Очень часто молодую маму может озадачить невинный вопрос врача-неонатолога, наблюдающего ребенка в роддоме по поводу прививок. Вся сложность заключается в том, что нужно принять правильное решение, от которого зависит будущее здоровье малыша. Причем принять это решение обдуманно, опираясь на рекомендации ВОЗ, советы курирующего ребенка врача, а не «девочки-соседки», подружки, передачи на ТВ.
К сожалению, сейчас модно отказываться от вакцинации, мотивируя это тем, что это бесполезно, что вакцинация не защищает на 100% от инфекции, что она «подрывает» иммунитет ребенка, способствует возникновению хронических заболеваний и многое-многое другое. Давайте же вместе попробуем разобраться, решить и понять, что же это такое, эта «таинственная» вакцинация, для чего она нужна, от чего защищает.
Ребенок, появляясь на свет, обычно имеет иммунитет к некоторым болезням. Это заслуга борющихся с болезнями антител, которые передаются через плаценту от матери к будущему новорожденному. Впоследствии кормящийся грудью младенец постоянно получает дополнительные антитела с грудным молоком. Но такой иммунитет носит только временный характер.
Вакцинация (прививка, иммунизация) — создание искусственного иммунитета к некоторым болезням. Для этого используются относительно безобидные антигены (белковые молекулы), которые являются частью микроорганизмов, вызывающих болезни. Микроорганизмами могут быть вирусы или бактерии.
Вакцинация — одно из самых лучших средств защиты детей против инфекций, которые вызывали серьезные болезни, прежде чем прививки стали доступны. Необоснованная критика вакцинации в прессе была вызвана стремлением журналистов к раздуванию сенсаций из отдельных случаев послевакцинальных осложнений. Да, существуют побочные эффекты свойственны всем лекарственным препаратам, в том числе и вакцинам. Но риск получить осложнение от прививки гораздо ниже, чем риск от последствий инфекционной болезни у детей, не прошедших вакцинацию.
Вакцины стимулируют такой ответ иммунной системы, который имел бы место при реальной инфекции. Иммунная система борется с инфекцией и запоминает микроорганизм, который ее вызвал. Если микроб вновь попадает в организм, выработанный иммунитет эффективно борется с ним. В настоящее время существуют виды вакцин: живые и инактивированные.
Инактивированные вакцины, в свою очередь, делят на:
Представляют собой бактерии или вирусы, инактивированные химическим или физическим воздействием. Примеры: коклюшная (как компонент АКДС и Тетракок), антирабическая, лептоспирозная, гриппозные цельновирионные, вакцины против энцефалита, против гепатита А (Аваксим), инактивированная полиовакцина (Имовакс Полио, или как компонент вакцины Тетракок).
Создаются из антигенных компонентов, извлеченных из микробной клетки. К таким вакцинам относятся: полисахаридные вакцины (Менинго А+С, Акт-ХИБ, Пневмо 23, Тифим Ви), ацеллюлярные коклюшные вакцины.
Для производства этих вакцин применяют рекомбинантную технологию, встраивая генетический материал микроорганизма в дрожжевые клетки, продуцирующие антиген. После культивирования дрожжей из них выделяют нужный антиген, очищают и готовят вакцину. Примером таких вакцин может служить вакцина против гепатита В (Эувакс В).
Живые вакцины изготовляют на основе ослабленных штаммов микроорганизма со стойко закрепленной авирулентностью (безвредностью). Вакцинный штамм, после введения, размножается в организме привитого и вызывает вакцинальный инфекционный процесс и приводит к формированию, как правило, стойкого иммунитета. Примером живых вакцин могут служить вакцины для профилактики краснухи (Рудивакс), кори (Рувакс), полиомиелита (Полио Сэбин Веро), туберкулеза, паротита (Имовакс Орейон).
Эти препараты представляют собой бактериальные токсины, обезвреженные воздействием формалина при повышенной температуре с последующей очисткой и концентрацией.
Доктор, ведущий Вашего ребенка, объяснит и расскажет Вам о том, прививки проводятся детям в рамках национального календаря прививок, который выглядит следующим образом:
Возраст
Наименование прививки
Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка
Вакцинация против гепатита В (ранее не привитых). Вакцинация против краснухи (девочки)
Ревакцинация против кори, паротита однократно привитых
Если же ребенок в силу каких-либо причин начинает прививаться с отступлением от этого графика, то курирующий его педиатр в обязательном порядке готовит ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ план вакцинации.
При вакцинации необходимо соблюдать следующие положения:
Рекомендации
После прививки
Что же касается противопоказаний для вакцинации, как показывает практика, это один из наиболее волнующих родителей вопросов. Поэтому хочется кратко пояснить, что же к ним относится.
Противопоказания к прививкам подразделяются на следующие категории: постоянные (абсолютные) и временные (относительные); а также истинные и ложные.
Постоянные (абсолютные) противопоказания. Встречаются достаточно редко и их частота не превышает 1% от общего числа детей:
4. Беременность. Противопоказаны все живые вакцины Запрет на введение живых вакцин связан не столько с опасностью их тератогенного влияния (предполагаемого лишь теоретически), сколько с возможностью связать с вакцинацией, например, врожденные дефекты новорожденного. Поэтому противопоказания в этой части надо рассматривать, в первую очередь, как средство защиты медицинского работника, проводящего вакцинацию, от возможных обвинений.
Относительные (временные) противопоказания:
1. Острое заболевание. Наиболее распространены ситуации, где дети, которым должна быть сделана плановая прививка, страдают в этот момент острым заболеванием. Общие рекомендации на этот счет говорят, что вакцины должны вводиться через 2 недели после выздоровления. В отдельных случаях интервал может быть укорочен до 1 недели или удлинен в случае тяжелых заболеваний до 4-6 недель. В некоторых случаях, наличие у ребенка легкого заболевания (например, легкий насморк без температуры) не является противопоказанием к применению вакцин, особенно если ребенок часто страдает от инфекций верхних дыхательных путей или аллергическим ринитом. Повышенная температура сама по себе не является противопоказанием к иммунизации.
Однако, если лихорадка или другие проявления указывают на наличие средней тяжести или тяжелого заболевания, ребенка нельзя прививать до полного выздоровления.
В любом случае заключение о тяжести заболевания и возможности вакцинации должен давать врач.
При наличии эпидпоказаний, детей прививают и в момент острого заболевания. Исследования показали, что при таком подходе число реакций и осложнений не повышается. Однако введение вакцины таким детям чревато тем, что возникшее осложнение основного заболевания или его неблагоприятный исход могут быть истолкованы как результат проведенной вакцинации.
2.Обострение хронического заболевания. После обострения хронического заболевания необходимо дождаться полной или частичной ремиссии (через 2-4 недели со специали).
Введение иммуноглобулинов, переливание плазмы, крови. Инактивированные вакцины не взаимодействуют с циркулирующими антителами и поэтому могут применяться одновременно. Обычно одновременно используются антитела и вакцина против гепатита В, бешенства и столбняка.
Живые вакцины содержат цельные живые вирусы, которые для образования иммунитета должны разножаться в организме. Антитела могут мешать этому процессу. Поэтому при совместном использовании иммуноглобулинов (или препаратов крови) и вакцин нужно соблюдать следующие правила: после введения вакцины нужно выждать минимум 2 недели перед введением иммуноглобулина;
после введения иммуноглобулина необходим перерыв минимум 6 недель (желательно 3 месяца) до введения вакцины. Именно это время требуется для разрушения антител. Исключение составляют вакцины против полиомиелита и желтой лихорадки. В случае применения этих вакцин соблюдение каких-либо интервалов между введением иммуноглобулинов или препаратов крови не требуется.
3. Иммуносупрессивная терапия. Вакцинацию живыми вакцинами проводят не ранее, чем через 6 месяцев после окончания курса лечения (при отсутствии других противопоказаний).
Ложные противопоказания к проведению профилактических прививок:
Помимо инфекций, при которых оправдана отсрочка вакцинации до выздоровления, существует большой спектр состояний (таких как перинатальная энцефалопатия, аллергия, анемия), которые являются основными неоправданными причинами задержек проведения вакцинации.
Надеемся, эта статья поможет родителям принять разумное и взвешенное решение о вакцинации ребенка, ведь его здоровье в Ваших руках!
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Алтай, 2006—2015 г.
Все права на материалы, размещенные на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе об авторском праве и смежных правах. При использовании материалов сайта необходима ссылка на источник
Сейчас 657 гостей онлайн
Адрес: 649002, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, проспект Коммунистический, 173
Большинство вакцин безопасны и практически не вызывают побочных эффектов (статистика для каждой конкретной вакцины есть в официальной инструкции). Но побочные эффекты все же могут быть и отличаются интенсивностью.
