению высказывания).

Е.А. Баринова и Т.А. Ладыженская, в своих исследованиях обращают внимание на качественную сторону устной связной речи. Ими выделяется несколько качеств: выразительность, логичность, содержательность. Выразительность определяется данными учеными как умение отобрать такие средства, которые помогли бы говорящему эмоционально передать свои мысли, обеспечили бы воздействие их на слушателей и вызвали бы интерес и внимание к излагаемому. К таким средствам относятся: повышение и понижение голоса, изменения его силы, темпа, тембра, выделение из речевого потока отдельных слов и выражений. Логичность речи, по мнению ученых, предполагает четкое построение высказывания, наличие в нем тезисов, доказательной части и вывода, соблюдение хронологической последовательности изложения мыслей, их взаимозависимость и взаимообусловленность, непротиворечивость фактов и обоснованность выводов. Содержательность речи предполагает наличие определенного опыта у говорящего, знание им фактического материала для полного и глубокого раскрытия темы и основной мысли своего высказывания.

По мнению А.А. Леонтьева огромное значение имеет разграничение диалогической и монологической речи. «В противоположность диалогической речи, устная монологическая является относительно развернутым видом речи».

Диалогическая речь, по определению Н.Д. Андреева, является более доступной формой речи. Она протекает как речевой акт, совместно выполняемый двумя или несколькими лицами. В процессе диалога происходит сравнительно быстрый обмен репликами, обуславливающими одна другую. В их построении нет никакой предумышленной связанности, они кратки и просты по форме, для достижения взаимодействия между партнерами в диалоге не маловажную роль играют жесты, выражения лица, интонация.

При обучении детей связной монологической речи используются три основных функционально-смысловых типа речи: описание, повествование, рассуждение. Могут встречаться и смешанные формы, т.к. нельзя требовать от дошкольников чистого описания, рассуждения или повествования.

Повествование может быть развернутым и не развернутым, т.е. может составлять как целую, довольно протяженную цепочку предложений со значением развивающихся действий, так и одно повествовательное предложение.

Динамика повествования выражается семантикой глаголов и различными грамматическими средствами (время и вид глагола), лексикой (обстоятельственными словами и выражениями, особенно указывающими на поступательное движение во времени (сперва, потом, вдруг, когда, изредка)).

Для динамики выражения действия, в повествовании могут привлекаться также и союзы со значением чередования (то завоет, то заплачет), состояния или возникновения действия (чем-то, как только, едва только, лишь только).

Повествование характеризуется определенным порядком слов в предложении и микротеме (зависимость порядка между главными членами предложения от наличия обстоятельственных слов (обычно со значением места и времени) в начале предложения). Повествование богато и экспрессивно-эмоциональными и стилистическими средствами выражения мысли, особенно в речи рассказчика.

«Рассуждением называется такой тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключения, и специфической языковой структурой, зависящей не только от логической основы рассуждения, но и от смыслового значения выводного суждения. Синтаксической формой рассуждения являются два или несколько простых предложений или сложное предложение с причинно-следственной или обусловленной связью. В рассуждении выводное суждение имеет смысл, нуждающийся в доказательстве».

В своей работе О.А. Нечаева выделила шесть видов рассуждений «. в зависимости от смысла и грамматической формы предложения, выражающего выводное суждение». Вот они: оценочно-именные рассуждения; оценочные рассуждения со сказуемым в форме слов категории состояния с качественным значением; рассуждения глагольные с обоснованием действия или состояния; рассуждения со значением необходимости, не возможности действия; рассуждения обусловленные, с обусловленными действиями, поэтому с обусловленной структурой сложного предложения или бессоюзного сложного предложения; рассуждения с категорическим отрицанием или утверждением в форме риторического вопроса или восклицания. Нужно заметить, что, по мнению З.А. Домородской в высказываниях дошкольников встречаются лишь элементы рассуждения, когда дети сравнивают и сопоставляют предметы и явления, поступки, объясняют причину, делают выводы. Прежде всего, считают методисты, необходимо научить детей понимать высказывания монологического типа, а затем самостоятельно строить их.

