Что такое вальгалла и рагнарек
Рецензия на фильм «Вальгалла. Рагнарёк»: Ликбез по скандинавской мифологии
Фэнтэзийный фильм «Валгалла. Рагнарёк» выходит в российский прокат 30 января 2020 года. Режиссёр: Фенар Ахмад. В ролях: Роланд Мюллер, Дульфи Аль-Джабури и др.
Дочка викингов по имени Рёсква строит из камней загадочные круглые сооружения и просит у богов, чтобы они её обратили в птицу. Однажды молитва девочки была услышана: на огонёк в бедное жилище заглянули могущественные Тор и Локи. Один нарушенный запрет – и Рёсква вместе с братом оказывается в Вальгалле в амплуа бесправных слуг представителей небесной иерархии.
В стане скандинавских богов далеко не всё гладко. Сидевший на цепи исполинский волк Фенрир сбегает и норовит устроить вселенскую катастрофу. Великаны из сопредельного королевства Утгард окончательно распоясались, вызывая богов на бесконечные поединки. По всем приметам близится Рагнарёк – конец света. Раздираемые противоречиями боги не находят ничего лучшего, чем выставить беспомощных детей.
Скандинавский фильм «Вальгалла. Рагнарёк» основан на комиксах по мотивам «Старшей Эдды». Несколько поколений датских детей воспитывалось на рисованных историях на тему древних мифов. Фильм тоже выполняет просветительскую функцию: из него мы, в частности, узнаём, чем так опасен Фенрир, почему столько противоречий между Тором и Локи и зачем нужны смертные небесному воинству.
Экранизации языческих преданий – дело тонкое. Ещё памятна неудача голливудской поделки «Боги Египта», которую критики посчитали фальшивой и надуманной. «Вальгалла. Рагнарёк» тоже поначалу обескураживает излишним сластолюбием богов скандинавского пантеона и их мелочностью. Фильму не хватает динамики, но тут надо понимать, что в нём ухвачен некий переходный момент от политеизма к монотеизму. Ориентирующиеся в истории мировой религии зрители с удивлением найдут сходство скандинавского обряда сохранения костей священного козла с традициями иудейской Пасхи. Есть здесь и подступы к идее богочеловечества…
Но все эти выкладки – для взрослой аудитории. Дети же получат милую безделушку в стиле фэнтези, не перегруженную излишней философией, но обескураживающую традиционными для жанра штампами вроде тёмной силы, творящей благо и игнорирования семейных ценностей ради туманных мечтаний о призрачных мирах.
Любопытно также провести параллели с мультфильмом «Викинг Вик», выходящим с «Вальгаллой. Рагнарёк» в прокат практически одновременно. Если первый рассчитан на несмышлёных малышей, только нащупывающих пределы своих способностей, то второй адресован подросткам, которые уже более-менее определились со своими жизненными приоритетами и теперь встают перед проблемой их отстаивания.
Денис Ступников,InterMedia
«Вальгалла: Рагнарёк»: всё о фильме, отзывы, рецензия
Кадр из фильма «Вальгалла: Рагнарёк»: UGC
«Вальгалла: Рагнарёк» — датский фильм, который критики назвали скандинавским ответом «Марвел». Он основан на популярных комиксах и рассказывает о приключениях скандинавских богов Локи и Тора. Картина вызвала неоднозначную реакцию критиков и зрителей. Расскажем о фильме подробнее.
«Вальгалла: Рагнарёк»: жанр, сюжет
«Вальгалла: Рагнарёк» (2019), смотреть онлайн который зрители могут на специальных ресурсах, фильм в жанре фэнтези, рассказывающий о приключениях двух смертных в мире, населенном богами.
По сюжету к семье викингов вечером приходят боги Асгарда Тор и Локи. Мальчик Тьяльфе во время ужина вызывает недовольство гостей, и они берут его в Асгард. Сестра Ресква отправляется за ним.
Прибыв в обитель богов, Ресква и Тьяльфе узнают, что волк Фенрири сбежал из заточения, а великаны Йотунхейма решили вступить в конфликт с богами Асгарда и приблизить Рагнарёк. Им предстоит помочь богам избежать катастрофы.
«Вальгалла: Рагнарёк»: история создания
Сценарий
Игровую версию мультфильма снял датский режиссер иранского происхождения Фенар Ахмад. Он обладатель восьми профессиональных наград. На IMDb в его фильмографии указаны семь режиссерских и четыре работы в качестве сценариста. В 2017 году фильм Ахмада «Преисподняя» стал лидером датского проката и попал в шорт-лист картин, отобранных представлять Данию на церемонии «Оскар». Для проекта «Вальгалла: Рагнарёк» Ахмад стал и сценаристом, и режиссером.
В описании фильма 1986 года и произведения Ахмада значится, что литературной основой стали комиксы «Вальгалла», которые рисовал художник Питер Мэдсен. Он же был сорежиссером мультфильма 1986 года.
«Вальгалла» — это серия комиксов, которая предлагала юмористический взгляд на скандинавскую мифологию. Она началась с небольшой публикации в 1979 году в газете Politiken. Персонажи и значительная часть сюжета были взяты из «Старшей Эдды». До 2006 года вышло 13 выпусков комиксов. С января 2007 года они стали выходить в онлайн-версии.
Съемки, кастинг
«Вальгалла: Рагнарёк», трейлер который доступен для просмотра с середины 2019 года, является продуктом совместного производства Дании, Исландии, Швеции и Норвегии. Создатели решили обойтись минимумом компьютерных эффектов.
Графику применяли лишь для создания волка Фенрира, радужного моста и еще в нескольких местах. Скандинавские боги в картине — загримированные актеры. Поэтому некоторые критики в шутку называли картину «Марвел на минималках».
Главные роли в картине исполнили Адам Аугуст, Дульфи Аль-Джабути, Роланд Мюллер, Сесилия Лоффредо.
Распространением фильма занималась Nordisk Film — четвертая старейшая кинокомпания в мире, которая непрерывно работает с 1906 года.
В Скандинавии фильм вышел в прокат в октябре 2019 года. Мировая премьера состоялась в начале 2020-го.
Кадр из фильма «Вальгалла: Рагнарёк»: UGC
«Вальгалла: Рагнарёк»: актеры и роли
«Вальгалла: Рагнарёк», актеры которой изображали скандинавских богов, собрала каст из известных актеров:
Роланд Мюллер
Датскому актеру в августе 2019 года исполнилось 47 лет. Он обладатель трех профессиональных наград. В фильмографии Роланда 27 ролей. Согласно информации сайта IMDb, три проекта с участием Мюллера находятся в стадии производства и выйдут в 2020 году.
Первую роль Роланд получил, находясь в заключении в тюрьме Хоренс. Там работала съемочная группа картины «Заключенный R» (2010). Второй режиссер предложил роль харизматичному заключенному. За работу в картине Мюллер получил награду от Датской ассоциации кинокритиков.
В картине «Вальгалла: Рагнарёк» ему досталась роль бога грома Тора.
Дульфи Аль-Джабури
Датский актер родом из Ирака. В Копенгаген приехал в 1996 году. Семья не имела никакого отношения к шоу-бизнесу. Как и у Мюллера, его первой работой в кино стал фильм «Заключенный R» (2010). Дульфи рассказывал, что долго отказывался от роли, так как не хотел ассоциироваться с образами заключенных и таксистов, как это бывает с выходцами с Ближнего Востока.
На 2020 год в фильмографии Аль-Джабури 12 работ. Он известен зрителям по сериалам «Обман» (2019) и «Мост» (2011).
В фильме «Вальгалла: Рагнарёк» Дульфи сыграл роль бога Локи.
«Вальгалла: Рагнарёк»: критика
Фильм «Вальгалла: Рагнарёк», отзывы на который у критиков и зрителей отличаются эмоциональностью, получил 7,2 балла от пользователей IMDb. Оценки на Rotten Tomatoes еще нет.
Отзывы
Те, кто успел посмотреть ленту в хорошем качестве, отметили следующие негативные моменты:
Среди положительных моментов смотревшие фильм выделили:
Кадр из фильма «Вальгалла: Рагнарёк»: UGC
Рецензия
«Вальгалла: Рагнарёк» в кино идет не так долго, чтобы все критики и киноманы смогли высказать свое мнение. Безусловно, фильм не может тягаться с крупнобюджетными картинами «Марвел», а Роланд Мюллер не обладает обаянием Криса Хемсворта. Но работа Ахмада и не претендует на то, чтобы стать блокбастером мирового уровня.
Она пришлась по душе тем, кто ценит старое доброе фэнтези. К тому же европейцам было важно «вернуть» себе богов, присвоенных «Марвел». Для этого необходимо показать свое видение персонажей, оригинальный нарратив, который завоюет умы зрителей.
Комиксы «Вальгалла» ставили цель напомнить молодому поколению о национальной мифологии и базовых для скандинавской культуры текстах «Эдды». Поэтому в них было много юмора. Мэдсен и его соавторы так воздействовали на подрастающее поколение, показав богов интересными и веселыми.
Естественно, возврат к основам маскулинной культуры в мире, пережившем феминизм, в полном объеме невозможен. Поэтому на первый план вышла Ресква, претендующая на статус избранной. Мир изменился, и скандинавского бога Локи сыграл выходец из Ирака. Это также вызвало неоднозначную реакцию зрителей.
Для скромного бюджета фильм снят неплохо: в нем есть продуманный сюжет, персонажи, которые развиваются по мере продвижения повествования, уникальная атмосфера, интересный визуальный ряд. А о других его художественных достоинствах каждый может составить собственное мнение после просмотра.
Кадр из фильма «Вальгалла: Рагнарёк»: UGC
«Вальгалла: Рагнарек» — фильм, снятый датским режиссером Фенаром Ахмадом. Это ремейк мультфильма 1986 года, снятый в игровой форме и с учетом реалий культуры XXI века. Он вызвал неоднозначную реакцию критиков и зрителей.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Что такое Рагнарёк. Вариант конца света.
Рагнарек (Рагнарек, Рагнарок)— термин из германо-скандинавской мифологии. Обозначает гибель богов (судьбу богов) и всего мира, связанную с последней битвой богов с хтоническими чудовищами.
Рагнарёк был предсказан в пророчестве прорицательницы Вёльвы (песнь «Прорицание Вёльвы» в «Старшей Эдде»).
Отличительной особенностью древнескандинавского эпоса от других мифологий в том, что только у скандинавов боги заранее точно знали о своей смерти в Рагнарёке, но эта предопределённость не мешала им жить в обычное время и исполнить заранее определённую роль во время Гарнарёка.
Согласно пророчеству, в день Рагнарёка гигантский волк Фенрир проглотит Солнце, погрузив мир во тьму, а море выйдет из берегов, когда из глубин всплывёт мировой змей Ёрмунганд.
♦♦♦♦♦♦
Одновременно с этим придут огненный великан Сурт с пылающим мечом, который выжжет землю, повелительница загробного царства Хель и бог Локи (традиционно считающийся в скандинавской мифологии коварными, лживым и мстительным) вместе с инеистыми великанами — хримтусами и ётунами. Из Хельхейма приплывает корабль мертвецов Нагльфар, построенный из ногтей мертвецов.
Против них выступят все боги-асы во главе с Одином и все эйнхерии, которых призывает страж богов Хеймдалль, трубя в Гьяллархорн — «громкий рог». Перед битвой Один отправляется к Мимиру, хозяину источника мудрости, испрашивая у него совета.
Один сразится в битве с Фенриром и будет им убит, но сын Одина Видар тут же разорвёт пасть волка (или пронзит его мечом). Тор будет биться со змеем Ёрмунгандом и убьёт его, но и сам падёт от его яда. Бог Фрейр сразится с Суртом и, отдав свой меч слуге Скирниру, погибнет; Хеймдалль — с Локи; Тюр — с псом Гармом. Видя, что ни зло, ни добро не могут победить, великан Сурт соберёт всю убийственную мощь подвластного ему огня и обрушит её на землю, закончив таким образом битву Тьмы и Света.
Однако, за гибелью мира последует его возрождение: выживут и поселятся на месте, где раньше была долина Идаволл (в центре Асгарда) сыновья Одина — Видар и Вали, и сыновья Тора — Магни и Моди, которые унаследуют молот Мьёльнир.
Возвратятся из царства мёртвых и примирятся между собой Бальдр и его убийца — слепой бог Хёд. Выживут, укрывшись в роще Ходдмимир и два человека — Лив и Ливтрасир, которые вновь дадут начало человеческому роду.
Поскольку данный Конец света является мифологическим, то конкретной даты или года у него нет.
Сумерки богов: что такое Рагнарёк и что будет после него
Рассказываю историю скандинавского апокалипсиса, и какую роль в нём сыграл Локи.
Привет, детишки, эта статья является логическим завершением моего цикла рассказов о скандинавской мифологии, почитать о йотунах и драуграх вы можете здесь и здесь соответственно (кликабельно).
Сегодня же я поведаю вам о Рагнарёке — скандинавском апокалипсисе, что уничтожит с лица земли всех богов, чудовищ и людей.
В день, когда роковой зверь высвободится из оков, когда солнце обратится в пепел, когда король огня выйдет из земных недр, и мировой змей всплывёт из морских пучин настанет он, Рагнарёк — последняя битва чудовищ и богов, в которой не будет ни победителей, ни проигравших
Всё началось с давней войны между асами и йотунами, в которой бог хитрости и обмана Локи (который сам по происхождению был йотуном) породил кошмарных тварей, первой из которых была Хель, или же Хелия — королева Хельхейма, царства мёртвых, повелительница мертвецов и покровительница всех драугров. (здесь важно помнить, что Хель не имеет никакого отношения к Вальгалле и павших воинам). Когда настанет час Рагнарёка, она поведёт полчища нежити в последний бой.
Вторым созданием Локи стал Йормунганд — огромный даже по меркам богов змей, что рос с ужасной скоростью. Со временем он стал настолько длинным, что опоясал весь земной шар и вцепился в свой же хвост. Асы отправили это чудище на морское дно, до тех пор, пока не начнётся Рагнарёк. Как и все дети Локи, Йормунганд ненавидел пантеон, но больше всех он ненавидел Тора — бога грома и молний, защитника асов и людей, что отправил его в пучины морей.
Таким же образом появился и Фенрир — известный как «ужасный волк», который также станет одним из символов Рагнарёка. Поначалу маленького волчонка асы оставили в Асгарде, посчитав того недостаточно опасным, чтобы убивать. Со временем волк стал настолько огромным и угрожающим, что кормить его отваживался только Тюр — бог воинской храбрости, дабы обезопасить себя асы решили заковать зверя в волшебную цепь, которую создали гномы из женской бороды, кошачьих шагов, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны. Чтобы заковать чудовище в цепи, Тюру пришлось положить в пасть Фенрира свою руку, в знак отсутствия злых намерений, но когда волк понял, что его пленили, тот одним взмахом челюсти откусил руку бога, сделав того калекой. Согласно пророчеству, когда начнётся Рагнарёк, Фенрир первым высвободится из оков и убьёт Одина.
Йотуны проиграли войну, но навеки прокляли пантеон, уходя в Йотунхейм великаны кричали, что настанет час, и боги будут стёрты с лица Земли вместе с людьми.
Первым признаком приближающегося конца света стал Фимбулвинтер — суровая трёхлетняя зима, после которой петух по имени Фьялар сообщит йотунам о начале Рагнарёка, второй петух полетит в Хельхейм, где поднимет Хелию и её армию мертвецов на последний бой. И наконец третий петух по имени Гуллинкамби полетит в Асгард, где сообщит асам о начале последней битвы.
Услышав о начале Рагнарёка страж богов и мирового древа Хеймдалль подует в золотой рог Гьяллархорн, звук рога будет услышан в Вальгалле — чертоге доблести. Павшие войны ответят на зов и придут к долину Вигрид, где состоится финальная битва.
Почувствовав начало Рагнарёка, ужасный волк Фенрир наконец порвёт свои цепи, и направится в земную темницу, к своему отцу дабы высвободить того из плена.
В это время варги Сколль и Хати пожрут солнце и луну, ознаменовав этим неотвратимость сумерек богов. Увидев это, йотуны — ледяные великаны созывают всю свою огромную армию, среди которых будут Хель и её мёртвое войско, Гарм — ужасный, четырёхглазый пёс, что охраняет вход в Хельхейм.
Сюрт — огненный великан, что поведёт за собой армию себе подобных.
Вся эта огромная армия во главе с Локи отправится на призрачном корабле, состоящем из ногтей и костей мёртвых людей прямиком в долину Вигрид.
Перед роковой битвой Один поросит совета у Мимира — хранителя мудрости, на что тот научит его магической песне, которая придаст богу храбрость в бою.
Услышав начало битвы, Йормунганд вынернет со дна морского, после чего будет сражён Тором, однако тот сам будет сражён ядом змея, и оба они падут как равные друг другу.
В сумеречной битве сразятся все: живые против мёртвых, асы против йотунов, ваны против хтонических чудовищ. Битва будет идти дни и ночи, боги и йотуны будут умирать один за другим, но ей не будет конца.
Увидев, что ни одна сторона не может одержать верх, Сурт в ярости возьмёт всю свою силу, и обрушит на землю обратив всё и всех в пепел, тем самым положив конец сражению и уничтожив всё сущее.
Но за гибелью мира последует его возрождение, всё сущее вновь возродится из пепла подобно фениксу, снова дав начало всему живому, ознаменовав начало новой эры, нового порядка, нового мира.
Таков сказ о Рагнарёке, скандинавском конце света.
Вальгалла: Рагнарёк
Valhalla
Американские кинокомиксы Marvel про Тора и компанию сделали некоторым любителям скандинавской мифологии больно. Скандинавский кинокомикс про Тора и компанию рискует сделать им ещё больнее.
Да, хоть так сразу и не скажешь, в основе «Вальгаллы: Рагнарёка» лежит именно комикс — стартовавший больше 40 лет назад, в 1979-м. Казалось бы, кому как не скандинавам ловко обращаться с собственным культурным наследием? Но увы, тут они отстающие. Одновременно пытающиеся догнать конкурентов и идти своим путём. В марвеловских комиксах Тор появился в 1962-м, в первой экранизации (мультсериале The Marvel Super Heroes) — в 1966-м. Первая экранизация датского комикса тоже оказалась анимационной — полнометражным мультфильмом «Вальгалла» 1986-го. Он был дорогим и амбициозным, стал знаковым для скандинавских подростков — но не сумел окупиться в прокате. И вот спустя десятки лет амбициозность (или желание урвать свой кусок пирога) вновь подняла голову. «Вальгалла: Рагнарёк» — ремейк того самого мультфильма, только более мрачный, масштабный и трендовый. В теории. На практике это неуклюжий монстр Франкенштейна, запутывающийся в собственных ногах, глупо машущий зачем-то пришитой третьей рукой и на редкость скудный в своей «масштабности».
Комиксы и мультфильм рассказали на свой лад миф «Путешествие Тора в Утгард». Фильм эпичности ради добавил в сюжет миф о Рагнарёке и с потолка взятое Великое пророчество об Избранном — ход настолько замшелый, что по нему можно определять, в какой стороне север.
Ну ладно, бедняцкие дети, что с них взять. А как там с могучими и многомудрыми богами? Локи — мелкий пакостник; его уровень — шкодство на уровне третьеклассника, бросающего капитошек с балкона и ворующего яблоки из соседского двора. Локи даже на перебранку не способен — вместо него с богами ругается Тор. Который, кстати, на общем неказистом фоне выглядит ещё более-менее; хотя если не делать скидок на фон, то местный громовержец — довольно-таки заурядный дяденька с седеющей шевелюрой и трудным характером. Так что на юных героев обрушиваются тяготы торовщины — местного аналога дедовщины. Ну а Один вообще ведёт себя так, словно отдал Мимиру не один свой глаз, а оба — и мозг в придачу, так что испить из источника мудрости уже не догадался, а вместо этого побрёл морально разлагаться в Чертогах богов.
Сами Чертоги богов — этакая вписка помятых и бухающих занавесочников. Дом Тора — жалкая комнатушка, где герои спят едва ли не впритык друг к другу, и это вместо мультфильмовых 540 комнат. Утгард населён косплеерами орков, которых лучше бы продолжили звать ётунами, а не превратили магией локализации в великанов: ростом эти «великаны» лишь чуть выше человеческого мальчишки Тьяви. Главный спецэффект, проходящий под именем Фенрир, гармонирует со всем остальным: он отчаянно устаревший.
Словом, это отнюдь не красочные и по-хорошему старомодные похождения Эспена из норвежской киносерии по мотивам норвежских же сказок. Налицо та же разница, что между атмосферным винтажем и запылённым барахлом.
Единственный персонаж, безоговорочно вызывающий симпатию, — немой ётун Кварк. Который только и делает, что помогает героям — в награду получая то презрение, то прямой приказ убираться прочь. Да, Тьяви и Рёсква — очень милые дети. Ту же Рёскву так и тянет сравнить с Тихиро из «Унесённых призраками» — на контрасте: Тихиро согласилась на тяжёлую работу служанкой у ведьмы ради шанса спасти родителей, а Рёсква — наоборот, сбежала от стареющих родителей, оставив их без помощи, и напросилась к богам. Единственное утешение для зрителей — ироничность того, каким для Рёсквы оказался обмен одних обязанностей на другие.
Также могут слегка подсластить пилюлю красивые пейзажи и классические сказочные ходы вроде оживления мёртвого или комбинации магического запрета и нарушения оного. Да и освежить в памяти мифы приятно.
Однако куда заметнее неприятные герои, колченогий сюжет, тотальная бюджетность при заявленной эпичности, скучная постановка. Попытка потягаться с заокеанской Вандербильдихой не удалась.