Что такое вагон фуникулера
Фуникулёр
Фуникулёр является специализированным транспортом, применяемым в условиях тяжёлого рельефа местности.
Содержание
Устройство фуникулёра
Существует несколько типов фуникулёров.
Наиболее распространённой является схема с двумя вагонами, жёстко соединёнными канатом, перекинутым через двигатель, размещённый на верхней станции. В такой схеме двигатель расположен не на самом вагоне, а на специальной станции. Двигатель приводит в движение перекинутый через него и уложенный между опорными рельсами канат, на концах которого жёстко закреплены вагоны. Вагоны, таким образом, разъезжаются в середине линии. Примером является киевский фуникулёр.
Существуют и другие схемы устройства фуникулёра.
Для фуникулёров типичными являются относительно короткие (несколько сотен метров) трассы с очень крутым уклоном, достигающим в среднем 70 % (35°). Рекордсменом является расположенный неподалёку от австралийского города Катумба фуникулёр, уклон трассы которого достигает 122 % (50,7°). Уклон на трассе обычно постоянен, но иногда незначительно варьируется на разных участках.
Фуникулёры обычно имеют только две станции (верхнюю и нижнюю). В этом случае вагон движется по трассе без остановки от начала до конца. При наличии у фуникулёра промежуточных станций остановка вагончика у промежуточной станции может быть предусмотрена графиком движения (Пражский фуникулёр) либо делаться по дополнительной заявке пассажиров (Карловарский фуникулёр «Диана»).
Вагоны фуникулёра проектируются индивидуально под каждую трассу, с учётом её крутизны. Таким образом, будучи поставлены на горизонтальную поверхность, они выглядели бы «скособоченными».
Фуникулёры довольно распространены в Европе (имеются в Париже, Барселоне, Праге, Киеве и других городах). Линии фуникулёра, исполняя транспортную работу, одновременно часто становятся аттракционом, предметом внимания туристов.
Кармелит в Хайфе и Тюнель в Стамбуле являются примерами фуникулёров с подземным размещением трасс (в частности, Кармелит, из-за наличия промежуточных станций и достаточно большой протяжённости, часто называют метрополитеном).
Сравнение с другими видами транспорта
По устройству к фуникулёру близка канатная дорога или трамвай на канатной тяге (англ. cable car — «канатный вагон»; устоявшегося русского термина не существует). Отличия фуникулёра от рельсового трамвая следующие:
По функции к фуникулёру близок эскалатор. Отличия фуникулёра от эскалатора следующие:
Существуют судоподъёмники, конструктивно устроенные по принципу фуникулёра, например судоподъёмник Сен-Луи — Арзвиллер (Франция).
Что такое фуникулер и какова его роль в современном мире
В начале шестнадцатого века в живописной Австрии соорудили новое транспортное средство на канатной тяге. С его помощью в замок, расположенный на крутой горе (как и полагается всякому уважающему себя замку), поднимали свежие продукты. И хотя эта конструкция подходит для использования только на весьма специфических отрезках пути, изобретение было настолько удачным, что его стали использовать и в других местах. Так появился первый в мире фуникулер. С тех пор прошло более пяти столетий. А в замке Хоэнзальцбург продолжает бессменно функционировать тот самый первый фуникулер. Что такое фуникулер? Где сегодня его можно увидеть? Чем практична его конструкция? Почему его используют и сегодня? Но почему фуникулеров сравнительно немного?
Что такое фуникулер
Фуникулер – это небольшая рельсовая дорога, расположенная на крутом склоне. Ее принципиальное отличие от железной дороги в принципе работы. На железной дороге движущей силой выступает локомотив, в котором расположен двигатель. Работа фуникулера основана на канатной тяге. От этого и произошло его название – funiculus по-латыни веревка или канат.
Канат жестко крепится к вагону, а на вершине подъема устанавливается лебедка, которая и служит подъемным механизмом. Однако только человек, не имеющий ни малейшего представления о том, что такое фуникулер, может спутать с ним канатную дорогу. Самое явное различие – способ передвижения. Фуникулер едет по рельсам. А вагонетки канатной дороги висят на канате.
Практичность конструкции
Чтобы вытянуть вагон с пассажирами или грузом на крутой склон, надо приложить большую силу. Для облегчения задачи конструкторы прикрепили второй вагон в роли противовеса. То есть пока один вагон поднимается, второй – опускается. А так как склон крутой, это в некоторой степени компенсирует усилие на подъем первого вагона. По сути, лебедка тратит силу на то, чтобы превозмочь силу трения, торможения и разницу в грузе между вагонами. Поэтому фуникулер – очень экономичный вид транспорта. Однако практичен он исключительно на крутых участках дороги. Там, где нецелесообразно прокладывать обычную железную дорогу.
Привлекательная достопримечательность
Кроме своей практичности, фуникулеры неизменно привлекают туристов. И это не удивительно. Маленькие аккуратные вагончики движутся медленно, позволяя сполна насладиться открывающимися с высоты пейзажами. В границах города длина фуникулерных линий, как правило, не превышает нескольких сотен метров. А в горах фуникулерная дорога может раскинуться на пару километров.
В столице Венгрии Будапеште находится один из самых популярных среди туристов фуникулеров. Он протянулся от набережной Дуная до Будайского замка. Построили его еще в 1870 году, а реконструировали уже после Второй мировой войны. Однако при реконструкции было решено оставить вагончикам их старинный вид. Правда, паровой двигатель все же поменяли на электрический. Подняться к замку недолго и пешком, но во время работы фуникулера нет отбоя от пассажиров. Хотя часто в очереди надо провести больше времени, чем ушло бы на подъем и спуск пешком.
Фуникулер во Владивостоке
Владивостокский фуникулер является одной из самых знаменитых достопримечательностей города. Этому немало поспособствовало то, что он – единственный в своем роде на Дальнем Востоке. В шестидесятых годах прошлого столетия Никита Хрущев, вдохновленный посещением Сан-Франциско, решил превратить Владивосток в город еще более красивый и современный. Начал он с постройки фуникулера. К сожалению, дальше этого дело не пошло. Зато фуникулер исправно функционирует и по сей день. Кроме эстетического удовольствия, он приносит и весьма ощутимую практическую пользу, поднимая за раз до 40 человек меньше, чем за две минуты на 180 метров. Это не кажется таким уж достижением, если не учитывать перепад высот, который на этом коротком промежутке достигает полных семидесяти метров.
Чтобы понять, сколько сил это экономит пешеходам, представьте крутую лестницу на 368 ступенек. Именно такое их количество приходится преодолевать для того, чтобы подняться на вершину сопки, на которой находится верхняя станция фуникулера. Но, видимо, по ощущениям цифра эта весьма значительно увеличивается, так как местные жители прозвали это место лестницей 1001 ступеньки.
Красота крутизны
Поездка на швейцарском фуникулере Гельмербан – приключение не для слабонервных. Преодоление крутых склонов, когда буквально смотришь в раскинувшуюся рядом пропасть, дарит незабываемые впечатления. Те туристы, которые там побывали, могут с гордостью заявлять, что знают, что такое фуникулер. Изначально он был сконструирован исключительно для технических нужд. С его помощью доставляли людей и грузы на местную ГЭС. Но в 2001 году его решили использовать и для туристических нужд. Поездка в один конец занимает приблизительно 10 минут. А угол наклона на некоторых участках достигает 106 градусов.
galik_123
Наводы
2. В итальянском курортном городке Монтекатини тоже есть двухрельсовый фуникулёр с канатной тягой, который был построен в 1898 году.
3. Как считают местные жители, он является самым старинным в мире действующим фуникулером подобной конструкции. С его помощью, любуясь открывающимися панорамами, можно добраться в исторический центр Монтекатини Альто. Вот так выглядела нижняя станция этого фуникулёра в начале XX века.