В.П. Глухов указывает, что независимосимо от формы (монолог, диалог) основным условием коммуникативности речи является связность. Для овладения этой важнейшей стороной речи требуется специальное развитие у детей навыков составления связных высказываний. Автор выделяет следующие критерии связности устного сообщения: смысловые связи между частями рассказа, логические и грамматические связи между предложениями, связь между частями (членами) предложения и законченность выражения мысли говорящего.

Соблюдение связности и последовательности сообщения во многом определяется его логико-смысловой организацией. Логико-смысловая организация высказывания на уровне текста представляет собой сложное единство; она включает предметно-смысловую и логическую организацию. Адекватное отражение предметов реальной действительности, их связей и отношений выявляется в предметно-смысловой организации высказывания; отражение же хода изложения самой мысли проявляется в его логической организации. Овладение навыками логико-смысловой организации высказывания способствует четкому, спланированному изложению мысли,

т.е. произвольному и осознанному осуществлению речевой деятельности. Осуществляя речевую деятельность, человек следует «внутренней логике» раскрытия всей структуры предметных отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

7. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания обучения / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева: уч. Пособие для ВУЗов для бакалавров по направлению «Педагогика». СПб: Питер, 2013. – 464 с.

8. Давидович Л.Р. Дошкольная дефектология. Ранняя комплексная профилактика нарушений развития у детей / Л.Р. Давидович, Н.В. Микляева, Бенилова. – М.: Парадигма, 2012. – 312 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Что входит в понятие «связная речь»

Что такое связное высказывание. Смотреть фото Что такое связное высказывание. Смотреть картинку Что такое связное высказывание. Картинка про Что такое связное высказывание. Фото Что такое связное высказывание Елена Бабич
Что входит в понятие «связная речь»

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь — это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержании. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

Основная функция связной речи —коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками.

Монологическая речь — связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание высказывания, сосредоточение мысли на главном. Связность монолога обеспечивается одним говорящими

Связная речь может быть, ситуативной и контекстной. Ситуативная речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той ситуации, о которой говорится. В контекстной речи в отличие от ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность контекстной речи состоит в том, что здесь требуется построение высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые средства.

Развитие связной речи происходит постепенно вмесите с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Понятие педагогической технологии Понятие педагогической технологии Смысл понятия педагогической (образовательной) технологии в сфере образования (в частности, технологий.

«Связная речь и познание мира» к семинару-практикуму «Культура речи педагога» «СВЯЗНАЯ РЕЧЬ И ПОЗНАНИЕ МИРА» Цель: уточнение знаний и умений педагогов по проблеме познавательно – речевого развития детей. Задачи: 1.

Понятие нравственных ценностей, игр-драматизаций и их характеристика В условиях реализации ФГОС дошкольного образования, определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:.

Понятие «Гендер» и современные гендерные теории Процесс человеческого развития непрерывен и представляет собой постоянное расширение возможностей людей с точки зрения выбора форм и масштабов.

Понятие о досуговой деятельности в методической литературе Досуг представляет собой часть свободного времени человека, которая тратится на отдых или на развитие личности, это важная часть жизни и.

Понятие, виды нетрадиционной техники аппликации Необходимо привить детям любовь к работе нетрадиционные техники аппликации. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает.

Связная речь ребенка дошкольного возраста Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с.

Связная речь у старшего дошкольного возраста с ОНР Судьба любого человека во многом зависит от того, как прошло у него дошкольное детство, так как именно в период дошкольного детства происходит.

Консультация «Воспитание: устаревшее понятие?» За последние десятилетия ситуация в семьях кардинально изменилась. Раньше власть принадлежала родителям, а дети во всем им подчинялись.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *