Что такое вагон ресторан

Вагон ресторан в поезде РЖД: меню вагона-ресторана, в каком вагоне он находится

Вагон-ресторан РЖД

В составе большинства пассажирских поездов дальнего следования есть вагон-ресторан — особый тип вагона, где вместо стандартных сидений — буфет и столики, за которыми можно поесть.

Обычно вагон-ресторан вмещает до 40–45 пассажиров, ещё 2–3 человека могут расположиться за барной стойкой (буфетом). Столы сервируют заранее, пассажиров обслуживают официанты. Все предлагаемые блюда с ценами указаны в меню.

В вагоне-ресторане есть кухонное отделение, оборудованное плитой. Здесь готовят горячую еду. Также в помещении установлены холодильники, где хранятся продукты и полуфабрикаты.

Узнать, есть ли такие вагоны в поезде, на который у вас куплены билеты, можно в таблице в конце этой статьи.

Вагон-ресторан и вагон-буфет: в чем отличия

В некоторых поездах вместо вагонов-ресторанов бывают вагоны-буфеты (на сайте РЖД их также называют кафе-буфет). Отличие от вагонов-ресторанов в том, что в вагонах-буфетах расположены несколько пассажирских купе: обычно 4 с местами на 16 человек, но может быть два дополнительных места рядом с купе проводника. Остальное пространство вагона используется под буфет. Там есть два стола для и отделение для буфетчицы.

В вагоне-кафе, в отличие от вагона-ресторана, самообслуживание. Здесь обычно готовят только закуски и салаты, а ещё можно купить печенье, булочки и шоколад к чаю.

Обычно кафе-буфеты есть в поездах, которые следуют на сравнительно небольшие расстояния. В настоящее время вагоны-буфеты располагают в скоростных электропоездах («Сапсан», «Ласточка»), а также в поездах дальнего следования. К примеру, кафе-буфет есть в поездах Москва-Брянск и Москва-Кострома.

В каком вагоне находится вагон-ресторан

Вагон-ресторан или вагон-буфет всегда находится ровно по центру состава. Причина в том, что на весь поезд такой вагон один, и нужно расположить его так, чтобы всем пассажирам было одинаково удобно добираться. Чаще всего вагон-ресторан находится рядом с 9 вагоном.

Меню вагона ресторана в поездах РЖД

Меню в вагоне-ресторане различается в зависимости от направления и поезда. Выбор обычно не слишком богатый, поскольку место для хранения продуктов и приготовления ограничено.

В меню закуски, салаты, и горячее, в том числе супы, а также десерты и различные напитки. Есть и алкоголь, обычно пиво и вино. Часто в вагоне-ресторане можно заказать комплексный завтрак, обед или ужин, в который входит стандартный набор блюд. Это выгоднее, чем покупать блюда по отдельности.

Вашу еду начнут готовить только после того, как вы сделаете заказ, поэтому готовьтесь немного подождать. Обычно время ожидания не превышает 20 минут.

Если хотите просто перекусить, можно купить орехи, шоколад или чипсы в баре.

В некоторых составах есть фирменные блюда и особые меню, к примеру, для вегетарианцев. На сайте OneTwoTrip можно найти меню вагона-бистро «Сапсана».

Цены в вагоне ресторане

Цены на блюда вагона-ресторана зависят от поезда и направления. Пассажиры часто жалуются, что стоимость завышена, обычно придётся заплатить на 30-40% больше, чем в обычном кафе.

Будьте готовы отдать за завтрак от 300 рублей (в эту стоимость включён бутерброд с сыром и маслом, каша, вареное яйцо, кусочек хлеба и чай). Комплексный обед обойдётся минимум в 400 рублей, в цену входит салат, суп, горячее блюдо и напиток. Отдельно тарелка супа стоит порядка 200 рублей, а горячее блюдо — минимум 350.

Оплачивают заказ в кассе, расположенной в зоне бара. О том, можно ли расплатиться банковской картой, лучше уточнять заранее: не во всех поездах установлены терминалы, а в некоторых регионах они могут не работать из-за перебоев связи.

Время работы вагона-ресторана

Согласно правилам РЖД, вагон-ресторан должен работать весь день с двумя перерывами. Каждый перерыв длится 30 минут, в это время убирают помещение и принимают продукты на станциях.

Если поезд находится в пути меньше суток, режим работы вагона-ресторана или вагона-кафе устанавливает директор вагона. О режиме работы пассажиров оповещает начальник поезда по радио.

Вагон-ресторан прекращает обслуживать пассажиров за 30 минут до закрытия.

Список поездов с вагонами-ресторанами и кафе-буфетами

Источник

Как работают вагоны-рестораны

Обед в поезде — это не только кура-гриль и яйца вкрутую. Заменить ножки и крылышки можно блюдами из вагонов-ресторанов, но почему-то в последних путешественники бывают редко. Мы выяснили, когда появились рестораны на колёсах и как их сотрудники сохраняют свежесть продуктов и поддерживают чистоту.

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Раиса Ханукаева

История вагонов-ресторанов началась в 1867 году, когда предприниматель, изобретатель и большой любитель комфорта Джордж Мортимер Пульман представил общественности свою новинку — вагон с бортовой кухней и столиками для еды. Качество блюд и обслуживания здесь не уступало крупнейшим европейским заведениям и американцы, а вслед за ними и европейцы быстро оценили творение Пульмана. В России, однако, такие вагоны появились лишь в начале XX столетия, да и то только на международных маршрутах, в курьерских поездах и экспрессах. Железнодорожные составы, которыми пользовалась царская семья, в расчёт не берём. Эти поезда с их столовыми, кабинетами и спальнями были скорее похожи на роскошный отель, чем на классический поезд. Начальник канцелярии Министерства двора А. А. Мосолов вспоминал:

«В первом вагоне находились конвой и прислуга. Как только поезд останавливался, часовые бегом занимали свои места у вагонов Их Величеств. Во втором вагоне находились кухня и помещения для метрдотеля и поваров. Третий вагон представлял собой столовую из красного дерева; треть этого вагона отведена была под гостиную с тяжёлыми драпировками и мебелью, обитою бархатным штофом; там же стояло пианино. Вагоны освещались электричеством, обогревались паровым отоплением, в каждом купе был телефон. У изголовья дивана находилась ручка стоп-крана. В тамбуре вагона круглосуточно дежурил кондуктор. Внутренняя отделка вагонов выполнялась ведущими специалистами фирм Бюхтгера, Свирского и др.».

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Фото: public domain

Неплохо выглядели и первые общественные вагоны-рестораны. Хрусталь, серебро, бархатная обивка диванов и высокие цены: ужинать там могли только путешественники первого и изредка второго класса. Дешёвые обеды по 80 копеек появились в поездах только в 1912 году. И поначалу их прелесть оценили не добропорядочные пассажиры, а железнодорожные «зайцы». Как пишет историк Юлия Демиденко, в ресторанах на колёсах можно было путешествовать от станции до станции за чашкой чая. Для остальных острой необходимости в понижении цен не было. Многие путешественники брали с собой корзины со снедью, а те, у кого были деньги, пользовались услугами буфетов, которые были на всех крупных станциях. При желании пассажир мог послать туда кондуктора за горячими блюдами или бутылкой пива или сходить самостоятельно. Композитор Игорь Стравинский оставил колоритное описание таких придорожных кафе:

«На железнодорожных станциях, указанных в справочниках, разносили еду из буфетов, что служило наибольшим развлечением в пути. Официанты — большей частью татары, — облачённые в белые передники, начиная с первых же звуков пыхтения приближавшегося паровоза, носились бегом, подобно санитарам скорой помощи. Еда тоже была прекрасной; сравнить еду в каком-нибудь ресторане с едой на железной дороге в России значило выразить похвалу этому ресторану. В буфетах можно было достать крымские вина и кавказское шампанское, а также изобилие всяких вкусных блюд».

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Фото: public domain

Привокзальные рестораны «специализировались» на конкретных блюдах, и путешественники считали своим долгом отведать коронные в каждом из них. Так, историк балета и театральный критик Юрий Бахрушин вспоминал булочки и кофе в Ярцеве: «В поезде нас не обманули — всё предложенное, а в особенности кофе, булочки и ватрушки, было превкусно приготовлено». А писатель Иван Бунин в автобиографической «Жизни Арсеньева» восхищался станционными щами: «Когда потом стало близиться к вечеру, всё перешло лишь в одно — ожидание первой большой станции… Легко представить себе, с какой поспешностью кинулся я в пахучий и светлый буфет и стал обжигаться какими-то вкуснейшими в мире щами!»

Такие заведения просуществовали довольно долго. Ещё в 20-х годах, во время постреволюционного голода и разрухи, именно вокзальные буфеты считались лучшими заведениями городов, уступая разве что гостиничным ресторанам. Здесь столовались герои Булгакова и Зощенко, в один из таких буфетов привёл Шуру Балаганова Остап Бендер.

Ситуация изменилась в 30-е, когда советское правительство, во-первых, окончательно ликвидировало НЭП и нэпманов, коим принадлежали многие привокзальные кафе, а во-вторых, озаботилось частыми опозданиями на поезда. В СССР развернулась активная рекламная кампания, зазывавшая советских пассажиров питаться в поездах, и руководил ею нарком внешней, внутренней торговли и снабжения СССР Анастас Микоян.

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Свои коррективы в работу передвижных общепитов внесла Великая отечественная война. Использование вагонов-ресторанов остановилось с 1941 по 1944 годы. Первый после начала войны ресторан на колёсах отправился по маршруту «Москва — Хабаровск» 15 июля 1944-го. И хотя сохранилось несколько свидетельств о том, что пассажирам не нравились завышенные цены, рестораны всё-таки пользовались большой популярностью в поездах дальнего следования.

Справедливости ради стоит заметить, что цены в этих заведениях были закреплены Постановлением Совета народных комиссаров 1944 года «О работе вагонов-ресторанов и буфетов на важнейших железнодорожных и воздушных магистралях Союза ССР», и они соответствовали стоимости блюд в ресторанах II разряда Главособторга.

Как всё устроено сейчас

Современные вагоны-рестораны частично обслуживаются комбинатами питания при РЖД, частично — частными компаниями. Поэтому цены в них могут незначительно различаться. Москвичей и петербуржцев стоимость блюд едва ли напугает, но даже они должны быть готовы к тому, что обычный бутерброд с ветчиной будет стоить 200, а овсяная каша — 250 рублей.

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Сегодня вагоны с едой есть почти во всех поездах. Большинство из них производятся на Тверском заводе и имеют сходные с обычными пассажирскими вагонам ходовые части, тормозное и автосцепное оборудование. Отличается разве что салон, где помимо «гостевой зоны» есть кухня с жидкотопливной или электрической плитой (в двухэтажных составах она располагается на первом ярусе), холодильниками, которые способны сохранить продукты даже на маршруте «Москва — Владивосток» и раздельными «системами водоснабжения» или просто мойками, так что даже самые строгие и брезгливые клиенты могут не переживать за чистоту вагона, его столов и рабочих поверхностей.

Некоторые составы обходятся буфетами (на сайте РЖД они названы «кафе-буфет»), где можно купить салаты и холодные закуски, чай, кофе, булочки и шоколад. В таких вагонах, как правило, есть 4 купе на 16 человек, а остальное пространство отдано под «бистро».

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Что же до полноценных ресторанов, то они занимают весь вагон. Столики и мягкие диваны, специи на каждом из столов и даже официанты, обслуживающие посетителей: требования к общепитам в поезде почти такие же, как и к обычным городским заведениям. Разве что ассортимент чуть менее богатый. Но не судите строго, ведь места в вагонном холодильнике не так много, а накормить надо всех желающих. Впрочем, в последнее время в некоторых поездах появилось вегетарианское и постное меню, а также «коронные блюда».