К легким побочным эффектам относятся субфебрильная температура, а также покраснение и болезненность в месте инъекции в течение двух-трех дней.
Умеренные побочные эффекты встречаются реже. Обычно это сочетание лихорадки, кожной сыпи, боли в суставах или увеличения лимфатических узлов. Эти реакции могут вызывать дискомфорт, но редко бывают опасными для здоровья и проходят сами в течение нескольких дней или недель.
Тяжелые побочные эффекты от введения вакцин возникают редко, но могут иметь более серьезные последствия для организма — выражаться в тяжелой неврологической реакции (например, судорогах) или тяжелых аллергических реакциях (например, анафилаксии). Последние обычно возникают в течение нескольких минут или часов после вакцинации. По статистике, на миллион проведенных вакцин приходится один случай анафилактического шока. Минимизировать возможные побочные эффекты можно, если соблюдать истинные медотводы, а также сроки использования и способ введения вакцины, указанные в инструкции к препарату.
Вакцины могут вводиться в организм несколькими способами. Во-первых, через инъекции: внутримышечные (например, вакцины от гепатита B, коклюша, дифтерии и столбняка) — детям до двух лет в бедро, далее в плечо, — подкожные (от кори, краснухи, ветряной оспы) или внутрикожные (противотуберкулезная вакцина БЦЖ). Во-вторых, существуют оральные вакцины (например, от ротавируса или полиомиелита). Кроме того, есть спреи в нос, защищающие от гриппа, — правда, их применение в настоящий момент ограничено, так как у них много противопоказаний и эти вакцины не зарегистрированы в РФ. Выбор формы вакцины и места ее введения не случаен, а основан на реактогенности и иммуногенности прививки, то есть учитывается безопасность и эффективность при том или ином способе введения препарата. Например, вакцину от ротавируса вводят орально для контакта со слизистой желудочно-кишечного тракта.
Почему не все хотят делать прививки?
Первые антипрививочные настроения появились еще в эпоху вариоляции. В то время против вакцинации агитировали, указывая на вмешательство в божий замысел. Впоследствии распространение иммунизации стали считать посягательством на права человека.
В XX веке одним из аргументов в пользу антипрививочного движения стало наличие в некоторых вакцинах использующегося в качестве консерванта тиомерсала (или мертиолята) — производного ртути. По мере увеличения числа вакцинированных младенцев возникли опасения, что этот консервант может привести к потенциально опасным состояниям. Многих беспокоила возможная связь между введением вакцины, содержащей производное ртути, и развитием аутизма. В результате в 1999 году несколько групп экспертов государственного агентства США рекомендовали в качестве меры предосторожности производить все стандартные детские вакцины без тиомерсала. Но большое количество исследований по всему миру не смогли продемонстрировать причинно-следственную связь между развитием аутизма и вакцинами, содержащими тиомерсал. А результаты последующих исследований показали, что отказ от таких прививок не повлиял на частоту случаев возникновения аутизма.
Однако впоследствии люди, выступающие против вакцинации, вновь пытались связать развитие аутизма с прививками — на сей раз с вакциной от кори, краснухи и паротита (MMR). Но исследование, которое указывало на эту зависимость, имело значительные недостатки. Речь о работе Эндрю Уэйкфилда, опубликованной в 1998 году в журнале The Lancet. Мало того что его исследование имело слишком маленькую выборку (всего 12 детей), так еще автор рекомендовал в своей статье использовать моновакцину от кори — по «случайности» как раз такую он сам запатентовал накануне публикации. Редакция The Lancet отозвала статью Уэйкфилда, затем его лишили права заниматься медицинской деятельностью. А в 2014 году выводы Уэйкфилда опровергли с помощью метаанализа, который обобщил результаты нескольких исследований по этой теме и включал данные по 1 266 327 детям. Его авторы сделали выводы об отсутствии связи между вакцинацией и расстройствами аутистического спектра. Они подтверждаются и «Кокрейновским» обзором, обновленным в 2020 году. В этой работе, основанной на информации о 1 194 764 детях, отмечается, что связь прививки ММR с аутизмом не выявлена.
Таким образом, в настоящее время нет научных доказательств того, что вакцинация увеличивает риск развития аутизма. Аналогичные доводы можно привести в качестве ответа на все антипрививочные мифы, которые сейчас быстро распространяются в соцсетях. Многие родители обеспокоены рисками, связанными с вакцинацией, однако большая часть этих опасений, как правило, основана не на доказательствах, а именно на подобных мифах и дезинформации. Вакцины уже давно являются безопасным и эффективным способом предотвращения болезней. А чтобы получить разрешение на применение у детей, они проходят тщательное тестирование, гарантирующее их безопасность. И в большинстве случаев польза от вакцинации ребенка сильно превосходит любые возможные риски.
Делать или не делать прививки? Каждый из нас имеет право на выбор индивидуального способа защиты себя и своих детей от болезней. Важно, чтобы этот выбор был осознанным — основанном на знании ЧТО и ЗАЧЕМ мы делаем в контексте текущего момента и долгосрочной перспективы.
Вакцины — не пища, вода или воздух, которые необходимы каждому вне зависимости от его состояния. Вакцины — это сильнодействующие лекарственные препараты, у которых обязательно есть свои за и против — показания и противопоказания к конкретному препарату для конкретного человека в конкретный момент времени. О них важно знать! Как тем, кого собираются прививать, так и тем, кто эту процедуру предлагает.
Цель этой статьи — не агитировать за или против прививок, а дать необходимую пищу для размышлений.
Заглянем в прошлое. Изначально вакцины создавались как средство спасения жизни. И не раз такой посыл себя оправдывал. Особенно в 19 – первой половине 20 века. Например, к Луи Пастеру — изобретателю антирабической вакцины (против бешенства), живущему во Франции, стекались укушенные бешеными животными люди из разных стран (в том числе, из России). И те, кто успевали уложиться в двухнедельный срок, выживали благодаря прививке.
Эдвард Дженнер — изобретатель первой в мире вакцины (против оспы), тридцать лет шел к своему первому опыту прививания человека (в том числе, и своего собственного сына!), ведомый желанием спасти жизни людей (от оспы умирало, как минимум, треть зараженных). Причем дошел он до идеи искусственного заражения коровьей оспой как средства противостояния настоящему заболеванию чисто эмпирически (наблюдая за доярками, ставшими невосприимчивыми к оспе человека после перенесения легкой формы аналогичного коровьего недуга), поскольку в то время (в 1796 году) ни об иммунитете, ни, тем более, о вирусах (оспа — вирусная инфекция) еще не было известно.
Альберт Кальмет и Камиль Герен в начале XX века трудились над созданием противотуберкулезной вакцины (названной в их честь БЦЖ — «Бацилла Кальмета-Герена»), с целью защитить детишек, живущих в окружении больных этим страшным недугом, уносившим в то время много жизней.
С XIX–начала XX века вакцины были как профилактическими (например, противооспенная и противотуберкулезная), так и лечебными (например, антирабическая, противостолбнячная). Цель их введения была благая — спасение от тяжелых, смертельно опасных недугов ценой «малой болезни», вызванной попаданием в организм человека ослабленного или убитого возбудителя; его фрагментов или анатоксинов.
Но, уже на заре вакцинопрофилактики результаты были не однозначными. Успех шел рука об руку с неудачей (осложнениями; заболеванием тем недугом, от которого прививали, но в еще более тяжелой форме, вплоть до смертельного исхода). И причина не только в загрязнении вакцин вирулентными штаммами, ведь и в наше время тщательного контроля за чистотой препаратов опасность поствакцинальных осложнений стала ничуть не меньше.
Почему тезис «привит —значит, защищен» в реальности подтверждается не всегда?
Как работают вакцины
1. Что такое вакцины?
Это иммунобиологические препараты, главным действующим началом которых служит измененный возбудитель (ослабленный, убитый, представленный фрагментами или анатоксинами).
2. От чего должны защищать вакцины?
От инфекционного заболевания. В чем его причина? Только ли в попадании в организм соответствующего возбудителя? Конечно, нет. В противном случае заболевали бы все зараженные. Но этого никогда не происходило даже во время страшных эпидемий чумы, холеры, не говоря уже об оспе, туберкулезе, полиомиелите, дифтерии, гриппе и др. Т.е., помимо самого возбудителя ничуть не меньшую роль в давлении на «чашу весов» здоровья-болезни (как в смысле самого факта заболевания, так и способности справиться с недугом) играют внутренние факторы, как врожденные, так и приобретенные. Со второй половины 19 века их стали называть очень знакомым ныне термином — «иммунитет».
Этимологически это слово обозначает «освобождение, избавление от чего-либо». Иммунитет (применительно к рассматриваемым нами инфекциям) — это по сути врожденная или приобретенная способность организма защититься и освободиться от проникших в него возбудителей. Именно эту способность и призвана создать вводимая в организм вакцина.
Теперь мы подошли вплотную к ответу на третий вопрос.
3. Что служит мишенью действия вакцины?
Тот самый «внутренний фактор» — иммунная система, играющий решающую роль в развитии заболевания и его прогнозе, а никак не возбудитель. Последний служит мишенью иного «оружия» в борьбе с инфекциями — антибиотиков или противовирусных препаратов. И если возбудитель более или менее универсален (для конкретной болезни в узком временном диапазоне), то состояние иммунной системы очень индивидуально!
4. Что делает вакцина?
Изменяет состояние иммунной системы с целью обретения ею способности распознавания и уничтожения конкретного возбудителя. Ожидаемый итог — устойчивость/невосприимчивость организма к данной инфекции (на короткий или длительный срок).
Будет ли она сформирована?
Реальный итог прививки зависит не столько от характеристик вакцины, сколько от текущегосостояния иммунной системы (и других систем) конкретного человека. Отсюда такой разброс последствий вакцинации (одними и теми же вакцинами) у разных людей.
5. Отличия естественного иммунитета от поствакцинального
Нельзя сбрасывать со счетов и отличия в формировании естественного и поствакцинального иммунитета. Недаром последний часто именуют «костылями».
Естественный иммунитет (за редкими исключениями инфицирования непосредственно через кровь) формируется в ответ на проникновение возбудителя через естественные границы организма с внешней средой — кожу и слизистые оболочки. В ответ на вторжение запускается каскад реакций распознавания, запоминания возбудителя, выработки защитных мер «здесь и сейчас» и на длительный срок с поэтапным включением клеточных и гуморальных механизмов быстрого и медленного действия. В результате мы имеем стойкую, надежную, чаще всего, пожизненную защиту.
В формировании прививочного иммунитета отсутствуют очень важные стартовые звенья. Почему? Потому что вакцина чаще всего (есть несколько вакцин, которые вводятся через рот или нос) минуют «пограничные заставы», попадая непосредственно в кровь (внутримышечное введение многими считается оптимальным). В результате иммунитет оказывается либо неполноценным, либо краткосрочным, требующим повторных стимуляций.
Итогом искусственной стимуляции иммунной системы может стать ее истощение, ведущее впоследствии к т.н. отсроченным поствакцинальным осложнениям: аллергиям, аутоиммунным недугам, хроническим инфекциям, онкозаболеваниям и пр. Или — к развитию острой, либо хронической формы недуга, от которого прививали.
Естественные инфекции, с которыми знакомится организм ребенка, служат своего рода «тренажером» для его иммунной системы. Например, есть исследования, показавшие, что частые контакты детей с «детсадовскими» респираторными инфекциями снижают риск развития острого лимфобластного лейкоза на 30–40%! Другие ученые доказали, что люди, переболевшие корью в детском возрасте, меньше подвержены онкологическим заболеваниям и ощутимо реже умирают от сердечно-сосудистых недугов.
Еще один важный момент. Представления о том, как возникает естественный и прививочный иммунитет, основаны на познаниях в этой области вчерашнего и сегодняшнего дня. Но есть все основания полагать, что эти знания очень и очень неполны, что процесс формирования защиты намного более сложен и «многомерен».
Эффективность поствакцинальной защиты оценивается количеством образовавшихся в ответ на введение вакцины (антигена) соответствующих антител. Но, есть данные о том, что большое количество антител далеко не всегда защищает их обладателя от инфицирования и тяжелого течения соответствующего недуга. Это, во-первых. А, во-вторых, есть дети (и их немало), не способные к выработке антител к введенному с вакциной антигену. Например, относительно дифтерийного токсина (одного из компонентов поливакцины АКДС) доля таких детей составляет 10–12 процентов.
С другой стороны, люди, от рождения неспособные к производству антител (с т.н. агаммаглобулинэмией; антитела — это молекулы иммуноглобулинов), часто оставались здоровыми при непосредственном контакте с инфекциями и/или способными к формированию стойкого иммунитета в случае перенесения заболевания.
Ответ на вопрос: что лучше — искусственная стимуляция иммунного ответа или естественный процесс его формирования — может быть только индивидуальным.
Особенности иммунной системы у детей
1. Иммунная система новорожденного ребенка НЕ ЗРЕЛАЯ! Ее созревание по длительности совпадает со всем периодом детства.
Но это не означает, что появившийся на свет малыш абсолютно беззащитен перед внешними агрессорами. В первое время его основная защита — это материнские молекулы (иммуноглобулины), переданные малышу внутриутробно и продолжающие поступать в его организм в период грудного вскармливания. Недаром последнее служит самой действенной мерой профилактики болезней для грудных детей.
2. Процесс активного становления иммунной системы ребенка проходит через несколько критических периодов:
«Критическими» эти периоды названы потому, что в это время иммунная система ребенка наиболее чувствительна и способна на непредсказуемые реакции в ответ на попадание в организм чужеродного агента (антигена).
Их сопоставление с календарем прививок (в сети легко найти в свободном доступе) показывает, что многие вакцины (антигены) вводятся в детский организм именно в периоды максимальной уязвимости его системы защиты. Особенно это характерно для прививок в первые часы (вакцина против гепатита В), в первые дни (вакцина против туберкулеза — БЦЖ) и в первые месяцы (вакцина против коклюша, дифтерии, столбняка — АКДС; вакцина против полиомиелита и др.) жизни малыша.
Необходимые условия вакцинации
Повторим, вакцина — это сильнодействующий лекарственный препарат, назначение которого требует наличия веских показаний и, СТРОГО, отсутствия противопоказаний для каждого конкретного человека. Особенно, для ребенка. И втройне особенно, для новорожденного. Большинство тех, кого называют «противниками прививок», выступают вовсе не против самой идеи вакцин, а против их массового, бездумного использования, поскольку многочисленные исследования показали, что такой подход себя не оправдал.
Да, некоторые болезни почти ушли в прошлое (например, оспа). Но лавры победителя в этих случаях готовы разделить с вакцинами ряд иных социальных, санитарно-эпидемиологических и лечебных мероприятий (улучшение качества питания и воды, появление канализации, холодильников и средств личной гигиены; изобретение антибиотиков и др.).
Другие недуги, например, туберкулез, напротив, несмотря на массовую вакцинацию в роддомах (БЦЖ), уверенно отвоевывают отданные было позиции. Настолько уверенно, что в настоящее время в России заболевших туберкулезом в десятки раз больше, чем в странах, где новорожденных детей БЦЖ не прививают.
Почему защита не срабатывает? Возможно, потому что:
Причем риск поствакцинальных осложнений, ведущих к хроническим недугам вплоть до инвалидности и смерти, есть у ВСЕХ детей с иммунодефицитами (а также, ферментопатиями и иными генетическими недугами), а не только у тех, кто конституционально чувствителен к возбудителю туберкулеза.
Выявить подобные проблемы и уберечь детей от беды может только предварительное специальное обследование — генетическийскрининг и определение иммунологического статуса новорожденных. Только на основе его результатов можно принимать индивидуальное решение за и против введения тех или иных вакцин. Проводят ли у нас такое обследование до первой прививки? Как правило, нет.
Генетический (неонатальный) скрининг осуществляется уже после первой вакцинации (как минимум, гепатита В; нередко еще и БЦЖ). Определение иммунного статуса и вовсе не входит в число обязательных обследований новорожденных. Получается, что в роли «скрининга» («отбора, сортировки») детишек с ослабленной иммунной системой выступают сами прививки (которые таким детям однозначно противопоказаны). Результатом становятся тяжелые осложнения.
Именно по этой причине многие врачи и ученые являются противниками массовой вакцинации без предварительного обследования.
Небезопасные компоненты в составе вакцин
Различные консерванты и адъюванты — компоненты, повышающие иммуногенность (способность вызывать иммунный ответ) — еще одно небезопасное «неизвестное» в «уравнении» «привит — значит, защищен».
Производители вакцин аргументируют их безопасность очень малыми дозами данных веществ. Но не устанем повторять: реакция организма на те или иные вещества и зависимость ее выраженности от дозы очень индивидуальна! Недаром даже в календаре прививок от 2019 года указывается категория людей, для которых следует использовать вакцины, не содержащие консерванты. Но к консервантам не относится, например, гидроксид алюминия (есть в составе вакцины против гепатита В, которую вводят внутримышечно в первые сутки жизни ребенка).
В составе той же, массово используемой в роддомах генно-инженерной вакцины против гепатита В, есть еще и дрожжи. Для большинства детишек в них нет ничего опасного. Но есть малыши, у которых велик риск развития сильной аллергической реакции. Проводится ли подобное исследование в первые часы после рождения ребенка?
Комплексные вакцины
Например, КПК — вакцина против кори, паротита и краснухи; пентаксим — против дифтерии, столбняка, коклюша, полиомиелита и гемофильной инфекции.
Их эффективность и безопасность многими учеными и врачами ставится под сомнение по причине следующих наблюдений:
1. В естественных условиях человек никогда не болеет одновременно несколькими инфекциями.
2. Один из компонентов вакцины может спровоцировать формирование неполноценного иммунного ответа на другой ее компонент. Например, «краснушный» компонент комплексной вакцины КПК снижает эффективность противокоревой защиты.
3. Одновременное введение в организм нескольких живых (ослабленных) возбудителей (например, в составе все той же КПК) значительно увеличивает риск осложнений (например, воспалительных поражений кишечника).
Выводы
Задача приведенных выше фактов не в том, чтобы умалить и очернить саму идею прививок, как способа защиты от страданий и смерти. Прививки вполне могут выступать в роли индивидуального лечебного препарата (например, антирабическая или противостолбнячная). Или в роли обоснованно необходимого средства профилактики для здоровых людей, отправляющихся в путешествие (в районы, богатые непривычными для нас инфекциями). Возможны и иные индивидуальные доводы в пользу вакцинации. Тем более, что наука не стоит на месте, и по мере роста наших знаний о работе иммунной системы и совершенствования системы пред и постпрививочного контроля, будут расти эффективность и безопасность новых вакцин.
Цель приведенных выше фактов и размышлений в том, чтобы побудить людей задуматься и обратить особое внимание на следующие моменты:
Да или нет прививкам? Выбор за Вами. Главное, чтобы он был Вашим — осознанным и добровольным!
Рекомендуем к прочтению:
Книги Галины Петровны Червонской:
Галина Петровна Червонская — ученый-вирусолог, доктор наук, разработчик первых серий отечественного варианта вакцины против полиомиелита, сотрудник ведущих научных институтов (в том числе, и ГосНИИ стандартизации и контроля медицинских биологических препаратов им. Л. А. Тарасевича), автор более 100 научных публикаций, методических разработок, утверждённых Минздравом СССР и Федеральным центром Госсанэпиднадзора Минздрава СССР и России. Основной исполнитель двух изобретений (1984, 1986), соавтор трёх монографий и автор четырех монографий.
Ответ: К сожалению, невозможно ответить на этот вопрос, тем более в открытом интернет пространстве, все решается индивидуально исходя из общего состояния организма и наличия хронических заболеваний.
С уважением, Загер К.Л.
Прививки от короны Добрый день.переболела короной в мае 2020. Теперь нас насильно вакцинируют на работе.мы каждые 2 недели сдаем кровь и мазки на работе( уже год) и по результатам вижу что антитела есть.прочитала что у нас в России разработаны 3 вида прививок.какую лучше сделать мне и где? Т.к прививают в основном «спутник» где разрабатывались эти прививки,где можно прочитать состав и противопоказания?
Ответ: К сожалению, мы не владеем такой информацией.
С уважением, Загер К.Л.
Опасно ли вакцинироваться при псориазе? Добрый день! Взрослый сын (50 лет), с двадцати лет страдающий от псориаза, должен сделать прививку от ковида ( требование руководства).У него псориаз не в стадии ремиссии,просто летом и осенью имеют место обострения,с которыми он справляется,используя мази.Гипертония вызвана,наверно,наследственными особенностями организма.Посоветуйте,пожалуйста,как быть с прививкой: делать или отказаться?Она опасна в данной ситуации? С уважением,Т.А. 22.04.2021г.
Ответ: Лучше в данном случае не вакцинироваться, но это сугубо мнение наших врачей и каждый человек решает такие вопросы для себя сам.
С уважением, Загер К.Л.
Приглашаем всех активных, интересных людей, профессионально связанных с медициной