5. Раритетный вагончик позапрошлого века выглядит довольно колоритно, и фуникулёр стоит посетить хотя бы для того, чтобы хорошо рассмотреть этот шедевр технической мысли снаружи и внутри. Для остроты впечатлений при подъёме можно воспользоваться открытой платформой перед вагончиком.
6. Одновременно в одном вагончике могут разместиться не более 40 человек.
8. Фуникулёр передвигается неспешно, но со скрежетом.
10. Вагончики выкрашены в ярко-красный цвет. Посередине пути вагончики разъезжаются.
11. За работой фуникулёра и состоянием трассы внимательно следят. По пути встречаются рабочие, проверяющие или ремонтирующие путь.
Схемы четырёхрельсового (слева), трёхрельсового (в центре) и двухрельсового (справа) фуникулёров.
Рельсы, обозначенные зелёным цветом, используются обоими вагонами (рис. из Википедии).
На видео можно увидеть, как разъезжаются вагончики двухрельсового фуникулёра.
14. За 7 евро «туда-обратно» можно, во-первых, добраться до Монтекатини Альто, а во-вторых, просто получить удовольствие от захватывающих видов. На такси это удовольствие будет стоить 40 евро «туда-обратно».
17. Вот уже видна верхняя станция. Расстояние между станциями Терме и Альто фуникулёр преодолевает всего за 10 минут.
18. Операторы внимательно следят за передвижением фуникулёра и управляют процессом прибытия на станцию.
19. Шкив и двигатель, вращающий его, расположены на верхней станции фуникулёра. Двигатель приводит в движение перекинутый через шкив и уложенный между опорными рельсами канат, на концах которого жёстко закреплены вагоны.
20. Теперь вагончик готов отправиться вниз, очередная порция желающих спуститься уже поджидает на станции монтекатини Альто.
23. Билетная касса на верхней станции.
24. А прибывшие в Альто отправляются на прогулку или в рестораны.
25. Терраса, где летом располагается кафе, находится рядом с верхней станцией фуникулёра.
26. Но самое главное, что с высоты Монтекатини Альто открывается, как говорил Верди, «самая красивая панорама в мире».
27. После такой экзотической поездки в дребезжащем вагончике, можно побродить по улочкам Монтекатини Альто, воспользовавшись старой картой, чтобы не заблудиться. Ведь в этом городе ничего не изменилось с позапрошлого века.
«Внебрачный сын» железной дороги. Часть 2. Продолжение обзора vgudok.com о мире фуникулёров
В первой части нашего обзора мы рассказали об истории этого вида транспорта. Теперь отметим несколько рекордов фуникулёрного мира.
Самым «высоким» фуникулёром в мире считается Metro Alpin на горнолыжном курорте Зас-Фе в Швейцарских Альпах, расположенный на высоте 1800 м над уровнем моря. Эта подземная двухкилометровая линия соединяет станцию канатной дороги с вращающимся рестораном «Аллалин» на горе Миттелаллалин.
Фуникулёр «Низенбан» (Niesenbahn) в Берне — самый длинный в мире — на 2,2 км протянулся от деревни Меленен до вершины «Швейцарской пирамиды» в Оберландском регионе Альп. В качестве альтернативы рядом с фуникулёром построена самая длинная лестница в мире, которая состоит из 11 767 ступеней.
Самые «крутые» (не по степени важности, а по наклону) фуникулёры также расположены в Швейцарии. Это «Гельмербан» (Gelmerbahn) в Хаслер Долине с градиентом в 106%, построенный в 1926 году для обслуживания местной ГЭС и в 2001 году перепрофилированный под перевозки пассажиров. И «Штоосбан» (Stoosbahn) в кантоне Швиц с максимальным градиентом 110%. Особенность конструкции бочкообразных вагонов фуникулёра «Штоосбан» заключается в автоматической системе выравнивания, которая позволяет цилиндрам вращаться, гарантируя, что пассажиры остаются в горизонтальном положении даже на самом крутом склоне.
Поспорить с европейскими линиями по крутизне мог бы Katoomba Scenic Railway в Австралии (максимальный градиент — 122%), однако конструктивно он относится к наклонному лифту, а не к фуникулёру.
Самые «крутые» (не по степени важности, а по наклону) фуникулёры расположены в Швейцарии.
Самым «фуникулёрным» городом мира можно назвать чилийский Вальпараисо, где насчитывается почти 30 линий. Большинство из них появилось ещё в 1890-х и в начале 1900-х годов, и сейчас многие объявлены национальным достоянием. Сегодня активно используется семь этих «асенсорес» (по-испански — лифтов), ещё девять находятся в стадии модернизации.
Трудно выбрать самый живописный фуникулёрный маршрут, так как большую роль в оценке играют субъективные факторы. Однако можно отметить, например, «Лукаут Маунтин» (Чаттануга, США), который имеет титул «самой удивительной мили Америки». Из вагона фуникулёра, который доставляет пассажиров из исторического района Чаттануги Сант-Элмо к вершине горы Лукаут, открывается красивый панорамный вид на национальный парк «Чикамога-Чаттануга».
Также в «живописную» категорию можно отнести трамвай-фуникулёр в Гонконге с маршрутом на пик Виктории и 850-метровый фуникулёр «Флейбанен» в норвежском Бергене, который перевозит туристов к вершине Флейен — одной из семи гор, окружающих этот город.
В память об открытии ж/д подъёмника на этот вулкан Луиджи Денца написал композицию в стиле неаполитанской песни «Funiculi, Funiculà».
С фуникулёрами связано немало забавных исторических анекдотов. Так, своим появлением т.н. «Элеватор Четвёртой улицы» (также известный как «Фенелон Лифт») в американском Дюбуке обязан прихоти банкира и сенатора Грейвса, чей дом находился на вершине крутого обрыва. Он предпочитал обедать дома и, чтобы не тратить драгоценное время на поездку на повозке (не забываем, что Time is Money), построил для себя некое подобие фуникулёра, который работает и по сей день.
А история фуникулёра на Везувии переносит нас в мир музыки. В память об открытии ж/д подъёмника на этот вулкан в 1880 году Луиджи Денца на стихи Пеппино Турко написал композицию «Funiculi, Funiculà» в стиле неаполитанской песни. Изданные вскоре ноты этой песни были проданы в количестве более миллиона экземпляров, и авторы могли бы претендовать на «золотой диск», если бы такой в то время существовал. Композиция стала настолько популярна, что немецкий композитор Рихард Штраус, услышавший «Funiculi, Funiculà» во время турне по Италии и решивший, что это народная песня, включил её в свою симфоническую поэму «Из Италии». Денца подал иск против него за нарушение авторских прав и получил в итоге от Штрауса гонорар. А вот заплатил ли Николай Римский-Корсаков «авторские» Денце – неизвестно, хотя и он использовал композицию о фуникулёре в своей «Неаполитанской песне» 1907 года. Кстати, сам фуникулёр на Везувий неоднократно подвергался разрушениям в результате вулканических извержений и был окончательно заброшен после извержения 1944 года.
Ну а что же происходило в мире фуникулёров на «одной шестой части суши»?
В Нижнем Новгороде с 1896 по 1927 годы действовали две линии фуникулёра (местное название — элеваторы): Кремлёвский и Похвалинский. Однако с развитием трамвайного движения необходимость в фуникулёрах отпала, и они были закрыты. Местные власти обсуждают проект возрождения линий, но пока дальше разговоров дело не идёт.
Единственная линия фуникулёра в России, функционирующая в качестве общественного транспорта, находится во Владивостоке. По преданию, своим появлением фуникулёр в столице Дальнего Востока обязан первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущёву, который после поездки в США вдохновился увиденным в Сан-Франциско канатным трамваем. В 1962 году линия была пущена в эксплуатацию: вагоны были изготовлены в Ленинграде, подъёмное оборудование — в Донецке. Из вагона открываются шикарные виды на бухту Золотой рог и Золотой мост, которые по живописности, без сомнения, не уступают американской панораме из фуникулёра в Чаттануге.
Единственная линия фуникулёра в России, функционирующая в качестве общественного транспорта, находится во Владивостоке.
Действующий фуникулёр в Сочи, построенный в 1932–1934 годах и восстановленный в 2015 году, связывает корпуса Центрального военного санатория «Сочинский» (бывший санаторий Минобороны им. Ворошилова) и его пляж. Однако пользоваться им могут только проживающие в санатории.
Фуникулёр в Светлогорске (бывший Раушен) достался Советскому Союзу вместе с Восточной Пруссией. Сам фуникулёр был открыт в 1912 году и даже довольно сносно пережил Вторую мировую войну. Однако в 1973 году из-за отсутствия запчастей его демонтировали, и на этом месте стал действовать лифтовый подъёмник. Одни из первых фуникулёров в Российской империи — в Киеве и Тбилиси — работают в столицах этих постсоветских республик с 1905 года.
Пущенный в 2005 году вместо закрытого в 1969 году Одесский фуникулёр технически таковым уже не является — это наклонный лифт. В литовском Каунасе фуникулёры «Жалякальниса» и «Аляксотасa» были построены во времена межвоенной независимости и действуют до сих пор. В Азербайджане фуникулёр в Баку был открыт в 1960 году.
Самая страшная катастрофа в истории фуникулёра произошла в 2000 году в Австрии.
Фуникулёры считаются безопасным видом транспорта, тем не менее, и на них случаются чрезвычайные происшествия. В 1943 году из-за выхода из строя электрического кабеля 1 человек погиб и 20 человек получили ранения в стамбульском «Тюнеле». В 2000 году произошёл обрыв троса на Тбилисском фуникулёре, в результате которого незначительно пострадали 20 иностранных туристов. В 2001 году из-за сбоев в системе работы фуникулёра «Полёт Ангелов» в Лос-Анджелесе погиб человек, ещё несколько были ранены. В 2013 году там же сошёл с рельсов вагон фуникулёра (на этот раз никто не погиб), но линию закрыли на неопределённый срок. Самая страшная катастрофа в истории фуникулёра произошла в 2000 году в Австрии. Тогда во время пожара на фуникулёре в Капруне погибли 155 человек.
Тем не менее, фуникулёры до сих пор остаются востребованным видом транспорта. Особенно среди туристов. Именно из окна фуникулёра открываются захватывающие дух живописные пейзажи с высоты птичьего полёта. А городские фуникулёры позволяют увидеть достопримечательности с таких ракурсов, которые с земли просто недоступны.
Как это работает? | Рельсовая канатная дорога
На прошлой неделе мы рассказывали вам о том, как работает подвесная канатная дорога, сегодня же речь пойдет о другом типе канатных дорог — рельсовом. Транспортные средства, которые перевозят по ним пассажиров или грузы, именуются фуникулерами. Впервые использование фуникулера в качестве пассажирского транспорта было предложено в 1825 году, а спустя почти 30 лет идея была реализована одновременно в итальянском городе Генуя и австрийском Зоммеринге. Сегодня в мире функционирует около 400 рельсовых канатных дорог. Большинство из них расположено в США и Швейцарии. Как же работает рельсовая канатная дорога — об этом в сегодняшнем выпуске!
Существует два основных типа фуникулёров: одновагонный и двухвагонный. Принцип работы первого из них достаточно прост: двигатель, расположенный на вершине канатной дороги попеременно поднимает и опускает вагон при помощи каната. На некоторых дорогах перемещением управляет оператор, используя механический захват. Захват обжимает канат, который движется в специальном углублении под поверхностью. Для того, чтобы остановить вагон, оператору достаточно отпустить захват. Канат при этом безостановочно продолжает движение.
Если двухвагонная канатная дорога имеет лишь одну пару рельсов, то посередине маршрута делается двухколейный участок, чтобы встречные вагоны могли разойтись. Вагоны на таких дорогах имеют разные колеса на противоположных сторонах. На колесах левой стороны имеется обод с двойным гребнем, а правой стороны — гладкий обод. При приближении к разъезду колеса с двойным гребнем заставляют вагон всегда переходить на левую колею.