Что такое вальс музыке определение

Значение слова «вальс»

Что такое вальс музыке определение. Смотреть фото Что такое вальс музыке определение. Смотреть картинку Что такое вальс музыке определение. Картинка про Что такое вальс музыке определение. Фото Что такое вальс музыке определение

1. Танец трехдольного размера, состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар, а также музыка к этому танцу. Кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой. Пушкин, Евгений Онегин. Уля в каком-то мгновенном озарении увидела эту девушку кружащейся в вальсе. Фадеев, Молодая гвардия.

2. Музыкальное произведение с трехдольным размером. Вальс-фантазия Глинки.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах.

ВАЛЬС, а, м. [фр. valse]. 1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. Все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Грбдв. 2. Музыка для этого танца. || Род музыкального произведения с трехдольным ритмом (муз.). В. Шопена.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

вальс

1. парный бальный танец ◆ Танцевали вальс. Под ритмические звуки музыки пары проносились одна за другою, кружась, крепко прижавшись друг к другу. А. Е. Зарин, «Живой мертвец», 1915 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Ирина первый вальс танцевала с братом. И их стройные фигуры, легко и плавно закружившиеся на очистившемся пространстве зала, невольно приковали к себе общее внимание. П. С. Романов, «Русь», 1922 г. (цитата из НКРЯ)

2. музыка для вальса [1], написанная на музыкальный размер 3/4 ◆ Издали долетали звуки музыки, странно и страстно оживляя немую тишину ночи, ― это играли в городском саду какой-то модный вальс. А. И. Эртель, «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги», 1889 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Духовой оркестр играл вальс «На сопках Маньчжурии». А. Н. Толстой, «Хождение по мукам», 1922 г. (цитата из НКРЯ)

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что такое вальс музыке определение. Смотреть фото Что такое вальс музыке определение. Смотреть картинку Что такое вальс музыке определение. Картинка про Что такое вальс музыке определение. Фото Что такое вальс музыке определениеПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: нервический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Вальс

Что такое вальс музыке определение. Смотреть фото Что такое вальс музыке определение. Смотреть картинку Что такое вальс музыке определение. Картинка про Что такое вальс музыке определение. Фото Что такое вальс музыке определение

Е. M. Царёва.

Полезное

Смотреть что такое «Вальс» в других словарях:

вальс — вальс, а … Русский орфографический словарь

вальс — вальс/ … Морфемно-орфографический словарь

вальс — а; м. [франц. valse] 1. Парный бальный танец, характеризующийся трёхдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар; музыка этого танца. Танцевать, исполнять в. Закружиться в вихре вальса. Свадебный в. Вальс бостон. 2.… … Энциклопедический словарь

ВАЛЬС — (франц. valse, от нем. Walzer). Род танца и музыка, написанная для этого танца, медленный (старинный) и скорый, венский. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВАЛЬС немецкий танец, с очень ускоренным… … Словарь иностранных слов русского языка

вальс — valse f. <, нем. Walzer. 1. Парный танец трехдольного размера. Сл. 18.Танцовали и кадрили, и экосезы, и вальцы нет нужды, как: в селе и в Малороссии не льзя требовать Парижских, или Московских зефиров. ММ 4 29. По иностранному мы в вальсах… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

вальс — вальсок, вальсик Словарь русских синонимов. вальс сущ., кол во синонимов: 6 • бостон (6) • в … Словарь синонимов

ВАЛЬС — (французское valse, немецкое Walzer, от walzen кружиться в танце), 3 дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и южно немецкий крестьянский танец ( смотри Лендлер). С начала 19 века один из самых популярных в Европе. Наибольшим… … Современная энциклопедия

ВАЛЬС — ВАЛЬС, вальса, муж. (франц. valse). 1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием.» Грибоедов. 2. Музыка для этого танца. || Род музыкального произведения с трехдольным… … Толковый словарь Ушакова

Вальс — (французское valse, немецкое Walzer, от walzen кружиться в танце), 3 дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и южно немецкий крестьянский танец ( смотри Лендлер). С начала 19 века один из самых популярных в Европе. Наибольшим… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ВАЛЬС — ВАЛЬС, а, муж. Плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. Кружиться в вальсе. | прил. вальсовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Источник

ВАЛЬС

Е. M. Царёва.

Смотреть что такое ВАЛЬС в других словарях:

ВАЛЬС

(Walzer) — немецкий танец. В старинном В. движение музыки было медленнее, чем в новейшем, так называемом венском В. (Wiener Walzer). В. пишется в ¾ или. смотреть

ВАЛЬС

(франц. valse, нем. Walzer, от walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться) парный танец, основанный на плавном кружении, сочетающемся с пост. смотреть

ВАЛЬС

ВАЛЬС

вальс м. 1) Бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар. 2) а) Музыка к такому танцу. б) Музыкальное произведение в размере и характере такого танца, предназначенное обычно для концертного исполнения.

ВАЛЬС

ВАЛЬС

ВАЛЬС

Вальс (Walzer) — немецкий танец. В старинном В. движение музыки было медленнее, чем в новейшем, так называемом венском В. (Wiener Walzer). В. пишется в ¾ или ⅜ такта. Старинный В. был короток и писался в двухколенной форме; каждое колено заключало в себе 8 тактов. Нередко он сопровождался пением. Затем В. получил трехколенную форму, как, например, у Вебера в первом действии «Фрейшютца». Соединялись также два В., из которых второй, поставленный между первым и его повторением, назывался трио и писался в тональности квинтой ниже тональности первого В. Новейший В. получил более обширную форму, состоящую из ряда небольших В., которому предшествует введение. В конце такого В. делается еще кода, или заключение, состоящее из мотивов предшествовавших В. Такой В. развился в Вене при Ланнере, Штраусе, Гунгле, Лумби, Лабицком. В. в старой форме писали: Моцарт, Бетховен (L ä ndler — танец весьма схожий с В.), Франц Шуберт и многие другие. У некоторых композиторов В. получил такую отделку, что перешел из области танцевальной музыки в область концертную, как, например, у Вебера его знаменитое «Aufforderung zum Tanze», у Шопена его многочисленные В., у Глинки «Вальс-фантазия», у Рубинштейна «Вальс-каприз», у Брамса и проч. В. уже давно вошел в балетную музыку. В этой области лучшими композиторами вальсов считаются Делиб, Гуно, Чайковский. Н. Соловьев.

ВАЛЬС

Лит.: Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. Л., 1936; Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX вв. М.; Л., 1948; Ауэрбах Л. Рассказы о Вальсе. М., 1980.

ВАЛЬС

Источник

Что такое вальс музыке определение

Что такое вальс музыке определение. Смотреть фото Что такое вальс музыке определение. Смотреть картинку Что такое вальс музыке определение. Картинка про Что такое вальс музыке определение. Фото Что такое вальс музыке определение

франц. valse, от нем. Walzer, от walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero

Парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространённых бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной музыке европейских стран. Музыкальный размер трёхдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый.

Название «вальс» появилось в 70-х гг. 18 в. как обозначение народного крестьянского танца некоторых областей Южной Германии и Австрии (то же что лендлер, или «немецкий танец»).

С проникновением в город (прежде всего в Вену) танцевальные движения и музыка вальса становятся более плавными, темп — более быстрым, определяется яркий акцент на первой доле такта, ритмическая формула

Что такое вальс музыке определение. Смотреть фото Что такое вальс музыке определение. Смотреть картинку Что такое вальс музыке определение. Картинка про Что такое вальс музыке определение. Фото Что такое вальс музыке определение

С начала 19 века вальс — самый популярный во всех слоях европейского общества танец. Развитие вальса особенно интенсивно проходило в Вене. Расцвет венского вальса связан с творчеством Й. Ланнера, И. Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и в особенности Иоганна, прозванного «королём вальса». И. Штраус-сын развил излюбленную вальсовую форму своего отца и Ланнера, состоявшую обычно из 5 вальсов. («Walzerkette» — «цепь вальсов») с интродукцией и кодой, обогатил вальс со стороны ритмики, гармонии, инструментовки. Для вальсов И. Штрауса характерно небольшое укорочение первой доли при исполнении, постепенное ускорение темпа при переходе от интродукции к собственно вальсу. Наиболее известны его вальсы: «Прекрасный голубой Дунай», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса». Кроме венского вальса, были распространены различные варианты французского вальса, состоявшего из трёх частей различного темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8. Широко популярны вальсы французского композитора Э. Вальдтейфеля. В 20 веке появляется новый вид вальса — вальс-бостон, пришедший в Европу из Северной Америки в 20-х гг. (назывался также английский вальс, медленный вальс, см. Бостон).

Ранний вальс, мало отличавшийся от лендлера, или «немецкого танца», нашёл претворение в музыке венских классиков (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). Ф. Шуберт, импровизировавший свои вальсы во время танцев, дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая вальсы в лирическую миниатюру. Форма шубертовских вальсов — простая двухчастная или (реже) трёхчастная — типична для ранних вальсов. Такие вальсы часто объединялись в серии, сюиты. Традиции Шуберта в области вальса были продолжены Р. Шуманом («Бабочки» и «Карнавал» для фортепиано) и И. Брамсом (16 вальсов для фортепиано в 4 или 2 руки, ор. 39, «Вальсы любви» и «Новые вальсы любви» для вокального квартета, а также для фортепиано в 4 руки).

Тенденция к превращению вальса в крупное концертное инструментальное произведение, заметная уже в вальсах И. Н. Гуммеля («Танцы для зала Аполлона» для фортепиано — с трио, репризой и кодой, ор. 31, 1808), впервые находит полное выражение в «Приглашении к танцу» К. M. Вебера (1819). Преодолевая сюитность, Вебер на основе вальса создаёт развёрнутую пьесу с интродукцией и кодой, проникнутую единой поэтической идеей. Эта тенденция нашла отражение и в венских вальсах И. Штрауса-сына. Вальсы Ф. Шопена, Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтической музыки, сочетая в себе лирико-поэтическую выразительность с элегантностью и блеском, иногда виртуозностью.

Вальс проникает во многие виды инструментальной и вокальной музыки. В симфонии он иногда занимает место менуэта («Фантастическая симфония» Берлиоза, Пятая симфония Чайковского). В опере, помимо массовых танцевальных сцен («Фауст», «Евгений Онегин»), вальс используется как основа сольных вокальных эпизодов («Ромео и Джульетта» Гуно, «Травиата» Верди, «Богема» Пуччини и др.). Вальс широко применяется в балетах (Л. Делиб, П. И. Чайковский), в оперетте, особенно венской (И. Штраус-сын), позднее в музыке для кино.

Характерные черты вальса — лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой обнаруживаются во многих темах произведений композиторов 19 века (Ф. Шопена, И. Брамса, Дж. Верди, П. И. Чайковского и др.). Такие темы позволяют говорить о вальсовости как их жанровом признаке.

Жанр вальса получил развитие во многих национальных музыкальных школах (вальсы Э. Грига для фортепиано, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса и др.); особое значение он приобрёл в русской музыке — от ранних опытов любительского и бытового музицирования (вальс А. С. Грибоедова для фортепиано, русский бытовой романс) до классических образцов поэтически обогащенного симфонического и концертного вальса (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов).

В симфоническом творчестве П. И. Чайковского вальс служит обобщённым поэтизированным выражением представлений о красоте, ценности жизни. Эта традиция развивается в вальсах С. С. Прокофьева («Пушкинские» вальсы, опера «Война и мир», балет «Золушка» и др.).

В музыке 20 века жанр вальса иногда используется для воссоздания атмосферы прошлого — с оттенком идиллии, любования или же в юмористическом, ироническом, гротесковом преломлении (Г. Малер). К типу вальсов Штрауса возвращаются Р. Штраус (опера «Кавалер роз»), М. Равель (хореографическая поэма «Вальс», представляющая собой образец драматизации жанра). К пародийному использованию вальса прибегают И. Ф. Стравинский («Петрушка», «История солдата»), А. Берг («Воццек»), Д. Д. Шостакович («Катерина Измайлова»).

Литература: Друскин М., Очерки по истории танцевальной музыки, Л., 1936; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI—XIX веков, Л.-М., 1948.

