Что такое вальс музыке определение
Значение слова «вальс»
1. Танец трехдольного размера, состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар, а также музыка к этому танцу. Кружится вальса вихорь шумный; Чета мелькает за четой. Пушкин, Евгений Онегин. Уля в каком-то мгновенном озарении увидела эту девушку кружащейся в вальсе. Фадеев, Молодая гвардия.
2. Музыкальное произведение с трехдольным размером. Вальс-фантазия Глинки.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Впервые вальс стал популярен в Вене в 80-х годах XVIII века, в последующие годы распространившись во многие страны. Вальс, особенно с закрытыми позициями, стал образцом для создания многих других бальных танцев. Позже были созданы многие разновидности вальса. В основном танцевали на балах.
ВАЛЬС, а, м. [фр. valse]. 1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. Все в вальсе кружатся с величайшим усердием. Грбдв. 2. Музыка для этого танца. || Род музыкального произведения с трехдольным ритмом (муз.). В. Шопена.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
вальс
1. парный бальный танец ◆ Танцевали вальс. Под ритмические звуки музыки пары проносились одна за другою, кружась, крепко прижавшись друг к другу. А. Е. Зарин, «Живой мертвец», 1915 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Ирина первый вальс танцевала с братом. И их стройные фигуры, легко и плавно закружившиеся на очистившемся пространстве зала, невольно приковали к себе общее внимание. П. С. Романов, «Русь», 1922 г. (цитата из НКРЯ)
2. музыка для вальса [1], написанная на музыкальный размер 3/4 ◆ Издали долетали звуки музыки, странно и страстно оживляя немую тишину ночи, ― это играли в городском саду какой-то модный вальс. А. И. Эртель, «Гарденины, их дворня, приверженцы и враги», 1889 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Духовой оркестр играл вальс «На сопках Маньчжурии». А. Н. Толстой, «Хождение по мукам», 1922 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: нервический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Вальс
Е. M. Царёва.
Полезное
Смотреть что такое «Вальс» в других словарях:
вальс — вальс, а … Русский орфографический словарь
вальс — вальс/ … Морфемно-орфографический словарь
вальс — а; м. [франц. valse] 1. Парный бальный танец, характеризующийся трёхдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар; музыка этого танца. Танцевать, исполнять в. Закружиться в вихре вальса. Свадебный в. Вальс бостон. 2.… … Энциклопедический словарь
ВАЛЬС — (франц. valse, от нем. Walzer). Род танца и музыка, написанная для этого танца, медленный (старинный) и скорый, венский. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ВАЛЬС немецкий танец, с очень ускоренным… … Словарь иностранных слов русского языка
вальс — valse f. <, нем. Walzer. 1. Парный танец трехдольного размера. Сл. 18.Танцовали и кадрили, и экосезы, и вальцы нет нужды, как: в селе и в Малороссии не льзя требовать Парижских, или Московских зефиров. ММ 4 29. По иностранному мы в вальсах… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
вальс — вальсок, вальсик Словарь русских синонимов. вальс сущ., кол во синонимов: 6 • бостон (6) • в … Словарь синонимов
ВАЛЬС — (французское valse, немецкое Walzer, от walzen кружиться в танце), 3 дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и южно немецкий крестьянский танец ( смотри Лендлер). С начала 19 века один из самых популярных в Европе. Наибольшим… … Современная энциклопедия
ВАЛЬС — ВАЛЬС, вальса, муж. (франц. valse). 1. Танец с трехдольным ритмом, состоящий в плавном поступательном кружении. «Все в вальсе кружатся с величайшим усердием.» Грибоедов. 2. Музыка для этого танца. || Род музыкального произведения с трехдольным… … Толковый словарь Ушакова
Вальс — (французское valse, немецкое Walzer, от walzen кружиться в танце), 3 дольный парный бальный танец. В конце 18 века австрийский и южно немецкий крестьянский танец ( смотри Лендлер). С начала 19 века один из самых популярных в Европе. Наибольшим… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ВАЛЬС — ВАЛЬС, а, муж. Плавный парный бальный танец, а также музыка в ритме этого танца. Кружиться в вальсе. | прил. вальсовый, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ВАЛЬС
Е. M. Царёва.
Смотреть что такое ВАЛЬС в других словарях:
ВАЛЬС
(Walzer) — немецкий танец. В старинном В. движение музыки было медленнее, чем в новейшем, так называемом венском В. (Wiener Walzer). В. пишется в ¾ или. смотреть
ВАЛЬС
(франц. valse, нем. Walzer, от walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться) парный танец, основанный на плавном кружении, сочетающемся с пост. смотреть
ВАЛЬС
ВАЛЬС
вальс м. 1) Бальный танец, характеризующийся трехдольным ритмом и состоящий в поступательном движении плавно кружащихся пар. 2) а) Музыка к такому танцу. б) Музыкальное произведение в размере и характере такого танца, предназначенное обычно для концертного исполнения.
ВАЛЬС
ВАЛЬС
ВАЛЬС
Вальс (Walzer) — немецкий танец. В старинном В. движение музыки было медленнее, чем в новейшем, так называемом венском В. (Wiener Walzer). В. пишется в ¾ или ⅜ такта. Старинный В. был короток и писался в двухколенной форме; каждое колено заключало в себе 8 тактов. Нередко он сопровождался пением. Затем В. получил трехколенную форму, как, например, у Вебера в первом действии «Фрейшютца». Соединялись также два В., из которых второй, поставленный между первым и его повторением, назывался трио и писался в тональности квинтой ниже тональности первого В. Новейший В. получил более обширную форму, состоящую из ряда небольших В., которому предшествует введение. В конце такого В. делается еще кода, или заключение, состоящее из мотивов предшествовавших В. Такой В. развился в Вене при Ланнере, Штраусе, Гунгле, Лумби, Лабицком. В. в старой форме писали: Моцарт, Бетховен (L ä ndler — танец весьма схожий с В.), Франц Шуберт и многие другие. У некоторых композиторов В. получил такую отделку, что перешел из области танцевальной музыки в область концертную, как, например, у Вебера его знаменитое «Aufforderung zum Tanze», у Шопена его многочисленные В., у Глинки «Вальс-фантазия», у Рубинштейна «Вальс-каприз», у Брамса и проч. В. уже давно вошел в балетную музыку. В этой области лучшими композиторами вальсов считаются Делиб, Гуно, Чайковский. Н. Соловьев.
ВАЛЬС
Лит.: Друскин М. Очерки по истории танцевальной музыки. Л., 1936; Ивановский Н. П. Бальный танец XVI-XIX вв. М.; Л., 1948; Ауэрбах Л. Рассказы о Вальсе. М., 1980.
ВАЛЬС
Что такое вальс музыке определение
франц. valse, от нем. Walzer, от walzen — выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero
Парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространённых бытовых музыкальных жанров, прочно утвердившийся в профессиональной музыке европейских стран. Музыкальный размер трёхдольный (3/4, 3/8, 6/8). Темп умеренно-быстрый.
Название «вальс» появилось в 70-х гг. 18 в. как обозначение народного крестьянского танца некоторых областей Южной Германии и Австрии (то же что лендлер, или «немецкий танец»).
С проникновением в город (прежде всего в Вену) танцевальные движения и музыка вальса становятся более плавными, темп — более быстрым, определяется яркий акцент на первой доле такта, ритмическая формула
С начала 19 века вальс — самый популярный во всех слоях европейского общества танец. Развитие вальса особенно интенсивно проходило в Вене. Расцвет венского вальса связан с творчеством Й. Ланнера, И. Штрауса-отца, а позднее его сыновей Йозефа и в особенности Иоганна, прозванного «королём вальса». И. Штраус-сын развил излюбленную вальсовую форму своего отца и Ланнера, состоявшую обычно из 5 вальсов. («Walzerkette» — «цепь вальсов») с интродукцией и кодой, обогатил вальс со стороны ритмики, гармонии, инструментовки. Для вальсов И. Штрауса характерно небольшое укорочение первой доли при исполнении, постепенное ускорение темпа при переходе от интродукции к собственно вальсу. Наиболее известны его вальсы: «Прекрасный голубой Дунай», «Сказки Венского леса», «Весенние голоса». Кроме венского вальса, были распространены различные варианты французского вальса, состоявшего из трёх частей различного темпа и в размере не только 3/4, но и 3/8, 6/8. Широко популярны вальсы французского композитора Э. Вальдтейфеля. В 20 веке появляется новый вид вальса — вальс-бостон, пришедший в Европу из Северной Америки в 20-х гг. (назывался также английский вальс, медленный вальс, см. Бостон).
Ранний вальс, мало отличавшийся от лендлера, или «немецкого танца», нашёл претворение в музыке венских классиков (Й. Гайдн, В. А. Моцарт, Л. Бетховен). Ф. Шуберт, импровизировавший свои вальсы во время танцев, дал первые образцы поэтизации жанра, нередко превращая вальсы в лирическую миниатюру. Форма шубертовских вальсов — простая двухчастная или (реже) трёхчастная — типична для ранних вальсов. Такие вальсы часто объединялись в серии, сюиты. Традиции Шуберта в области вальса были продолжены Р. Шуманом («Бабочки» и «Карнавал» для фортепиано) и И. Брамсом (16 вальсов для фортепиано в 4 или 2 руки, ор. 39, «Вальсы любви» и «Новые вальсы любви» для вокального квартета, а также для фортепиано в 4 руки).
Тенденция к превращению вальса в крупное концертное инструментальное произведение, заметная уже в вальсах И. Н. Гуммеля («Танцы для зала Аполлона» для фортепиано — с трио, репризой и кодой, ор. 31, 1808), впервые находит полное выражение в «Приглашении к танцу» К. M. Вебера (1819). Преодолевая сюитность, Вебер на основе вальса создаёт развёрнутую пьесу с интродукцией и кодой, проникнутую единой поэтической идеей. Эта тенденция нашла отражение и в венских вальсах И. Штрауса-сына. Вальсы Ф. Шопена, Ф. Листа приближаются к поэмным жанрам романтической музыки, сочетая в себе лирико-поэтическую выразительность с элегантностью и блеском, иногда виртуозностью.
Вальс проникает во многие виды инструментальной и вокальной музыки. В симфонии он иногда занимает место менуэта («Фантастическая симфония» Берлиоза, Пятая симфония Чайковского). В опере, помимо массовых танцевальных сцен («Фауст», «Евгений Онегин»), вальс используется как основа сольных вокальных эпизодов («Ромео и Джульетта» Гуно, «Травиата» Верди, «Богема» Пуччини и др.). Вальс широко применяется в балетах (Л. Делиб, П. И. Чайковский), в оперетте, особенно венской (И. Штраус-сын), позднее в музыке для кино.
Характерные черты вальса — лиризм, изящество, пластичность в сочетании с типичной ритмической формулой обнаруживаются во многих темах произведений композиторов 19 века (Ф. Шопена, И. Брамса, Дж. Верди, П. И. Чайковского и др.). Такие темы позволяют говорить о вальсовости как их жанровом признаке.
Жанр вальса получил развитие во многих национальных музыкальных школах (вальсы Э. Грига для фортепиано, «Грустный вальс» Я. Сибелиуса и др.); особое значение он приобрёл в русской музыке — от ранних опытов любительского и бытового музицирования (вальс А. С. Грибоедова для фортепиано, русский бытовой романс) до классических образцов поэтически обогащенного симфонического и концертного вальса (М. И. Глинка, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов).
В симфоническом творчестве П. И. Чайковского вальс служит обобщённым поэтизированным выражением представлений о красоте, ценности жизни. Эта традиция развивается в вальсах С. С. Прокофьева («Пушкинские» вальсы, опера «Война и мир», балет «Золушка» и др.).
В музыке 20 века жанр вальса иногда используется для воссоздания атмосферы прошлого — с оттенком идиллии, любования или же в юмористическом, ироническом, гротесковом преломлении (Г. Малер). К типу вальсов Штрауса возвращаются Р. Штраус (опера «Кавалер роз»), М. Равель (хореографическая поэма «Вальс», представляющая собой образец драматизации жанра). К пародийному использованию вальса прибегают И. Ф. Стравинский («Петрушка», «История солдата»), А. Берг («Воццек»), Д. Д. Шостакович («Катерина Измайлова»).
Литература: Друскин М., Очерки по истории танцевальной музыки, Л., 1936; Ивановский Н. П., Бальный танец XVI—XIX веков, Л.-М., 1948.
ВАЛЬС
Том 4. Москва, 2006, стр. 557-558
Скопировать библиографическую ссылку:
ВАЛЬС (франц. valse, от нем. Walzer, от walzen – кружиться в танце), парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; муз. жанр. Темп умеренно быстрый, муз. размер обычно 3 4. Гармония в пределах такта, как правило, не меняется, отсюда характерный аккомпанемент: басовый звук на сильной доле и 2 одинаковых аккорда на слабых долях. Такты легко группируются по 2, иногда по 4. Родина В. – Юж. Германия и Австрия, где в 1770-х гг. словом «В.» стали называть крестьянский танец (см. Лендлер ). В нач. 19 в. В. приобрёл популярность в разных странах и во всех слоях общества. Постепенно танцевальные движения и музыка В. стали более плавными, темп – более быстрым. Ранний В., мало отличавшийся от лендлера, нашёл претворение в музыке Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена. Превращению В. в крупное концертное произведение способствовали И. Н. Гуммель, К. М. Вебер (фп. рондо «Приглашение к танцу»). Ф. Шуберт создавал целые серии лирич. В.-миниатюр, импровизируя на фп. во время вечеринок. Традиции Шуберта развивали Р. Шуман (поэтизация жанра в фп. циклах «Бабочки» и «Карнавал»), И. Брамс (16 фп. вальсов op. 39, «Вальсы – песни любви» и «Новые вальсы – песни любви» для вокального квартета и 2 фп., а также для фп. в 4 руки). Проникнув в симфонию, В. стал лирич. эквивалентом скерцо (Фантастическая симфония Г. Берлиоза, 5-я симфония П. И. Чайковского). К поэмным жанрам романтич. музыки приближаются В.-фантазия М. И. Глинки, фп. вальсы Ф. Шопена, Ф. Листа. Признаки В. (лиризм, изящество в сочетании с типичной танцевальной формулой) обнаруживаются во мн. произведениях композиторов 19 в. (часто без жанрового обозначения «В.»). Выдающиеся образцы жанра в 20 в. – «Грустный вальс» Я. Сибелиуса, фп. цикл «Благородные и сентиментальные вальсы» и хореографич. поэма «Вальс» М. Равеля. В опере, помимо массовых танцевальных сцен («Фауст» Ш. Гуно, «Евгений Онегин» Чайковского), В. используется и как основа сольных вокальных номеров (вальсы Джульетты в «Ромео и Джульетте» Гуно, Мюзетты в «Богеме» Дж. Пуччини). Широко применяется в балете (Л. Делиб, П. И. Чайковский, А. К. Глазунов, С. С. Прокофьев), оперетте, театральной музыке, в 20 в. также в мюзикле.