Обычно повара в вагонах-ресторанах работают с полуфабрикатами и быстрозамороженными продуктами. Это значительно сокращает время подачи блюд на стол, так что при небольшом штате (как правило, всего один повар, официанты и кухонные рабочие), дольше обычного клиентам ждать не приходится. Время работы поездных общепитов примерно одинаковое. Открываются они в 8–9 утра и закрываются около полуночи. К этому добавьте два получасовых перерыва в день на уборку, и получите стандартное расписание почти всех вагонов-ресторанов страны. Впрочем, если не хотите зависеть от этих ограничений, можно заказать еду в купе.

Если определились с меню до начала поездки, то можно заранее заказать завтрак, обед или ужин в любом поезде Федеральной пассажирской компании (дочернее предприятие РЖД) и «Сапсане». Тут есть только один нюанс: сделать заказ и составить свой рацион на время путешествия в обычных поездах нужно не позднее чем за трое суток до отправления (включая день поездки), в «Сапсанах» и «Ласточках» — за 2 дня до начала поездки. Выбрать блюда можно на сайте РЖД. Сегодня в поездах доступно несколько режимов питания: полный пансион, в который входят завтрак, обед и ужин; полупансион (завтрак и ужин), только завтрак, обед или ужин или разовые перекусы, блюда для которых можно выбрать из меню поездного ресторана.

Источник

Скатертью дорожка: как работают вагоны-рестораны

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Как все начиналось

История вагонов-ресторанов началась в 1867 году, когда предприниматель, изобретатель и большой любитель комфорта Джордж Мортимер Пульман представил общественности свою новинку — вагон с бортовой кухней и столиками для еды. Качество блюд и обслуживания здесь не уступало крупнейшим европейским заведениям и американцы, а вслед за ними европейцы, быстро оценили творение Пульмана. В России, однако, такие вагоны появились лишь в начале XX столетия, да и то только на международных маршрутах, в курьерских поездах и экспрессах. Железнодорожные составы, которыми пользовалась царская семья в расчёт не берём, эти поезда с их столовыми, кабинетами и спальнями были, скорее, похожи на роскошный отель, чем на классический поезд. Начальник канцелярии Министерства двора А.А. Мосолов вспоминал:

«В первом вагоне находились конвой и прислуга. Как только поезд останавливался, часовые бегом занимали свои места у вагонов Их Величеств. Во втором вагоне находились кухня и помещения для метрдотеля и поваров. Третий вагон представлял собой столовую из красного дерева; треть этого вагона отведена была под гостиную с тяжелыми драпировками и мебелью, обитою бархатным штофом; там же стояло пианино. Вагоны освещались электричеством, обогревались паровым отоплением, в каждом купе был телефон. У изголовья дивана находилась ручка стоп-крана. В тамбуре вагона круглосуточно дежурил кондуктор. Внутренняя отделка вагонов выполнялась ведущими специалистами фирм Г.Г. Бюхтгера, Н.Ф. Свирского и др.»

Неплохо выглядели и первые общественные вагоны-рестораны. Хрусталь, серебро, бархатная обивка диванов и высокие цены: ужинать там могли только путешественники первого и изредка второго класса. Дешёвые обеды по 80 копеек появились в поездах только в 1912 году. И поначалу их прелесть оценили не добропорядочные пассажиры, а железнодорожные «зайцы». Как пишет историк Юлия Демиденко, в ресторанах на колесах можно было путешествовать от станции до станции за чашкой чая. Для остальных острой необходимости в понижении цен не было. Многие путешественники брали с собой корзины со снедью, а те, у кого были деньги, пользовались услугами буфетов, которые были на всех крупных станциях. При желании пассажир мог послать туда кондуктора за горячими блюдами или бутылкой пива или сходить самостоятельно. Композитор Игорь Стравинский оставил колоритное описание таких придорожных кафе:

«На железнодорожных станциях, указанных в справочниках, разносили еду из буфетов, что служило наибольшим развлечением в пути. Официанты – большей частью татары, – облаченные в белые передники, начиная с первых же звуков пыхтения приближавшегося паровоза, носились бегом, подобно санитарам скорой помощи. Еда тоже была прекрасной; сравнить еду в каком-нибудь ресторане с едой на железной дороге в России значило выразить похвалу этому ресторану. В буфетах можно было достать крымские вина и кавказское шампанское, а также изобилие всяких вкусных блюд».