Источник

ВАЛЬС

Том 4. Москва, 2006, стр. 557-558

Скопировать библиографическую ссылку:

ВАЛЬС (франц. valse, от нем. Walzer, от walzen – кру­жить­ся в тан­це), пар­ный та­нец, ос­но­ван­ный на плав­ном кру­же­нии в со­че­та­нии с по­сту­па­тель­ным дви­же­ни­ем; муз. жанр. Темп уме­рен­но бы­ст­рый, муз. раз­мер обыч­но 3 4. Гар­мо­ния в пре­де­лах так­та, как пра­ви­ло, не ме­ня­ет­ся, от­сю­да ха­рак­тер­ный ак­ком­па­не­мент: ба­со­вый звук на силь­ной до­ле и 2 оди­на­ко­вых ак­кор­да на сла­бых до­лях. Так­ты лег­ко груп­пи­ру­ют­ся по 2, ино­гда по 4. Ро­ди­на В. – Юж. Гер­ма­ния и Ав­ст­рия, где в 1770-х гг. сло­вом «В.» ста­ли на­зы­вать кре­сть­ян­ский та­нец (см. Ленд­лер ). В нач. 19 в. В. при­об­рёл по­пу­ляр­ность в раз­ных стра­нах и во всех сло­ях об­ще­ст­ва. По­сте­пен­но тан­це­валь­ные дви­же­ния и му­зы­ка В. ста­ли бо­лее плав­ны­ми, темп – бо­лее бы­ст­рым. Ран­ний В., ма­ло от­ли­чав­ший­ся от ленд­ле­ра, на­шёл пре­тво­ре­ние в му­зы­ке Й. Гайд­на, В. А. Мо­цар­та, Л. ван Бет­хо­ве­на. Пре­вра­ще­нию В. в круп­ное кон­церт­ное про­из­ве­де­ние спо­соб­ст­во­ва­ли И. Н. Гум­мель, К. М. Ве­бер (фп. рон­до «При­гла­ше­ние к тан­цу»). Ф. Шу­берт соз­да­вал це­лые се­рии ли­рич. В.-ми­ниа­тюр, им­про­ви­зи­руя на фп. во вре­мя ве­че­ри­нок. Тра­ди­ции Шу­бер­та раз­ви­ва­ли Р. Шу­ман (по­эти­за­ция жан­ра в фп. цик­лах «Ба­боч­ки» и «Кар­на­вал»), И. Брамс (16 фп. валь­сов op. 39, «Валь­сы – пес­ни люб­ви» и «Но­вые валь­сы – пес­ни люб­ви» для во­каль­но­го квар­те­та и 2 фп., а так­же для фп. в 4 ру­ки). Про­ник­нув в сим­фо­нию, В. стал ли­рич. эк­ви­ва­лен­том скер­цо (Фан­та­сти­че­ская сим­фо­ния Г. Бер­лио­за, 5-я сим­фо­ния П. И. Чай­ков­ско­го). К по­эм­ным жан­рам ро­ман­тич. му­зы­ки при­бли­жа­ют­ся В.-фан­та­зия М. И. Глин­ки, фп. валь­сы Ф. Шо­пе­на, Ф. Лис­та. При­зна­ки В. (ли­ризм, изя­ще­ст­во в со­че­та­нии с ти­пич­ной тан­це­валь­ной фор­му­лой) об­на­ру­жи­ва­ют­ся во мн. про­из­ве­де­ни­ях ком­по­зи­то­ров 19 в. (час­то без жан­ро­во­го обо­зна­че­ния «В.»). Вы­даю­щие­ся об­раз­цы жан­ра в 20 в. – «Гру­ст­ный вальс» Я. Си­бе­лиу­са, фп. цикл «Бла­го­род­ные и сен­ти­мен­таль­ные валь­сы» и хо­рео­гра­фич. по­эма «Вальс» М. Ра­веля. В опе­ре, по­ми­мо мас­со­вых тан­це­валь­ных сцен («Фа­уст» Ш. Гу­но, «Ев­ге­ний Оне­гин» Чай­ков­ско­го), В. ис­поль­зу­ет­ся и как ос­но­ва соль­ных во­каль­ных но­ме­ров (валь­сы Джуль­ет­ты в «Ро­мео и Джуль­ет­те» Гу­но, Мю­зет­ты в «Бо­ге­ме» Дж. Пуч­чи­ни). Ши­ро­ко при­ме­ня­ет­ся в ба­ле­те (Л. Де­либ, П. И. Чай­ков­ский, А. К. Гла­зу­нов, С. С. Про­кофь­ев), опе­рет­те, те­ат­раль­ной му­зы­ке, в 20 в. так­же в мю­зик­ле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *