Что такое вагонное хозяйство
Вагонное хозяйство
Сооружения и устройства вагонного хозяйства
Основное назначение вагонного хозяйства — выполнение перевозок пассажиров и грузов исправными вагонами, отвечающими требованиям безопасности движения и обеспечивающими необходимые удобства для пассажиров и сохранность перевозимых грузов. Вагонное хозяйство — это территориально рассредоточенная система линейных предприятий, на которых осуществляется техническое обслуживание и ремонт общего парка вагонов. Инфраструктура вагонного хозяйства имеет три составляющих:
В структуре ОАО «РЖД» руководство вагонным хозяйством осуществляет Департамент вагонного хозяйства, который руководит вагонными службами дорог.
К материально-технической базе вагонного хозяйства, относятся вагоноремонтные заводы, вагонные депо, пункты подготовки вагонов к перевозкам, пункты технического обслуживания вагонов, механизированные пункты текущего отцепочного ремонта, специализированные пути укрупненного ремонта вагонов, посты опробования тормозов, контрольные посты. Кроме того, в состав вагонного хозяйства входят вагоноколесные мастерские, перестановочные пункты, пункты экипировки вагонов, технические станции, резервы бригад проводников и др.
Вагонные депо (ВЧД, ЛВЧД) с соответствующими ремонтно-заготовительными цехами относятся к линейным предприятиям вагонного хозяйства железных дорог. Они предназначены для деповского, периодического и текущего отцепочного ремонтов вагонов, а также изготовления и восстановления запасных частей для пунктов технического обслуживания и безотцепочного ремонта вагонов в пределах прикрепленных к депо участков. Вагонные депо подразделяются на грузовые и пассажирские. При небольшом объеме ремонта они могут быть смешанными (для пассажирских и грузовых вагонов). Новые депо для грузовых вагонов рассчитываются на ремонт 6-10 тыс. вагонов в год. Они располагаются в основном на сортировочных станциях и в пунктах массовой подготовки вагонов к перевозкам.
Пункты подготовки вагонов к перевозкам (ППВ) размещаются на станциях массовой погрузки-выгрузки и формирования порожних составов. Они являются основной технической базой для текущего ремонта грузовых вагонов и предназначены для обеспечения погрузочных зон отремонтированными и подготовленными к погрузке вагонами и гарантируют проследование грузовых поездов без отцепки вагонов.
Пункты технического обслуживания и текущего ремонта (ПТО) располагаются на сортировочных, участковых и пассажирских станциях, где производится устранение внезапно возникших неисправностей вагонов в сформированных составах и подготовка поездов в рейс. ПТО предназначены для выявления и устранения технических неисправностей вагонов в формируемых и транзитных поездах и обеспечения их максимально возможных пробегов без остановок. Техническое обслуживание осуществляется комплексными бригадами.
Промывочно-пропарочные пункты предназначены для подготовки вагонов-цистерн под налив нефтепродуктов. На них производят очистку котлов цистерн от остатков перевезенных грузов, при необходимости с пропаркой и промывкой горячей или холодной водой и дегазацией, а также соответствующий текущий ремонт.
Пункты опробования тормозов создаются на станциях, где производится смена локомотивов или локомотивных бригад, при отсутствии ПТО. В этих пунктах производится опробование тормозов, ремонт и обслуживание их в поездах, а также проверка и ремонт тормозного оборудования в специальных мастерских.
Механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов (МПРВ) располагают на сортировочных станциях или в пунктах массовой погрузки и выгрузки вагонов. На некоторых сортировочных и крупных участковых станциях выделяются специализированные пути для укрупненного ремонта вагонов.
Пункты экипировки и технического обслуживания рефрижераторного подвижного состава предназначены для заправки рефрижераторных вагонов топливом, маслом, водой, хладагентом и другими материалами.
Ремонтно-экипировочные депо (РЭД) производят осмотр, текущий ремонт и экипировку пассажирских составов. Располагают РЭД в пунктах массовой приписки пассажирских вагонов и на пассажирских технических станциях. Депо для ремонта пассажирских вагонов всех категорий, включая и вагоны с установками для кондиционирования воздуха, сооружаются в пунктах приписки не менее 400 вагонов, а также в крупных пунктах оборота пассажирских составов.
Пассажирские технические станции осуществляют комплексную подготовку пассажирских составов в рейс, заключающуюся в наружной и внутренней обмывке, осмотре, текущем ремонте, экипировке, санитарной обработке вагонов и проверке исправности электрооборудования, электропроводки, холодильного оборудования и устройств для кондиционирования воздуха.
Пограничные пункты осмотра вагонов создаются на станциях примыкания железных дорог России к дорогам других государств. Основным назначением пунктов является учет технического состояния передаваемых и принимаемых вагонов, пограничное оформление граждан, пересекающих границу, осмотр товаров и грузов с целью недопущения перемещения через границу запрещенных веществ и т.д. Передача вагонов на зарубежные дороги производится в соответствии с Правилами пользования вагонами в международном пассажирском и железнодорожном грузовом сообщении.
Перестановочные пункты обеспечивают перестановку грузовых и пассажирских вагонов с тележек колеи 1520 мм на колею других стран и обратно.
Система технического обслуживания и ремонта вагонов
Система ремонта вагонов предназначена для содержания вагонов в состоянии эксплуатационной надежности и работоспособности. Системой ремонта предусмотрены мероприятия по уходу, осмотру и ремонту вагонов, направленные на восстановление изношенных деталей и узлов, на предупреждение отказов и поддержание вагонов в состоянии постоянной эксплуатационной готовности.
На железных дорогах России разработана и внедрена планово-предупредительная система ремонта, предусматривающая организацию межремонтного технического обслуживания вагонов, при котором наряду с профилактическими мероприятиями (очистка, смазка, регулировка) производится ремонт (замена деталей, устранение повреждений), а также периодическое освидетельствование и ревизия особо ответственных узлов и агрегатов вагонов. Эта система предусматривает следующие виды технического обслуживания и ремонта вагонов:
Периодические деповские и заводские (капитальные) ремонты обеспечивают полное восстановление работоспособности вагонов.
Техническое обслуживание вагонов
Техническое обслуживание вагонов включает в себя технический осмотр, текущий ремонт и подготовку вагонов к перевозкам, периодическое освидетельствование важнейших узлов вагонов (букс автотормозов, автосцепки и др.), а также технический надзор за проходящими поездами в пути следования. Техническое обслуживание вагонов обеспечивается ПТО, для организации работы которых разрабатываются технологические процессы.
Техническое обслуживание грузовых вагонов предусматривает:
Техническое обслуживание вагонов выполняется:
При техническом обслуживании вагонов проверяют:
Что такое вагонное хозяйство
Основное назначение вагонного хозяйства — обеспечение перевозок пассажиров и грузов исправными вагонами, удовлетворяющими требованиям безопасности движения, при наличии необходимых удобств для пассажиров и сохранности перевозимых грузов. Отсюда вытекают и его главные задачи: поддержание в исправном состоянии пассажирских и грузовых вагонов, подготовка их к перевозкам, обслуживание пассажирских поездов и рефрижераторных вагонов в пути следования.
Для бесперебойной эксплуатации вагонного парка и содержания его в исправном состоянии на железных дорогах России установлена четкая система технического обслуживания и ремонта вагонов.
Для грузовых вагонов эта система предусматривает следующее:
Пассажирские вагоны проходят:
Виды технического обслуживания и ремонта вагонов и их периодичность устанавливают в зависимости от пробега, км, или предельно допустимых сроков эксплуатации между ремонтами. Так, например, крытые грузовые вагоны, изготовленные после 1984 г., проходят КР через 13 лет после постройки и через 12 лет — после очередного КР; их подвергают ДР через 3 года после постройки и через 2 года после ДР и КР или пробега 100 тыс. км. Пассажирские вагоны проходят КР-1 через 5 лет, КР-2 — через 20 лет, КВР — не ранее чем через 20 лет; ДР — через 2 года или по достижении 300 тыс. км пробега, ТО-3 — не позднее чем через 6 мес. или по достижении 150 тыс. км пробега.
Для учета пробега грузовых вагонов создана система пономерного слежения за фактическим передвижением их по сети железных дорог.
Ремонт и текущее содержание вагонов обеспечивают вагоноремонтные заводы, а также сооружения и устройства вагонного хозяйства: вагонные депо, пункты подготовки вагонов к перевозкам, пункты технического и контрольно-технического обслуживания, механизированные пункты текущего отцепочного ремонта, специализированные пути для укрупненного ремонта вагонов и контрольные посты. Кроме того, в состав вагонного хозяйства входят вагоноколесные мастерские, контейнерные депо и мастерские, перестановочные пункты, пункты экипировки и технического обслуживания рефрижераторных вагонов, а также ремонтно-экипировочные депо для пассажирских вагонов.
Вагоноремонтные заводы, являющиеся промышленными предприятиями, предназначены для проведения капитального ремонта вагонов, их модернизации, изготовления запасных частей и формирования колесных пар. Заводы, как правило, специализируются на ремонте одного типа вагонов. Их размещают таким образом, чтобы было удобно обслуживать определенные районы сети железных дорог с учетом преобладающего типа вагонов для сокращения затрат времени на пересылку их в ремонт.
Вагонные депо с соответствующими ремонтно-заготовительными цехами, относящиеся к структурным подразделениям вагонного хозяйства железных дорог — филиалов ОАО «РЖД», предназначены для деповского планового и текущего отцепочного ремонта вагонов, изготовления и ремонта запасных частей для пунктов технического обслуживания и безотцепочного ремонта вагонов в пределах участков, прикрепленных к депо. Вагонные депо могут быть грузовыми, пассажирскими и рефрижераторными, а при небольшом объеме ремонта — смешанными (для пассажирских и грузовых вагонов).
В настоящее время часть пассажирских вагонных депо на дорогах подчинена пассажирским службам или компаниям.
Депо имеют следующие основные цехи и отделения: сборочные, колесно-тележечные, механические, автосцепки и автотормозов, роликовых подшипников и букс, малярные, кузнечно-рессорные, деревообрабатывающие, электросварочные и др.
При проектировании и строительстве новых и реконструкции существующих депо стремятся максимально механизировать и автоматизировать производственные процессы. В передовых депо организован ремонт грузовых вагонов на поточно-конвейерных линиях. Весь ремонт, начиная с разборки и кончая сборкой и испытанием, выполняется с помощью механизмов.
В целях повышения производительности труда и сокращения простоя вагонов в ремонте вагонные депо специализируются, как правило, на ремонте вагонов одного-двух типов. Новые депо для грузовых вагонов рассчитаны на ремонт 6—10 тыс. вагонов в год. Они располагаются в основном на сортировочных станциях и в пунктах массовой подготовки вагонов к перевозкам.
Депо, предназначенные для ремонта и содержания пассажирских вагонов, размещают в пунктах, к которым приписано не менее 1000 вагонов.
Пункты подготовки вагонов к перевозкам служат для выполнения текущего ремонта и подготовки вагонов под перевозку грузов, с тем чтобы не было задержки поездов и отцепки вагонов в пути следования и обеспечивалась сохранность перевозимых грузов. Эти пункты размещают в местах массовой погрузки и выгрузки грузов. В зависимости от типа вагонов различают пункты подготовки полувагонов, платформ и цистерн, комплексной подготовки крытых и изотермических вагонов, в также промывочно-пропарочные станции.
Пункты технического обслуживания вагонов (ПТО) размещают на сортировочных, участковых и пассажирских станциях для выявления и устранения технических неисправностей вагонов в формируемых и транзитных поездах и обеспечения максимально возможного их пробега без остановок. Техническое обслуживание осуществляется комплексными бригадами. В состав смен ПТО входят специализированные бригады по ремонту тормозного оборудования.
Пункты контрольно-технического обслуживания вагонов (ПКТО) организуют для выявления и устранения технических неисправностей вагонов, угрожающих безопасности движения, и опробования тормозов. Эти пункты размещают в парках приема сортировочных станций, на участковых станциях, где происходит смена локомотивов или локомотивных бригад, и на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками.
Механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов (МПРВ) располагают на сортировочных станциях или в пунктах массовой погрузки и выгрузки вагонов. На некоторых сортировочных и крупных участковых станциях выделяют специализированные пути для укрупненного ремонта вагонов.
Контрольные посты предназначены для выявления на ходу поезда вагонов с перегретыми буксами и другими неисправностями, угрожающими безопасности движения. Эти посты размещают перед промежуточными станциями, разъездами и обгонными пунктами на участках с интенсивным безостановочным движением поездов.
Вагоноколесные мастерские служат для ремонта колесных пар, а контейнерные депо и мастерские — для планового, текущего и капитального ремонта контейнеров.
Перестановочные пункты предназначены для перестановки вагонов с колеи, имеющей ширину 1520 мм, на колею шириной 1435 мм. Здесь происходит смена тележек: вагоны поднимают на домкратах, затем выкатывают тележки одной колеи и подкатывают тележки другой колеи. Для предупреждения схода тележек на перестановочных путях укладывают контррельсы. Эти пункты размещают на пограничных станциях.
Пункты экипировки и технического обслуживания рефрижераторных вагонов служат для заправки этих вагонов топливом, маслом, водой и хладагентом (фреон, аммиак), а также обеспечения другими материалами.
В пунктах технического обслуживания проводят периодический профилактический осмотр, регулирование аппаратуры и ремонт рефрижераторных вагонов.
Ремонтно-экипировочные депо предназначены для ремонта и экипировки пассажирских вагонов при подготовке их к рейсу (снабжение водой, топливом, постельными принадлежностями, продуктами, наружная и внутренняя уборка с обмывкой и санитарной обработкой). Эти депо располагаются на пассажирских технических станциях в пунктах формирования пассажирских составов и приписки большого числа пассажирских вагонов.
Текущее содержание вагонов
Основное назначение вагонного хозяйства — выполнение перевозок пассажиров и грузов исправными вагонами, отвечающими требованиям безопасности движения и обеспечивающими необходимые удобства для пассажиров и сохранность перевозимых грузов.
3 июля 1933 г. Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР вагонное хозяйство было выделено в самостоятельную отрасль железнодорожного транспорта. В Наркомате путей сообщения было создано Центральное управление вагонного хозяйства.
К основным сооружениям и устройствам вагонного хозяйства относятся: вагонные депо (ВЧД).. пункты подготовки вагонов к перевозкам, пункты технического обслуживания вагонов (НТО), пункты контрольно-технического обслуживания вагонов (ПКТО), механизированные пункты текущего отцепочного ремонта (МПРВ), специализированные пути укрупненного ремонта вагонов, контрольные посты. Кроме того, в состав вагонного хозяйства входят: вагоноколесные мастерские, контейнерные депо, пункты экипировки и технического обслуживания рефрижераторных вагонов, пассажирские технические станции.
Вагоноремонтные заводы предназначены для капитального ремонта вагонов, их модернизации, изготовления запасных частей и формирования колесных пар.
В процессе эксплуатации вагонного парка происходит естественный износ, а также повреждение вагонов. Для восстановления работоспособности вагонов производятся с определенной периодичностью следующие виды работ:
♦ техническое обслуживание — включает в себя комплекс работ для поддержания вагонов в исправности при подготовке к отправлению;
♦ текущий ремонт вагонов — необходим для обеспечения или восстановления их работоспособности, представляет собой замену или восстановление отдельных элементов;
♦ капитальный ремонт — необходим для восстановления их работоспособности путем замены или восстановления ресурса до следующего капитального ремонта вагонных узлов и элементов;
♦ деповский ремонт — необходим для поддержания вагонов в исправном состоянии между капитальными ремонтами.
Для пассажирских вагонов текущий ремонт предусматривает частичное вскрытие кузова, замену электропроводки и т.д. При капитальном ремонте выполняются частичная или полная разборка вагона, замена или восстановление всех частей, общая сборка и проверка.
За последнее время на российских железных дорогах одновременно с ростом объемов перевозочной работы наблюдается старение подвижного состава, снижение его эксплуатационной надежности. Отсутствие систематического обновления парка вагонов привело к его физическому старению. Средний возраст вагона на сети составил около 17 лет, а частота поступления в ремонт в 2000 г. составила 4,11 раза.
К примеру, на железных дорогах США межремонтный пробег вагонов более чем в 5 раз выше, чем на дорогах России.
Это привело к необходимости структурной реформы в вагонном хозяйстве и вообще на железной дороге.
Структурная реформа в вагонном хозяйстве
В процессе реформирования организационной структуры железнодорожного транспорта осуществляется постепенный переход от территориального принципа организации деятельности транспорта к функциональному принципу по видам деятельности:
♦ пассажирские перевозки дальнего следования;
♦ пассажирские перевозки пригородного сообщения;
♦ ремонт подвижного состава и т.д.
На втором этапе реформы основная часть грузовых перевозок будет осуществляться ОАО «РЖД», владеющим инфраструктурой, локомотивами и частью вагонного парка, составляющего к концу второго этапа около 50 % всех вагонов.
Созданы условия для изменения соотношения вагонов в собственности грузовых операторских компаний и ОАО «РЖД», которое произойдет за счет сокращения грузового вагонного парка ОАО «РЖД» по мере его износа и одновременного приобретения грузовыми операторскими компаниями новых грузовых вагонов на заводах, а также вагонов парка ОАО «РЖД», подлежащих капитально-восстановительному ремонту.
На втором этапе пассажирские перевозки дальнего следования выделены из ОАО «РЖД», и на их основе формируется федеральная пассажирская компания, которой принадлежат пассажирские вагоны, локомотивы, депо и ПТО, вокзалы и т.д.
Предприятия по ремонту пассажирских и грузовых вагонов, по производству запасных частей для них и т.п. по мере их реструктуризации и универсализации будут выделяться из ОАО «РЖД» в самостоятельные или дочерние открытые акционерные общества.
На третьем этапе предусматривается переход большей части (60 %) грузовых вагонов в частную собственность. Формируются условия для создания вне ОАО «РЖД» частных пассажирских компаний по обслуживанию принадлежащих муниципальным властям пригородных перевозок со своими вагонами, локомотивами и устройствами технического обслуживания.
Admin добавил 09.06.2011 в 06:52
Вы можете дополнить или изменить данную статью, нажав кнопку Редактор
Вагонное хозяйство
К основным сооружениям и устройствам вагонного хозяйства. обеспечивающим исправное содержание вагонного парка, эксплуатационные расходы которого составляют около 13% всех железнодорожных транспортных издержек, относятся;
вагонное депо, являющееся линейным предприятием, предназначенным для деповского периодического и текущего отцепочного ремонтов вагонов, изготовления и ремонта запасных частей для пунктов технического обслуживания и безотцепочного ремонта вагонов в пределах прикрепленных к депо участков;
пункты подготовки вагонов к перевозкам, которые предназначаются для производства текущего ремонта и подготовки загонов под перевозку грузов, с тем чтобы не допустить задержек поездов и отцепок вагонов в пути следования. Размещаются эти пункты, как правило, в местах массовой погрузки и выгрузки грузов;
пункты технического обслуживания вагонов, которые размещаются на сортировочных и пассажирских станциях для- выявления и устранения технических неисправностей вагонов в формируемых и транзитных поездах и обеспечения максимально возможных пробегов поездов без остановок:
пункты контрольно-технического обслуживания вагонов, которые организуются для выявления и устранения технических неисправностей вагонов, угрожающих безопасности движения, на участковых станциях, где производится смена локомотивов, и станциях, предшествующих перегонам с затяжным спуском:
механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов:
контрольные пункты, которые предназначаются для ремонта и обслуживания автотормозов в поездах:
вагонные мастерские для ремонта колесных пар;
контейнерные депо и мастерские, которые размещаются в районах концентрации контейнеров и предназначаются для текущего и капитального ремонта их;
перестановочные пункты для обеспечения перестановки грузовых и пассажирских вагонов с широкой отечественной колеи на колею другихстран:
пункты экипировки и технического обслуживания рефрижераторных вагонов;
технические станции для экипировки и технического обслуживания пассажирских вагонов при подготовке их в рейс;
резервы проводников и конторы обслуживания с прачечными. которые выполняют работу по обслуживанию пассажирских поездов в рейс.
Деповской и заводской ремонты вагонов производят периодически в соответствии с установленными межремонтными сроками для каждого типа вагонов.
Заводской ремонт вагонов, модернизация их, изготовление запасных частей и формирование колесных пар производятся на вагоноремонтных заводах, которые являются промышленными предприятиями.
Вагоны и вагонное хозяйство
Вагонное хозяйство — это территориально рассредоточенная система линейных предприятий, на которых осуществляется техническое обслуживание и ремонт общего парка вагонов. Инфраструктура ВХ имеет три составляющих: материально-техническая база; система материально-технического снабжения предприятий; информационная база и система управления вагонным хозяйством.
Содержание
Определение
Железнодорожный вагон — несамоходное транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам и эксплуатируемое с локомотивом (исключением являются вагоны-секции пассажирских электро- и дизельных поездов и автомотрисы (в том числе электромотрисы).
Вагон является единицей подвижного состава. Вагон предназначен для перевозки грузов или пассажиров и оборудован всеми необходимыми устройствами для их перевозки и для включения вагона в состав поезда.
Все вагоны независимо от назначения и конструкции состоят из элементов (узлов), общих для вагонов любого типа. К этим элементам относятся ходовые части, кузов, ударно-тяговые приборы и тормозное оборудование.
Общие сведения
Вагонное хозяйство (ВХ) является одной из ведущих отраслей ж.-д. транспорта. Основные фонды вагонного хозяйства (вагоны, здания, сооружения, технологическое оборудование) составляют примерно 15 % всех основных фондов железнодорожного транспорта. Назначение вагонного хозяйства — бесперебойное обеспечение перевозочного процесса исправным и работоспособным подвижным составом. В связи с этим в его задачи входит: своевременное выявление повреждений и отказов вагонных конструкций; техническое обслуживание и текущий ремонт вагонов, находящихся в рейсе; ремонты и ревизии вагонов крупного объема; подготовка вагонов к перевозкам; участие в разработке технических заданий на новые конструкции вагонов и их заказ; модернизация устаревших конструкций и исключение из инвентарного парка отслуживших свой срок. По сети ж. д. руководство вагонным хозяйством осуществляет Департамент вагонного хозяйства, который руководит вагонными службами дорог, в свою очередь, осуществляющими руководство вагонными отделами отделений дорог (2002 г.).
Вагонный парк
История возникновения
Показатели вагонного хозяйства
Формирование вагонного парка и его совершенствование зависят от многих факторов, основные из которых: род, объем и структура перевозимых грузов, тип и мощность локомотивов, техническое состояние железнодорожного пути и искусственных сооружений, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и тип применяемых для этой цели механизмов; масса и скорость движения поездов; дальность перевозок грузов и пассажиров и др. В зависимости от изменения этих факторов вагонный парк ж. д. постоянно видоизменяется и совершенствуется, особенно в условиях рыночных отношений, обеспечивая рентабельные и экономичные перевозки. От технического состояния вагонного парка, соответствия его численности и состава потребностям в перевозках грузов и пассажиров зависят также качество перевозок, своевременность доставки грузов и пассажиров, производительность ж.-д. транспорта и производительность труда на ж. д., т.е. количество перевозок грузов и пассажиров, выполняемых вагоном в единицу времени. Критерием оптимальности структуры вагонного парка является обеспечение условий, необходимых для освоения заданного объема перевозок грузов и пассажиров при минимуме эксплуатационных затрат.
Принципы вагонного хозяйства
Вагонный парк ж. д. России характеризуется многообразием типов и конструкций вагонов, обеспечивающих массовые перевозки пассажиров и удовлетворяющих потребности в транспортировке широкой номенклатуры грузов. При этом к вагонному парку при безусловном соблюдении мер безопасности движения поездов и условий охраны здоровья пассажиров и обслуживающего персонала предъявляются определенные требования: обеспечение комфорта пассажиров; защита ряда грузов от атмосферных влияний; предупреждение повреждаемости хрупких грузов и товаров радиоэлектронной промышленности; сохранение ценных качеств скоропортящихся продуктов питания, перевозимых в рефрижераторных вагонах; приспособленность к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ и т. п.
Классификация вагонов
Вагонный парк магистральных вагонов обладает характеристиками, допускающими его эксплуатацию как на путях железных дорог РЖД, так и на подъездных путях промышленного транспорта. Вагоны промышленного ж.-д. транспорта бывают самоходными и несамоходными и строятся специально для ж. д. открытых горных разработок, горно-обогатительных комбинатов, обслуживания металлургического производства, а также для внешних перевозок до места примыкания таких дорог к магистральным. Ряд вагонов промышленного транспорта может обращаться и на магистральных ж. д., если они удовлетворяют техническим требованиям, предъявляемым к вагонам магистральных дорог. На дорогах промышленного транспорта могут также эксплуатироваться обычные грузовые вагоны магистральных дорог.
В парке грузовых вагонов различают рабочий и инвентарный парки. Рабочий парк состоит из вагонов, находящихся в регулярной эксплуатации по перевозке грузов и пассажиров; в инвентарный парк входят также ремонтируемые и резервные вагоны. Необходимость резерва связана с сезонной неравномерностью перевозок грузов и пассажиров и накоплением вагонов в определенных регионах ж.-д. сети для освоения объема перевозок грузов и пассажиров в этих регионах. Численность вагонов рабочего парка постоянно изменяется и может быть охарактеризована средним числом за календарный отрезок времени (месяц, квартал, год).