Что такое ванильное исследования
Ванильные метрики: как мы обманываем себя, руководство и клиентов
База подписчиков 50 000 человек, 10 000 посетителей сайта, 700 скачиваний приложения, 500 лайков на фейсбуке, 300 фоловеров в твиттере — красиво звучит, правда? Эти цифры мы вставляем в отчет руководству, показываем в презентациях клиентам и всегда получаем восторженные отклики. Например, «У меня 14 000 просмотров статьи на Мегамозге». Толпа дружно говорит: «Вау, ты крутой». Но что в итоге дают эти цифры? Каков конечный результат? Поговорим об этом?
Часто мы при анализе своей деятельности используем следующие показатели:
• количество зарегистрированных пользователей;
• размер группы и число последователей в социальных сетях;
• количество скачиваний вашего приложения в Google Play или Apple Store;
• размер email базы;
• количество просмотров сайта;
• время, проведенное пользователем на сайте.
Это так называемые «ванильные метрики». В это понятие включают любые не объективные показатели, как правило это большие красивые цифры, но по ним нельзя судить о качестве результата и вообще о наличии результата как такового. В презентациях такие графики этих показателей имеют вид хоккейной клюшки =)
С ванильными метриками сталкиваюсь каждый день, многие не понимают, что таким образом нельзя оценивать работу.
Несмотря на то, что эти метрики, откровенно говоря, бестолковые, не стоит от них отказываться. Есть области, где эти метрики успешно используются, но как правило не от хорошей жизни:
1) Продажи.
Нам необходимо убедить покупателя в том, что у нас супернадежная компания с высокими показателями. Вот тут идут в ход разнообразные ванильные метрики и рейтинги и рекомендации различных боянокомпаний, ассоциаций и объединений.
Когда я работал в одной сетевой компании для формирования успешного образа мы к этим метрикам добавляли еще рейтинги высокие рейтинги консалтинговых компаний, о которых мало кто когда-нибудь слышал, но эта цифры, за которые можно ухватиться.
«Наша компания по оценке консалтинговой компании «Рога и Копыта» имеет рейтинг ААА+, такой есть только у Дойче банк и еще пары компаний, даже у Майкрософт он ниже».
2) Отчеты.
Когда результата нет, а результат показать надо – тут тоже нас выручают большие красивые цифры. В бизнесе это не всегда проходит (кроме ситуации 3 на рисунке), но в государственных учреждениях это бывает очень часто. Руководство и учредители любят видеть динамику, если ты показываешь, что в прошлом году было 5000 посетителей на корпоративном сайте, а в этом году 7000 посетителей, то ты молодец, хорошо работаешь.
Главное это успешный и уверенный рост, не важно, что это рост ванильных метрик. Если спросить сколько из этих посетителей стали клиентами и сколько они принесли денег, то ответ будет удручающий, но никому это не приходит в голову. Хотя, может быть это просто игра в поддавки. Руководство не вкладывает деньги в это направление и поэтому смотрит сквозь пальцы на эту отчетность.
Как видно из рисунка подобная тактика особо эффективна в третьем случае, когда глупый начальник и умный сотрудник.
Отдельный пример это отчеты по эффективности работы сайта. Google Analytics и Яндекс Метрика по умолчанию настроены на ванильные метрики. Мало кто настраивает их под собственные нужды, задавая цели и следя за конверсией. Радуясь невероятно красивым показателям, менеджеры выбирают несколько наиболее красивых из них для демонстрации руководству. Боссы довольны графиками, маркетологи обосновали затраты. Сплошная выгода!
Правильные метрики.
Теперь скажу несколько слов о правильных метриках.
Главные критерии правильных метрик:
1) Если метрика меняется, а вы ничего не предпринимаете – значит эта плохая метрика. Изменение метрик должны изменять наше поведение. Правильная метрика это своего индикаторный показатель того, все ли у нас идет гладко или где-то наблюдаются проблемы. Если на метрики никак не реагировать, зачем вообще их измерять?
2) Метрики должны быть Сравнительные (сравниваем Х1 с Х2) и относительные (в %). Например, рост продаж в апреле, по сравнению с мартом составил 10%. Здесь изощренные государственные служащие выходят на новый уровень делая сравнительные ванильные метрики, как было выше в примере с отчетами.
Дейв МакКлюр, создатель «метрик для пиратов (AARRR)» выделяет 5 ключевых метрик:
Привлечение – привлечение пользователей на сайт из разных каналов. Ванильные метрики показывают тысячи скачиваний, но большинство из них мертвые души. Обратите внимание на количество переходов и долю отказов.
Активация – посетители довольны первым визитом и получили первый «положительный опыт» работы с сервисом/продуктом. Просмотрел больше 2 страниц, подписался на рассылку, скачал приложение. Первый этап воронки продаж пройден, какая конверсия?
Удержание – посетители регулярно возвращаются на сайт, часто посещают его, начинают пользоваться сервисом или приложением.
Доход – пользователи начинают платить за предложенные услуги и сервисы тем самым подтверждая гипотезы о модели монетизации
Рекомендации – пользователям настолько нравится продукт, что они начинают его рекомендовать друзьям.
Стив Бланк, основатель направления «Customer development» описывает этот процесс привлечения и развития покупателей следующим образом:
1 этап – привлечение и активация потребителей
2 этап – удержание потребителей (программа лояльности, конкурсы, обновления)
3 этап – выращивание потребителей (дополнительные продажи, следующие продажи, кросс-продажи, рекомендации).
Каждый этап в обоих воронках можно мерить отдельными метриками.
Подробнее о Стиве Бланке и его концепции «Customer Development речь пойдет в одной из следующих статей.
Существует множество других метрик, которые выходят за рамки данной статьи. Напиши в комментариях, если вам интересно узнать об этом более подробно.
Пример использования «пиратских метрик» (Dave McClur)
Роскачество исследовало пломбир 34 торговых марок
В рамках веерного исследования мороженого специалисты Роскачества закупили ванильные пломбиры 34 самых популярных у россиян торговых марок. Среди них – «Чистая линия», «Филевский», «Коровка из Кореновки», «Золотой стандарт», «Белое золото», «48 копеек» и многие другие. Все пломбиры производятся на территории России: в Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Свердловской и Томской областях, Краснодарском, Пермском, Приморском и Ставропольском краях, Республике Татарстан, а также в Москве и Санкт-Петербурге.
Мороженое проверили по 51 показателю качества и безопасности, включая наличие растительных жиров, антибиотиков, жирность продукта, качество молочного сырья, а также микробиологические показатели, позволяющие обнаружить в продукте бактерии и патогенные микроорганизмы.
О хорошем и плохом
✅ По результатам исследования пломбиры трех торговых марок соответствовали не только обязательным, но и опережающим требованиям стандарта Роскачества. Так, на российский Знак качества смогут претендовать пломбиры «Русский Холод» (общая оценка – 5,5 балла, Московская область), «Вологодский пломбир» (5,4 балла, Вологодская область) и «Эскимос» (5,2 балла, Томская область).
✅ Нарушения законодательства (разного уровня серьезности) отмечены в товарах 12 торговых марок:
Растительные жиры есть в составе мороженого «Белое золото» (Ленинградская область) и «Бодрая корова» (Белгородская область). Это мороженое не может считаться пломбиром, это фальсификат. Внимание! В исследовании принимал участие еще один пломбир ТМ «Бодрая корова», изготовленный по рецептуре 1948 года, – в нем растительных жиров не выявлено.
Также пломбиром не имеет право называться мороженое «Ваш пломбир» и «Мороженое от Деда Мороза», так как жира в обоих продуктах 11,5 %. Скорее это сливочное мороженое.
В составе мороженого «Как было» и «Сибхолод» (оба – Омская область) не указан крахмал. Производители этих продуктов нарушили права потребителей на достоверную маркировку.
В мороженом «Артек» (Вологодская область) и «Волгоградский пломбир» (Волгоградская область) эксперты обнаружили бактерии кишечной палочки.
Антибиотик левомицетин был обнаружен в мороженом «Волгоградский пломбир» (Волгоградская область), антибиотики тетрациклиновой группы – в пломбире «Липецкое» (Липецкая область). Количества лекарственных препаратов превышали допустимые техническим регламентом Таможенного союза.
Фактическая масса нетто пломбира «Село Зеленое» (Пермский край) составила 267 грамм при заявленных 280 граммах. Производитель недовесил всего 13 грамм. Но если учесть стоимость одного такого мороженого – 99 рублей за упаковку – выходит, что потребитель платит лишние 4,5 рубля. Кстати, у пломбира «Село Зеленое» других недостатков нет: он качественный, безопасный и очень вкусный – за органолептику это мороженое получило 5,5 балла. Однако за обман потребителя итоговый балл изрядно снижен: общая оценка составила 3,3.
В пломбирах «Золотой стандарт» (Омская область) и «Как раньше» (Санкт-Петербург) были зафиксированы превышения по кислотности. Скорее всего, для изготовления этого мороженого использовалось несвежее молочное сырье.
Подробнее об этих нарушениях читайте ЗДЕСЬ.
О цене пломбиров
В очередной раз результаты испытаний показали, что хороший продукт не значит самый дорогой. Так, например, самый дорогой пломбир из исследованных – «Чистая линия» – при закупке стоил 72 рубля за 100 грамм. Однако общий балл этого мороженого в рейтинге – 4,42. Самое дешевое мороженое – «Русский Холод. СССР». Его стоимость при закупке составила 23 рубля за 100 грамм, а общий балл составил 5,12, что позволило ему занять 5-е место в общем рейтинге. При этом цена не гарантирует подлинность продукта: фальсифицированный растительными жирами пломбир «Белое золото» – далеко не самый дешевый из всех проверенных образцов. 100 грамм этого мороженого стоят 37 рублей.
О вкусе, аромате, консистенции
Топ-5 по органолептике среди товаров без нарушений составили пломбиры «Чистая линия» (5,1 балла), «Вологодский пломбир» (5 баллов), «Филевский» («Айсбери», 4,95 балла), «Настоящий пломбир» (ИП Шибаланская А.А., 4,6 балла), «Русский Холод» и «Коровка из Кореновки» (по 4,5 балла). Любопытно, что высшую оценку в 5,5 балла за органолептику получили товары с нарушениями «Ваш пломбир» (заниженная жирность) и «Село зеленое» (недовес).
У экспертов не возникло претензий к цвету исследованного мороженого. Вместе с тем, много оценок было снижено за консистенцию, структуру и внешний вид пломбиров. Что касается вкуса и запаха мороженого, высшим баллом за этот параметр эксперты не наградили ни один пломбир. Любопытно, что три верхние позиции вновь заняли товары с нарушениями. А самые вкусные пломбиры без нарушений – это «Русский Холод», «Чистая линия», «Филевский», «Настоящий пломбир» и «Коровка из Кореновки».
Лучшее шампанское: популярные российские марки игристого в 2021 году
Роскачество исследовало 15 игристых вин, произведенных по классической технологии, стоимостью от 389 до 999,9 руб. за бутылку. Какие вина получили максимум баллов?
Содержание
Напоминаем, злоупотребление алкогольными напитками вредит вашему здоровью. Также информируем, что данный материал не рекомендован для ознакомления лицам младше 18 лет.
Называем лучшее вино, произведенное классическим способом, среди игристых и шампанских вин, исследованных Роскачеством в 2021 году.
О проекте «Винный гид России»
Роскачество каждый год представляет рейтинг игристых вин российского производства в среднем ценовом сегменте (до 1000 рублей). Ежегодное исследование проводится в рамках «Винного гида России» – проекта, который создан и реализуется Роскачеством совместно с Минпромторгом и Минсельхозом России.
Что такое классический метод производства игристого?
Классическому методу производства игристого вина и шампанского по меньшей мере несколько сотен лет. В основных принципах эта технология остается неизменной до сих пор. Виноград перерабатывают, получают из него обычное сухое вино, затем заливают его в бутылку и добавляют специальный «тиражный ликер». После этого бутылку плотно закупоривают и оставляют для выдержки в прохладных подвалах (лучшим местом для хранения считаются тоннели, пробитые в сплошном камне). Во время выдержки в бутылке начинается вторичное брожение – образование тех самых пузырьков углекислого газа, которые дарят вину «игру» в бокале. Основатель французской школы создания таких вин в Шампани Пьер Периньон говорил о своих впечатлениях от первых вин: «Я пью звезды».
Спустя столетия создание классики шампанского не сильно изменилось. Это по-прежнему во многом ручной труд. Тяжелый и кропотливый. Даже там, где на помощь современным шампанистам пришли машины, требуется огромный профессионализм создателя вина – мастера-винодела.
Какой напиток называют шампанским
Игристые вина бывают игристыми выдержанными и шампанскими. В чем разница? Разница как правило, в периоде выдержки, и в том, где вино выдерживалось после вторичной ферментации – в бутылке или в огромной емкости – акратофоре. По закону 468 «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» (статья 18), игристые вина по периоду выдержки подразделяются на:
Игристые вина, изготовленные классическим способом, по сути равны шампанскому, даже если слова шампанское нет на этикетке.
Внимание! В рейтинге-2021 имеется 8 вин с маркировкой «российское шампанское». Из них три произведено по классическому методу, а 5 по методу Шарма. Вина, изготовленные по методу Шарма, не имеют права именоваться шампанскими винами (ФЗ № 468), остатки вин со старой маркировкой должны быть допроданы до 1 января 2022 года (в эту дату заканчивается мораторий на проверки соответствия розничной продажи вина требованиям 468 ФЗ), с этого момента только вина, произведённые по классической технологии с выдержкой в бутылке, смогут именоваться «российским шампанским». Для вин с выдержкой от 9 месяцев в бутылке действует категория «Российское шампанское выдержанное», для вин с выдержкой 36 месяцев и более – «Российское шампанское коллекционное».
Какие игристые вина, произведенные по классической технологии, исследованы в 2021 году?
Всего в 2021 году исследовано 147 игристых и шампанских вин. Существенную долю в выборке этих игристых – порядка 10% – впервые составили вина, произведенные классическим методом с выдержкой в бутылке, в том числе представители категории «Российское шампанское», к качеству которых новым российским законом «О вине» предъявляются особенно высокие требования. В связи с этим мы выделяем внутри исследования игристого особую категорию вин, произведенных по сложной, кропотливой технологии «классического игристого».
По классическому методу произведены игристые вина пяти торговых марок: «Аристов», «Шато Тамань», «Абрау-Дюрсо», «Поместье Голубицкое», «Новый Свет». Всего 15 наименований.
Произведены они в Краснодарском крае (Таманский полуостров и Новороссийск) и в Крыму и практически представляют собой бленды классических европейских сортов, традиционно используемых для производства игристых вин: Пино Нуар, Пино Гри, Пино Фран, Шардоне, Рислинг, Совиньон, Алиготе, Каберне Совиньон. Только одно вино сделано из одного сорта винограда по технологии Blanc de Noirs (белое из черного) – это выдержанный экстра-брют, ставший лидером в этой категории.
Оценки исследованных игристых и цена бутылки
Все исследованные образцы получили высокие дегустационные оценки – от 78 баллов и выше. При этом закупочная стоимость вин относительно невелика – от 389 до 999,9 руб. за бутылку.
Эксперты констатируют, что в недорогом ценовом сегменте становится все больше игристых вин, произведенных классическим методом с выдержкой в бутылке.
Хорошее шампанское по соотношению цены и качества
Отметим, что 10 из 15 вин находятся в ценовом диапазоне 500–700 руб. Среди них можно найти и брюты, и полусухие, и полусладкие игристые вина. Например, лучший экстра-брют исследования был куплен за 539 руб.
– Подход производителей к винам, произведенным классическим методом, за последние годы существенно изменился, – отмечает руководитель дегустационной комиссии «Винного гида России» Артур Саркисян. – В этой категории стало больше вин в чистой, свежей стилистике со своими терруарными особенностями. Больше недорогой «классики» стали делать благодаря внедрению автоматизации. Некоторые операции, которые раньше делались только вручную (например, ремюаж – сведение осадка на пробку), теперь делает техника. Стало больше и производителей «классики». К очень заслуженным историческим винодельням – «Абрау-Дюрсо», «Новый Свет» – добавились и новые производители: «Кубань-Вино», «Поместье Голубицкое».
Лучшее классическое игристое вино рейтинга Роскачества – это экстра-брют «Аристов»
Лучшим экстра-брютом исследования, произведенным по классической технологии, стало выдержанное вино экстра-брют белое «Аристов. Кюве Александр Блан де Нуар» с ЗНМП «Южный берег Тамани». Дегустационная оценка – 82,1 балла, закупочная стоимость – 539 руб. Это вино также стало лидером общего рейтинга игристых, произведенных по классической технологии.
Топ-3 брютов, изготовленных по классической технологии:
Лучшее полусладкое классическое игристое
Лучшее полусладкое классическое игристое в рейтинге-2021 – вино игристое выдержанное полусладкое розовое «Новый Свет. Пино Фран».
Лучшее сладкое классическое игристое
Лучшим сладким игристым вином, произведенным классическим методом, эксперты Роскачества признали игристое вино сладкое розовое с ЗГУ «Кубань. Таманский полуостров» выдержанное Tête de Cheval (других сладких вин среди игристых, произведенных классическим методом, не было).
Лучшие сухие и полусухие игристые вина России
К сожалению, сухих игристых вин не оказалось среди исследованных Роскачеством в 2021 году. рекомендуем обратить внимание на лучшие брюты и лучший экстра-брют. В этих напитках содержание сахара минимально. Что касается лучшего полусухого игристого вина исследования, о нем скажем чуть ниже.
Лучшее полусухое классическое игристое
Лучшее полусухое игристое – российское шампанское выдержанное белое «Новый Свет».
Лучшее недорогое шампанское
Лучшее недорогое шампанское из исследованных, это безусловно, российское шампанское выдержанное брют белое «Новый Свет» и российское шампанское выдержанное полусухое белое «Новый Свет»
Как выбрать хорошее шампанское: критерии оценки качественного напитка
Обращайте внимание на маркировку продукции. Согласно статье 26 «Особенности маркировки и розничной продажи винодельческой продукции» ФЗ 468 на этикетке игристого, в том числе и шампанского, обязательно должны быть указаны сорт или сорта винограда, место происхождения и год урожая винограда, используемого при производстве реализуемой винодельческой продукции.
По содержание сахара игристые и шампанские вина делятся на:
На что еще обратить внимание, выбирая российское игристое вино?
Ищите маркировку «Вино России» на винной полке магазина. В первую очередь обращайте внимание, чтобы на винной полке, где стоит вино, была маркировка «Вино России». Это подтверждает, что данная продукция полностью произведена из винограда, выращенного на территории Российской Федерации.
Внимание! В представленном рейтинге игристых вин вы можете сделать сортировку по году исследования, содержанию сахара, региону происхождения, цене и бренду. Вина, исследованные в 2021 году, можно отфильтровать уже и по методу производства – классическому или акратофорному.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Что такое вейп и чем он вреден, исследования ученых
Материал проверила Алена Глушакова, главный врач юго-восточного кластера сети клиник «Доктор рядом», врач общей практики
Что такое вейп
Несколько лет назад на прилавках появились устройства для вдыхания пара. Их пропагандировали как безопасную альтернативу привычным никотиновым сигаретам. Устройства могут быть разного дизайна и размера: в виде коробочек с трубкой-насадкой или длинных цилиндров. Помимо электронных сигарет и мини-кальянов, продаются жидкости для заправки вейпов с различными ароматическими свойствами. Их огромное множество; встречаются вишня, кофе, лимон, мармелад, банановый мусс, клубника со сливками и даже печенье с лимоном и ванильным кремом. В составе: глицерин, пропиленгликоль и ароматические добавки. Одни наполнители содержат никотин, другие — нет, это указано на упаковке. Вейп похож на ингалятор: внутри него нагревается и закипает жидкость, в результате чего образуется пар для вдыхания [1].
Новый вид курильщиков стали называть вейперами (от англ. «vaping» — «парение»), и появился новый тренд. Среди любителей электронных сигарет проводятся соревнования, для них открывают специализированные заведения, а сами устройства выпускают в эксклюзивном дизайне.
Как ни парадоксально, часто вейперами становятся люди, которые хотят бросить курить. Основной вред здоровью наносят канцерогенные вещества, содержащиеся в сигаретах. При этом некоторые курильщики ошибочно полагают, что негатив заканчивается на неприятном запахе табака и постоянных денежных тратах.
Чем вреден вейп — данные 2020 года
В сентябре 2020 года в журнале Американской кардиологической ассоциации было опубликовано исследование об использовании электронных сигарет и вейпинговых продуктов [2]. Ученые сравнили влияние разных ингаляций — пара с никотином и без него, а также табачного дыма в сравнении с обычным воздухом. Ни у одной из подопытных крыс, подвергшихся воздействию воздуха без примесей, не развился респираторный дистресс и иные заболевания. При этом 14 из 18 животных, получавших пар с примесями, начали страдать от затрудненного дыхания, у них отметили слышимые хрипы и отсутствие активности, одна крыса погибла.
Вейпинг способствует повышению артериального давления, вызывает дисфункции эндотелия и повышает риск развития инфаркта миокарда и инсульта. Состояние, получившее название «повреждение легких, связанное с употреблением электронных сигарет» (EVALI), зафиксировали в США в июне 2019 года, и в течение трех последующих месяцев случаи заметно участились [3]. Сообщения о новых пациентах продолжают поступать. В марте 2020 года в США зарегистрировано 2800 случаев заболевания, 68 из которых закончились летально. Типичными жертвами становятся молодые мужчины и женщины, в последнее время употреблявшие электронно-сигаретную технику и страдающие острым респираторным расстройством, включая такие симптомы, как одышка, дискомфорт в груди, кашель, лихорадка и усталость [4]. На рентгенографии пострадавших врачи обнаружили двусторонние легочные инфильтраты, а в результате гистологии выявили пневмонит, бронхиолит и альвеолярные повреждения.
«Попкорновая болезнь» от вейпа
В 2019 году у 17-летнего подростка из Канады диагностировали начальный облитерирующий бронхит — тяжелое респираторное заболевание, провоцирующее обструкцию бронхиол. Молодой человек курил вейп в течение нескольких месяцев до того, как почувствовал первые симптомы: одышку, тахикардию и сухой кашель.
На момент постановки диагноза стоял вопрос о возможной трансплантации легких, но врачам удалось спасти пациента за счет вовремя назначенной терапии с высокими дозами кортикостероидов [5]. «У этого пациента был тяжелый острый бронхиолит, возможно, связанный с травмой органов дыхания от вейпинга, с некоторыми особенностями, указывающими на последующий ранний облитерирующий бронхиолит», — заключили врачи медицинской группы из Научно-исследовательского института здравоохранения Лоусона и Университетской сети здравоохранения, которые принимали участие в лечении подростка [6].
Облитерирующий бронхит может развиваться по разным причинам, в том числе риски возникновения повышают: ревматоидный артрит, последствия трансплантации органов и вирусные инфекции. Но чаще всего болезнь провоцирует ингаляция токсичных паров, в том числе диоксида серы, аммиака, хлора, хлороводорода и диацетила. Последний используется в ароматизаторах для электронных сигарет. Этот вид бронхита прозвали «попкорновой болезнью» после того, как были зафиксированы массовые случаи поражения легких у сотрудников производств попкорна для микроволновки. В нем также использовался масляный ароматизатор.
Влияние вейпа на организм подростков
Жидкости для электронного вейпинга содержат несколько потенциально вредных химических веществ [7]. Связанные с вейпингом повреждения легких диагностируют все чаще. «Подобные синдромы распространились из-за вейпа», — говорит доктор Панагиас Галиатсатос, директор клиники лечения от табака в Медицинском центре Джонса Хопкинса в Балтиморе [8]. Он исследовал различные типы повреждений органов дыхания, связанные с вейпингом. «Это наше новое поколение болезней легких», — считает врач.
Некоторые виды жидкостей для вейпа содержат никотин, влияние которого на организм хорошо изучено. Он замедляет развитие мозга подростков, плохо влияет на память, концентрацию, самоконтроль и способность к обучению. Некоторые электронные сигареты выглядят как флешка, которую можно зарядить от компьютера и ноутбука, при этом уровень никотина в капсуле сопоставим с целой пачкой сигарет [9]. Другими побочными эффектами, в том числе от постоянного курения вейпа с безникотиновыми жидкостями, считают ослабление иммунитета, повреждение тканей легких и сердца, а также когнитивные нарушения [10].
В недавнем исследовании ученые сравнили три группы подростков: одни постоянно использовали только электронные сигареты, вторые — иногда предпочитали электронные в дополнение к стандартным, третьи — никогда не курили ни то, ни другое [11]. В итоге у подростков из первой группы в моче обнаружили значительно больше токсичных химических веществ, в том числе акрилонитрил, акролеин, оксид пропилена, акриламид и кротоновый альдегид.
Вейп или сигареты: что опаснее
Исследование 2019 года, опубликованное в журнале Американской кардиологической ассоциации, подтверждает, что вред от электронных сигарет сопоставим с последствиями традиционного курения [12]. Ученые сравнили уровень здоровья сосудов у курильщиков и вейперов. В эксперименте участвовали более 400 человек в возрасте 21–45 лет. Они сдали анализ для изучения образцов клеток артерий. Результаты были одинаковыми как у любителей обычных сигарет, так и у тех, кто предпочитал электронные. В обеих группах врачи отметили заметные повреждения кровеносных сосудов, низкий уровень кислорода в клетках и повышенную жесткость сосудистой стенки.
Врачи утверждают, что электронные сигареты провоцируют риск развития сердечно-сосудистых заболеваний [13], и поэтому вейп нельзя рассматривать как менее вредную альтернативу сигаретам с точки зрения воздействия на организм. Кроме того, ученые выявили низкий уровень молекул оксида азота в клетках вейперов. Этот показатель напрямую указывает на функции дыхания, а также иммунитет и сердечно-сосудистый гомеостаз.
То есть вейп, как и сигареты, негативно влияет не только на легкие, но и на другие системы организма и общее состояние здоровья. По мнению специалистов, электронные сигареты ни в коем случае не должны использовать дети, подростки и беременные женщины [14].
Бывает ли безвредный вейп
Некоторые производители вейп-продукции заявляют, что вейпинг — это безопасная альтернатива курению. Однако исследования показывают, что это не так. Фактически, вейпинг, в том числе без никотина, может оказывать вредное воздействие на организм. Побочные эффекты часто зависят от вида жидкости, используемой в электронных сигаретах. Многие из ее ингредиентов имеют сертификат GRAS, то есть могут использоваться в пищевых целях [15]. Однако в процессе курения они нагреваются, испаряются и могут оказывать токсическое воздействие на организм. Результаты исследования 2015 года показали, что при нагревании глицерина и пропиленгликоля в жидкостях для вейпов образуются соединения, выделяющие формальдегид. Вещество относится к канцерогенам группы 1, т.е. может повышать риск развития рака [16].
Кроме того, частые ингаляции могут вызывать сухость полости рта и горла, как и при курении обычных сигарет. И никотин здесь ни при чем. Как отмечают авторы исследования электронных сигарет в книге «Заболевания, вызванные табаком», вдыхание большого количества пропиленгликоля и глицерина может повреждать дыхательные пути [17]. Они также указывают, что уровень этих химических веществ в электронной сигарете достаточно высок, чтобы вызвать раздражение слизистой уже после одной затяжки.
Комментарий эксперта
Алена Глушакова, главный врач юго-восточного кластера сети клиник «Доктор рядом», врач общей практики
Курение вызывает физическую и психологическую зависимость. Не важно, это курение табака, кальяна или вейпа. Зависимость обусловлена выработкой «гормонов счастья». Во время курения курильщик испытывает положительные эмоции. А если он на 100% уверен, что курение вейпов безопасно, в организме вырабатываются дофамин, серотонин, норадреналин, окситоцин. Эти вещества способствуют возникновению ощущения легкой эйфории и чувства радости у человека.
Психологическая зависимость — не менее важная и серьезная проблема, возникающая при курении. Процесс курения чего бы то ни было представляет для курильщиков некий ритуал, с помощью которого человек снимает усталость, стресс. Среди курильщиков принято считать, что во время курения легче общаться, находить с людьми общий язык в так называемой неформальной обстановке. При курении у человека возникает психологическая зависимость от самого процесса вдыхания-выдыхания дыма или пара. Это активно используют в маркетинге для увеличения продаж, применяют приятные ароматы, используют лозунги «забудьте о пепле и неприятном запахе», «бросай курить, переходи на вейп» и т.д. Все эти факторы способствуют формированию психологической зависимости у человека, а избавиться от нее бывает очень сложно.
Курение обычных и электронных сигарет вредно для здоровья. Речь идет, главным образом, не о совместимости химических веществ, содержащихся в электронных сигаретах и обычных, а о количестве поступающих канцерогенных веществ в организм в целом.
Риск развития заболеваний от курения вейпа особенно велик для детей, подростков, беременных женщин, пожилых людей, людей с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также страдающих аллергическими реакциями.
Безопасных форм курения не существует, а отсутствие симптомов не означает, что нет пагубного воздействия на организм. Например, рентгенографическое исследование позволяет выявлять изменения только на стадии изменения архитектоники, структуры легких.
По официальным данным Минздрава РФ, заболевания дыхательной системы занимают лидирующие позиции среди болезней. Коронавирусная инфекция, безусловно, вносит свой вклад в статистику, но хочется отметить, что рост количества заболеваний дыхательной системы наблюдается в течение нескольких лет.