Источник

Особенности работы вагона-ресторана

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Далеко не во всех составах имеется вагон-ресторан. Оснащены им исключительно поезда, которые находятся в пути боле 24 часов, учтите это при покупке билета на ваш поезд. Принцип работы вагона-ресторана такой же, как и у обычного заведения общественного питания. Здесь можно насладиться приятным интерьером, оценить бар и приличную кухню. Однако этим сходство исчерпывается.

Рестораны в поездах работает по довольно специфичному графику. Как правило, посетить его можно в течение всего лишь нескольких часов. Меню в вагоне-ресторане довольно скромное. Ведь готовить в дорожных условиях нелегко. Пассажиры могут попробовать 2-3 разновидности супов, несколько горячих и холодных закусок. Правда, это компенсируется довольно большим ассортиментом выпечки и прохладительных напитков. Готовят блюда преимущественно из полуфабрикатов.

Приготовление блюд и персонал

Повара вагонов-ресторанов готовят на плитах, работающих за счет электроэнергии состава. Имеются и специальные холодильные установки, в которых хранятся скоропортящиеся продукты. В особом отсеке располагается мойка.

Вагон-ресторан может принять до 45 пассажиров одновременно. В зале есть столики и буфет. Курить в зале строго запрещено. Зато можно насладиться кофе из кофе-машины, который обычно имеет достаточно неплохое качество.

Работают в вагоне ресторане один повар и его помощник, а также буфетчица, выполняющая роль официанта, и мойщик посуды. Объем работы здесь невелик, так что потребность в большом штате сотрудников отсутствует.

Конечно, цены в вагоне-ресторане достаточно велики. На это часто жалуются пассажиры, которые приобрели билет на поезд дальнего следования. Тем не менее, вагон-ресторан пользуется популярностью и услуги его всегда востребованы. Объясняется это исключительно монополией: других способов получить полноценный обед в поезде просто нет, особенно если в дороге необходимо находиться несколько суток подряд.

Вагон-ресторан — это не только возможность получить нормальное питание, но и определенная романтика. Поэтому если вам предстоит долгое путешествие, вам стоит заглянуть в необычный ресторан на колесах и оценить его меню самостоятельно!

Источник

От Микояна до бургеров. Как прожили свой век вагоны-рестораны в России

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Интерьер вагона-ресторана в 1933 году.

Вагон-ресторан был в составе поезда Санкт-Петербург — Париж, запущенном в 1896 году. А вот внутри Российской империи такие вагоны в составе поездов стали курсировать с 1915 года

В Советском Союзе вагоны-рестораны начали активно внедряться в конце 1930-х годов при наркоме Анастасе Микояне (он сначала отвечал за внутреннюю и внешнюю торговлю, снабжение и пищевую промышленность)

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Поезд Москва — Владивосток, 1965 год. Поездка длилась 7 с половиной дней.

Изначально в СССР в первую очередь включали вагоны-рестораны в составы, находящиеся в пути больше суток

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Бар экспресса Москва — Ленинград, 1984 год.

В конце 1980-х обслуживание в вагонах-ресторанах передали арендаторам

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Фирменный поезд «Кубань» Северо-Кавказской железной дороги, 2013 год

Что такое вагон ресторан. Смотреть фото Что такое вагон ресторан. Смотреть картинку Что такое вагон ресторан. Картинка про Что такое вагон ресторан. Фото Что такое вагон ресторан

Вагон-ресторан туристического поезда «Императорская Россия» класса люкс по маршруту Москва — Пекин, 2016 год. Во время двухнедельного тура путешественникам предлагали посмотреть города вдоль Транссиба: Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск и другие.

По мнению главы РЖД Олега Белозерова, вагоны-рестораны следует оставить только в туристических и фирменных поездах. В остальных составах он предложил предоставить пассажирам разогреваемую еду, например бургеры

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *